Что такое научный комплекс
Научный комплекс: общая характеристика
Научный комплекс могут позволить себе исключительно развитые страны. Научный комплекс-это взаимосвязанная совокупность учреждении, организаций, видов деятельности, результатом которых является создание неосязаемого блага –научного знания, позволяющего активно решать существующие и перспективные задачи, развития социальной политики.
Это специальная деятельность по созданию интеллектуальной продукции, которая прямо человеческие потребности не удовлетворяет(наука). Соответственно, продукция научного комплекса отличается от продукции, создаваемой в других научных комплексах.
— она строго индивидуальна по принципу получения и по полученной конечной форме.
-результат имеет вероятностный характер, причем степень неопределенности результата различна в зависимости от вида исследовательской работы
— она может быть использована в качественно-различных отраслях национальной экономики в различных видах деятельности.
Структура научного комплекса определяется 2 факторами:
1. уровень развития масштаба научной деятельности в стране
2. выделения в науке 3 основных ветвей: естественных, технических и общественных наук
Кроме того, качественно неоднороден и уровень научных исследований, это либо фундаментальные, либо прикладные исследования.
В институциональном отношении научная деятельность может быть 4 основных видов:
1. академическая наука- фундаментальные теоретические исследования
2. Вузовскя наука- теоретика- методологические и отдельные прикладные исследования
3. Отраслевая наука- исследования прикладного характера; преследует цель получения наивысшего эффекта
4. Корпоративная наука- результаты не распространяются на всю отрасль, а используются внутри своих подразделений или продает сторонним организмам, если таким образом достигается большая прибль.
Назначения научного комплекса: обеспечение условий оптимального решения всех основных научных проблем текущего и перспективного характера.
Научный комплекс России 9 класс доклад
Наука всегда имела колоссальное значение для страны – для её статусности, независомости и прогресса. Без неё экономика не может развиваться.
Научный комплекс – это группа организаций, занимающихся обучением, выполнением исследований и их последующим внедрением в производство. Главная цель – получение, сохранение и применение научных знаний.
Комплекс состоит из нескольких секторов:
Российская академия наук (РАН) обладает обширными знаниями во всех областях. Нужно отметить, что научные учреждения неравномерно расположены по территории страны, и большая их часть сосредоточена в крупных городах. Отраслевой и заводской секторы комплекса являются частью, так называемых, наукоградов или технополисов. Например, Пущино и Дубна в Московской области, Бийск в Алтайском крае. Их ядром является научный центр, в котором зарождаются новые идеи. Затем, на опытном предприятии происходит разработка технологий производства придуманного новшества, которые далее передаются в крупное промышленное предприятие. В технополисах происходит апробация исследований и достижений на практике и их скорейшее внедрение в жизнь.
Профессионализм и компетентность учёных и инженеров определяются системой образования, особенно высшего (ВУЗ). Необходимо давать качественные знания и готовить высококвалифицированные кадры для научных учреждений. Иначе, наука не сможет развиваться.
К сожалению, существует ряд проблем:
1. Низкое финансирование исследований и разработок (в 2014 г. было выделено 380 млрд. руб., в 2016 г. – 300 млрд. руб.).
2. Сокращение количества научных организаций.
3. Сокращение штатов сотрудников.
4. Отток талантов заграницу.
Необходимо скорее их решить, чтобы страна процветала и занимала лидирующие положения в как можно большем числе отраслей.
Доклад №2
Научный комплекс современной России в настоящее время переживает сложный период реформирования. Этот период начался со времён перестройки. В последние годы происходит постоянная реорганизация составных частей научного комплекса, а также упразднение и реформирование, что отрицательно сказывается на общем состоянии комплекса как единой системы. Также в последние несколько лет происходит оптимизация ряда структурных подразделений. Современная специфика развития Российской науки как и любой иной сферы представляет собой общественно ориентированную систему, при этом научная система как таковая содержит ряд противоречий в разных областях, а также различных коллизий.
Научный комплекс России
Популярные темы сообщений
Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций в мире. Поэтому, древнеегипетская культура имела долгую и богатую историю. Пик развития датировался 5500 годом до н.э, это подтверждают найденные археологами вещи той эпохи.
Созвездие Скорпион является десятым по величине среди всех зодиакальных созвездий. Это одно из немногих созвездий, которое по внешнему виду полностью соответствуют своему названию. Поэтому многие народы, независимо друг от друга,
Презентация по географии на тему «Научный комплекс» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС МКОУ Павловская СОШ №3 Учитель географии Суворина В.А.
План характеристики научного комплекса Хозяйственное значение комплекса Состав и структура комплекса Основные проблемы развития Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Перспективы развития
Научный комплекс – это комплекс, осуществляющий все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний Хозяйственное значение комплекса
Научный комплекс России представляет собой цельное образование, состоящее из различных областей, создающих новые технологии и продуцирующих новые знания.
В XX веке особенно велики его заслуги в освоение космоса, физики, геологии, хирургии и т.д.
На мой взгляд, научный комплекс – является основой всего хозяйства России.
2. Состав и структура научного комплекса 1.академческий сектор 2.сектор вузовского образования 3.предпринимательский сектор 4.отраслевой сектор 5.заводской сектор
Отраслевой и заводской сектор – разработка и внедрение новых технических разработок
Научно исследовательские учреждения Российской академии наук занимаются теоретическими вопросами и имеют большую экспериментальную базу.
4. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях
Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.
Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов.
Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие.
В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)
Вывод: технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями.
5. Перспективы развития Несмотря на проблемы научного комплекса, в настоящее время в России разрабатываются новые правительственные программы для финансирования науки и привлечения новых кадров.
Надеемся, что развитие научного комплекса России в будущем позволит решить многие глобальные проблемы человечества
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1230103
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое научный комплекс
Гипермаркет знаний>>География>>География 9 класс>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс
Важнейшие межотраслевые комплексы
России и их география
Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).
Межотраслевые комплексы России
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции |
Научный | Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства — высокими технологиями |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах |
Металлургический, химико-лесной | Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг производству и населению |
§ 13. Научный комплекс
Российская ученые и ее выдающиеся ученые внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации. В XX в. особенно велики их заслуги в освоении космоса, в разных направлениях физики, геологии, хирургии и т. д. Общее число занятых в научном комплексе России составляло в 1990 г. около 3,5 млн чел., из них непосредственно научными исследованиями занималось около 1 млн ученых- исследователей, или около 18% научных работников мира.
В связи с сокращением числа научных организаций и недостаточным финансированием науки численность работающих в ней значительно сократилась. Особенно резко уменьшилось число вспомогательного и обслуживающего персонала, не связанного непосредственно с научными разработками (табл. 15, 16). С этим связаны выезд ученых за границу («утечка умов») и их переход на другую работу.
Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику. Вторая группа — научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.
Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки
Организации | 1992 г. | 2007 г. |
Всего | 4555 | 3957 |
В том числе: научно-исследовательские организации | 2077 | 2036 |
конструкторские бюро | 865 | 497 |
проектные и проектно-изыскательские организации | 495 | 49 |
опытные заводы | 29 | 60 |
высшие учебные заведения | 446 | 500 |
промышленные предприятия | 340 | 265 |
прочие | 303 | 550 |
Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.
Персонал | 1992 г. | 2007 г. |
Всего | 1533 | 801 |
В том числе: исследователи | 804 | 393 |
техники | 181 | 65 |
вспомогательный персонал | 382 | 208 |
прочие | 166 | 136 |
Наконец, третья группа — научные учреждения высших учебных заведений(кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.
Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.
Во-первых, исторической — учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок — предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса.
В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России — Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).
Второй по значимости научный центр России — Санкт-Петербург — сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.
Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.
География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.
Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.
В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов — десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).
Следовательно, технополисы — это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.
Вопросы и задания
1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?
Рефераты, домашняя работа по географии скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Презентация по географии «Научный комплекс. География российской науки. Технополисы», 9 класс
Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии «Научный комплекс. География российской науки. Технополисы», 9 класс»
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Ершова. Н.А., МАОУ Московская СОШ, Тюменская область
совокупность отраслей экономики, создающих новые технологии и знания.
Он осуществляет все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний.
Задание: проанализируйте данные таблицы 14 на стр.60 учебника и назовите межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции.
Продолжите предложение «Если бы не было науки, то …»
Задание: прочитайте первые три абзаца на стр.61 учебника и сделайте вывод о состоянии науки в нашей стране в начале XXI века.
Задание: прочитайте четвертый абзац на стр.61 учебника, проанализируйте схему (рис.24 на стр.61) и ответьте на вопросы:
Задание: прочитайте карту (рис.25 на стр.63) и ответьте на вопросы:
Задание: прочитайте карту (рис.25 на стр.63) и ответьте на вопросы:
Стратегические задачи государственной политики в области науки
Интеграция отечественной науки в мировое сообщество.
Увеличение объёма и улучшение обмена информацией и технологиями
Укрепление и развитие научно-технического потенциала государства
Создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды. Это касается тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции
Согласованное развитие науки и образования.
Создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности
На территории Москвы расположено более
1 200 организаций науки и научного обслуживания.
Здание президиума РАН на Ленинском проспекте в Москве.
Основной целью деятельности РАН является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных,
технических, гуманитарных и общественных наук.
Исследования РАН направлены на
получение новых знаний о законах
развития природы, общества, человека
и способствующих технологическому,
экономическому, социальному и
культурному развитию России.
В честь Российской академии наук назван астероид (829) Академия.
В Москве осуществляется более 40 % всех научных исследований России.
В Москве работает почти 30 % докторов наук,
20 % кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда стран СНГ.
В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и центральными органами власти.
Основа технополиса — его научно-исследовательский комплекс, «мозговой центр» развивающихся в нём предприятий и отраслей.
Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований.