Что такое нашид у мусульман можно ли слушать
Мусульманский нашид: что такое и какие цели преследует
Одной из самых спорных в мусульманском обществе тем является тема исламских песнопений, которые называются нашид, что такое это и почему вызывает множество дискуссий, мы рассмотрим ниже. В современном обществе среди исламистов существует два различных мнения, что касаются этого вопроса. В переводе с арабского слово «нашид» обозначает «песня», но термин этот применим не для всех песнопений, а только тех, которые имеют религиозный смысл, при этом происходят они без музыкального сопровождения. Тексты содержат в себе прославление Всевышнего, обращения к Аллаху, призывы творить добро и иметь терпение.
Немного истории
Аргументы противников
Нашиды мусульман вызывают в исламском обществе много осуждений. Противники данного жанра аргументируют это тем, что Пророк Абу Бакра говорил о запрете музыки и использовании музыкальных инструментов в мусульманстве. Более того, песнопение здесь рассматривается как трата времени впустую, что отвлекает от поклонения Аллаху. И последним аргументом они считают нашиды на арабском нововведениями в исламе. Изначально этот жанр преследовал цель привлечь людей к вероучениям мусульман, направив их на Истинный путь. Но поскольку вера олицетворялась в достойных поступках, песнопение считается греховным. Сегодня некоторые нашиды, которые преследуют, как кажется, благие цели, применяются для вербования в религиозные секты. Некоторые тексты содержат призывы к войне против «неверных». Именно поэтому многие мусульманские богословы считают современную музыку греховной.
Аргументы сторонников
Во-вторых, исполнитель должен не наслаждаться музыкой, а поминать Аллаха, пророков и т.д. Кроме того, песни должны исполняться акапельно, не на концертах. В общем, к нашидам относятся не настолько осудительно, как к эстрадным песням.
В наше время эстрадные произведения и клипы несут в себе призывы к аморальности, прелюбодеянию, поклонению нечистой силе и прочему. На этом фоне исламские песнопения рассматриваются с хорошей стороны. Главным аргументом сторонников нашидов является тот факт, что эти произведения призывают к добру и миру. Более того, в Коране нет прямого запрета на песни, поэтому музыка не должна считаться грехом. Утверждают те, кто исполняет нашид, что такое песнопение исполняется мелодично, а сам Коран представляет собой также стихи, которые Пророк рекомендовал напевать.
Цели нашидов
Сегодня в исламском обществе можно услышать нашиды самые красивые, целью которых является призыв к вере в Аллаха, создание позитивной атмосферы для доброжелательности и благочестия. Песнопения дают возможность верующим организовать с пользой свой досуг. Поют песни в большинстве случаев на арабском языке, но в последнее время стали популярными английские и французские нашиды. Но исполняются они акапельно и могут преподноситься в различных формах. Еще одной целью исламских песнопений является помощь в распространении ислама, ознакомление с культурой мусульман. Они мягко и ненавязчиво показывают людям все прелести религии Аллаха. Более того, в песнях могут отражаться самые разные темы: любовь к семье, родине и прочее.
Польза песнопений в мусульманстве
Когда Пророк Мухаммед въезжал в Медину, совершая Хиджру, его встречали нашидом, по этому поводу он не высказывал никакого недовольства. Поэтому песни не могут быть запрещенными. В них воспевается Аллах, звучит призыв к Исламу. В Коране говорится о том, как необходимо призывать, но ничего не сказано об используемых инструментах – исламских песнопениях. Восхваление добра может быть как в письменном, так и в устном виде, в том числе используется и нашид. Что такое исламское песнопение, теперь знают многие. Не каждый способен прийти в ислам и быстро забыть о музыке, поэтому нашиды выступают тем инструментом, который в мягкой форме указывает на Истинный Путь. Но всегда нужно помнить о том, что распевание и слушание песнопений мусульман может стать как грехом, так и благим делом, все зависит от того, какие цели преследует человек.
Можно ли слушать нашиды? Если да, то какие?
Вопрос №70:
Каков хукм прослушивания нашидов? Понятно, что нет в них пользы, как в Коране, но есть ли в наше время нашиды, которые можно слушать?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нашиды – понятие очень обширное, и входит туда то, что является разрешенным, и то, что является запретным. Поэтому необходимо сначала определиться, какие именно нашиды разрешены, а потом уже поставить рамки, когда и кому эти нашиды можно слушать.
Во-первых, разрешенные нашиды — это те, в которых не присутствует никаких музыкальных инструментов или того, что подобно музыке. На сегодняшний день существуют голосовые подборки, которые практически ничем не отличаются от музыки. Все это является запретным.
Во-вторых, нашиды должны призывать к благому, к героизму, подвигам, вере, сунне, милостыне, но не говорить о том, что является национализмом, джахилией, слабыми хадисами, плохими качествами и т. п.
Положение прослушивания разрешенных в своей основе нашидов отличается в зависимости от ситуации. Известно, что сподвижники и табиины распевали нашиды, когда были в пути, и в этом нет ничего зазорного, однако это не было их обычаем. Сегодня многие мусульмане и днем и ночью слушают нашиды, но такого не было во времена саляфов, а возникло во времена появления суфизма, которым была испытана эта Умма. Они и начали первыми распространять нашиды, сделав из этого чуть ли не половину религии.
Поэтому прослушивание нашидов должно быть ограничено обстоятельствами, например, когда человек в пути, или занимается спортом, или приехал на свадьбу и т. п. Но не так, что он утром просыпается с нашидами, целый день ходит и слушает их, а вечером засыпает под них. Не надо приучать к этому ни себя, ни своих детей и родственников.
Также необходимо, чтобы нашиды не отвлекали от того, что важнее, а это изучение Корана и Сунны, всего того, без чего религия будет недостаточна. Поэтому, если человек, слушающий нашиды, не изучает Коран и Сунну и то, без чего его религия будет в минусе, то для него это является запретным. А если он изучает свою религию, а в каких-то определенных ситуациях, как на свадьбе, или во время занятий спортом, или в пути, чтобы не заснуть, включает нашиды, — то нет в этом проблем, с упомянутыми выше условиями, касающимися самих нашидов.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
21 Сафар 1440 г. (30.10.2018.)
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Нашиды: можно или нельзя?
В современном исламском богословии отношении к музыке весьма дискуссионное, если часть мусульманских ученых весьма либерально относятся к музыкальной культуре как таковой (если только она не несет в себе негативной информации), то другие напрочь отрицают дозволенность любой музыкально-песенной продукции. При этом единственным не запрещенным музыкальным инструментом является даф – ударный инструмент, напоминающий небольшой барабан или бубен.
Но есть одно яркое явление в мировой мусульманской культуре, примиряющее оба эти взгляда, и где может свой выход вся творческая энергия певцов-мусульман. Это искусство нашидов. Напомним, что нашиды – это вид пения на мусульманские религиозные мотивы, имеющая свою богатую традицию и широкое распространение в исламской культуре современности. Исполняются они либо сольно, либо же группой мужчин. Тексты нашидов касаются вопросов служения Богу, а также жизни пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) в соответствии с традициями исламского шариата.
Нашиды получили такую большую популярность во всем исламском мире, что современные музыканты стараются весьма талантливо приспособить этот жанр к запросам нашего времени. В этой связи интересно отметить, что ни и в Коране, ни в Сунне по объективным причинам нет прямых указаний насчет запрета такого рода действий, оставляя современным исполнителям нашидов серьезный простор для творчества.
Поэтому нашиды, традиционно исполняемые без привлечения музыкальных инструментов, не запрещено подвергать всяческим обработкам: изменение звучания голоса, накладыванию различных звуков и т.п. К примеру, американская группа Native Deen использует в своём творчестве элементы хип-хоп музыки и рэпа наряду с традициями нашидов. Остальные исполнители нашидов, имеющиеся во всех уголках земного шара, вносят в этот жанр свои самобытные идеи, делая искусство нашидов наиболее активно развивающимся и завоевывающим все большую популярность жанром исламской музыки.
Одним из наиболее известных нашидов на сегодняшний день в мире является Сами Юсуф – азербайджанец иранского происхождения. Британский таблоид The Times наградил его неофициальным титулом «величайшей исламской рок-звезды», а газета The Guardian назвала его самым известным в мире британским мусульманином.
Его произведения создаваемые им же самим, стали поистине хитами и варьируются от ритмичных баллад о любви к Пророку Мухаммаду (мир ему) до проникновенных песен о страданиях палестинцев, иракцев и суданцев. Благодаря стремлению затрагивать остросоциальные и те политические темы, которые остальные поп-звезды предпочитают замалчивать, популярность Юсуфа постоянно растет. В 2013 году Сами Юсуф посетил и нашу страну, приехав в столицу Татарстана – г. Казань, где он выступил на концерте в честь окончания поста Ураза-байрам.
Самобытная красота исполнения нашидов позволяет им завоевывать армию благодарных поклонников как среди мусульман, так и среди представителей других культур. Современные нашиды исполняются не только на арабском, но и на языках других народов: на турецком, английском, малазийском и даже русском, — во всех государствах, где проживают мусульмане. Искусство нашидов – это в первую очередь то, что связывает современное молодое поколение мусульман с творческим наследием их предков. А прослушивание нашидов это не просто развлечение, а призыв задуматься на вечные вопросы которые волнуют все человечество, независимо от вероисповедания.
Можно ли слушать нашиды 🎧 в Исламе?
Разрешено ли нашиды слушать в Исламе или нет? Это довольно острая тема, которую обсуждают в Исламских чатах и пабликах. К сожалению, многие из тех, кто запрещают или наоборот, разрешают нашиды не опираются на доводы из Корана и Сунны. Хотя сам Аллах приказал всегда возвращаться к Корану и Сунне при возникновении разногласий.
Итак, сегодня мы раскроем эту тему и ответим на этот животрепещущий вопрос. Лучше всего прослушать аудиолекцию на тему нашидов в Исламе:
Конечно, лучше всего читать Коран. За каждую прочитанную букву Вам запишется награда десяти добрых дел! Также в Коране очень много мудрости и пользы, которые трудно переоценить. Поэтому очень важно понимать то, что читаешь. Благо, сегодня имеются различные тафсиры Корана на русском языке. Вы можете читать Коран на арабском и параллельно читать перевод и тафсир на русском.
Конечно, в идеале выучить арабский язык и сразу понимать смысл и размышлять над Кораном. Ведь именно размышление над Кораном приносит наибольшую пользу. Но если Вы еще не умеете читать Коран на арабском, то читайте его на том языке, который лучше всего понимаете.
Однако, вернемся к Нашидам. Нигде нет прямого запрета из Корана и сунны слушать или петь нашиды. Но нельзя при этом слушать музыку. Игра на музыкальных инструментах запрещена. Разрешено слушать и петь нашиды без использования музыки.
О музыке и тех, кто ее использует, Аллах говорит в Коране: «Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения.» (Сура Лукман, 6-й аят).
В тафсире этого аята сказано, что некоторые люди покупали (нанимали) женщин с музыкальными инструментами и отправляли их к людям, которые хотели принять Ислам. Это делалось для того, чтобы отвлечь их от размышлений и сбить с прямого пути.
В пользу разрешения нашидов говорят хадисы, в которых упоминается пение нашидов сахабами, когда они встречали Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или когда находились в пути. Также пели нашиды, когда выполняли какую-то коллективную работу, например строительство.
Подводим итог. Слушать и петь нашиды можно, но без музыки и без фанатизма. Пусть они не отвлекают от поминания Аллаха и послужат лишь коротким отдыхом на пути к Аллаху. Аминь.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отношение к нашидам в исламе: можно или нет?
Одной из самых спорных тем, взрывающей мусульманские форумы и вызывающей бесконечные обсуждения в комментариях, является тема нашидов – исламских песнопений. В современной умме сложилось два противоположных мнения касательно этого вопроса.
Слово «нашид» с арабского дословно переводится как «поэма», второе значение – «песня» или «гимн». Однако этот термин применяется не ко всем песням, коих в арабском мире множество (там даже есть свои эстрадные певцы). Нашидами считаются только религиозные исламские песнопения. Чаще всего они без музыкального сопровождения, хотя встречаются и исключения.
От традиционных песен нашиды отличаются смысловой нагрузкой: текст содержит поминание и прославление Всевышнего, салаваты Пророку (с.г.в.), обращение к Аллаху с молитвой, призывы к добродетели и терпению.
История вопроса
Появление первых нашидов относят к началу ХХ столетия. Оно было связано с исламским движением в Египте, одной из целей которого был призыв к религии Творца. Постепенно нашиды стали популярны в Иордании и Сирии, появились профессиональные исполнители в этом жанре.
К началу XXI века нашиды претерпели сильные изменения: появились различные направления, активно стала использоваться инструментальная и компьютерная музыка, а религиозная тематика сменилась светской, на нашиды стали снимать клипы. Популярными мунашидами (т.е. исполнителями нашидов) сегодня считаются Сами Йусуф и Махер Зейн, творчество которых, однако, не все относят к нашидам. Одновременно возросло число и противников «исламских песен».
Доводы противников
Нашиды, тем более песнопения мусульман, вызывают множество осуждений. Самым главным аргументом здесь выступает хадис о запрете музыки и известное высказывание сподвижника Пророка Абу Бакра (р.а.) о музыкальных инструментах, назвавшем их «свирелями Шайтана».
Кроме того, в стане противников принято рассматривать песни как пустое времяпрепровождение, отвлекающее от поклонения. А для доказательства они приводят следующий аят:
«Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (31:6)
Третья причина запрета религиозных песнопений увязывается с восприятием их в качестве нововведения в исламе. Изначальной целью нашидов было привлечение внимания людей к мусульманскому вероучению и их призыв к Истинному пути. Но поскольку Милость миров Мухаммад (с.г.в.) делал дагват с помощью своих достойных поступков и мудрых речей, то путь песнопений считается неправильным и греховным.
Некоторые нашиды, содержащие, казалось бы, добрые намерения, активно используются вербовщиками религиозных сект. Например, некоторые тексты призывают к джихаду против неверных, идти на войну. Всё это сопровождается видеорядом с ранеными палестинцами, детьми, которых искалечили «неверные», или же воинами средневековья на лошадях.
Доводы сторонников
Несмотря на то, что отношение к нашидам у части мусульман негативное, они, стоит признать, не настолько сильно осуждаются, как песни. Ведь многие современные эстрадные произведения (особенно клипы) демонстрируют аморальное поведения, призывают к прелюбодеянию, содержат в себе признаки поклонения иным божествам, нечистой силе и даже людям. На фоне этого песни на исламскую тематику, безусловно, отличаются в лучшую сторону. И многие авторитетные мусульманские богословы их разрешают, если нашиды при этом соответствуют следующим требованиям:
· исполняются только мужчинами;
· не содержат в своём тексте никаких слов и смыслов, порицаемых исламом;
· целью исполнителя и слушателя служит не наслаждение музыкой, а поминание Всевышнего, Его посланников и т.д.;
· не имеют музыкального оформления, как эстрадные песни;
· не похожи на запрещённые или неодобряемые песни;
· не исполняются на концертах вместе с запретными песнями.
Таким образом, следует критично подходить к выбору нашидов, осведомляясь у знающих людей об их значении.
В лагере сторонников данного элемента мусульманской культуры также считают, что нет ничего плохого в песнях, если они призывают к добру и миру. К тому же они называют хадис о музыке слабым, следовательно, сомнительным. И указывают, что вы не встретите прямого запрета в Коране. А раз так, то музыка в различных её проявлениях не может считаться харамом. Защитники нашидов приводят аналогию: если нашид – это стих, читаемый мелодично, то Коран – это тоже стихи, которые сам Пророк (с.г.в.) рекомендовал читать нараспев.
Польза нашидов
С противниками жанра можно согласиться в той части, что прослушивание красивой музыки нередко отвлекает человека, мелодии часто крутятся в голове, вытесняя всё остальное. Если же мусульманин слушает не простую музыку, а полезные нашиды, в которых произносится зикр (например, в одном нашиде часто повторяется: «СубэханаЛлахи уэ бихэмди, субэханаЛлахиль-азыыйм»), это будет способствовать зарабатыванию верующим саваба.
Прослушивание и распевание нашидов лучше, чем увлечение популярной музыкой. Не каждый может сразу отказаться от любимых эстрадных песен, придя в ислам. Всё должно быть постепенно. Нашиды служат своего рода заменой музыки, не являясь при этом пустой тратой времени.
Иногда нашид выступает средством дагвата, который очень успешно помогает распространению ислама и, как минимум, ознакомлению с мусульманской культурой. Он ненавязчиво и в то же время очень мягко показывает незнающим людям прелести религии Аллаха. Нашиды о любви и уважении к матери, терпении, добром отношении к окружающим показывают суть ислама, через которую иноверецы познают его суть.
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошёл с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путём» (16:125)
В Священной Книге мусульман даётся указание, каким образом призывать, но не говорится, что этим инструментом не может выступать нашид. Доброе увещевание может быть письменным либо устным, в личной беседе или на лекции, через нашиды, мудрые рассказы, проповеди или другие формы донесения знаний.
Следует понимать – что бы человек ни делал, он может обернуть это во благо или во вред себе. Все дела, как известно из хадисов, оцениваются по намерениям. Так что даже распевание и прослушиванием нашидов может оказаться как греховным, так и богоугодным делом, в зависимости от целей верующего.
Ниже приведены примеры популярных нашидов с их текстом и переводом:
«You Came To Me»
(исполняет Сами Юсуф)
You came to me in that hour of need, When I was so lost, so lonely. You came to me took my breath away Showed me the right way, the way to lead. You filled my heart with love Showed me the light above. Now all I want Is to be with you. You are my one true love Taught me to never judge. Now all I want Is to be with you. CHORUS (x2): ALLAHUMA! Sal ‘ala Sayideena Mustafa ‘Alaa Habeebika Nabieeka Mustafa. You came to me in a time of despair I called on you, you were there. Without You what would my life mean? To not know the unseen, the worlds between. For you I’d sacrifice, For you I’d give my life. Anything, just to be with you. I feel so lost at times By all the hurt and lies. Now all I want Is to be with you. CHORUS (x2). Showed right from wrong, Taught me to be strong. Need you more than ever, Ya Rasul ALLAH! You came to me In that hour of need. Need you more than ever, Ya Rasul ALLAH! You filled my heart with love, Showed me the light above. Now all I want is to be with you. You are my one true love, Taught me to never judge. Now all I want Is to be with you. CHORUS (х2).
Ты пришёл ко мне в тот час нужды, Когда я был так потерян, так одинок. Ты пришёл ко мне, перевёл дух, Показал мне правильный путь, способ встать во главе. Ты наполнил моё сердце любовью, Показал мне свет выше. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой. Ты – моя единственная настоящая любовь, Научил меня никогда не судить. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой. ПРИПЕВ (2 раза): Боже, пошли свои благословения нашему вождю,избранному (Мухаммаду, мир ему), На Своего возлюбленного, Своего Пророка, избранного. Ты пришёл ко мне во времена отчаяния, Я обращался к Тебе, Ты был там. Без Тебя что бы моя жизнь означала? Чтобы не знать невидимое, находящееся меж двух миров. Для Тебя я бы пожертвовал, Для Тебя я отдал бы свою жизнь Ничего не нужно, просто – быть с Тобой. Я чувствую себя порой таким потерянным Из-за всех обид и лжи. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой! ПРИПЕВ (дважды). Показавший, что правильно, а что – нет, Научивший меня быть сильным. Нуждаюсь в Тебе больше, чем когда-либо, О, РасулАллах (Пророк Мухаммад, с.г.в.)! Ты пришёл ко мне В этот час нужды Нуждаюсь в Тебе больше, чем когда-либо, О, Расул Аллах! Ты наполнил моё сердце любовью Показал мне свет свыше Теперь всё, что я хочу, – это быть с Тобой! Ты моя единственная настоящая любовь Научил меня никогда не осуждать. Теперь всё, что я хочу – быть с Тобой! ПРИПЕВ (дважды).
«Deen-il-Islam»
(исполняет Заин Бхикха)
If you ask me, why do I stand here, So unafraid of everything around me. Proudly I would say, I am a Muslim. If you ask her, why does she dress that way, All covered up in a world that gives it all away. Proudly she would say, I am a Muslim. CHORUS (х2): Deen-il Islam deeni Wala ‘ardab gheiru deeni Muhammad elli hadeeni Nourel iman If you ask me, surely this cannot be, You give your wealth so free, and you say your life is charity. It ain’t hard to see, I am a Muslim. If you ask him, why does it hurt so, When he sees injustice, even though it’s folks he doesn’t know, With tears in his eyes he says, I am a Muslim. CHORUS (х2). If you ask her, why doesn’t she cry, There’s no one by her side, she’s the only one that’s left behind. Patiently she sighs, I am a Muslim. If you ask him, why does he still pray, Five times a day when so many others have strayed. Smiling he would say, I am a Muslim. CHORUS (х2). If you ask me, why do I love you No matter where you are, we are the greatest Ummah With the beating of our hearts, we are Muslim. La-illaha-illАllah Muhammad-ur-rasullulah. There is only one God. La-illaha-illАllah Muhammad-al-Mustapha. Muhammad is the messenger. La-illaha-illАllah Muhammad-ur-rasullulah. There is only one God. La-illaha-illАllah Muhammad-al-Mustapha. Muhammad is the messenger.
Если вы спросите меня, почему я стою здесь, Не боясь ничего, что вокруг меня. Гордо я скажу: «Я – мусульманин». Если вы спросите её, почему она оделась таким образом, Всё сокрыв, в мире, который оставил это всё. Гордо скажет она: «Я – мусульманка». ПРИПЕВ (дважды): Религия моя – религия Ислам, И нет для меня другой религии, Следую за Мухаммадом – Светом веры. Если вы спросите меня – конечно, это невозможно, Чтобы Вы раздавали своё богатство настолько свободно и говорили, что ваша жизнь – благотворительность. Это не трудно понять, я – мусульманин. Если вы спросите его, почему ему так больно, Когда он видит несправедливость, даже если это касается незнакомых ему людей, Со слезами на глазах он говорит: «Я – мусульманин». ПРИПЕВ (дважды). Если вы спросите её, почему она не плачет, Когда никого нет на её стороне, и она только одна осталась позади. Терпеливо вздыхает она: «Я мусульманка». Если спросить его, почему он до сих пор молится 5 раз в день, когда так много других удалились от этого. Улыбаясь, он скажет: «Я – мусульманин». ПРИПЕВ (дважды). Если вы спросите меня, почему я люблю вас Независимо от того, где вы находитесь, Мы – величайшая умма. С биением наших сердец: мы мусульмане. Ля иляха илляЛлах, Мухаммаду-р-расулюЛлах. Существует только один Бог. Ля иляха илляЛлах, Мухаммад аль-Мустафа. Мухаммад – Посланник. Ля иляха илляЛлах, Мухаммаду-р-расулюЛлах. Существует только один Бог. Ля иляха илляЛлах, Мухаммад аль-Мустафа. Мухаммад – Посланник.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!