Что такое научное мышление
Научное мышление и его истоки
Теоретический материал
ЛЕКЦИЯ 1. НАУКА И НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ОПОРТНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основы научных исследований
для студентовдневной (заочной) формы обучения
специальности 6.030601 “Менеджмент”
Составитель: к.э.н., доцент Вершицкий А.В. |
Рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры государственного и регионального управления от «12» октября 2010 г. (протокол №2 ) |
В наши задачи входит ответить на следующие вопросы: Что такое научное мышление, и каковы его истоки? Что такое наука? Какие функции наука выполняет? Каким образом специалисты классифицируют науки, и для чего это делается? В чем состоит специфика общественных наук и экономических наук, в частности? Как наука развивается?
Ключевые понятия лекции: научное мышление, абстрактное мышление, наука, общественные науки, нормативная экономика, позитивная экономика, развитие науки, парадигма, «нормальная» наука.
Ключом к пониманию сущности науки и важнейшим атрибутом научной деятельности является научное мышление. Поэтому начнем разговор о науке с рассмотрения специфических свойств научного мышления в его сравнении с мышлением обыденным.
Мышление — это один из познавательных процессов личности (наряду с ощущением, восприятием, памятью и воображением), представляющий собой отражение в сознании человека сущности предметов и процессов объективного мира, их существенных свойств и отношений между ними.
Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Мышление классифицируют на обыденное (повседневное) и научное.
Обыденное мышление — это мышление, основанное на здравом смысле, на так называемом житейском опыте, обобщенном при помощи примитивного логического анализа.
Научное мышление — это мышление, направленное на познание глубинной сущности реального мира и соответствующее критериям доказательности, объективности, системности.
Основные свойства научного мышления:
— направленность на познание глубинной СУЩНОСТИ мира;
— ОБЪЕКТИВНОСТЬ (исключение всего субъективного, связанного с личностью ученого);
— широкое использование метода АБСТРАГИРОВАНИЯ;
— минимальное использование НОРМАТИВНОГО мышления.
Исследователи процессов мышления постепенно стали склоняться к выводу, что обыденное мышление не так уж «ненаучно», а научное мышление не так уж оторвано от повседневности.
Абстрагирование — это отвлечение от ряда конкретных свойств объекта с целью выделения его существенных свойств.
§ Для развитого научного мышления характерны более высокие уровни абстракции. Вообще говоря, весь процесс становления науки можно представить как процесс развития абстрактного мышления.
Просто о научном мышлении
Понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей. При этом способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный.
Если вам кажется, что все это больше для ученых, то вы ошибаетесь: определенные элементы эмпирического мышления каждый из нас знает и применяет в своей жизни. Что же до научного – конечно же, мышление людей, тяготеющих к науке, отличается от мышления «обычных» людей, однако это не мешает нам узнавать о данном типе и замечать его присутствие в жизни.
Сегодня наша статья о научном знании: что это, какие способы, особенности и разновидности этого знания существуют и о других интересных аспектах научного мышления.
👨🔬 3 аспекта проблемы научного знания:
Что составляет сущность динамики науки? Это развитие со своими скачками, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет, революциями, или же это эволюционное изменение в виде расширения содержания и объема научных истин?
Можно ли изменить динамику научного знания только на основе действия внутринаучных факторов, его самоизменением или также существенным влиянием на научное знание ненаучных факторов?
Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?
Научное знание — это вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению.
🎬 Конкретно и по делу
Наука – сегодня это, пожалуй, то, чему мы можем доверять. У нее хорошая репутация. Однако у научного знания есть много проблем, начиная с тех, что под наукой часто маскируются какие-то ненаучные вещи, заканчивая теми, что научный подход имеет свои фундаментальные ограничения и даже противоречия, о которых важно знать, чтобы не совершать ошибок и не дать никому ввести себя в заблуждение. Об этом Евгений Буянов кратко и по сути рассказывает в данном видео.
🎁 4BRAIN 8 ЛЕТ! РАЗДАЕМ ПОДАРКИ!
31 августа проекту 4BRAIN исполняется 8 лет. В течение трех воскресных статей мы будем прятать в этом блоке части секретного промокода. На картинке — его вторая часть.
Если вы будете внимательны, то соберете промокод, который сможете обменять на самую большую скидку – до 80%! О курсах, на которые распространяется эта скидка, вы узнаете из статьи с последней частью промокода 30 августа.
❗ Воспользоваться промокодом можно будет только 30 и 31 августа.
📚 Полезные материалы
При эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, а при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.
В этом разделе читайте о разных способах и методах научного познания, а также о том, как отделить научное знание от ненаучного:
🙃 Для любознательных
Каким принципам следует философия позитивизма и неопозитивизма (нет, это не умение находить хорошее в каждом дне) и что представляют из себя лженауки – читайте в этом блоке:
📌 Это полезно
На онлайн-программе «Лучшие техники самообразования» за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. Эта программа для вас, если:
Что такое научное мышление?
Не все люди, которые утверждают, что интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые утверждают, что верят в науку, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые верят в науку, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые утверждают, что занимаются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые занимаются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Базовые идеи научного мышления:
Во-первых: Реальность и наши представления о ней это ВСЕГДА разные вещи.
Наши представления о том, как устроен мир это всегда упрощение самого мира. Это можно сравнить с территорией и картой этой территории. Гора на местности и зелёный треугольник на бумаге НИКОГДА не одно и то же! Окружающая нас реальность не знает законов физики, и ей всё равно, что мы о них думаем. Реальность будет работать так же как вчера, даже если мы изменим свои убеждения о ней.
Подробнее я опишу это в одном из следующих постов (здесь будет ссылка).
«По сравнению с реальностью вся наша наука примитивна и ребячлива, но она — самое драгоценное, чем мы обладаем»
Во-вторых: Ценны убеждения ТОЛЬКО о реальности.
Убеждения о том, что нереально, просто потребляют силы, время и внимание. Такие убеждения необходимо регулярно выселять из своей картины мира (ведь собственно к миру отношения они никакого не имеют). Вы не можете взаимодействовать с вымышленным драконом.
«Колесо, которое можно свободно вращать, не задевая других частей, не является частью механизма»
В-третьих: Убеждения о реальности ОБЯЗАНЫ давать конкретные прогнозы будущего.
Убеждения, которые не дают прогнозов о реальности не являются убеждениями о реальности (как с ними поступить, смотри пункт 2).
Убеждения (в том числе научные модели) обязаны не только предполагать, как устроен мир, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО говорить, как мир точно не устроен!
Причем делать это они ОБЯЗАНЫ как можно более конкретно и однозначно (так, чтобы разные люди, использующие одну и ту же модель давали одни и те же прогнозы).
«Наука строится на наблюдениях, а Вера — это отрицание наблюдений для сохранения собственных убеждений»
В-четвёртых: Убеждения, которые дают более точные прогнозы лучше убеждений которые дают менее точные прогнозы.
Все наши убеждения о реальности неточны (подробнее в пункте 5). Но это не значит, что все они одинаково неточны. Одни дают лучшие прогнозы, чем другие, и только поэтому они заслуживают большего внимания.
Здесь есть важная оговорка, насчёт «размера» модели и практической применимости. Но об этом в другой статье (тут будет ссылка).
«Когда люди думали, что Земля плоская, они ошибались. Когда люди думали, что Земля была сферической, они ошибались. Но если вы считаете, что первые и вторые одинаково ошибались, то Вы ошибаетесь больше, чем они все вместе взятые»
В-пятых: Нельзя быть уверенным в чём-то на 100%.
Люди с научным мышлением стремятся построить, как можно более точные убеждения об окружающей реальности. Однако они понимают, что НИКОГДА не смогут построить на 100% точную карту.
Убеждение стоит того, чтобы в него верить, ТОЛЬКО в том случае, когда тебя в принципе можно убедить в него не верить.
«Если Вы почему-то думали, что наука однозначна. Что ж, все ошибаются и Вы ошиблись»
P.S. Возможно, Вы уже спешите сделать вывод: «Автор этого текста не может быть уверен в этой модели на 100% (согласно пункту 5 его же статьи). А уже понатыкал тут и там категоричных: НИКОГДА, ТОЛЬКО, ОБЯЗАНЫ»
Я в свою очередь спешу Вас обрадовать. Всё так и есть. В этой модели я не могу быть уверен на 100% (как и ни в чем другом). А категоричные утверждения стоят в ней не для того, чтобы показать мою 100% уверенность (ведь её и нет), а для того, чтобы Вы смогли опровергнуть мои утверждения. Иными словами я стремился сделать их не «категоричными», а конкретными и однозначными. Надеюсь, Вы сможете найти неточности и слабые места в озвученном мною убеждении, и выстроите ещё более точное убеждение об окружающей реальности благодаря этому. Так же рассчитываю, что я и сам смогу изменить этот текст ещё не раз.
UPD (09/02/2021): В комментариях крайне часто звучала вполне обоснованная критика, что я не указал границы применимости модели. Поправляюсь.
Так же прозвучало важное замечание о том, что более высокая точность не всегда лучше. Добавил фразу: «Здесь есть важная оговорка, насчёт «размера» модели и практической применимости. Подробнее об этом в другой статье. Но этот момент действительно был упущен в изначальном тексте. Упс.
Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе
Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.
Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:
Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Особенности
Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.
Научная картина мира
Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.
Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.
Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.
Связь научного и обыденного мышлений
В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.
Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.
Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.
Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.
Научное мышление в современном обществе
Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:
Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.
Научное мышление: значение, особенности и методы
Несмотря на то, что понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей, способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный.
Эмпирический способ мышления, считающийся обыденным, повседневным, предполагает то, что человек воспринимает мир субъективно, просто постоянно с ним взаимодействуя. Научный же способ отличается. Чем, что это и какое мышление считать научным – разберем в этой статье.
Чтобы узнать больше о способах мышления и научиться применять более 20 техник, чтобы быстро принимать эффективные решения, записывайтесь на онлайн-программу «Когнитивистика».
Суть научного мышления и его место в нашей жизни
Формирование научного мышления в качестве основного способа познания окружающей действительности началось относительно недавно, однако его основы и базовые закономерности начали закладывать еще древнегреческие мыслители. И невзирая на то, что сейчас понятие «научное мышление» больше знакомо ученым, исследователям и научным работникам, оно тесно связано с эмпирическим мышлением человека, и определенные его элементы каждый из нас знает и применяет в жизни.
Но все же для установления разницы между обычным и научным мышлением нам стоит обозначить два центральных понятия:
Отсюда можно сделать вывод: если при эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, то при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.
Но по мере развития науки человек пришел к заключению, что различия между двумя рассматриваемыми способами мышлений вовсе не является настолько категоричными, как может показаться на первый взгляд. Они оба выстраиваются на едином механизме – абстрагировании.
Это означает, что человек, познавая мир, применяет свою способность «отключаться» от конкретных характеристик предметов и явлений, чтобы увидеть существенное. В качестве примера можно назвать сопоставление объектов и явлений, людей и предметов и их сортировку.
Чтобы проиллюстрировать это, достаточно вспомнить, как мы делим свое окружение на близких людей и тех, с кем не желаем общаться, разделяем коллег на подчиненных и начальников, определяем пищу как вкусную или невкусную и т.д. Все это требуется нам, чтобы мы могли лучше понимать, как действовать в тех или иных ситуациях, исходя из своих целей и задач.
Но, так или иначе, мы все равно можем выделить две категории людей:
Мы не беремся судить, какой стиль мышления лучше, ведь каждый может придерживаться своих взглядов на этот счет. Но все-таки можем указать на то, что научное мышление (даже если оно применяется лишь иногда) обладает рядом ощутимых плюсов. Во-первых, оно способствует получению основных знаний о множестве объектов и явлений окружающего мира, а значит, служит страховкой от невежества, глупости и безграмотности.
Во-вторых, такой способ мыслить прекрасно развивает не только точное и математическое, но и творческое и абстрактное мышление.
В-третьих, научное мышление формирует пытливый ум и мотивирует человека к решению огромного количества задач – учебных, профессиональных, деловых, личных. Кроме того, оно закладывает основы командной работы, а значит, и создает ценность взаимопонимания и взаимной поддержки. Впрочем, о значении науки в жизни человека и общества очень хорошо рассказывается в этом видеоролике.
Особенности научного мышления
Наука – это особая сфера жизнедеятельности человека, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания об окружающей действительности, она одновременно представляет собой и деятельность по получению новых знаний, и ее результат, т.е. совокупность тех знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
И, конечно же, мышление людей, тяготеющих к науке, отличается от мышления «обычных людей». Вот какие особенности научного мышления мы можем выделить:
Кроме перечисленных особенностей научного мышления мы можем указать и еще несколько:
Если обобщить все вышесказанное, можно заключить, что научное мышление может выполнять познавательную, практически-деятельностную, культурную и культурно-мировоззренческую функции, а также функцию социальную, ведь оно способствует изучению жизни и деятельности людей и нередко определяет пути и способы практического применения имеющихся у нас знаний и навыков.
Здесь же будет уместно сказать и о том, что у любого научного знания (знания, полученного посредством научного мышления) есть два уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень знания
Эмпирическое знание – это знание, достоверность которого удалось доказать; знание, основанное на неопровержимых фактах. Вещи, существующие отдельно, фактами назвать нельзя. К примеру, гроза, Пушкин или Енисей – это не факты. Фактами будут служить утверждения, которые фиксируют конкретное отношение или свойство: во время грозы идет дождь, роман «Евгений Онегин» написал А. С. Пушкин, Енисей впадает в Карское море и т.п.
Говоря о научном мышлении, мы можем сказать, что наука никогда не оперирует «чистыми» фактами. Все знания, полученные эмпирическим путем, требуют толкования, исходящего из конкретных предпосылок. В этом плане факты будут иметь смысл лишь в рамках определенных теорий. Эмпирический закон является законом, справедливость которого установлена исключительно из опытных данных, но не из теоретических соображений.
Теоретический уровень знания
Теоретические знания могут иметь одну из четырех базовых форм:
Эти формы научного мышления призваны стимулировать научные изыскания и способствовать обоснованию получаемых при их помощи результатов. Также они наглядно показывают всю сложность характера представленного типа мысли.
По сути, к ним же можно отнести понятия, суждения, категории, принципы и т.д., но с формально-логической точки зрения они не требуют отдельного рассмотрения. А если изучать их с содержательной стороны, то они больше относятся к теории познания вообще, и на эту тему у нас есть отдельная статья «Теория познания».
Особенностями научного мышления и наличием двух основных уровней научного знания обусловлены, помимо прочего, еще и принципы и методы научного мышления. Рассмотрим их основные положения.
Принципы и методы научного мышления
Одним из основных принципов научного мышления является использование эксперимента. Это схоже с эмпирическим мышлением, но разница состоит в том, что при научном подходе результаты экспериментов распространяются на более широкий круг явлений, а у исследователя есть возможность делать более разнообразные выводы.
Делается это посредством построения теорий. Другими словами, одна из особенностей научного подхода заключается в том, что мы можем анализировать и обобщать данные, получаемые в результате экспериментов.
Другой принцип научного мышления гласит, что исследователь всегда должен стремиться к отстраненности и объективности. В то время как эмпирическое мышление всегда предполагает прямое участие человека в эксперименте и последующую его оценку происходящего, научное мышление позволяет наблюдать со стороны. Благодаря этому мы уже не рискуем случайно или намеренно исказить результаты эксперимента.
И, согласно еще одному важному принципу научного мышления, исследователь должен систематизировать данные для построения теорий. Еще на так давно (до XIX столетия) чаще всего использовался эмпирический подход, когда явления рассматривались в отдельности друг от друга, а взаимосвязи между ними почти не изучались. Но сейчас намного большее значение имеет теоретический синтез знаний и их систематизация.
Что же касается получения самих знаний, то научный способ мышления требует для этого применение специальных методов – способов достижения конкретной цели или решения конкретной задачи. Методы научного мышления (познания), как и уровни научного знания, делятся на эмпирические и теоретические, а также универсальные.
К эмпирическим методам можно отнести:
Теоретические методы разделяются на следующие:
При этом важно помнить, что теоретические методы рассчитаны на работу с историческими, абстрактными и конкретными знаниями и понятиями:
Универсальных методов существует чуть больше:
Таковы основные методы научного мышления. Естественно, мы опустили множество деталей и указали лишь основы, но мы и не претендуем на всесторонне рассмотрение этого вопроса. Наша задача – познакомить вас с базовыми идеями и понятиями, и думаем, что мы с ней справились. Поэтому остается лишь подвести итог.
Проблемы научного мышления
У научного знания есть много проблем, начиная с тех, что под наукой часто маскируются какие-то ненаучные вещи, заканчивая теми, что научный подход имеет свои фундаментальные ограничения и даже противоречия, о которых важно знать, чтобы не совершать ошибок и не дать никому ввести себя в заблуждение. В данном видео Евгений Буянов рассказывает про данные проблемы.
Краткое резюме
Развитие научного мышления повлияло на формирование научной картины мира – особого типа системы знаний из разных областей, объединенных единой общенаучной доктриной. В ней соединяются биологические, химические, физические и математические законы, дающие общее описание мира.
Кроме научной картины, у людей есть философские, художественные и религиозные воззрения на окружающую реальность. Но только научное восприятие можно назвать объективным, системным, синтезирующим и анализирующим. Кроме того, отражение научного восприятия можно найти и в религии, и в философии, и в продуктах художественной деятельности.
Научное познание и научное мышление самым серьезным образом повлияли на альтернативные способы мировосприятия. В современном мире можно наблюдать, что на основании достижений науки происходят изменения в церковных догматах, социальных нормах, искусстве и даже обыденной бытовой жизни людей.
Можно смело утверждать, что, что научное мышление – это метод восприятия реальности, улучшающий само качество познания, способствующий самосовершенствованию личности. В результате у человека возникает комплекс ощутимых преимуществ: он начинает осознавать и понимать наиболее актуальные индивидуальные задачи, ставить более реалистичные и достижимые цели, принимать правильные решения и эффективнее преодолевать трудности.
Научное мышление способствует улучшению жизни каждого отдельного человека и общества в целом, а также пониманию смысла жизни и своего предназначения.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook