Что такое нсот в образовании
НСОТ: принципы и расчеты
Аббревиатуру НСОТ расшифровать не составляет труда — это новая система оплаты труда. Такой — новый — способ начисления заработка бюджетникам был введен в 2008 году на основании Постановления Правительства №583 и заменил единую тарифную сетку, показавшую свою неэффективность в новых экономических условиях. Теперь руководители предприятий смогли самостоятельно распоряжаться фондом зарплаты и поощрять наиболее результативных и эффективных работников.
Правовые особенности
НСОТ была введена потому, что старая система оплаты, основанная на ЕТС и применении оклада, не учитывала результаты деятельности каждого отдельного специалиста. Таким образом, работник не был заинтересован в повышении качества своей работы, производительности и эффективности. Именно в целях формирования системы стимулов и мотивации персонала была разработана новая дифференцированная методика, которая в настоящий момент еще совершенствуется. Понятие НСОТ тесно связано с другим — эффективным контрактом, который, собственно, и базируется на НСОТ.
Расчет заработка по ЕТС
Ранее основой расчета зарплаты являлись базовые должностные оклады, которые брались из тарифной сетки. Размер оклада был привязан к уровню профессиональной подготовки и уровню квалификации (определяемому в соответствии с результатами аттестации и в зависимости от стажа). Квалификационный разряд присваивался поэтапно: от низшего к высшему.
Новая система оплаты труда
В соответствии с принципами НСОТ размер заработной платы напрямую зависит от результативности труда специалиста за определенный период времени. Материальное поощрение получают сотрудники на основании решения руководителя за достижение определенных показателей (объем и качество) при решении поставленных трудовых задач.
Из чего складывается заработная плата:
При установлении базовых окладов руководителям необходимо ориентироваться на решения правительства, принятые по этому вопросу на федеральном уровне (по квалификационным подгруппам).
Компенсационные выплаты чаще всего призваны возместить отсутствие нормальных условий труда. Стимулирующие выплаты начисляются для мотивации повышения качества труда.
НСОТ получила как положительные, так и отрицательные отзывы. Многие утверждают, что новая система не улучшила положения рядовых работников бюджетной сферы, так как решение о распределении фонда оплаты полностью перешло в ведение руководства.
Как организации перейти на НСОТ
Поскольку новая система связана с изменений существенных условий трудовых соглашений, процедура должна быть проведена в точном соответствии с трудовым законодательством. Действовать нужно следующим образом:
Ранее мы подробно рассказывали о том, как составить приказ о переходе на эффективный контракт, а также давали образцы контрактов:
Что такое НСОТ?
Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.
Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.
Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.
Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.
Что такое НСОТ
НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.
При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.
Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда?
Посмотреть ответ
Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Принципы НСОТ в образовательной сфере
Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.
Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?
Стимулирующие выплаты по НСОТ
Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.
ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.
Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:
На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.
Как перейти на НСОТ
Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.
К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.
Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.
Критика НСОТ
Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».
Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.
На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.
Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.
НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.
НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов
С 01.12.2008 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) для работников бюджетной сферы. В статье разберем особенности НСОТ в образовании: как рассчитывается зарплата педагога по НСОТ, какие доплаты и надбавки устанавливает новая система в отношении работников образования и науки.
НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов
Согласно системе, действующей до внедрения НСОТ, расчет оплаты труда педагога осуществлялся на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой. С декабря 2008 года в РФ введена новая программа, цель которой – повысить мотивационную составляющую оплаты труда педагога за счет внедрения новой системы надбавок и доплат.
Кроме того, НСОТ реализуется целиком за счет полномочий региональных властей, за которыми закреплено право устанавливать размер повышающих коэффициентов в отношении стимулирующих выплат педагогам.
НСОТ введена постановлением Правительства №583 от 05.05.2008 года и вступила в силу с 01.12.2008 года.
Оплата труда педагога по НСОТ
Согласно НСОТ, оплата труда педагога определяется с учетом постоянной составляющей (оклада) и переменных значений (доплат, надбавок, компенсаций).
Формула для расчета зарплаты педагога имеет следующий вид:
Зарплатапедагог = Оклад + Компенсации + Надбавки,
где Оклад – размер оклада, установленный согласно должности;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда;
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.
Базовый оклад
Если ранее оклад работникам сферы образования устанавливался по Единой тарифной сетке, то в данный момент НСОТ закрепляет за региональными властями право установления базовых тарифных ставок. В настоящее время большинство регионов РФ устанавливают базовый оклад в соответствие с должностью. которую занимает педагог. Все должности работников образовательных учреждений можно разделить на 4 группы, в отношении которых и устанавливается базовый оклад.
Перечень должностей, в соответствие с которыми определяется оклад педагога, приведены ниже.
№ п/п | Группа должностей работников учреждений образования | Наименование должностей работников учреждений образования |
1 | Руководители | Директор школы, заведующий образовательным учреждением для детей, руководители структурных подразделений организаций дополнительного образования для детей, завскладом, завхозяйством, завпроизводством. |
2 | Педагогические работники | Педагоги всех категорий и специальностей, в том числе музработники, инструкторы по труду, по физической культуре, мастера производственного обучения, социальные педагоги, т.п. |
3 | Специалисты и учебно-вспомогательный персонал | Замдиректора по административно-хозяйственной части, библиотекарь, помощник воспитателя, лаборант, бухгалтер, медсестра, т.п. |
4 | Технические исполнители и обслуживающий персонал | Делопроизводитель, секретарь, слесарь, кладовщик, оператор котельной, буфетчик, уборщик. |
Надбавки педагогам по НСОТ: за стаж, квалификацию, образование
НСОТ предусмотрены надбавки к зарплате педагога за стаж, квалификацию и уровень образования. Размер надбавки определяется в процентном соотношении к базовому окладу и устанавливается законодательными актами региона.
Рассмотрим особенности назначения надбавок к зарплате педагога по НСОТ:
Вид надбавки | Особенности назначения | Процент надбавки | Размер надбавки в регионах (примеры) |
Надбавка за стаж | Выплата назначается в соответствие с педагогическим стажем работниками в образовательных учреждениях. Большинство регионов РФ определяют надбавку пропорционально периоду педагогической работы сотрудника (чем больше стаж – тем выше процент надбавки). При этом некоторыми регионами РФ внедрены мотивационные программы по поддержке молодых педагогов. В таких регионах надбавка назначается, в том числе, работникам без педагогического стажа | От 3,5% до 40% | В Республике Коми – от 5% при стаже от 1-го года до 20% при стаже от 15-ти лет. В Пензенской области – от 3,5% при стаже от 3-х лет до 15% при стаже свыше 20-ти лет |
Надбавка за уровень образования | Размер надбавки и порядок ее назначения определяется такими критериями, как: · уровень образования (среднее, среднее специальное, т.п.); · наличие высшего образования, уровень квалификации (бакалавр, специалист, магистр); · наличие профессионального образования. Как правило, размер надбавки устанавливается пропорционально уровню образования, с учетом наличие профобразования. При этом ряд регионов РФ не выплачивает работникам данный вид надбавки (например, Сахалинская область) | От 1% до 70% | В Ханты-Мансийском автономном округе: В Республике Адыгея: В Тверской области: В Ханты-Мансийском автономном округе: |
Надбавка за квалификацию | Надбавка устанавливается в соответствие с профессиональной квалификационной категорией педагога (вторая, первая, высшая). Согласно приказу Минобразования и науки, размер надбавки за квалификацию педагога в регионах не должен составлять менее: В Вологодской области: В Калужской области: Компенсационные доплаты педагогамПри расчете зарплаты педагога учитывается сумма компенсаций, выплачиваемая в связи: Также в рамках НСОТ предусмотрены прочие компенсации, выплата которых связана с интенсивностью труда и переработками. Напомним, что согласно трудовому законодательству, педагог может быть привлечен к дополнительной работе или совместительству только при условии письменного согласия. Коэффициент разбросаОдним из принципов НСОТ является реализация программы справедливой оплаты труда для педагогов всех уровней и направлений. В связи с этим в рамках НСОТ применяется так называемый «коэффициент разброса», который определяет соотношение между заработной платой руководящего состава учебного учреждения и доходом рядового педагога. В соответствие с НСОТ, коэффициент разброса составляет 1:4. Это значит, что зарплата учителя общеобразовательной школы должна составлять не менее 25% от зарплаты директора этой же школы. Данный принцип применяется в отношении всех образовательных учреждений, на которые распространяется действие постановления Правительства №583 от 05.05.2008 года. Пример расчета зарплаты педагога по НСОТДля того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример. Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет. Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%. Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования: Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки: Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок: 8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб. Минпросвещения подготовило пилотный проект по оплате труда педагоговПо задумке, он должен устранить существующий разрыв в зарплатах учителей с одинаковой квалификацией. В чём суть проектаМинистерство просвещения опубликовало проект постановления о запуске единой модели расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации. Предполагается, что сначала будет пилотный проект: его запустят в 2021–2023 годах в пяти регионах — Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия. А потом по итогам пилота Правительство разработает общероссийские требования к системе оплаты труда педагогических работников. Новый проект коснётся педагогов государственных и муниципальных общеобразовательных, дошкольных и профессиональных образовательных организаций, а также системы дополнительного образования. Редактор направления «Образование» Skillbox Media. Почему понадобился такой пилотКак отмечается в пояснительной записке, сейчас модель оплаты труда каждая образовательная организация выбирает самостоятельно. В итоге это привело к тому, что педагоги одного уровня квалификации могут получать разные зарплаты.
Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта Российской Федерации. Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация ставок заработной платы (должностных окладов) в образовательных организациях на территории всей Российской Федерации. Пояснительная записка к проекту постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» Цель проекта — установить единые требования к системам оплаты труда. Предполагается, что должностные оклады, а также порядок и размер компенсационных и стимулирующих выплат будет утверждать Правительство. По идее, это должно создать равные условия оплаты труда учителей разных регионов и сделать всю систему более прозрачной. Как будет реализован проектСейчас проект вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 17 сентября. В его рамках можно внести свои замечания и предложения. Далее по плану — подготовительный этап, включающий анализ существующих систем оплаты труда педагогов и разработку новых моделей расчётов. Это займёт несколько месяцев — с ноября 2021 года по апрель 2022-го. Затем, с мая 2022-го по май 2023-го, новая система оплаты будет внедряться в выбранных регионах. В России проведут эксперимент с зарплатами учителейФото: Александр Коряков / Коммерсантъ В пяти российских регионах пройдет эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда учителей. Правительство определило перечень субъектов, где будет протестирована реформа. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий проект постановления кабинета министров. В рамках реформы власти установят порядок определения должностных окладов педагогов и составят перечни дополнительных выплат с размерами и условиями их назначения, на основе которых регионы будут формировать размер зарплат учителей. История реформыРазработка новой системы оплаты труда российских учителей началась в 2020 году, когда после ежегодной пресс-конференции президента Владимира Путина премьер Михаил Мишустин распорядился, чтобы четыре министерства подготовили предложения по совершенствованию этого механизма. В Минпросвещения тогда заявили, что цель реформы заключается в том, чтобы повысить прозрачность выплат. Сама по себе идея единой системы оплаты труда учителей не нова. В 2008 году принятие решений о системе оплаты труда и размеров ставок было возложено на образовательные организации. Однако это привело к «многообразию моделей оплаты, оснований для установления компенсационных и стимулирующих выплат, сложности расчета». Так, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко обращает внимание на то, что в результате «оплата одной и той же работы может отличаться в пять-шесть раз». Понятно, что единого размера оплаты не может быть — слишком разная ситуация в регионах. Но такой дисбаланс — это слишком Суть экспериментаРеформа предполагает сохранение прежней структуры оплаты, состоящей из оклада и компенсационно-стимулирующих выплат, пояснил Авдеенко. При этом правительство будет предоставлять регионам дополнительные расчеты. Кабмин разработает порядок определения размера ставки зарплаты «на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп», а также два перечня — компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера с размерами и условиями их назначения. Размер зарплат учителей будет формироваться на основе этих вводных. Кроме того, регионы смогут сами назначать дополнительные выплаты, а образовательные учреждения — назначать надбавки сотрудникам за счет получаемых доходов, если они есть. В проекте постановления особо подчеркивается, что в ходе эксперимента оклады и выплаты не могут стать ниже прежних, которые учителя имели ранее. Но при условии, что не изменятся объем работы и основания для выплат. Кто «подопытные»?Предполагается, что эксперимент стартует в мае 2022 года в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии и продлится один год. Новая система затронет дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации дополнительного образования. Как будут финансировать?Какие суммы будут направлены на выплаты заработных плат учителям станет ясно в апреле 2022 года — за месяц до начала эксперимента. Именно тогда Минпросвещения и Минтруд разработают проекты актов об утверждении порядка расчетов ставок зарплаты и перечней выплат. По словам Михаила Авдеенко, остается неясным, будут ли власти дополнительно выделять средства из федерального бюджета и в каком объеме. Согласно проекту кабмина, регионы должны будут согласовывать расчеты по зарплатам с Минфином. Замглавы думского комитета по образованию и науке Любовь Духанина отмечает, что учителя ожидают роста оклада за одну ставку педагогической работы, хотя бы ее доведения до уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ), однако сейчас даже это сделано не во всех регионах. Нужно также увеличивать долю базовой части зарплаты, потому что выплата премий не гарантирована, а доплаты и стимулирующие отменяются во все большем количестве школ Вместе с тем парламентарий отметила, что в некоторых регионах зарплаты учителям все же увеличивают. Духанина напомнила о доплатах за классное руководство на федеральном уровне в размере пяти тысяч рублей. Она напомнила слова Владимира Путина, заявившего, что этого недостаточно и систему необходимо совершенствовать. Однако, отмечает депутат, это невозможно сделать без выделения дополнительных средств. «Возможности оптимизации и перераспределения средств давно исчерпаны», — резюмировала Любовь Духанина. Единая модель и нехватка кадровО том, что правительство разрабатывает новую модель оплаты труда учителей, в марте сообщал глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Он объяснял, что каждая школа устанавливает свою систему оплаты и половина учителей не понимают, как начисляются выплаты. Регионы выполняют майский указ президента, и средняя зарплата на уровне средней по региону. Но внутри региона разные зарплаты. Мы представим общий подход начисления зарплаты Министр добавил, что оклад учителей должен гарантированно составлять 70 процентов от средней зарплаты по региону. Также он указал, что в настоящее время важен вопрос омоложения педагогических кадров. В свою очередь, в профсоюзе указали на нехватку кадров в российских школах. Михаил Авдеенко отметил, что реформа может как привлечь в школы молодые кадры, так и отпугнуть их.
|