Что такое непроизводственные активы в бухгалтерском учете пример
Что относится к нефинансовым активам: понятие, объекты
Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.
О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.
Что такое непроизведенные нефинансовые активы и что они включают в себя
Примером могут быть следующие виды объектов:
Как видим, непроизводственные нефинансовые активы включают в себя материальные и нематериальные НА. Материальные — объекты, имеющие естественную природу происхождения. Нематериальные — которые создают путем совершения юридически значимых сделок или внесения изменений в учредительные сведения о предприятии.
Какие положение о непроизведенных активах включить в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?
Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:
К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.
Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.
К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.
Итоги
Нефинансовый актив встречается в учете многих предприятий, составляя большую часть активов организации. Существующие виды нефинансовых активов — производственные и непроизводственные — помогают организации в осуществлении хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет непроизведенных активов
Непроизведенные активы (НА) – это форма собственности бюджетного субъекта. Учет их нужно осуществлять отдельно от учета основных средств. Данное правило относится именно к бюджетным структурам. Учет в коммерческих фирмах ведется по-другому.
Что такое непроизведенные активы
Непроизведенные активы – это объекты, которые задействованы в производственном процессе, однако не считаются продуктами производства. Еще одна характеристика этих активов – наличие на них прав собственности. У компании должны иметься документы, подтверждающие право собственности. Самые распространенные примеры непроизведенных активов – земли, природные ресурсы. Рассмотрим объекты, которые могут быть отнесены к НА:
Если у компании нет права собственности на объект, он не может считаться активом. В большинстве случаев непроизведенные активы – это земельные участки и их составляющие, которые нельзя отделить. К последним относятся:
Для объектов НА характерны следующие условия:
Непроизведённые активы не являются продуктом деятельности сотрудников. Это одна из базовых характеристик рассматриваемых активов. Пункт 70 Инструкции №157н указывает на то, что права собственности на активы закрепляются в особом порядке. Как правило, нефинансовые объекты находятся в компании на правах оперативного управления. Исключение – земля, в отношении которой оперативное управление установлено быть не может.
ВАЖНО! НА учитываются только в момент начала их использования в обороте. Предполагается, что активы фиксируются в регистрах бухучета только тогда, когда они реализованы или приобретены, направлены в оперативное управление или задействованы иным образом. Основное условие использования – извлечение выгоды.
Особенности учета непроизведенных активов
Непроизведенные активы нужно фиксировать в учете по их изначальной стоимости. Под первоначальной стоимостью понимаются фактические расходы компании на покупку активов. Исключение – предметы, которые впервые были использованы в обороте. В этом случае начальной стоимостью считается нынешняя рыночная стоимость на момент принятия актива к бухучету. Это сумма, по которой можно реализовать НА. Учет проводится на дату вовлечения объектов в оборот.
Переоценка стоимости непроизведенных активов осуществляется на начало отчетного периода.
В ходе этой процедуры проводится перерасчет начальной или текущей стоимости. Перерасчет текущей стоимости актуален в том случае, если переоценка уже осуществлялась ранее. Итоги перерасчета требуется зафиксировать в бухучете. Учет непроизведенных активов проводится обособленно.
Итоги переоценки не входят в отчетность прошлого отчетного периода. Фиксировать их нужно в бухгалтерском балансе в начале отчетного периода. Оприходования излишков НА, обнаруженных при инвентаризации, фиксируются по рыночной стоимости.
ВАЖНО! К каждому предмету НА, вне зависимости от его эксплуатационного статуса (запас, консервация, использование), присуждается уникальный инвентарный номер. Он применяется в регистрах бюджетного учета. На самих НА обозначать этот номер не требуется.
Получение прав на непроизведенные активы
Право на собственность на основании статьи 131 ГК РФ нужно регистрировать в едином реестре. Фиксируются такие операции как образование прав, их переход к другим лицам, прекращение владения. Регистрировать необходимо следующие права:
Иногда необходима специальная регистрация. Актуальна она в отношении отдельных форм недвижимости. Порядок проведения регистрации, а также основания для отказа в ней прописаны в ГК РФ и ФЗ №122 от 21.07.97. Все нормы актуальны и в отношении бюджетных учреждений, и в отношении коммерческих компаний. К бухучету объекты НА принимаются только после того, как они прошли регистрацию.
ВНИМАНИЕ! На объекты непроизводственных активов амортизация не начисляется.
Базовые правила учета непроизводственных активов
Для учета непроизводственных активов нужно сформировать комплекс аналитических счетов. Открываются они к счету 010300000. Рассмотрим некоторые из счетов, входящих в группу:
НА учитываются по одному коду. Они рассматриваются в качестве недвижимости. Единицей бухучета является инвентарный объект.
Инструкция №174н оговаривает варианты поступления НА в организацию:
При учете используются счета, номера которых приведены выше.
К СВЕДЕНИЮ! Порядок учета оговорен в Инструкции №157н. В 2014 году в этот документ были внесены изменения. На данный момент землю нужно фиксировать в балансовом учете. Прежде объекты учитывались за балансом. Однако в Инструкцию №174н соответствующие корректировки не внесены. По этой причине при учете кадастровой стоимости объектов нужно принимать во внимание Методические рекомендации, приведенные в письме Минфина от 19.12.2014.
Как определить стоимость непроизведенных активов
Налоговая база в отношении непроизводственных активов, на основании статьи 391 НК РФ – это кадастровая стоимость на 1 января отчетного года. Базу нужно определять в отношении каждого участка. То есть для расчета налогов можно использовать информацию, приведенную в бухучете. Никаких дополнительных корректировок при этом не вносится. На основании Конституции и ряда законов природные ресурсы находятся в общегосударственном владении. Отчуждать их в пользу других лиц нельзя. По этой причине невозможна их оценка по рыночной стоимости.
Порядок определения начальной стоимости объектов непроизведенных активов такой же, как и аналогичный порядок в отношении ОС и предметов нематериальных активов. Траты на покупку активов нужно фиксировать на счете, относящемся к капитальным вложениям. После того как начальная стоимость сформирована, образовавшиеся суммы нужно списать в аналитические счета. Перечень трат, которые входят в начальную стоимость при покупке или улучшении активов, изложен в пункте 72 Инструкции №157н.
Непроизведенные активы в бухучете
При улучшении непроизведенных активов используются следующие проводки:
ВАЖНО! НДС, представленный поставщиками, принимается к вычету только тогда, когда активы покупаются для эксплуатации в деятельности, облагаемой НДС.
ВАЖНО! Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). На текущий момент положение нового стандарта в нашей статье не учтены.
Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации
Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.
Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.
К такому типу активов относятся:
Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.
Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.
Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.
Подробнее о формировании рабочего плана счетов бюджетными организациями можно узнать из статьи «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2020 год».
Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях
Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:
Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20–21 приказа № 174н):
010311330, 010312330, 010313330
Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения
Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям
Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ
Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение
010311330, 010312330, 010313330
Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации
Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)
Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены
Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка
010311330, 010312330, 010313330
010311330, 010312330, 010313330
Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц
Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)
Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):
010311330, 010312330, 010313330
Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление
Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту
010311330, 010312330, 010313330
Внутриведомственная передача непроизведенных активов
Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)
010311330, 010312330, 010313330
Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно
Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения
010311330, 010312330, 010313330
Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ
договоры купли-продажи, акты передачи прав владения
010311430, 010312430, 010313430
Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов
Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания
Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки
Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.
Как отразить порядок учета непроизводственных активов в учетной политике централизованной бухгалтерии, можно посмотреть в образце, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к документу.
Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения
Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.
Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.
Итоги
Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.
Подробнее об учете в бюджетных, казенных и автономных учреждениях можно прочитать здесь: «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».
Что такое непроизводственные активы в бухгалтерском учете пример
Счет 10300 «Непроизведенные активы»
70. К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(в ред. Приказов Минфина России от 29.08.2014 N 89н, от 14.09.2020 N 198н)
(см. текст в предыдущей редакции)
71. Указанные активы, за исключением земельных участков, отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
(в ред. Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 14.09.2020 N 198н)
(см. текст в предыдущей редакции)
72. В целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.
Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.
73. Дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию (списанию) объекта непроизведенных активов определяется исходя из положений настоящей Инструкции, устанавливающих правила признания доходов (расходов).
74. Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов непроизведенных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов.
75. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов непроизведенных активов осуществляется в случаях:
прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию продажи, безвозмездной передаче (дарению);
прекращения использования объекта непроизведенных активов, вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
76. Передача (возврат) объектов непроизведенных активов в рамках возмездного (безвозмездного) пользования отражается на основании надлежаще оформленного первичного учетного документа (акта приемки-передачи) бухгалтерской записью путем внутреннего перемещения инвентарного объекта, без списания передаваемого объекта с балансового учета и одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете.
77. Отражение в учете учреждения операций, связанных с получением (предоставлением) прав временного использования объектов непроизведенных активов, на балансовых счетах учета непроизведенных активов не осуществляется, а подлежит отражению на соответствующих забалансовых счетах Рабочего плана счетов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией, а также федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.
(п. 77 в ред. Приказа Минфина России от 14.09.2020 N 198н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 31.03.2018 N 64н)
(см. текст в предыдущей редакции)
3 «Прочие непроизведенные активы».
79. К соответствующим видам объектов непроизведенных активов относятся:
80. Единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект.
81. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета.
Инвентарный номер, присвоенный объекту непроизведенных активов, сохраняется за ним на весь период его учета.
Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов непроизведенных активов, вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются.
82. Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств. Аналитический учет непроизведенных активов ведется в разрезе объектов, идентификационных номеров объектов непроизведенных активов (кадастровых, реестровых, учетных номеров), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц.
(в ред. Приказа Минфина России от 14.09.2020 N 198н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях контроля соответствия учетных данных по объектам непроизведенных активов, сформированных на соответствующих счетах Рабочего плана счетов, их фактическому наличию составляется Оборотная ведомость по нефинансовым активам.
(в ред. Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н)
(см. текст в предыдущей редакции)
83. Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Учет операций по поступлению объектов непроизведенных активов ведется:
в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций по принятию к учету объектов непроизведенных активов по сформированной первоначальной стоимости;
Новые федеральные стандарты
Автор: Инна Хлевняк, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, декабрь 2020
Рассмотрим, как применять федеральные стандарты, вводимые в 2021 г.: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы» и «Затраты по заимствованиям». А также как отражать информацию в отчетности за 2021 г.
Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»
Минфин РФ утвердил федеральный стандарт, в котором установлены единые требования к бухучету непроизведенных активов и к раскрытию информации о них в бухгалтерской отчетности.
Применяя стандарт впервые, организации бюджетной сферы должны переоценить до кадастровой стоимости объекты, относящиеся к группе «Земля (земельные участки)», отражаемые на балансе и внесенные в государственный кадастр недвижимости. Если кадастровая стоимость не определена, объект нужно учитывать по балансовой стоимости до момента проведения кадастровой оценки.
При отсутствии балансовой стоимости нужно будет рассчитать условную оценку одним из способов:
по методике расчета рыночной оценки единичного земельного участка, которую применяют органы госвласти (местного самоуправления), уполномоченные распоряжаться государственными или муниципальными участками;
исходя из кадастровой стоимости аналогичного земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости.
Что относить к непроизведенным активам
В действующей Инструкции 157н есть три группы непроизведенных активов: земля, ресурсы недр и прочие активы. Стандартом предусмотрены дополнительные группы водные и некультивируемые биологические ресурсы. Таким образом, активы будут распределять следующим образом, как в таблице 1.
Таблица 1. Что относить к объектам учета
Группы непроизведенных активов
Объект учета
Земля (земельные участки)
Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования.
Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами.
Некультивируемые биологические ресурсы
Водные объекты (отдельные виды водных биоресурсов, для которых установлен общий допустимый улов).
Объекты животного мира (дикие животные), для которых установлены нормативы допустимого изъятия.
объекты растительного мира (лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда).
Как вести учет отдельных групп непроизведенных активов
Объекты непроизведенных активов также будут учитывать на счете 103.00, если соблюдаются два условия:
можно спрогнозировать, что используемый объект будет приносить экономическую выгоду или иметь полезный потенциал;
можно надежно оценить первоначальную стоимость объекта.
Те объекты, которые не приносят выгоды, не будут ее приносить в дальнейшем и не имеют полезного потенциала, учтут на забалансовых счетах. Информацию о таких объектах нужно будет раскрыть в пояснениях к отчетности.
Как списать актив
Непроизведенный актив может быть списан, если:
прекращены имущественные права, в том числе, при продаже, безвозмездной передаче (дарении);
объект больше не используется по назначению из-за порчи, изменения качественных характеристик и др.;
актив передан другой организации бюджетной сферы;
есть иные основания.
Выбытие актива отражают в учете при наличии ряда критериев:
у субъекта учета нет контроля над активом, отсутствуют расходы по нему, нет права получения экономических выгод (извлечения полезного потенциала), которые связаны с его распоряжением (владением, пользованием);
субъект учета не распоряжается (не владеет, не пользуется) выбывшим объектом или не использует его в той степени, которая предусматривалась при признании такого объекта в составе непроизведенных активов;
величина дохода (расхода) от выбытия объекта непроизведенных активов имеет оценку;
прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, а также прогнозируемые или понесенные затраты (убытки), связанные с выбытием актива, имеют оценку.
Как отражать информацию в отчетности
По каждой признаваемой в учете группе непроизведенных активов в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются:
сумма балансовой стоимости и сумма накопленных убытков от обесценения непроизведенных активов, входящих в соответствующую группу, на начало и конец периода;
сверка остаточной стоимости на начало и конец периода.
Дополнительно нужно раскрыть:
наличие и размер ограничений прав собственности или иных прав. Раскрываются также стоимость объектов имущества, которые учреждение не имеет права использовать в качестве обеспечения исполнения обязательств, а также перечень непроизведенных активов, переданных в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта учета, и их остаточная стоимость на начало и конец отчетного периода;
стоимость непроизведенных активов, отраженных в составе имущества казны на начало и конец отчетного периода;
сумму договорных обязательств по приобретению непроизведенных активов на конец отчетного периода;
сумму включенных в доходы текущего периода компенсаций, связанных с обесценением, утратой или передачей объектов. Если информация об этих компенсациях не раскрыта отдельно в отчете о финансовых результатах деятельности, такие сведения раскрываются в пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Федеральный стандарт «Нематериальные активы»
Применяться новый Стандарт будет при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности за указанный год.
Какие объекты признаются НМА
Стандарт предусматривает деление активов на две подгруппы:
НМА с определенным сроком полезного использования;
НМА с неопределенным сроком полезного использования.
Обратим внимание, стандарт не будет использоваться в отношении определенных объектов бухгалтерского учета (например, финансовых активов и вложений, результатов интеллектуальной деятельности, приобретенных для перепродажи, прав пользования активом, возникающих по договорам аренды).
Как применить стандарт впервые
Учреждение признает НМА, которые ранее не признавались, а отражались за балансом, по справедливой стоимости. Она будет балансовой стоимостью.
Финансовый результат от признания НМА, ранее не признававшихся в учете и отчетности, учитывают в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором объекты признаны впервые. Результаты этой корректировки однократно раскрывают в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При первоначальном признании НМА признаются любые накопленные убытки от обесценения, которые были связаны с такими объектами. Сравнительную информацию по НМА за годы, предшествовавшие первому применению стандарта, не пересчитывают.
Объекты НМА, которые ранее отражались на забалансовом счете, учитываются на соответствующих балансовых счетах по справедливой стоимости в случае, если они отвечают критериям признания актива. Финансовый результат от признания таких объектов НМА признается в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло их первоначальное признание. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 49, 50 СГС «Нематериальные активы»).
Постановка на учет объектов НМА
Объект нефинансовых активов учитывают в составе группы НМА при наличии следующих условий:
учреждением прогнозируется получение экономической выгоды или полезного потенциала от его использования;
учреждение может надежно оценить первоначальную стоимость объекта.
НМА принимается к учету у того учреждения, которое фактически использует (вправе использовать) такой объект. Был ли актив закреплен собственником (учредителем) или получен в ходе финансово-хозяйственной деятельности не имеет значения.
Порядок списания НМА
Выбытие объекта НМА с бухгалтерского учета осуществляется в следующих случаях (п. 39 СГС «Нематериальные активы»):
учреждение передало все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) активом;
учреждение больше не распоряжается объектом НМА и не использует его;
величину дохода (расхода) от выбытия объекта НМА можно надежно оценить;
прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал от НМА, а также понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операциями по НМА, можно надежно оценить.
Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов НМА подлежит списанию с учета сумма накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения по этим объектам.
Доходы, полученные в результате выбытия НМА, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.
При отчуждении объектов НМА не в пользу организаций бюджетной сферы они отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. При этом результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухучете и раскрывается в бухгалтерской отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 24, 25 СГС «Нематериальные активы»).
Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта НМА, отражается в составе доходов или расходов текущего периода в момент прекращения признания актива и определяется как разница между поступлениями от выбытия, если такие имеются, и остаточной стоимостью данного актива (п. 42, 43 СГС «Нематериальные активы»).
Отражение информации об НМА в отчетности
По каждой подгруппе объектов НМА нужно проводить сверку остаточной стоимости на начало и конец периода раздельно по объектам, которые созданы собственными силами, и прочим объектам. При этом обязательно выделить лицензионные соглашения.
Кроме того, в отчетности раскрываются характер и последствия изменений в оценках НМА, влияющих в отчетном периоде либо таких, которые будут влиять в последующие периоды:
на сроки полезного использования НМА;
методы начисления амортизации НМА.
В годовой отчетности также дополнительно (при наличии) раскрывают:
балансовую стоимость НМА, которые эксплуатируются и имеют нулевую остаточную стоимость;
сумму затрат на НИОКР, признанных в качестве расхода в течение периода.
Федеральный стандарт «Затраты по заимствованиям»
Стандарт определяет, как признавать затраты по государственному (муниципальному) долгу и по заимствованиям учреждений, и какую информацию об этих затратах необходимо раскрывать в отчетности.
Затраты по заимствованиям поделены на две группы
Стандарт выделяет затраты по государственному (муниципальному) долгу и затраты по заимствованиям учреждений.
Для учета таких затрат предусмотрен счет 301.00.
Государственный (муниципальный) долг возникает только у публично-правовых образований.
Ниже рассмотрим заимствования, которые касаются только учреждений.
Процентные расходы по долгосрочным обязательствам включают:
процентные расходы по обязательствам с отсрочкой платежа более чем на год. К ним относят часть платежа, которая является вознаграждением поставщика за отсрочку на период, превышающий 12 месяцев. Учреждение рассчитывает это вознаграждение с учетом процентной ставки, предусмотренной договором, либо, если ее нет, ключевой ставки Банка России;
К затратам по обслуживанию долговых обязательств относят расходы бюджетных и автономных учреждений на уплату процентов по долговым обязательствам.
Прочими затратами по долговым обязательствам признают расходы, которые связаны с получением кредита, займа. К ним относятся в том числе затраты:
на оформление договора кредита, займа;
страхование имущества по договору кредита, займа;
юридические, консультационные и иные услуги, связанные с заключением договора кредита, займа.
Прочими затратами не являются:
общехозяйственные, административные и иные распределяемые затраты;
пени и штрафные санкции, которые связаны с нарушением условий привлечения учреждениями заимствований.
Порядок отражения затрат по заимствованиям в учете и отчетности
Затраты по заимствованиям признают в бухучете одновременно с признанием обязательств.
Обязательство по обслуживанию заимствований показывают обособленно от основной суммы обязательства. Прочие затраты по долговым обязательствам учреждений отражают по счету 401.50. Впоследствии их учитывают в капвложениях либо расходах текущего периода.
По общему правилу затраты по заимствованиям признают в составе расходов текущего периода (счет 401.20) ежемесячно в течение всего срока заимствования.
Если заимствования нужны для приобретения, строительства или производства актива, то затраты по заимствованиям учитывают в его первоначальной стоимости. Однако эти затраты относят на счет 401.20, когда соблюдаются следующие условия:
приостановление строительства (создания) объекта на срок более трех месяцев не обусловлено технологией строительства (создания);
объект продолжает соответствовать условиям признания актива.
Затраты по заимствованиям, понесенные после признания объекта капвложений в составе основных средств (нематериальных активов, прочих нефинансовых активов), отражают по счету 401.20.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение раскрывает следующую информацию о затратах по заимствованиям:
величина обязательств по заимствованиям на начало и конец отчетного периода;
величина затрат по заимствованиям, включенных в расходы текущего отчетного периода;
величина затрат по заимствованиям, включенных в течение отчетного периода в первоначальную стоимость созданных с привлечением заимствований активов.
О том, как и когда применять федеральные стандарты «Совместная деятельность»; «Выплаты персоналу»; «Информация о связанных сторонах», читайте в следующем номере.