Что такое норма обслуживания

Основные методы нормирования труда

Любой труд должен адекватно оплачиваться – это аксиома. Однако, для того чтобы установить адекватную меру оплаты, нужно правильно соотносить трудовые характеристики с различными режимами вознаграждения за труд. Иными словами, необходима мера, которой нужно пользоваться при оценке труда, подлежащего оплате. Такое корректное соотношение может быть достигнуто только путем нормирования труда. Это обязательный элемент управления предприятием.

В статье мы рассмотрим, для чего применяется нормирование, проанализируем основные методы для его производства, охарактеризуем принцип выбора наиболее подходящего метода.

Факты из истории нормирования

В течение долгого времени, когда работодателями использовалась наемная рабочая сила, нормы труда устанавливались отдельно для каждого конкретного предприятия путем практического опыта.

Научный подход к нормированию начался только в 19 столетии. Ф. Тейлор разработал методы временного учета труда и создал базу способов осуществления основных трудовых операций. Разложение операций на более мелкие действия с целью учета и анализа впервые применил Ф. Джильберт.

С того времени теория нормирования труда – полноправная сфера экономической теории, она постоянно развивается и совершенствуется с учетом развития общества.

Вопрос: Обязан ли работодатель принимать локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда? Возможно ли привлечение к ответственности за неустановление норм труда для работников?
Посмотреть ответ

Задачи нормирования труда

Установление меры между трудом и его оплатой носит комплексный характер. Во внимание принимаются различные трудовые характеристики, поддающиеся формализации:

Экономическая роль нормирования состоит в том, что оно помогает в проектировании, регистрации и изучении результативности труда, помогает оптимизировать затраты и расходы как обращения, так и производства.

Дополнительно нормирование позволяет решить следующие вопросы:

Нормы и нормативы

Эти понятия несколько различаются по значению.

Норма труда – затраты на единицу труда, учитываемые на единицу персонала (группу или 1 работника).
Норматив – тот или иной показатель по трудовым затратам, отражающий конкретное воплощение нормы на отдельном предприятии.

СПРАВКА! Можно сказать, что норматив – это комплекс «местных» норм.

Какие могут быть трудовые нормы

ВАЖНО! Образец Положения о нормировании труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В зависимости от того, какая трудовая характеристика приводится к учету, различают:

Более подробный материал про виды норм труда.

Два подхода к методам нормирования труда

ВАЖНО! Образец должностной инструкции инженера по нормированию труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Все методы установления норм можно разделить на 2 группы в зависимости от того, дробятся ли трудовые характеристики на более мелкие составляющие или, наоборот, объединяются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый глубокий анализ, обеспечивающий самую высокую точность нормирования, с учетом всей специфики характера производства, рабочих мест, персонала, для однотипных повторяющихся трудовых операций называется микроэлементным нормированием.

Основные способы учета трудовых норм

Трудовые операции могут учитываться разными способами. Характер получаемых данных и их особенности их фиксации определяют тот или иной способ, выбранный для нормирования.

Нормировщик

Сотрудник, отвечающий на предприятии за установление и соблюдение трудовых норм, должен быть специально подготовленным специалистом – инженером по нормированию. Его квалификация требует высшего экономического или технического образования, ответственности, умения командной работы, знания реалий «своего» предприятия (режимов рабочего времени и оплаты труда, графиков работы, ориентирование в тарифных разрядах).

Некоторые организации, которым не нужно ежедневное присутствие нормировщика, отдают эту должность на аутсорсинг, что позволяет сконцентрировать силы на производственных процессах.

Источник

Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду

Федеральное архивное агентство
(Росархив)

Всероссийский научно-исследовательский институт
документоведения и архивного дела
(ВНИИДАД)

Методика расчета
штатной численности государственных архивов
на основе нормативов по труду

Москва, 2004

Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду / Составители: З.В. Бушмелева (руководитель темы), В.Е. Соболев, Л.П. Шотина, научный редактор В.Д. Сплошнов. Москва: ВНИИДАД, Росархив, 2004.

Данная методика предназначена для расчета штатной численности специалистов, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архивов разного уровня, независимо от видов хранящихся документов.

«Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду» утверждена приказом Росархива от 14.01.2004 г. № 9.

Содержание

Введение

Методика расчета позволяет определить необходимую штатную численность работников: специалистов по основной деятельности, а также других специалистов, обеспечивающих эту деятельность, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архива не только по функциональным подразделениям и отдельным группам работников, но и по архиву в целом, отдельным направлениям его деятельности.

Методика и формулы расчета необходимой штатной численности рекомендуются для использования в архивах разных типов, уровней подчиненности и независимо от состава документов.

Использование при расчете нормативов по труду является наиболее точным методом определения необходимой численности работников и оценки уровня производительности их труда.

Под необходимой штатной численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять в полном объеме работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов в конкретном архиве, а также организационные и управленческие функции при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха и современного уровня организации труда.

Специалисты по основной деятельности – это специалисты высшей и средней квалификации, выполняющие работы, непосредственно относящиеся к главным функциям архивов: хранение и обеспечение сохранности документов, комплектование, учет и использование документов, а также занимающиеся сводным планированием и отчетностью по результатам этих направлений деятельности, организацией работы совещательных органов архива.

Исходя из специфики деятельности архивов, реставраторы, фотографы, переплетчики, операторы микрофильмирующей, копировальной и другой воспроизводящей техники могут быть условно отнесены к особой группе специалистов по основной деятельности, обслуживающих важнейшие направления деятельности архивов, – обеспечение сохранности и использование документов. Эти специалисты, как правило, имеют среднее специальное образование или специальную подготовку. Производить расчет их численности следует по формуле, используемой для расчета численности специалистов по основной деятельности.

Административно-управленческий персонал (АУП) – это категория руководителей и специалистов, осуществляющих управление архивом по функциям – общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение. Работники АУП обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения, принимают участие в практическом решении научно-производственных задач.

Инженерно-технические работники (ИТР) – это специалисты различного профиля высшей или средней квалификации, осуществляющие техническое обслуживание имеющегося в архиве кинофотофоно-, микрофильмирующего, реставрационного, копировального оборудования, точной оптической аппаратуры, ПЭВМ и других средств вычислительной техники, а также инженерное обслуживание зданий и помещений архива.

