Что такое нравственный опыт

Раздел III НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Слово «опыт» скорее всего ассоциируется с некоторыми действиями и событиями в естественнонаучной лаборатории. Или с «полевой практикой». Или с деятельностью, предметно определенной, т. е. эмпирически фиксируемой, поддающейся количественному и качественному контролю. В самом деле, слово «опыт» в живом языке довольно часто употребляется синонимично слову «практика». В свете этого лексического опыта выражение «нравственный опыт» может ассоциироваться с такого рода ориентациями, решениями, действиями людей, которые оформлены в конкретных отношениях товарищества и любви, брака и семьи, групповой солидарности, привязанности к родным пенатам и обязанностей перед отчизной.

Однако в сфере духовной, а именно к ней в большинстве своих проявлений относится нравственность, характер опыта во многом иной. Это — опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов[143]. Это — опыт индивидуальной «работы с ценностями», личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он вычитывается из конкретных ситуаций. Но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде и в рамках этики оказывается представленным как продолжение рассуждения о морали — в его приложении к действительным противоречиям выбора. В морали это — выбор ценностей и правил. Как мы видели, лишь на уровне этической рефлексии моральный выбор сводится к выбору между добром и злом. Практически же это — выбор из разного рода ценностей: приятного, веселого, целесообразного, полезного, нужного, подобающего, красивого, честного, обязательного, «того, что очень хочется», запретного и т. д., в их переплетении, взаимоисключении и компромиссах. Не всегда эти ценности непосредственно соотносятся с добром и злом, однако в той или иной их трактовке отдельными людьми можно выявить определенное понимание добра и зла и, стало быть, того, что человек должен делать, чтобы соответствовать наложенным на него или принятым им на себя обязательствам.

В данном разделе будут рассмотрены некоторые из ценностных ориентации, через которые наиболее характерно отражаются позиции человека в отношении добра и зла — удовольствие, польза, совершенство и человечность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

II. Учение о долге, нравственный закон и совесть

II. Учение о долге, нравственный закон и совесть Вторым фактом, из которого исходит мышление о человеческой жизни и ее ценностях, является долженствование. Можно его назвать первым фактом, ибо несомненно, что испытываемое противоречие между долженствованием и волением,

Десятисловие как нравственный кодекс

Десятисловие как нравственный кодекс Существует прочная традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый по времени и один их важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать, по крайней мере, три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно

Нравственный закон

Нравственный закон Добрая воля — таков ответ Канта: «Нигде в мире, да даже и вне его, невозможно мыслить ничего, что могло бы считаться без ограничения добрым, кроме только доброй воли» (59). С этого утверждения начинается основной текст «Основоположения к метафизике

3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, КАК ОПЫТ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ, И АКТ ВЕРЫ

3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, КАК ОПЫТ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ, И АКТ ВЕРЫ Теперь пора обратиться к учтению того, что правильно в упомянутых выше возражениях против намеченного мною понятия веры. Я предвижу, что только что развитые соображения о вере как религиозном опыте могут только

10. Нравственный мир семьи Симпсонов в свете учения Канта Джеймс Лоулер

10. Нравственный мир семьи Симпсонов в свете учения Канта Джеймс Лоулер В статье, посвященной книге Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Кубок огня», фантаст Слайдер Робинсон[198] пишет: «Ну хорошо, Гарри, пожалуй, уж слишком добренький… Вообще, давайте признаем: Гарри — это Анти-Барт.

3. Нравственный мир как бесконечность или целостность

3. Нравственный мир как бесконечность или целостность Таким образом, всеобщие нравственные сущности суть субстанция как всеобщее и субстанция как единичное сознание; их всеобщая действительность — это народ и семья, а их природная самость и деятельная индивидуальность

(α) Его нравственный мир

(?) Его нравственный мир Собрание народных духов составляет некоторый круг форм, который теперь охватывает всю природу, как и весь нравственный мир. И они подчиняются в большей мере верховному повелению одного, чем его верховной власти. Для себя они суть всеобщие

Нравственный закон

Нравственный закон Этика Канта не ограничивается лишь положением о том, что совесть человека остается его единственным авторитетом. Больше того, он пытается также установить, что может требовать от нас наша совесть. Кант дает различные формулировки нравственного

Нравственный идеализм

Нравственный идеализм Под выражением «нравственный идеализм» понимают веру человека в существование в этом мире чего-то святого, непоколебимого, значимого для всех честных людей. Нравственный идеализм противостоит «материализму», или меркантилизму, т. е. воззрению,

3.3 Злой нравственный человек

3.3 Злой нравственный человек Я не думаю, что заявление об органическом единстве нравственности и агрессии для кого-то совсем уж полная неожиданность.Например, американские психологи Креч, Кратчфилд и Ливсон не утверждают, что агрессия — это противоположность

2. Экономика и нравственный закон

2. Экономика и нравственный закон Порой люди совершенно серьезно полагают, что могут преуспеть в жизни, живя с двойной моралью. Они думают, что могут действовать в профессиональной жизни, не обращая внимания ни на какие высшие принципы, а в домашнем кругу тем полнее

Источник

Нравственный опыт

Нравственный опыт – это опыт духовной жизни, ценность выборов. Это – опыт индивидуальной “работы с ценностями”, личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он формируется из конкретных ситуаций, но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде: в виде выбора ценностей и правил, выбора между добром и злом.

Среди положительных ценностей удовольствие и польза является наиболее очевидными, так как они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека.

1.Удовольствие— чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

Удовольствие и страдание целесообразны с биологической точки зрения, в силу того, что удовольствие стимулирует активность, отвечающую потребностям организма; отсутствие же удовольствия и страдания блокирует действия, опасные для него.

С психофизиологической точки зрения удовольствие важно уменьшением или участием напряжения, как результат удовлетворения потребности.

В этике существует позиция, называемая гедонизмом. В его основе лежит представления о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

Большой вклад в изучение удовольствия в жизни человека внесли работы З.Фрейда. Он сделал вывод о том, что “принцип удовольствия” является главным естественным регулятором психических процессов, или душевной деятельности. Наиболее интенсивными и яркими являются сексуальные удовольствия и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в пище, тепле, отдыхе. Но в процессе социализации человека происходит постепенное замещение принципа удовольствия “принципом реальности”, который тоже влечет к удовольствию, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. Таким образом, принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным нормам приличия, ориентация на удовольствие противоположна обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы.

Субъективно удовольствие приятно и поэтому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность самому себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий.

Но, как метко заметил Б.Паскаль: “Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые”.

И, тем не менее, человек продолжает стремиться к удовольствию, сознательно сообразуя свои цели не с добром, а с наслаждением.

Но наслаждение любой ценой имеет тенденцию оборачиваться развлечением, счастьем за счет возможного страдания, несчастья другого.

Для гедоника развлечение становится смыслом жизни. Новизна и необычность наслаждения становится принципом гедонистического отношения к миру. Гедонистическая личность стремиться к дискредитации любых норм и ценностей, поскольку они препятствуют необузданности эгоистического своеволия. Но из сказанного не следует, что наслаждение само по себе аморально или внеморально. Критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия. Она призвана показать этическую ограниченность гедонизма и стремится возвысить его до нравственности, то есть ограничить нравственностью.

Этическому ограничению должны подвергаться не наслаждения, а желания, а именно, эгоистическое своеволие, с этих позиций стремление к наслаждению ограничивается требованиями соблюдать взятые обязательства, быть справедливым, быть умеренным. Кроме того, наслаждение получает этическое оправдание на основе творчества, в процессе которого личность свободно и конструктивно реализует себя, творчество, конечно, не безмятежно, но в нем, аналогично наслаждению, содержится та же страстность, та же возможность самовольности, свободы и личности. Но вместе с тем творчество прямо противоположно принципу наслаждения, так как требует от творца высокой самодисциплины и жертвенности.

“Всякое удовольствие приобретается ценою страдания. За истинное удовольствие цена уплачивается вперед; за ложное удовольствие приходится расплачиваться потом”,- Д.Фостер.

2.Пользапредставляет собой положительную ценность, в основе которой лежат интересы, то есть отношения человека к различным объектам, освоение которых позволяет ему сохранить и повышать свой социальный, экономический, политический, профессиональный, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: “Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу”.

Но, как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, красоты, истины). Прагматизм, т.е. стремление к пользе, успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет им намеченных обстоятельств, сложившегося порядка вещей.

Принцип пользы подвергался критике со стороны различных социально-нравственных позиций – патриархальной и аристократической, религиозной и пролетарской, революционной и богемной. С каких бы позиций не проводилась эта критика, в ней так или иначе, ставилась или предполагалась важная социально-этическая проблема: стремление к пользе своекорыстно, чрезмерная забота об успехе ведет к игнорированию обязательств. Принятие полезности в качестве исключительного критерия поступков ведет к конфликту интересов.

Польза, ни под каким видом, не может заменить добродетель. В сориентированном исключительно на пользу сознании любые ценности, не относящиеся к доминирующей ориентации, признаются производными и, следовательно, второстепенными.

Только подвергнутый коррекции с позиции принципа наслаждения, принципа совершенства и принципа любви Принцип полезности сохраняет свою действенность в рамках универсальной морали.

Как утверждал Марк Аврелий: “Не уставай получать пользу, принося ее”.

3.“ Справедливостьесть истина в действии”, — Ж.Жубер.

Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей. Под социальными ценностями понимается свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа уважения и т.д.

Если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному. Иначе говоря, сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено. Вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального нигилизма, пренебрежение к нравственным устоям общества.

Уже древнегреческие философы подчеркивали особую значимость справедливости в жизни человека.

Добрый человек, у которого имеется хорошее расположение духа, не будет творить несправедливости, для него лучше пострадать от несправедливости, чем самому поступать несправедливо. Исходным принципом справедливости является принцип равенства

Большое внимание вопросам справедливости уделяли идеологи буржуазных революций, на знамени которых было написано: “Свобода, равенство, братство”.

Справедливый человек обязан учитывать интересы общества. Но справедливость предполагает и ответственность общества перед личностью, которая также имеет право оценить общественные порядки в определенных ситуациях как несправедливые.

“Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим”,- писал В.Соловьев. По его мнению, чувство справедливости психологически опирается на чувство жалости. Жалость, по мнению русского философа, есть признание за другими права на существование и благополучие.“Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самопожертвование ограничение своих притязаний в пользу чужих прав”. В.С.Соловьев.

4.“Милосердие – это всесторонняя благожелательность” Г.В. Лейбниц.

Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

В христианской этике милосердная любовь доминирует над всеми другими принципами и подчеркнуто сформулирована в виде стоящей над ними заповеди – заповеди любви.

Используя термины Соловьева, заповедь любви можно прояснить следующим образом: “Благоговей перед Богом и милосердствуй ближним”.

Любовь для человека является формой деятельного и заботливого отношения к другому или чувством, в котором он в данной ситуации самореализуется.

Если человек видит в милосердии лишь свое переживание, сострадание, этический принцип, и другого человека как нуждающегося, как объекта милосердия забывает, то от любви в самом деле ничего, кроме эмоции, а значит, кроме себялюбия не остается.

При этом заповедь любви не осуждает любви к самому себе. Напротив, она утверждает: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.

Что такое милосердие как практическая задача? На уровне принципиального этического рассуждения, возможно, достаточно удовлетвориться словами, что надо делать добро и отвращать зло. Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, то есть в отдавании. Причем, человеколюбие бескорыстно. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий, беспристрастно. Только милосердие в душах способно привести к изменению общественных отношений и институтов, к политической борьбе и разрешению конфликтов.

5.Совершенствование одно из важных составляющих нравственного опыта человека. Перфекционистское мышление содержит в себе два пласта взаимопересекающихся представлений:

— совершенство как идеал

— совершенство как процесс достижения идеала.

В стоицизме и буддизме развит другой образ совершенства – самодостаточность. Согласно этому пониманию, совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей во внутренней свободе, “чистоте духа”.

Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианства проповедуют деятельную любовь к людям. Более того, в христианстве преобладает вера в то, что человек должен совершенствоваться, во имя деятельной любви и что он реально совершенствуется только в деятельной любви. Каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначения – подчиняться воле Бога и на основе этого преобразиться, соединившись с Богом в осуществлении идеала Богочеловека.

Отсюда вытекают два нравственных императива человека в отношении Бога, или абсолюта, которые В.С.Соловьев сформулирован следующим образом:

— Относись ко всему по-Божьи.

Из предложенных образов можно выделить существенные моменты, из которых складывается обобщенное представление об этике самосовершенствования.

1. самосовершенствование и личная дисциплина;

2. стойкость в исполнении долга и сознательное подчинение себе выбранной цели;

3. внутренняя свобода;

4. верность этическому абсолюту;

5. непрестанные усилия по практическому осуществлению идеала.

Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, со своего отношения к высшим ценностям, с предположения о собственном несоответствии этим ценностям.

Появление стремления к нравственному совершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т.е. внутри пространства нравственности. При этом человек должен осознавать и собственное несовершенство, именно это станет толчком к нравственному совершенствованию. Совершенствование должно идти в трех направлениях:

1. раскрытие собственных сил и способностей;

Источник

Этика и эстетика : Нравственный опыт

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

2. Понятие справедливости

3. Справедливость в отношениях людей

4. Нравственные принципы общения

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

Понятие правды, истины

* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

* открытости, честности, доверии;

* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.

Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).

Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.

«Общая правда» достигается путем:

* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.

Обман, хитрость, клевета, ханжество

Ложь, обман используются людьми для достижения:

* практической выгоды, благ;

социального положения и др.

* искажение действительности, выдаваемое за правду;

обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

* дезинформация в контрразведке государства;

* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.

* добросовестность и верность;

* открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово «честность» может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.

2. Понятие справедливости

Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая

* характеристикой человеческих отношений;

* принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

* главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

Развитие представлений о справедливости

Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.

В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.

С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.

С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.

* возникает запрет на индивидуальную месть;

* провозглашается «золотое правило морали» и др.

Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат «Государство»), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.

В Средние века христианские мыслители утверждали:

* Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;

* человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.

В Новое время господствующей становится идея правового равенств

* экономическое и статусное неравенство сохраняется;

* провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;

* справедливое наказание за преступление против человека и общества;

* неприкосновенность частной собственности;

* формальное равенство возможностей.

В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе:

* справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;

* равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;

* равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;

* справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);

* социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;

* правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.

3. Справедливость в отношениях людей

Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом

* каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;

* социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.

Таким образом, согласно Ролзу:

* справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;

* люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;

Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.

Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога:

* сбор налогов пропорционально доходам;

* обеспечение социального минимума неимущим.

В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.

Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:

* ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;

* удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).

Принцип справедливости можно выразить требованиями:

* не вреди другому человеку;

* не обижай другого человека, уважай его достоинство;

* не нарушай прав другого человека.

Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:

* обусловленные конституцией и законами;

* обусловленные всеобщими нравственными представлениями;

* обязательства, принимаемые при заключении договора.

Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:

Понятие справедливости включает «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам» (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.

Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.

4. Нравственные принципы общения

Можно выделить следующие принципы общения.

Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм («потребительское» общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:

* объективных законов человеческого общежития;

* моральных знаний, норм, правил;

* обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:

* выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

* самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

* ответственность за свою деятельность, последствия поступков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *