Что такое научно техническое творчество

Техническое творчество как новый этап развития искусства

Научно-техническое творчество нераздельно связано с открытиями и изобретениями. Как часть искусства оно несет в себе не только эстетическую функцию, но и инновационную. Техническое творчество – это то, что помогает научной деятельности стать непосредственной производительной силой. Все искусственное, что окружает человека, сделано в рамках технического творчества посредством экспериментов и открытий.

Что такое научно техническое творчество. Смотреть фото Что такое научно техническое творчество. Смотреть картинку Что такое научно техническое творчество. Картинка про Что такое научно техническое творчество. Фото Что такое научно техническое творчество

Что такое научно техническое творчество. Смотреть фото Что такое научно техническое творчество. Смотреть картинку Что такое научно техническое творчество. Картинка про Что такое научно техническое творчество. Фото Что такое научно техническое творчество

Инновационная деятельность – помощник в развитии важных навыков

О важности научно-прикладного творчества для общества корреспонденту VSE42.Ru рассказал Александр Демидов – директор центра молодежных инновационных технологий «Техносфера» в Кемерове. В 2013 году при помощи федерального проекта поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки развития детского технического творчества в столице Кузбасса появился ЦМИТ «Техносфера». Целью центра стало наставничество для детей и подростков, жаждущих экспериментировать и развиваться в научной деятельности. В «Техносферу» мог прийти каждый, чтобы реализовать свой проект или стать помощником в подготовке чужого.

Первые ученики вместе с педагогами постоянно экспериментировали в разных направлениях, используя различные методики и подходы в создании того или иного проекта.

– Изначально работа велась со студентами в направлении робототехники. Тогда же мы стали привлекать школьников для реализации наших замыслов. Мы организовали проектно-командную работу с подростками и студентами. Но, когда стало ясно, что компетенции привлеченных участников команды недостаточно, появилась идея создания курсов, – рассказал о становлении творческих занятий на базе центра Александр.

Студенты продолжали обучаться техническому творчеству, но при этом стали преподавателями курсов для младшеклассников, дабы они могли расширять пространственное мышление и готовиться к созданию собственных проектов. На первом этапе обучения ребята занимаются конструированием с помощью «Лего», а также прикладной деятельностью: работой с деревом, созданием оригами и шитьем.

Что такое научно техническое творчество. Смотреть фото Что такое научно техническое творчество. Смотреть картинку Что такое научно техническое творчество. Картинка про Что такое научно техническое творчество. Фото Что такое научно техническое творчество

– Раньше мы набирали по 2-3 группы учеников младших классов и обучали их. На данный момент, учитывая эпидемиологическую обстановку, мы работаем удаленно, создаем онлайн-курсы. С переходом на удаленную работу нам очень помог Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области. С Центром инноваций социальной сферы я сотрудничаю более 5 лет, являюсь участником различных образовательных программ Центра, в 2017 году стал победителем конкурса «Лучший социальный проект года» в номинации «Лучший социальный бизнес в сфере образования». Специалисты Центра поддержали меня и в этот период нашей деятельности и помогают продолжать нам работать в таких непростых условиях. Также плотно мы занимаемся наставнической деятельностью в 42-ой гимназии и в станции юных техников «Поиск», – добавил директор центра.

В целом техническое творчество предназначено не только для школьников, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Пора изобретательства свойственна всем детям, ведь каждый из нас тем или иным образом активно воздействует на мир. Инновационная деятельность помогает детям развивать логическое мышление, находчивость, моторику и многое другое. Посредством экспериментирования ребенок также может остановиться на одном конкретном ответвлении технического творчества.

– Иногда школьники во время обучения слишком сильно увлекаются определенной категорией, будь то логистика, моделирование и программирование. И тогда они начинают углубленно заниматься любимым занятием. Мы не настаиваем на том, чтобы наши маленькие изобретатели во время подготовки проекта были специалистами во всем. Все-таки изобретение чего-то нового – это командная и в первую очередь социально-значимая работа, а значит здесь важны особенные навыки каждого члена центра, – рассказал Александр Демидов.

Что такое научно техническое творчество. Смотреть фото Что такое научно техническое творчество. Смотреть картинку Что такое научно техническое творчество. Картинка про Что такое научно техническое творчество. Фото Что такое научно техническое творчество

Первый проект – роботизированная теплица

Один из самых важных проектов центра – роботизированная теплица. Он является отличным примером социальной значимости технического творчества. Подобное изобретение может значительно упростить работу сельского хозяйства. Главная идея роботизированной теплицы – управление ее функциями удаленно.

Также один из учеников центра ввел полезную разработку – в такой теплице сорняки могут самоликвидироваться. На данный момент изобретение все еще дорабатывается. Ученики, которые придумали проект, увезли его с собой в Томск, где поступили в университет.

– Многие изобретатели ЦМИТ в итоге связывают свою жизнь с наукой. Они стремятся не просто изучать что-то новое, а использовать свои переработанные знания в пользу общества, – отметил директор ЦМИТ «Техносфера».

Что такое научно техническое творчество. Смотреть фото Что такое научно техническое творчество. Смотреть картинку Что такое научно техническое творчество. Картинка про Что такое научно техническое творчество. Фото Что такое научно техническое творчество

Но стоит отметить, что техническое творчество – это не только идея, но и воплощение ее в жизнь. В центре все создается собственными руками, в какой-то момент работа становится объектом прикладного искусства. Ребята учатся не только выдумывать, но и работать руками.

– С несколькими студентами мы создали подразделение «Форма» в «Техносфере». Там у нас появилась возможность реализовывать наши навыки, полученные во время разработки изобретений. В мастерской создается сувенирная продукция, а также мы делаем пробные изделия для крупных предприятий, чтобы перед крупной закупкой они могли проверить на деле предмет. Мы выступаем кем-то вроде посредников между крупными заказчиками и поставщиками, – пояснил Александр.

Техносфера – это все, что окружает человека, но сделано исключительно искусственным образом. И не зря в словосочетании «техническое творчество» присутствует слово «творчество». Все, что делается в ЦМИТ, является элементом прикладного искусства, и главное – создается на благо общества.

Источник

Научно-техническое творчество

Наука как система знаний, сущность диалектического развития науки. Цель поисковых, фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ, их основные этапы. Понятие и особенности научно-технического творчества, его виды. Уровни творческого процесса.

РубрикаПедагогика
Видлекция
Языкрусский
Дата добавления02.12.2016
Размер файла21,8 K

Что такое научно техническое творчество. Смотреть фото Что такое научно техническое творчество. Смотреть картинку Что такое научно техническое творчество. Картинка про Что такое научно техническое творчество. Фото Что такое научно техническое творчество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов.

С этой целью в учебные планы многих специальностей вузов включена дисциплина «Методология научных исследований», широко внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Во внеучебное время обучающиеся принимают участие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафедрах, в научных учреждениях вузов, в научных объединениях.

В новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение обучающимися системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения обучающихся научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в лекционных материалах особое внимание уделено: анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основных этапов.

— способствует углублению и закреплению обучающимися имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;

— развивает практические умения обучающихся в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

— совершенствует методические навыки обучающихся в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;

— открывает обучающимся широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

— способствует профессиональной подготовке обучающихся к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

наука знание творчество

1.Научнотехническое творчество. Общие сведения

Диалектическое развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая может объяснить уже известные факты и предсказать новые. При этом по характеру полученных результатов все научные исследования подразделяются на следующие основные группы: поисковые, фундаментальные, прикладные и разработки.

Поисковые работы производятся для нахождения принципиально новых направлений исследований с целью создания новой техники. Они опираются на известные теоретические разработки и идеи, хотя в ходе поисков последние могут быть критически пересмотрены и существенно видоизменены. Отмстим, что при положительных результатах выводы поисковых работ используются в научно-исследовательском творчестве прикладного характера с определенным экономическим эффектом.

Фундаментальные работы направлены на открытие новых фундаментальных законов природы, вскрытие связи между явлениями и объяснение явлений, процессов, фактов. Эти работы в основном проводятся в академических институтах и головных вузах. Отметим, что непосредственные результаты фундаментальных работ зачастую имеют абстрактный характер, хотя в последующем практическое приложение этих исследовании в подавляющем своем большинстве дает значительный экономический эффект. В качестве классических примеров фундаментальной работы можно привести, например, теорию относительности А. Эйнштейна или теорию дифференциального и интегрального исчислений.

Прикладные работы непосредственно направлены па создание новых либо существенное совершенствование известных методов, на основе которых разрабатываются повое оборудование, машины, материалы, способы производства и др. Эти работы носят конкретный характер, они выполняются в основном в отраслевых институтах и в вузах. Примером прикладной работы, внесшей определенный вклад в развитие не только отечественного швейного машиностроения, но и в теорию механизмов и машин.

Прикладные работы состоят из следующих этапов:

подготовительного, включающего в себя составление библиографии по теме, изучение литературы по основной и смежным темам, изучение опыта других организаций, составление обзорного документа, разработку и утверждение технического задания, календарного плана, калькуляцию работ;

— теоретической части темы, состоящей из разработки и расчета новых схем, теоретического обоснования, поисков новых видов материалов и т. п., совершенствования технологических процессов;

— проектирования и изготовления экспериментальных (опытных) образцов механизмов, устройства машин, проектирования и изготовления или покупки оснастки, средств испытания и контроля;

— экспериментальных работ, которые проводятся в лабораторных и заводских условиях согласно теоретическим разработкам и включают в себя математическую обработку результатов эксперимента, проверку соответствия принятой модели реальному процессу;

испытания (лабораторные и производственные) по исследованиям теоретического и экспериментального характера;

корректировки, в которую входят рекомендации по совершенствованию принятой конструкции, внесение соответствующих коррективов и разработанные схемы, расчеты, проекты, установки с учетом законченных циклов испытания;

внедрение результатов разработки на отдельных предприятиях, выбранных в качестве опытных, или в учебный процесс;

выводов и предложений, в которых обобщаются результаты испытаний и экспериментальных внедрений, определяется ожидаемый или реальный экономический эффект их;

заключительного, состоящего из оформления отчетной документации, утверждаемой представителями исполнителя и заказчика.

Опытно-конструкторские работы имеют следующие этапы:

подготовительный (составление библиографии, изучение литературы и существующих конструкций, разработка технического задания на проектирование образца, калькуляция работ, разработка и утверждение эскизного проекта);

— техническое проектирование (разработка и согласование технического проекта, проведение необходимых расчетов);

рабочее проектирование (разработка комплекса рабочей документации);

изготовление опытного образца, его сборка, доводочные и наладочные работы;

— доработка опытного образца по результатам испытания;

корректировка и доводка по результатам межведомственного испытания;

2. Особенности научно-технического творчества

В современную эпоху в связи с бурным развитием науки и техники одна из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, это обучение техническому творчеству будущих специалистов народного хозяйства. В научно-исследовательской работе (НИР) выделяют три вида творчества: научное, научно-техническое и техническое.

Под научным творчеством понимается работа, призванная непосредственно удовлетворять потребности познания окружающего мира и целесообразно изменять и улучшать его.

Техническое творчество призвано удовлетворять утилитарные потребности общества, связанные со сферой производства материальных благ.

Практика показывает, что магистрантов в рамках НИРС наиболее эффективно привлекать к участию в научно-техническом и техническом творчестве и в особенности к изобретательству.

Теперь остановимся на общих для всех видов творчества характерных признаках.

Новизна и достоверность говорит о познании неизвестной до сих пор сущности какого-либо предмета, явления, процесса. Отметим, что это не обязательно научное открытие, по непременно новое, значительное в той или иной степени, знание того, чего мы до сих пор не знали.

Различают несколько форм плана научных исследований.

Предварительный план исследований определяет его задачу и цели, общее содержание и народнохозяйственное значение, его замысел, принцип решения задачи, методику, объем работ и сроки выполнения, предварительное технико-экономическое обоснование. Отличительной особенностью составления указанного плана части работ является необходимое участие всех исполнителей данного исследования.

Составление предварительного плана исследования представляет собой завершающий элемент в процессе конкретизации темы.

Необходимо предостеречь, особенно молодого исследователя, в том, что на все виды планов нельзя смотреть как на догму, что в процессе работы отдельные части плана, а также сроки его выполнения могут и должны корректироваться и даже существенно видоизменяться, в зависимости от конкретно возникающих ситуации. Если работа важна и сроки выполнения сжаты, целесообразно предусмотреть параллельное выполнение ее этапов.

Во всех случаях исследователю полезно использовать опыт других работников, а перед выполнением каждого последующего этапа глубоко и всесторонне анализировать ход и результаты предыдущего этапа, вносить необходимые коррективы. Для начинающего исследователя к тому же не будет лишним составление, на основе рабочих и индивидуальных планов, еще и ежедневных и еженедельных графиков, строгое выполнение которых в срок в целях самодисциплины должно стать правилом.

3. Уровни творческого процесса

Высшей формой научно-технического творчества в рамках НИР является изобретательство, для которого условно характерны пять уровней.

Отличительной особенностью можно считать для:

Для лучшего понимания сказанного приведем примеры изобретений различных уровней.

1 уровень. Предложена конструкция механизма игловодителя швейной машины. Для предотвращения спекания синтетических тканей при сшивании игла опрыскивается воздушно-водяной массой.

2 уровень. В реечном механизме для транспортировки деталей швейных машин с целью исключения посадки верхнего материала использована отклоняющаяся игла, работающая синхронно с нижней рейкой.

В данной задаче, поисковая концепция очевидна, авторами выбран один из нескольких (отклоняющаяся вдоль строчки игла, дифференциальный механизм и т. п.) вариантов решения.

3 уровень. С целью получения условий и режимов работы, адекватных эксплуатационным, предложено устройство для испытания на износ, позволяющее на испытуемых кинематических парах вращательного, качательного и поступательного движений создавать сложные, нестационарные и знакопеременные нагрузки как от цикла к циклу, так и внутри каждого из циклов, повторяющихся практически с любой частотой.

Изменено известное решение, позволившее на стендах имитировать условия и режимы работы кинематических пар механизмов, например, швейных машин, в которых преобладающее значение по сравнению с силами полезного сопротивления имеют инерционные нагрузки.

4 уровень. Предложен принципиально новый способ получения нераспускающейся цепной строчки для деталей одежды и разработано повое конструктивное решение для реализации названного способа.

Примерно 80% всех изобретений относятся к первым двум уровням, тогда как изобретения высших уровней, определяющих качественное изменение техники, составляют лишь около 20%. Студент, овладевший основами общенаучных и общеинженерных дисциплин, как показывает практика, вполне может плодотворно работать над изобретениями 1 и 2 уровней.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе. Формы научно-технического творчества в системе технологической подготовки. Условия эффективности процесса развития педагогического творчества, повышения квалификации и креативности учителя.

дипломная работа [61,2 K], добавлен 28.05.2009

Определение и история творчества. Четырехэтапная модель творческого процесса, существующие методики и способы его организации. Выборка принципов, на которых строится система творческих заданий. Программа учебной и научно-исследовательской деятельности.

курсовая работа [54,1 K], добавлен 10.07.2010

Методологические аспекты развития технического творчества. Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся. Природа творческого мышления. Методы развития технического мышления у учащихся. Кружок как основная форма организации технического творчества.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 23.02.2011

Сущность технологического образования школьников, этапы его становления в России. Реформы общеобразовательной школы. Формы и средства изучения технического творчества в 10 классе. Анализ традиционных и инновационных методов. Контроль знаний и план уроков.

курсовая работа [88,1 K], добавлен 11.10.2009

Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

курсовая работа [101,5 K], добавлен 01.11.2008

Источник

Организация научно-технического творчества

Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…»

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста

Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.

Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Хорошо сказал руководитель ВВЦ Магомед Мусаев: “НТТМ – это блестящая возможность для молодых людей показать себя, выразить свой замысел, свою уникальную идею”.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.

Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста. Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.

Таким образом, усвоение основ творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному повышению производительности, качества труда, ускорению научно – технического прогресса. Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.

В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. вся система образования в технических учебных заведениях стандартизирована. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий.

В нашем учебном заведении организация технического творчества – это большой труд преподавателей, всего коллектива; им занимаются не отдельные преподаватели, а все предметные комиссии в целом.

Эффективность научно-технического творчества и мера отдачи от него ставятся в прямую зависимость от уровня знания специалистами основ изобретательства и рационализации. Эти знания являются обязательным компонентом современных методов научного исследования, проектирования и конструирования. Поэтому большое значение в привлечении студентов к научно-техническому творчеству имеет обучение из основам изобретательства и рационализации. С этой целью в нашем техникуме введены в учебный план факультативные курсы “Введение в специальность” и “Основы научно – технического творчества, изобретательства и рационализации”.

В техникуме действует постоянная выставка технического творчества. При проведении “Дня открытых дверей” абитуриенты знакомятся с этой выставкой.

В 2006-2007 учебном году на базе техникума прошел городской смотр-конкурс научно-технического творчества молодежи, в котором приняли участие учебные заведения и предприятия города. Проведению этого мероприятия предшествовала работа Круглого стола, на котором обсуждалось состояние научно-технического творчества в городе. Инициаторами проведения этих мероприятий выступил наш техникум. Участникам круглого стола была предложена анкета с целью изучения их отношения к обсуждаемым вопросам. Респонденты оценили важность обсуждаемых вопросов и высказались об актуальности возрождения НТТ. Все участники круглого стола единогласно отметили, что научно-техническая деятельность способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, заявили о необходимости создания единой информационной среды в области НТТ. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

С целью поощрения и дальнейшей активизации научно-технической студенческой работы существует система поощрения, в настоящее время вводится “Билет отличника”.

Особое место занимает работа студенческой видеостудии, которая занимается созданием и восстановлением учебных видеофильмов.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Поэтому приглашаю к диалогу всех, кого волнует данная тема, кто хотел бы не на словах, а на деле реанимировать творческую научно-техническую деятельность, как в нашем регионе, так и в стране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *