Что такое незащищенные слои населения

Понятие «социально незащищенные группы населения»

Лекция 7.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Понятие «социально незащищенные группы населения»

2. Образование как фактор социальной защиты взрос­лого человека

Организаторы специальных видов образования

Понятие «социально незащищенные группы населения»

Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, в различных публикациях и документах обозначаются по-разному: «непривилегированные (обездоленные)»; «социально слабые»; «маргинальные»; «социально уязвимые». Использование обобщающего понятия «социально незащищенные группы» в андрагогическом контексте позволяет обозначить те слои населения, для которых социальная под­держка в решении жизненных проблем в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования.

Понятие «социальная защита» является одним из ключевых для социальной политики демократического государства. В СССР си­стема социальной защиты как важнейшая часть социальной по­литики включала в себя прежде всего:

— гарантированное государством пенсионное обеспечение;

— административно регулируемые цены, обеспечивающие «це­новую» доступность основных товаров и услуг;

— бесплатность образования, здравоохранения, форм досуговой активности и т.д.

В современных условиях под «социальной защитой» понимает­ся политика государства и регионов, направленная на обеспече­ние удовлетворительного существования тем группам населения, которые оказались в особо сложных условиях и не способны без внешней поддержки их улучшить.

Социальная защита населения представляет собой систему ши­рокого набора мер по профилактике социального неблагополучия. Это поддержка социально уязвимых групп (пособия, льготы, вып­латы); обеспечение минимальных социальных гарантий на труд, образование, отдых; всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных благ (стационары, социальная по­мощь оказавшимся в трудных условиях).

Гарантии на образование и труд закреплены Конституцией Украины и Законом «Об образовании», но формирующиеся рыночные от­ношения как в сфере труда, так и в сфере образования, развитие производственных отношений нового типа диктуют свои законы и зачастую придают этим гарантиям формальный характер. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют доступа к современным знаниям для широких масс населения. Осо­бенно остро эта проблема стоит в Украине по отношению к мало­обеспеченным, социально незащищенным группам населения.

Формирующийся рынок труда выдвигает возрастающие требо­вания к уровню профессиональной компетентности специали­стов, конкретизирует спрос на рабочих и специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недоста­точно квалифицированной рабочей силы становится одной из причин высвобождения работников из сферы труда, потери рабо­ты и появления безработицы. Участие в гражданском обществе невозможно без успешной профессиональной карьеры, составля­ющей фундамент личной независимости, самоуважения и благо­состояния и определяющей качество жизни.

Положение современного взрослого человека в обществе, и прежде всего в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профес­сиональной функциональной и информационной компетентно­сти как условие соответствия требованиям рынка труда, грамот­ного поведения в современной социально-экономической ситуа­ции, принятия эффективных решений, смену профессии или про­фессиональной квалификации, приобретение дополнительного об­разования, необходимого для личностного роста, духовного обо­гащения, удовлетворения интересов, как условие морально-пси­хологического комфорта.

Все это — поле проблем, решение которых позволяет человеку соответствовать требованиям современного рынка труда, сохра­нять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни.

2. Образование как фактор социальной защиты взрос­лого человека

Неготовность человека успешно решить первостепенные про­блемы погружает его в кризисную ситуацию, выйти из которой самостоятельно почти невозможно. Следствиями становятся потеря работы, безработица; профессиональная деквалификация; снижение жизненного уровня; морально-психологический дискомфорт, неуверенность в собственных силах, потеря жизненных перспек­тив, психологический стресс. При решении возникших проблем формальное и неформальное образование взрослых выступает фактором социальной защиты. Доступность дополнительного образования для широких масс работников, его ориентация на развитие компетентности, профессионально зна­чимых личностных качеств, конкурентоспособности на совре­менном рынке труда, на повышение квалификации или на обес­печение переквалификации могут выступать в качестве надеж­ного механизма вывода из кризисной ситуации.

Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня — это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий до­стойный уровень жизни.

Однако в сфере образования, где складываются рыночные от­ношения, население выступает в роли потребителя образователь­ных услуг только в том случае, если обладает платежеспособно­стью.

Взрослый человек, находящийся в кризисной ситуации, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать каче­ственные образовательные услуги. Круг замыкается. Без социаль­ной поддержки значительная часть населения не способна вос­пользоваться необходимыми образовательными услугами, а зна­чит, решить многие важные жизненные проблемы.

В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:

1) выпускники вузов, которые после окончания учебного за­ведения получили диплом о высшем образовании и зарегистриро­вались в Государственной службе занятости в качестве безработ­ных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;

2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные;

3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения Украины (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую без­работицу);

4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты;

5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в про­фессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек», нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реа­билитацией;

6) мигранты и вынужденные переселенцы;

7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях не­полной семьи;

8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионе­ры), одна треть из которых про­должают работать;

9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.

Все эти группы взрослого населения относятся к части населе­ния, которую сегодня определяют новым термином — «критиче­ская зона рынка труда». Критическая зона рынка труда включает лиц, получивших официальный статус безработного, а также людей, не имеющих официального статуса безработного, но с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума, заня­тых неполный рабочий день, не имеющих дополнительного дохо­да. В Украине численность этой группы населения носит региональ­ный характер и достигает 70 % экономически активного населе­ния. Это самая многочисленная группа, нуждающаяся в социаль­ной защите средствами образования и в сфере образования. Именно она является источником безработицы и несет в себе угрозу раз­вития процесса маргинализации населения, возникновения и раз­вития социальных осложнений.

Источник

О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан»

Асачева Мария Владимировна, аспирант кафедры «Конституционное право; Муниципальное право» Сибирской Академии государственной службы.

На основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция «социально незащищенные категории граждан», понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия с точки зрения статей 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию «малоимущие граждане».

Ключевые слова: социальная защита, право социальной защиты, малоимущие граждане.

On legal definition of the concept of «socially disadvantaged categories of citizens»

Asachyova Mariya Vladimirovna, postgraduate student of the Chair «Constitutional Law; Municipal Law» of the Siberian Academy of State Service.

Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.

Key words: social security, the right to social protection, low income.

Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950.
Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2001 (ред. от 06.06.2012) N 812-106 «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. N 1.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая, таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.

Федеральный закон от 12.01.1995 (ред. от 16.10.2012) N 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23.11.2011; Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

В судебной практике понятие «социально-незащищенные категории населения» используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

В то же время, как и во всякой экономике рыночного типа, достижение полного материального равенства или всеобщего благополучия невозможно. Всегда существуют слои населения, нуждающиеся в защите государства. В связи с этим более определенно выглядит понятие, примененное в ЖК РФ и выделяющее «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите» (ст. 98 ЖК РФ). Данное определение нуждается в корректировке. Так, на наш взгляд, будет неточным определение граждане, нуждающиеся в социальной защите ввиду его субъективности. Гражданин может определять свое состояние как нужду и при этом быть существенно более благополучным, чем окружающие. Так, «олигарх» тоже «нуждается» в социальной защите, т.к. несет большие риски и испытывает на себе неприязнь общества.

Закон Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ (ред. от 09.12.2011) «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2010. 4 марта. N 38.

Источник

К вопросу о понятии «социально незащищенные категории граждан»

Ережипалиев Дамир Ильдарович, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доцент кафедры общей юриспруденции и правовых основ безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования защиты прав социально незащищенных категорий граждан. Обосновывается точка зрения, согласно которой к числу социально незащищенных категорий граждан следует также отнести граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Сформулирован вывод о необходимости конкретизации и нормативного закрепления понятия «социально незащищенные категории граждан».

Ключевые слова: социально незащищенные категории граждан, малоимущие, адресная социальная помощь, дополнительные формы поддержки.

On the Concept of Socially Vulnerable Groups

Erezhipaliev Damir I., Senior Research Scientist of the Research Institute of the Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, Assistant Professor of the Department of General Jurisprudence and Legal Bases of Security of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Candidate of Legal Sciences.

The article is devoted to problems of legal regulation of protection of rights of socially unprotected categories of citizens. Substantiated point of view according to which the number of socially unprotected categories of citizens should also include citizens whose funds attracted for construction of apartment houses and whose rights are violated. A conclusion about the necessity of clarifying the legal requirement of the concept of «socially unprotected categories of citizens».

Key words: socially unprotected categories of citizens, the poor, targeted social assistance, additional forms of support.

Игонина Н.А. Реализация конституционных прав социально уязвимых категорий граждан в Российской Федерации // Деятельность органов прокуратуры по защите прав социально незащищенных категорий граждан: Сб. материалов круглого стола (г. Москва, 22 апреля 2016 г.) / Под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М., 2016. С. 3.
Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании президиума Госсовета по социально-экономической ситуации в регионах от 24.02.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47733.

В отечественном законодательстве понятие «социально незащищенные категории граждан» (социально незащищенная группа населения) используется достаточно широко. При этом ни один нормативный правовой акт не содержит его легального определения и не приводит в полном объеме перечня указанной категории.

Так, рассматриваемое понятие упоминается в Налоговом кодексе РФ (ст. 217), в Федеральных законах от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст. 38), от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ст. 16), от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 80) и др.

Справедливости ради следует отметить, что в федеральном законодательстве закреплены обстоятельства, в силу которых граждане признаются нуждающимися в специальной социальной защите.

Так, в силу п. 2 ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, и др.

При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации также отсутствует унифицированный подход к пониманию рассматриваемых категорий граждан.

Проведенный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих понятие «социально незащищенные категории граждан», позволяет предложить следующую их классификацию в зависимости от сферы правоотношений, в которых оно применяется:

Приведенный перечень сфер правоотношений, в которых используется понятие «социально незащищенные категории граждан», не является исчерпывающим, но дает общее представление о содержании рассматриваемого явления.

Таким образом, анализ законодательства, в том числе регионального, свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие является собирательным и включает в себя группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния.

Одновременно нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что анализ публикаций последних лет также свидетельствует об отсутствии общепризнанной дефиниции и единообразных научных положений о содержании понятия «социально незащищенные категории граждан». В специальной литературе крайне редко можно встретить определение указанного понятия, а ряд авторских суждений по рассматриваемому вопросу носит противоречивый характер.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
См.: Асачева М.В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4. С. 34.

Указанная точка зрения не в полной мере, на наш взгляд, соответствует законодательству, поскольку на территории страны все граждане имеют право на социальную защиту.

Более правильным, на наш взгляд, было бы говорить о гражданах, имеющих право на дополнительную социальную защиту. Кроме того, данная позиция уязвима и ввиду того, что низкий уровень дохода лица (семьи), который имеет место в силу ряда негативных факторов (инвалидности, потери работы, преклонного возраста и т.д.), хотя и рассматривается в качестве ключевого признака отнесения граждан к рассматриваемой категории, но не является единственным.

На практике нередко возникают такие ситуации, когда граждане, фактически не являясь малоимущими, в силу кризисных явлений в экономике, а также в силу совершения в отношении их откровенно преступных действий, оказываются в сложной жизненной ситуации.

Ярким примером тому являются обманутые дольщики. Проблема защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве, является одной из острых социальных проблем современной России. Кризисные явления в экономике позволяют прогнозировать ухудшение ситуации на рынке долевого строительства многоквартирных домов и увеличение дел о банкротстве строительных организаций и, как следствие, увеличение граждан, участвующих в долевом строительстве, чьи права и законные интересы ущемлены.

В связи с этим, на наш взгляд, к числу социально незащищенных категорий граждан следует также отнести граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, с целью выработки дополнительных механизмов поддержки указанной категории граждан.

Игонина Н.А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 2. С. 19.

В свете продолжающихся негативных экономических процессов на внутригосударственном, межгосударственном и региональном уровнях, повышающихся рисков неисполнения обязательств по уплате кредитов ситуация, когда отсутствуют конкретизация и нормативное закрепление рассматриваемого понятия, вряд ли может быть признана удовлетворительной с точки зрения необходимости адресной социальной помощи и выработки дополнительных форм поддержки со стороны государства социально незащищенных категорий граждан.

Полагаем, что конкретизация, уточнение и нормативное закрепление названного понятия необходимы и ввиду того, что в условиях негативных тенденций в экономике численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет.

Источник

Социальная защита населения в России – всё о льготах, пособиях и других мерах

Что такое незащищенные слои населения. Смотреть фото Что такое незащищенные слои населения. Смотреть картинку Что такое незащищенные слои населения. Картинка про Что такое незащищенные слои населения. Фото Что такое незащищенные слои населения

В России законодательством выделены различные категории социально незащищенных слоев населения. Люди, которые по объективным причинам не могут сами себя обеспечивать, могут претендовать на помощь со стороны государства. В статье перечисляются виды социальной помощи и поддержки, а также те, кто может на них претендовать.

Что такое социальная защита населения и для чего она нужна

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина». В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2018 году составляет 9868 рублей.

Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.

Кто может претендовать на социальную защиту

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что помощь и поддержку от государства может получить самый широкий круг нуждающихся. Рассмотрим, какие категории населения могут претендовать на помощь и поддержку от государства.

Участники, ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий

Участники, ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий, их семьи имеют право на такие меры социальной защиты, как:

После смерти ветерана войны большая часть его социального пакета переходит к его родственникам – супругам, родителям и иждивенцам. Узники концлагерей приравниваются в правах к участникам войны.

Труженики тыла

Труженикам тыла во время ВОВ выплаты устанавливаются на уровне региона, льготы определяются федеральным законодательством. Согласно законодательству, перечень мер поддержки такой:

Большинство регионов также устанавливает ежемесячные денежные выплаты, а также может оказать помощь в решении жилищных проблем.

Инвалиды

Инвалиды – очень обширная категория населения. Инвалидность подразделяется в зависимости от тяжести на 3 группы, а также выделяют детей-инвалидов. Размеры льгот и выплат для инвалидов существенно различаются в зависимости от группы. В целом, инвалиды в России претендуют на такие виды помощи от государства:

Семьи, имеющие детей-инвалидов, также получают социальную пенсию, ЕДВ и имеют льготы на оплату услуг ЖКХ.

Отдельные регионы и населенные пункты устанавливают для инвалидов дополнительные доплаты, материальное обеспечение и другие виды помощи.

Безработные

Безработные – это те граждане, которые не имеют работы и зарегистрировались в органах службы занятости. Согласно законодательству РФ, безработные претендуют на такие формы помощи:

Важно, что получать пособие по безработице можно ограниченное время и при определенных условиях. В каждом отдельном регионе могут устанавливаться надбавки к пособию по безработице.

Граждане пожилого возраста

Граждане пожилого возраста, если они не имеют достаточного трудового стажа для начисления страховой пенсии, могут претендовать на социальную пенсию.

Кроме того, для одиноких и одиноко проживающих пожилых людей государство гарантирует оказание социальных услуг социальными работниками. Для малообеспеченных пожилых людей оказывают помощь разового характера – обеспечение продуктами питания, помощь в оформлении документов, и т.д.

Для тех пожилых людей, которые нуждаются в постоянной помощи, организуется стационарное обслуживание (дома престарелых), где оказываются все необходимые услуги.

Ветераны труда

Ветераны труда – это те люди, которые начали трудовую деятельность во время ВОВ в несовершеннолетнем возрасте и на настоящий момент имеют не менее 40 лет стажа для мужчин и 35 лет – для женщин (либо награждены соответствующими званиями). Кроме льготных прав, которые есть у всех пенсионеров, ветераны труда имеют также следующие права:

Дополнительно регионы могут устанавливать и другие виды льгот и доплат для ветеранов труда.

Лица, отмеченные государственными наградами

Лица, отмеченные государственными наградами также имеют право на определенные льготы и выплаты. Суммы выплат зависят от статуса награды. Так, Герой РФ вправе претендовать на повышенную пенсию в размере порядка 75 тысяч рублей (по состоянию на 2018 год). Кроме того, награжденные государственными наградами претендуют на такие льготы:

При этом конкретные условия получения льгот и выплат зависят от самой награды и прописаны в законодательстве России.

Молодые специалисты

Молодые специалисты, к которым обычно относят молодых врачей и учителей, имеют право на выплаты. В частности, молодые учителя имеют право на такую помощь:

Для молодых специалистов сферы здравоохранения предлагаются Государственные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Первая программа предполагает выплату молодым докторам в размере 1 миллиона рублей при переезде на работу в село. Вторая программа реализуется в некоторых регионах и предполагает аналогичные выплаты молодым фельдшерам в размере 500 тысяч рублей.

Женщины в связи с беременностью и родами

Все беременные женщины получают льготы и компенсации, независимо от того, имеют ли работу. К мерам поддержки государством рождения детей относят следующие:

Как видно, государство предусматривает достаточно большой объем помощи при рождении детей.

Многодетные семьи

Помощь многодетным семьям основывается на нормативных актах местных органов власти, которые определяют, какие семьи относятся к многодетным. Но при этом перечень льгот для таких семей утвержден на федеральном уровне:

На региональном уровне устанавливаются размеры таких выплат для многодетных семей:

Таким образом, для многодетных семей предоставляются также многочисленные льготы и выплаты, что нужно для улучшения условий жизни детей в таких семьях.

Дети до 16 лет

Государство выплачивает пособия на детей до полутора лет или в некоторых случаях до трех лет. Однако дети, не достигшие 16 лет, также могут претендовать на выплаты. Основанием для них является ситуация, когда доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Государство доплачивает недостающую сумму до прожиточного минимума.

Потерявшие кормильца

Помогает государство и тем родственникам, которые потеряли кормильца. Дети и нетрудоспособные родственники после смерти кормильца могут претендовать на:

Дети-сироты

Однако в еще более серьезной помощи и поддержке нуждаются дети-сироты – лишившиеся обоих родителей. Дети-сироты в России получают такие виды помощи:

Дополнительно для сирот могут устанавливаться льготы на уровне региона – бесплатный проезд в транспорте, дополнительные выплаты, скидки при оплате услуг ЖКХ.

Малообеспеченные граждане и семьи

Малообеспеченные граждане и семьи получают такой статус в соответствии со своими доходами (если они ниже прожиточного минимума в регионе). Малоимущие семьи могут получать такие выплаты:

Малоимущие, а также некоторые другие категории семей могут быть отнесены к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти семьи становятся на учет в соответствующем местном органе власти и получают порядковый номер в очереди. Отдельные категории получают жилье в первую очередь или вне очереди (дети-сироты, «Чернобыльцы», судьи и прокуроры).

Молодые семьи

Потребность в собственном отдельном жилье возникает и у молодых семей. Молодые семьи с детьми и без них имеют право:

Государственная субсидия может покрыть до 70% от стоимости приобретаемого жилья, а за счет Материнского капитала оплатить первоначальный взнос по ипотечному кредиту или оплатить часть основного долга.

Реабилитированные жертвы политических репрессий

Реабилитированным жертвам политических репрессий устанавливаются льготы и социальные выплаты. Реабилитированные получают право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь:

Частично эти меры оплачиваются федеральным бюджетом, частично – финансируются на уровне региона.

Пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы

Лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС, стихийных и техногенных катастроф получают помощь от государства. Льготы чернобыльцам могут значительно отличаться в зависимости от основания для присвоения статуса, наличия группы инвалидности и степени полученного облучения.

Перечень положенных чернобыльских выплат имеет вид:

Детям чернобыльца предоставлены такие возможности:

Чернобыльцы получают и выплаты по инвалидности, а также ЕДВ, в соответствии с законодательством в сфере социальной защиты инвалидов.

Государственные служащие

Государственные служащие имеют, с одной стороны, все права и социальные гарантии обычных граждан и наемных работников, а с другой – государство гарантирует им дополнительные меры социальной защиты:

Военнослужащие

Военнослужащие в России имеют более широкие социальные гарантии, потому что в полной мере зависят от государства. Кроме денежного довольствия (заработной платы) военнослужащие претендуют на такие меры социальной защиты:

Семьи военных также имеют такие льготы:

Сотрудники правоохранительных органов

Широкие социальные гарантии в России имеют и сотрудники правоохранительных органов. Кроме льгот, связанных с несением службы в полиции (бесплатный проезд, размещение в гостиницах и т.д.), сотрудники МВД имеют право на:

Таким образом, государство как работодатель дает достаточно широкие гарантии уровня жизни служащих.

Все граждане РФ

Сюда помощь от государства тем категориям населения, которые практически не ограничиваются законодательством.

Дальневосточный гектар. С 1 февраля 2017 года каждый гражданин имеет право совершенно бесплатно получить в пользование, а в дальнейшем оформить в собственность земельный участок на Дальнем Востоке. Участок площадью в один гектар может получить только гражданин РФ, вне зависимости от пола и возраста. При этом, например, семья из трех человек может претендовать на три гектара. Земля выдается абсолютно бесплатно, однако государство ставит условие – гектар в течение определенного времени должен быть освоен.

Программа по выдаче земельных участков на Дальнем Востоке действует уже не один год, однако все еще возникают сложности – или выбранная земля оказывается занята, или почва непригодна к выращиванию сельхозкультур, или возникают еще какие-то проблемы.

Всеобщая диспансеризация. Она представляет собой профилактический медосмотр. Диспансеризацию могут бесплатно пройти все взрослые граждане старше 21 года. При этом пройти обследование можно, если год рождения соответствует перечню, который устанавливается на каждый год. Диспансеризацию можно пройти раз в 3 года, но даже если в конкретный год по возрасту человек не подпадает под диспансеризацию, у него есть возможность бесплатно пройти профилактический медицинский осмотр. Оплачивается диспансеризация за счет средств ОМС (бесплатно для пациентов с полисами обязательного медицинского страхования).

Донорство крови. Любой совершеннолетний гражданин РФ, имеющий нормальное здоровье и вес более 50 килограмм, может стать донором крови. В случае безвозмездной сдачи крови донор обеспечивается питанием в лечебном учреждении, которое можно заменить на денежную выплату. В случае же возмездного донорства (редкие группы крови, компоненты) донор получает оплату в зависимости от того, какой биоматериал он сдает. Существует звание «Почетный донор», которое дает право на льготы (на уровне регионов), но для его получения обязательное условие – безвозмездное донорство крови.

Как видно, для многих граждан России существует возможность получить некоторые блага и услуги со стороны государства.

Куда обращаться для оформления льгот и пособий

Каждый вид мер социальной защиты предполагает свою процедуру оформления. Узнать, какие документы нужно предоставить, можно при обращении в соответствующее государственное учреждение.

Оформляются разные виды социальной защиты населения в таких учреждениях:

Если непонятно, какие права на льготы и выплаты имеет человек, есть смысл обратиться в многофункциональный центр в своем населенном пункте, где его проконсультируют относительно дальнейших действий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *