Что такое непроверяемые написания

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

2. изме­не­ние фор­мы слова:

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

Видеоурок

Источник

Слова с непроверяемым написанием?

Ответ или решение 2

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.

Как появились словарные слова

Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:

Примеры словарных слов с различными орфограммами

Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.

Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.

Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любодорого (пишется через дефис).

Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.

К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.

Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).

В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.

Источник

Что такое непроверяемые написания глаголов

Все исключения русского языка для ЕГЭ в одной статье

ЕГЭ проверяет не знание существующих правил, а их нюансы. Именно в этом заключается сложность экзамена. Особенно часто нюансы проверяются в заданиях на орфографию (№9-15).

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Исключения в корнях слов

Правописание корней проверяется в задании №9. При этом, существует три вида орфограмм:

Чаще всего слова-исключения в русском языке относятся к корням последнего типа. Помимо основных исключений, важно также помнить, что под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится. Однако любые слова-исключения в русском языке из правила на чередования все еще содержат чередующуюся гласную.

Задание №9 ЕГЭ по русскому формулируется так, что в ответе нужно указать номера строк, все слова которых содержат гласную определенного типа (то есть одну из трех орфограмм, приведенных выше). То есть слова со сложным корнем, содержащим две и более безударных гласных, могут попадать под несколько типов и подходить под разные задания. Например, метафоричный — две непроверяемые и одна проверяемая, значит, подойдет под два типа формулировок: если ищут и проверяемую, и непроверяемую, это слово будет искомым и там, и там.

Исключения в приставках

Правописание приставок проверяется в задании №10. Ошибки происходят в основном из-за нескольких нюансов.

Второй нюанс — это правописание приставок пра- и про-. Приставка пра- имеет значение древности или родственности, во всех остальных случаях пришется приставка про-. Сложности могут возникнуть со словом «прообраз». На экзамене в нем всегда употребляется приставка про-.

Третий нюанс — это такие слова-исключения в русском языке, как омофоны с приставками пре- и при-. Правописание таких приставок проверяется исключительно значением.

Исключения в суффиксах

Исключения в окончаниях

Существуют также слова-исключения в русском языке, которые спрягаются совсем не по правилу. Это в первую очередь разноспрягаемые глаголы, личные окончания которых соответствуют сразу двум спряжениям:

А во вторую очередь — глаголы с ударным окончанием или приставкой вы-. Чтобы определить их спряжение, такие глаголы спрягают: при ударном личном окончании спряжение определяется по нему, при безударном — по окончанию инфинитива.

Исключения в слитном и раздельном написании слов

Слитное и раздельное написание слов проверяется в задании №13 и №14. Если в первом номере интересно правописание НЕ и НИ с различными частями речи, то в №14 проверяется правописание всех слов.

Слова-исключения в русском языке, необходимые для задания №13, — это наречия меры и степени и слова, усиливающие отрицание. Что касается первых, слово, идущее после таких наречий, пишется с НЕ слитно, а сами наречия с НЕ пишутся раздельно: абсолютно неприятен, но! не абсолютно приятен. После слов, усиливающих отрицание, НЕ пишется раздельно: далеко не приятен.

Однако есть и другие слова-исключения в русском языке, требующиеся для выполнения задания №14. Проще всего их запомнить через устойчивые выражения:

Исключения в написании прописной буквы

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Предлоги-исключения в русском языке

В задании №14, помимо указанного, важно помнить о правописании производственных предлогов:

Слова-исключения: наречия

Таким образом, благодаря исключениям можно решить все задания №9-15 без ошибок, а также написать орфографически грамотное сочинение. Именно для этого и необходимо знать нюансы русского языка.

Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание

Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.

Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.

Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых

Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.

Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.

А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».

В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».

Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся

Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.

Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.

В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».

Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.

На чем основывается выбор непроверяемой гласной

Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?

Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».

И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными

Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».

Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.

Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:

Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.

А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».

В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».

Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Как выучить непроверяемые гласные

В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.

Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.

Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.

Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:

    – полностью бесплатный сервис для запоминания словарных слов. Чтобы начать заниматься, не надо даже регистрироваться. Просто переходите на сайт и начинаете вставлять пропущенные буквы в слова. Для каждого слова есть подсказки. – этот сайт хорош тем, что позволяет выбрать класс. И если вы учитесь в седьмом классе, то тренажер не будет вам показывать словарные слова для десятого класса. Это очень удобно, если вам надо подготовиться к словарному диктанту или контрольной работе. Тренажер бесплатный, заниматься можно как в режиме проверки, так и в режиме изучения нового материала. Предусмотрена возможность делать работу над ошибками. Попробуйте, вам понравится.

Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

Заключение

Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.

Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

2. изме­не­ние фор­мы слова:

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Источник

Что такое непроверяемые написания

Электронный журнал «РОНО»

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе (Методическая разработка)

Автор: Буланова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №371 Московского района Санкт-Петербурга

Язык, как средство общения, возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.

Обучение письму – составная часть всего содержания обучения русскому языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими письменными знаками.

Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов.

Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.

Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обусловленных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.

Целью работы над этой темой является рассмотрение вопроса формирования навыков орфографии, в частности, слов с непроверяемыми написаниями.

Для этого поставлены следующие задачи:

• проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;

• пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям;

• познакомиться с приемами и методами обучения непроверяемым написаниям, используемым в настоящее время в практике.

Задача начального обучения русскому языку состоит в том, чтобы:

1) продолжить процесс усвоения детьми основных форм русского языка,

начатый еще в дошкольном возрасте;

2) организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение

нормам литературного языка, элементам «книжного стиля».

Программа по русскому языку для начальных классов рекомендует не только обогащать речь учащихся, но и развивать и обогащать представления детей об окружающем мире.

Начальная школа обязана способствовать выработке у детей умений владеть устными и письменными формами языка. В школьной практике часто приходится встречаться с увлечением либо устной, либо письменной речью, когда на уроках дети либо много говорят, либо много пишут. Владеть устными и письменными формами языка – одна из важнейших задач обучения русскому языку.

В школе усвоение языка идет через книгу, учебник, через теорию, т.е. через усвоение правил, определений. Усвоение теории языка имеет значение не столько само по себе, сколько для формирования речевых навыков, для того, чтобы знания превращались в навыки.

1) понять и закрепить предлагаемые ему сведения о языке;

2) приобрести путем упражнений умения применять свои знания в учебной работе;

3) довести свои знания и умения по языку до такого состояния, чтобы они стали речевыми навыками, чтобы, думая о содержании высказывания, школьник мог свободно пользоваться русской речью.

Следовательно, перед начальной школой стоит задача делать все возможное для того, чтобы усваиваемые детьми знания стали речевыми навыками.

Особенно такой путь важен для формирования навыков письменной речи, в частности, для формирования навыков правописания. Для приобретения навыков грамотного письма нужна практика, руководимая теорией.

Только во взаимосвязи устной и письменной форм речи, в регулярности и осмысленности повторных упражнений залог успеха при обучении языку.

Задача учителя развить у учащихся способность самоконтроля, которая помогает учащимся вызвать в своей памяти нужное правило, если возникнет потребность в нем. Эта способность формируется главным образом благодаря хорошо организованным грамматическим занятиям.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написанияI. Принципы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка

Орфография определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке.

Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного, смыслового и др. принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения не всей орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфографических явлений.

Понять принципы орфографии – значит воспринять каждое отдельное ее звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка.

В русском языке есть слова, которые пишутся так, как принято (калач, собака, корова), либо сохраняют написание по языку-источнику (касса, магазин). Непроверяемые правилами слова многочисленны. В письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и даже сотен. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.

По преимуществу слова с традиционными написаниями – это заимствованные слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: ванна – из немецкого; пионер – из французского; компьютер – из английского. Иные – в давние времена: арбуз, башлык – из тюркских языков; чемодан – из персидского; солдат – из немецкого.

Многие слова нерусского происхождения настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствования (трактор, пиджак, лампа и др.)

аккуратный – от латинского accuratus, пассажир – от французского passager,

трамвай – от английского tramway и т.п.

Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:

Традиционные написания не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому принципу орфографии, ни правилам русской графики. Но в рамках традиционного принципа все же есть несколько случаев, противоречащих общей системе графики.

Традиционное написание сочетаний

чу-щу с буквой у объясняется исторически: в древнерусском произношении [ч], [щ] были всегда твердыми, а [ж], [ш] – мягкими. Историческое написание сохранилось до сих пор.

Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: по морфологическому принципу слово «калач» следовало бы писать «колач» – от слова «колесо» (калач обычно круглый), буква «а» пишется по традиции.

Если морфологические написания усваиваются и проверяются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания усваиваются запоминанием и проверяются по словарю.

Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написанияII. Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.

2) Зрительное запоминание вместе с кинестезическим (речедвигательным,

руко двигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с

различными заданиями, проверки слов по словарю, использование плакатов, таблиц, выделение орфограмм ярким цветом, подчеркивания в тетрадях, повторное письмо слов.

Сопоставление зрительного и слухового образов (составов слов): различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает.

4) Составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций:

Составление предложений с трудными словами, включение их в

изложения и сочинения, устные рассказы, др. формы естественной речи.

Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные

игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, загадок и т.д.

Первым шагом в этой работе является:

1) введение нового слова. Использую следующие способы:

• чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

• рассматривание предметной картинки;

• описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над

2) выстраивание слухового образа слова

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место. Именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. А раз они умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится более осознанным.

3) Запись слова с «окошком».

4) Работа над «зрительным образом слова», которая способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы использую элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание).

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует привлечение мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.

Со II полугодия 1 класса в работу над каждым словом включаю следующие этапы:

1. рассматривание карточки-картинки с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет словом, осознают его лексическое значение, обращаемся к истокам слова. Избираю и другой вариант: загадываю загадку, дети говорят отгадку. И третий вариант: изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске.

2. учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения, указывают количество слогов, произносят по порядку звуки.

3. на наборное полотно ставлю карточку с написанным на ней словом. Учащиеся читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. предлагаю решить орфографическую задачу: можно ли проверить

орфограмму, если можно, то как. Далее записываем слово в тетрадь, ставим ударение, выделяем непроверяемую орфограмму, которую нужно запомнить.

5. под руководством дети подбирают слова-родственники (однокоренные слова). Выделяют общую часть этих слов.

6. С любым из этих родственных слов записываем предложение.

7. и последняя рубрика «Когда так говорят?»

1) Задание для работы с «орфографическим словариком»

• Выписать слова на тему «Школа», «Учебные вещи», «Посуда», «Огород», «Птицы», «Звери», «Животные», «Одежда», «Инструменты» и т.д.

• Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы П, например: петух, пенал, песок, пальто; с буквы В, например: вокруг, воробей.

• Выписать 5 слов с непроверяемой безударной О и 3 слова с непроверяемой безударной А.

• Выписать слова с мягким знаком в середине, например: пальто, серьезный, правительство и т.д.

• Выписать слова с удвоенными согласными, например: медленно,

килограмм, суббота, Россия, одиннадцать и т.д.

2) Выборочные диктанты.

• Я диктую текст. Дети записывают только слова с непроверяемыми написаниями.

Мальчик чистит пальто. Мы прилежные ребята. Машина помогает человеку в

вещи. Мы любим русский язык.

сосна, столица, голова, молоток, стальные, погода, восток, часы, товарищ, холод.

3) Ответы на вопросы а) записать ответ одним словом б) записать полный ответ, т.е. предложение.

Кто учит детей? Учитель.

Кто готовит уроки? Ученик.

Кто верный друг человека? Собака

4) Загадки на темы: «Звери», «Растения», «Учебные вещи» и др.

а) Зверь лохматый, косолапый,

Всех кур пересчитала

в) На лугу живет скрипач –

Носит фрак и ходит вскачь.

5) Дописать предложение.

• «Потерялся первый слог»

ре, бе, за; жур, ный, де; ка, воч, де; ки, ва, лен.

Использую слоговые карточки. Показываю карточку с первым слогом, нужного для усвоения слова.

МО учащиеся пишут: мороз, молоко

ПЕ пенал, песок, петух

З. В. Д, В. СТ. К, с. в. p.

7) Работа с картинным словарем.

8) Выбери правильный ответ.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Правильный ответ 3 Правильный ответ 4

Во 2 классе работа над усвоением слов с непроверяемыми написаниями продолжается. Одновременно дети изучают новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания к ним усложняются и тесно связаны с изучаемой темой.

1) Задания по картинному словарю:

• подчеркнуть в слове глухие или звонкие согласные;

• расположить слова в алфавитном порядке;

• подчеркнуть имена существительные. Образовать от них имена прилагательные и, если можно, глаголы.

2) Задания для работы со словарем:

• выписать существительные с безударной а и е, или о\

• выписать только прилагательные

3) задания на классификацию предметов:

а) записать слова, обозначающие учебные вещи, орудия труда, названия овощей, злаков (овес, пшеница, ячмень), птиц, посуды и т.д.;

б) записать дни недели в нужном порядке или в алфавитном;

в) записать названия месяцев по временам года или по порядку.

4) Группировка слов по орфографическим признакам.

Она состоит в том, что учащиеся записывают приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

На доске слова с пропущенными орфограммами или без пропусков: планета,

диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка, салют.

Предлагаю записать их в столбики по алфавиту с безударной а, о, и, е.

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написанияа е и

канава пещера гигант

газета телега диван

планета тетрадь лимон

5)Замена описательных оборотов одним словом.

крупный населенный пункт

главный город страны

плод, который созревает на яблоне

6) Комментированное письмо

Для этого вида работы чаще всего использую пословицы:

нет в мире краше Родины нашей;

Не бросай слов на ветер;

Капуста любит воду, да хорошую погоду.

7) Дописывание предложений

Игры во втором классе усложняются.

1) «Кто так голос подает?»

Учащиеся записывают словосочетания, вставляя в словах пропущенную непроверяемую орфограмму.

2) «Не подведи свой ряд»

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания1. 2. 3.

3) «Догадайся» или «Сквозная буква»

Что такое непроверяемые написания. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания. Картинка про Что такое непроверяемые написания. Фото Что такое непроверяемые написания

4) Кроссворды и ребусы.

Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания:

а) составить связный текст с данными словами: вестибюль, коридор, кабинет, директор, дежурный, товарищ.

б) составить предложения со словосочетаниями: дружные ребята, березовый сок, осиновая роща.

в) подобрать однокоренные слова с приставками к словам: береза, город, дежурный, мороз, дорога.

г) от данных существительных образуйте словосочетания прилагательное + существительное: сахар, комната, восток, декабрь, коллектив, воскресенье.

Образец: огуречный рассол.

При изучении нового слова предлагаю учащимся указать, какой частью речи оно является.

В 4 классе практикую просклонять изучаемое слово по падежам, если оно существительное или прилагательное, поставить слово или словосочетание в заданном падеже, у существительного определить склонение, а если это глагол, то проспрягать и определить спряжение.

При изучении и повторении частей речи учащимся предлагаю заданию на образование одних частей речи от других. Чтобы закрепить написание удвоенных согласных в таких словах как, например: металл, суббота, группа, предлагаю записать их под диктовку, подобрать к ним однокоренные слова, но другие части речи.

Или составляем и записываем слова с «противоположными» орфограммами.

перрон коридор касса трос

терраса директор масса матрос

территория капрон шоссе термос

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы считаю подбор учащимися синонимов и антонимов.

Для закрепления непроверяемых написаний использую прием дописывания орфографических таблиц

абзац карандаш солома огород

Знакомясь с этимологией слов, дети узнают их истоки. Во втором классе ввожу, а в третьем практикую такие задания:

автострада коллекция килограмм

автостанция редколлегия орфограмма

б) Запишите заимствованные слова:

пенал, патронташ, портфель, газета, космонавт, директор, багаж, герой и др.

в) Запишите исконно славянские слова:

береза, город, дорога, здравствуйте, коньки, лопата, медведь, обед и др.

И еще один из приемов. Замена описательных оборотов словами- синонимами по сравнению со 2 классом усложняется.

Ящичек для ручек и карандашей овес

Коллективная поездка, посещение чего-либо гербарий

Собрание однородных предметов песок

Собрание засушенных предметов пенал

Сыпучие крупинки кварца или твердых минералов экскурсия

Злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в муку коллекция

Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.

Используя все эти приемы и виды работ, мои учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

Но и это не все. Учащиеся не только усвоили написание, но и заметно пополнили свой лексический запас. Речь их стала богаче, им легче учиться, их знания глубже и прочнее по всем предметам, т.к. путь к знаниям лежит через усвоение слов.

Изучение слов с непроверяемыми написаниями провожу в процессе работы над изложением и сочинением.

Писали изложение «Памятник» по статье М. Ефремова. В числе задач я ставила и такую: закрепление правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением.

После объявления темы я сказала, что урок начнем с повторения написания слов из словаря, которые встретятся в тексте, и слов с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

Перед чтением текста я спросила:

Кому ставят памятники?

Где вы видели памятники?

Какие памятники стоят в нашем городе? Кому?

Какие и где вы видели памятники?

Кому они воздвигнуты?

Затем читаю текст. Как обычно идет беседа по содержанию, а потом задаю вопрос: какие слова с трудными (непроверяемыми) написаниями вам встретились?

Дети называют: солдат, памятник, сапоги, береза, могила, Родина, свобода, мрамор, фашисты. В процессе уроков мы с детьми уже работали над этими словами, и учащиеся быстро и свободно объяснили их написание.

Далее были названы слова с проверяемой безударной гласной.

В результате проведенной орфографической работы при проверке не было ошибок в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением

Группировка слов по темам «Огород», «Животные», «Жилище», «Школа», «Город» и др. позволяет широко использовать их в творческих работах учащихся.

Ученикам были предложены слова: класс, девочка, мальчик, дежурный, учитель, пенал, тетрадь, карандаш, ученики. Задание: составьте связный текст на тему «Наш класс».

Регулярно в целях проверки усвоения учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами провожу диктанты, которые содержат достаточно большое количество непроверяемых написаний.

Утро. Бегут по дорогам машины, мчатся автомобили. Спешат на заводы рабочие. Идут по улицам в школу ученики. Весело бегут вверх и вниз лестницы- чудесницы. Московское метро очень красивое.

Особенно хороша столица в праздники.

Зимняя картина. Засыпаны снегом ели, березы, осины. Трещат на морозе стволы деревьев. Прыгают по деревенским дорогам воробьи, ищут корм.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.

При проведении проверочных или контрольных работ выясняю, что почти все мои ученики хорошо усваивают эти слова, правильно употребляют их в речи и понимают значение их.

Работа над словами с трудными написаниями не ограничивается уроками русского языка. Она постоянно присутствует на уроках чтения, математики и природоведения.

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, т.к. именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.

Опыт показывает, что планомерное применение приемов и методов работы над словами с непроверяемыми написаниями повышает эффективность обучения.

14. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *