Что такое непрерывное образование определение
Непрерывное образование
Полезное
Смотреть что такое «Непрерывное образование» в других словарях:
непрерывное образование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN continuing education Various forms, methods, and processes of formal and informal education for the continued learning of all ages and categories of the general public.… … Справочник технического переводчика
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — философско пед. концепция, согласно к рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта … Российская педагогическая энциклопедия
Непрерывное образование — это качественная характеристика системы образования. Выражается в таком построении ее инфраструктуры, при котором не существует тупиковых форм и ступеней образования и которое позволяет человеку, согласно своим образовательным потребностям и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
непрерывное образование — nepertraukiamas ugdymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagoginės filosofijos sąvoka, atspindinti pažiūrą, kad ugdymas yra ilgalaikis procesas, pradedamas nuo gimimo ir tęsiamas visą gyvenimą, t. y. apimantis visus amžiaus tarpsnius ir… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Непрерывное образование — образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющеекаждому возможности реализации собственной программы; целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Непрерывное образование — система образования, предполагающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний, навыков, умений с учетом применяющихся требований к профессиональной деятельности … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — – процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, соответствующий потребностям личности и общества, организационно обеспеченный системой государственных, общественных и частных институтов … Терминологический ювенологический словарь
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для… … Профессиональное образование. Словарь
Образование непрерывное — Непрерывное образование процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и… … Официальная терминология
Концепция непрерывного образования в педагогике
Непрерывное образование – что это такое
Представление о том, что необходимо учиться всю жизнь, впервые сформулировали античные мыслители.
Одну из первых попыток научно обосновать важность обучения во взрослом возрасте предпринял американский исследователь Э. Линдеман. Он выпустил в 1926 г. работу «Значение образования для взрослых».
Как самостоятельная концепция идея о непрерывном образовании начала разрабатываться в результате деятельности экспертов ЮНЕСКО в 1960-е гг. В 1965 г. данный термин впервые ввел в оборот ученый П. Ленгранд, в 1968 г. он был закреплен в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В 1970-е гг. концепция непрерывного образования широко освещалась в рамках деятельности различных международных организаций и постепенно получила мировое признание. Совет Европы рассматривал данную концепцию в первую очередь как средство выравнивания темпов развития разных стран посредством образования. По мнению экспертов СЕ, это должно было привести к углубленной интеграции европейских государств.
Постепенно понятие «непрерывное образование» усложнялось и наполнялось новыми смыслами. В настоящий момент его рассматривают в 3-х основных аспектах:
Непрерывное образование – это система учебных действий, направленная на непрерывный процесс роста общего и профессионального потенциала личности в соответствии с потребностями общества и самого человека.
Цели:
Функции:
Компоненты:
Признаки:
В процессе непрерывного обучения человек совершенствует знания в следующих основных сферах:
В наши дни идея непрерывного образования стала еще более актуальна, поскольку:
Стратегия непрерывного образования легла в основу национальной образовательной политики многих государств. С 2000-х гг. участие населения в непрерывном образовательном процессе стало рассматриваться как одна из ключевых характеристик успешности страны, в том числе в области экономики и развития человеческого потенциала.
Понятие концепции в педагогике
Педагогика непрерывного образования – это концепция в педагогике, объясняющая необходимость обучения на протяжении всей жизни. На основе полученных знаний о формировании и развитии личности в процессе непрерывного образования вырабатываются методики и практические инструменты для реализации данной концепции.
Задачи:
Что включает в себя, формы и модели системы
Непрерывное образование в широком смысле включает в себя все виды и компоненты образовательной деятельности. Оно распространяется на все население, независимо от возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности.
Формы:
Институализированные – формы обучения, осуществляемые на базе общественных институтов.
Неинституализированные – связаны с самообразованием, самостоятельным поиском и обработкой информации.
В зарубежной литературе более распространена следующая классификация:
Существуют 3 основных модели непрерывного образования.
1. «Life-long learning education» – обучение на протяжении всей жизни.
Данная модель базируется на 3-х принципах:
2. «Adult education» – образование взрослых.
Подразумевает приобретение взрослыми людьми знаний, умений и навыков, которые не были ими в свое время получены в рамках традиционных образовательных программ на стандартных этапах обучения (школа, колледж, ВУЗ). Включает в себя получение профессиональных компетенций, а также знаний, не связанных с работой.
3. «Continuing vocational education and training» – непрекращающееся профессиональное образование и обучение. В современном быстро меняющемся технологическом мире постоянное самосовершенствование в профессиональном плане жизненно необходимо.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
Минусы:
Сложности непрерывного образования
Почему учиться тяжелее, чем кажется
Многие люди быстро загораются, но бросают курсы и тренинги уже после нескольких занятий. Это связано с тем, что:
Для того чтобы успешно учиться необходимы:
Также следует учитывать, что с возрастом у многих людей ослабевает способность к обучению. Особенно это характерно для тех, у кого были длительные перерывы в самообразовании. Чтобы минимизировать сложности обучения во взрослом возрасте, необходимо сделать процесс образования непрерывным, а также заручиться поддержкой родных и близких.
Непрерывное образование: что это такое, его преимущества и сложности
Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.
Образование и трудоустройство в России. Наши дни
Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:
Вакансии дня в Москве
В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.
Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.
Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.
Трудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него
И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.
Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.
А что ждет в будущем?
Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.
Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос. Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.
Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.
Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.
Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.
На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.
Единственный в своем роде
Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.
Какой же выход из ситуации?
Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.
Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.
Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.
Три вида образования
1. Педагогика
Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает. Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!
Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.
Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.
Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.
2. Андрагогика
В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.
Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.
Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.
Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.
3. Эвтагогика
В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!
С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!
Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.
При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания.
У вас есть свой блог? Зарабатывайте с нами от 10 000 рублей на партнерской программе TeachLine.
Преимущества непрерывного образования
Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.
Сложности непрерывного образования
Почему учиться тяжелее, чем кажется
В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.
Побольше бы таких продавцов-кассиров!
На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.
Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.
Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?
И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием
Государство может помочь?
Мы проводим мысленный эксперимент, поэтому давайте рассмотрим все возможности.
У государства действительно есть возможность помочь. Например, создавать профсоюзы и центры занятости, которые будут оперативно мониторить рынок труда и предлагать людям, рискующим лишиться работы, самые актуальные курсы переподготовки.
Сын сингапурской подруги уже учится, а ты?
Но увы, Сингапур – это город-государство, размером меньше Москвы. В России нечто подобное крайне трудно реализовать.
Так что же делать?
Если в человеке собраны эти качества, возможно очень многое:
Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Пора решать: идти с ним в ногу или плестись в хвосте, примкнуть к величайшим умам современности или продолжать киснуть на диване. Решайте.
Непрерывное образование: что это и почему учиться всю жизнь — полезно
Что такое непрерывное образование
Изначально английский термин lifelong learning дословно переводится как «обучение на протяжении всей жизни». Это постоянное стремление к новым знаниям и развитию.
Основное отличие такого подхода к обучению от традиционного — самомотивация и отсутствие строгого внешнего контроля. Человек сам выбирает, чему учиться и когда это делать. При этом конечная цель — знания, а не оценки. Образование не заканчивается после школы или вуза. Это учёба длиною в жизнь. Иностранные языки, программирование, гончарное дело или бальные танцы — выбор специальностей и увлечений не ограничен.
О пользе обучения во взрослом возрасте в 1926 году написал американский педагог и новатор Эдуард Линдеман в книге The Meaning of Adult Education («Значение образования взрослых»). Однако популярной идея стала только через пятьдесят лет. В 1972 году опубликовали доклад ЮНЕСКО Learning to be, в котором непрерывность обучения назвали новой основой системы образования. Он также известен, как «Доклад Фора» по имени автора — французского политика Эдгара Фора. После этого к концепции непрерывного образования обратились в разных странах мира.
До 2006 года исследованием и развитием непрерывного образования занимался Институт по образованию ЮНЕСКО. Позже в организации создали Институт непрерывного образования. Его специалисты изучают системы образования в разных странах и помогают их улучшать.
Преимущества непрерывного образования
Сейчас стать последователем непрерывного образования проще, чем в тех же 70‑х. Возьмите смартфон, включите лекцию на YouTube, и вот вы уже учитесь. Можно проходить онлайн-курсы и находить редкие книги, не выходя из дома. У непрерывного образования есть много преимуществ.
Полезно для здоровья
Нейробиологи Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что учёба улучшает работу клеток мозга. Новые знания и навыки развивают память и когнитивные способности. К тому же непрерывное образование считают одним из способов облегчить симптомы болезни Альцгеймера.
Способствует карьерному росту
Благодаря развитию технологий появляются новые специальности. Существующие профессии тоже меняются: для них всё чаще нужны дополнительные навыки. Чтобы не отставать, нужно постоянно обновлять и дополнять свои знания.
Эксперт по росту и развитию на рабочем месте Джули Винкл Джилиони пишет, что непрерывное образование и успехи в карьере связаны: «Люди, которые добились известности, влияния и значительного вклада в своей области, разделяют глубокую приверженность и уважение к непрерывному обучению и его приоритетность в своей жизни».
Помогает расширить круг общения
Учится новому можно не только дома, но и на офлайн-курсах, кружках, семинарах. Там можно познакомиться с новыми людьми, найти единомышленников и завести друзей. Непрерывное образование также помогает оставаться на связи с миром — отслеживать, какие изменения происходят, быть в курсе трендов и тенденций.
Возможность самореализации
Не каждое обучение способно увлечь. Но если пробовать разные хобби и изучать новое — быстрее найдётся дело по душе. При этом обучение необязательно должно быть связано с профессией. Учёба и сторонние увлечения на любые интересующие темы обогащают повседневную жизнь, а успехи в процессе вызывают чувство удовлетворённости.
Помогает стать счастливее
В научном журнале Института международного сотрудничества Немецкой ассоциации образования взрослых опубликовали статью с результатами исследования непрерывного образования. Они показали, что учёба делает людей счастливее. Постоянное обучение позволяет человеку активнее участвовать и жизни общества, укрепляет социальные связи и повышает уверенность в себе. Знания и навыки влияют на осознанность и бережное отношение к своему здоровью.
Где учиться
Учиться можно в том формате, который вам подходит: в группах, индивидуально с преподавателем или онлайн. В онлайне можно посещать лекции экспертов и даже осваивать учебные программы разных университетов мира. И многое из этого можно найти в открытом доступе:
Как применить непрерывное образование в повседневной жизни
Практиковать lifelong learning можно ежедневно. А внедрить обучение в повседневную жизнь помогут двенадцать привычек:
🎴 Ещё одна сторона самообразования — развеивание мифов
Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития
Рубрика: 3. Система образования
Дата публикации: 23.03.2015
Статья просмотрена: 49228 раз
Библиографическое описание:
Пережовская, А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А. Н. Пережовская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7617/ (дата обращения: 19.12.2021).
В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности развития в современном мире. Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты, принципы, значение для разностороннего развития личности.
Ключевые слова: система непрерывного образования, концепция, самообразование, интеграция, компетентностный подход, уровень образования, образовательная траектория.
Термин «непрерывное образование» многозначен. Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной). Во-вторых, под этим термином понимается система взглядов на образовательный процесс в целом. Эта система рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности.
Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.
В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны, — удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни [10].
Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л. А. Сенеки, Вольтера, И. В. Гете, Ж. Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как личности.
Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.
Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.
Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу 60-х годов XX века концепция непрерывного образования претерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков.
Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира [2, с.106].
В настоящее время большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования. Меняются представления общества, расширяются научные знания, возникают новые взгляды на образовательный процесс, его цели, задачи, возможности. Жизнь выдвигает свои требования: развивать способность человека быстро реагировать на все изменения, проявлять инициативу, развивать коммуникативные навыки и т. п.
В условиях быстро меняющегося мира даже очень хорошего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» [1, с.51].
Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование ЗУН человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде.
Кроме того, непрерывное образование является важным компонентом взаимодействия науки, экономики и образования.
Идея непрерывного образования возникла также как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран мира её связывали с обучением, а впоследствии с необходимостью развития личности в процессе непрерывного образования.
Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются взаимосвязями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в течение всей жизни» [3].
Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Компетентностный подход в образовании создает все необходимые условия для разностороннего развития личности, формирования компетенций и личностных качеств, позволяющих эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [3].
Система непрерывного образования распространена во всем мире. Современный человек должен не только обладать определенными ЗУН, но и уметь учиться, постоянно стремиться к обогащению своих знаний, развитию умений, навыков, находить различные источники информации, т. е. заниматься самообразованием.
Самообразование может включать:
— получение хорошего среднее профессионального, высшего профессионального образования;
— овладение иностранными языками; ПК;
— совершенствование своего культурно-технического уровня;
— постоянное стремление к получению новых ЗУН, быстрому их обновлению и пополнению;
— совершенствование таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к деятельности.
Таким образом, цель непрерывного образования не только в том, чтобы учить человека всю жизнь, но и в том, чтобы он учился сам [4].
Многие ученые считают, что формирование мотивационной среды необходимо начинать уже в начальной школе, учитывая физиологические и психические особенности возраста ребенка. Внедрение системы непрерывного образования предусматривает совершенствование и системы дополнительного образования. По данным Российской академии образования, до 50 % выпускников вузов работают не по специальности, а это значит, что к уже имеющемуся образованию люди вынуждены получать дополнительное (по большей части платное) [3].
Понятие системы непрерывного образования отражено в ряде стратегических документов. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г»., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, в качестве стратегической цели государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире [6,с.167]. Одной из важнейших задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Целью утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия — 2020» является перевод к 2020 г. экономики России на новый путь развития. В качестве одной из основных задач Стратегии обозначено развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, предполагающее формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны [6, с.168].
В основе системы непрерывного образования можно выделить определенные функции и компоненты, преобразующие данную систему в целостный процесс.
Так, профессор, доктор технических наук А. П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет:
1. Принцип целенаправленности.
2. Принцип индивидуализированного обучения.
3. Принцип непрерывности, дающий человеку возможность выбирать траекторию получения образования.
4. Принцип системности, заключающийся в том, что реализация концепции непрерывного образования должна включать не просто совершенствование работы отдельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов и направлений их деятельности, а создание именно системы непрерывного образования, основой построения которой должен стать именно системный подход.
Компонентами системы непрерывного образования являются:
— механизмы финансирования и управления;
Система непрерывного образования направлена на реализацию следующих функций [9]:
— обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и социальной среды путем предоставления возможностей организации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни;
— укрепление, объединение образовательных ресурсов общества;
— формирование образовательного социального партнерства как компонента гражданского общества.
Исходя из написанного, можно сказать, что непрерывное образование призвано установить более тесные связи с жизнью, проложить новые пути развития в области теории и методики обучения, обеспечить индивидуализацию обучения, использовать новые технологии, наиболее перспективные технические средства.
Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества. Оно становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто окончательным, предписанным человеку в период его обучения в школе, ссузе или вузе.
Развитие системы непрерывного образования позволяет создать все необходимые условия для обеспечения реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики [9]. Кроме того, многие ученые отмечают, что система непрерывного образования играет важную роль при формировании кадров для инновационного развития регионов нашей страны.
1. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э. Д. Днепров.- М.: Мариос, 2011.- 455 с.
2. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ.-2009.- № 7.-С.106.
3. Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.ido.tsu.ru
4. Непрерывное образование [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.womanwiki.ru
5. Кулешов,И. В. Современная концепция непрерывного образования [Электронный ресурс] / И. В. Кулешов.-М.,2012.- Режим доступа: www.sch1929.edusite.ru
6. Андреев, В. Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В. Н. Андреев // Псковский региональный журнал.-2013.- № 15.-С.167–172.
7. Нюденова, Э. К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях ВУЗА (на примере Калмыцкого госуниверситета) / Э. К. Нюденова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2010.- № 1.- С.28–31.
8. Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования / Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век.- 2013.- № 2.-С.1–9.