Что такое научно техническое творчество
Техническое творчество как новый этап развития искусства
Научно-техническое творчество нераздельно связано с открытиями и изобретениями. Как часть искусства оно несет в себе не только эстетическую функцию, но и инновационную. Техническое творчество – это то, что помогает научной деятельности стать непосредственной производительной силой. Все искусственное, что окружает человека, сделано в рамках технического творчества посредством экспериментов и открытий.
Инновационная деятельность – помощник в развитии важных навыков
О важности научно-прикладного творчества для общества корреспонденту VSE42.Ru рассказал Александр Демидов – директор центра молодежных инновационных технологий «Техносфера» в Кемерове. В 2013 году при помощи федерального проекта поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки развития детского технического творчества в столице Кузбасса появился ЦМИТ «Техносфера». Целью центра стало наставничество для детей и подростков, жаждущих экспериментировать и развиваться в научной деятельности. В «Техносферу» мог прийти каждый, чтобы реализовать свой проект или стать помощником в подготовке чужого.
Первые ученики вместе с педагогами постоянно экспериментировали в разных направлениях, используя различные методики и подходы в создании того или иного проекта.
– Изначально работа велась со студентами в направлении робототехники. Тогда же мы стали привлекать школьников для реализации наших замыслов. Мы организовали проектно-командную работу с подростками и студентами. Но, когда стало ясно, что компетенции привлеченных участников команды недостаточно, появилась идея создания курсов, – рассказал о становлении творческих занятий на базе центра Александр.
Студенты продолжали обучаться техническому творчеству, но при этом стали преподавателями курсов для младшеклассников, дабы они могли расширять пространственное мышление и готовиться к созданию собственных проектов. На первом этапе обучения ребята занимаются конструированием с помощью «Лего», а также прикладной деятельностью: работой с деревом, созданием оригами и шитьем.
– Раньше мы набирали по 2-3 группы учеников младших классов и обучали их. На данный момент, учитывая эпидемиологическую обстановку, мы работаем удаленно, создаем онлайн-курсы. С переходом на удаленную работу нам очень помог Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области. С Центром инноваций социальной сферы я сотрудничаю более 5 лет, являюсь участником различных образовательных программ Центра, в 2017 году стал победителем конкурса «Лучший социальный проект года» в номинации «Лучший социальный бизнес в сфере образования». Специалисты Центра поддержали меня и в этот период нашей деятельности и помогают продолжать нам работать в таких непростых условиях. Также плотно мы занимаемся наставнической деятельностью в 42-ой гимназии и в станции юных техников «Поиск», – добавил директор центра.
В целом техническое творчество предназначено не только для школьников, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Пора изобретательства свойственна всем детям, ведь каждый из нас тем или иным образом активно воздействует на мир. Инновационная деятельность помогает детям развивать логическое мышление, находчивость, моторику и многое другое. Посредством экспериментирования ребенок также может остановиться на одном конкретном ответвлении технического творчества.
– Иногда школьники во время обучения слишком сильно увлекаются определенной категорией, будь то логистика, моделирование и программирование. И тогда они начинают углубленно заниматься любимым занятием. Мы не настаиваем на том, чтобы наши маленькие изобретатели во время подготовки проекта были специалистами во всем. Все-таки изобретение чего-то нового – это командная и в первую очередь социально-значимая работа, а значит здесь важны особенные навыки каждого члена центра, – рассказал Александр Демидов.
Первый проект – роботизированная теплица
Один из самых важных проектов центра – роботизированная теплица. Он является отличным примером социальной значимости технического творчества. Подобное изобретение может значительно упростить работу сельского хозяйства. Главная идея роботизированной теплицы – управление ее функциями удаленно.
Также один из учеников центра ввел полезную разработку – в такой теплице сорняки могут самоликвидироваться. На данный момент изобретение все еще дорабатывается. Ученики, которые придумали проект, увезли его с собой в Томск, где поступили в университет.
– Многие изобретатели ЦМИТ в итоге связывают свою жизнь с наукой. Они стремятся не просто изучать что-то новое, а использовать свои переработанные знания в пользу общества, – отметил директор ЦМИТ «Техносфера».
Но стоит отметить, что техническое творчество – это не только идея, но и воплощение ее в жизнь. В центре все создается собственными руками, в какой-то момент работа становится объектом прикладного искусства. Ребята учатся не только выдумывать, но и работать руками.
– С несколькими студентами мы создали подразделение «Форма» в «Техносфере». Там у нас появилась возможность реализовывать наши навыки, полученные во время разработки изобретений. В мастерской создается сувенирная продукция, а также мы делаем пробные изделия для крупных предприятий, чтобы перед крупной закупкой они могли проверить на деле предмет. Мы выступаем кем-то вроде посредников между крупными заказчиками и поставщиками, – пояснил Александр.
Техносфера – это все, что окружает человека, но сделано исключительно искусственным образом. И не зря в словосочетании «техническое творчество» присутствует слово «творчество». Все, что делается в ЦМИТ, является элементом прикладного искусства, и главное – создается на благо общества.
Научно-техническое творчество
Наука как система знаний, сущность диалектического развития науки. Цель поисковых, фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ, их основные этапы. Понятие и особенности научно-технического творчества, его виды. Уровни творческого процесса.
Рубрика | Педагогика |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.12.2016 |
Размер файла | 21,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов.
С этой целью в учебные планы многих специальностей вузов включена дисциплина «Методология научных исследований», широко внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Во внеучебное время обучающиеся принимают участие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафедрах, в научных учреждениях вузов, в научных объединениях.
В новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение обучающимися системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения обучающихся научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в лекционных материалах особое внимание уделено: анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основных этапов.
— способствует углублению и закреплению обучающимися имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;
— развивает практические умения обучающихся в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
— совершенствует методические навыки обучающихся в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
— открывает обучающимся широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
— способствует профессиональной подготовке обучающихся к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.
наука знание творчество
1.Научно—техническое творчество. Общие сведения
Диалектическое развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая может объяснить уже известные факты и предсказать новые. При этом по характеру полученных результатов все научные исследования подразделяются на следующие основные группы: поисковые, фундаментальные, прикладные и разработки.
Поисковые работы производятся для нахождения принципиально новых направлений исследований с целью создания новой техники. Они опираются на известные теоретические разработки и идеи, хотя в ходе поисков последние могут быть критически пересмотрены и существенно видоизменены. Отмстим, что при положительных результатах выводы поисковых работ используются в научно-исследовательском творчестве прикладного характера с определенным экономическим эффектом.
Фундаментальные работы направлены на открытие новых фундаментальных законов природы, вскрытие связи между явлениями и объяснение явлений, процессов, фактов. Эти работы в основном проводятся в академических институтах и головных вузах. Отметим, что непосредственные результаты фундаментальных работ зачастую имеют абстрактный характер, хотя в последующем практическое приложение этих исследовании в подавляющем своем большинстве дает значительный экономический эффект. В качестве классических примеров фундаментальной работы можно привести, например, теорию относительности А. Эйнштейна или теорию дифференциального и интегрального исчислений.
Прикладные работы непосредственно направлены па создание новых либо существенное совершенствование известных методов, на основе которых разрабатываются повое оборудование, машины, материалы, способы производства и др. Эти работы носят конкретный характер, они выполняются в основном в отраслевых институтах и в вузах. Примером прикладной работы, внесшей определенный вклад в развитие не только отечественного швейного машиностроения, но и в теорию механизмов и машин.
Прикладные работы состоят из следующих этапов:
— подготовительного, включающего в себя составление библиографии по теме, изучение литературы по основной и смежным темам, изучение опыта других организаций, составление обзорного документа, разработку и утверждение технического задания, календарного плана, калькуляцию работ;
— теоретической части темы, состоящей из разработки и расчета новых схем, теоретического обоснования, поисков новых видов материалов и т. п., совершенствования технологических процессов;
— проектирования и изготовления экспериментальных (опытных) образцов механизмов, устройства машин, проектирования и изготовления или покупки оснастки, средств испытания и контроля;
— экспериментальных работ, которые проводятся в лабораторных и заводских условиях согласно теоретическим разработкам и включают в себя математическую обработку результатов эксперимента, проверку соответствия принятой модели реальному процессу;
— испытания (лабораторные и производственные) по исследованиям теоретического и экспериментального характера;
— корректировки, в которую входят рекомендации по совершенствованию принятой конструкции, внесение соответствующих коррективов и разработанные схемы, расчеты, проекты, установки с учетом законченных циклов испытания;
— внедрение результатов разработки на отдельных предприятиях, выбранных в качестве опытных, или в учебный процесс;
— выводов и предложений, в которых обобщаются результаты испытаний и экспериментальных внедрений, определяется ожидаемый или реальный экономический эффект их;
— заключительного, состоящего из оформления отчетной документации, утверждаемой представителями исполнителя и заказчика.
Опытно-конструкторские работы имеют следующие этапы:
— подготовительный (составление библиографии, изучение литературы и существующих конструкций, разработка технического задания на проектирование образца, калькуляция работ, разработка и утверждение эскизного проекта);
— техническое проектирование (разработка и согласование технического проекта, проведение необходимых расчетов);
— рабочее проектирование (разработка комплекса рабочей документации);
— изготовление опытного образца, его сборка, доводочные и наладочные работы;
— доработка опытного образца по результатам испытания;
— корректировка и доводка по результатам межведомственного испытания;
2. Особенности научно-технического творчества
В современную эпоху в связи с бурным развитием науки и техники одна из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, это обучение техническому творчеству будущих специалистов народного хозяйства. В научно-исследовательской работе (НИР) выделяют три вида творчества: научное, научно-техническое и техническое.
Под научным творчеством понимается работа, призванная непосредственно удовлетворять потребности познания окружающего мира и целесообразно изменять и улучшать его.
Техническое творчество призвано удовлетворять утилитарные потребности общества, связанные со сферой производства материальных благ.
Практика показывает, что магистрантов в рамках НИРС наиболее эффективно привлекать к участию в научно-техническом и техническом творчестве и в особенности к изобретательству.
Теперь остановимся на общих для всех видов творчества характерных признаках.
Новизна и достоверность говорит о познании неизвестной до сих пор сущности какого-либо предмета, явления, процесса. Отметим, что это не обязательно научное открытие, по непременно новое, значительное в той или иной степени, знание того, чего мы до сих пор не знали.
Различают несколько форм плана научных исследований.
Предварительный план исследований определяет его задачу и цели, общее содержание и народнохозяйственное значение, его замысел, принцип решения задачи, методику, объем работ и сроки выполнения, предварительное технико-экономическое обоснование. Отличительной особенностью составления указанного плана части работ является необходимое участие всех исполнителей данного исследования.
Составление предварительного плана исследования представляет собой завершающий элемент в процессе конкретизации темы.
Необходимо предостеречь, особенно молодого исследователя, в том, что на все виды планов нельзя смотреть как на догму, что в процессе работы отдельные части плана, а также сроки его выполнения могут и должны корректироваться и даже существенно видоизменяться, в зависимости от конкретно возникающих ситуации. Если работа важна и сроки выполнения сжаты, целесообразно предусмотреть параллельное выполнение ее этапов.
Во всех случаях исследователю полезно использовать опыт других работников, а перед выполнением каждого последующего этапа глубоко и всесторонне анализировать ход и результаты предыдущего этапа, вносить необходимые коррективы. Для начинающего исследователя к тому же не будет лишним составление, на основе рабочих и индивидуальных планов, еще и ежедневных и еженедельных графиков, строгое выполнение которых в срок в целях самодисциплины должно стать правилом.
3. Уровни творческого процесса
Высшей формой научно-технического творчества в рамках НИР является изобретательство, для которого условно характерны пять уровней.
Отличительной особенностью можно считать для:
Для лучшего понимания сказанного приведем примеры изобретений различных уровней.
1 уровень. Предложена конструкция механизма игловодителя швейной машины. Для предотвращения спекания синтетических тканей при сшивании игла опрыскивается воздушно-водяной массой.
2 уровень. В реечном механизме для транспортировки деталей швейных машин с целью исключения посадки верхнего материала использована отклоняющаяся игла, работающая синхронно с нижней рейкой.
В данной задаче, поисковая концепция очевидна, авторами выбран один из нескольких (отклоняющаяся вдоль строчки игла, дифференциальный механизм и т. п.) вариантов решения.
3 уровень. С целью получения условий и режимов работы, адекватных эксплуатационным, предложено устройство для испытания на износ, позволяющее на испытуемых кинематических парах вращательного, качательного и поступательного движений создавать сложные, нестационарные и знакопеременные нагрузки как от цикла к циклу, так и внутри каждого из циклов, повторяющихся практически с любой частотой.
Изменено известное решение, позволившее на стендах имитировать условия и режимы работы кинематических пар механизмов, например, швейных машин, в которых преобладающее значение по сравнению с силами полезного сопротивления имеют инерционные нагрузки.
4 уровень. Предложен принципиально новый способ получения нераспускающейся цепной строчки для деталей одежды и разработано повое конструктивное решение для реализации названного способа.
Примерно 80% всех изобретений относятся к первым двум уровням, тогда как изобретения высших уровней, определяющих качественное изменение техники, составляют лишь около 20%. Студент, овладевший основами общенаучных и общеинженерных дисциплин, как показывает практика, вполне может плодотворно работать над изобретениями 1 и 2 уровней.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе. Формы научно-технического творчества в системе технологической подготовки. Условия эффективности процесса развития педагогического творчества, повышения квалификации и креативности учителя.
дипломная работа [61,2 K], добавлен 28.05.2009
Определение и история творчества. Четырехэтапная модель творческого процесса, существующие методики и способы его организации. Выборка принципов, на которых строится система творческих заданий. Программа учебной и научно-исследовательской деятельности.
курсовая работа [54,1 K], добавлен 10.07.2010
Методологические аспекты развития технического творчества. Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся. Природа творческого мышления. Методы развития технического мышления у учащихся. Кружок как основная форма организации технического творчества.
курсовая работа [49,1 K], добавлен 23.02.2011
Сущность технологического образования школьников, этапы его становления в России. Реформы общеобразовательной школы. Формы и средства изучения технического творчества в 10 классе. Анализ традиционных и инновационных методов. Контроль знаний и план уроков.
курсовая работа [88,1 K], добавлен 11.10.2009
Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.
курсовая работа [101,5 K], добавлен 01.11.2008
Организация научно-технического творчества
Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…»
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.
Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста
Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.
Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.
Хорошо сказал руководитель ВВЦ Магомед Мусаев: “НТТМ – это блестящая возможность для молодых людей показать себя, выразить свой замысел, свою уникальную идею”.
Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.
Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.
Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста. Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.
Таким образом, усвоение основ творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному повышению производительности, качества труда, ускорению научно – технического прогресса. Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.
В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. вся система образования в технических учебных заведениях стандартизирована. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий.
В нашем учебном заведении организация технического творчества – это большой труд преподавателей, всего коллектива; им занимаются не отдельные преподаватели, а все предметные комиссии в целом.
Эффективность научно-технического творчества и мера отдачи от него ставятся в прямую зависимость от уровня знания специалистами основ изобретательства и рационализации. Эти знания являются обязательным компонентом современных методов научного исследования, проектирования и конструирования. Поэтому большое значение в привлечении студентов к научно-техническому творчеству имеет обучение из основам изобретательства и рационализации. С этой целью в нашем техникуме введены в учебный план факультативные курсы “Введение в специальность” и “Основы научно – технического творчества, изобретательства и рационализации”.
В техникуме действует постоянная выставка технического творчества. При проведении “Дня открытых дверей” абитуриенты знакомятся с этой выставкой.
В 2006-2007 учебном году на базе техникума прошел городской смотр-конкурс научно-технического творчества молодежи, в котором приняли участие учебные заведения и предприятия города. Проведению этого мероприятия предшествовала работа Круглого стола, на котором обсуждалось состояние научно-технического творчества в городе. Инициаторами проведения этих мероприятий выступил наш техникум. Участникам круглого стола была предложена анкета с целью изучения их отношения к обсуждаемым вопросам. Респонденты оценили важность обсуждаемых вопросов и высказались об актуальности возрождения НТТ. Все участники круглого стола единогласно отметили, что научно-техническая деятельность способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, заявили о необходимости создания единой информационной среды в области НТТ. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.
С целью поощрения и дальнейшей активизации научно-технической студенческой работы существует система поощрения, в настоящее время вводится “Билет отличника”.
Особое место занимает работа студенческой видеостудии, которая занимается созданием и восстановлением учебных видеофильмов.
Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Поэтому приглашаю к диалогу всех, кого волнует данная тема, кто хотел бы не на словах, а на деле реанимировать творческую научно-техническую деятельность, как в нашем регионе, так и в стране.