Что такое нетленные мощи святых

О тленности и нетленности мощей

Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Очень часто бытует мнение, что условием для святости является нетленность мощей. То есть, когда Господь прославляет человека после смерти нетлением. Такие случаи действительно есть, и это прежде всего связано со святым Александром Свирским, это связано с обретением мощей святого Симеона Верхотурского, когда собственно сначала обрели нетленные мощи и потом только установили, кому же они принадлежат. Это такой был парадокс. И очень часто в религиозном сознании эта мысль закрепляется, что все мощи нетленны. Что обязательным условием для прославления человека, даже более того, является, когда Господь прославляет человека нетлением.

Понятно, что, когда эти случаи происходят, они достаточно редки, но они все-таки есть, мы видим в этом очень редкий, но тем не менее некий прообраз надежды на то, что не только наш дух, но и тело в полной мере будет восстановлено нетленным. И как в свое время Силуан Афонский говорил, что святые люди настолько пропитываются благодатью Святаго Духа, что подчас бывают мощи. Он имел в виду – подчас нетление. Но это конечно в принципе не так. когда мы говорим о прославлении, о традиции прославления в западной, восточной Церкви она разная. У нас в православной традиции мы прежде всего прославляем святого за его жизнь, за свидетельство о том, насколько он в своей жизни уподобился Христу и соответствует идеалу христианства, это прежде всего – это является главным условием прославления, это его жизнь. Ну и второе – это конечно чудеса, которые действительно происходят от его святых мощей, но не обязательно они должны быть нетленны.

Наиболее показателен в этом смысле случай с прославлением святого Серафима Саровского в 1903 году, когда все были уверены и комиссия, которая вскрывала и исследовала мощи, и весь верующий народ, был совершенно точно уверен, что там будет батюшка Серафим нетленен. И когда были обнаружены белые косточки, то это явилось таким смущением даже для Синода, что удивительно, что они и были понятно еще кое-какие с точки зрения этой комиссии, которой надо было дополнительно исследовать, что сам факт настолько поразил даже синодальную комиссию, что возникла пауза. И сказали, что надо нам, наверное, дополнительно что-то еще узнать про жизнь святого Серафима. И по сути дела только росчерком императора Николая II, который написал резолюцию – немедленно прославить – случилось прославление Серафима Саровского. Очень известный диалог, когда одной матушке говорят: «Ну что, Серафим то оказывается истлел», — она говорит: «Мы Богу кланяемся, а не костям». В этом ответе на самом деле вся суть того, что мы собственно почитаем, что мы почитаем, когда происходит прославление человека. Да, мы действительно почитаем человека, его жизнь, а насколько Господь прославляет человека тлением, или нетлением – это уже дело Божье.

Кстати, в традиции, к примеру, греческой Церкви, к нетленности относятся очень подозрительно и там бытует прямо противоположное мнение, что, если человек после смерти какой-то монах прежде всего, не истлевает, то есть тело не подвергается естественному распаду – это значит, что земля не принимает. Я думаю, что это тоже точка зрения крайняя, опять же на примере святого Александра Свирского – это удивительный святой, жизнь которого не подвергается никакому сомнению. Он в ранние годы ушел и подвизался сначала семь лет в общежитии Валаамском, получил очень хорошую школу монашескую, потому подвизался, как отшельник, потом далее удостоился, согласно очень раннему житию, сохранилось непосредственное описание его жизни от его ученика, он даже удостоился лицезрения таинственной Святой Троицы – это очень таинственная вещь. Его Господь действительно прославил нетлением.

Но до XVIII века мы не видим, чтобы особо эта мысль как-то педалировалась – тление, нетление. если бы было нетление, хотя бы частичное, к примеру, могла десница, или глава быть нетленной, а все остальное тело истлевало – бывало и такое, то есть частичное нетление. Но в XVIII веке эта западная традиция, которая приходит действительно с запада, выходит распоряжение о том, чтобы мощи наиболее почитаемых святых, для того, чтобы их можно было, так скажем, почитать достойно, ну… делали, проще говоря, специальную благочестивую восковую куклу и подчас кости скреплялись, или даже полностью, если мощи истлевали, делалось такое скульптурное изображение святого. И уже к началу XX века история с Серафимом Саровским показала, что – что понимание того правильного отношения к прославлению святого, оно подчас из-за этой мысли о том, что условием для прославления должно быть обязательно нетление, оно настолько распространилось, что уже тогда после 1903 года появляются мысли, что надо бы конечно и показывать, и рассказывать церковному народу о том, что же являются мощи. Но, к сожалению, до революции надлежащей работы не было проведено информационной в этом смысле и поэтому большевики этим воспользовались.

Большевики, многие из которых были семинаристами, и не последними, что называется, когда начинается кампания по разоблачению мощей, они воспользовались этим и как к примеру, свидетельствует вскрытие мощей святого преподобного Сергия, очень известный фильм, который очень часто показывался, в том числе и во времена советской власти, когда открывалась рака с мощами, а там действительно были мощи, которые были соединены воском. И конечно то, что потом писала пресса коммунистическая – об обмане, о том, что на самом деле ничего нет, о том, что вы думали, а на самом деле – вот эта вся шумиха реально на очень многих людей действовала. И для многих людей это явилось, особенно очевидно для тех, кто более движимы чувством, а не рассуждением, для многих это явилось очень серьезной проблемой и даже свидетельством некоего обмана, в который был введен церковный народ. То есть, большевики этот момент очень талантливо к сожалению, использовали в качестве антицерковной пропаганды.

Сейчас уже в наше время это понимание о том, что мы прежде всего подражаем жизни святого, прежде всего должны, как святой в своей жизни подражал Христу, как апостол Павел писал: «Подражайте мне, как я подражаю Христу», — как святой подражал Христу, так и мы, особенно ближайшие по времени, вот новомученики, например, российские, да, должны подражать их жизни, их вере, их молитве, их образу жизни и прежде всего обращать внимание на это, безусловно почитая те останки, те мощи, которые Господь нам оставляет в знак того, что когда-нибудь и эти святые, и мы будем восстановлены, преображены, дай Бог и не только воскреснет дух, но и тело.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

В действительности далеко не всякие мощи нетленны. Конечно, нетленность тела является одним из критериев при сборе свидетельств для канонизации праведника. Однако этот критерий не основной.

Тем, впрочем, примечательнее факт нетленности мощей отдельных святых, как, например, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Иов Почаевский. А таковых действительно немало. Однако ещё больше тех, чьи мощи нетленны лишь частично, а то и вовсе сохранились в виде отдельных костей. Как уже было сказано, нетление мощей не основной и не единственный признак святости человека. Поэтому святой остаётся святым независимо от того, в каком состоянии находится его тело после смерти.

Совершенно очевидно, что называть нетленными все мощи подряд, на основании того, что все они – святыня, неправильно и недопустимо. Собственно, все мощи Церковь нетленными не называет, да и не называла никогда. Безусловно, мощи любого святого являются святыми. Однако нетленными можно назвать только те мощи, которые с момента смерти святого не подверглись разложению. Расширительно и при желании это понятие можно применить ещё к тем мощам, которые сохранились нетленными частично, как, например, мощи преподобного Александра Свирского. Но не более того.

Предвосхищая вопрос: «Почему же происходит так, что тела одних святых полностью нетленны, а другие истлели до костей?» – объясню. Святость – это состояние, которое достигается посредством веры человека, его покаяния и жизни согласно Евангелию. Но, поскольку никакими человеческими усилиями святость недостижима, она всегда – дар Божий. И дар этот – исключительно личный. Иные же благодатные дары, в нашем сознании нередко сопряжённые со святостью, праведник получает уже не для себя. Известные нам по опыту общения с праведными людьми или хотя бы просто из книг прозорливость, старчество, дар исцеления и прочие дары даются святому ради тех, кому они могут принести пользу. Откройте жизнеописание любого из святых прошлого века, и вы увидите не один десяток свидетельств об исцелениях неизлечимо больных, чудесных предостережениях от поступков, чреватых трагическими последствиями, молитвенной помощи в безвыходных ситуациях. Ради всех таких свидетелей, участников, исцелённых, умудрённых, раскаявшихся и даются праведникам дары благодати. Нетление тела – явление похожего порядка. К нетленным мощам идут люди, возле них исцеляются, каются, обретают веру. В этой связи вполне понятна нетленность мощей, например, преподобных Киево-Печерских. Но представьте себе, что святой полжизни подвизался в пустыне, где и скончался. Или погиб во время массового истребления христиан где-то на ныне мусульманском Востоке, или сам завещал не воздавать себе посмертные почести и оставить тело где-нибудь в непроходимых дебрях. Или жил в такой местности, где почитания мощей не было как такового (а в период I–V веков таковые существовали). Есть ли смысл в том, чтобы тело такого святого не истлело? Кому и какую пользу это принесёт? А в чём прок нетленности ради нетленности, я, признаться, не знаю и сам.

Второй фактор, непосредственно и крайне негативно повлиявший на сохранность мощей многих святых, как ни странно, – ревность верующих людей. К мощам святых церковный люд всегда относился с благоговейным почтением. И на сохранности многих мощей это сказалось самым худшим образом. Их попросту разобрали по частицам. Тем более что в истории Церкви бывали и такие времена, когда интерес к мощам был буквально повальным. Можете представить себе, сколько целых, сохранившихся и, возможно, нетленных на тот момент мощей не сохранились до наших дней в целости только потому, что святой был известен и почитаем. Не подумайте, я не имею ничего против отделения от мощей частиц, тем более, в некоторых случаях это – необходимость. Без частиц мощей мучеников невозможно, например, ни престол освятить, ни антиминс для храма выдать. Но частицы частицам рознь. Если в наше время отношение к этому внимательное и благоговейное, то в VIII или XII веке едва ли кто отделял от мощей частицы по волоску. И снова-таки, если в нетленности тела святого есть ясный смысл, то какой смысл в нетленности отдельно взятой фаланги его пальца – непонятно.

На этом, полагаю, можно закончить. На том закончить, с чего начали. Да, далеко не все мощи нетленны, но, несмотря ни на что, любые останки святого – святые мощи. Отношение к святыне, как нам хорошо известно, должно быть почтительным и благоговейным независимо от того, что перед нами – нетленное тело в монументальной раке или маленькая косточка в мощевике на иконе.

Источник

Что такое святые мощи и почему их почитают

О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.

О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*

– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).

Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост

Богатыри – не мы!

В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.

Через пост – к Богу

Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.

Образ жизни – затвор

Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».

После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.

День памяти святого – 15 декабря.

*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.

Источник

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает иерей Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Зачем нужны мощи?

Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением — за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они — Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле — это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, — Маттео, — увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно — домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции — в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

Что такое нетленные мощи святых. Смотреть фото Что такое нетленные мощи святых. Смотреть картинку Что такое нетленные мощи святых. Картинка про Что такое нетленные мощи святых. Фото Что такое нетленные мощи святых

Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа — около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология — совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 — 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки — мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *