Что такое натура в рисовании
Зарисовка с натуры — начало работы над будущим шедевром
Зарисовка с натуры — разновидность рисунка, на котором художник в течение короткого промежутка времени изображает конкретный объект наблюдения (вдохновения). В изобразительном искусстве обычно используют во время подбора материала для будущего произведения. Зарисовки с натуры творческие личности также часто делают во время путешествий, чтобы зафиксировать на бумаге личные впечатления от поездки: красоту природы, выдающиеся образцы архитектуры и типажи людей.
Виды зарисовок
Зарисовки с натуры, как и другие виды рисунков, всегда имеются в творческом арсенале профессионального художника. Всевозможные их вариации различают по следующим критериям:
Зарисовки с натуры подходят для отображения на бумаге статичных предметов, а для рисования подвижных предметов художники делают наброски.
Отличительные особенности зарисовок
Зарисовки с натуры и наброски по многим признакам весьма похожи. Но между этими разновидностями рисунка существуют некоторые отличия:
Зарисовки с натуры — обязательная часть обучения учеников в художественных школах, а опытные мастера постоянно используют этот вид рисунка для создания картин разных стилей и жанров.
Портал Very Important Lot предлагает ценителям прекрасного возможность приобрести произведения искусства на онлайн-аукционах. На сайте также можно напрямую купить картины у современных художников.
Натура
Смотреть что такое «Натура» в других словарях:
НАТУРА — (лат. natura, фр. nature, нем. Natur, от лат. nasci рождаться, происходить). Совокупность органического и неорганического мира до вмешательства человека, природа во всех её проявлениях; более частное значение в смысле темперамента: богатая,… … Словарь иностранных слов русского языка
НАТУРА — НАТУРА, натуры, жен. (лат. natura),. 1. только ед. Природа (устар.). «На берегах прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось мне встретить голландского патриота.» Карамзин. «Все на свете повторяется, особенно то, что … Толковый словарь Ушакова
Натура — природа. Ср. Писать съ натуры. Поясн. Натура прирожденное качество, свойство. Ср. Натура дура; судьба индѣйка, а жизнь копѣйка! М. Ю. Лермонтовъ. Герой нашего времени, Княжна Мери. Ср. «Такая натура моя, что ни сыму съ себя, то и пропью!» (Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
натура — См. характер непосредственная натура. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. натура характер, природа, естество; натурщик, склад, темперамент, действительность, свойство,… … Словарь синонимов
НАТУРА — жен., лат. природа, все созданное, особ. на земле нашей; создание, творение; сотворенное, все вещественое вкупе; | силы природы, проявление их, естество; все, подлежащее чувствам, плотское; свойство, качество, принадлежность, особность; быт,… … Толковый словарь Даля
натура — НАТУРА, ы, ж. Натуральный товар, вещи (в отличие от денег, документов и т. п.). Мне натура нужна, а не подтирки твои (деньги). См. также: в натуре; платить натурой Ср. уг. «натур» настоящий, истинный; «натура» правда, «в натуре» правильно … Словарь русского арго
НАТУРА — НАТУРА, название естественной, природной или архитектурной среды, выбранной местом действия и объектом киносъемки. Это могут быть места подлинных исторических событий или похожие на них, подобранные для съемки различного рода объекты, пейзажи… … Энциклопедия кино
НАТУРА — (латинское natura природа), 1) (устаревшее) природа. 2) Характер, нрав, темперамент человека. 3) Товары, продукты как платежное средство взамен денег. 4) Реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.п.), которые художник… … Современная энциклопедия
НАТУРА — (лат. natura природа) 1) (устар. выражение) природа, в частности растительный и животный мир.2) Характер, нрав, темперамент человека.3) Товары, продукты как платежное средство взамен денег.4) В изобразительном искусстве реальные объекты… … Большой Энциклопедический словарь
НАТУРА — НАТУРА, ы, жен. 1. То же, что природа (в 1 знач.) (стар.). 2. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка вторая н. (посл.). 3. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия в… … Толковый словарь Ожегова
Конспект занятия «Рисование с натуры»
Занятия «Рисование с натуры» являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.
Рекомендации при рисовании с натуры
При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол. Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно, с соблюдением определенных правил.
Объект для рисования – игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).
Натурадолжна отвечать требованиям:
• реалистичная (естественная окраска, пропорции,
Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка, располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.
Рисование с натуры – это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.
Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».
От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…
Задача рисования с натуры:
• учить детей передавать реальные форму и цвет,
• соблюдать пропорциональное соотношение частей,
• регулировать силу нажима на карандаш,
• соблюдать последовательность наброска.
Некоторые правила рисования с натуры для детей.
1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.
3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.
Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на наяву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде – группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания. Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т. д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.
Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.
Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе
При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету. Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.
Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы. Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).
Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.
В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.
Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.
Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно.
В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка.Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натурычаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.
В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.
Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.
При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.
Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом. Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета. Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры,но и тоновые отношения: темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.
Рисование с натуры требует особого внимания к цвету.Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.
Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски,сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Рисование с натуры. «Кувшин»
Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности предмета. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, смешивая краски. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.
Материалы к занятию. Кувшин, яблоко, акварель, кисти
Методика проведения занятия. Обследовать предмет, форму горшка, цвет. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке.
Итог. Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.
Фотоотчет о НОД по рисованию с натуры в подготовительной к школе группе «Натюрморт «Дары осени» Натюрморт Полное лукошко яблок, Спелых, наливных и красных, Я в садочке собрала. Вазу в кухню принесла: Положила туда сливы. Рядом яблоки.
Конспект НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Рисование с натуры «Комнатное растение» Цель: Рисование с натуры комнатного растения. Задачи: передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев,.
Конспект занятия по рисованию с натуры в группе общеразвивающей направленности 6–7 лет «Ветка рябины» Конспект НОД по рисованию с натуры в подготовительной группе Тема: «Ветка рябины» (с натуры) Дата: 30.10.2018 Воспитатель: Чигак О. А Задачи:.
Конспект занятия по рисованию с натуры в подготовительной группе «Натюрморт» Цель и задачи: Продолжать знакомить детей с жанром живописи «натюрморт». Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Конспект занятия «Рисование по замыслу» Цели. Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного.
Конспект занятия «Рисование по замыслу» Задачи: Учить детей задумывать содержание рисунка, использовать усвоенные приемы рисования. Учить заполнять изображениями весь лист. Вызывать.
Конспект занятия «Рисование пластилином» Творчество детей в детском саду! Наши ребята с удовольствием рисуют пластилином, это развивает мелкую мускулатуру пальцев рук h4][/h4].
Сайты с референсами для художников
Большая подборка ресурсов с референсами и не только: от натуры и одежды до текстур и специализированных программ.
Референс — это вспомогательное изображение, на которое художник опирается при рисовании. Референсом может быть, например, картина, фотография, видео или Gif-анимация.
Референсы используют, чтобы достоверно изобразить анатомию, понять объёмы, правильно передать цвет, светотень, подобрать костюм и детали облика персонажа, просто вдохновиться и поймать общее настроение проекта, разобраться с деталями, в устройстве которых художник не разбирается.
Мы отобрали много разных ресурсов с референсами для художников и аниматоров, и для удобства разбили их по разделам.
Основные ресурсы
Анатомия человека
Модель Супермена за авторством seanGH с сайта ZBrushCentral. Источник
Много полезных материалов по анатомии и натуре можно найти на YouTube:
Портреты
Фото из архива Стива МакКарри. Источник
Одежда и мода
Пропсы и окружение
Техника и оружие
Животные
Текстуры
Текстуры из игры The Order: 1886. Автор — Меган Паркс. Источник
Анимация
Лэйаут-анимация для сериала Naruto. Автор — Акира Мацусима. Источник
Виртуальные экспозиции музеев
Много материала: от классических картин и скульптур до раритетных предметов интерьера.
Бонус
Интересные ссылки, которые не подошли к основным разделам:
Ещё больше о программах, которые могут помочь художнику в работе, можно почитать в другом нашем тексте.
Как рисовать с натуры: начни с наблюдений
Когда мы обсуждаем рисунок с натуры, мы обычно говорим о техниках, материалах и т.п.: все, что связано с рисованием как физическим актом.
Однако все начинается еще до того, как мы берем карандаш!
Все начинается с наблюдения за предметом нашего рисунка: за формами, оттенками и различными тонкостями, которые приводят нас в восхищение.
Как сказал Генри Дэвид Торо, «важно не то, на что вы смотрите, а то, что вы видите».
Мы учимся видеть жизнь по-новому, замечать то, о чем ранее и не подозревали, находить то, что очаровывает.
И конечно же, чем внимательнее вы будете наблюдать, тем более правдоподобными и точными получатся рисунки. Но что еще более важно:
Ваши наблюдения являются прекрасным источником вдохновения.
Умение наблюдать может полностью изменить ваш опыт (и результат) в рисунке с натуры.
Эксперимент по наблюдению и запоминанию
Если бы вас попросили закрыть глаза и описать комнату, в который вы находитесь, как точно бы было ваше описание? (Давайте, попробуйте!)
Если это комната, в который вы находитесь часто, то это упражнение может показать как мало мы на самом деле «видим», когда смотрим.
Смотреть и видеть. В чем разница?
Леонардо да Винчи считал, что зрение человека наиболее важный орган чувств и то, что искусство видеть, имеет решающее значение не только для создания шедевра, но и для того, чтобы всецело наслаждаться жизнью.
Не могу не согласиться. В нашей повседневной жизни мы часто смотрим на мир довольно поверхностно.
Как показано в упражнении выше, изучая комнату, мы осознаем, что видим окружающую нас действительность очень расплывчато.
Мы просто смотрим, а картинка не задерживается в нашей памяти, и мы не можем описать место, в котором находимся, в мельчайших подробностях.
Такой взгляд можно назвать очень практичным взглядом «элементарного выживания»: мы используем его, чтобы не врезаться в окружающие предметы. Хотя такое созерцание необходимо в нашей жизни, оно имеет свои границы, и является слишком общим, а следовательно, неподходящим для рисунка с натуры.
Чтобы иметь возможность правдиво изобразить предмет, мы не можем просто смотреть на него. Мы должны видеть. Визуально изучить объект. Познакомиться как можно ближе.
Мы способны увидеть тогда, когда обратим не только взгляд, но и полное внимание и осознание предмета. Так мы даем объекту возможность произвести на нас впечатление, вызвать различные чувства, побудить к действию. Только тогда увиденное останется в нашей памяти надолго.
Это ключевой момент, потому что.
Любой рисунок – это рисунок по памяти.
Даже если вы рисуете с натуры, вы отводите взгляд от объекта, чтобы запечатлеть его на бумаге. Именно в этот момент вы рисуете не то, что видите, а то, что помните.
Как только мы научимся видеть, а не только смотреть, мы сможем достичь успеха. Упражнения, которые выйдут в ближайшее время, помогут вам практиковать данный навык!