Что такое небесный иерусалим
Небесный Иерусалим: каков он?
Под небом голубым есть
город золотой,
С прозрачными воротами и
яркою звездой,
А в городе том сад,
все травы да цветы,
Гуляют там животные
невиданной красы…
Анри Волохонский
Что же ждет нас после смерти? Каждый получает по вере, говорит Писание. Христиане верят, что человек при жизнивыбирает, где он окажется: в вечных мучениях в аду, или в вечном блаженстве Царства Небесного. Все зависит от того, веришь в Иисуса Христа или нет.
Как выглядит ад, мы примерно представляем: и кинорежиссеры, и писатели нередко брались за создание его картин. Но что такое рай? Или что такое Новый Иерусалим?
Кто-то скажет, что не верит в рай, уж слишком сказочно выглядит все, что довелось услышать об этом месте! Но не торопитесь утверждать подобное. Как-то к одному пастору подошел парень и сказал, что не верит в Бога, на что пастор ответил: «Расскажи мне, в какого Бога ты не веришь, может быть и я не верю в ТАКОГО Бога». О том, что произойдет с нами после смерти, можно сказать так же: «Расскажи, в какой рай ты не веришь, может быть в такой рай вообще не стоит верить?»
ТРИ НЕБА
Почему, когда говорим о рае, употребляем слово «небеса»? Потому что многие теологи считают, что именно там он и находится. Но где именно? В настоящее время, когда человеку кажется, что он освоил космос и теперь знает об этой Вселенной все, так трудно признать, что есть еще множество тайн, разгадка которых не в нашей власти.
ЧТО БУДЕТ, КОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ ВРЕМЕН?
О конце времен есть много точек зрения, потому что Библия в Откровении Иоанна описывает его аллегорически. Представляем вашему вниманию одну из богословских версий.
К концу времен наступит «великая скорбь», то есть на земле будет дана власть антихристу (Откр. 16:17). Но рожденные свыше верные Богу люди не будут проходить через это. Господь заберет их из среды людей к Себе: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф.24:40-43). После вознесения Церкви на небо, по окончании великой скорби, они вернутся на землю вместе с Иисусом, сразятся с дьяволом в Армагеддонской битве, сатана будет связан, и наступит тысячелетнее царство на земле (Откр. 17:20).
В конце тысячелетнего царства дьявол будет выпущен на время и выйдет обольщать народы: “И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:7).
Но после этого сатана будет свержен в озеро огненное, и состоится суд для тех, кого он смог обольстить.
И сотворит Бог новые небеса и новую землю. Новый Иерусалим сойдет с неба на новую землю. Мы не знаем, будет ли новая земля того же размера, как и настоящая. Известно одно: на новом небе не останется ни солнца, ни луны, ни звезд. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.21:23). Иисус станет и физическим и духовным светом в новом мире.
Библия не сообщает о форме Нового Иерусалима, но некоторые богословы считают, что он будет многоуровневым в форме куба или пирамиды, на вершине которой будет восседать Бог.
Сам город слишком прекрасен, чтобы описать его. Ни один глаз не видел его! Ни одно ухо не слышало о нем все! Человек может представить себе только то, что когда-либо видел, вот почему наше воображение ограничено, и мы не можем даже осознать, какую великую красоту способен создать Бог!
На земле улицы делают из бетона, асфальта. В Новом Иерусалиме мы сможем ходить по улицам из золота. Вероятнее всего, и о золоте здесь сказано иносказательно, но по восприятию оно будет для всех именно золотом.
Богатство, до которого люди никак не могли дотянуться на земле, окажется у них под ногами. Сейчас люди радуются жемчужине или бриллианту, и им трудно себе представить целый город, сделанный из золота. Но можете не сомневаться: чтобы создать землю, Бог достал из кармана всего лишь мелочь. Все лучшее Он приберег для Нового Иерусалима.
ГОРОД БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ
В этом городе нет не только слез и скорби, но и болезни! Посреди него течет река с водой жизни, а по обеим сторонам от нее растут деревья для исцеления народов. Мы будем есть их плоды не для того, чтобы вылечиться, а для того, чтобы оставаться здоровыми. Плоды этих деревьев помогут нам не забывать, что наша жизнь и здоровье зависят от Бога. Даже в вечности Бог напоминает нам, что всякий добрый дар исходит от Него.
ГОРОД ДЛЯ СВЯТЫХ
Новый Иерусалим Господь сравнивает с чистой, непорочной невестой потому, что его населяют святые люди! Святой город предназначен для тех, кто живет по духу, а не по плоти. Колдуны, знахари и заклинатели принимают решение сотрудничать с сатаной – они не смогут жить в святом городе. Ни один лжец не войдет туда. Если мы станем судить себя, то не будем судимы. Очень важно жить достойно Нового Иерусалима. И важно всегда быть готовым к встрече с Иисусом.
ГОРОД СОВЕРШЕННОГО ОБЩЕНИЯ
Вы когда-нибудь оказывались в Божьем присутствии и желали, чтобы это никогда не прекращалось? Близится то время, когда нам не нужно будет расставаться с Ним. В Новом Иерусалиме не останется прощаний, ночи и никакой тьмы.
Люди живут в больших домах, куда приезжают их дети. Новый Иерусалим – большой дом Бога. Иисус назвал его «домом Отца Моего».
Бог не случайно построил такой большой дом. Он хочет, чтобы все Его дети вернулись и жили вместе с Ним. Многим это покажется слишком дорогим подарком. Но у богатых царей принято дарить дорогие подарки. Побеждающие наследуют Дом Бога! Иисус говорит: «Придите». Так что каждый может сделать выбор, где ему проводить вечность.
Некоторые скажут, что все, описанное здесь, похоже на сказку. Не стоит торопиться с выводами. Если мы чего-то не видели, не значит, что этого нет. Бог действительно обещал нам «сказочную» вечность! Иисус говорил: “Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Господь любящим Его” (1Кор 2:9)!
Подготовила Ирина ШИЛИНА
Использованы материалы книг:
“За наградами в вечности” Джозеф Л. Уолл;
“Откровение Иоанна Богослова”, учебн. пособие
ПРИТЧА
Однажды умер великий царь. Ангел повел его в долгий путь. Наконец они остановились перед воротами на небеса. Ангел спросил царя:
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
Сохранятся ли на небе между нами те отношения, какие есть у нас сейчас, например, брак и материнство? Узнаем ли мы боль разлуки с любимыми людьми, которые не познали спасительной силы Иисуса?
Христос говорил, что на небе мы будем похожи на Ангелов небесных. “Ибо в воскресении не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии, на небесах” (Мф. 22:30). К тому же сказано, что Христос отрет все слезы и изгонит любую боль.
Чем мы будем заниматься на небе?
Подготовила Ирина ШИЛИНА
Использованы материалы книг:
“За наградами в вечности” Джозеф Л. Уолл;
“Откровение Иоанна Богослова”, учебн. пособие
Что такое небесный иерусалим
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Небесный Иерусалим-Асгард-Космические корабли.
Небесный Иерусалим (Новый Иерусалим) — согласно Откровению Иоанна Богослова, Небесный Город, посланный от Бога в конце истории. Нередко используется в качестве противопоставления Града Небесного (Иерусалима, Сиона) граду земному (Вавилону).
называемом буквально Новый (Юный) Иерусалим, проводятся аналогии с отроком.
Отдельно следует отметить видение, описанное в Книге пророка Иезекииля. Пророк получает откровение о городе Господа, расположенном вокруг восстановленного Храма Единого Бога. Город станет столицей Мессианского царства, местом встречи двенадцати колен Израилевых во времена грядущей Мессианской эпохи. Названо в книге и имя города — «Ягве-Шама».
Подобно Небесному Иерусалиму в скандинавской мифологии есть свой небесный город, населённый великанами асами- Асгард.
Кроме того, особое благоволение асов людям выразилось и в том, что Асгард и Мидгард связаны природным явлением — мостом радуги (Биврёст — др.-исл. «радуга»), стражем которого поставлен бог Хеймдалль. Судьба Мидгарда и Асгарда едина: им отведен один век, и когда в конце времен в ходе великой битвы богов и гримтурсенов-ётунов погибнет Мидгард, рухнет источенный клыками дракона Нидхёгга великий ясень Иггдрасиль и вместе с ним обрушится построенный вокруг его кроны Асгард, — так рассказывает поэма «Пророчество вёльвы», пересказанная Снорри Стурлусоном в XIII веке.
Тайна небесного Иерусалима
Со времени прихода в этот мир Сына Божьего — Иисуса Христа — многое из того, что долгое время оставалось тайной, сокрытой от веков и родов, стало открытым. Это — рождение Церкви Христовой на земле и приобщение к вере язычников, ко спасению которых «относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной. благодати. » (1 Пет. 1, 10).
Но есть тайны, которые ныне хотя и в действии, завершение их — в будущем. Есть и те, которые станут понятны только в Небесном Царстве. Например: Тайна небесного Иерусалима. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Откр. 21, 2
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Откр. 21, 5—6
Вот еще одна удивительная тайна: Иоанн увидел неповторимый по красоте и величию город, «сходящий от Бога с неба». Вникнув в его описание, мы найдем, что он дивен и прекрасен потому, что художник и строитель его — Сам Бог. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Сам Христос сказал: «Я иду приготовить место вам» (Иоан. 14, 2).
С другой стороны, этот величественный город хранит в себе множество тайн и символов, так что человеческий разум не в состоянии их понять как должно. Разумение этих тайн лежит за пределами ограниченного человеческого разума, и, чтобы понять их хотя отчасти, на помощь приходит вера.
Итак, первое, что мы узнаем о святом небесном жилище, — это город. Мы имеем представление о земных городах и их жителях. Но Небесный Иерусалим не похож на земные города с их теснотой, неустройством, загрязнением. Улицы этого города — чистое золото, как прозрачное стекло — Откр. 21, 21.
Мы знаем историю земного Иерусалима, главного города Израильского царства. Он был духовным центром еврейского народа. В нем стояли престолы царей, начиная от завоевавшего этот город Давида, и кончая последним царем, которого Навуходоносор увел в плен. После такого поражения Израиль полностью утратил самостоятельность.
В Иерусалиме царь Соломон построил первый храм, разрушенный и сожженный впоследствии Навуходоносором. Но после Вавилонского плена Зоровавель построил на прежнем месте второй храм, который Ирод Идумеянин расширил и украсил. В этот храм и вошел Господь наш Иисус Христос. Он стал славнее первого, как говорит пророк Аггей (2, 9).
В течение многих веков в Иерусалиме лилась кровь невинных жертвенных животных за грехи народа Израильского. В нем жили самые сведущие в законе люди: книжники и фарисеи. Каждый день в знак благодарения на золотом жертвеннике возносился фимиам Богу. В общем город был местом, на котором наречено было имя Господне, местом, среди которого должен был обитать Господь.
Но по причине отступления народа от Бога город стал местом, в котором пролилась кровь многих пророков Господних, неузнанного Мессии и Его последователей. Он стал преступным городом. Бог оставил его и много раз предавал в руки врагов для наказания.
В этом городе Христос предстал как Царь Израильский, но люди предпочли кесаря.
Христос явился Своему народу как Агнец Божий, желающий взять на Себя их грехи, но они отказались от Него и пренебрегли Им.
Этот город слышал свидетельство Самого Христа, что Он посланный на землю Божий Сын. Книжники, фарисеи и священники расценили это как богохульство.
На холме, за стеной Иерусалима, был распят Христос, и через это преступность Израиля достигла наивысшего предела. Город отказался от Своего Спасителя.
Итак, с Иерусалимом связана судьба и история ветхозаветного народа Божьего. Ханаан — родина Израиля — немыслим без Иерусалима. В древности евреи стремились жить и умереть на своей родине, чтобы «приложиться к отцам своим».
Небесный Иерусалим — тоже родина, но не для земного народа Божьего, а для небесного — для Церкви Иисуса Христа.
В Откровении Иоанн видел святой Иерусалим, «сходящий с неба». Он не говорит, что город сошел с неба на землю. Нет. Он как бы оставался между небом и землей.
Иоанн отчетливо видел город и описал его красоту. Вот первое сравнение: «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». В нем полное совершенство, красота, святость, чистота и законченность. «Он имеет славу Божию. » (Откр. 21, 11), потому что в нем обитает Сам Бог. Эта слава и в Отце и в Сыне: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17, 5). «. Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне. » (Иоан. 17, 24).
«Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр. 21, 23).
Город имеет стену (Откр. 21, 12). Земной Иерусалим тоже был окружен стенами, и это делалось для защиты от врагов. Там же врагов уже не будет. Стало быть, стены имеют символическое, скрытое пока значение.
В Небесный Иерусалим можно войти только воротами: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 14). «. На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21, 12). Имена двенадцати Апостолов Агнца написаны на стене города, имеющей двенадцать оснований (Откр. 21, 14). А Апостол Павел, говоря в послании Ефесянам об устройстве Церкви и о ее основании, писал: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. » (Еф. 2, 19—20). Итак, вход в город возможен только через ворота. Перелезть инде невозможно.
«Храма же я не видел в нем, — свидетельствует Иоанн, — ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр. 21, 22). Это удивительное откровение! На небе и сейчас есть храм. Там есть святилище, есть жертвенник. Священнодействователем этой небесной скинии, которую воздвиг Господь, а не человек, является Сам Христос — Евр. 8, 1—7. Церковь, будущая обитательница этого города, находясь на земле, не может и одной минуты обойтись без такого Первосвященника и Священнодействователя, Который бы постоянно ни предстоял за нее перед Богом. Проходя земной путь в скорбях, в борьбе, в унижении, она нуждается в Ходатае.
В новом Иерусалиме эта необходимость отпадает, потому что Церковь будет наслаждаться явным, видимым присутствием Бога и Агнца.
Размеры города тоже удивляют. Мы привыкли говорить о земных городах в двух измерениях. Небесный Иерусалим «расположен четвероугольником. длина и широта и высота его равны» (Откр. 21, 16). Небесные понятия о пространстве и времени совершенно отличны от земных.
В городе течет чистая река «воды жизни», светлая, как кристалл, которая исходит прямо от престола Бога и Агнца. По обеим сторонам реки — «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды» (Откр. 22, 2).
Если мы обратимся к книге Бытие, к описанию Едемского рая на земле, то обнаружим, что и там протекала река для орошения рая, и стояло, произращенное Богом, древо жизни посреди него — Быт. 2, 8—10. Два символа: река и дерево, означающие жизнь,— присущи как земному раю, так и новому Иерусалиму в небесах.
«. Престол Бога и Агнца будет в нем. » (Откр. 22, 3). Престол — знак владычества. Он останется вовеки, ибо от него будет исходить управление всем мирозданием — новым небом и новой землей.
Церковь воссядет на этом престоле. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3, 21).
Войдут в город побеждающие и омытые Кровью Агнца. «Побеждающего сделаю столпом. и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр.3, 12). «. Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7).
Право войти в город воротами спасенные обретают исключительно во Христе. Кто здесь на земле был со Христом, тот и там будет с Ним.
Новый город Иерусалим — это еще и скиния: «. Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. » (Откр. 21, 3). Сказано: «. Бог Вседержитель — храм его, и Агнец».
Скиния, построенная Моисеем у подножия горы Синай, имела прямое назначение: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25, 8). В скинии Бог открывался Своему рабу Моисею. Народ Израильский нес ее через пустыню, и значит на протяжении всего странствования Бог был посреди Своего народа и руководил им.
То же можно сказать и о храме, построенном царем Соломоном. Как только были закончены работы,— храм наполнился славой Божьей. В нем Бог открывался пророкам, первосвященникам, царям, и только отступление Израиля привело к тому, что Бог оставил храм и, таким образом, покинул Свой народ.
Когда исполнилось время, «небесная скиния» стала плотью: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Иоан. 1, 14). Христос отождествил Свое тело с храмом: «. Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. А Он говорил о храме Тела Своего» (Иоан. 2: 19, 21). Иудеи разрушили храм Тела Его, а Он на третий день воскрес и восстановил Его (Иоан. 2, 22). Христос, как «Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения. однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9, 11—12).
О городе Иерусалиме сказано: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними. » Но если обитание Бога среди Своего народа в скинии и через воплощение Иисуса Христа было временным, то в новом Иерусалиме Бог во веки веков будет обитать среди Своих искупленных. Слава Ему!
Небесный город имеет еще одно символическое значение. Когда Ангел сказал Иоанну: «Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца», то вознес его в духе на великую и высокую гору и показал ему — не людей, нет! — а город — небесный Иерусалим. Это ли не тайна? Мы говорили о том, что Церковь сравнивается с невестой, здесь же город Иерусалим называется невестой (Откр. 21, 2). Невеста, украшенная для мужа своего! Сам Христос приготовил и украсил ее. Он облек ее в виссон светлый и чистый.
Небесный Иерусалим является символом всех спасенных Кровью Иисуса Христа. Глядя на прекрасный, чистый, святой и дивный, небесного происхождения город Иерусалим, мы видим в его образе чудную, прекрасную, святую и беспорочную Церковь Иисуса Христа. «. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25—27).
Апостол Павел открывает еще одну тайну Небесного Иерусалима. Сравнивая два города, земной и небесный, он говорит: «Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4, 25—26).
В небесный Иерусалим входят дети обетования по Исааку, рожденному от свободной. Обетование же относилось ко Христу. «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4, 31; 3, 16).
Тайна Церкви закончится в вечности в новом Иерусалиме. Когда Сидящий на престоле произнес: «Се, творю все новое», прозвучало Его слово: «совершилось!» (Откр. 21, 5—6).
План Божьего спасения получил завершение. Новый Иерусалим является конечной целью всех искупленных Христом. Что Бог обещал, то исполнил. Христос начал осуществлять план спасения Своего народа, когда сошел на землю, Он и завершил его.
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Д. Ап. 3, 19—21).
Вечный брачный союз Христа и Церкви Его — это завершение Божьего плана спасения. Бог приведет его в исполнение, и никакие адские силы не смогут Ему помешать.
Там, в небесах, Церковь склонит голову на груди Господа Иисуса и навеки успокоится от земной борьбы и козней сатаны. Пройдя на земле путь уничижения, она вознесется к престолу Агнца и вместе с Ним будет управлять Вселенной, потому что она «есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23).
Имеешь ли ты надежду проводить вечность в этом прекрасном городе? Если нет, тогда не медли, приди ко Христу, примирись с Богом. Он ожидает тебя давно, Он жаждет спасти тебя. Не пренебрегай Его любовью.
Небесный Иерусалим. Что послужило прообразом?
«И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.
И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.
С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:22-24)
«И поселятся там степные звери с шакалами, и будут жить на ней страусы, и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов.
Как ниспровержены Богом Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так [и] тут ни один человек не будет жить, и сын человеческий не будет останавливаться».(Иер.50:39-40)
Так и случилось. На месте некогда величественного города, которому не было равных по размерам и красоте, перед глазами археологов в 20 в. предстала картина в виде холмов камней и песка. Среди которых жили только совы и гиены.
А небесный Иерусалим построенный Богом и населённый праведниками будет стоять вечно!
«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков».(Откр.22:3-5)
Вавилон был огромен.
Но Небесный Иерусалим превосходит его в размерах!
Вавилон украшали сады деревьев, насаженные вдоль реки и каналов.
Новый Иерусалим украшают Райские деревья жизни!
Вавилон поила река неся свои мутные воды.
Божий город-сад напояет река жизни светлыми водами!
В Вавилоне стоял огромный храм –зиккурат в котором поклонялись идолам.
А Иерусалим это город – храм, в котором живут праведники, чтущие Бога!
В Вавилон приходили пленники со всех покоренных народов. Приходили ПЛЕНЕННЫЕ цари и вельможи склонив голову перед завоевателями.
В Небесный город входят СПАСЕННЫЕ.
«Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою»(Откр.21:24)
Вавилон – город греха и разврата.
Иерусалим – город святости и чистоты!
«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни».
(Откр.21:27)
Небесный Иерусалим
Небе́сный Иерусали́м — 1) Град Бога Живого, место обитания святых Божьих угодников, удостоившихся радости богообщения, вечного счастья, блаженства; место, где отсутствует грех, скорбь и печаль; 2) иконографический символ, представляющий Небесное Царство; первообраз земного Иерусалима.
Много ли людей удостоятся вечного пребывания в Небесном Иерусалиме?
Кто именно достигнет Небесного Иерусалима, знает Господь. На иконах Страшного Суда граждане этого Города эмблематично представлены двадцатью четырьмя ликами святых. Однако это число символическое, число полноты, подразумевающее сонм ветхозаветных и новозаветных святых. Согласно свидетельству Откровения Евангелиста Иоанна Богослова, во свете Небесного Иерусалима будут ходить не отдельные малые группы, а «спасенные народы» ( Откр.21:24 ), что говорит само за себя и указывает на огромное множество имеющих удостоиться, по благости, правде и милосердию Божьему, славы жителей этого Города. На то же указывает и обширность его территории ( Откр.21:6 ), и количество врат, числом двенадцать, ориентированных на все четыре стороны света ( Откр.21:12-13 ).
Как сказано в Священном Писании, в Небесный Иерусалим «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» ( Откр.21:27 ). Его унаследуют лишь те люди, чьи имена вписаны в Книгу жизни Агнца ( Откр.21:27 ). А это суть те, кто, живя земной жизнью, по возможности употребляет необходимые старания и благодатные средства для единения с Богом и его святыми; те, кто соблюдают заповеди, ( Откр.22:14 ), ощущают себя на земле странниками и пришельцами, сознавая, что их истинное Отечество — на Небесах ( 1Пет.2:11 ).
По большому счёту некоторой причастностью Небесному Иерусалиму обладают даже и те верующие, которые пока ещё живут земной жизнью и ещё не удостоены Небесных венцов ( Евр.12:22 ).
Разумеется, помимо Бога и людей обитателями Небесного Иерусалима будут ангельские силы.
Надо ли полагать, что поскольку Иерусалим назван Небесным, он всегда будет располагаться на Небе, и никогда — на земле?
Евангелист Иоанн Богослов видел Небесный Иерусалим спускавшимся с горних вершин именно на землю. Однако, то была не проклятая Богом и не изуродованная злом, а совершенно новая земля ( Откр.21:1 ).
Согласно видению Григория, ученика преподобного Василия Нового Цареградского, земля окрест Небесного Иерусалима будет населена теми, кто не удостоится высшей Божественной славы, однако же, милостью Божьей будет избавлен от вечного пребывания в адских безднах и пропастях.