Что такое объект и субъект в русском языке
Понятие о субъекте, предикате, объекте и атрибуте
Члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение — соответствуют понятиям, которые сложились в нашем мышлении.
То, о чём думают, т. е. предмет мысли называется субъектом. В предложении субъекту соответствует подлежащее.
То, что думают о субъекте, называется предикатом. В предложении предикату соответствует сказуемое.
Понятие о предмете, на который направлено действие, или о предмете, связанном с дейстием, называется объектом. В предложении объекту действия соответствует дополнение.
Предложения со страдательным оборотом имеют особое построение, а именно: если в предложении сказуемое имеет страдательное значение, то подлежащим служит название предмета, подвергающегося действию, а деятель может быть обозначен дополнением в дательном или творительном надеже.
Эр дю аминдув (аминдив) овча. Эта юрта построена моим отцом.
В таких предложениях настоящий, действительный субъект действия аминми отец выступает дополнением, а объект дю юрта, т. е. предмет, на который направлено действие, выступает подлежащим.
Понятие о признаке предмета или действия называется атрибутом. В предложении атрибуту соответствует определение и обстоятельство.
В предложении: Аси аява тэтыгэвэ уллидерэн. Женщина шьёт хорошую одежду Аси женщина — подлежащее — соответствует субъекту мысли, уллидерэн шьёт — сказуемое — соответствует предикату мысли, тэтыгэвэ одежду — прямое дополнение — соответствует объекту действия, аява хорошую — определение — соответствует атрибуту предмета.
Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение всегда выражены в предложении отдельным словом. Субъект, предикат, объект, атрибут могут и не быть выражены отдельными словами. Понятие субъекта и предиката может быть выражено одним словом, например: Дэручэс. Ты устал — субъект выражен при помощи суффикса второго лица единственного числа -с.
В предложениях: Мотымасинав. Мы пошли охотиться на лося. Дюӈим. Я сделал юрту. Моларэв. Мы пошли за дровами в одном слове выражены не только субъект и предикат, но и объект действия: на лося, юрту, за дровами.
Объект или субъект действия, выраженный в словосочетании
1а. Убийство отца было расследовано.
1б. Его убийство было расследовано.
2а. Потеря отца была горькой.
2б. Его потеря была горькой.
Вопросы
Я правильно понимаю, что во всех примерах отец может быть как объектом действия, так и субъектом и нужный смысл определяется читателем исходя из логики ситуации и контекста?
В случае когда имеется в виду объект, можно ли вообще в роли дополнения использовать личное местоимение и ставить его перед словом, к которому это дополнение относятся? Его убийство, его потеря, его задержание, его эксплуатация, его знание, его понимание.
1 ответ 1
Сравним предложения: (1) Автор написал книгу. (2) Отец потерял сына. Сын потерял отца.
Предложение 1. Автор (чего?) книги – это родительный падеж объекта действия. Книга (чья?) автора – это родительный падеж субъекта действия, значение принадлежности (притяжательное значение).
Здесь используются обычные существительные, по их семантике мы различаем значения падежей даже в словосочетаниях.
Предложения 2. Потеря (кого?) отца – это родительный падеж объекта действия (потерян отец). Потеря (чья?) отца (потерял отец) – это родительный падеж субъекта действия, значение принадлежности.
Здесь используется отглагольное существительное, поэтому без контекста мы не можем различить падежи. В то же время такое различение является обязательным требованием, в противном случае это будет считаться стилистической погрешностью текста.
Различаются варианты также по контексту. Что касается позиции местоимения, то она будет свободной в обоих случаях и зависит от актуального членении предложения, от расстановки логических ударений в нем.
В то же время частотность вариантов разная. Вариант с объектным значением «потеря его» наиболее частотен, это его нормальная позиция. Субъектное значение «его потеря» встречается реже, так же редко можно увидеть инверсию для обоих вариантов.
Все эти выводы неочевидны, но сделать их помогает Нацкорпус – достаточно просмотреть там сочетания «его потеря» и «потеря его».
Значение субъекта действия (потерял он):
«Как жена, там царь рыдает. Велика его потеря! Ах, моя Альама!» (речь идет о взятии крепости). Царю кажется, что потеря его невосполнима.
Значение объекта действия (потеряли его)
Безвременная потеря его была тяжка для художественного мира. Он умер в цвете лет! О, как тяжела была для меня его потеря!
Мысли и заметки
ГРАММАТ И ЧЕСКИЙ СУБЪ Е КТ ← ← ↔ → → ГРАММАТ И ЧЕСКИЙ ОБЪ Е КТ
СУБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ ← ← ↔ → → ОБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ (Handlung)
Рассм о трим (= Проанализ и руем Р; „сделаем анализ“) элемент а рный прим е р (= очень простой пример):
РАБ О ЧИЕ СТР О ЯТ ДОМ. (Раб о чий (Substantiv; Arbeiter) – раб о чие (Nom. Plur.); Стр о ить – bauen)
В этом предложении (Satz) “Рабочие” (Nom.) – граммат и ческий субъект, “строят” – предик а т, а “дом” (Akk.) – граммат и ческий объект. В н е которых случаях для анализа предложений кроме т е рминов (Fachausdruck, Terminus) “грамматический субъект” и “грамматический объект” большое значение имеют понятия (Begriffe) “субъ е кт д е йствия” (или “лог и ческий (logisch) субъект” ) и “объ е кт д е йствия” (или “лог и ческий объект” ). С п о мощью (mit Hilfe) этих понятий мы анализируем реальную ситуацию, которая отраж а ется (wird widerspiegelt), оп и сывается (wird beschrieben) в предлож е нии.
CУБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ – это лиц о (Person) или предмет (Gegenstand, Objekt), который соверш а ет д е йствие (Handlung) (= активно действует, (handeln, fungieren) “делает” действие) в ре а льной ситу а ции. Субъект всегда “акт и вен”.
ОБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ – это лицо или объект, над (über, an) которым в реальной ситуации соверш а ет (= “делает”) своё д е йствие субъект. Объект всегда “пасс и вен”.
В предложении “Рабочие строят дом”
→ → → → → → → Грамматический субъект (Nominativ)
РАБОЧИЕ
→ → → → → → → Грамматический объект (Akkusativ)
В русском языке соотнош е ние (Verhältnis, Wechselbeziehung) в реальной ситуации между “активным субъектом” и “пассивным объектом” может быть в ы ражено (ist ausgedrückt) и другим сп о собом (Art und Weise), в форме так назыв а емой (so genannt) пасс и вной констр у кции:
ДОМ СТР О ИТСЯ РАБ О ЧИМИ.
→ → → → → → Граммат и ческий субъект (Nominativ)
УЧЁНЫЕ ИССЛ Е ДУЮТ ПРИР О ДУ. (Учёный (Subst.; Wissenschaftler) – учёные (Nom. Plur.); Иссл е довать – erforschen; Прир о да – Natur)
→ → → → → → → → → Граммат и ческий субъ е кт (Nominativ)
УЧЁНЫЕ
→ → → → → → → → → Субъ е кт д е йствия , лог и ческий субъ е кт, “акт и вный субъект”
→ → → → → → → Грамматический объект (Akkusativ)
ПРИР О ДУ
ПРИР О ДА ИССЛ Е ДУЕТСЯ УЧЁНЫМИ
→ → → → → → → Граммат и ческий субъект (Nominativ)
ПРИРОДА
А теп е рь самосто я тельно (selbständig):
ТУР И СТЫ Ч А СТО ПОСЕЩ А ЮТ (besuchen) ЭТОТ СТАР И ННЫЙ Г О РОД
ЭТОТ СТАР И ННЫЙ Г О РОД Ч А СТО ПОСЕЩ А ЕТСЯ ТУР И СТАМИ
ПЁТР П Е РВЫЙ ОСНОВАЛ ПЕТЕРБ У РГ В НАЧ А ЛЕ XVIII-ОГО В Е КА (Осн о вывать // основ а ть – gründen)
Пётр П е рвый = (а) ………………………………………………………………………
Петербург – (а) …………………………………………………………………………
ПЕТЕРБУРГ БЫЛ ОСН О ВАН ПЕТР О М П Е РВЫМ В НАЧ А ЛЕ XVIII-ОГО ВЕКА (Осн о ван – кр а ткая ф о рма (Kurzform) пасс и вного прич а стия (Partizip) прош е дшего вр е мени (Vergangenheit))
Петр о м П е рвым = ………………………………………………………….
ХРИСТОФ О Р КОЛ У МБ ОТКР Ы Л АМ Е РИКУ В 1492- О М ГОД У
Христофор Кол у мб = (а) …………………………………………………………………
Ам е рику = (а) …………………………………………………………………………..
АМЕРИКА БЫЛ А ОТКР Ы ТА ХРИСТОФ О РОМ КОЛ У МБОМ В 1492-ОМ ГОДУ
Христофором Колумбом = …………………………………………………………….
ВСЕ ПРИК А ЗЫ ПО УНИВЕРСИТ Е ТУ ПОДП И СЫВАЕТ Р Е КТОР (Прик а з – Verordnung, Befehl; Подп и сывать // подпис а ть – unterschreiben)
ВСЕ ПРИКАЗЫ ПО УНИВЕРСИТЕТУ ПОДП И СЫВАЮТСЯ Р Е КТОРОМ
БИБЛИОТ Е КАРЬ ВЫДАЁТ КН И ГИ. (Выдав а ть // в ы дать – ausgeben)
КНИГИ ВЫДА Ю ТСЯ БИБЛИОТЕКАРЕМ
ВО Е ННЫЕ ПРОВ О ДЯТ ИСПЫТ А НИЯ Н О ВОГО ОР У ЖИЯ (Во е нный (Subst.; Militär, Militärperson) – во е нные (Nom. Plur.); Провод и ть // провест и – durchführen, ausführen, vornehmen; Испыт а ние – Versuch, Test; Ор у жие – Waffe)
ВО Е ННЫМИ ПРОВ О ДЯТСЯ ИСПЫТ А НИЯ Н О ВОГО ОР У ЖИЯ
Д Е НЬГИ ТР А ТИТ ЖЕН А
ДЕНЬГИ ТР А ТЯТСЯ ЖЕН О Й
Р а ньше на этом зав о де выпуск а ли холод и льники и стир а льные маш и ны, а теперь из гот о вых дет а лей собир а ют кор е йские автомоб и ли м а рки „Kia“. (Выпуск а ть // в ы пустить –herstellen, produzieren; Стир а льная маш и на – Waschmaschine; Гот о вый – fertig; Собир а ть – montieren, zusammenbauen)
„ОНИ“ ВЫПУСК А ЛИ ХОЛОД И ЛЬНИКИ И СТИР А ЛЬНЫЕ МАШ И НЫ („Они“ – неопределённый (unbestimmt) субъект в русском языке; „Они“ ≈ рабочие, инженеры, руковод и тели завода)
Холодильники и стиральные машины =
„ОНИ“ СОБИР А ЮТ КОРЕЙСКИЕ АВТОМОБ И ЛИ
Корейские автомобили =
Р а ньше на этом зав о де выпуск а лись холод и льники и стир а льные маш и ны, а теперь из гот о вых дет а лей собир а ются кор е йские автомоб и ли м а рки „Kia“.
„ И МИ“ ВЫПУСК А ЛИСЬ ХОЛОД И ЛЬНИКИ И СТИР А ЛЬНЫЕ МАШ И НЫ
Холодильники и стиральные машины =
„ И МИ“ СОБИР А ЮТСЯ КОРЕЙСКИЕ АВТОМОБ И ЛИ
Объект и субъект — что это такое и отличия
В течение жизни человек слышит такие слова, как объект и субъект. Очень часто эти термины употребляются в психологии и других науках, когда специалисты говорят о том, что люди способны к абстрактному типу мышления. Для того чтобы проводить различные исследования также применяются эти понятия. Несмотря на распространенность, не каждый человек понимает разницу между этими понятиями и способен дать определение каждому из них. Для того чтобы устранить этот пробел в знаниях, нужно провести сравнение и только потом можно сделать обобщающий вывод, который и позволит установить различия.
Определение понятий
Объектом называется определенный предмет или категория. На них направлено действие субъекта. Проводимые между ними взаимодействия могут быть различными – социальные (например, работодатель и работник), умозрительные (политик и мировая политика). Особенностью объекта является тот факт, что он всегда находится под влиянием объективной реальности. Он может быть выражен различными категориями, которые обозначают и выражают его признаки.
Субъект – определенный индивид или группа лиц, которые взаимодействуют с выбранным для этого объектом. Рассматриваемая категория имеет различные определения. Зависит это от сферы изучения. Субъектом является лицо, которое обладает набором прав и обязанностей. Если рассматривать понятие с точки зрения философии, то субъектом будет являться человек. Он познает мир и принимает активное участие в его изменении
Все рассматриваемые определения объединяет именно осознанность и целенаправленность действий. Особенность характерна для лиц, которые обладают развитым сознанием. Животные не способны разделять все на субъекты и объекты.
Сравнение
Противопоставление и сравнение понятий объекта и субъекта – это один из способов познания окружающей реальности и мира. Для лучшего понимания все сравнения проводятся с точки зрения реальности, которая создается непосредственно людьми. Отношения происходят между людьми и осуществляются вокруг определенного объекта. Важно понимать, что участвуют в них исключительно субъекты. Люди принимают различные решения относительно того, как будут развиваться события в той или иной сфере человеческой деятельности. Если проводить сравнение, относительно трудовых отношений, то субъектом будет являться лицо, которое участвует в процессе выполнения определенного дела. Продукт, который подвергается изменениям под воздействием применяемого труда, является объектом деятельности. В результате этого удается выделить главное отличие между понятиями субъекта и объекта – направленность действия. Становится понятно, что только субъект способен оказать воздействие на то, чтобы произошли изменения в объективной реальности, способные выделиться из нее и привести к необходимым для развития изменениям.
Выводы
Для того чтобы понять различия между понятиями, важно учитывать такой фактор, как направленность действия. Субъект – человек, который преобразует исходную реальность. В результате удается наполнить ее новым содержанием, изменить, исходя из собственных нужд. Действие производится от человека (субъекта) по направлению к объекту. Он, в свою очередь,
принимает эти изменения или сохраняет функции прежними. Примером может служить человек, который изучает определенную науку. В результате он получает набор новых знаний.
Способность к действию – еще один параметр, с помощью которого удается понять разницу между понятиями. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего хода развития событий. Объект подчиняется принятым решениям и действиям. В результате происходят некие преобразования и изменения в окружающем мире и реальности. Проявление – фактор, по которому можно легко проследить имеющиеся различия. Субъект проявляется через активное действие. Он старается выделиться из реальности, обозначить себя. Пример: начальник управляет работой предприятия, для этого он принимает ряд определенных решений и предпринимает действия, направленные на то, чтобы привлечь внимание субъекта и сделать его частью процесса по изменению и улучшению (выполнение намеченного плана работ).
Еще одним фактором является одушевленность. Объект в 90% случаев – предмет неодушевленный (продукты питания, предметы, детали). Субъект – человек. Субъект всегда наделяется разумом и волей. Эти показатели указывают на наличие сознания, характерного именно для живых существ.
Что такое объект и субъект — определение, особенности и различия
Субъект — источник активности
Любое развитие — историческое, научно-техническое, культурное, осуществляется благодаря творческой энергии отдельных личностей. Содержание и характер их деятельности делают события прогрессивными или регрессивными. По мнению философов, субъект — тот, кто не только присутствует в этом мире, но и занимает в нем активную позицию исследователя и преобразователя.
Этим словом может обозначаться не отдельная личность, а группа лиц, коллектив, активно организующий какую-то деятельность или в ней участвующий. Например, школьный коллектив учителей — субъект образовательно-воспитательного процесса, то есть его организатор и исполнитель.
В литературе и в разговорной речи иногда субъектом иронично или осуждающе называют человека с отрицательными качествами — хитрого, корыстного, лживого.
Кто или что называется объектом?
Субъект всегда находится в состоянии познания или какой-то деятельности. То, на что направлено его сознание и действие, называется объектом (от латинского objectum — «предмет»). Объект наблюдается, рассматривается, изучается, описывается — его вид, состояния, явные и скрытые свойства и качества, действия и их способы, структура, изменения.
Объект познания — это не обязательно единичное, целостное явление или предмет. Это может быть совокупность предметов или их отдельных свойств и качеств. Тот же учительский коллектив и какие-то аспекты его организации и деятельности, перспективы развития могут стать объектом анализа комиссии (которая в таком случае является субъектом).
Объектами изучения могут быть неосязаемые процессы, явления или предметы, удаленные во времени и пространстве: закономерности развития психики человека, история происхождения планеты, астрономические события.
Сам человек относительно себя иногда является субъектом и объектом управления и познания. Например, подросток — субъект, у которого формируется представление о собственном «Я», изучает свои физические, психические интеллектуальные, творческие возможности, которые в отдельности, в совокупности и в различных комбинациях — это объекты его внимания.
Чем похожи, чем различаются?
Кардинальных различий между объектом и субъектом мало: первый мыслит и действует, второй подчиняется этому воздействию. Чтобы четче представить себе, что такое объект и субъект, сравним их.
Кто исполняет роль
Индивиды, группа, коллектив
Индивиды, группа, коллектив, природные живые и неживые объекты и явления, процессы, их свойства, качества
Преобразует, обновляет действительность
Подчиняется внешним воздействиям
В отношениях «человек — человек» возможны взаимные смены ролей
Обладает сознанием и волей к преобразованиям
Неодушевлен (предметы, природные, социальные и прочие процессы и пр.)
В сферах, где взаимодействуют люди, субъект одушевлен (медицина, образование, культура и др.)
Как проявляется в реальности
Через активную деятельность
Через пассивное подчинение влиянию извне
В основном наиболее четко вопросы о том, что такое объект и субъект, в чем состоят различия между ними, более конкретно прослеживаются внутри одной сферы деятельности.
Урегулирование гражданских прав
У кого есть права, у того имеются и обязанности — это все дееспособные граждане страны, юридические лица и Российская Федерация в целом, ее края, области, поселения, муниципальные образования. То есть это субъекты гражданского права.
Органы государственной власти (министерства, комитеты, органы местного самоуправления), а также отдельные граждане и юридические лица действуют от лица государства во всех случаях, когда требуется законодательное урегулирование нарушенных прав и свобод.
Нарушения могут касаться таких объектов гражданского права: нематериальные и материальные (имущество) блага, услуги, работа, интеллектуальная деятельность, информация.
Принципы взаимодействия между субъектами и объектами права закреплены в Гражданском кодексе.
Взаимоотношения в системе управления
Что такое объект и субъект там, где есть многоступенчатость и иерархия отношений?
Во главе любого учреждения стоит субъект управления — единоличный (директор, управляющий) или коллегиальный (комитет, общее собрание, комиссия). В его обязанности входит планирование, организация, анализ деятельности предприятия и персонала, взаимодействие с внешними органами, партнерами, поставщиками. В то же время он является исполнителем распоряжений вышестоящих руководителей, то есть объектом управления.
Персонал, коллектив предприятия, каждый его член исполняет директивы вышестоящего по служебной лестнице лица — это объекты его управления. Начальник цеха, бригадир, звеньевой, будучи подчиненными руководству, в рамках своих полномочий играют роль субъекта руководства.
Взаимная зависимость объектов и субъектов управления производством многоступенчата и довольно сложна. Во многом его эффективность зависит от их образованности, квалификации и личностных особенностей. Качество руководства и исполнения в системе «субъект — объект», содержание делового взаимодействия — забота умного начальника производства.
Как человек изучает и преобразует мир?
Выяснив, что такое субъект и объект, следует задуматься о том, как человек познает мир, зачем его преобразует и всегда ли это идет на пользу ему самому.
Малыш изучает окружающее с помощью органов чувств, наблюдений. Постепенно, под руководством взрослых и благодаря системному обучению, он овладевает простейшими исследовательскими методами и учится ставить вопросы и искать на них ответы, делать сравнения, выводы, обобщения. Он одновременно и субъект, и объект познания самого себя.
Как субъект творческий, человек испытывает потребность в устройстве среды обитания в соответствии с собственными потребностями и вкусами.
Он находит способы сделать ее объектом своей деятельности: научной (изучает), практической (благоустраивает), творческой (украшает). Формирует собственный круг общения, где реализуются его понятия о субъекте и объекте отношений.
Познавательный и творческий потенциал личности огромен. Ограничивается он только отсутствием физического и психического здоровья, конкретных жизненных целей, плохим воспитанием.
Субъектность как качество личности
Нередко можно встретить человека, который крайне недоволен какими-то аспектами своей жизни, но при этом не прикладывает усилия, чтобы это изменить к лучшему. Внешне он может выглядеть вполне благополучным. Внутренний дискомфорт может быть признаком психологического нездоровья.
Субъектом в психологии считается человек-стратег: активный, способный ответственно руководить собственной жизнью, готовый к ее преобразованиям.
То есть он обладает таким качеством, как субъективность, признаками чего являются умение ставить и корректировать свои цели и действия, давать им собственную оценку, креативность. Это человек, который с пониманием относится к другим людям.
Субъект в праве — это представитель закона (судья, пристав, следователь, полицейский). Объектом здесь является человек, которому пришлось иметь с ними дело: истец, ответчик, подозреваемый.
Воспитание субъектности — важная психолого-педагогическая задача, целью которой является взращивание социализированной личности.
Не смешивать роли
Правильное понимание того, что такое объект и субъект важно не только в теоретическом плане, но и в практическом. Это определяет ту роль, которую человек играет в данный момент в конкретном деле.
Субъект — руководитель, хорошо знающий цели и стратегию решения проблемы, он отвечает за результат мероприятия.
Объект — думающий, инициативный, умелый исполнитель, от его труда зависит успех всего дела, где нет мелочей. Ему свойственна готовность принять на себя часть ответственности за ход и качество работы, если есть недостатки руководства или ее организации.
Однако необоснованное смешение или игнорирование этих ролей по причине безответственности, пассивности, завышенных амбиций и других человеческих «слабостей» приводит к плохому исполнению обязанностей, к неприятностям и драмам.