Что такое ноосфера тест

Безопасность жизнедеятельности тесты с ответами для студентов

Правильные ответы отмечены +

1. Как называется наружная оболочка земли?

2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

3. Целью БЖД является?

А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами+

В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

4. Что такое ноосфера?

А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

Б) верхняя твёрдая оболочка земли

В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек+

Г) наружная оболочка земли

5. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

А) солнечная радиация+

Г) солнечная энергия

7. Сколько функций БЖД существует?

8. Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

9. Безопасность – это?

А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности+

Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

10. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

11. Какие опасности относятся к техногенным?

Б) производственные аварии в больших масштабах+

В) загрязнение воздуха

Г) природные катаклизмы

12. Какие опасности классифицируются по происхождению?

13. По времени действия негативные последствия опасности бывают?

14. К экономическим опасностям относятся?

А) природные катаклизмы

В) производственные аварии

Г) загрязнение среды обитания+

15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

16. Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

А) опасное состояние

Б) допустимое состояние

В) чрезвычайно – опасное состояние

Г) комфортное состояние+

17. Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

18. Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

А) опасное состояние

Б) чрезвычайно опасное состояние+

В) комфортное состояние

Г) допустимое состояние

19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

20. Какое желаемое состояние объектов защиты?

21. Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

А) индивидуальный риск

22. Гомеостаз обеспечивается:

А) гормональными механизмами

Б) нейрогуморальными механизмами

В) барьерными и выделительными механизмами

Г) всеми механизмами перечисленными выше+

23. Анализаторы – это?

А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов+

Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

Г) величина функциональных возможностей человека

24. К наружным анализаторам относятся:

В) специальные анализаторы

Г) слуховые анализаторы+

25. К внутренним анализаторам относятся:

26. Рецептор специальных анализаторов:

Г) внутренние органы+

27. Рецепторы анализатора давления:

А) внутренние органы

28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?

29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:

30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:

А) до 20% информации

Б) до 10% информации+

В) до 50% информации

Г) до 30% информации

31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:

А) анализатора зрения

Б) анализатора обоняния

В) болевого анализатора

Г) анализатора слуха+

32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

А) специальному анализатору

Б) анализатору зрения+

В) анализатору слуха

Г) анализатору обонянию

33. Анализатор обоняния предназначен:

А) для восприятия человеком любых запахов+

Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука

В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время

Г) контрастная чувствительность

34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:

35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?

36. Что относиться к психическому раздражению?

А) рассеянность, резкость, воображение

Б) грубость, мышление, резкость

В) мышление, грубость, воображение

Г) рассеянность, резкость, грубость+

37. К психическим процессам относятся:

А) память и воображение, моральные качества

Б) характер, темперамент, память

В) память, воображение, мышление+

Г) резкость, грубость, рассеянность

38. К психическим свойствам личности относятся:

А) характер, темперамент, моральные качества+

Б) память, воображение, мышление

В) рассеянность, резкость, грубость

Г) характер, память, мышление

39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?

А) сексуальные потребности

40. Пространственный комфорт – это?

А) потребность в пище, кислороде, воде

Б) потребность в общении, семье

В) необходимость в пространственном помещении+

Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения

41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?

А) пространственный комфорт+

Б) тепловой комфорт

В) социально-психические потребности

Г) экономические потребности

42. Необходимость в пространственном минимуме:

43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

Б) среда жизнедеятельности

В) допустимые условия

Г) тепловой комфорт

44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство?

Г) среда жизнедеятельности+

45. Работоспособность характеризуется:

А) количеством выполнения работы

Б) количеством выполняемой работы

В) количеством и качеством выполняемой работы

Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+

46. Сколько фаз работоспособности существует?

47. Первая фаза работоспособности:

А) высокой работоспособности

Г) средней работоспособности

48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:

49. Какой фазы работоспособности не существует?

Б) высокой работоспособности

В) средней работоспособности+

50. Продолжительность фазы врабатывания:

51. Переохлаждение организма может быть вызвано:

А) повышения температуры

Б) понижением влажности

В) при уменьшении теплоотдачи

Г) при понижении температуры и увеличении влажности+

52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:

А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+

Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды

В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды

53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:

А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности

Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+

В) сброс из выработок, шахт, карьеров

54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:

А) изменяют прозрачность воды+

Б) изменяют химический состав воды

В) вызывают брожения воды

Г) относятся к антропогенным загрязнениям

55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?

А) предприятия пищевой промышленности

Б) предприятия медико-биологической промышленности

В) предприятия цветной и чёрной металлургии+

Г) предприятия бумажной промышленности

56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:

57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:

58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?

59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:

60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?

61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?

62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:

А) трещины в грунте

В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+

Г) трещины в земной коре до 1 метра

63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?

В) схождения снежных лавин

64. Оползни могут привести и:

А) появление трещин в грунте

В) изменению уровня грунтовых вод

Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+

65. К опасностям литосфере относятся:

66. Ураган относится к опасностям в:

В) не относится к опасностям

67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:

Б) схождение снежных лавин

68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?

69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?

70. Ураган в 7 баллов характеризуется:

А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья

Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+

В) шторм, ветер сносит лёгкие строения

Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома

71. Что относится к опасностям в гидросфере?

А) сильные заносы и метели

В) схождения снежных лавин

72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?

В) снежные заносы и метели+

73. Выберите верное утверждение:

А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов

Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов

В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов

Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+

74. Область пониженного давления в атмосфере – это:

75. Выходить из зоны химического заражения следует:

А) По направлению ветра

Б) Навстречу потоку ветра

+ В) Перпендикулярно направлению ветра

76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

А) уровнем загрязнения на рабочем месте

Б) количеством рисков потенциальной опасности

+ В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

78. Поражающее действие ультразвук оказывает при интенсивности в:

79. Гомосфера – это:

+ Слой атмосферы, в котором собираются все газовые компоненты в постоянном, стабильном отношении друг к другу.

— Второе название атмосферы.

— Литосфера и атмосфера вместе.

80. Опасные зоны характеризуются:

+ Небезопасным нахождением на их территории.

— Чисто формальным обозначением.

— Реальной опасностью радиации.

81. К защитным сооружениям ГО относятся:

Источник

Тест по теме «Основные учения о биосфере»

Тест по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 1 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

а) сфера прошлой жизни; б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

Какое значение имеет азот в жизни растений?

Тест по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 2 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера – это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; ттг) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

10. Эжен Леруа: а) создал учение о биосфере; б) предложил термин «биосфера»;
в) предложил термин «ноосфера»; г) был другом В.И. Вернадского.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Приведите несколько определений биосферы.

Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

Тест по теме «Основы учения о биосфере»

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др.)

Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

(Биосфера – это живая оболочка Земли. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.)

(Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

Источник

Контрольная работа: Ноосфера, ее значение, образование, распространение

Что такое ноосфера тест. Смотреть фото Что такое ноосфера тест. Смотреть картинку Что такое ноосфера тест. Картинка про Что такое ноосфера тест. Фото Что такое ноосфера тест

Тема: Ноосфера, ее значение, образование, распространение

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.42K | Скачано: 187 | Добавлен 18.10.12 в 20:15 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Год и город: Тула 2012

Содержание

Теоретический вопрос. Ноосфера, ее значение, образование, распространение 3

Тестовые задания. 13

Практическое задание. 14

Список литературы.. 22

Теоретический вопрос. Ноосфера, ее значение, образование, распространение

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Ноосфера — это целостная планетная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества с остальными организмами. [4]

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли. [6]

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила.

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется.

Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. [5]

Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;

Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. [7]

Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. [6]

Можно сделать следующие выводы:

Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.

Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере. [6]

В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.

Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки. [6]

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:

Заселение человеком всей планеты.

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

Расширение границ биосферы и выход в космос.

Открытие новых источников энергии.

Равенство людей всех рас и религий.

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

Исключение войн из жизни общества.

Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них.

Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать.

Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжёлого экономического положения в российской науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчас экстремистская форма зелёного движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.

Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные. [6]

Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.

Тестовые задания

1. Установите соответствие характера инструктажа по технике

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *