Что такое неблагоприятная эпидемиологическая обстановка
По эпидемическим показаниям… О чем это?
Участница нашего блога задала нам очень интересный “Что значит по эпидемическим показаниям?” Вопрос был адресован к статье о новых санитарных правилах СП 2.1.3678-20, где мы разбирали требования к гостиницам.
Мне, специалисту изучавшему эпидемиологию, как один из основных предметов, было не сложно объяснить на пальцах, что имеется ввиду. Анализируя санитарное законодательство (санпины) и требования других нормативных документов стало понятно – если не знаешь где искать, просто так информацию не найти, особенно рядовому специалисту. И на просторах интернета ни одной полезной статьи на эту тему я не нашла.
Попробуем внести чуть больше ясности в понятия “по эпидемическим показаниям” / “по эпидемиологическим показаниям” / “по эпид. показаниям” – это все синонимы, имеющие одинаковое значение.
Где мы встречаем понятие “по эпидемическим показаниям”?
Рассмотрим несколько нормативных документов, в которых фигурируют данные фразы. Формулировка может фигурировать в названии документа или непосредственно в объеме текста.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям“;
Санитарные правила СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”.
п. 7.21. Камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы / наматрасники / подушки / одеяла) проводится по эпидемиологическим показаниям.
Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям“
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
4.3. Территориальные органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти в соответствии с предоставленной компетенцией организуют мероприятия по… обеспечению обсервации лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, по эпидемическим показаниям;
5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).
Проанализировав ряд документов, в которых встречается интересующая нас формулировка, можно сделать вывод:
Действия, проводимые по эпидемическим показаниям направлены на профилактику распространения инфекционных заболеваний (опасных или социально значимых).
Какие мероприятия проводятся по эпидемиологическим показаниям?
Мероприятия проводятся в отношении звеньев эпидемического процесса:
– источника инфекции (человек / животное)
– восприимчивый организм (люди, контактировавшие с больным)
– механизм передачи (способ распространения инфекции)
* общую информацию о эпидемическом процессе я рассказывала в этой статье.
Противоэпидемические мероприятия в отношении источника инфекции.
Заболевшего ветрянкой ребенка изолируют из организованного коллектива (школа / детский сад), чтобы не допустить возникновения вспышки ветряной оспы в учреждении.
Противоэпидемические мероприятия в отношении восприимчивого организма.
Детям и взрослым (не привитым ранее), контактировавшим с ребенком заболевшим корью, проводят экстренную иммунизацию или введение иммуноглобулина, для профилактики заболевания.
Противоэпидемические мероприятия направленные на разрыв механизма передачи.
Проведение дезинфекции (текущей / заключительной), на объекте где имеется риск распространения инфекционного заболевания или факторов, способствующих ему.
Федеральным законом №52 от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” определено: “…инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих это – инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия)”.
Кто определяет условия и мероприятия, проводимые по эпидемическим показаниям?
В некоторых документах есть четкие определения, что в данной конкретной ситуации понимается под эпидемическими показаниями:
СП 3.1.3597-20 пункт 5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).
В данном случае проживание в общежитии является эпидемическими показаниями для госпитализации больного, изоляции его от остальных
В связи с накоплением числа лиц с нарушенным графиком прививок за время приостановки плановой вакцинации, при ее возобновлении следует руководствоваться принципами нагоняющей вакцинации:
– При невозможности осуществить одновременное введение, интервал между прививками составляет 1 месяц, исключением является вакцинация по эпидемическим (экстренным) показаниям.
Письмо Федерального МБА от 20 августа 2020 г. N 32-024/634 “О направлении рекомендаций по догоняющей иммунизации”
Инспектором Роспотребнадзора, врачом – эпидемиологом может быть выдано предписание о проведении дополнительных профилактических мероприятий по месту работы (учебы) или проживания по эпид. показаниям, например в очаге инфекционного заболевания.
Главные государственные санитарные врачи могут издавать руководящий документ (Постановление, Предписание) в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки конкретного региона, ввести определенные требования в отношении некоторых категорий граждан или организаций.
Я, Главный государственный санитарный врач по городу Москве, Андреева Е.Е., проанализировав заболеваемость бактериальной дизентерией и вирусным гепатитом А (ВГА) населения города Москвы, а также эффективность мероприятий по профилактике данных инфекций, отмечаю, что эпидемиологическая ситуация по дизентерии в городе в 2014 году в сравнении с предыдущим 2013 годом ухудшилась…
Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям”
Санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.
Практические советы.
Мы в социальных сетях Вконтакте, FB и Инстаграм, присоединяйтесь!
Что такое неблагоприятная эпидемиологическая обстановка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации МР 3.1./2.1.0170/2-20 “Рекомендации для социальных организаций с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 6 апреля 2020 г. №№ 02/6140-2020-24, 12-3/10/B-2638, CK-253/07, 30-0/И/2-4128)
2.1. Коммунальная гигиена
Методические рекомендации МР 3.1./2.1.0170/2-20
“Рекомендации для социальных организаций с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 6 апреля 2020 г. №№ 02/6140-2020-24, 12-3/10/B-2638, CK-253/07, 30-0/И/2-4128)
В связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), рекомендуется:
1. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования:
2.1. Обеспечить организацию круглосуточного медицинского наблюдения за состоянием здоровья проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья, а также организацию оказания им своевременной медицинской помощи.
2.2. Ограничить круг лиц, имеющих доступ в Организацию, работниками Организации, работниками служб, обеспечивающих функционирование Организации, представителями негосударственных организаций (с учетом требований п. 3.9), а также представителями органов исполнительной власти.
2.3. Обеспечить разработку и утверждение комплекса принимаемых мер в случае выявления факта заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19) проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, и работников Организации.
2.4. Обеспечить в надлежащем объеме работников Организации, работников служб, обеспечивающих функционирование Организации, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчатки, кожными антисептиками в соответствии с действующими требованиями.
2.5. Предусмотреть возможность на основании приказа Организации временного перемещения на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции (COVID-19):
проживающих в Организациях граждан (при их информированном письменном согласии), кроме несовершеннолетних граждан, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сопровождаемое проживание в негосударственных организациях социального обслуживания, являющихся поставщиками социальных услуг, в которых обеспечено выполнение комплекса мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией (COVID-19), по перечню, утвержденному соответствующим органом исполнительной власти региона;
проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних (при их информированном письменном согласии), в семьи законных представителей (при их письменном согласии и обязательстве обеспечить выполнение в домашних условиях комплекса мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией (COVID-19);
проживающих в Организациях граждан, в том числе несовершеннолетних (при их информированном письменном согласии), к родственникам или иным лицам, с которыми у граждан, в том числе несовершеннолетних, имеются устойчивые личные отношения (при их письменном согласии и обязательстве обеспечить выполнение в домашних условиях комплекса мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией (COVID-19).
3. Руководителям Организаций:
3.1. Обеспечить на входе в Организацию:
— контроль температуры тела всех входящих в Организацию лиц с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами;
— условия для мытья рук или обработки их спиртосодержащими кожными антисептиками.
3.2. Не допускать в Организацию лиц, имеющих признаки респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк), а также лиц, прибывших из регионов с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции (COVID-19), или находившихся в контакте с заболевшими данным заболеванием.
3.3. Обеспечить мониторинг состояния здоровья сотрудников Организации и других лиц, допущенных к уходу за проживающими, с измерением температуры тела по показаниям в течение рабочего дня и незамедлительным отстранением от работы лиц с признаками острых респираторных инфекций.
3.4. Обеспечить круглосуточное медицинское наблюдение за состоянием здоровья проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья, а также организацию оказания им своевременной медицинской помощи.
3.5. Запретить проведение в Организации всех массовых мероприятий.
3.6. В период ограничительных мероприятий по новой коронавирусной инфекции обеспечить допуск в коллектив вновь поступающих на проживание граждан, в том числе несовершеннолетних, после прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации) на срок 14 дней, обеспеченной в Организации.
3.7. Обеспечить эпидемиологическую безопасность среды в Организации, соблюдение воздушно-теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведение регулярной уборки и профилактической дезинфекции в помещениях, соблюдение работниками Организации и проживающими в Организации гражданами, в том числе несовершеннолетними, правил респираторной гигиены, рекомендаций медицинских работников, минимизацию рисков передачи сезонных респираторных инфекций от одного человека к другому.
3.8. Обеспечить оказание психологической помощи и поддержки проживающим в Организации гражданам, в том числе несовершеннолетним, в целях профилактики стрессовых ситуаций (в том числе силами негосударственных организаций, оказывавших до начала ограничительных противоэпидемических мероприятий профессиональную помощь работникам Организации в оказании психологической помощи и поддержки проживающим в Организации гражданам, в том числе несовершеннолетним);
3.9. Предусмотреть возможность дистанционного общения проживающих в Организациях граждан, в том числе несовершеннолетних, при их желании, с их родными, близкими, друзьями, находящимися вне указанных Организаций, а также обеспечить свободу использования проживающими в Организациях гражданами, в том числе несовершеннолетними, личных электронных средств связи (телефонов, планшетов, компьютеров) с организацией их регулярной дезинфекции.
3.11. Организовать прогулки проживающих в Организации граждан на территории Организации с соблюдением всех необходимых мер эпидемиологической безопасности и мер социального дистанцирования.
3.12. Организовать обучение проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, работников Организации и других лиц, допущенных к уходу за проживающими, мерам личной профилактики сезонных респираторных инфекций и новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обеспечить информирование о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены.
3.13. Питание проживающих организовать преимущественно в жилых помещениях с соблюдением требований к мытью и дезинфекции посуды в предприятиях общественного питания.
3.14. Обеспечить в столовых и иных помещениях для приема пищи проживающими и персоналом, санитарных комнатах и санузлах Организации бесперебойное наличие условий для мытья рук с мылом и бумажных полотенец (салфеток), либо дезинфицирующих средств для рук в дозаторах (салфеток). Использование электрополотенец запрещается.
3.15. Обеспечить проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, при наличии показаний, соответствующим индивидуальным потребностям абсорбирующим бельем.
3.16. Обеспечить режим ежедневного позиционирования, высаживания, профилактики аспирации при кормлении, недопущения кормления в положении лёжа с целью профилактики внебольничной застойной пневмонии у маломобильных, проживающих в Организации граждан.
3.17. Обеспечить соблюдение проживающими в Организации гражданами, в том числе несовершеннолетними, режима дня, графика выполнения лечебных, реабилитационных, учебных и иных мероприятий, дневной занятости и других жизненно необходимых мероприятий с соблюдением принципа максимального их проведения в жилых помещениях или при использовании рекреационных зон по графику с соблюдением мер социального дистанцирования.
3.18. Предусмотреть, при наличии возможности, перемещение работников Организации из дома до работы и обратно без использования общественных видов транспорта.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации | А.Ю. Попова |
Обзор документа
Роспотребнадзор подготовил рекомендации по профилактике COVID-19 в стационарах соцобслуживания и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, необходимо организовать круглосуточное меднаблюдение за состоянием здоровья проживающих граждан, в т. ч. несовершеннолетних, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки). Возможно временное перемещение к родственникам или иным лицам, с которыми у граждан имеются устойчивые личные отношения (при наличии письменного согласия обоих сторон).
Во время карантина вновь поступающие на проживание граждане допускаются в коллектив после прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации) на срок 14 дней.
Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»
ГАРАНТ:
См. справку «Коронавирус COVID-19»
В целях совершенствования взаимодействия органов публичной власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.
2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить единый алгоритм межведомственного и межрегионального взаимодействия по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
4 января 2021 года
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 4 января 2021 г. N 12
Порядок
действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний
5. Оперативный штаб разрабатывает и утверждает план мероприятий по предупреждению распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, подготавливает предложения о введении ограничительных мер (в том числе карантина), организует проведение информационной кампании по профилактике опасных инфекционных заболеваний, а также информирует население о принимаемых мерах, направленных на предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний.
6. При возникновении угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливает один из следующих уровней риска:
7. В случае возникновения риска первого уровня:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека усиливает с учетом данных мониторинга и прогнозирования изменения санитарно-эпидемиологической обстановки в иностранных государствах санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении лиц (в том числе следующих транзитом через территорию Российской Федерации) и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также активизирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная таможенная служба усиливают контроль за ввозом на территорию Российской Федерации товаров и грузов из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания;
в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями, наличия необходимых лекарственных средств, оборудования, средств индивидуальной защиты, коечного фонда;
г) Министерство здравоохранения Российской Федерации проводит мониторинг готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями;
д) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют при необходимости разработку и внедрение дополнительных методов диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний;
е) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по государственным резервам, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку достаточности запасов материальных ресурсов, необходимых для борьбы с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и в случае недостаточности таких запасов вносят в Координационный совет предложения об их увеличении;
ж) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам профилактики опасных инфекционных заболеваний и реализации противоэпидемических мероприятий;
з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляют подготовку и внесение в оперативный штаб предложений об оказании содействия компетентным органам иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и международным организациям;
и) Министерство иностранных дел Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти организуют по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мероприятия, направленные на снижение риска заболевания (инфицирования) граждан Российской Федерации, находящихся в иностранных государствах, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также при необходимости организуют вывоз (эвакуацию) граждан Российской Федерации из этих государств.
8. Действия, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска второго уровня. Кроме того, в этом случае:
а) Правительство Российской Федерации принимает на основании представления оперативного штаба решение об ограничении въезда в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и выезда таких лиц и транспортных средств из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в эти иностранные государства, а также об ограничении ввоза грузов, товаров и животных, прибывающих из этих иностранных государств, и их вывоза в эти иностранные государства;
б) Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомляет на основании представления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о реализации в Российской Федерации противоэпидемических мероприятий компетентные органы иностранных государств, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации таких мероприятий;
в) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают подготовку медицинских организаций к приему больных в целях оказания им медицинской помощи, а также формирование запаса средств диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты;
г) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает меры по предупреждению распространения недостоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке;
д) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий планирование дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;
е) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации осуществляют оценку возможных финансово-экономических последствий чрезвычайных ситуаций в случае угрозы их возникновения.
9. Действия, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска третьего уровня. Кроме того, в этом случае:
а) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают безопасность граждан в период действия ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуют мероприятия по ограничению въезда в населенные пункты, в которых действуют ограничительные меры (в том числе карантин), введенные в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и выезда из таких населенных пунктов;
в) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение запрета на проведение массовых мероприятий и принимают решения о закрытии мест массового пребывания людей, а также обеспечивают принятие мер по выполнению требований (предписаний) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
г) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают введение в образовательных организациях ограничительных мер в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;
д) Министерство транспорта Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти принимают меры, направленные на сокращение массовых перевозок воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом или прекращение таких перевозок;
е) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;
ж) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды;
з) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение организациями, осуществляющими торговую деятельность, и организациями, оказывающими услуги населению, ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;
и) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе соблюдение дезинфекционного режима, требований об использовании средств индивидуальной защиты.
10. При установлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уровней риска, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, главный государственный санитарный врач Российской Федерации в 5-дневный срок принимает нормативные правовые акты, направленные на предупреждение возникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, без проведения процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы таких актов.
Президент определил порядок действий органов власти в целях предупреждения угрозы возникновения ЧС, связанных с заносом в Россию и распространением на ее территории опасных инфекционных заболеваний.
Предусмотрено создание специального координационного центра при Правительстве, который по представлению Роспотребнадзора может создавать соответствующий оперативный штаб. Последний разрабатывает и утверждает план мероприятий, готовит предложения о введении ограничительных мер, организует информационную кампанию.
Прописаны полномочия различных ведомств в зависимости от уровня риска.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»