Что такое неблагополучная эпидемиологическая обстановка
По эпидемическим показаниям… О чем это?
Участница нашего блога задала нам очень интересный “Что значит по эпидемическим показаниям?” Вопрос был адресован к статье о новых санитарных правилах СП 2.1.3678-20, где мы разбирали требования к гостиницам.
Мне, специалисту изучавшему эпидемиологию, как один из основных предметов, было не сложно объяснить на пальцах, что имеется ввиду. Анализируя санитарное законодательство (санпины) и требования других нормативных документов стало понятно – если не знаешь где искать, просто так информацию не найти, особенно рядовому специалисту. И на просторах интернета ни одной полезной статьи на эту тему я не нашла.
Попробуем внести чуть больше ясности в понятия “по эпидемическим показаниям” / “по эпидемиологическим показаниям” / “по эпид. показаниям” – это все синонимы, имеющие одинаковое значение.
Где мы встречаем понятие “по эпидемическим показаниям”?
Рассмотрим несколько нормативных документов, в которых фигурируют данные фразы. Формулировка может фигурировать в названии документа или непосредственно в объеме текста.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям“;
Санитарные правила СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”.
п. 7.21. Камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы / наматрасники / подушки / одеяла) проводится по эпидемиологическим показаниям.
Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям“
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
4.3. Территориальные органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти в соответствии с предоставленной компетенцией организуют мероприятия по… обеспечению обсервации лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, по эпидемическим показаниям;
5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).
Проанализировав ряд документов, в которых встречается интересующая нас формулировка, можно сделать вывод:
Действия, проводимые по эпидемическим показаниям направлены на профилактику распространения инфекционных заболеваний (опасных или социально значимых).
Какие мероприятия проводятся по эпидемиологическим показаниям?
Мероприятия проводятся в отношении звеньев эпидемического процесса:
– источника инфекции (человек / животное)
– восприимчивый организм (люди, контактировавшие с больным)
– механизм передачи (способ распространения инфекции)
* общую информацию о эпидемическом процессе я рассказывала в этой статье.
Противоэпидемические мероприятия в отношении источника инфекции.
Заболевшего ветрянкой ребенка изолируют из организованного коллектива (школа / детский сад), чтобы не допустить возникновения вспышки ветряной оспы в учреждении.
Противоэпидемические мероприятия в отношении восприимчивого организма.
Детям и взрослым (не привитым ранее), контактировавшим с ребенком заболевшим корью, проводят экстренную иммунизацию или введение иммуноглобулина, для профилактики заболевания.
Противоэпидемические мероприятия направленные на разрыв механизма передачи.
Проведение дезинфекции (текущей / заключительной), на объекте где имеется риск распространения инфекционного заболевания или факторов, способствующих ему.
Федеральным законом №52 от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” определено: “…инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих это – инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия)”.
Кто определяет условия и мероприятия, проводимые по эпидемическим показаниям?
В некоторых документах есть четкие определения, что в данной конкретной ситуации понимается под эпидемическими показаниями:
СП 3.1.3597-20 пункт 5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).
В данном случае проживание в общежитии является эпидемическими показаниями для госпитализации больного, изоляции его от остальных
В связи с накоплением числа лиц с нарушенным графиком прививок за время приостановки плановой вакцинации, при ее возобновлении следует руководствоваться принципами нагоняющей вакцинации:
– При невозможности осуществить одновременное введение, интервал между прививками составляет 1 месяц, исключением является вакцинация по эпидемическим (экстренным) показаниям.
Письмо Федерального МБА от 20 августа 2020 г. N 32-024/634 “О направлении рекомендаций по догоняющей иммунизации”
Инспектором Роспотребнадзора, врачом – эпидемиологом может быть выдано предписание о проведении дополнительных профилактических мероприятий по месту работы (учебы) или проживания по эпид. показаниям, например в очаге инфекционного заболевания.
Главные государственные санитарные врачи могут издавать руководящий документ (Постановление, Предписание) в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки конкретного региона, ввести определенные требования в отношении некоторых категорий граждан или организаций.
Я, Главный государственный санитарный врач по городу Москве, Андреева Е.Е., проанализировав заболеваемость бактериальной дизентерией и вирусным гепатитом А (ВГА) населения города Москвы, а также эффективность мероприятий по профилактике данных инфекций, отмечаю, что эпидемиологическая ситуация по дизентерии в городе в 2014 году в сравнении с предыдущим 2013 годом ухудшилась…
Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям”
Санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.
Практические советы.
Мы в социальных сетях Вконтакте, FB и Инстаграм, присоединяйтесь!
Термины МЧС России
комплекс факторов санитарно-гигиенического и эпидемического характера, определяющих инфекционную заболеваемость в зоне (районе) чрезвычайной ситуации, перспективы её изменения и содержание условий проведения противоэпидемических мероприятий. Санитарно-эпидемиологическое состояние может быть благополучным, неустойчивым, неблагополучным и чрезвычайным.
Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.
Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район чрезвычайной ситуации находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.
Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне чрезвычайной ситуации или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.
Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне чрезвычайной ситуации природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний ими среди людей.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
ВС не признал недействующим постановление об отнесении COVID-19 к опасным для окружающих заболеваниям
В середине мая Верховный Суд опубликовал Определение от 15 апреля по административному делу № АКПИ21-77 по коллективному иску группы из 2029 человек, требовавших признать недействующим Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66, которым COVID-19 был включен в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Доводы коллективного иска
По мнению истцов, положения Постановления № 66 не соответствуют ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ч. 2 ст. 43 Закона об основах охраны здоровья граждан, нарушают права граждан, причиняют вред их здоровью и жизни, поскольку на момент издания акта не выполнялись критерии, содержащиеся в приведенных нормах законов, для включения заболевания «коронавирусная инфекция (2019-nCoV)» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Административные истцы посчитали, что заболевание включается в названный перечень лишь тогда, когда все перечисленные в законах последствия уже имеются в наличии, включая эпидемию.
В коллективном административном иске указывается, что гражданам пришлось ограничить свое передвижение, рабочую активность, занятия спортом и физкультурой. Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов» не смогла провести в мае запланированный очередной XI Всероссийский конгресс «Право на лекарство», что повлекло материальные потери. В Перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, отсутствуют иные ОРЗ (ОРВИ) и грипп, несмотря на известные за последние годы вспышки атипичной пневмонии, свиного и птичьего гриппа. В момент принятия обжалуемого постановления заболевания COVID-19 в России не имелось. Никакое заболевание не может быть включено в Перечень исходя из предположений о его угрозе или опасности, настаивали истцы.
Они указали, что 30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения приняла решение о признании заболевания COVID-19 чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, однако такое признание ни по факту, ни по закону не является основанием для включения в российский перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Согласно официальной статистике ни в одной стране мира не было превышения эпидемического порога заболеваемости вплоть до момента составления заявления административных истцов.
Исходя из статистических данных и публикуемых сообщений Роспотребнадзора не имелось и не имеется достаточных оснований для принятия и сохранения Постановления № 66. Существующее понятие «угроза распространения заболевания» в российском законодательстве не раскрыто, степень угрозы и соразмерность действий властей не определены.
ВС посчитал доводы истцов неубедительными
При рассмотрении дела Верховный Суд отметил, что Закон об основах охраны здоровья граждан называет критерии, исходя из которых Правительство РФ принимает решение о включении заболевания в Перечень. Таковыми являются высокий уровень первичной инвалидности и смертности населения, снижение продолжительности жизни заболевших.
Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать скоординированных международных ответных мер. Риск для здоровья населения означает вероятность события, которое может неблагоприятно сказаться на здоровье людей, с уделением особого внимания риску, который может распространиться в международных масштабах или представлять собой серьезную и непосредственную угрозу.
ВС указал, что на момент издания оспариваемого нормативного правового акта Правительство РФ располагало данными о том, что COVID-19 характеризуется высоким уровнем контагиозности, тяжелым течением заболевания, особенно среди пациентов из групп риска, высоким уровнем летальности. COVID-19 ранее среди людей не циркулировал, в отличие от вируса гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций является новым для человека патогеном, иммунитет к которому у населения отсутствует, имеет высокую скорость передачи вируса от человека человеку преимущественно воздушно-капельным путем, создает высокую опасность для здоровья и жизни людей, в том числе в результате быстрого исчерпания ресурсов системы здравоохранения.
Суд заметил, что в соответствии с подп. 6 и 7 п. 23 Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 6 июня 2019 г. № 254, к угрозам национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан относятся в том числе: риск осложнения эпидемиологической ситуации на фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний; риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами; занос редких или ранее не встречавшихся на территории России инфекционных и паразитарных заболеваний.
Как указал ВС, Закон об основах охраны здоровья граждан в п. 2 ч. 1 ст. 29 предусматривает, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Профилактика инфекционных заболеваний в силу ч. 1 ст. 30 Закона осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний.
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в п. 1 ст. 2 устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия), относятся к инфекционным заболеваниям, представляющим опасность для окружающих (абз. 17 ст. 1 закона).
Верховный Суд указал, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в связи со сложившейся неблагополучной эпидемиологической ситуацией в иностранных государствах, характеризующейся быстрым распространением COVID-19, с учетом официального признания ВОЗ распространения COVID-19 как чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, в целях обеспечения национальной безопасности России.
Доводы административных истцов о нарушении их прав и свобод являются несостоятельными, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт издан в целях обеспечения прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, посчитал ВС. Суд сослался на Постановление КС № 49-П от 25 декабря 2020 г., согласно которому отсутствие правового регулирования, адекватного по своему содержанию и предусмотренным мерам чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, притом что такая угроза реальна и безусловна, не может быть оправданием для бездействия органов публичной власти по предотвращению и сокращению случаев наступления смертей и тяжелых заболеваний. Подобное бездействие означало бы устранение государства от исполнения его важнейшей конституционной обязанности, состоящей в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Ссылки административных истцов на статистические данные о количестве заболевших COVID-19, заболевших гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями на территории отдельных субъектов Федерации, по стране в целом с учетом эпидемического порога заболеваемости, на диагностику и методики лечения заболевания не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, посчитал ВС. Он отметил: при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет его на предмет соответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, Верховный Суд отказал в удовлетворении коллективного административного искового заявления.
Эксперты посчитали позицию Верховного Суда правильной
В комментарии «АГ» главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков посчитал, что Верховный Суд принял взвешенное решение, основываясь на законе и здравом смысле. «Ценность жизни и здоровья людей, равно как и право каждого на жизнь и здоровье, закреплены в Конституции, являются непосредственно действующими и определяют содержание деятельности органов публичной власти. Именно на признании высшей ценности за основными правами граждан стоится вся система законодательства, равно как и судебная практика», – подчеркнул он.
По мнению эксперта, Суд обоснованно принял во внимание правовую позицию КС, изложенную в Постановлении № 49-П: бездействие правительства в условиях чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, притом что такая угроза реальна и безусловна, действительно означало бы устранение государства от исполнения его важнейших обязанностей.
Александр Чертков заметил, что ВС учел не только российский, но и международный опыт распространения коронавируса и борьбы с пандемией, а также позицию ВОЗ. С учетом появления новых штаммов, в том числе «индийского», и неблагополучной эпидемиологической ситуации в Индии и ряде других государств очевидна обоснованность включения СОVID-19 в правительственный перечень опасных заболеваний, как и признания Верховным Судом законности такого решения, заключил эксперт.
Адвокат практики разрешения споров АБ «Инфралекс» Евгений Зубков отметил, что в соответствии с КАС удовлетворение заявления о признании недействующим нормативно-правового акта возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: он не соответствует иному НПА, обладающему большей юридической силой, и нарушает права и законные интересы заявителя. В рассматриваемом случае доказать совокупность вышеприведенных обстоятельств изначально крайне сложно.
Эксперт указал, что согласно Закону об основах охраны здоровья граждан критериями включения заболевания в перечень заболеваний, опасных для окружающих, являются высокий уровень первичной инвалидности и смертности, а также снижение продолжительности жизни. Евгений Зубков отметил, что каких-либо пояснений относительно того, какие конкретно показатели можно считать высоким уровнем первичной инвалидности и смертности, в законодательстве не имеется.
«Вместе с тем сложно оспаривать тот факт, что избыточная смертность (разница между количеством умерших в текущем и предыдущем годах) в 2020 г. в России была на очень высоком уровне, это подтверждает и официальная статистика. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что новая коронавирусная инфекция действительно способствует существенному повышению уровня смертности и, как следствие, отвечает критерию для включения в перечень опасных заболеваний, установленному законом», – резюмировал он.
Заведующий Московским «Центральным» филиалом в МКА «Санкт-Петербург» Юрий Качан согласился с позицией ВС о том, что включение СОVID-19 в перечень опасных инфекций не нарушает прав административных истцов. «В том же перечне есть, например, СПИД, чума, холера. Но ведь, включив СОVID-19 в перечень этих заболеваний, правительство тем самым приняло на себя обязательства по бесплатному лечению людей. Россия, кроме всего, состоит в членстве ВОЗ, поэтому и должна прислушиваться к ее мнению», – заключил он.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Неблагополучная эпидемиологическая ситуация
Неблагополучная эпидемиологическая ситуация
«О ситуации в КНР, Вьетнаме и предупреждении завозных случаев энтеровирусной инфекции, холеры на территорию Российской Федерации в аэропортах и аэродромах Московской области»
По информации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в период с начала марта среди населения КНР зарегистрировано 12 тысяч случаев заболевания детей грудного и раннего возраста вирусной пузырчаткой полости рта и конечностей (ВППРК), вызванной энтеровирусом (ЭВ71), включая 26 случаев со смертельным исходом. В больницах получают медицинскую помощь более 1390 пациентов.
Эпицентром подъема заболеваемости является город Фуань восточной провинции Аньхон. В эпидемический процесс вовлечены еще 8 провинций КНР, а также города Гонконг и Макао. В ближайшие недели и месяцы ожидается рост числа зарегистрированных случаев заболевания и в остальных частях Китая, который по прогнозам, достигнет наивысшей точки в июле текущего года.
В клинической картине преобладает экзантема полости рта и конечностей, поражение нервной системы с развитием параличей и отека легких.
Неблагополучная эпидемиологическая ситуация в сезон 2008 года складывается и во Вьетнаме, где с 05.03.08 по 22.04.08 зарегистрировано 2490 случаев заболевания острой водянистой диареей, включая 377 случаев холеры (по данным Министерства здравоохранения Вьетнама).
Плановые рейсы в Китайскую Народную Республику из аэропорта «Домодедово» осуществляются воздушными судами ОАО «АК «Домодедовские авиалинии» (в город Пекин два раза в неделю) и Китайской авиакомпанией (в города Пекин, Шанхай два раза в неделю). Чартерные рейсы в Китайскую Народную Республику осуществляются авиакомпанией ОАО «АК «Трансаэро» (один рейс в неделю в город Санья).
С целью предупреждения завоза и распространения среди населения Российской Федерации случаев энтеровирусной инфекции с территории КНР, холеры из Вьетнама, в пункте воздушного пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропортах и аэродромах Московской области» приняты дополнительные меры по выявлению больных (подозрительных на заболевание) энтеровирусной инфекцией и холерой на всех этапах оказания медицинской помощи, в первую очередь среди пассажиров и членов экипажей воздушных судов, осуществляющих международные рейсы из Вьетнама, КНР и граничащей с ней территорий (Читинская, Амурская области, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края). Проведены инструктажи с представителями органов, осуществляющих контрольные мероприятия на государственной границе.
В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, Управлением Роспотребнадзора по Московской области, совместно с работниками таможенных и пограничных органов усилен санитарно-карантинный контроль за транспортными средствами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, ввозимыми на территорию Российской Федерации в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту «Домодедово», аэродроме «Раменское». Проводится информирование членов летного состава, вылетающих в КНР, Вьетнам о возможном риске заражения энтеровирусной инфекцией и холерой, мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания. Даны указания медицинской службе авиапредприятий о необходимости незамедлительного информирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области о выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний (сыпь на лице, руках и ногах, лихорадка, респираторный синдром, расстройство желудочно – кишечного тракта и др.), организации и проведению комплекса первичных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных действующими нормативно-методическими документами.
Обеспечена круглосуточная готовность пунктов санитарно-карантинного контроля к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении чрезвычайных эпидемических ситуаций международного значения в пунктах пропуска через государственную границу в аэропорту «Домодедово» и аэродроме «Раменское».