Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Электронная библиотека

Состав предлагаемой к реализации продукции достигается планированием номенклатуры и ассортимента продукции. Следует признать теснейшую связь обоих терминов и их взаимопроникновение друг в друга. «Номенклатура» буквально означает «перечень имен». Таким образом, номенклатура продукции – это перечень наименований производимой предприятием продукции. Товарная номенклатура – это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу, это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров.

Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта или марки, и формирование ассортиментных групп производится в тех пределах, в которых предметы имеют определенное сходство. Можно также различать ассортимент продукции, т.е. что производится предприятием, и ассортимент товаров, или что предлагается данным продавцом потребителям.

Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спорттоваров – летний и зимний спортивный инвентарь. Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки или творог, а мужская обувь включает сапоги, ботинки, туфли, босоножки.

Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части.

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Так, творог может быть разной степени жирности, самовары – разной вместимости, обувь – различного фасона, ткани – отличающейся расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, а также иметь разную фасовку или упаковку.

Для промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, для торговых предприятий – торговый ассортимент товаров. Первый из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения, при этом различают специализированные и универсальные торговые предприятия.

С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортименте продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, для которых также выделяются группы, виды и подвиды продукции.

Планирование номенклатуры и ассортимента продукции должно базироваться на знании потребностей рынка и его состояния, что достигается в результате осуществле

ния деятельности, получившей название маркетинга. Используется множество определений маркетинга. В совокупности все они, несмотря на многообразие, сводятся к следующему – изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством новых товаров, соответствующих сложившемуся спросу, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара. Товарная политика предприятия неизбежно требует проведения маркетинговых исследований, в которых базовыми понятиями являются: потребность, спрос, цена, сделка, конкуренция. В проведении маркетинга можно выделить понятия стратегии и тактики.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Номенклатура и ассортимент продукции

Товарная партия — совокупность единичных экземпляров про­дукции и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.

Единичные экземпляры — отдельные виды продукции, облада­ющие целостностью и присущими конкретному виду или наиме­нованию потребительскими свойствами. К единичным экземпля­рам продукции не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей), они являются товарной партией.

Продуктовая линия — группа видов продукции, тесно связанных между собой:

Номенклатура продукции — совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потреби­телям конкретным предприятием.

Чистая номенклатура продукции — количество выпускаемых ком­панией ассортиментных групп продукции. Например, компания «Проктер энд Гэмбл» производит шесть ассортиментных групп, в том числе зубные щетки, туалетные принадлежности, одноразо­вые подгузники, обезболивающие средства и косметику.

Глубина номенклатуры продукции — количество вариантов ис­полнения каждой торговой марки (продукции) в рамках ассор­тиментной группы. Если, например, зубная паста «Аквафреш» предлагается в трех вариантах расфасовки и двух состояниях (паста и гель), то глубина номенклатуры данного товара будет равна шести.

Гармоничность номенклатуры продукции — степень сходства между продукцией различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распреде­ления. Например, ассортиментные группы продукции компании «Проктер энд Гэмбл» гармоничны, так как все они являются това­рами широкого потребления, проходящими через одни и те же каналы распределения.

Ассортимент — это определенная совокупность продукции, объ­единенная в группы по какому-либо признаку.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каж­дого вида и (или) наименования продукции в общем наборе.

Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направ­ления формирования ассортимента продукции, определяемые руководством службы сбыта.

Формирование ассортимента продукции:

Принципы формирования ассортимента продукции:

Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов продукции повседневного спроса, определяющих профиль розничного торгового предприятия.

Оптимальный ассортиментный набор предусматривает состав продукции установленного спроса, возможность введения в ассор­тимент продукции импульсивного спроса и обновления продукции альтернативного спроса.

Представительный ассортиментный набор — это набор демонстра­ционных изделий в торговом зале, содержащий весь ассортимент данной группы продукции,

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента; при этом измеряется количество видов и наимено­ваний продукции.

Стабилизация ассортимента — состояние набора продукции, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора продукции, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному ассортименту или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующих потребностям потребителей.

Обновление ассортимента — способность набора продукции удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых видов продукции.

Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора продукции за счет уменьшения его широты и полноты.

Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора продукции за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

Источник

Номенклатура продукции и ассортимент

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Для того чтобы производственное предприятие было успешным, владельцы должны заранее позаботиться о формировании его товарной политики. Обычно на эту должность нанимают специально обученного человека – товароведа, который руководит данной сферой. Его задача состоит в том, чтобы улучшить экономические показатели фирмы по средствам улучшения сложившегося товарного ассортимента и номенклатуры продукции.

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Задачи и назначение

Товарная политика является одним из важнейших инструментов по продвижению на рынке производимых предприятием товаров. Ее назначение охватывает изучение и анализ потребительского рынка, прогнозирование и моделирование потребностей, а также создание предложения на основе нужд покупателей. Предлагаемая фирмой продукция должна полностью соответствовать нуждам клиентов по качеству и количеству.

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Если товарной политикой пренебрегать, это может привести к тому, что упадет эффективность продаж, и предприятие потеряет конкурентоспособность. Пострадать может и сортамент готовых изделий. Неблагоприятные моменты будут причинять значительный вред его структуре, что может привести к неустойчивости.

Составляющие товарной политики

Ассортимент продукции – это группировка изделий, которые сконцентрированы вместе по конкретной производственной отметке. Разнообразие этих продуктов должно быть ориентировано исключительно на потребителя, учитывать пожелания и нужды клиентов.

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Товарная номенклатура – это все множество продукции, которое производит данная фирма. Обычно выступает в роли перечня, в котором указаны наименования производимого товара, выпущенное количество, кодировка, соответствующая каждому виду и подвиду.

Характеристики составляющих товарной политики

Ассортимент продукции может выступать в нескольких видах. Также его можно охарактеризовать по определенным количественным параметрам. Свои характеристики имеет и номенклатура продукции. Ознакомимся с самыми важными из них.

Разновидности ассортимента

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Численные параметры ассортимента

Широта – наполняется численностью названий и модификаций, которые содержатся во всем ассортименте. Чем он шире, тем более наполненным будет рынок.

Полнота – это обилие вариаций и названий продукции, входящей в определенные группировки однотипных изделий.

Номенклатуру товаров каждой фирмы можно охарактеризовать по разным параметрам. Рассмотрим самые значимые из них:

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Под шириной товарной номенклатуры подразумевают численность охваченных ею ассортиментных группировок с производимой фирмой продукцией. Например, некий завод бытовой химии производит порошки, отбеливатели, шампуни, мыло. Все это и есть одна ассортиментная группа номенклатуры средств для стирки и мытья.

Глубиной номенклатуры продукции является то, насколько разнообразным может быть предложение товаров в одной ассортиментной группе. Например, одну и ту же зубную пасту предлагают в отличных упаковках, с добавлением, скажем, ментола. При таком подходе показатель глубины становится значительно выше.

Также данный перечень готового сырья можно охарактеризовать с точки зрения насыщенности. Он подразумевает собой численность раздельных изделий, произведенных этой компанией.

Под гармоничностью номенклатуры товаров подразумевают, насколько близки друг к другу продукты, производимые одной фирмой. Как правило, готовые продукты должны быть схожи в использовании и производиться согласно одним и тем же нормам и требованиям. Например, компании, которая производит бытовую химию, нецелесообразно производить текстильную или пищевую продукцию.

Рациональность номенклатуры готовой продукции показывает то, насколько организация преуспевает в достижении своей цели по средствам удовлетворения покупателя.

Новизна показывает, насколько данный товар может удовлетворить меняющиеся потребности клиентов.

Развитие деятельности компании

Для улучшения и развития деятельности, компании целесообразно прибегнуть к таким методам:

Анализ производства

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Для проведения оценки планового изменения номенклатуры продукции нужно рассмотреть, насколько предусмотренный порядок производства соответствует фактически выпущенному товару в отчетном периоде. Также нужно выявить, в полной ли мере выполняется изготовление, запланированной фирмой, продукции отдельной ассортиментной подгруппы. Для того чтобы произвести анализ численных коэффициентов выполнения плана, нужно рассмотреть последующие составляющие:

Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Смотреть картинку Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Картинка про Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия. Фото Что такое номенклатура и ассортимент продукции предприятия

Такой анализ номенклатуры продукции не покажет кумулятивную оценку выполненного порядка, поэтому нужно рассчитать индекс продуктового сортамента. Его рассчитывают, сопоставляя между собой произведенные изделия, по которым план, прописанный в номенклатуре, выполнен или перевыполнен. Их засчитывают в размере стоимости планового производства продукции. А также товар, по которому план не выполнен. Его считают в размере стоимости фактического выпуска. Следует учесть, что для проведения данного анализа берутся одни и те же цены. Это могут быть или сравнимые оптовые цены производителей, или же их оптовая стоимость, прописанная в плане. Также продукция уже изготовленная, но в плане не предусмотренная, при расчете учитываться не должна.

Заключение

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что ни промышленное, ни товарное предприятие не будет благополучно функционировать, игнорируя ассортиментную политику и не ориентируя ее на клиента. Грамотный товаровед всегда должен идти в ногу со временем, чтобы спрогнозировать спрос на товар и надлежащие объемы его выпуска. Для этого важно знать все нюансы своего дела и уметь провести грамотный анализ.

Источник

Понятие номенклатуры и ассортимента продукции

Разнообразие продукции, выпускаемой предприятиями, определяется с помощью таких показателей как номенклатура и ассортимент.

ширина – это количественная оценка разнообразия продукции;

глубина – количество предложений каждого вида продукции;

насыщенность – определяет общее количество товаров, выпускаемых фирмой;

гармония – это степень подобности товаров разных ассортиментных групп по назначению, технологии изготовления.

Основные показатели номенклатуры дают количественную оценку возможностей предприятия адаптироваться к изменениям на рынке.

Товарная номенклатура и ассортимент – это связь общего с частным. Поэтому показатели качественной и количественной оценки в товарном ассортименте будут такие же. Показатели ширины и глубины ассортимента берутся во внимание, когда фирма принимает решение об увеличении выпуска отдельных наименований или для оценки насыщенности рынка. Разнообразие продукции (широта) позволяет ориентироваться на разные требования покупателей и сосредоточить процесс закупки (продажи) в одном месте. Эти решения требуют дополнительных капитальных вложений, поэтому под силу только крупным фирмам. Глубокий ассортимент создает условия для удовлетворения потребностей покупателей различных сегментов рынка одним и тем же товаром (шампунь) и для более интенсивного использования торговых и производственных площадей и проведения эффективной ценовой политики. Все это способствует конкурентоспособности товара и требует гораздо меньше средств на разработку и внедрение, чем при расширении ассортимента. И все же сильно «раздутый» видовой ряд отвлекает средства на содержание запасов и создает соперничество среди отдельных групп товаров из-за большой их схожести.

Для управления товарным ассортиментом используются также категории структуры основного, дополнительного и ограниченного ассортимента.

Ограничение ассортимента происходит в результате плохого финансового положения фирмы, колебания спроса.

Каждый продуцент должен систематически ревизировать свой ассортимент и при необходимости упорядочить его. Специальные скидки позволят произвести быструю распродажу нерентабельных составляющих ассортимента.

Рассматривая поведение известных фирм на Украинском рынке в отношении проводимой ими товарной политики, можно проследить, как на протяжении определенного периода насыщался и релизировался предлагаемый ассортимент продукции, и сделать выводы об успехе или провале товарной политики фирмы на нашем рынке.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Вопрос 49 Ассортимент и номенклатура товаров

Вопрос 49 Ассортимент и номенклатура товаров

Ответ

Для упорядочения многообразия товаров, выпускаемых фирмой, с позиций схожести применяемого маркетингового инструментария используются понятия «товарная единица», «ассортиментная группа» и «товарная номенклатура».

Товарная единица (ассортиментная позиция) – непосредственное воплощение товара, обладающее конкретными габаритами, дизайнерским решением, ценой и прочими индивидуальными характеристиками.

Ассортимент (синонимы: ассортиментная группа, ассортиментный ряд, товарная линия, линейка товаров) – группа товаров, объединенных по одному или нескольким следующим принципам:

• функциональному назначению (например, синтетические моющие средства);

• области применения (бытовая химия);

• целевому рынку (стиральные порошки для детского белья);

• способу реализации (розничная магазинная торговля, персональная продажа);

• ценовому диапазону (дорогие средства по уходу за обувью).

Насыщенность — общее количество товарных единиц, представленных по каждому варианту товара, предлагаемого фирмой.

Глубина (длина) – количество вариантов исполнения товара (наименований) в ассортиментной группе.

Глубокий ассортимент способствует удовлетворению потребностей различных рыночных сегментов по одному товару.

Товарная номенклатура – совокупность товаров (ассортиментных групп и товарных единиц), предлагаемых фирмой рынку.

Таким образом, понятие номенклатуры является более широким по сравнению с понятием ассортимента.

Товарная номенклатура описывается двумя количественными и одной качественной характеристиками.

Характеристики номенклатуры:

1. Насыщенность — количество товарных единиц во всех ассортиментных группах, предлагаемых фирмой рынку.

2. Широта — число ассортиментных групп в номенклатуре товаров, предлагаемых фирмой рынку. Широкая номенклатура позволяет ориентироваться на различные требования потребителей, диверсифицируя продукцию, и стимулирует совершение покупок в одном месте.

3. Гармоничность — степень близости товаров, входящих в различные ассортиментные группы, с точки зрения их назначения, потребительских предпочтений, каналов сбыта, характера производственного процесса и т. д.

Негармоничность товарной номенклатуры не является недостатком. Однако считается, что гармоничной номенклатурой управлять легче, чем негармоничной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Идея № 47 Как удержать покупателей, когда менять ассортимент товаров почти невозможно?

Идея № 47 Как удержать покупателей, когда менять ассортимент товаров почти невозможно? Управление ассортиментом — задача столь сложная, что для ее решения нельзя предложить одну-единственную методику. Поэтому наряду с алгоритмами, о которых шла речь при обсуждении идеи

Вопрос 8 Классификация товаров

Вопрос 8 Классификация товаров Ответ Основные классификаторы товаров приведены в табл. 7–8.Таблица 7 Общая классификация товаров Таблица 8 Классификация потребительских товаров

Решение 19: расширить ассортимент

Решение 19: расширить ассортимент Падение объемов продаж и потеря клиентов приводят к снижению эффективности продаж и даже неполному использованию торговых мощностей. Можно, например, расширить ассортимент товаров, добавив продукцию других поставщиков. В идеале новые

Составляющие товарной политики. Ассортимент товаров и товарная номенклатура

Составляющие товарной политики. Ассортимент товаров и товарная номенклатура Товарная политика представляет собой сферу деятельности по обеспечению экономически эффективной, прибыльной работы предприятия. Она состоит из сегментирования, позиционирования,

31. Товарный ассортимент

31. Товарный ассортимент После того как фирма определила, какой тип продукции она будет производить, ей необходимо определить номенклатуру и ассортимент данной продукции. Ассортиментная позиция – это модель, марка, которая предлагается рынку с целью продажи. Обычно

4. Товарный ассортимент

4. Товарный ассортимент После того как фирма определила, какой тип продукции она будет производить, ей необходимо определить номенклатуру и ассортимент данной продукции. Ассортиментная позиция – это модель, марка, которая предлагается рынку с целью продажи. Обычно фирма

Глава 2 Ассортимент и цены

Глава 2 Ассортимент и цены Цена – стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены. Амброз

Изучаем ассортимент компании

Изучаем ассортимент компании Как владелец или руководитель компании вы должны понимать, какие товары приносят больше прибыли, а какие пылятся на полках и складах. Для выяснения этого необходимо провести аудит ассортиментной линии

Товарный ассортимент и товарная номенклатура

Товарный ассортимент и товарная номенклатура Товарный ассортимент. Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы

5. Ассортимент

5. Ассортимент Скажите мне, какой у вас ассортимент, и я скажу, какая в вашем магазине прибыль. Потому что именно ассортимент определяет лицо магазина, является его основным затратным звеном. Если убрать аренду помещения, зарплату сотрудников, стоимость торгового

Вопрос 2. Как расширить ассортимент ваших предложений?

Вопрос 2. Как расширить ассортимент ваших предложений? Вы можете определить для себя, какие рекламные носители или услуги будут в вашем рекламном агентстве основными, а какие – сопутствующими. Какие направления рекламы вы будете развивать и в какой последовательности. В

Что включать в свой ассортимент?

Что включать в свой ассортимент? Товары-визитки Это товары копеечной себестоимости, «сувенирчики», которые делаются легко и сами по себе прибыли приносят немного. Заколки, шпильки, кулончики, закладки для книг, фоторамки-сердечки, держатели для заметок, брелоки для

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *