Что такое навыки и привычки

Освоение деятельности. Умения. Навыки. Привычки

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки

Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом – это сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навык – это автоматизированный компонент действия.

Развитие и совершенствование деятельности можно представить как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Согласование навыков происходит тогда, когда 1) один из навыков служит средством лучшего усвоения другого; 2) система движений обоих навыков соответствуют; 3) когда конец одного навыка является фактическим началом другого.

Интерференция возникает тогда, когда 1) система движений одного навыка противоречит другому; 2) при переходе от одного навыка к другому приходится ломать структуру движений, переучиваться; 3) система движений одного навыка частично входит в систему движений другого, как следствие происходит искажение движения; 4) начало и конец обоих навыков не состыкуются.

Умения, в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, находящихся под сознательным контролем.

Основное качество умений заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений (навыков, операций, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Умения и навыки делятся на типы: 1) двигательные, 2) познавательные, 3) теоретические, 4) практические.

Третий элемент в освоении деятельности – привычка. Отличается от умений и навыков тем, что представляет собой непродуктивный элемент деятельности, негибкая и часто неразумная часть деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

От навыка отличается тем, что может в определенной степени сознательно контролироваться, а от умения тем, что не всегда является разумной и полезной.

Выводы:

1. Поведение – это результат активности живого существа.

2. Формы поведения животных: инстинкт, научение, интеллектуальные формы поведения.

3. Деятельность– это специфический вид активности человека, существенно отличающийся от поведения.

4. Содержание деятельности человека определяется целью.

5. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

6. Умения– это сознательно контролируемые части деятельности. Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений.

7. Между собой навыки могут согласовываться, а могут интерферировать.

Рекомендуемая литература:

Миллер, Д., Галантер, Ю., Прибрам, К. Планы и струкура поведения. – М., 1964.

Леонтьев, A.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94 232.

Источник

Умения, навыки, привычки

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки

­Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.

Полезные привычки для счастья
Счастье зависит не всегда только от нас, но некоторые привычки помогут вам чаще быть счастливыми.
• Играть в жизнь: иметь цели и их достигать. Напрягаться и расслабляться.
• Счастливое тело. Расслабленность, улыбка!
• Поддерживать высокий эмоциональный тон: бодрость, живость, активность.
• Отдыхать с удовольствием.
• Здоровый образ жизни, высыпаться. Правильный вечер.
• Жить в позитиве, не опускаться в негатив. Упражнение «Хорошо», «Если бы я любил».
• Благодарность жизни, картинки счастья.
Категории: Счастье

Мы полагаем, что развитие личности подростка под влиянием коллективной деятельности включает следующие этапы.
1. Формирование положительного отношения к акту про-социальной деятельности как к желательному действию и предвосхищение своих положительных эмоций по этому поводу, усиленных групповым отношением и позицией эмоционального лидера – руководителя (педагога).
2. Формирование смысловой установки и личностного смысла на основе этого отношения (самоутверждение положительными поступками и потенциальная готовность к ним как к средству самоутверждения).
3. Становление мотива общественно полезной деятельности в качестве смыслообразующего, способствующего самоутверждению, отвечающего возрастной потребности в социально-актуальной деятельности, выступающего в качестве средства формирования самоуважения через уважение окружающих.
4. Формирование смысловой диспозиции – первой наддеятельностной смысловой структуры, обладающей трансситуативными свойствами, т.е. способностью бескорыстно заботиться о людях (личностное качество), с опорой на общее положительное к ним отношение (человечность). Это, в сущности, и есть жизненная позиция – направленность личности.
5. Формирование смыслового конструкта. В нашем понимании – это осознание своей жизненной позиции среди иных жизненных позиций.
6. «Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. (. ) Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями»19. (19 Первый Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. С. 384). С построения смыслового конструкта начинается, на наш взгляд, понимание человеком себя как личности. Чаще всего это происходит в старшем подростковом возрасте с переходом в юношеский.
7. Производной этого процесса становится формирование личностных ценностей как основы для выработки принципов поведения и отношений, свойственных личности. Они отражаются в сознании субъекта в форме ценностных ориентации, на основании которых человек выбирает свои жизненные цели и средства, ведущие к их достижению. К этой категории относится и представление о смысле жизни. Процесс становления жизненных позиций и ценностных ориентации личности охарактеризован нами на основании модели, предложенной Д.А. Леонтьевым (рис. 1). Комментируя ее, он пишет: «Как следует из схемы, эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность оказывают только личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, которые порождаются как мотивом этой деятельности, так и устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй иерархический уровень смысловой регуляции. Высший уровень смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам»[2].
Было бы вполне логично заключить, что в процессе онтогенеза личности первично происходит восходящее становление смысловых структур, начиная с отношения к социальным объектам, потом – формирование смысловых установок (предмотива деятельности) и ее личностного смысла. Далее, на втором иерархическом уровне, возможно становление мотивов, смысловых диспозиций и конструктов, обладающих наддеятельностными, личностными свойствами. Только на этой основе возможно формирование ценностных ориентации. Зрелая личность способна к нисходящему пути формирования поведения: от ценностей – к конструктам и диспозициям, от них – к смыслообразующим мотивам, далее – к смысловым установкам, личностному смыслу конкретной деятельности и связанным с ними отношениям.
В связи со сказанным заметим: старшим, так или иначе соприкасающимся с младшими, необходимо понять, что формирование личности начинается с восприятия ею отношения значимых других. В дальнейшем эти отношения преломляются в готовность действовать соответствующим образом: в социальную установку в ее смысловом варианте (предмотив), и далее – в ощущение личностного смысла предстоящей деятельности, что в конечном итоге и порождает ее мотивы. О влиянии мотива на личность мы уже говорили. Но следует еще раз подчеркнуть, что все начинается с человеческих отношений со стороны тех, кто значим – к тем, кто в этих отношениях нуждается.
К сожалению, далеко не случайно в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Это происходит по двум причинам. Во-первых, школьная учеба традиционно построена как занятие принудительное, и смысл его для многих ребят не очевиден. Во-вторых, организация учебы в современной массовой общеобразовательной школе не учитывает психологических особенностей детей школьного возраста. Сказанное относится и к младшим, и к подросткам, и к старшеклассникам. Даже первоклассник в силу этой традиционности уже после первых месяцев, а иногда и недель занятий теряет интерес и начинает воспринимать учебу как скучную необходимость. Ниже мы вернемся к этой проблеме, а сейчас отметим, что в современных условиях при традиционной организации учебного процесса учеба не представляет собой психологической опоры для процесса воспитательного, поэтому в целях формирования личности возникает необходимость организации иной деятельности.
Каковы же эти цели?
Следуя логике данной работы, опираться надо не на конкретные черты личности и даже не на отношения, которые надлежит ей выработать «в идеале», а на немногие, но решающие смысловые ориентации и соотношения мотивов, а все прочее человек, исходя из этих ориентации, выработает сам. Иными словами, речь идет о направленности личности.

Методы личной самоорганизации

Источник

Навыки, умения, привычки и процесс их формирования

1. Навык — автоматизированный элемент сознательного дей­ствия, который вырабатывается в процессе выполнения этого дей­ствия.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин­формации. Для эффективной работы необходимо часть инфор­мации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения ин­формации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следую­щем:

— в процессе деятельности на человека многократно воз­действуют сходные раздражители (например, выполняет­ся однотипная производственная операция);

— под влиянием раздражителей у субъекта формируется оп­ределенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и передается на уро­вень подсознательного контроля. Эта программа не тож­дественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

— формирование профессиональных навыков идет не пас­сивно, а под влиянием специально организованных уп­ражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение — это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количе­стве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.

Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам:

— ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

— наличие ориентировочной основы действия в виде систе­мы необходимых и достаточных информационных призна­ков, на которые ориентируется учащийся при выполне­нии действия;

— частичная автоматизация действия;

— наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

— «запуск» системы саморегуляции действия, направлен­ной на устранение недостатков и исправление ошибок;

— систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сфор­мированным и закончить регулярные упражнения по его отра­ботке. Однако, если упражнения прекратить полностью и од­новременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия уп­ражнений.

Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н/А. Бернш-тейн. Конструктивно эта теория была дополнена концепцией модели поведенческого акта П. К. Анохина и анализом структу­ры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Та­ким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теорети­ческие основы для разработки практических способов формиро­вания навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.

2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение — это знание, которое понято уча­щимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты опера­тивности. На этапе умения усвоенный способ действия ре­гулируется знанием и по мере тренировки достигается преобра­зование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно вы­полняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, прохо­дит ряд стадий:

— недостаточно умелое действие;

— развитые отдельные умения (умелые, относительно за­конченные элементы действия);

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечива­ет оперативную перестройку системно-структурной основы дей­ствия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стан­дартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Навык – способ выполнения действия, сложившийся в результате упражнений и представляющий собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Умения рассматриваются как способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности, опирающейся на знания и навыки и совершенствующейся вместе с ними.
Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, решающее значение в котором имеет активное сопоставление учащимися, с одной стороны, цели и представления о правильном способе деятельности, а с другой – своих собственных действий и их результатов. В итоге происходят самооценка и активная регуляция совершаемых действий, направленные на их совершенствование.
Для процесса формирования любого навыка характерны некоторые общие черты: объединение ряда элементарных движений в единое целое; постепенное исключение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности; сосредоточение внимания на результате труда; отработка ритма выполняемых действий, благодаря которому человек, владеющий навыком, может трудиться длительное время не утомляясь; произвольное изменение темпа работы.
Установлено, что активное, сознательное усвоение трудовых навыков с опорой на знания делает их более пластичными, легко поддающимися регуляции и перестройке при изменении задач и условий деятельности. Сложившиеся навыки, будучи автоматизированными компонентами осознанной деятельности, существенно отличаются от автоматизмов, проявляющихся помимо сознания (импульсивные и рефлекторные движения, некоторые привычки и др.). Они способствуют легкости регуляции деятельности, для которой являются способами ее реализации.
Существует классификация трудовых умений и навыков: по профессиям (слесарные, токарные и т.д.), политехнические, основные и вспомогательные, исполнительные, ориентировочные и контрольные, общетрудовые и специальные и т.д. С психологической точки зрения при всем многообразии производственных навыков их можно разделить на три основные группы: сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и др.), двигательные и умственные (вычислительные, чтение чертежей, решение производственных задач и др.).
Обучение сенсорным навыкам с применением упражнений необходимо в тех случаях, когда особенно важны четкое различение и оценка разного рода признаков (пространственных величин, цветовых оттенков, слуховых сигналов и т.д.), а также узнавание особенностей большого количества всевозможных предметов, достаточно сходных между собой (определение сорта материалов по внешнему виду, состояния инструмента, деталей и др.). К сенсорным относятся и более сложные умения и навыки: глазомер, скорость и точность восприятия информации, получаемой с помощью измерительных приборов.
Основной принцип обучения дифференцированию признаков и явлений – постепенный переход от их сопоставления к различению все более сходных. При этом специально построенные упражнения по сравнению с неорганизованным обучением в процессе производственной практики дают преимущества и в сроках и в качестве обучения. Они применяются, например, во время занятий будущих сталеваров по определению проб состава металла, различению на глаз оттенков цветов накаливания и установлению по ним температуры стен и свода мартеновской печи.
При формировании двигательных навыков ведущую роль играет двигательный анализатор – орган различения и восприятия человеком движений частей тела. За основу обучения в этом случае берется тщательная отработка моторных дифференцировок, всех элементов действия. В зависимости от уровня требований к координации движений, к их точности, скорости двигательные навыки различаются по трудности усвоения.
Примерами умственных навыков могут служить умения по разметке материалов, чтению чертежей, осуществлению вычислительных операций и др.
Во всех указанных случаях мы имеем дело со сложными психическими образованиями, в состав которых входят и сенсорные, и двигательные, и мыслительные элементы. Поэтому речь идет только о выделении ведущих компонентов, которые при обучении наиболее значимы для освоения навыка в целом. При выборе методических приемов и организационных условий нельзя опираться лишь на общие закономерности формирования навыков, необходим анализ конкретных их особенностей.
Навыки в своем развитии в процессе профессионального обучения делятся на ряд этапов. Первый этап – начало осмысления навыка, характеризующийся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением способов ее достижения и грубыми ошибками при попытках выполнения действий. Второй – сознательное, но неумелое выполнение, когда учащийся определенно знает, как надо выполнять действие, но само выполнение неточно, неустойчиво, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания. На этом этапе выполнению действий присуще много лишних движений. Третий этап – автоматизация навыка – все более и более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; исключение лишних движений и возможность положительного переноса навыка. Четвертый – высокоавтоматизированный навык – точное, экономное выполнение действия, которое иногда становится средством осуществления другого, более сложного действия, но всегда проводимого под контролем сознания.
Решающее значение для овладения навыком имеет, прежде всего, активный поиск учащимися способов совершенствования своих действий. Поэтому нужно так организовывать обучение, чтобы оно стимулировало их инициативу и мыслительную активность. Немаловажны при этом пробные действия учащихся. Одна из особенностей практического мышления (мышления в процессе практической деятельности) – его частое слияние с практическими действиями работника. Пробные поисковые действия, где происходит такое слияние, в большинстве случаев нельзя отнести к механическим.
Обязательным условием формирования навыков является также оценка работы обучаемых с указанием их ошибок и достижений. Своевременность и объективность оценок работы учащихся требует самого серьезного внимания. В процессе активных, целенаправленных сознательных поисков правильных способов выполнения заучиваемых действий они могут совершенствовать их, только опираясь на самоконтроль и оценки со стороны.
Следует учитывать и важность создания условий, обеспечивающих пластичность навыков, т.е. способность к их перестройке в новых условиях. Установлено, что перенос навыков облегчается, в первую очередь, благодаря общности приемов и способов работы, когда ранее приобретенные частные навыки переносятся в новые условия. Например, навыки работы на токарном станке значительно упрощают работу на других металлорежущих станках.
Наряду с положительным влиянием уже приобретенных навыков при освоении новых бывают, как известно, случаи отрицательного воздействия прежнего опыта – интерференции навыков, или отрицательного переноса. Интерференция – снижение уровня запоминаемого материала в результате поступления другой информации, которой оперирует субъект. Для предупреждения интерференции сходных в каком-то отношении навыков необходимы специальные упражнения, основанные на отчетливом понимании различия условий, требующих того или иного действия, и активном контроле за правильностью выполняемых операций. В результате каждый из интерферирующих способов закрепляется за соответствующими условиями. Тогда ошибки перестают возникать и при отсутствии активного контроля.
В современных условиях в связи с развитием техники, технологии и совершенствованием организации труда очень часто возникает необходимость перестройки навыков – переучивания. В одних случаях это связано с заменой ранее усвоенных, менее совершенных навыков на более совершенные, в других – c изменением условий работы (переход на новые станки, освоение новых изделий и т.п.). Все это влечет за собой трудности в плане формирования новых связей в центральной нервной системе.
Явления перестройки, переноса и интерференции навыков говорят о том, что они нечто застывшее и неизменное. Определенные изменения начинают происходить и при длительных перерывах в упражнениях. Недостаточно закрепленные навыки могут быть даже полностью утрачены. Для их восстановления, т.е. для достижения прежней скорости, точности и слаженности в работе, требуются специальные упражнения. Разрушение и деавтоматизацию навыков предупреждают их закреплением. При ограниченном количестве часов, отводимых программой на повышение мастерства, чтобы увеличить объем упражнений, ранее усвоенные навыки включают в процесс выполнения более сложных заданий.
Вместе с тем для закрепления умений необходимы определенные перерывы в упражнениях, так как их чрезмерность может привести даже к нарушению навыков, известному у спортсменов как перетренировка.
Потеря способности имеет место и при переутомлении. Это временное явление снимается отдыхом. Сознательный контроль в процессе выполнения хорошо автоматизированных действий также может вызвать их временное нарушение. Это не противоречит признанному важному значению сознательной регуляции действий при овладении навыками, так как роль сознания на разных их этапах развития меняется. На тех ступенях развития навыков, когда активное обдуманное управление действиями сменяется общим контролем за их результатами, осознание частных действий ведет как бы к возврату на первые этапы формирования умений.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА различаемые по эффективности и осознанности компонентов действия промежутки процесса формирования навыка. Выделяют шесть этапов: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычкиСхема «этапы формирование навыка, навык» Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычкиСхема «Этапы и условия формирования навыка»

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки

Что такое навыки и привычки. Смотреть фото Что такое навыки и привычки. Смотреть картинку Что такое навыки и привычки. Картинка про Что такое навыки и привычки. Фото Что такое навыки и привычки

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Этапы формирования навыков и умений

Практической целью обучения является формирование коммуникативных знаний и речевых навыков, обеспечивающих познавательно – коммуникативные потребности учащихся из старших классов, обучение англоязычному обучению в контексте диалога культуры, формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

Говорение

Обучение общению в старших классах строится на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.

Умение осуществлять устно – речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно – трудовой, бытовой, культурной сфере общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своём окружении.

Аудирование

Аудирование осуществляется на основе аутентичных текстов различного жанра, (интервью, обмен – мнениями, диалог – беседа и т.д.)

Прежде чем приступить к работе над текстами предлагается прослушать трижды в таком порядке:

прослушать и понять общее содержание без опоры на текст:

о чем идет речь (в общих чертах)

Прослушать текст вторично и прочитать его вслед за диктором с опорой на текст.

Прослушать текст в третий раз и самостоятельно прочитать (по задании учебника), обращая внимание на интонацию, ударение, произношение.

Если дополнительные тексты, материалы, на основе которых может осуществляться совершенствование и дальнейшее развитие навыков восприятия иноязычной речи на слух. 1) прослушивание понимание основного содержания. 2)ответить на вопросы 3)выполнить ключевые слова

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра. Цель: а) для ознакомления с общим охватом содержания текста (ознакомление)

б) для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение)

в) для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение)

К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:

предвосхищать содержание текста с помощью заголовки

понимание общего содержания прочитанного, выделение идеи

понимание полного содержания с опорой на лексических единиц

извлекать факт, событие.

делить на смысловые части

сокращать текст (для передачи в форме диалога)

конструктировать в форме интервью

составлять рефераты, записывать тезисы.

Репродуктивно – продуктивные умения:

раскрывать и обсуждать проблемы

использовать новые языковые и речевые средства на основе текста, писать реферат или выступление в классе.

участвовать в проектной работе.

Письмо

Учащиеся должны уметь:

выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения.

делать нужные записи для обсуждения проблем.

составлять и отвечать на вопросы анкеты, текста.

писать заявления о приеме на работу

писать письмо деловое, употребляя нужную форму речевого этикета

письмо личного характера.

Продолжается обучение умениям и навыкам грамматической, лексической, фонетической сторонам речи.

Для развития фонетических навыков учащимся предлагаются разнообразные по жанру аутентичные тексты, которые предъявляются трижды, что дает возможность отрабатывать фонетику новых слов. Особое внимание уделяется (фонетике) интонации.

Литература

«Педагогическая энциклопедия» А.П.Александров, А.В.Арциховский и др.

«Организация урока» У.Древс, Э.Фурман.

«Современные требования к урокам» С.В.Векслер.

Программы (немецкий язык 10-11кл).

Что такое умение? Умение – возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится работать (действовать). Умения могут быть действия как практические, так и теоретические. Например, умение грамотно писать и умение делать грамматический анализ слова в уме. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний, без знаний нет умений. Знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные (участия) части любого целенаправленного действия. Качества умений определяется и содержанием знаний, о выполняемом действии.

Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целями и условиями, в которых приходится действовать. Но, в отличии от навыков, умения, может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого – нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении заданий, действий, только сходных с данными.

Навык – действие, характеризующиеся высокой мерой освоения: на этой ступени действие становится автоматизированным сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия; при этом действие выполняется слитно, как единое целое, и настолько легко и быстро, что кажется будто его выполнение идет «само собой». Высокая степень освоения действия отличает навык от умения.

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактичны говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль и оценку. Важнейшим значением при формировании навыков отводится формированию ориентировочного компонента.

Возможны в основном две пути формирования навыков: стихийный и планомерно управляемый. Конечно в практике существует множество и других путей, которые представляют собой сочетание тог и другого. Стихийный путь складывается в том случае, если условия правильного выполнения действия, обучающимся не учитываются или учитываются не полностью. Указания, которые он получает, либо не содержит всех необходимых ориентиров для действия, либо их применение не обеспечивается при выполнении задач. Недостающие ориентиры учащиеся начинают искать в ходе упражнений, но как искать он не знает и поэтому вступает на путь проб и ошибок; формирование навыка затягивается.

В конце концов учащиеся достигают требуемого результата; однако этот результат весьма не устойчив; при незначительных изменениях условий вновь появляются ошибки.

Управляемое обучение предусматривает определенную организацию действий учащихся, обеспечивающую формирование навыков с желаемыми, заданными свойствами.

При управляемом обучении получаются не только более высокие качества навыков, но и изменяется картина его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров происходит организованное, планомерное, исследование данных ориентиров, выявление их значения, что даёт возможность учащимся правильно выполнять действие с первого раза. Отсутствие проб и ошибок ведёт к значительному сокращению сроков обучения. Управляемое обучение обеспечивает разумность действия, что ведёт к формированию таких качеств навыка, как обобщенность действия, гибкость, устойчивость результатов. Меняется и отношение учащихся к обучению: учиться становится интересно: вместе с формированием полноценных навыков происходит формирование и соответственно (полезных) познавательных мотивов.

Для воспитания привычка – это одно из важнейших явлений нашей природы. Повторение и периодичность одних и тех же действий есть необходимое условие установления привычки. Она дает возможность в процессе различной деятельности двигаться вперед и вперед, не начиная все сначала, а, сосредотачивая волю воспитанника на приобретении новых, полезных для него принципов, так как прежние его уже не затрудняют.

В воспитании и освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Также невозможно воспитать ребенка, не привлекая его к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему, то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

Образование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие привычки приобретет ребенок. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение (научение) как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки,- писал К.Д.Ушинский. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Непременное условие эффективности воспитания – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно развиваются и крепнут полезные навыки и привычки. Для воспитания культуры поведения у школьников в 1 классе можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений.

Условия формирования привычки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *