Что такое нурлы жол
Негативные тенденции в мировой экономике и на товарных рынках несколько замедлили темпы экономического развития евразийского региона. Непростая макроэкономическая ситуация в мире негативным трендом отозвалась и в казахстанской экономике. В деле сохранения стабильности и народного благополучия сыграли ключевую роль долгосрочное планирование и прогноз, ставшие визитной карточкой нашего президента.
Большое значение имел и накопленный успешный опыт антикризисной борьбы 90-х годов, вызванный союзным распадом и более новый — в период 2007–2009 годов, ознаменованный крахом мировых финансовых рынков. К примеру, в Казахстане благодаря поддержке банков и строительного сектора даже в самом неблагополучном 2008 году удалось обеспечить рост ВВП страны на 3,3%, а в 2009-м — на 1,2%. Казахстан в настоящее время нацелен на реализацию долгосрочных реформ по диверсификации экономики с переносом центра тяжести на индустриально-инновационные, перерабатывающие мощности.
Создание развитой национальной промышленности, в основе которой будут инновационные подходы, высокая производительность труда и низкая энергоемкость, является одним из условий вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира. Нефтяные доходы, сконцентрированные в Нацфонде страны, стали базовой основой для инвестирования крупных инфраструктурных проектов, перерабатывающего сектора, предпринимательства, сельского хозяйства.
Логичным продолжением проводимой политики, как надежный щит от внешних рисков Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 года инициировал в Послании народу РК реализацию Новой экономической политики — программу «НҰРЛЫ ЖОЛ». Сегодня уникальной программе исполняется год, и она уже дала свои результаты.
Документ предусматривает семь основных направлений инфраструктурного развития Казахстана:
— малый и средний бизнес;
— инфраструктура ЖКХ, водо- и теплоснабжение.
Пятилетняя программа «Нұрлы Жол» предусматривает значительный рост госинвестиций в инфраструктурные и индустриальные проекты. Планируется строительство транзитных транспортных коридоров из Азии в Европу, тысячи километров современных автомагистралей, портов и паромных комплексов. Благодаря реализации данной программы на карте Казахстана появятся мощные нефтехимические предприятия и новые электролинии, увеличатся объемы производства казахстанских автозаводов и стройиндустрии. Кроме того, также будут выделены средства на возведение социального арендного жилья, кредиты малому и среднему бизнесу, модернизацию ЖКХ, строительство школ и дошкольных учреждений.
Следует учитывать, что новая экономическая политика «Нұрлы жол» — колоссальный проект, который нацелен не только на решение текущих задач, но и на долгосрочные результаты для будущих поколений. В 2015 году программа была дополнена комплексом антикризисных мер.
Президент Казахстана не раз подчеркивал огромную роль и выгоду транзитного потенциала страны, как связующего моста между крупными экономическими центрами мира. В связи с ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ — евразийского трансконтинентального моста.
Поэтому рассмотрим ключевые инфраструктурные проекты в этой сфере.
На пути ключевых транспортных коридоров Казахстана планируется создавать единый комплекс хабов международного уровня: торгово-логистического, финансово-делового, инновационно — технологического и туристического. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. Инфраструктурный каркас свяжет по лучевому принципу столицу Казахстана и макрорегионы. Лучами станут магистральные автодороги, железнодорожные и авиалинии.
В соответствии с Планом будет реализовано 7 крупных автодорожных проектов. Одним из глобальных примеров создания транспортного коридора является строительство казахстанского участка трансконтинентального проекта Западная Европа — Западный Китай. Это один из крупнейших в мире автокоридоров, который пройдет по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ляньюньган, протяженность которого составит в общей сложности 8 445 км, в том числе по территории Российской Федерации — 2 233 км; Республики Казахстан — 2 787 км; Китайской Народной Республики — 3 425 км.
В рамках «Нұрлы жол» Казахстану предстоит построить и реконструировать 7 тыс км автодорог внутри страны. Всего в предстоящие три года на цели программы будет направлено свыше 20 млрд долларов, из которых более трети выделяют международные финансовые институты. Ожидается, что в течение четырех лет программа прибавит к росту ВВП в совокупности 16%. В итоге к 2019 году Казахстан намерен на треть сократить время в пути между крупными городами, сформировать единую энергосистему страны и, самое главное, объединить всю нашу экономику в единый рынок.
По оценкам экспертов, каждый доллар инвестиций, вложенный в транспортную сферу Казахстана, обеспечивает на конечном этапе возврат 1,6 долларов. Так, согласно предварительным расчетам, каждый миллиард долларов инвестиций в эту отрасль позволит обеспечить трудоустройство 20 тысяч человек.
Железная дорога — основной вид транспорта Казахстана. Казахстанские железные дороги обеспечивают более 60% всего грузооборота и свыше 57% пассажиропотока страны, его доля доходов от перевозок всеми видами транспорта составляет около 20%. По эксплуатационной длине железных дорог страна занимает 3-е место в СНГ.
Национальная компания «Қазақстан темiр жолы» по объемам грузоперевозок входит в шестерку крупнейших компаний мира. Для дальнейшего развития железнодорожной отрасли утверждена программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Казахстана до 2020 года. Ее цель — модернизация транспортной инфраструктуры и ее интеграция в международную транспортную систему.
В рамках Программы развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено приобретение 543 локомотивов, более 15 тыс грузовых и 1 136 пассажирских вагонов. Общая сумма инвестиций составит более 32 млрд долларов США.
«Нұрлы Жол» предусматривает продолжение создания логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе Казахстана.
Завершается строительство 3 сухогрузных терминалов в порту Актау, что увеличит ежегодный объём перевозки сухих грузов почти в 2 раза. В китайском порту Ляньюньган создан казахстанский терминальный комплекс. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты-Ерсай.
Основной акцент в этом направлении будет сделан на строительстве высоковольтных линий «Экибастуз — Семей — Усть-Каменогорск» и «Семей — Актогай — Талдыкорган — Алматы», что должно создать сбалансированное обеспечение электроэнергией от казахстанских источников по всем регионам страны.
В числе крупных проектов энергетики — проект «Транзит Север — Восток — Юг», который реализуется с целью усиления связи северной зоны с восточным и южными регионами республики. На сегодня из предусмотренных к строительству в 2015 году 200 км воздушной линии электропередачи 500 кВ построено 130 км на участке Семей — Усть-Каменогорск.
Новая экономическая политика будет также сосредоточена на реализации проектов второй пятилетки индустриализации. В качестве приоритетных выбрано 6 отраслей с разделением на 14 секторов, куда будет направлено почти 80% финансирования программы. Объектами вложения инвестиций будут металлургический комплекс, нефтепереработка, пищепром, агрохимия, автомобилестроение и стройиндустрия. Не секрет, что завершение первой пятилетки и начало реализации второй пятилетки индустриализации проходят в очень непростых условиях. Геополитические вызовы, падение цен на нефть, снижение экономического роста на наших основных рынках — в России и Китае — все это создало достаточно серьезную повестку не только для промышленности, но и экономики в целом.
Важно, что масштабные инфраструктурные проекты создадут спрос на продукцию обрабатывающей промышленности. В результате реализации программы предстоит увеличить объемы обрабатывающей промышленности на 40% и сократить энергоемкость предприятий на 15%. Таким образом, в Казахстане появятся новые современные объекты индустрии, нацеленные на выпуск собственной высококачественной продукции, которая найдет спрос не только внутри страны, но и за рубежом. «Стержнем Новой Экономической Политики станет План инфраструктурного развития. Он рассчитан на 5 лет и совпадает со Второй пятилеткой реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития, где намерены участвовать более 100 зарубежных компаний. Общий инвестиционный портфель составляет 32 млрд долларов, доля государства — 15 процентов», — сказал Н.Назарбаев, выступая с Посланием.
В обрабатывающей промышленности с участием иностранных инвесторов в Казахстане реализуются 22 системообразующих проекта. Совместно с альянсом «Рено-Ниссан» запускается строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. Итальянская компания «Тенарис» инвестирует в завод по производству труб премиум-класса. Совместно с английской «Дандо Дрилинг» будет запущен завод по производству буровых установок. Российский «Еврохим» планирует производство минеральных удобрений. Канадская «Куду Индастриз» намерена наладить производство винтовых насосов для нефтегазовой отрасли. В рамках сотрудничества по программе «Шелковый путь» реализуется большой пакет проектов с китайскими партнерами.
Таким образом, программа «Нұрлы жол» позволит простимулировать промышленность и сферу услуг. Так, будет усилен компонент местного содержания, чтобы дать возможность казахстанскому бизнесу полноценно принимать участие в реализации проектов программы. Большие возможности здесь открываются с точки зрения развития современной сферы сопутствующих услуг — питания, проживания, технического сервиса. Это, в свою очередь, повысит комфортность маршрутов через нашу страну, а стало быть, и привлекательность транзитных путей через Казахстан.
Госпрограмма «Нұрлы жол»: задачи, итоги, перспективы
За три года реализации программы стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению транзитных грузопотоков, появлению современных и качественных автомагистралей, а также улучшению социальной инфраструктуры в целом. Об этом сообщает primeminister.kz.
Как все начиналось?
Лейтмотивом Послания стала переориентация экономической политики Казахстана в свете новых вызовов и угроз мировой экономики.
В этой связи были пересмотрены некоторые подходы к формированию экономического роста, а также внесены корректировки в планы развития на предстоящий период.
В качестве основных целей программы были обозначены создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу от Астаны по всем регионам, развитие индустриальной, туристической и социальной инфраструктуры, а также укрепление энергетического сектора.
В ходе реализации в программу были внесены некоторые изменения: в 2017 году направление жилищного строительства перешло в новую госпрограмму «Нұрлы жер», геологоразведка нашла свое отражение в других нормативно-правовых актах. Таким образом «Нұрлы жол» осталась единой большой программой по развитию транспортно-логистической инфраструктуры.
Итоги первого этапа (2015-2016 годы)
По данным Министерства по инвестициям и развитию, с начала исполнения госпрограммы «Нұрлы жол» в 2015-2016 годах строительством и реконструкцией было охвачено 2 тысячи км автодорог республиканского значения, из которых введено в эксплуатацию 1,3 тысячи км по параметрам I и II технических категорий. При этом в строительных работах было задействовано 75 тысяч человек. Использовано 93% дорожно-строительных материалов отечественного производства.
В январе 2017 года в своем Послании «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность» Глава государства отметил, что за прошедшие два года программа «Нұрлы жол» себя полностью оправдала, и поставил задачу по ее дальнейшей реализации как полноценного драйвера экономики.
«В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 км автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 км с поэтапным внедрением платности.
Для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров. Особое внимание нужно уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.
Ход реализации программы находится на постоянном контроле Правительства. Так, во время своих рабочих поездок по регионам республики Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев регулярно инспектирует ход реализации программы «Нұрлы жол».
В 2017 году в рамках программы при строительстве автодорог было создано на порядок больше рабочих мест. Так, если в 2016 году из 100 тысяч созданных рабочих мест 70% было направлено на строительство автодорог, то в 2017 году только на строительстве республиканских дорог создано почти 100 тысяч рабочих мест.
В целом, в 2017 году на строительство автомобильных дорог направлено 255,6 млрд тенге, из которых на 1 декабря 2017 года освоено 193,5 млрд тенге. В текущем году по объектам реконструкции на автомобильных дорогах республиканского значения открыто движение на 602 км автодорог.
На модернизацию ЖКХ, сетей водо-, теплоснабжения и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 51,7 млрд тенге. По состоянию на 1 декабря 2017 года местным исполнительным органам перечислено 49,8 млрд тенге, что составляет 100% к плану финансирования.
В 2017 году из запланированных 700 км инженерных сетей построено и реконструировано 686,6 км, из них сетей теплоснабжения 17 км, сетей водоснабжения и водоотведения 669,6 км. В 2017 году из средств Нацфонда на строительство 109 школ выделено 68,1 млрд тенге. По состоянию на 1 декабря текущего года в местные бюджеты перечислено 65,2 млрд тенге, из них МИО освоено 62,5 млрд тенге. К 1 декабрю 2017 года по отчетам акиматов введены в эксплуатацию 64 объекта образования. Также в 2017 году были открыты второй железнодорожный вокзал и новый терминал аэропорта в Астане.
О дальнейших планах
В будущем в рамках «Нұрлы жол» до 2020 года планируется внедрить 6,5 тысяч км платных дорог. В целом к 2020 году реконструкцией и строительством планируется охватить около 7 тысяч км дорог.
Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за три года реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня выступает гарантом деловой активности, производительности и социально-экономического развития страны, задает темпы и направления данного процесса.
Как все начиналось?
11 ноября 2014 года обращаясь к народу Казахстана с очередным Посланием на предстоящий год, Глава государства объявил о Новой экономической политике — «Нұрлы жол». Она призвана стать двигателем роста казахстанской экономики на последующие годы, а также серьезным шагом на пути в 30-ку наиболее развитых стран мира.
Лейтмотивом Послания стала переориентация экономической политики Казахстана в свете новых вызовов и угроз мировой экономики.
В этой связи были пересмотрены некоторые подходы к формированию экономического роста, а также внесены корректировки в планы развития на предстоящий период.
В качестве основных целей программы были обозначены — создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу от Астаны по всем регионам, развитие индустриальной, туристической и социальной инфраструктуры, а также укрепление энергетического сектора.
В ходе реализации в программу были внесены некоторые изменения: в 2017 году направление жилищного строительства перешло в новую госпрограмму «Нұрлы жер», геологоразведка нашла свое отражение в других нормативно-правовых актах. Таким образом «Нұрлы жол» осталась единой большой программой по развитию транспортно-логистической инфраструктуры.
Итоги первого этапа (2015–2016 гг.)
По данным министерства по инвестициям и развитию, с начала исполнения госпрограммы «Нұрлы Жол» в 2015–2016 годах строительством и реконструкцией было охвачено 2 тыс. км автодорог республиканского значения, из которых введено в эксплуатацию 1,3 тыс. км по параметрам I и II технических категорий. При этом в строительных работах было задействовано 75 тыс. человек. Использовано 93% дорожно-строительных материалов отечественного производства.
По проекту «Центр — Юг» в 2016 году завершена реконструкция участков «Астана — Темиртау» и «Алматы — Капшагай» общей протяженностью 275 км. По проекту «Центр — Восток» с начала реализации ввели в эксплуатацию 230 км. дорог. По проекту «Центр — Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана — Костанай» и участок «Актобе — Карабутак — Денисовка».
В рамках госпрограммы реализованы важные проекты, способные внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом. Это — МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», северный проект по развитию порта Актау, новый порт Курык. В частности, в декабре 2016 года в порту Курык был запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.
Также произошли значимые институциональные преобразования. Один из примеров — наделение НК «ҚТЖ» новыми полномочиями, в результате чего компания превратилась в мультимодальный международный оператор. В управление компании были переданы аэропорты и порт Актау, созданы предприятия по судоходству, приобретены два сухогруза (в перспективе предполагается довести это количество до 14). Кроме того, в 2016 году был сдан в эксплуатацию крупный транспортно-логистический центр в столице.
В приоритете — строительство дорог
В январе 2017 года в своем Послании «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность» Глава государства отметил, что за прошедшие два года программа «Нұрлы Жол» себя полностью оправдала и поставил задачу по ее дальнейшей реализации как полноценного драйвера экономики.
«В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 км автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 км с поэтапным внедрением платности.
Для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров. Особое внимание нужно уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.
В связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык – автомобильного перехода», — говорится в новом Послании.
Направления программы остаются теми же — строительство дорог, подведение инфраструктуры к объектам образования и специальным экономическим зонам, улучшение инфраструктуры субъектов естественных монополий в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020», а также поддержка экспорта.
Сегодня реализация государственной программы «Нұрлы жол» идет полным ходом, в текущем году из государственного бюджета на ее проекты выделено 484 млрд тг. В основном это долгосрочные проекты — автомобильные и железные дороги, водоснабжение, инженерные коммуникации.
Ход реализации программы находится на постоянном контроле Правительства. Так, во время своих рабочих поездок по регионам республики Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев регулярно инспектирует ход реализации программы «Нұрлы жол».
В 2017 году в рамках программы при строительстве автодорог было создано на порядок больше рабочих мест. Так, если в 2016 году из 100 тысяч созданных рабочих мест 70% было направлено на строительство автодорог, то в 2017 году только на строительстве республиканских дорог создано почти 100 тысяч рабочих мест.
27 ноября 2017 года в селе Ельтай Карасайского района был дан символический старт движению поездов по двум путям в обоих направлениях на участке «Алматы — Шу». В Карасайском районе в рамках проекта также были построены новая автодорога «Ельтай — Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Его пропускная способность составляет 17 тыс. автомобилей в сутки.
Данный проект имеет большое значение для всей нашей железнодорожной сети, так как участок «Алматы — Шу» один из напряженных. Запуск вторых путей в 4 раза повысит пропускную способность скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов. Это также облегчит эксплуатацию поездов согласно принятой в 2012 году программе скоростного движения пассажирских поездов.
В целом в 2017 году на строительство автомобильных дорог направлено 255,6 млрд тг, из которых на 1 декабря 2017 года освоено 193,5 млрд тг. В текущем году по объектам реконструкции на автомобильных дорогах республиканского значения открыто движение на 602 км автодорог.
На модернизацию ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения, и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 51,7 млрд тг. По состоянию на 1 декабря 2017 г. местным исполнительным органам перечислено 49,8 млрд тг, что составляет 100% к плану финансирования.
В 2017 году из запланированных 700 км инженерных сетей построено и реконструировано 686,6 км, из них сетей теплоснабжения 17 км, сетей водоснабжения и водоотведения 669,6 км. В 2017 году из средств Нацфонда на строительство 109 школ выделено 68,1 млрд тг. По состоянию на 1 декабря текущего года в местные бюджеты перечислено 65,2 млрд тг, из них МИО освоено 62,5 млрд тг. К 1 декабрю 2017 года по отчетам акиматов введены в эксплуатацию 64 объекта образования. Также в 2017 году были открыты второй железнодорожный вокзал и новый терминал аэропорта в Астане.
О дальнейших планах
В будущем в рамках «Нұрлы жол» до 2020 года планируется внедрить 6,5 тыс. км платных дорог. В целом к 2020 году реконструкцией и строительством планируется охватить около 7 тыс. км дорог.
До 2020 года планируется завершить участок «Денисовка — Костанай» (114 км). Продолжается реализация по переходящим проектам «Капшагай — Талдыкорган», «Астана — Петропавловск — граница РФ» и «Уральск — Каменка».
Вместе с тем будет увеличено количество транзитных контейнерных перевозок в 10 раз — до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного авиа пассажиропотока в 4 раза до 1,6 млн. Пропускная способность портов в 2020 году должна будет составить 24 млн тонн.
Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за три года реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня выступает гарантом деловой активности, производительности и социально-экономического развития страны, задает темпы и направления данного процесса.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот
Плюсы и минусы программы «Нурлы жол»
Плюсы и минусы программы «Нурлы жол»
Новая экономическая политика «Нурлы жол» в Казахстане имеет много достоинств. Однако ее главный недостаток в том, что ничего не предложено по снижению роли государства в экономике. Такое мнение высказал независимый экономист Жарас Ахметов в своей статье, подготовленной специально для LS.
Новую программу развития на ближайшие пять лет «Нурлы жол» можно разделить на три основных раздела: 1) строительство и модернизация инфраструктуры; 2) жилищное и социальное строительство; 3) финансовая поддержка малого и среднего бизнеса.
Предложенная программа обладает несомненными достоинствами. Во-первых, она даст дополнительный импульс строительству и смежным с ним подотраслям промышленного производства. Позволю себе напомнить, что объем валовой добавленной стоимости (ВДС) строительства составляет примерно 10% от ВВП. Соответственно, реализация программы «Нурлы жол» компенсирует ожидаемое падение промышленного производства.
Во-вторых, развитие инфраструктуры должно сократить издержки производства и реализации готовой продукции.
В-третьих, реализация программы «Доступное жилье», являющейся составной частью «Нурлы жол», ускорит миграцию из села в город, что позволит решить многие социальные и экономические проблемы на селе.
В-четвертых, массированная финансовая помощь поддержит малый и средний бизнес в непростые времена.
В-пятых, ликвидация третьих смен в школах должно благотворно сказаться на нашем школьном образовании.
В-шестых, установление более тесной связи между вузовской наукой и экономикой, предлагаемое программой «Нурлы жол», должно способствовать развитию науки и высшего образования.
Если посмотреть на график 1, то можно увидеть, что самые высокие темпы роста экономики приходятся на период структурных реформ 1998-2004 годов. В этот период были проведены реформы в финансовой и налоговой сферах, облегчены условия лицензирования видов деятельности, упрощены процедуры открытия предприятий. Иначе говоря, государство снизило свое участие в экономике и увеличило ее «разнообразие».
Рисунок 1. Темпы роста ВВП год к году, %
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
Период с 2004 по 2008 годы (есть определенный нахлест, поэтому конец одного периода совпадает с началом другого) характеризуется определенным откатом от структурных реформ, усилением роли государства в экономике, то есть снижением «разнообразия». Но все это компенсируется ростом цен на нефть и притоком иностранных инвестиций.
Но что такое «разнообразие», о котором уже несколько раз упоминалось?
«Разнообразие» отвечает за обладание системой возможностью изменять свое состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему (альтернативная формулировка закона У. Эшби «О необходимом разнообразии» цитируется по «Википедии»).
Рисунок 2. ВВП на душу населения по ППС в тыс. долларов США («Сложность», умноженная на 100)
Источник: Отчет о рейтинге экономической свободы Wall Street Journal и Heritage Foundation
Отчет о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума
Причины «аномалий» этих стран лежат вне экономики, исключением, может быть, является Литва. Если не принимать во внимание Литву, эти страны пережили либо диктаторский, фашистский режим, либо имеют затяжной внутренний конфликт. На графике 3, где «аномальные» страны не учитываются, закономерность видна отчетливо. [3]
Рисунок 3. ВВП на душу населения по ППС в тыс. долларов США («Сложность», умноженная на 100) без учета «аномальных» стран
Источник: Отчет о рейтинге экономической свободы Wall Street Journal и Heritage Foundation
Отчет о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума
Экономическому блоку правительства и государственным экономическим институтам необходимо «…глубоко теоретически переосмыслить фундаментальные вопросы о миссии экономики как общественной подсистемы, взаимоотношениях экономики и других, в первую очередь равноуровневых с ней, подсистем общества. Нужно проанализировать состав этих подсистем и требования, которые они предъявляют к экономике». [4]
Программа «Нурлы жол» в случае ее идеальной реализации позволит парировать текущие угрозы и вызовы, но не может обеспечить дальнейшее развитие страны, решение задачи о вхождение в число 30 самых развитых стран мира.
Она бы могла стать такой, если бы в нее было включено всего два пункта: либерализация и развитие финансового рынка и снижение доли государства в экономике.
Вместе с тем ушедший 2014 год, хотя и показал рост экономики, но в большей степени имел ряд тревожных тенденций. Во-первых, согласно официальным статистическим данным, сократился объем промышленного производства (табл. 1).
Таблица 1. Объем промышленного производства за 2013 и 2014 годы в млн тенге в ценах 2013 года
Во-вторых, основные отрасли экономики, если сравнивать поквартально 2014 год с 2013 годом, в четвертом квартале показали снижение валовой добавленной стоимости. Исключением стала оптовая и розничная торговля, продемонстрировавшая рост (рис. 4).
Рисунок 4. Доли отраслей промышленности в ВВП Казахстана, %
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
Наконец, в-четвертых, сильная, почти в два раза, девальвация российского рубля сделала казахстанские аналоги российских товаров неконкурентоспособными и привела к росту импорта из России в Казахстан, заставившего многие казахстанские предприятия сократить производство, что и подтверждает таблица 1.
Говоря о тревожных тенденциях в экономике, необходимо помнить, что, несмотря на программу форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР), доля промышленности в ВВП страны в последние годы неуклонно сокращается, а доля торговли растет (рис. 5). Наметившийся «крест» говорит, скорее, о деиндустриализации, чем об индустриализации.
Рисунок 5. Доли промышленности и торговли в ВВП РК за 2005-2014 годы, %
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
[1] О.Ю. Кашаев. «Методы и средства исследования структурно сложных систем на основе симплициальных комплексов», диссертация на соискание ученой степени кандидат технических наук; М: МГАПиИ, 2001 г.
[2] Смотрите «Отчет о глобальной конкурентоспособности ВЭФ» и «Рейтинг экономической свободы», рассчитываемый The Wall Street Journal и фондом The Heritage.
[3] Расчеты проводились на основании методики из О.Ю. Кашаева, указ. сочинение
[4] Г.Б. Кляйнер. «Какая экономика нужна России и для чего»; «Вопросы экономики», 2013, №10.
Жарас Ахметов, директор компании OilGasProject