Что такое нулевая морфема
что такое нулевая морфема?
Если мы поставим это существительное в родительный падеж множественного числа, то получим словоформу ЯБЛОК, у которой тот же самый корень ЯБЛОК-, но окончание нулевое, потому что оно в произношении не выражено звуками, а на письме буквами.
Нулевая морфема, таким образом, это морфема, не имеющая звуковой и буквенной оболочки.
Нулевыми бывают окончания и суффиксы.
Нулевые окончания мы встречаем в следующих частях речи:
★ в существительных: КОНЬ, ШКАФ, ТЕНЬ, МЫШЬ, ЧУЛОК, СТОРОН (сравните конЯ, конЮ, шкафА, шкафОМ, тенИ, теньЮ, мышИ, мышЕЙ, чулкИ, чулкАМИ, сторонА, сторонЕ);
★ в кратких качественных прилагательных мужского рода: МИЛ, ЗДОРОВ (милАЯ, милЫ, здоровА, здоровЫМИ);
★ в притяжательных приланательных мужского рода: ВОРОНИЙ, ПЕТИН (вороньЕГО – в букве Е – суффикс и начало окончания, петинОГО);
★ в числительных: ПЯТЬ, СОРОК (пятИ, сорокА);
★ в некоторых местоимениях: ОН, МОЙ (онА, моЕГО – последний звук корня в букве Е, окончание начинается с гласного звука, обозначенного этой буквой);
★ в прошедшем времени глаголов – в мужском роде: ЖИЛ, ХОДИЛ (жилА, ходилИ);
★ в единственном числе повелительного наклонения глаголов: ПОСТАВЬ, РЕШАЙ, ПЕРЕПРЫГНИ (поставьТЕ, решайТЕ, перепрыгниТЕ);
★ в кратких страдательных причастиях мужского рода: ПОСТРОЕН, ПРОВЕЯН, СЛЫШИМ (построенА, построеннЫЙ, провеянО, провеяннОГО, слышимА, слышимЫЙ).
НУЛЕВЫЕ СУФФИКСЫ делятся на ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ и СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ.
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ, как и окончания, образуют форму слова: ПОДНЁС, ПЕРЕВЁЗ – в этих глаголах нулевой суффикс прошедшего времени и нулевое окончание, выражающее грамматическое значение мужского рода, которые становятся выраженными в других формах прошедшего времени (поднесЛА, перевезЛИ).
СЛОВООБРАЗУЮЩИЕ НУЛЕВЫЕ СУФФИКСЫ есть во всех словах, образованных бессуффиксным способом: ЗЕЛЕНЬ (от зелёный, сравните: зеленОВАТый), ЧЕРНЬ (от чёрный, сравните: чернОТа), ВЫХОД (от выходИть), СМОТР (от смотрЕть) и др.
В школе нулевые суффиксы не изучают, но на ЕГЭ о них почему-то спрашивают. А здесь много тонкостей, например, нулевой суффикс часто находится между корнем и выраженным, а не нулевым, как в приведённых мной выше примерах, окончанием. Возьмём порядковое числительное ПЯТЫЙ, оно образовано от количественного числительного ПЯТЬ при помощи нулевого суффикса: пят0ый. При склонении приведённых выше существительных, образованных от прилагательных и глаголов бессуффиксным способом, нулевой суффикс тоже окажется между корнем и окончанием выраженным: выход0а, выход0у.
Нулевые морфемы – это морфемы, которые ЕСТЬ, просто их не слышно и не видно, но можно обнаружить путём сопоставления с другими словоформами или однокоренными словами.
Нулевые морфемы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее представление о нулевых морфемах
Языковые значения выражаются при помощи отдельных звуков, их сочетаний, которые образуют разные языковые единицы. Но значения, например, морфем, могут воплощаться в скрытую, нематериальную форму. Это так называемые нулевые морфемы, которые не имеют фонетического выражения, но обладают определённым значением. Их значение устанавливается только в составе системы – именной или глагольной парадигмы – в соотношении с другими, формально выраженными морфемами.
Примером нулевых морфем являются окончания именительного падежа единственного числа существительных мужского рода (дом, стол, день) или женского рода (ночь, рожь) именно потому, что словоформы именительного падежа, не имеющего фонетического выражения, противопоставлены формам косвенных падежей, у которых значение тех же грамматических категорий – рода, числа и падежа – фонетически выражено.
Нулевые морфемы включают две глагольные словоформы «нёс», «вёз»:
Нулевые морфемы возможны, если они соотносятся по значению с формально выраженными морфемами, которые отличаются высокой продуктивностью. В этом случае они легко предсказуемы, и даже при отсутствии формального выражения их значение в составе слова легко осознаётся говорящими.
Менее предсказуемыми и, соответственно, менее осознаваемыми являются словообразовательные нулевые морфемы, которые по сравнению со словоизменительными морфемами характеризуются низкой продуктивностью.
Можно предположить, что в составе имени существительного «синь», которое образовано от прилагательного «синий», присутствует не имеющий звукового выражения суффикс со значением отвлечённости. Наличие нулевого суффикса в этом слове подтверждают такие производные существительные, как «краснота», «желтизна», «голубизна» и, наконец, «синева», которые образованы от качественных прилагательных. Существительные «синева» и «синь» не различаются между собой по смыслу – они различаются функционально. Первое слово – общеупотребительное, узуальное, второе – окказиональное.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности функционирования нулевых морфем
Поскольку в морфологии нулевой называют морфему, которая не имеет фонетического выражения, то некоторые лингвисты предлагают рассматривать нулевую морфему в качестве «неслышимого» аффикса. В связи с этим специалисты, осуществляя различного рода морфологические анализы, противопоставляют нулевые морфемы альтернативным, то есть «слышимым».
Как правило, в научных публикациях принято обозначать нулевые морфемы цифрой ноль (0). Также возможно и другое обозначение – символом пустого множества ∅.
Процесс добавления нулевого аффикса к слову называется в морфологии нулевой аффиксацией. Первое описание нулевой аффиксации как особого лингвистического способа было осуществлено более двух тысяч лет назад древнеиндийским языковедом Панини, который зафиксировал результаты своих исследований в труде «Грамматика санскрита», датированным IV веком до нашей эры.
Большинство современных языков характеризуется тем, что производная форма слова при добавлении нулевых морфем не отличается от основы. Продемонстрируем это на следующем примере. В английском языке есть слово «sheep», которое переводится на русский язык как «овцы», то есть это словоформа множественного числа. Это слово в морфологии может быть проанализировано и в результате представлено в виде корня с добавлением нулевого аффикса множественного числа.
В русском языке наиболее распространённой нулевой морфемой считается нулевое окончание. Как правило, оно встречается в строго определённых формах грамматических значений. К ним относятся следующие формы:
Точно так же грамматическое значение единственного числа выражается посредством нулевой морфемы и в английском языке. Она противоположна полноценному окончанию слов во множественном числе («-s»).
Чаще всего нулевые морфемы встречаются в эргативных языках. Они отличаются тем, что их грамматике доминирует противопоставление агенса (производителя действия) и пациенса (носителя действия). В этом состоит основное отличие от номинативных языков, где противопоставляются субъект и объект. К эргативным языкам, где встречаются нулевые морфемы, относятся большинство кавказских, австралийских, чукотско-камчатских языков, а также шумерский По данной теме мы уже выполнили реферат Шумерский язык подробнее и баскский.
Несмотря на то, что подавляющее большинство нулевых морфем представлено аффиксами, в некоторых языках встречаются такие случаи, что нулевыми морфемами являются корни. Например, в русском языке существует такое слово, как «вынуть». Оно состоит из одной приставки (вы-), двух суффиксов (-ну- и –ть) и одного корня, который является нулевым (∅).
Таким образом, такая разновидность морфем как нулевые морфемы достаточно часто встречаются в современных языках мира, в том числе и в русском языке (в частности, нулевые окончания). Они не имеют какого-либо фонетического выражения, но заключают в себе определённое значение (лексическое и грамматическое).
Нулевые морфемы и их значения
В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят.
Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки “Русского языка” интересными и нестандартными. Изучение русского языка – богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся. Работая со своими учениками, я не ограничиваю себя рамками школьной программы, а за счет резервных уроков изучаю темы, которых нет в учебнике. Результат: повышение интереса к изучению русского языка, развитие логического мышления и повышение уровня обученности учащихся.
Тема урока: Нулевые морфемы и их значение.
