Что такое объект и субъект преступления в административном праве

Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения

Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения, виды, признаки, состав, виды составов и категории преступлений

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Источник

Состав административного правонарушения включает в себя

Административное правонарушение, по своей сути, не опасное для общества деяние человека или организации. Если действие лица подпадают под одну или несколько статей Кодекса об административных правонарушениях, то его могут привлечь к ответственности.

Что такое административное правонарушение

Четкое определение административного правонарушения приведено в статье 2.1 КоАП РФ. Так называют любые действия или бездействия лиц, которые нарушают действующие нормы права, а за совершение данного деяния предусмотрена ответственность.

Важно! До того времени, как вина человека или организации не доказана, по отношению к нему нельзя применить какие-либо санкции.

Также, статья 2.1 КоАП поясняет, в каких случаях можно привлечь к ответственности юридическое лицо. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

То есть, если юридическое лицо докажет, что не могло действовать в рамках закона по независящим от него причинам, то его не привлекут к административной ответственности.

Надо отметить, административное наказание несет не только организация в целом, но и физическое лицо, которое участвовало в нарушении права.

Административное правонарушение и его признаки

Чтобы отличить административное правонарушение от иных видов деяний, нужно обратить внимание на ряд признаков.

Умышленно совершенным деянием является действие или бездействие лица, если при его осуществлении человек либо организация осознавало то, что нарушает законодательство, а также знало, к каким последствиям приведут его поступки.

Такого понятия, как «неумышленное административное правонарушение» не существует. Однако если человек нарушил нормы действующего законодательства, но не думал и не ожидал, что его действия приведут к подобным последствиям, то его все равно привлекут к ответственности. Но квалифицировать деяние будут не как умышленное, как действие или бездействие, совершенное по неосторожности.

Важно! К административной ответственности нельзя привлечь человека, который не достиг шестнадцати лет.

Еще хочется отметить тот факт, что лица без российского гражданства несут административную ответственность в полном объеме. То, что они являются иностранцами, не считается основанием для совершения ими противоправных деяний.

Что такое состав административного правонарушения

Если действие или бездействие лица не имеет состава правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности, даже при наличии таких признаков, как противоправность, виновность и наказуемость.

Согласно действующему законодательству РФ составом административного правонарушения признается совокупность признаков, согласно которому за совершение деяние наступают юридические последствия.

В перечень признаков, определяющих состав преступления, входят следующие критерии:

Если все вышеуказанные признаки соблюдаются, то можно сказать, что у правонарушения есть состав. В таком случае, виновное лицо привлекается к административной ответственности. К нему применяются санкции, согласно КоАП.

Важно! Наказать административного правонарушения можно не только согласно КоАП, но и в случае совершения деяния, нарушающего законы, принятые на региональном уровне.

Что включает в себя состав административного правонарушения

Как уже было сказано ранее, если состав административного правонарушения не содержит в себе совокупность признаков, то привлечь к ответственности виновного нельзя. Он должен включать в себя объект, субъект, объективную и субъективную сторону.

Чтобы понять, когда состав правонарушения присутствует, нужно разобрать каждый признак подробнее.

Объект

Объектом административного правонарушения признаются отношения, которые охраняются действующим законодательством РФ и законами субъектов. Если говорить простым языком, то объект – это вид деяния, совершенного правонарушителем. Например, если человек оскорбил другого гражданина, то объектом считается нарушение прав гражданина, его чести и достоинства.

Как правило, в ходе разбирательства выделяют родовой и непосредственный объект. Первым называют отношения, которые возникают в одной в одной из сферы. Например, в случае оскорбления лица, родовым объектом считаются права человека, а в случае превышения скорости движения на автотранспорте – ПДД.

Непосредственным объектом административного правонарушения являются конкретные отношения. К примеру, если гражданин оскорбил другого человека, то непосредственным объектом считается унижение чести и достоинства лица.

Объективная сторона

Объективной стороной называют само действие, которое совершило лицо. То есть, в отношении чего его будут привлекать к ответственности. Например, если водитель ехал с высокой скоростью, выше чем предусмотрено действующим законодательством, то объективной стороной считается именно превышение скорости.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется не только последствиями, но и причинно-следственными связями. Допустим, человек превысил ограниченную скорость движения. В таком случае, нужно выяснить, что подвигло правонарушителя к совершению данного деяния, а также к чему это привело или могло привести.

Субъект

Субъектом административного правонарушения признается лицо, нарушившее нормы действующего законодательства.

К ответственности можно привлечь, как человека, так и организацию. Если правонарушение совершило юридическое лицо, то санкции применяются не только по отношению к компании, но и к человеку, ответственному за правомерное выполнение данных операций.

К административной ответственности нельзя привлекать человека, если его возраст меньше 16-ти лет. Также, применять санкции нельзя по отношению к не вменяемым людям, признанными таковыми судом на основании медицинского заключения. Для этого проводится судебная экспертиза. В ходе нее группа специалистов обследуют пациента и выявляют степень его вменяемости, осознания им последствия совершенного деяния.

№ п.п.Вид субъекта административного правонарушенияОписание
1ОбщийГраждане РФ и иностранные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
2СпециальныйЗависит от статуса правонарушителя, например должностное лицо, автовладелец, несовершеннолетний и пр.
3ОсобыйПравонарушитель, который обладает особым статусом, например военнослужащий, полицейский и другие лица, имеющие звания.

Если правонарушение совершил ребенок, которому еще не исполнилось 16 лет, то к ответственности могут привлечь его родителей, например, за ненадлежащий присмотр за детьми и попустительство к воспитанию.

Субъективная сторона

Субъективной стороной административного правонарушения признают совокупность признаков, которые определяют отношения правонарушителя к совершенному им деяния. В состав подобных критериев входит:

Важно! Субъективная сторона в обязательном порядке должна характеризоваться наличием вины.

Состав правонарушения и примеры

Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.

Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.

№ п.п.Статья КоАППример административного правонарушения, имеющего формальный состав
112.1Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле.
212.7Езда на автомобиле без прав
312.5Управление неисправным транспортным средством
412.9Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте
512.8Езда на автомобиле в пьяном виде

Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.

Источник

Элементы административного правонарушения и их функциональность в деятельности полиции

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административном правонарушении[1] РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (Раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (статья 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Однако ни в одной законодательно закрепленной норме описание соответствующего вида административного правонарушения не является исчерпывающим. Этими нормами предусматриваются признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, а признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (Раздела I) КоАП РФ.

Такие, например, признаки, как возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (статья 2.3), или вменяемость физического лица, совершившего деяние (статья 2.8), или специфика привлечения к административной ответственности юридических лиц (статья 2.10) и др. предусмотрены в Общих положениях Кодекса, чтобы избежать ненужных повторений во всех статьях Особенной части Кодекса или соответствующих статьях законов субъектов федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, юридические признаки, образующие состав того или иного вида правонарушения, предусматриваются как в диспозициях правовых норм Особенной части кодекса или закона субъекта РФ (признаки, придающие данному виду административного правонарушения его индивидуальность), так и в ряде норм Общих положений КоАП РФ (признаки, повторяющиеся при совершении всех административных правонарушений). Признаки, образующие состав того или иного правонарушения, представляют собой органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом. Поэтому состав административного правонарушения нередко определяется не просто как совокупность, а как система признаков, чтобы особо подчеркнуть неразрывное единство состава правонарушения.
Несмотря на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава.

Субъектом административного правонарушения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста (статья 2.3 КоАП РФ), а также юридическое лицо.

Из вышеизложенного следует, что все правонарушения обладают признаками, позволяющими отличить их от любых других социальных явлений. Всем правонарушениям свойственны общественная опасность и противоправность. Они могут совершаться только людьми (не всеми, а лишь деликтоспособными лицами).

Важно также отметить, что правонарушение – это именно поведение, а не образ мысли. Если какого-либо рода суждения признаются государством противоправными, то это свидетельствует о его тоталитарности.

Также необходимо наличие всех элементов состава правонарушения, а именно: субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны.

Понятие «правонарушения» состоит из совокупности признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму определенного рода деяний. Общественная опасность, вред определенного вида человеческих действий для существующей системы общественных отношений, для данного общественного строя называется социальной сущностью правонарушения. При этом единичное деяние не способно дезорганизовать сложившиеся общественные отношения, только в свой совокупности они нарушают нормальные условия существования общества. Деяние может быть определено как общественно опасное не в силу того, что оно само по себе приносит вред, а потому, что подобные явления становятся массовыми. Совокупность этих деяний нарушает порядок и нормальные условия существования общества, а значит, возникает необходимость противодействия правонарушениям со стороны государства.

Основная причина правонарушений напрямую связана с удовлетворением потребностей человека незаконным путем. Следовательно, полностью искоренить правонарушения невозможно. Можно лишь воздействовать на условия их совершения, и этим самым снизить уровень преступности, в частности, до минимума, но никогда до нуля.

Неблагоприятными условиями, увеличивающими количество правонарушений являются: низкий уровень жизни и правовой культуры населения, нестабильность обстановки в государстве (а вследствие этого, отсутствие какой-либо идеологии и кризис морали), такие социальные явления, как наркомания и алкоголизм, несовершенство законодательства и не всегда эффективная работа правоохранительных органов.

Условия, формирующие причину правонарушений, конечно, не исчерпываются вышеперечисленными позициями. А их устранение и является основным путем предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Все это свидетельствует о том, что снижение уровня административных правонарушений − важная задача государства и в частности органов внутренних дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *