Что такое научно методический аппарат
Научный аппарат курсовой и дипломной работы
Написание курсовой или дипломной работы предполагает наличие определенного «кастета». Он не обязательно подчеркивает жесткую структурированность текста. Данный термин позволяет кратко описать последовательность действий автора и получаемый результат с разных ракурсов. Его также называют научным аппаратом.
Написание курсовой или дипломной работы предполагает наличие определенного «кастета». Он не обязательно подчеркивает жесткую структурированность текста. Данный термин позволяет кратко описать последовательность действий автора и получаемый результат с разных ракурсов. Его также называют научным аппаратом.
Что это такое?
Научный аппарат исследования подчеркивает замысел проекта, его миссию, позицию автора. Под данным термином понимают ключевые моменты, захватывающие следующие аспекты: актуальность, объект и предмет, проблема, цель и задачи, гипотеза.
Проведение исследования
Методологический аппарат курсовой или дипломной работы предопределяет стратегию и тактику исследования: что, как и в какой последовательности будет делать автор, для чего, важность результатов и пр. Каждый шаг исследователя должен быть обоснован и аргументирован, приводить к определённому (промежуточному или конечному) результату, свидетельствовать о необходимости перемен.
Из чего состоит научный аппарат курсовой или дипломной работы?
Методологический аппарат исследования подчёркивает его ключевые моменты. Он находит прямое отражение в вводной части проекта, а затем постепенно раскрывается в основной части. В заключении научный аппарат констатируется фактами путем сопоставления намеченной цели и полученного результата.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Стандартный состав научного аппарата курсовой или дипломной работы включает в себя такие категории, как: тема проекта, актуальность, цель и задачи, объект и предмет, проблема и гипотеза, методология, новизна и значимость. Все эти параметры кратко описываются во введении, позволяя читателю понять ход мыслей автора: что и ради чего он делает, какую проблему решает, степень ее актуальности и значимости, достоверность и точность результатов и возможность их применения в перспективе.
Предлагаем рассмотреть каждый элемент научного аппарата подробнее.
Краткая характеристика составляющих компонентов методологического аппарата курсовой или дипломной работы
Основой научного аппарата любого исследования является тема, которая предопределяет научную область и ключевой ориентир работы: что будет изучать автор, проблематика и ее разработанность.
На что обратить внимание при выборе темы исследования?
Тема курсовой или дипломной работы может быть утверждена одним из следующих способов:
Тема курсовой или дипломной работы должна соответствовать следующим критериям:
Актуальность
Под данным термином подразумевается «современная оценка темы и проблемы». Определение ее роли в отрасли и науки, анализ разработанности и решенности. Целесообразно изучать ту тему, которая не нашла своего окончательного решения или была модифицирована ввиду изменившихся условий и пр.
Постановка актуальности проблемы
Писать проект по устаревшей теме бессмысленно: все уже сделано и решено до вас, реальной проблемы нет. В этом случае курсовая или дипломный проект превратится в банальный реферат.
Формулировка данного критерия укладывается в отдельный пункт или абзац. Притом существуют клише, призванные обратить внимание читателя на данный пункт:
Актуальность темы подчеркивает нерешенность проблем и необходимость перемен.
Цель и задачи
Данная часть научного аппарата – это своего рода план мероприятий и этапы их реализации. Цель формулируется на основе темы и проблемы: конкретизируется что именно будет делать автор: изучать и решать, раскрыть и анализировать и пр. Задачи призваны разбить одну масштабную цель на более мелкие составляющие, которые подчеркнут логику и последовать исследования в целом, стремление к результату.
Постановка цели исследования
Не менее важно, чтобы данные части научного аппарата звучали в качестве призыва к действиям. Поэтому принято выделять их в глагольной форме»: анализировать, определять, изучать, исследовать и пр.
Цель выделяется в качестве отдельного предложения, а все намеченные задачи целесообразно нумеровать или выделять в виде отдельного списка. Притом постановка и описание задач должно быть последовательным и соответствовать содержанию курсовой работы или ВКР. То есть «хронология событий и действий» должна быть единой.
Проблема и гипотеза
Данные составляющие методологического аппарата подчеркивают конкретную область или момент, который автор намерен тотально изучать и раскрыть, а также символизирует позицию исследователя, предлагаемый им метод решения проблемы.
Определение целей и задач исследования
В курсовых и дипломных работах можно опустить выделение непосредственно проблемы в отдельный абзац или предложение, но наличие гипотезы и ее четкая формулировка обязательна. Гипотеза – это предполагаемый результат или потенциальное решение. Притом важно, чтобы гипотеза и цель исследования совпадали.
Объект и предмет исследования, как «ограничители»
Тема исследования может быть слишком объемной или пространственной, пересекаться или исследоваться со смежных сторон (разных дисциплин) и пр. Поэтому важно предопределить «ракурс и ориентир» на начальном этапе, при планировании: какая именно научная область или среда будет исследоваться и на каком примере реализовываться.
Выделяем предмет и объект исследования научной работы
Предмет – это та часть науки, которая будет изучаться. Объект – это реальный или теоретический компонент, на базе которого будет проводиться проверка выдвинутой гипотезы.
Такой подход позволяет сузить «круг действий» автора, отточить его профессиональные качества и навыки и самореализоваться.
Формулировка данных параметров должна быть краткой и емкой укладываться в с1-2 предложения. Притом в курсовых и дипломных работах принято конкретизировать: объектом исследования является (организация группа лиц, выборка и пр.), предметом исследования выступают теоретические и научные факты по теме (научной области) и пр.
Методы исследования
Данная часть научного аппарата призвана подчеркнуть навыки и логику автора: как он исследует проблему, какими приемами пользуется при выработке решения, чем аргументирует свой выбор, насколько эффективны предлагаемые мероприятия (можно ли найти более короткий и грамотный путь) и пр.
Методы исследования – это те приемы и действия, которыми пользуется автор для раскрытия темы и поиска решения.
Новизна и значимость полученных результатов
Данный критерий подчеркивает инновации, предлагаемые автором, что именно нового он привнес в уже ране выдвигаемые решения, приметы и варианты решений), а также каких результатов (эффективность и обоснованность, оптимальность и достаточность) достиг.
Отражение научного аппарата в курсовой и дипломной работе
Методологический аппарат исследования всегда формируется полностью. В нем обязательно должны присутствовать следующие компоненты: актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет, методология. Без этих компонентов ни один проект не будет допущен к защите.
В дипломных и диссертационных исследованиях важно присутствие таких критериев, как новизна и значимость, подчеркивает инновации и полученные результаты, их роль в развитии науки или отрасли (объекта).
Образец написания введения
В качестве дополнительного составляющего элемента научного аппарата проекта выступают: информационная база, описание разделов проекта (краткая характеристика: главы подпункты, наличие графических материалов и пр.).
Притом важно, чтобы каждый описанный постулат научного аппарата был не просто указан во введении, но и использован в основной части и констатирован (подчеркнут) в заключении, списке библиографии и пр.
Научный аппарат должен быть отражен полностью. Частичное описание отдельных моментов или отсутствие обязательных критериев недопустимо. В этом случае работа н пройдет нормоконтроль и не получит допуск к защите, потребуются доработки.
Для облегчения формирования методологического аппарата курсовой или дипломной работы можно опираться на утвержденный научным руководителем план, готовые работы по данной или смежной теме, методические рекомендации, советы наставника, клише и пр. В случае возникновения трудностей при подготовке и описании научного аппарата исследования можете обратиться за помощью к специалистам ОЦ Disshelp.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Методологический аппарат исследования
Формулирование методологического аппарата связано с темой исследования, несмотря на то, что тема на начальном этапе работы может быть предварительной и она уточняется. Компоненты методологического аппарата формулируются в строгом порядке:
1. Проблема исследования;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования;
4. Цель исследования;
5. Гипотеза исследования;
6. Задачи исследования.
Проблема исследования. Проблема – это трудный вопрос, задача, ситуация, противоречие, которое необходимо разрешить. Варианты формулирования проблемы могут быть разные: в виде вопроса, противоречия или утвердительного предложения. Например:
б) Проблема заключается в необходимости выявления условий формирования нравственного сознания учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.
в) При каких условиях дидактическая игра становится эффективным средством формирования общеучебных умений?
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект исследования – это то педагогическое пространство, в рамках которого и находится то, что будет изучаться. Объектом исследования может быть процесс обучения, внеурочная деятельность, взаимодействие между субъектами педагогического процесса, семейное воспитание, психические процессы.
Предмет исследования – это та конкретная часть объекта или процесса, который собственно и исследуется. Например, если объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, то предметом может быть взаимодействие учащихся. Предмет тесно связан с темой исследования.
Например, тема: «Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе средствами экскурсии». Объект исследования – воспитание у младших школьников бережного отношения к природе, а предмет исследования – экскурсия как средство воспитания бережного отношения к природе.
Цель исследования. Из темы и проблемы вытекает цель исследования. Цель исследования – это предвосхищение результата. Цель должна быть сформулирована конкретно, с учетом предмета исследования и направленности на решение проблемы. Цель формулируется так, чтобы можно было фиксировать ее достижение. Формулировка цели начинается с глагола: определить, выявить, описать и др. Достаточно сформулировать две цели: одна направлена на достижение результата на теоретическом уровне, другая – на практическом уровне. Возможна формулировка одной цели, но является обязательной ее направленность на достижение результатов двух уровней.
Например: цель исследования – выявить условия, при которых экскурсия способствует воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, и апробировать их на практике (опытно-педагогическим путем).
Гипотеза исследования – это предположение, которое подвергается экспериментальной проверке (опытно-педагогическому исследованию), в результате чего оно либо подтверждается, либо опровергается. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие, сформулированное в проблеме исследования, она определяет творческий поиск исследователя.
Существует два типа гипотез: описательные и объяснительные. К первому типу относятся гипотезы, в которых описываются причины и возможные последствия. Объяснительная гипотеза дает объяснение возможным следствиям, вытекающим из определенных причин. При их разработке выделяют условия, при которых эти следствия возникают. При написании выпускной квалификационной работы используется объяснительная гипотеза
«Экскурсия будет способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, если будут соблюдены условия: …» – гипотеза объяснительная.
«Экскурсия будет способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе» – гипотеза описательная.
Задачи исследования – это результат декомпозиции целей, это «частичка» целей в конкретной ситуации. Задач формулируется несколько, от четырех до шести. К формулировке задач существует несколько подходов. Один из них сводится к тому, что пункты гипотезы должны естественным путем привести к формулировке задач исследования (Гузеев В.В. Аппарат научного исследования с.123). Формулировка задач, как и целей, начинается с глагола (проанализировать, апробировать, создать и т.д.).
1) проанализировать основные теоретические подходы к воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе;
2) выявить экспериментальным путем возможности экскурсии в воспитании у младших школьников бережного отношения к природе;
3) разработать методические рекомендации по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе средствами экскурсии.
Обратимся к формулированию методологического аппарата на примере темы: Влияние оценочной деятельности учителя на формирование положительной мотивации учения младших школьников.
Проблема заключается в выявлении условий, при которых оценочная деятельность учителя формирует положительную мотивацию учения младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования положительной мотивации учения младших школьников.
Предмет исследования – оценочная деятельность как средство формирования положительной мотивации учения.
Цель исследования – выявить условия, при которых оценочная деятельность учителя будет являться фактором формирования положительной мотивации учения младших школьников, и апробировать их опытно-педагогическим путем.
Гипотеза – оценочная деятельность учителя будет являться фактором формирования положительной мотивации учения младших школьников при соблюдении следующих условий:
— учитель владеет знанием сущности и психологической основы оценки деятельности учащихся; учитывает индивидуальные особенности детей и психологическое состояние учащихся, возникающее в процессе оценивания;
— система оценивания способствует воспитанию уровня притязаний ребенка
Задачи:
— выявить сущность и психологическую основу оценочной деятельности и мотивации учения;
— включить в систему оценивания условия, обозначенные в гипотезе, и апробировать их на практике
Методы научно-педагогического исследования, как правило, перечисляют с указанием цели, которую преследовало их использование.
С целью обобщения концептуальных положений теории оценочной деятельности и мотивации учения был использован метод анализа специальной литературы. Метод анкетирования учителей и учеников позволил убедиться в актуальности заявленной темы. Для подтверждения гипотезы на практическом уровне проведен педагогический эксперимент.
Введение логично завершить выявлением практической значимости работы.
Практическая значимость исследования выступают в качестве обобщенных критериев эффективности работы.
Практическая значимостьпредполагает возможность применения разработанных рекомендаций, систем (например: системы дидактических игр с целью развития внимания), приемов, пособий и др. в практике обучения.
6.4. Теоретическая часть исследования
К этой части относится первая и вторая главы ВКР. Можно ограничиться одной главой.
Первая глава содержит теоретическую и психологическую основу заявленной темы. Вторая глава чаще всего касается методики применения разрабатываемых приемов, методов, форм учебно-воспитательной работы. В теоретической части раскрываются основные понятия по исследуемой теме, позиции разных авторов, полярность мнений. Устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения между рассматриваемыми психолого-педагогическими категориями. Основные требования к тексту таковы: полнота и достоверность информации. Наличие критической оценки используемой информации, обязательные ссылки на авторов, логичность структуры, композиционная целостность, аргументированность. На первом месте должны стоять собственные рассуждения студента, которые являются результатом анализа литературы.
Если исследователь встречается с несколькими точками зрения или у него вырабатывается собственный взгляд на изучаемую проблему, не совпадающую с мнением других авторов, он должен четко определиться с собственной позицией и аргументировать ее.
Заявленные в работе подходы должны быть осмыслены и ориентированы на решение поставленных задач, иметь внутреннюю логику и единство. Назначение этой части – подтвердить или опровергнуть гипотезу на теоретическом уровне. Завершается первая часть выводом.
Анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по заявленной проблеме позволяют сделать вывод о состоятельности сформулированной нами гипотезы на теоретическом уровне. Теоретическая часть составляет 40-45% от общего объема работы.
6.5. Практическая часть исследования
Практическая часть исследования базируется на выводах, полученных в теоретической части исследования, ее содержание должно полностью принадлежать исследователю и выноситься на защиту.
Практическая часть исследования имеет название, в котором отражается ее суть и смысл.
Например, ее название может быть следующим: Опытно-педагогическая работа по выявлению влияния творческих заданий на развитие творческих способностей младшего школьника.
Глава, посвященная практической части, может быть представлена двумя, тремя подглавами. Первая подглава – это организация и методы исследования (она может иметь формулировку: Организация и методы опытно-педагогической работы), вторая подглава – анализ результатов педагогического исследования.
Основное предназначение главы – подтвердить или опровергнуть гипотезу на практическом уровне. С этой целью приводятся результаты педагогического эксперимента или опытно-педагогической работы.
В начале главы необходимо сообщить о базе опытно-педагогической работы. Далее формулируется цель исследования: подтвердить гипотезу опытно-педагогическим путем. Формулируется цель каждого из этапов опытно-педагогической работы: констатирующего, формирующего, контрольного.
Пример фрагмента главы, посвященной опытно-педагогической работе.
Цель формирующего этапа – формирование … (дается подробное описание работы, проведенной на данном этапе).
Цель контрольного этапа – убедиться в эффективности формирующего этапа. Это достигается путем сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов.
На контрольном этапе применяются те же методики, что и на констатирующем. Это делается для того, чтобы обеспечить сравнимость результатов двух этапов опытно-педагогической работы.
Результаты контрольного этапа приводятся в количественном и процентном выражении, дается качественная оценка произошедшим изменениям.
Завершается описание опытно-педагогической работы выводом. Вторая глава должна иметь объем не менее 40% от объема всей работы.
6.6. Заключение
Заключение составляет 5% от общего объема работы. В нем дается краткий отчет о том, решены ли поставленные задачи, достигнута ли цель, нашла ли подтверждение рабочая гипотеза, говорится о степени завершенности работы и перспективах ее продолжения, содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического использования материалов работы.
Требования к оформлению ВКР
7.1.Список использованных источников оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Минимальное количество источников – 30.
Для формирования списка используемых источников необходимо соблюдать следующие правила:
указывается в конце работы (перед приложением);
в алфавитном порядке;
нормативно-правовые документы – в начале списка;
в список включаются источники за последние пять лет;
строгое соблюдение требований к оформлению используемых источников.
Примеры оформления используемых источников:
Книга одного автора
Книга двух авторов
Книга трех авторов
Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2010. – 206 с.
Книга четырех и более авторов
Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера /П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов [и др.]. – М.: Экзамен, 2011. – 576 с.
Книги с указанием редактора и составителя
Философско-психологические проблемы образования / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Интор, 2010. – 127 с.
Многотомные издания (определенный том)
Гражданское право: в 3т. Т.1: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Л.В. Рожникова, 2009. – 624 с.
Статьи из журналов
Степанова, Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания/ Е.Н. Степанова //Учительская газета. – 2013. – 16 марта. – С.2-3.
Российская Федерация. Законы. О государственных и муниципальных учебных заведениях: федер. закон от 16 ноября 2001г. // Собрание законодательства РФ. – 2001.-№ 58. – Ст. 47
7.2. Минимальный объем работы составляет 50 страниц печатного текста (без приложений) при теоретической работе; 35 страниц – при наличии творческого продукта.
Текст ВКР оформляется в виде электронной версии: шрифт Times New Roman, размер кегля – 14, интервал 1,5. Абзацный отступ – 15мм. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм; верхнее –20мм; нижнее – 20мм; левое – 20мм.
Каждая глава начинается с нового листа, а подразделы (пункты глав) пишутся подряд.
Все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация страниц проставляется по центру верхнего поля без точки, шрифт №10. Нумерация страниц – сквозная (приложение, иллюстрации, таблицы включают в общую нумерацию страниц). Титульный лист и оглавление не нумеруются, но подразумеваются. Начинается нумерация с третьей страницы, то есть с введения.
Не допускается применение сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии (например: др., и т.д., вв., г.).
7.3. Ссылки на используемую литературу приводятся в квадратных скобках – проставляется номер в соответствии со списком использованных источников, например: [7]. Ссылки на несколько источников из списка проставляются в квадратных скобках через запятую: [7, 13, 15]. В случае цитирования указываются не только номер источника из списка литературы, но и страницы, на которых изложен используемый материал. Номер источника и номер страницы разделяются знаком «точка с запятой», например: [7; 39].
7.4. Таблица подписывается сверху:
Таблица 1 – Уровни сформированности познавательного интереса
№ испытуемого | высокий | средний | низкий |
7.5. Рисунок подписывается снизу:
Рисунок 1 – Результаты диагностики …
7.6. Оформление приложения
В тексте выпускной квалификационной работы на все приложения должны быть даны ссылки. Слово «Приложение» располагается симметрично тексту (по центру страницы). Каждое приложение следует начинать с новой страницы.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
В случае полного использования букв русского алфавита, допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита (за исключением букв I, O), в случае их полного использования – арабскими цифрами.
Приложения могут быть перечислены в оглавлении работы с указанием их обозначения и заголовков.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Таблица А.1 – Результаты констатирующего этапа
Приложения нумеруются, продолжая счет после списка литературы, но их объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц выпускной квалификационной работы.
7.7. ВКР должна быть напечатана на стандартных листах формата А 4 с одной стороны листа и представлена в папке.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 8431 ; Мы поможем в написании вашей работы!