Рабочие и младший обслуживающий персонал (МОП) – работники, не принимающие непосредственного участия в выполнении основных функций архива, но обслуживающие их. Это уборщики помещений и территорий, кладовщики, гардеробщики, лифтеры, рабочие, обеспечивающие эксплуатацию инженерного оборудования зданий (отопление, водоснабжение, канализация, электроосвещение), контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, установленных на данном оборудовании.

Для расчета необходимой штатной численности работников государственных архивов применяются следующие виды нормативов: норма времени, норма выработки, норма управляемости, норма времени обслуживания и норма обслуживания.

Норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости – это численность работников, деятельностью которых может эффективно управлять при заданных организационно-технических условиях один руководитель.

Норма обслуживания – необходимое количество объектов (единиц оборудования, рабочих мест, посетителей и др.), которое один работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Норма обслуживания является производной от нормы времени обслуживания.

Норма времени обслуживания – это количество рабочего времени, затрачиваемого одним работником или группой работников необходимой квалификации на обслуживание единицы объекта (единица оборудования, площадь помещения, количество посетителей и т.д.).

Расчеты с применением нормативов по труду (см. приложение) могут проводиться в различных целях: для определения или уточнения необходимой штатной численности архива в целом – как действующего, так и вновь создаваемого (проектируемого), филиала архива, конкретного подразделения (подразделений) архива; по направлениям деятельности архива; при необходимости обеспечить выполнение архивом мероприятий, предусмотренных межотраслевыми, отраслевыми и региональными программами; при фактическом или прогнозируемом существенном росте объемов комплектования и других видов работ; при изменениях структуры архива; необходимости перераспределения штатов между подразделениями архива, при вводе в эксплуатацию нового здания или реконструкции архива и т.д.

1. Методика определения необходимой штатной численности архива в целом

Расчеты необходимой численности работников архива в целом проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться (это определяется целью расчета) в архиве, – как по основным (архивным), так и по административно-управленческим, а также инженерно-техническим, хозяйственным, вспомогательным работам (если определено, что инженерно-техническое и хозяйственное обслуживание архива должно осуществляться его штатными работниками).

Делать расчеты целесообразно раздельно по категориям работников: специалисты по основной деятельности, руководители по основной деятельности, специалисты административно-управленческого персонала, инженерно-технические работники, рабочие, младший обслуживающий персонал, руководители по неосновной деятельности.

Данную работу рекомендуется проводить в следующем порядке. Сначала целесообразно рассчитать необходимое количество работников по основной деятельности. Для этого следует составить перечень всех функций по основной деятельности и всех архивных работ, которые должен выполнять архив для реализации своих задач и функций, определенных архивным и смежным законодательством (федеральным и региональным), Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации, правилами работы государственных архивов с научно-техническими и кинофотофоновидеодокументами, регламентами, другими отраслевыми нормативно-методическими документами, а также федеральными и региональными программами и планами развития архивного дела, уставом данного архива (положением об архиве).

В перечень включаются нормированные и ненормированные работы.

Затем определяются объемы каждой из работ, которые архив обязан ежегодно выполнять по каждому из направлений основной деятельности в определенный период времени (например, в ближайшие пять лет). Расчет необходимых объемов работ проводится на основе анализа состояния и результатов деятельности архива за последние годы, с обязательным учетом действующих федеральных и региональных программ и планов развития архивного дела, рекомендаций органов управления архивным делом – федерального и регионального (данного субъекта Российской Федерации), имеющихся у архива собственных прогнозов, программ и планов развития.

От текущего планирования деятельности архива данная работа будет отличаться тем, что обычно при планировании архивы исходят из утвержденной штатной численности, а не необходимой. Поскольку штатная численность многих архивов недостаточна, при планировании и осуществлении работ по основной деятельности архивы нередко вынуждены нарушать установленные или нормативные сроки их проведения, превышать нормы времени и выработки, работать по упрощенным технологиям (нередко с ущербом для качества) или вообще откладывать проведение отдельных видов работ на неопределенное время.

При проведении расчетов для обоснования необходимой штатной численности основного персонала государственного архива следует в основу расчетов закладывать объемы работ, в которых с максимально возможной полнотой учитываются такие факторы, как объемы и состояние сохранности фондов архива; наличие секретных, уникальных и особо ценных документов, а также кинофотофонодокументов и микроформ, требующих обособленного хранения и специального учета; необходимые мероприятия по обеспечению сохранности документов, созданию страхового фонда и фонда пользования (что требует в ряде архивов создания лабораторий или групп реставрации и микрофильмирования документов); количество и состав источников комплектования архива, объемы, состав и состояние документов (в том числе документов по личному составу), находящихся в ведомственных архивах и подлежащих передаче в государственный архив; прогнозируемые ежегодные объемы комплектования государственного архива; наличие и объем документов государственного архива, подлежащих рассекречиванию и полному описанию; интенсивность использования документов архива, прогнозируемые потребности в информации по документам архива различных категорий пользователей; уровень компьютеризации архива, его техническая оснащенность в целом; размещение архива в одном здании или на нескольких обособленных территориях; ближайшие перспективы ввода в эксплуатацию новых помещений архива, нового оборудования и т.д.

При этом следует учитывать и факторы, объективно ограничивающие объемы работ, а также рост штатной численности архива. Например, из-за отсутствия достаточных резервов площадей в архивохранилищах, а также перспектив их расширения в ближайшие годы невозможно планировать увеличение ежегодных объемов комплектования архива; нехватка специального оборудования и отсутствие средств на его приобретение не позволят увеличить объемы создания страхового фонда; реальные возможности бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в целом сдерживают рост штатов бюджетных организаций и т.п. Главное условие результативности работы по определению необходимой штатной численности – исходить из неотложного и в то же время реального объема работ, не закладывать в расчеты весь объем работ, которые по тем или иным причинам не выполнялись в течение длительного времени.

После составления перечня и определения необходимых ежегодных объемов каждой из работ делаются расчеты трудозатрат и штатов, потребных для выполнения этих работ.

Трудозатраты Т на нормирование работы и операции определяются двумя способами.

1. Через нормы времени:

где N – объем работы (работ) в единицах измерения за год;
Hвр – норма времени на единицу работы, дн.

Например, если в течение года планируется организовать четыре выставки документов объемом до 100 экспонатов каждая при норме 27,7 рабочих дней на одну выставку (в расчете на 40-часовую рабочую неделю), то годовые трудозатраты на указанную работу составят:

T = 4 x 27,7 = 110,8 чел.дн.

2. Через нормы выработки:

где N – объем работы (работ) в единицах измерения за год;

Hвыр – норма выработки в единицах измерения на одного специалиста в день.

Так, если в течение года по документам архива планируется исполнить 2600 запросов социально-правового характера по норме три запроса за рабочий день, то годовые трудозатраты составят:

T = 2600 / 3 = 866,7 чел.дн.

После расчета трудозатрат на осуществление нормированных работ определяются трудозатраты на выполнение ненормированных работ – на основе отчетных данных, расчетных частей планов-отчетов архива и его подразделений за предыдущие годы, в которых зафиксированы трудозатраты на проведение подобных работ, а в отдельных случаях – экспертным путем.

После этого подсчитываются общие трудозатраты суммированием трудозатрат, полученных на весь комплекс работ по основной деятельности, охваченных нормами, а также трудозатрат на ненормированные работы и резерв рабочего времени для выполнения внеплановых заданий и работ, связанных с непредвиденными ситуациями.

Общие затраты Тo на все работы по основной деятельности в архиве являются основой расчета необходимой общей штатной численности специалистов по основной деятельности по формуле (1):

Что такое норма обслуживания. Смотреть фото Что такое норма обслуживания. Смотреть картинку Что такое норма обслуживания. Картинка про Что такое норма обслуживания. Фото Что такое норма обслуживания, (1)

где Чш – штатная численность (расчетная);

Тo – общие трудозатраты (полезное рабочее время) на объем работы (работ), дни или часы [7] ; общие трудозатраты получаются суммированием трудозатрат Т на нормированные и ненормированные работы (операции), а также внеплановые задания и работы, связанные с непредвиденными ситуациями;

Фн – нормативный фонд рабочего времени на одного работника (в данном случае – специалиста) за год, условно принимается равным 2000 ч или 250 раб. дн. [8] ;

Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством, – основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся, отпуска без сохранения содержания для ветеранов и пенсионеров и т.п.). Коэффициент определяется по формуле

Что такое норма обслуживания. Смотреть фото Что такое норма обслуживания. Смотреть картинку Что такое норма обслуживания. Картинка про Что такое норма обслуживания. Фото Что такое норма обслуживания [9]

Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10% рабочего времени. [10]

Таким образом, в данном случае и в последующих примерах

Кн = 1 + 10 / 100 = 1,1.

Как показывает практика, в государственных архивах регламентированные действующим трудовым законодательством и подтвержденные данными бухгалтерского учета невыходы составляют более 10%. Например, если процент регламентированных трудовым законодательством невыходов для данного конкретного архива равен 15%, то коэффициент, учитывающий планируемые невыходы, составит

Кн = 1 + 15 / 100 = 1,15.

После расчета необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности определяется необходимая штатная численность специалистов административно-управленческого персонала, инженерно-технических работников, рабочих и младшего обслуживающего персонала, а также руководителей архива и его структурных подразделений – по методике, изложенной

Общую необходимую штатную численность архива в целом можно получить суммированием необходимой численности всех категорий работников.

Если архив имеет структурные подразделения с четким разграничением функций, указанные расчеты целесообразно делать в пределах каждого структурного подразделения (отдела, лаборатории), затем полученные по конкретным подразделениям данные о необходимой штатной численности суммируются в общий итог по архиву, к которому приплюсовываются должности руководителя архива и его заместителей.

С целью эффективного и качественного выполнения объема работ, на который будет рассчитываться численность исполнителей, целесообразно организационно-технические условия труда (организация рабочих мест, соблюдение технологии проведения работ, использование средств автоматизации и механизации труда) привести в соответствие с требованиями, заложенными в действующих правилах работы государственных архивов и в отраслевых нормативно-методических разработках.

Изложенная методика применима и для определения необходимой штатной численности вновь создаваемого (проектируемого) архива. В этом случае тоже составляется перечень предусматриваемых для проектируемого архива функций, а также работ, которые необходимо проводить архиву для реализации этих функций (как по основной, так и по неосновной деятельности).

Предположительные объемы работ определяются с учетом основных факторов, перечисленных в разд. 1, с необходимыми поправками (в зависимости от конкретной ситуации). Например, если проектируемый архив не будет сразу иметь на хранении документов, то на первое время для него предусматривается минимальный штат службы обеспечения сохранности документов.

Для расчетов используются местные, а также типовые отраслевые и межотраслевые нормативы по труду (см. приложение).

2. Расчет необходимой штатной численности
специалистов по основной деятельности

Расчеты необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности, определяемой на основе норм времени и выработки, можно проводить в различных вариантах: в целом по архиву (см. разд. 1), а также в пределах структурных подразделений архива (табл. 1), по отдельным направлениям его деятельности или группам работ (табл. 2).

Все расчеты ведутся по формуле (1).

Расчет необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности структурного подразделения дан на примере отдела обеспечения сохранности документов архива, хранящего документы на бумажной основе (табл. 1).

Расчет необходимой штатной численности специалистов
по основной деятельности функционального структурного подразделения архива
на основе норм времени и норм выработки
[12]

Источник

Статья 160 ТК РФ. Нормы труда

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Комментарии к ст. 160 ТК РФ

1. Виды норм труда определены в ч. 1 комментируемой статьи. Это нормы времени, выработки, нормативы численности и иные нормы.

Между нормой времени и нормой выработки имеется обратная связь. Например, если норма времени на операцию снизилась на 16% за счет проведения организационно-технических мероприятий, то норма выработки повысится на 19%.

Указанное задание следует отличать от производственного, которое является плановым показателем и формируется на основе реальных возможностей их перевыполнения тем или иным работником, ориентируя на достигнутый уровень производительности (эффективности) труда, который не всегда является прогрессивным.

Нормированные задания могут быть индивидуальными и коллективными, в частности бригадными, отличаться степенью детализации и периодом времени, на который они устанавливаются. Рассчитываться они могут на весь объем работ (функций) или на большую часть их с определением процента ненормируемых элементов выполняемого трудового процесса, а также на отдельные виды работ (функций) и их комплекс с учетом резерва времени на осуществление внеплановых и случайных работ (функций) в зависимости от планируемого периода их выполнения.

Нормированные задания рекомендуется устанавливать для рабочих-повременщиков, технических исполнителей (например, машинисток, делопроизводителей и др.) и специалистов (например, конструкторов, технологов, инженеров по труду, программистов, инженеров, занятых ремонтным и энергетическим обслуживанием, и проч.), в трудовой деятельности которых преобладают периодически выполняемые работы, а удельный вес оперативных работ не превышает 20% бюджета рабочего времени.

Формы нормированных заданий для различных профессий рабочих-повременщиков и должностей специалистов и других служащих имеют отличия в зависимости от сложности, характера и стабильности выполняемых ими работ. Это специальные журналы с соответствующими записями, формы с необходимыми графами записей, маршруты обслуживания и т.п.

Так, в условиях массового и крупносерийного производства при выполнении рабочими-повременщиками одинаковых работ на одном рабочем месте целесообразно использовать форму нормированных заданий с указанием содержания работы, основных показателей задания и итогов его выполнения, оснований его утверждения, а также данных учета рабочего времени. Для рабочих-повременщиков, выполняющих на одном рабочем месте разные работы, как правило, в условиях серийного и мелкосерийного производства, может быть рекомендована форма, в которой дополнительно предусматривается учет подготовительно-заключительного времени на обработку партии деталей (изделий). Наиболее целесообразной формой нормированных заданий рабочим-повременщикам, выполняющим нестабильные по составу работы, являются графики обслуживания.

Форма нормированного задания для служащих может быть приспособлена к действующим документам, положенным в основу планирования работ. В этих документах должны быть графы, характеризующие трудоемкость нормируемых работ (функций), процент их выполнения, влияющие факторы и другие показатели. Нормированное задание специалисту целесообразно устанавливать на основе изучения затрат рабочего времени. Формы нормированных заданий имеют отличия в зависимости от характера их работ (функций) на предприятиях или в организациях, производственных или непроизводственных отраслях.

В условиях бригадной формы организации труда применяются операционные и комплексная нормы трудовых затрат, а также нормированные задания.

Операционные нормы (времени, выработки, обслуживания и др.) используются для установления индивидуальных производственных заданий отдельным работникам, для рационального разделения и кооперации труда, для расчета численности и расстановки работников и оценки трудового вклада каждого члена бригады в конечные результаты работы.

Установление комплексных норм сопровождается расчетом оптимальной численности бригады при ее создании и проверкой фактической численности в действующих бригадах.

В зависимости от срока действия различают условно-постоянные, временные, разовые и сезонные нормы труда.

Условно-постоянные нормы устанавливаются для условий освоенного производства и полного технологического и организационного оснащения рабочих мест и применяются до пересмотра или замены в связи с изменением условий, на которые они рассчитаны.

Временные нормы устанавливаются на определенный срок, соответствующий периоду освоения новой продукции, техники, технологии, организации производства и труда. Как правило, срок определяется по согласованию с работодателем и представительным органом работников.

Разовые нормы устанавливаются на отдельные внеплановые работы (аварийные, случайные и др.) или не предусмотренные технологией. Они действуют в период выполнения указанных работ, если при этом не вводятся условно-постоянные или временные нормы труда.

Сезонные нормы применяются в сезонных производствах, например в сельском хозяйстве, на торфоразработках, и действуют в течение установленного срока.

По методу установления и обоснованности нормы труда делятся на опытно-статистические и комплексно (в том числе технически) обоснованные.

Необходимость комплексного обоснования норм трудовых затрат по всем влияющим на их величину факторам объясняется требованиями современного менеджмента.

Санитарно-гигиенические факторы определяют условия производственной среды (уровень освещенности рабочих мест, температуры воздуха, шума, вибрации и др.) и условия труда на рабочем месте, которые влияют на затраты труда работников. Эти условия регламентируются соответствующими документами и нормативами.

Социальные факторы отражают 3 важнейшие характеристики: качественный и профессионально-квалификационный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда. Профессионально-квалификационный уровень работников прямо влияет на производственно-хозяйственные показатели, в том числе на производительность (эффективность) труда персонала. Отношение работника к труду проявляется в рациональном использовании рабочего времени, расширении зоны труда, совмещении профессий (должностей) и т.п. Социальные условия характеризуются степенью безопасности труда, режимами труда и отдыха, социально-психологическим климатом в коллективе, действующими льготами и компенсациями интенсивного труда и др. Влияние социальных условий труда на его производительность отражается в потерях рабочего времени из-за временной нетрудоспособности или социальных конфликтов, текучести кадров и проч.

В условиях рыночной экономики повышается значимость структурных факторов, в значительной мере влияющих на установление производственно необходимых норм затрат труда.

Таким образом, сущностью процесса комплексного обоснования нормы труда является выбор оптимального значения нормы и определяющих характеристик трудового и технологического процессов.

2. Под методом нормирования труда понимаются методические основы, определяющие способы исследования, измерения, проектирования трудовых процессов и установления необходимой величины затрат рабочего времени на их выполнение. Способ нормирования труда предусматривает выбор исходных данных, формул расчета норм труда, используемых для определения величины затрат рабочего времени на заданную работу в конкретных организационно-технических условиях ее выполнения.

На выбор методов и способов нормирования влияют следующие факторы: вид деятельности (производство, обслуживание, управление); разновидность нормируемого трудового процесса (ручной, механизированный, машинно-ручной, машинный, автоматизированный, аппаратурный); тип производства (поточный, массовый и крупносерийный, серийный, мелкосерийный и единичный); периодичность повторения и длительность процесса (циклический, периодический и др.); стабильность трудового процесса (стабильный, перемежающийся, нестабильный). Выбор метода и способа нормирования труда зависит также от формы организации труда (индивидуальная, бригадная, многостаночная). Различают суммарный опытно-статистический, математико-статистический и аналитический методы нормирования труда.

Суммарный опытно-статистический метод предполагает установление норм труда на основе опыта нормировщика, мастера, механика и других специалистов или статистических данных о выполнении аналогичных работ либо путем суммарных наблюдений за использованием рабочего времени и т.п. Указанный метод наименее трудоемок, но не обеспечивает достаточную точность и обоснованность устанавливаемых норм труда.

Для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования или управлением производства, используются методы математико-статистического анализа и определения многофакторных зависимостей между количественными и качественными факторами и затратами труда, выраженными в косвенных измерениях через численность работников, количество обслуживаемых объектов или другие показатели, характеризующие общие затраты рабочего времени для выполнения нормируемой работы (функции). Эти методы нормирования принято называть математико-статистическими.

Аналитический метод позволяет спроектировать обоснованные нормы труда, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности производства. В зависимости от способа определения величины норм труда аналитический метод имеет разновидности: аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный.

При аналитически-исследовательском методе исходная информация для установления норм затрат труда основывается на результатах исследований трудовых и производственных процессов путем проведения фотографий рабочего времени (индивидуальной, групповой, бригадной, многостаночной работы, времени работы и простоев оборудования и др.), хронометража, фотохронометража, моментных наблюдений или экспериментов.

Содержание подготовительного этапа определяется конкретными целями и задачами исследования, а также условиями организации производства и труда, техники и технологии на объекте проведения наблюдений. От цели наблюдения зависят: выбор исполнителя; необходимая степень расчленения изучаемого процесса; определение методов и техники проведения наблюдений; объем наблюдений (необходимый и достаточный); обработка полученных материалов; оформление результатов. Исполнитель нормируемой работы (функции) должен иметь соответствующие квалификацию и стаж работы, степень напряженности норм трудовых затрат в соответствии с наилучшими показателями при выполнении данной или аналогичной работы (функции).

На подготовительном этапе заполняется лицевая сторона выбранной формы проведения наблюдений. Записываются данные исполнителя работы: Ф.И.О., табельный номер, специальность, стаж общий и по специальности, тарифный разряд; выполняемая работа и ее разряд; организационная и технологическая оснастка, условия и организация труда на рабочем месте (планировка, оснащение, формы и системы обслуживания).

Обработка результатов исследования заключается в вычислении средних и установлении итоговых значений времени, составлении сводок затрат рабочего времени и проведении расчетов норм трудовых затрат.

Результаты анализа и измерения затрат рабочего времени, проектирования рациональных вариантов оформляются в виде принятых решений по выполнению поставленных задач и цели исследования.

Разновидностью является самофотография рабочего времени, проводимая непосредственно исполнителем работы (функции). Например, результаты самофотографии рабочего дня специалиста по труду позволяют оценить степень занятости его выполнением основных функций и несвойственных, лишних работ, а также принять меры по повышению эффективности трудовой деятельности. Данные анализа дают возможность аргументации установления необходимой численности работников по труду, повышения их квалификации, мотивации труда и т.п.

Фотография времени использования оборудования проводится в целях расчета его производительности, выявления возможностей повышения эффективности использования, получения данных для развития многостаночного обслуживания и проч. Техника наблюдений и форма записи аналогичны принятым способам исследований. В зависимости от количества единиц наблюдаемого оборудования используются либо непосредственные замеры, либо метод моментных наблюдений.

Данный метод рекомендуется применять при изучении фактических затрат рабочего времени, установлении норм обслуживания, численности и других норм трудовых затрат для рабочих, выполняющих различные по содержанию функции обслуживания основного производства (наладчиков, слесарей-ремонтников, контролеров, транспортных рабочих). Его целесообразно использовать при нормировании работ (функций), время выполнения которых трудно измерить с помощью хронометража, для разработки нормативов времени на подготовительно-заключительные работы и неустранимые потери (производственно-технологические и др.).

Для метода моментных наблюдений характерны незначительная трудоемкость и простота проведения наблюдений и обработки полученных результатов, оперативность исследования, широкий охват наблюдением различных объектов. К исследованиям целесообразно привлекать инженерно-технический персонал с одновременным выполнением им основной работы. К недостаткам метода относятся: получение только средних величин затрат рабочего времени и времени использования оборудования; отсутствие данных о последовательности выполнения изучаемых процессов, а также возможных изменениях и т.п.

При проведении массовых моментных наблюдений рекомендуется использовать перфокарты и обработку на ЭВМ.

При аналитически-расчетном методе нормы труда рассчитываются на основе нормативных материалов по труду. Метод обеспечивает необходимую степень обоснованности норм. Кроме того, он позволяет устанавливать нормы до начала производства новой продукции (изделия), что дает возможность сократить сроки действия временных норм.

Нормативы по труду классифицируются по видам регламентируемых величин затрат рабочего времени, степени дифференциации и серийности производства, формам измерения нормированных затрат труда, сферам применения.

Практическое значение имеет понимание принципиальных отличий между нормами труда и нормативами. Нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса для определенных значений факторов. Нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий. Норма труда является производной функцией от нормативных значений, устанавливается для конкретной работы и пересматривается систематически; нормативы по труду многократно используются для расчета норм труда и действуют без пересмотра длительное время, так как изменения организационно-технических и других условий по совокупности работ происходят медленнее, чем на конкретных рабочих местах.

В соответствии с разделением трудового процесса на его структурные составляющие и категории затрат рабочего времени нормативы делятся на дифференцированные и укрупненные.

Каждый вид укрупненных нормативов характеризуется 3 критериями: сложностью по структуре, универсальностью в применении и точностью.

При применении укрупненных нормативов работа по расчету норм значительно упрощается, а основное содержание по нормированию переносится на работу по исследованию трудовых процессов и разработке экономичной системы нормативов при соблюдении их точности.

Вместе с тем по мере укрупнения нормативов их универсальность снижается. Так, почти полностью признаки универсальности теряются в типовых нормах, применяемых в конкретных условиях производства и для технологических процессов, для которых они были разработаны.

Укрупнение нормативов достигается сокращением количества элементов операции путем объединения их в более укрупненные комплексы трудовых приемов. При этом укрупнение не является простым сложением элементов, составляющих новый комплекс. Укрупнение нормативов возможно лишь при сокращении количества факторов, учитываемых при определении продолжительности отдельных элементов операции, входящих в состав нового укрупненного комплекса приемов, а также при некотором усреднении значений нормативных величин в результате укрупнения градаций факторов и округления нормативных значений времени и т.д. Все это оказывает влияние на точность нормативов, которая снижается по мере их укрупнения.

Укрупненные нормативы оформляются в виде таблиц, графиков, номограмм и должны отвечать определенным требованиям по содержанию, структуре, компоновке и оформлению в целях быстрого и точного расчета норм времени при их применении.

Разновидностью укрупненных нормативов можно считать (с известной степенью условности) типовые нормы.

Разработка укрупненных нормативов актуальна в современных условиях развития новых производств, внедрения новых видов работ и технологий.

По сфере применения нормативы по труду делятся на межотраслевые, отраслевые и местные (заводские).

Межотраслевые нормативы разрабатываются Управлением нормативов по труду НИИ труда и социального страхования Росздрава при участии нормативно-исследовательских организаций отраслей, учреждений. Они утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Нормативы носят рекомендательный характер.

Нормативная база межотраслевых норм и нормативов насчитывает более 500 наименований сборников для нормирования различных видов работ и трудовых функций работников в промышленности, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте. Это также более 200 сборников на массовые виды строительных, монтажных, ремонтно-строительных и других работ в строительстве, в социально-культурных отраслях и других отраслях непроизводственной сферы, выполняемых руководителями, специалистами и служащими.

Перечень отдельных сборников, рекомендованных для использования, приведен в комментарии к ст. 161 ТК.

Отраслевые нормативы разрабатываются и предназначаются для нормирования работ, специфических для определенной отрасли.

Местные нормативы по труду разрабатываются применительно к организационно-техническим условиям данной организации, где устарели или отсутствуют нормативные материалы, имеющие более широкую сферу применения. Совершенствование нормативной базы по труду играет важную роль в общем комплексе мер по обеспечению минимальных издержек производства, в том числе рационального использования рабочего времени, единства норм труда, выражающегося в их равной напряженности, а также решения социальных проблем.

В настоящее время сфера применения и степень директивности нормативов по труду определяются организацией самостоятельно, поскольку действующим законодательством порядок разработки и применения нормативов и норм не определен.

В связи с ростом экономической значимости норм и нормативов по труду повышаются требования к их качеству, уровню их прогрессивности, вариантности (универсальности) организационно-технических условий и определенности регламентированных величин затрат труда по отношению к этим условиям, доступности и удобства пользования при расчете норм труда и др.

Нормативы по труду должны быть прогрессивными с точки зрения техники, технологии, организации производства и труда, отражая их современный уровень и степень освоения; охватывать наиболее распространенные и рациональные варианты выполнения нормируемых работ (функций); быть доступными и удобными для применения при установлении норм трудовых затрат; содержать алгоритмы, формулы и другую необходимую информацию, позволяющую решать вопросы нормирования труда в условиях современных технологий автоматизированных систем.

Наряду с общими требованиями при разработке нормативов по труду следует учитывать и специальные требования: определенность по отношению к элементному составу и организационно-техническим условиям выполнения нормируемого процесса, позволяющую исключить ошибки при их применении, обоснованность и реальность устанавливаемых норм трудовых затрат, возможность их внедрения; оптимальную вариантность (универсальность) организационно-технических условий (факторов), что дает возможность использовать нормативы по труду в качестве инструмента при выборе наиболее рациональных решений при проектировании трудовых процессов и установлении их нормативной продолжительности. Нормативы различной степени укрупнения и для различных типов производства следует увязывать в единую систему нормативов, что имеет особое значение для обеспечения оптимальной напряженности норм, устанавливаемых по нормативам, повышения качества норм и универсальности нормативов.

3. Методы и способы установления нормированных заданий должны соответствовать характеру нормируемых трудовых процессов повременно оплачиваемых рабочих, специалистов и других служащих. При этом следует принимать во внимание не столько специфику профессий и должностей, сколько содержание, состав и повторяемость выполняемых ими работ (функций).

Выбор метода зависит от характера и степени стабильности (по объемам, составу и повторяемости) работ, выполняемых работниками (рабочими, основными и обслуживающими основное производство, техническими исполнителями и специалистами различных профессий и должностей) при повременной оплате их труда.

Для рабочих-повременщиков, выполняющих стабильные по составу работы, объем которых может быть заранее определен, нормированные задания устанавливаются на основе норм времени (выработки), рассчитанных методами нормирования на каждую операцию, функцию и т.п. К этой группе работников относятся основные рабочие, находящиеся на повременной оплате (например, на конвейерных линиях, операторы автоматических линий, станков с числовым программным управлением), рабочие, выполняющие работы по обслуживанию основного производства (ремонт, межремонтное обслуживание, транспортные, погрузочно-разгрузочные и др.). Ими, как правило, выполняются стабильные одинаковые или разные работы на одном или разных рабочих местах.

Методика установления нормированных заданий рабочим, занятым одной и той же работой на одном рабочем месте, в основном аналогична методике расчета норм выработки (времени). При этом рекомендуется использовать документацию, на основе которой рассчитываются нормы труда для рабочих-сдельщиков (технологические, технико-нормировочные, маршрутные карты). На участках автоматизированного и поточного производства нормированные задания устанавливаются на основе норм времени с учетом плана выпуска продукции.

За основу разработки нормированных заданий для рабочих-повременщиков, обслуживающих крупные агрегаты, механизмы и аппараты (например, операторов аппаратурных установок нефтеперерабатывающей и химической промышленности; рабочих, обслуживающих бумагоделательные машины, и др.), принимаются, как правило, паспортные данные обслуживаемого оборудования.

Рабочим, занятым в общепроизводственных лабораториях, на участках выходного контроля, осуществляющих размножение документации, нормированные задания рассчитываются исходя из нормы времени, необходимого для выполнения единицы работы (лабораторного анализа, единицы документа и проч.).

Нормированные задания рабочим, выполняющим одинаковые или разные работы на одном рабочем месте, устанавливаются путем набора работ за определенный период времени (смену, месяц) на основе утвержденного производственного плана, графика выполнения работ и действующих на предприятии норм времени.

Для рабочих, выполняющих стабильные работы на различных рабочих местах (объектах), нормированные задания определяются исходя из нормативов и норм времени и графиков работы.

Рабочие, обслуживающие основное производство (наладчики, слесари по межремонтному обслуживанию оборудования, дежурные слесари, электромонтеры), а также рабочие некоторых профессий основного производства (при аппаратурных процессах, на автоматических линиях) выполняют наряду со стабильными и нестабильные работы. Труд этих работников должен нормироваться в основном путем установления норм обслуживания и норм численности в сочетании с выдачей нормированных заданий.

При определении нормированных заданий рабочим, выполняющим в основном нестабильные по составу и времени выполнения работы (дежурным электрикам, кладовщикам, раздатчикам инструментов, слесарям по межремонтному обслуживанию и рабочим аналогичных по характеру профессий), необходимо использовать результаты анализа структуры затрат их рабочего времени, а также характера, периодичности и причин появления случайных работ.

Нормированные задания для бригад рабочих-повременщиков основного и вспомогательного производства, выполняющих стабильные работы, состав которых является постоянным в течение продолжительного периода времени и объем заранее определен, устанавливаются путем набора работ на основании норм времени (выработки), рассчитанных методами нормирования на каждую из выполняемых работ. При этом необходимо предусматривать и учитывать производственные планы выпуска продукции, графики выполнения работ и т.п. Расчет нормированных заданий аналогичен установлению норм выработки для рабочих-сдельщиков, при анализе которых определяется примерный объем случайных работ и время, необходимое для их выполнения.

В тех случаях, когда стабильные по характеру работы выполняются на различных объектах, нормированные задания бригадам могут иметь вид графика обслуживания.

Для бригад рабочих-повременщиков, выполняющих наряду с плановыми работами случайные, нестабильные по составу и времени выполнения (например, бригады, занятые наладкой, ремонтом и межремонтным обслуживанием оборудования), нормированные задания должны предусматривать резерв времени для их выполнения. Резерв времени определяется на основе материалов оперативного учета и изучения затрат рабочего времени, при анализе которых устанавливается примерный объем случайных работ и время, необходимое для их выполнения.

Целесообразность и возможность установления нормированных заданий специалистам и другим служащим определяется в результате анализа содержания их трудовых функций, степени их повторяемости и др. Практика установления нормированных заданий, в частности конструкторам, технологам, инженерам, занятым ремонтом и энергетическим обслуживанием, и инженерам по труду свидетельствует как о существенном повышении эффективности их труда, так и о более рациональном использовании состава и численности служащих. Центральным бюро нормативов по труду и отраслевыми организациями и институтами разработаны нормы и нормативы, с помощью которых может быть пронормирован труд большинства квалификационно-должностных категорий специалистов и других служащих.

Разработку нормированных заданий рекомендуется проводить в несколько этапов, включающих изучение содержания и состава работ (функций); подготовку нормативных документов на базе использования соответствующих нормативов по труду применительно к конкретным видам работ (функций) и организации их выполнения; непосредственное установление нормированных заданий и их контроль и учет при оценке эффективности труда служащих.

Содержание труда и состава работ (функций), выполняемых одним или группой работников, изучается путем проведения фотографий рабочего времени, моментных наблюдений, самофотографий рабочего дня и анкетного опроса, анализа результатов наблюдений в целях определения периодичности и целесообразности выполняемых работ (функций), удельного веса основных и дополнительных случайных работ, в том числе творческих, технических и административно-управленческих, удельного веса работ, выполняемых коллективно, а также уровня разделения и кооперации труда.

На основании полученных данных устанавливаются категории работников, для которых целесообразна выдача либо индивидуальных, либо коллективных нормированных заданий, а также определяется состав нормируемых работ, степень их укрупнения и разрабатываются соответствующие формы заданий.

Коллективное нормированное задание целесообразно устанавливать, когда трудовые процессы отдельных работников связаны с выполнением одной работы или необходимостью принятия коллективного решения. Коллективный характер носят работы, связанные с испытанием, регулировкой, наладкой оборудования, контролем за его состоянием, разработкой организационно-технических и социальных мер решения тех или иных задач по управлению организацией и др. Вместе с тем установление коллективного нормированного задания в ряде случаев не исключает возможности и необходимости выдачи индивидуальных заданий.

Нормирование работ, предусмотренных нормированными заданиями, рекомендуется осуществлять на базе нормативных материалов по труду. При отсутствии нормативов по труду рекомендуется использовать аналитически-исследовательский метод нормирования. На работы, носящие случайный характер, затраты времени устанавливаются экспертным путем.

Вопросы контроля и учета нормированных заданий решаются аналогично вопросам оценки качества норм труда (см. п. 4 комментария к ст. 162 ТК).

Организация работы по установлению и внедрению нормированных заданий требует соблюдения ряда следующих условий: создание системы, обеспечивающей планирование, контроль и учет нормированных заданий; наличие достаточно обоснованной нормативной базы; положение о материальном стимулировании за работу по обоснованным нормированным заданиям.

Работа должна осуществляться специалистами соответствующих служб предприятия (подразделения) согласно действующей системе организации нормирования труда.

Контроль за выполнением нормированных заданий, как и оценку качества работ (функций), целесообразно возложить на руководителя подразделения (начальника отдела, бюро, руководителя группы) и предусмотреть эту функцию в должностных инструкциях.

При выдаче заданий должны учитываться индивидуальные способности исполнителей. При этом следует исходить не только из экономического критерия (минимума затрат труда на выполнение всего объема работ с соблюдением требований к качеству и результату труда), но и из психофизиологических и социальных факторов.

Введению системы нормированных заданий должна предшествовать подготовительная работа, включающая анализ фактического состояния организации и нормирования труда всех категорий работников, а также возможностей и условий их установления и внедрения.

4. Нормы обслуживания и нормы численности целесообразно устанавливать в тех случаях, когда прямое нормирование на основе норм времени (выработки) не может осуществляться из-за нестабильности состава и объемов работ (функций), отсутствия строгой периодичности (регламентации) их выполнения, а также если выполняемые работы не имеют натуральных измерителей. В частности, нормы обслуживания и численности следует устанавливать для дежурного ремонтного персонала, наладчиков на машиностроительных предприятиях, помощников мастеров предприятий текстильной и легкой промышленности, смазчиков, контролеров, транспортных рабочих и др.

При расчете норм обслуживания наиболее целесообразно использовать 2 основных метода: дифференцированный и укрупненный.

Укрупненный метод разработки норм обслуживания предусматривает изучение и анализ данных о трудоемкости нормируемых работ, выявление влияющих на ее величину факторов, а также резервов повышения производительности труда путем улучшения использования рабочего времени, организации и механизации труда и расчет на этой основе норм обслуживания.

В условиях массового и крупносерийного производства нормы обслуживания целесообразно устанавливать на основе нормативов времени.

На работах, где обслуживающие рабочие непосредственно влияют на результаты труда основных рабочих (наладка, межремонтное обслуживание оборудования, обслуживание рабочих мест инструментом и т.п.), необходимо экономическое обоснование норм обслуживания путем их оптимизации. Оптимизация норм обслуживания заключается в выборе наиболее эффективного, из числа допустимых, варианта нормы на основе критерия оптимальности, в качестве которого может быть использован показатель себестоимости продукции, а именно сумма тех ее статей, затраты по которым изменяются при различных вариантах норм обслуживания. К этим статьям относятся расходы на заработную плату основных и обслуживающих рабочих, на содержание оборудования. В качестве ограничений при выборе нормы обслуживания следует принимать количество действующего оборудования (необходимого для выполнения производственной программы) и степень занятости рабочего своими основными функциями.

В тех случаях, когда нет необходимости устанавливать нормы обслуживания, определяются нормы численности, как правило, непосредственно по нормативам численности по ряду профессий рабочих, занятых обслуживанием производства. Основой аналитического метода установления норм численности работников являются анализ и проектирование рациональных организационно-технических условий их работы и форм организации труда, для которых они рассчитываются, изучение затрат рабочего времени, систематизация и обобщение результатов наблюдений и вывод эмпирических зависимостей.

5. Методика разработки нормативов численности состоит из нескольких этапов. Сначала собираются и анализируются данные о фактической численности и о показателях, которые отражают трудоемкость выполнения работ (функций). Затем с использованием методов математической статистики определяются факторы, в наибольшей степени влияющие на численность работников, и формула зависимости искомого параметра (численности) от влияющих факторов. С помощью этой формулы устанавливается расчетная (нормативная) численность. Например, при расчете нормативов численности рабочих-ремонтников цехов машиностроительного предприятия следует в качестве основных показателей использовать численность основных рабочих (или работающих) цеха, стоимость основных фондов (или их активной части с учетом индекса роста цен), коэффициент сменности работы, количество единиц ремонтной сложности и т.п. Сопоставление расчетной численности с фактической позволит принять решение о необходимости установления оптимальной для данных условий производства численности тех или иных профессиональных групп работников.

Численность специалистов и служащих рассчитывается принятыми методами нормирования с использованием нормативов времени, численности, обслуживания, числа подчиненных, соотношений численности и др.

Нормы обслуживания и нормы численности предназначены для определения нормативной численности работников и их расстановки с одновременным использованием нормированных заданий.

6. Определение оптимальной нормы (зоны) обслуживания является частью методики нормирования при многостаночном (многоагрегатном) обслуживании, которое развивается по мере комплексной автоматизации производственных процессов в машиностроении, текстильной, химической промышленности и др. (см.: Развитие многостаночного обслуживания и расширения зон обслуживания в промышленности: Методические рекомендации и научно обоснованные нормативные материалы. М., 1983).

Условием организации многостаночного обслуживания является такое соотношение затрат рабочего времени, при котором время машинно-автоматической работы одного станка (агрегата) больше или по крайней мере равно суммарному времени ручной и машинно-ручной работы на всех других и переходов между ними.

Для развития многостаночного (многоагрегатного) обслуживания характерно наличие технических и организационных предпосылок.

Организационными предпосылками являются рациональная планировка многостаночных рабочих мест, обеспечивающая обозримость обслуживаемого оборудования и кратчайшие маршруты перехода от одного к другому; применение рациональных форм совмещения профессий (передача функций наладки и подналадки оборудования от рабочих-станочников рабочим-наладчикам и т.п.); выбор системы (циклической, нециклической или смешанной) и маршрута обслуживания рабочего места; выбор наиболее эффективных систем внешнего обслуживания многостаночных рабочих в зависимости от конкретных условий организации производства; установление обоснованных норм обслуживания принятыми методами нормирования труда.

С точки зрения организации трудовых процессов рабочие места делятся на коллективные и индивидуальные, а также связанные или не связанные с общим ритмом работы.

С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования индивидуальные многостаночные рабочие места могут быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т.д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В последнем случае рабочие-многостаночники совмещают несколько профессий соответственно типам станков на их рабочем месте.

Вопрос количества единиц оборудования на многостаночном рабочем месте должен решаться на основе сравнительного анализа производительности труда и себестоимости технологического процесса. Так, для различных форм организации и функционального разделения труда, например между рабочим-станочником и наладчиком в серийном производстве машиностроительного предприятия, нормы рекомендуется рассчитывать исходя из соотношения затрат, связанных с оборудованием и рабочей силой, с учетом коэффициента занятости на одном из станков. Установленные нормы обслуживания должны проверяться и при необходимости корректироваться с учетом плана производства.

В условиях поточного производства расчет норм обслуживания и расстановки рабочих производится в комплексе с организационно-техническими мероприятиями, направленными на повышение уровня технологической и организационной синхронизации линий и обеспечивающими в результате оптимальную норму обслуживания и расстановку рабочих. Для таких расчетов прежде всего необходимо знать время ритма, т.е. среднего промежутка между выпуском следующих одна за другой деталей, величина которого определяется в зависимости от принятой системы обслуживания.

Расширение применения станков с числовым программным управлением, использование роботов на технологических комплексах, гибких автоматизированных систем на основе их структурных элементов (линий, участков и т.п.) вызывает необходимость устанавливать нормы обслуживания и численности для значительной части работников. Установление и внедрение этих норм труда дает возможность определять также оптимальные соотношения численности работников и обслуживаемых ими единиц оборудования (см.: Суетина Л.М., Чарухин Ю.В., Ревцов А.В. Организация труда в ГПС на машиностроительных предприятиях. М., 1990).

7. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует пересмотр норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии, проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Основания для пересмотра норм труда и порядок его проведения см. в п. 3 комментария к ст. 162 ТК.

8. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует показатели, не являющиеся основанием для пересмотра ранее установленных норм. Вместе с тем они могут быть учтены при применении индивидуальных норм затрат труда, а также при поощрении работников при совершенствовании организации рабочих мест, методов и приемов выполнения трудовых процессов, форм разделения и кооперации труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *