Что такое неликвидная дебиторская задолженность
Безнадежная дебиторская задолженность: списание, проводки, учет
Списать дебиторскую безнадежную задолженность непросто. Для этого необходима четкая работа по учету и списанию с учетом имеющейся нормативно-правовой базы. В первую очередь нужно сделать инвентаризацию и определить какие из долгов безнадежны. Затем выявить, что действительно можно включить в резерв: считаем выручку и разбиваем долги на группы.
Определение понятия «безнадежная дебиторская задолженность»
Сумма денежных средств, которую невозможно взыскать с контрагентов (покупателей) называется безнадежной дебиторской задолженностью, ее можно отнести к неликвидным активам предприятия. Такие финансовые ресурсы предприятия в денежной форме не могут приносить требуемых предприятию доходов, а потому представляют собой лишь след от пребывания в этой форме.
Есть еще понятие «сомнительный долг» – это несколько иное. Такие долги относят к тем, что не погашены в сроки указанные в договоре и не обеспеченны никакими гарантиями (п.70 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина 29.07.98 № 34н). Просроченный долг также может быть назван неистребованным.
Таким образом, сомнительные долги вернуть еще есть возможность, а вот безнадежные нет.
Какие долги считаются безнадежными
К безнадежной дебиторской задолженности, согласно п. 2 статьи 266 Налогового Кодекса РФ относятся следующие денежные суммы:
Документы для списания дебиторской задолженности в налоговом и бухгалтерском учете
В отличие от бухгалтерского учета в котором предприятие может только сформировать резерв сомнительных долгов, а потом использовать его для погашения безнадежной задолженности, в налоговом учете есть более простой способ. Списание безнадежной дебиторской задолженности сразу на убытки.
Но есть и исключения, когда например, предприятие-должник исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой службы из-за отсутствия движения на банковских счетах и непредставления отчетов. В этой ситуации списать долг в налоговом учете нельзя. В Минфине утверждают, что в данных обстоятельствах оснований списывать дебиторскую задолженность нет. Придется ждать 3 года для истечения исковой давности.
Оформляем следующие документы, согласно приказа Минфина №49 и постановления Госкомстата от 18 августа 1998 года №88:
Однако, предприятие вправе заменить унифицированные бланки на свои собственные и отразить в них результаты по инвентаризации.
После завершения инвентаризации оформляется приказ директора и бухгалтерская справка где подробно расписаны все вычисления. К этим документам прикладываются платежные поручения, накладные и договора по сделке с должников. Если было прерывание срока исковой давности необходимо также приложить подтверждающие бумаги: письма, акты сверки, судебные акты. Только после оформления всей процедуры, бухгалтер производит списание нужной суммы.
Особенности списания безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете
Если предприятие выбрало способ создания резерва по сомнительным долгам, а затем погашения долгов, то этот метод возможен только для тех организаций, которые платят налога на прибыль и применяют метод начисления. Так как при кассовом методе создание резерва не возможно. (пп.7, пункта 1, статья 265 НК РФ)
Рассмотрим порядок действий.
Выявляем сомнительную задолженность: суммы денежных средств возникшие при реализации товаров (услуг или работ), не погашенные в установленные договором сроки и не обеспеченные залогом, гарантией банка или поручителями (п. 1 статья 266, НК РФ). Исключение составляют (то что не может быть включено в резерв):
Сомнительные долги делятся на 3 группы, согласно п. 4 статьи 266 НК РФ:
Третья группа. Срок долга менее 45 календарных дней. Резерв невозможен.
Приведем несколько примеров.
Доход от реализации (выручка) по данным налогового учета за 6 месяцев составляет 2 800 000 рублей. Таким образом резерв не может быть выше 280 000 рублей (10% от суммы выручки).
В ООО «Солнышко» бухгалтер списывает 280 тысяч рублей на внереализационные расходы.
Далее как только дебиторская задолженность из сомнительной перейдет в безнадежную, ее необходимо будет погасить за счет резерва. При этом новые расходы не возникнут, а размер резерва уменьшится.
В ООО «Солнышко» резерв по сомнительным долгам на 30 июня составил 280 000 рублей.
В следующем месяце (июле) 50 000 рублей из задолженности перешла в разряд безнадежной (в результате ликвидации предприятия должника). Таким образом сумма резерва уменьшилась и составила 230 000 рублей. В НУ никаких расходов в связи с этой операцией не возникает.
В последнюю дату каждого налогового периода проводят корректировку, для этого сравнивают 2 величины:
Разницу между этими величинами включают во внереализационные доходы текущего периода, если вторая величина больше первой. Если же наоборот, то согласно п. 5, статьи 266 НК РФ разницу включают в расходы. Но, как и в первом примере лимит, равный 10% должен строго соблюдаться.
На 30 сентября дебиторская задолженность ООО «Солнышко» составила 550 000 рублей (600 000 рублей на 30 июня – 50 000 списание в июле).
Теперь дебиторская задолженность переходит в третью группу (срок ее возникновения более 90 дней), таким образом она включается в резерв в размере 100%. Доходы от реализации по данным налогового учета за 9 месяцев составили 5 000 000 рублей. Резерв не может быть выше 500 000 рублей (10% от 5 000 000 рублей).
Сравниваем 500 000 рублей с неиспользованным резервом, созданным по итогам предыдущего периода, который был равен 230 000 рублей. Первая величина больше второй, а это означает, что в налоговом учете ООО «Солнышко» необходимо отразить расходы на 270 000 рублей.
Но в налоговом учете есть и еще один вариант списания, без создания резерва по сомнительным долгам. Он очень простой. При данном варианте по итогам инвентаризации предприятие списывает безнадежную задолженность на внереализационные расходы.
Однако при УСН организации не могут включать сомнительные долги в расходы.
Однако, такой способ возможен лишь в налоговом учете отказаться от резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете невозможно.
И на практике предприятие обычно выбирает один способ списания такой задолженности как в налоговом, так и бухгалтерском учете.
Особенности списания безнадежной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете
А вот в бухгалтерском учете вариантов выбора у предприятия нет, как списывать безнадежную дебиторскую задолженность, согласно п. 70 Положения о ведении БУ, необходимо применять метод формирования резерва по сомнительным долгам. Порядок его формирования законодательством не установлении, поэтому каждое предприятие разрабатывает данный порядок самостоятельно и отражает в учетной политике.
В отличие от налогового учета в бухгалтерском в резерв по сомнительным долгам относят любую просроченную задолженность, а не только связанную с реализацией услуг, товаров и работ.
Формирование резерва отражается следующей проводкой:
кредит сч. 63 «Резерв по сомнительным долгам»
дебет сч. 91 «Прочие расходы и доходы»
Списание за счет резерва долга отражается проводкой:
кредит сч. 62 (либо 76, 60)
Пример отражения в бухгалтерском учете списании безнадежной дебиторской задолженности в ООО «Солнышко»
В ООО «Солнышко» резерв по сомнительным долгам на 30 июня составил 280 000 рублей.
дебет сч. 91 кредит сч. 63
Такой проводкой просроченная задолженность по расчетам с покупателями включена в резерв.
В следующем месяце (июле) 50 000 рублей из задолженности перешла в разряд безнадежной (в результате ликвидации предприятия должника). Оформляется проводка:
С помощью такой проводки долг в бухгалтерском учете списан за счет резерва.
Важная информация. У предприятия всегда есть шанс, что даже по истечении срока давности, покупатель (контрагент) вернет деньги предприятию за товар или оказанную услугу. Поэтому списанные долги учитывают на забалансовом счете в течение 5 лет с момента проведения операции по их списанию. Лишь в том случае, когда организация должник ликвидирована или физ. лицо признано банкротом, учет такой задолженности можно приостановить.
Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам
Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».
Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.
Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.
Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.
В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.
Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.
Как образуется задолженность
Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.
Со стороны контрагентов:
Со стороны госструктур:
Со стороны сотрудников и участников предприятия:
Как посчитать ликвидность
Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.
1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5
2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:
Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,
То есть расчет по балансу будет выглядеть так:
Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.
Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.
Оценка качества задолженности
Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.
По отношению к сроку погашения:
Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.
Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
По вероятности возврата:
По величине срока погашения:
Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:
Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.
По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)
Как анализировать
Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:
Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.
Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).
Как повысить качество и ликвидность
В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.
Действовать можно по нескольким фронтам:
Как можно работать с рисками
1.Прописать в договоре
2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;
Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги
Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.
Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;
Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».
Безнадежная дебиторская задолженность: списание, проводки, бухгалтерский и налоговый учет
Списать безнадежную задолженность не так просто, как кажется. Сначала нужно провести инвентаризацию и понять, какие долги безнадежны, а какие нет. Потом разобраться, что можно включить в резерв, а что нельзя. Для этого придется посчитать выручку и разбить долги на три группы. Что делать дальше, читайте в нашей статье.
Что такое безнадежная дебиторская задолженность
Это сумма, которую покупатели (клиенты или иные контрагенты) не вернули, и которую невозможно взыскать.
Безнадежный долг не нужно путать с сомнительным. Под определение «сомнительной» попадает задолженность, не погашенная в закрепленные договором сроки и не обеспеченная гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н). Похожая формулировка приведена и в Налоговом кодексе.
Получается, сомнительный долг хоть и просрочен, но шансы на взыскание еще остались. А вот безнадежный взыскать, скорее всего, никогда не удастся.
Какие долги считаются безнадежными
Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ, к безнадежной задолженности относятся суммы, по которым:
Как списать дебиторскую задолженность
В налоговом учете (НУ) есть два способа: списать безнадежную «дебиторку» сразу на убытки, либо создать резерв и за счет него погашать долги.
В бухгалтерском учете (БУ) выбора нет: организация обязательно должна сформировать резерв сомнительных долгов. И далее использовать его для погашения задолженности, нереальной ко взысканию.
ВАЖНО
Бывают ситуации, когда на первый взгляд долг кажется безнадежным, но списать его в НУ нельзя. Например, когда компания-должник исключена из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков из-за несданной отчетности и отсутствия операций по банковским счетам. В Минфине полагают, что при подобных обстоятельствах оснований для списания дебиторской задолженности нет. Нужно ждать, пока истекут три года исковой давности. И только после этого списывать долг (подробнее об этой и других ситуациях см. «Семь случаев, когда дебиторскую задолженность нельзя признать безнадежной»).
Документы для списания дебиторской задолженности
Чтобы погасить в учете безнадежную «дебиторку», надо сначала провести ее инвентаризацию. Чаще всего это делают в конце года, перед составлением баланса. Но можно и в любое другое время (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). Например, по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев.
Необходимо оформить документы:
Указанные формы утверждены приказом Минфина № 49 и постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88.
СПРАВКА
Использовать унифицированные формы не обязательно. Организация вправе разработать собственные бланки и отражать в них результаты инвентаризации.
По итогам инвентаризации бухгалтер спишет нужную сумму. Для этого потребуется оформить приказ директора и бухгалтерскую справку, где подробно отражены все вычисления. Также понадобятся бумаги по сделке с должником: договоры, накладные, платежки и проч. Если срок исковой давности прерывался, нужны подтверждающие бумаги, в частности, акты сверки и письма.
Списание безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете
Если ООО создает резерв по сомнительным долгам
Сразу оговоримся: речь идет о тех, кто платит налог на прибыль и применяет метод начисления. При кассовом методе создание резерва не предусмотрено (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Следует совершить ряд действий.
Во-первых, определить, какая выявленная при инвентаризации задолженность является сомнительной. Это суммы, которые возникли в связи с реализацией товаров (работ, услуг), если они не погашены в установленные договором сроки и не обеспечены залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Под данное определение не подходит аванс, перечисленный продавцу, даже если поставка так и не состоялась. Не подходят и штрафы за несоблюдение сроков оплаты. Предоплата и санкции в резерв не включаются.
Во-вторых, сомнительные долги следует разделить на три группы (п. 4 ст. 266 НК РФ; см. табл.).
Деление просроченных долгов на группы в зависимости от срока их появления
Группа
Срок возникновения задолженности
Какую часть долга можно включить в резерв
свыше 90 календарных дней
от 45 до 90 календарных дней включительно
до 45 календарных дней
В-четвертых, проверить, чтобы величина резерва не превышала 10% доходов от реализации. Для расчета следует брать выручку за налоговый период, по итогам которого создается резерв. Если бухгалтер формирует его по итогам отчетного периода, действует следующее правило. Резерв должен укладываться в лимит, равный большей из величин: 10% выручки за предыдущий налоговый период или 10% выручки за текущий отчетный период.
В-пятых, отнести величину резерва на внереализационные расходы.
ООО «Лучик» создает в налоговом учете резерв по сомнительным долгам. По состоянию на 30 июня 2021 года проведена инвентаризация, которая выявила просроченную «дебиторку» на сумму 600 тыс. руб.
Срок ее возникновения лежит в промежутке от 45 до 90 календарных дней. Значит, она относится ко второй группе, и 50% можно включить в резерв. Бухгалтер посчитал, что к резерву допустимо отнести 300 тыс. руб.(600 000 руб. × 50%).
Выручка от реализации по данным НУ за полугодие 2021 год составила 2 млн 800 тыс. руб. Поэтому резерв не может превышать 280 тыс. руб.(2 800 000 руб. × 10%).
По итогам полугодия 2021 года бухгалтер списал 280 000 руб. на внереализационные расходы.
Далее необходимо поступать следующим образом. Как только задолженность из сомнительной превратится в безнадежную, ее нужно погасить за счет резерва. При этом величина резерва уменьшится, а новые расходы не появятся.
По состоянию на 30 июня 2021 года резерв по сомнительным долгам ООО «Лучик» составил 280 тыс. руб.
В июле 2021 года часть задолженности в размере 50 тыс. руб. перешла в разряд безнадежной, поскольку организация-дебитор была ликвидирована. В результате величина резерва составила 230 тыс. руб.(280 000 — 50 000). Никаких расходов в связи с этим в налоговом учете не возникло.
На последнее число каждого отчетного (налогового) периода следует проводить корректировку. Нужно сравнивать две величины. Первая — вновь созданный резерв. Вторая — неиспользованная часть резерва, сформированного по итогам предыдущего периода. Если первая величина меньше второй, разница включается во внереализационные доходы текущего периода. Если первая величина больше второй, разница включается в расходы (п. 5 ст. 266 НК РФ). При этом лимит отчислений, равный 10%, по-прежнему должен соблюдаться.
По состоянию на 30 сентября 2021 года «дебиторка» ООО «Лучик» составила 550 тыс. руб. (600 тыс. руб. выявлено на 30 июня, из них 50 тыс. руб. списано в июле).
К концу III квартала данная задолженность перешла в первую группу со сроком возникновения более 90 календарных дней. Значит, «Лучик» может включить ее в резерв в объеме 100%.
Выручка от реализации по данным НУ за 9 месяцев 2021 год составила 5 млн руб. Поэтому резерв не может превышать 500 тыс. руб.(5 000 000 руб. × 10%).
Бухгалтер сравнил 500 тыс. руб. с неиспользованным резервом, созданным по итогам предшествующего периода (230 тыс. руб.). Первая цифра больше второй. Значит, в НУ «Лучика» необходимо показать расходы 270 тыс. руб.(500 000 — 230 000).
Если ООО не создает резерв по сомнительным долгам
Этот вариант учета очень простой. Если в ходе инвентаризации выявлено, что та или иная сумма «дебиторки» перешла в разряд безнадежной ко взысканию, организация списывает ее на внереализационные расходы.
Добавим, что указанное правило не применяется при УСН. «Упрощенщики» не вправе включать сомнительную дебиторскую задолженность в расходы (см. «« Упрощенщики» не могут учесть в составе расходов суммы сомнительной дебиторской задолженности »).
Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
Согласно пункту 70 Положения по ведению бухучета, в БУ обойтись без резерва по сомнительным долгам нельзя. При этом порядок его создания не установлен. Поэтому каждая компания должна самостоятельно разработать этот порядок и утвердить в учетной политике (см. «Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры» ). На практике чаще всего выбирают такой же способ, как и в налоговом учете.
ВНИМАНИЕ
Существует отличие норм бухгалтерского и налогового учета. В БУ в резерв по сомнительным долгам необходимо относить любую просроченную «дебиторку». А в НУ — только связанную с реализацией товаров, работ, услуг.
Проводки по списанию дебиторской задолженности
Создание резерва отражается по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списание долга за счет резерва — это проводка по дебету счета 63 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (либо кредиту счета 76 или 60).
По состоянию на 30 июня 2021 года на балансе ООО «Лучик» числилась сомнительная задолженность по расчетам с покупателями в сумме 280 тыс. руб. Бухгалтер создал резерв и сделал проводку:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 63
— 280 000 руб. — просроченная задолженность включена в резерв;
В июле 2021 года часть долга в размере 50 тыс. руб. стала безнадежной. Появилась проводка:
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62
— 50 000 руб. — безнадежный долг списан за счет резерва.
ВАЖНО
Погашение «дебиторки» не означает ее ликвидацию. Ведь остается шанс, что по истечении срока исковой давности контрагент все же вернет деньги. По этой причине долги следует учитывать на забалансовом счете в течение пяти лет с момента списания. И только если организация-дебитор ликвидирована, учет безнадежной задолженности можно приостановить.