1. расширить знания учащихся о морфемах русского языка;
2. совершенствовать умение проводить морфемный анализ слова;
3. развитие интереса к исследовательской работе и изучению русского языка.
Работа на уроке проходит коллективно и в группах.
1 этап урока. Повторение. Учащиеся отвечают на вопросы:
— Что такое морфемика?
— Какие морфемы вы знаете?
— Назовите значение и роль каждой морфемы.
2 этап урока. Коллективная работа.
Проводится морфемный анализ слова дом. Учащиеся выполняют задание в тетради. Затем происходит коллективный разбор.
(Слово дом – это имя существительное. Изменяем слово по падежам и числам и определяем, что в слове дом нулевое окончание. Основа слова – дом. Корень слова – дом-.)
Учитель: что значит нулевое окончание? Его просто нет?
Учитель: Приведите примеры существительных с нулевыми окончаниями.
(слон, стул, кот, мебель, рукав, обрыв)
3 этап урока. Работа в группах.
Учитель предлагает провести морфемный анализ слова принесла.
(Это глагол в форме прошедшего времени женского рода. Окончание слова-а. Показатель формы прошедшего времени- суффикс-л-, который в основу слова не входит, так как является формообразующим. Основа слова –принес-, корень – нес-.)
Учитель: чем похожи глаголы принес и принесла?
(Это глаголы прошедшего времени.)
Учитель: что является показателем формы прошедшего времени?
(Суффикс –л-. В слове принесла он есть.)
Учитель: а в слове принес?
(Он не выражен звуком.)
Учитель: это нулевой суффикс. В слове принес – нулевое окончание, нулевой суффикс, основа слова –принес-, корень- нес-, приставка- при-.
С помощью нулевого суффикса особенно часто образуются слова от глаголов: задира, подлиза, выход, проезд. Существительные женского рода, образованные от прилагательных с помощью нулевого суффикса часто встречаются в стихах.
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса. (А. А. Блок)
4 этап урока. Физминутка.
Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов. Если учитель называет слово, в котором есть приставка – дети приседают, если приставки в слове нет – дети хлопают в ладоши.
Слова: завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.
5 этап урока. Работа в группах. Группы получают задание провести морфемный анализ слова вынуть. Группы представляют результаты своей работы.
Учитель: мы узнали, что есть слово без корня, есть слова с нулевыми суффиксами и нулевыми окончаниями. А есть ли в русском языке слова с нулевыми приставками?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: иногда встречается выражение “нулевая приставка” в значении “отсутствие приставки” (бежать – убежать), но его нельзя считать правильным. “Нулевой” знак обозначает не просто отсутствие той или иной единицы, а значимое отсутствие, которое является средством выражения определенного значения. Почему можно утверждать, что нулевых приставок нет? Потому что в русском языке нет слов, у которых приставок нет, но которые выражали бы характерное для них значение.
7 этап урока. Рефлексия.
Учащиеся делятся на три группы. Учащиеся первой группы пишут на листе одно слово, характеризующее их впечатления от урока. Учащиеся второй группы на листе записывают одно слово, которое связано с темой урока. Учащиеся третьей группы на листах записывают слово – ассоциацию к понятию “русский язык”. Все ответы вывешиваются на доску. Учитель подводит итог урока.
8 этап урока. Домашнее задание.
Подобрать слова, которые вызывают затруднения при разборе на морфемы для исследования на следующем уроке русского языка.
В) Нулевые морфемы и морфемы-операции
§ 159. Нулевые морфемы — это морфемы с нулевым экспонентом, передающим то или иное грамматическое значение. Нулевой экспонент есть значащее отсутствие аффикса или служебного слова, регулярно противопоставляемое наличию аффикса или служебного слова в соотносительных случаях. Так, отсутствие окончания в форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и, с другой стороны, формам бела, бело, белы. Нулевая морфема включается в определенной точке речевой цепи в линейную последовательность сегментных морфем: бел|#
В зависимости от того, чему именно противопоставлен нулевой экспонент, различают несколько видов нулевых морфем. Самый известный из них — нулевое окончание, или нулевая флексия (ср. только что приведенный пример). Нулевой суффикс имеем в формах мн. ч. болгары, крестьяне — при ед. ч. болгарин и т. д. с суффиксом
-ин-; в формах совершенного вида решу, одолею, оценю, расскажу— при
-ива-/-ыва- (оцениваю, рассказываю). Нулевых префиксов в русском языке нет,
поскольку префиксы не создают у нас таких регулярных противопоставлений, которые
позволили бы говорить при отсутствии префикса о нулевой морфеме. В болгарском языке
префиксы по- и най- являются обязательными и единственными морфемами, передаю-щими значение сравнительной и превосходной степени соответственно, поэтому в
положительной степени с полным правом может быть выделен нуль префикса: #\хубав
Пример нулевой морфемы, противопоставленной служебному слову: отсутствие
вспомогательного глагола в Ему пора идти при наличии такого глагола в Ему было
§ 160. Морфемы-операции (иначе супрасегментные морфемы) описываются как
операции, производимые над сегментными морфемами (или их сочетаниями) с целью
выразить то или иное грамматическое значение. Сейчас мы рассмотрим морфемы-операции, «привязанные» к отдельному слову,— значащие чередования фонем,
изменения ударения и тона, а также стоящие особняком морфемы-повторы.
Супрасегментные морфемы, которые проявляются только в словосочетании и
предложении (интонация и порядок слов), мы рассмотрим ниже (§ 201—202). Все
морфемы-операции (как и нулевые морфемы) являются грамматическими, т. е.
своеобразными аналогами аффиксов и служебных слов.
§161. Значащее чередование превращается в экспонент особой морфемы, если это
чередование становится главным или даже единственным показателем грамматического
противопоставления. Это мы видим, например, в русском языке при образовании не-которых существительных от прилагательных:
зелен, зеленый. зелень
Здесь в прилагательном (во всех его формах) на конце корня стоит
непалатализованный согласный /r/, /n/, /l/, а в производном существительном (тоже во
всех словоформах) — соответствующий палатализованный /r’/, /n’/, /l’/. Важна именно
четкая закрепленность определенного альтернанта за определенной грамматической
функцией (а не наличие «минимальных пар» типа стар: старь, составляющих частный
случай). При указанном распределении альтернантов непалатализованный согласный
становится показателем прилагательного, а палатализованный — показателем
существительного (вместе с соответствующими наборами окончаний отдельных форм).
Таким образом, дифференциальный признак палатализованности последней фонемы
корня выполняет здесь функцию, аналогичную той, которую в других случаях выполняет
суффикс (ср. слова старость, новизна, слепота и т. д.). Можно сказать, что в фонеме /r’/
слова старь все, кроме палатализованности, принадлежит корню, а палаталнзованность
составляет супрасегментный экспонент грамматической морфемы, иногда называемой
морфемой является здесь самый факт замены непалатализованного согласного
палатализованным (/r ®r’/, /n ®n’/ и т. д.), т. е. определенная операция над фонемным
Другим аналогичным примером могут служить англ. house / haus / ‘дом’ и house / hauz / ‘поселить’, extent / ikst’ent / ‘протяжение, степень’ и extend / ikst’end / ‘простираться, протягивать’ и т. д.; здесь звонкость последнего согласного отличает глагол от существительного.
Таким же образом используются и чередования гласных. В немецком языке формы
множественного числа многих существительных образуются с умлаутом (перегласовкой)
гласного в корне. В ряде случаев умлаут выступает не в качестве «сопроводителя», а
В этих случаях принадлежность корневого гласного к заднему или к переднему ряду выступает как основной показатель соответственно единственного или множественною числа (хотя «по совместительству» на число указывают также формы артикля и окончания некоторых надежей). ДП ряда оказывается здесь экспонентом грамматической морфемы, тогда как остальные ДП гласной фонемы (лабиализованность, степень подъема, долгота или краткость) принадлежат экспонентам соответствующих корней. В английском языке, где артикль не изменяется по числам, перегласовка может оказаться даже единственным показателем множественного числа. Ср., например, tooth | tu : T | ‘зуб’ — мн.ч. teeth [ti:T ], mouse [maus] ‘мышь’ — мн.ч. mice [mais] и др. Еще более разнообразные чередования гласных (так называемый аблаут) используются в германских языках в формах сильных глаголов, а также при образовании от этих глаголов других слов; ср. англ. sing [ siN ] ‘петь, пою’ и т.д.—sang [ sQN ] ‘пел’—sung[sГN ] ‘спетый’—song [ soN ] ‘песня’; нем. binden ‘связывать’— прош. band — прич. II gebu _ nden (в сочетании с циркумфиксом ge. en) — Binde ‘повязка’— Band ‘связь, лента, том’— Bu _ nd ‘союз’. Внешне факты такого рода несколько похожи на трансфиксацию (§ 155,6) и нередко объединялись с нею в понятии «внутренняя флексия».
В русском языке у многих существительных наблюдается четкая
противопоставленность по ударению всех форм единственного числа всем формам
множественного числа. Ср., с одной стороны, мОре— морЯ, пОле — полЯ, кОлокол —
колоколА, а с другой — селО — сёла, колесО — колёса, бедА — бЕды, трубА — трУбы и т. д. Эти противопоставления дают в отдельных случаях «минимальные пары», различаю-щиеся только местом ударения при тождественном составе фонем, вроде пАруса —
парусА, хУтора — хуторА или лицА — лИца, трубЫ — трУбы. Важнее, однако, то, что
независимо от совпадения отдельных окончаний все формы единственного числа
противопоставлены здесь по ударению всем формам множественного числа. Именно это
и делает определенный тип ударения основным показателем числа (конечно, наряду, с
Как морфему-операцию можно рассматривать также устранение (или ослабление)
ударения при превращении знаменательного слова в служебное (например, наречия — в
предлог, местоимения — в артикль).
§ 164. Роль грамматической морфемы могут играть и различия слогового акцента
(тонов). Так, в америндейском языке тлингІт (южное побережье Аляски) многие глаголы,
например hun ‘продавать’, sin ‘прятать’, tin ‘видеть’, произнесенные с низким тоном,
информируют о прошедшем, а с высоким тоном — о будущем времени. В
западноафриканском языке Ігбо глагол ivu ‘нести’ и существительное ivu ‘груз’ (и другие
подобные пары) различаются тем, что в глаголе первый слог произносится с высоким, а
второй — со средним тоном, а в существительном — оба слога с высоким тоном.
§ 165. Своеобразным типом морфем-операций являются повторы тех или иных
отрезков — частей слов или целых словоформ, так называемая редупликация (удвоение).
Редупликация может быть полной (повтор целой единицы — слова или морфемы) или
частичной (например, удвоение начального согласного); она может сочетаться с заменой
в повторяемом отрезке отдельных фонем другими.
Как морфему мы можем квалифицировать повтор там, где с этим повтором четко
связывается то или иное грамматическое значение. Таковы повторы со значением
интенсивности качества (синий-синий), интенсивности, длительности и многократности
действия (ходишь-ходишь, просишь-просишь). Далее — повторы, передающие значение
множественного числа, например в малайском языке: orang ‘человек’— orang-orang ‘люди’;
в языке хауса: iri ‘сорт, вид’ — мн.ч. iri-iri, dabara ‘совет’—мн.ч. dabarbara, fari ‘белый’—
мн.ч. farfaru, nagari ‘хороший’ — мн. ч. nаgargaru; в корейском языке с особым
«разделительным» оттенком значения: saram ‘человек’ — saram-saram ‘каждый из людей’.
1 Сами по себе «минимальные пары» не всегда могут служить доказательством использования ударения
в качестве основного носителя грамматического значения. Так, несмотря на существование изолированной
«минимальной пары» рукІ — рґки, в склонении слова рука нет четкой противопоставленности форм числа
по ударению (ср.: рук°, но вин. п. рґку, предл. п. (о) рук±, мн. ч.— рґки, по рук°м и т. д.). Нали-ч
ие/отсутствие ударения служит здесь лишь добавочной характеристикой падежно-числового окончания.
В древних индоевропейских языках частичная редупликация — удвоение начального согласного корня в сопровождении гласного — использовалась в глаголе для выражения значения перфекта (значение состояния, а позже—действия, создающего состояние). Ср. греч. ke/kthmai‘владею, имею’ — от ktwmai‘приобретаю’, te/qnhka‘я мертв, умер’ — от qnhsko‘умираю’ (в перфекте t вместо th в порядке диссимиляции); лат. cecIб da ‘я упал’ — от саdо ‘падаю’, momordi ‘я укусил’ —от mordeo ‘кусаю’. Изолированный остаток редупликации (не связанной с перфектом) сохранен в русских формах дадим, дадите, дадут.
Редупликация во многих случаях может быть описана и иначе — как прибавление
особого сегмента, так называемого «аффикса-хамелеона». Фонемный состав экспонента
этого аффикса является переменным и определяется каждый раз в зависимости от состава
экспонента того корня, к которому аффикс присоединяется.
От повторов — грамматических морфем нужно отличать те случаи, в которых повторслужит средством организации корня (например, в «детских» словах мама, папа, баба, дядя, тетя, няня, цаца, в звукоподражательных вроде ку-ку, динь-динь, пиф-паф, также колокол) ‘либо средством создания аффективных, эмоционально-насыщенных
образований (тары-бары, тяп-ляп, нем. Mischmasch ‘мешанина’, Wirrwarr ‘путаница’, фр.
p eЯ le-m eЯ le ‘всякая всячина’, rififi ‘потасовка’).
Вопрос о нулевых морфемах
Морфемы современного русского языка характеризуются единством формы и содержания, соответствующим звуковым оформлением и определенным значением. В то же время в лингвистической литературе обращается внимание на многочисленные случаи, ког-Ва те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков или звукосочетаний. В подобных случаях принято говорить о выражении определенных значений с помощью нулевых морфем.
Еще говорил о том, что грамматические форумы слова могут образовываться не только наличием аффиксов при ‘основах слова, но и «отсутствием всякого аффикса при тех. же основах в других словах», называя соответствующее явление ^отрицательной формальной принадлежностью [см. 84, с. 146]. По fcro словам, «всякая форма слов, образуемая аффиксом, предпола-
1 В специальной литературе начальные части таких слов иногда называются |квази-морфами или уни-радиксоидами. Некоторые ученые рассматривают их как
гает существование другой формы, в которой те же основы являются без данного аффикса, т. е. или с другим аффиксом, или без всякого аффикса, как основы слов в другой форме» [84, с. 147]. В качестве примеров он приводит формы им. п. ед. ч. существительных город, стол, глагольные формы муж. р. ед. ч. прош. вр.
, характеризуя части связной речи как известные языковые единицы (цельные и дробные единства), различал единства, представленные комбинациями звуков (вода, ты, при, ой, желание, передать, столик, кускам) или отдельными звуками (а, и, пиш-и, ш-л-и), и «единства, представляющие собой нуль звука, то есть отсутствие его там, где он есть в параллельных случаях, например: стол — нуль звука при стола, рук — нуль звука при рукам, шел — нуль звука при шла» [14, с. 397].
Таким образом, согласно распространенному мнению, существует особый вид морфем, не выраженных материально, какими-либо звуками или звукосочетаниями (не имеющих материальной, звуковой оболочки), — нулевые, или отрицательные, морфемы. Нулевая морфема определяется как «материально не выраженная часть слова, которая выделяется в нем по сопоставлению с коррелятивными формами, имеющими материально выраженные морфемы того же рода» [88, с. 128]. Под грамматической нулевой морфемой понимается «отсутствие грамматического (словоизменительного) аффикса, которое приобретает определенную семиологическую грамматическую значимость вследствие особого свойства данной
В современном русском языке различаются словоизменительные, формообразовательные и словообразовательные нулевые морфемы.
Словоизменительная» нулевая морфема (окончание) обычно указывается для таких грамматических форм, как форма им. п. ед. ч. существительных муж. р. второго склонения и всех существительных третьего склонения (дом, лес, конь, пень, мышь, ночь, степь); форма род. п. мн. ч. существительных первого склонения и частично второго склонения (вод, гор, земель, солдат, сел, озер); краткая форма им. п. ед. ч. муж. р. прилагательных и слов других частей речи, склоняемых по типу прилагательных и имеющих краткие формы (весел, красив, силен, написан, построен); форма ед. ч. муж. р. прош. вр. и сослагательного наклонения глаголов (делал, сидел, говорил, знал бы, спросил бы); форма 2-го л. ед. ч. повелительного наклонения глаголов (брось, поставь, прочитай) и нек. др. При этом иногда указывается, что у разных грамматических форм употребляются разные, омонимичные нулевые окончания.