Что такое непрерывность самостраховки
Системы обеспечения безопасности работника при перемещении по конструкциям
Приложение № 16
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Графические схемы различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий, возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка
Если в качестве тормозной системы используется карабин, закрепленный за анкерную точку, угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.
При обеспечении страхования через карабин страхующий постоянно контролирует натяжение страховочного каната во время работы, а также подъема (спуска) работника и обеспечивает постоянное удержание работника без провисания (ослабления) страховочного каната.
Для обеспечения постепенного (плавного) гашения динамической нагрузки (рывка), которая возникает в случае падения работника, страхующий должен вначале протравить канат путем свободного его пропускания через тормозную систему примерно на длину, равную 1/3 высоты ожидаемого падения работника, а затем обеспечить остановку падения и удержания работника.
Не допускается удерживать работника, который поднимается (спускается), путем пропускания страховочного каната через плечо, поясницу страхующего, а также использовать какие-либо технические приспособления, прикрепленные к привязи страхующего.
Приложение № 17
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 28 марта 2014 г. № 155н
Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при подъеме и спуске грузов
№ п/п | Название узла | Графические схемы узлов | Примечание |
1. | Штык с двумя шлагами | 36.png | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
Прямой | 37.png | Применяется для обвязывания опор и грузов | |
«Восьмерка» | 38.png | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления | |
«Восьмерка» с двойной петлёй | 39.png | Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв | |
Встречная «восьмерка» | 40.png | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |
Грейпвайн | 41.png | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |
Брамшкотовый | 42.png | Применяется для связывания канатов разного диаметра | |
«Маршара» | 43.png | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6-8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |
«Прусика» | 44.png | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10-12 мм | |
«Бахмана» | 45.png | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах | |
UIAA | 46.png | Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |
Баттерфляй | 47.png | Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната | |
Стремя | 48.png | Применяется для организации самоспасения при зависании, а так же для закрепления каната к анкерной точке | |
«Гарда» | 49.png | Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы. | |
Стопорный узел | 50.png | Применяется в качестве стопорного узла на конце каната |
Длина каната выходящего из стопорного узла (п. 15 таблицы 1) должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
в) «Карабинного тормоза».
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.
Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2) | Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4) | Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6) |
51.png | 52.png | 53.png |
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.
Обзор документа
Установлены государственные нормативные требования по охране труда при работе на высоте.
К высотным работам допускаются совершеннолетние лица. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры. Проводится инструктаж по охране труда. Предусмотрено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. При успешном прохождении проверки знаний и приобретенных навыков выдается удостоверение о допуске к работам на высоте.
Приведены требования по охране труда, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам, к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте, при перемещении по конструкциям и высотным объектам, при различных видах работ (бетонных, каменных, на дымовых трубах, отделочных, стекольных, кровельных, над водой, в ограниченном пространстве и пр.).
Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
SOWY.RU
Для кадровиков, психологов…
Системы обеспечения безопасности работника при перемещении по конструкциям
Приложение № 13
к Правилам по охране труда
при работе на высоте,
утвержденным приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. № 782н
СИСТЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКА
ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ПО КОНСТРУКЦИЯМ
п/п
Обозначения на схеме:
1 — страховочная привязь;
2 — стропы самостраховки;
4 — соединительный элемент (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой. Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним.
Обозначения на схеме:
1 — страховочная привязь;
2 — стропы самостраховки;
4 — соединительный элемент (карабин).
Обозначения на схеме:
1 — страховочная привязь;
2 — страхующий канат;
4 — соединительный элемент (карабин);
5 — устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку «без рук» в любом месте на страхующем канате;
Специальное снаряжение в горах. Страховочные системы, самостраховка.
Этой статьей продолжается цикл статей « специальное снаряжение в горах », призванный помочь тем туристам, которые переходят в своем развитии из разряда «легкий треккинг» в категорию «серьезный туризм» с элементами экстремального туризма. Если вам уже хочется посещать места со сложным рельефом, преодолевать маршруты с элементами лазания по скалам, сложным переправам через реки и овраги, заниматься альпинизмом, спелеотуризмом в сложные пещеры, каньонингом, то скорее рано, чем поздно вы столкнетесь с необходимостью страховки.
Страховка в горах подразумевает использование снаряжения препятствующего вашему неконтролируемому падению и уменьшающая вероятность получения серьезных травм на сложном рельефе. На данный момент существуют как способы преодоления самых невероятных на первый взгляд препятствий, так и снаряжение, облегчающее этот процесс. В данной статье мы рассмотрим самое основное, базовое снаряжение, которое используют в большинстве видах экстремальной активности.
Страховочная система.
Известна так же как «обвязка», «система», «беседка». Представляет собой конструкцию, как правило, регулируемую по размеру, которая надевается поверх одежды и пошита из очень прочной стропы или альтернативных материалов. Для регулировки используются специальные пряжки. Часто страховочная система имеет мягкую проушину для крепления веревки, самостраховки, карабина, а также петли для закрепления «под рукой» специального снаряжения. Это, так называемые, «разгрузочные петли». Они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ силовыми,рассчитаны на нагрузку около 10кг и не могут использоваться для страховки!
Основная задача страховочной системы – надежно удержать сорвавшегося либо отдыхающего пользователя от падения. Это достигается путем закрепления человека с помощью специальных приспособлений на веревке, тросе, страховочной точке (крюке, страховочной проушине, петле, перилах, пр.).
Понятие динамической и статической нагрузки.
Большинство специального страховочного снаряжения сертифицируется на нагрузку в 22кН или больше. Зачем же нашей страховочной системе выдерживать нагрузку в 2200кг, если вес пользователя, как правило, не превышает 100кг? Все дело в тех физических законах, которые нам с разной степенью успешности вдалбливали в головы еще в школе. Если мы просто висим на веревке, то нагрузка на нее и систему будет приблизительно равняться нашему весу. Это статическая нагрузка. Но вот во время срыва, когда тело движется с ускорением, рывок может превышать наш вес во много раз. Это и есть динамическая нагрузка. Именно для этого требуется существенный запас прочности всех страховочных элементов.
От страховочного снаряжения зависит жизнь и здоровье человека, поэтому надежность – первый и основной критерий при его изготовлении и использовании. Все средства страховки подлежат обязательной сертификации по общепринятым международным стандартам. Так что, покупая снаряжение известной фирмы в магазине, вы уже можете не беспокоиться о его надежности. Главное условие – использовать снаряжение по его назначению! Поэтому, основным критерием выбора можно сделать функциональность, удобство, вес, компактность и, конечно же, цену.
Виды страховочных систем.
По конструкции выделяют три основных вида.
«Нижняя обвязка»
Надевается и крепится на пояс и верхнюю часть бедер. В настоящий момент это наиболее распространенная и универсальная конструкция. Именно она используется в большинстве видах экстремальной активности и имеет множество вариантов. Тем не менее, основные элементы в конструкции похожи у большинства моделей.
Наиболее универсальными являются системы, имеющие регулировки не только поясного, но и ножных обхватов с помощью специальных пряжек. Правда, такие конструкции несколько тяжелее и дороже. Так что, если вы выбираете систему только для себя, не собираетесь худеть или полнеть на 20кг, то есть смысл присмотреться к упрощенному варианту без «ножных» пряжек. При этом имейте в виду, что такую конструкцию будет труднее одеть/снять через ботинки и на высотную теплую одежду, например, пуховые и штормовые штаны. Так что, имеет смысл подумать об области применения.
Преимущества : удобство пользования, легкость, компактность, простота конструкции, наличие бюджетных моделей, распространенность.
Недостатки : в отдельных случаях не может обеспечить необходимого уровня безопасности, требует определенных навыков от пользователя.
Что это означает? Иногда при срыве, человек в следствии рывка в подобной системе может опрокинуться вниз головой, особенно, если на плечах у него рюкзак. Также, при сильных срывах, только лишь нижняя обвязка не может в достаточной мере компенсировать энергию рывка, что часто влечет за собой травматические последствия для пользователя.
В таком случае, рекомендуется вместе с нижней обвязкой использовать и верхнюю, «грудную систему».
«Верхняя система», «грудная обвязка»
Надевается на торс и, в следствии специфики конструкции и внешнего вида, часто называется в шутку «лифчиком».
На заре альпинизма и горного туризма грудная обвязка была основным и часто единственным способом страховки альпиниста. Не верите – посмотрите фильм «Вертикаль». В наше время грудная обвязка является дополнением к нижней системе в условиях, которые представляют реальную опасность серьезного срыва для пользователя.
Преимущества: компактная, легче нижней обвязки, повышает безопасность, особенно при движении с большим рюкзаком. Также верхняя система позволяет с большим удобством разместить возросшее на серьезных маршрутах количество специального снаряжения.
Недостатки: как правило, не используется независимо, обычно дополняет нижнюю. Использование в комплексе с нижней обвязкой предполагает определенный опыт.
«Комбинированная система»
Фактически, «два в одном» — объединяет в себе оба рассмотренных выше варианта. Используется там, где обязательна максимально надежная страховка, — сложный альпинизм, спелеология, промышленный альпинизм, и многие другие виды предельно экстремальной активности.
Основное преимущество – большая простота использования, меньшая громоздкость по сравнению с комбинацией верх + низ. Невозможно забыть или оставить часть страховки в лагере. Обеспечивает максимальную безопасность. Рекомендуется для детей.
Недостатки – больший вес по сравнению лишь с нижней системой, сложнее одеть-снять, особенно в комбинации с теплой верхней одеждой, скажем, на высотных восхождениях.
В непрофессиональном использовании наибольшее распространение получили «нижние системы». Как правило, в большинстве случаев, вы будете сталкиваться именно с ними – как при покупке в магазинах, так и на прокатах во всех уголках мира.
Самостраховка.
Следует понимать, что сама по себе страховочная система еще не обеспечит вам безопасность во время передвижения по сложному рельефу. Она – лишь одно из звеньев страховочной цепи, призванной обеспечить задержание в случае срыва и спокойствие во время движения/отдыха.
Ус самостраховки представляет собой небольшой отрезок веревки, либо стропы с петлями на концах (иногда так же по всей длине) для возможности быстрого закрепления за силовую стропу (проушину) страховочной системы с одной стороны и точку страховки (крюк, скобу, перила, веревку, что-нибудь еще) с другой. Другими словами, самостраховка это максимально надежный мост безопасности между вами (в страховочной системе) и точкой закрепления. Одна из основных команд в альпинизме звучит коротко: «самостраховка!» Это означает, что участник в безопасности и его можно не страховать.
Основные виды страховочных усов.
Страховочный ус из альпинистской веревки.
Самый простой и распространенный у начинающих (и не только) вариант. Может быть изготовлен на месте из любого куска сертифицированной альпинистской веревки подходящей длины.
Преимуществом его является относительная дешевизна, простота, надежность, износостойкость и возможность подстроить длину под конкретные задачи, а при необходимости уменьшить ее.
Недостатком можно считать относительно большой вес и большой занимаемый объем. Также необходим определенный объем манипуляций – два качественный узла, которые лучше доверить знатоку. Конечно, продаются готовые веревочные самостраховки с зафиксированными узлами. И даже с возможностью менять длину (еще более громоздкие).
Страховочный ус из силовой петли.
В широком альпинистском ассортименте имеются так называемые «силовые петли» целого ряда довольно стандартных размеров (длины). Из подходящей по размеру петли можно путем простых (для инструктора) манипуляций сделать ус самостраховки. В настоящее время доступны петли из сверхлегких и сверхпрочных материалов, на пример, дайнемы (Dyneema), которые могут существенно уменьшить вес и объем снаряжения.
Преимущество – вес, компактность. Многофункциональность – при необходимости, петлю потом можно использовать как петлю)).
Недостатком можно считать необходимость предварительно подготовить петлю для использования в качестве страховочного уса.
Специализированная самостраховка.
Наиболее желанный вариант. Часто представляет собой ту же петлю, но уже необходимым образом прошитую и имеющую на всем протяжении силовые петельки, позволяющие произвольно изменять длину в зависимости от необходимости, что бывает очень удобно.
«Фирменные» самостраховки часто представляют собой раздвоенные как змеиный язык усы. Один обычно длиннее другого для удобства.
Крепление самостраховки к страховочной системе и внешним элементам страховки.
Специализированные самостраховки сделанные из петли, как правило, крепятся к системе с помощью простой петли. Это максимально надежно и не требует никаких дополнительных элементов.
Часто самостраховку крепят к системе с помощью карабина – специального устройства, использующегося для скрепления между собой двух (иногда большего количества) элементов. Также карабины используются для крепления уса к внешним страховочным элементам.
ВАЖНО! Для закрепления самостраховки разрешается использовать ТОЛЬКО карабины с фиксирующимся с помощью специальной муфты язычком предатвращающего возможность неожиданного раскрытия!
Самостраховка для маршрутов Виа Феррата (Via Ferrata). Амортизаторы рывка.
Малоизвестные у нас, но широко распространенные во многих странах мира (в основном развитых, поскольку требуют для реализации значительных ресурсов) требуют для прохождения специальную самостраховку с амортизатором рывка.
Виа Феррата – по-итальянски «железная тропа» — представляют собой специально оборудованные маршруты, проходящие по очень труднодоступному рельефу – часто по вертикальными и гладким скалам. Фактически, они позволяют людям с минимальной горной подготовкой залазить в места доступные только профессионалам высочайшего класса. Кроме того, эти маршруты при правильном использовании снаряжения одни из самых безопасных в горах. Достигается это за счет оборудования всего маршрута надежными и частыми точками страховки, на сложных участках, страховка лезущего происходит непрерывно. Маршруты Виа Феррата имеют свое особое деление на уровни сложности.
Большинство из них оборудовано не только страховочными точками, но и специальными ступенями либо металлическими (реже деревянными) скобами для спокойного подъема.
Для безопасного передвижения по таким маршрутам необходимо наличие:
— каски, страховочной системы, специальной самостраховки с двумя усами и амортизатором рывка.
Амортизатор рывка абсолютно необходим при срывах на коротких дистанциях закрепления лезущего по отношению к точке страховки, как правило, при отсутствии веревки, которая, растягиваясь, сам играет роль амортизирующего элемента. Наиболее часто амортизаторы рывка используются в промышленном альпинизме и на маршрутах Виа Феррата.
Обычно он представляет собой особым образом сшитую «гармошкой» стропу. Специально рассчитанная прочность шва при больших нагрузках приводит к его постепенному разрыванию, что и создает необходимый эффект амортизации.
Естественно, что при такой конструкции амортизатора после серьезного срыва, повлекшего за собой разрыв (частичный либо полный) амортизирующего шва, его нужно заменить.
Существуют и другие варианты устройства амортизаторов, но они менее распространены.
Выбор страховочной системы. Некоторые рекомендации.
Выбирая страховочную систему, исходите в первую очередь из предполагаемых условий ее использования. Если вы затрудняетесь с выбором условий, покупайте максимально универсальную модель. При этом помните – чем более универсальной является вещь, тем больше (как правило) она будет проигрывать при специальном применении специализированным моделям.
Размер. Уточняйте у продавца (работника проката) размер системы. Есть отдельные конструкции сделанные по принципу «один размер», все же большинство «серьезных» изделий делятся на несколько размеров, маркированных подобно одежде – S, M, XL. Как правило, более мелкие градации в размерах компенсируются возможностями регулировки.
Страховочные системы регулируются с помощью специальных пряжек, рассчитанных на высокие нагрузки. Сейчас уже трудно встретить в продаже конструкции, оснащенные обычными одинарными пряжками, в основном встречается так называемый «дабл лок» — двойные пряжки, облегчающие регулировку.
Желательно выбирать модель с разгрузочными петлями для снаряжения – как минимум, двумя – под правую и левую руку. Это бывает очень удобно.
Во всех девайсах, связанных с безопасностью предлагаю исповедовать принцип – избегайте новых, непроверенных, слишком инновационных конструкций. Пусть их проверят другие, используйте то, в чем можете быть уверенными.
Если предполагается длительное (дольше нескольких минут) частичное либо полное зависание в страховочной системе, повисите в ней сначала в магазине (прокате) значительное время. Не все системы одинаково удобны.
Старайтесь выбирать изделия от известных производителей. Экономия средств должна быть разумной.
По возможности, серьезно отнеситесь к выбору специального снаряжения. Помните, что его использованию следует учиться, желательно – у профессионалов. Обращайтесь за консультациями к опытным людям, инструкторам, задавайте вопросы. Берегите себя и окружающих вас людей, ответственно подойдите к теме безопасности в своих поездках. Продвигайтесь в своем «экстремальном росте» постепенно, от простого к сложному, и мир в ваших путешествиях откроет еще очень много удивительного и прекрасного.
- Что такое непрерывность в математике
- Что такое непрерывные фьючерсы