Что такое нарушенные потребности
Нарушенные потребности
Нарушение потребностей выявляются при проведении сестринского обследования. Однако нужно помнить, что нарушение потребностей соответствует проблемам, имеющимся у пациента. На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем, сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать..
Так, наличие боли и связанной с этим бессонницы вызывает нарушение потребности «спать». Наличие ран и повязок влекут за собой проблему, формулируемую как «дефицит самоухода» и, соответственно, нарушенную потребность «быть чистым». У работающих взрослых людей при болезни, как правило, нарушена потребность «работать», а у детей (в зависимости от возраста) – потребность учиться, играть. Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по палате и т.д.), а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства
Проблемы пациента.
Настоящие проблемы чаще всего формулируются так же, как и жалобы. Например: «боль в области операционной раны», «затруднение дыхания», «слабость». Некоторые проблемы принято формулировать стандартными словарными оборотами: если есть повреждение кожных покровов (раны и т.п.) – проблема формулируется как «нарушение целостности кожных покровов». Если у пациента есть раны, повязки, ограничение (нарушение) движений (это, кстати, тоже отдельная проблема), то все это влечет за собой сестринский диагноз, который принято формулировать как «дефицит самоухода». Не будет большой ошибкой, если подобные формулировки будут заменены близкими по смыслу и при этом соответствовать нормам русской лексики («нарушение целостности кожных покровов» = «рана», «дефицит самоухода» = «затруднения в уходе за собой»). Проблемы не всегда являются жалобами: пациент может неадекватно оценивать свое состояние, не может правильно формулировать свои жалобы из-за недостаточного интеллектуального развития, пребывать в коме, наконец, просто не умеет разговаривать (маленькие дети).
Из всех проблем очень важно вычленить приоритетную проблему. Во-первых, решение ее хронологически должно стоять на первом месте. Во-вторых, при решении приоритетных проблем в некоторых случаях решаются и обусловленные ей проблемы, носящие второстепенный характер (например, нарушение сна при боли: купируется боль – нормализуется сон).
У хирургических и травматологических больных приоритетной проблемой чаще всего является боль (не забываем указывать ее характеристику: боль в животе, операционной ране и т.п.).
Потенциальные проблемы – это, как правило, возможные осложнения заболевания. Поэтому медицинской сестре важно иметь представление о сущности врачебного диагноза у конкретного больного и наиболее часто встречающихся осложнениях этого заболевания. Наиболее часто встречающиеся потенциальные проблемы:
риск возникновения инфекции (при наличии ран);
риск распространения инфекции (при наличии воспалительного процесса);
риск вторичного смещения и замедленного сращения (при переломах);
риск возникновения шока (при травмах);
риск тяжелой кровопотери и смерти (при кровотечении).
Достаточно редко потенциальные проблемы являются приоритетными (как правило, приоритетные проблемы – это проблемы настоящие). Например, при переломах позвоночника с повреждением спинного мозга, параплегией и нарушением функций тазовых органов у пациентов возникает чрезвычайно много проблем, но такие пациенты обычно до конца своих дней остаются глубокими инвалидами, а большинство их проблем не могут быть решены в принципе; остается только направить усилия на решение проблем потенциальных (проводить профилактику осложнений –пролежней, пневмонии и, в первую очередь, мочевой инфекции), которые в данной ситуации и принимают характер приоритетных.
НАРУШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ по А. МАСЛОУ
1. Физиологические потребности(воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, сон, движение, прикосновение, секс)
2. Потребность безопасности(надежность, защита, кров, одежда, помощь).
3. Социальные потребности(одобрение, понимание, привязанность, любовь, семья и друзья).
4. Потребности в самоуважении и уважении окружающих(поощрения, уважение, самоуважение, успех, владение имуществом).
Потребности в самовыражении.
НАРУШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Контрольные задания к лекции
1. Дать определение понятию сестринский процесс.
2. Дать определение понятию стандарт.
3. Что представляют собой стандарты плана по уходу?
4. Что представляет собой конкретный план по уходу?
5. Сестринский процесс, цели, задач.
6. Сколько этапов включает в себя сестринский процесс?
7. Перечислить преимущества внедрения сестринского процесса в науку и практику.
8. Название 1 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.
9. Дать характеристику объективным и субъективным методам обследования пациента.
10. Название 2 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.
11. Дать определения существующих и потенциальных проблем.
12. Название 3 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.
13. Каким требованиям должны отвечать цели.
14. Название 4 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.
15. Перечислить типы сестринских вмешательств.
16. Дать определение независимым сестринским вмешательствам.
17. Дать определение зависимым сестринским вмешательствам.
18. Дать определение независимым сестринским вмешательствам.
19. Как называется 5 этап сестринского процесса.
20. Назвать цель 5-го этапа сестринского процесса.
При проведении внутривенной инъекции 10% раствора кальция хлорида, пациент почувствовал боль в области инъекции.
1. Выявить проблему пациента.
2. Составить план сестринских вмешательств.
3. Прогноз ожидаемых результатов.
А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (острая боль);
Б) нарушение потребности безопасности: нарушение целостности кожных покровов;
В) нарушение психоэмоциональных реакций: беспокойство, тревога, страх.
2.Последовательность сестринских вмешательств: оказаниедоврачебной помощи.
3.Уменьшение боли в области инъекции.
Пациентка, получающая инъекцию ампицилина в/м, почувствовала боль в области инъекции, через 2 дня боль усилилась, появилась гиперемия и уплотнение в месте инъекции.
1. Выявить проблему пациента.
2. Составить план сестринских вмешательств.
3. Прогноз ожидаемых результатов.
А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (боль), нарушение движения (ограничение двигательной активности);
Б) нарушение потребности безопасности: повреждение целостности кожных покровов;
В) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;
2.Последовательность сестринских вмешательств: постановка согревающего компресса, грелки на область ягодицы.
3.Уменьшение боли, уплотнения в месте инъекции.
У пациента с диагнозом «туберкулез легких» во время кашля появилась мокрота с кровью.
1. Выявить проблему пациента.
2. Составить план сестринских вмешательств.
3. Прогноз ожидаемых результатов.
А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение дыхания (кашель), нарушение комфорта;
Б) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;
В) нарушение потребности безопасности: появление мокроты с кровью.
2.Последовательность сестринских вмешательств: доврачебная помощь пациенту, срочно вызвать врача.
Пациенту с диагнозом «тромбофлебит», на область голени поставлены пиявки, затем после процедуры наложена асептическая повязка, через 3 часа повязка промокла кровью.
1. Выявить проблему пациента.
2. Составить план сестринских вмешательств.
3. Прогноз ожидаемых результатов.
А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (вид крови);
Б) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;
В) нарушение потребности безопасности (повреждение целостности кожных покровов).
2.Последовательность сестринских вмешательств: соблюдение правил асептики при смене повязки (профилактика инфицирования кожных покровов).
3.Прекращение кровотечения из раны.
«Стратегия общения с пациентом при сборе информации»
Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.
Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.
Называйте пациента по имени и отчеству и на «Вы», Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.
Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны, неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.
Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если вы сомневаетесь в том, что он вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы вашего пациента.
Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.
Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов. Прежде всего, спросите о его жалобах. Начните разговор с вопроса: «Что вас беспокоит?»
Во время беседы делайте короткие записи. Не полагайтесь на свою память, но и не пытайтесь записать всю информацию. Кратко запишите даты, ключевые слова или фразы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Термины | Определения |
1. Сестринский процесс | систематизированный подход к организации и практическому осуществлению средним медперсоналом ухода за пациентом, а также к решению проблем, возникающих в процессе взаимодействия персонала с пациентом, его родственниками, коллегами. |
2. Стандарт | образец, норма, эталон, мерило, модель – единое и обязательное, принимаемое за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов, действий и т.д. |
3. Стандарты плана по уходу | базовый уровень обслуживания среднего медперсонала, обеспечивающий качествен-ный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации. |
4. Конкретный план по уходу | письменное руководство по уходу, пред-ставляяющее собой подробное перечисле-ние действий среднего медперсонала, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации. |
5. Сестринское действие | содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, путем планирован-ного ухода, используя сестринский процесс, и обеспечение соответствующих вмеша-тельств. |
6. Существующие проблемы | проблемы, которые беспокоят пациента в данный момент. |
7. Потенциальные проблемы | проблемы, которые еще не существуют, но могут проявиться с течением времени. |
8. Сестринский диагноз | клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и возможные проблемы, связанные с состоянием его здоровья. |
9. Независимые сестринские вмешательства | действия, выполняемые медсестрой в соответствии с ее самостоятельными решениями, без непосредственных указаний со стороны врача. |
10. Зависимые сестринские вмешательства | действия, выполняемые медсестрой на основании письменных предписаний врача, но должны использоваться навыки медсестры. |
11. Взаимозависимые сестринские вмешательства | взаимные действия мс с врачом, другими работниками здравоохранения, родствен-никами пациента. |
12. Потребность | отражение в сознании человека его нужд. |
13. Приоритеты | очередность проблем пациента с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента. |
1. Процедурная медицинская сестра – М.: Гранть, 1997.- 127 с. – (б-ка глав., старшей мед.сестры).
2. Гагунова Е.Я. Общий уход за больными. – M.: Медицина, 1973. – 286 с.
3. Справочник медицинской сестры по уходу /Под ред. Н.Р.Пагеева. – M.: Медицина, 1981. – 334 с.
4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. – M.: Медицина, 1989. – 254 с.
5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – M.: Родник, 1998. – 314 с.
Варианты проявления нарушении потребностей пациента
потребности в норме
возникающая в результате
нарушений потребностей пациента
Дышать
Дыхание свободное, ритмичное; частота
дыхания 16-20 в 1 мин.
Одышка. Тахипноэ (частота дыхания более 20 в I мин); брадипноэ (частота дыхания менее 16 в I мин). Патологическое дыхание (Чейна- Стокса, Биота, Куссмауля). Боль в груди, связанная. с дыханием. Удушье. Застой мокроты. Влажный или сухой кашель. Кровохарканье.
Пульс ритмичный, обычного наполнения и напряжения (60-80 уд./мии).
Артериальное давление от 100/60 до
Окраска кожи и слизистых оболочек
Пульс аритмичный. Тахикардия (частота сердечных сокращений более 80 уд/мин); брадикардия (частота сердечных сокращений менее 60 уд./мин). Пульс малого
или большого наполнения и напряжения. Гипертензия (АД более 140/90 мм рт. ст.); гипотензия (АД менее 100/60 мм рт. ст.).
Окраска кожи синюшная (цианоз); покраснение (гиперемия);
Есть, пить
Масса тела в норме.
Глотание затруднено или отсутствует. Недостаточное количество зубов или они отсутствуют.
Выделять
Мочеиспускание безболезненное, моча
прозрачная, светложелтая. Отеки отсутствуют. Дефекация безболезненная, происходит ежедневно,
стул оформленный, без патологических
примесей. Отсутствие жалоб
Мочеиспускание болезненное, частое. Задержка или недержание мочи. Изменение прозрачности и цвета мочи. Скрытые отеки; явные отеки. Обезвоживание. Сухость кожи, снижение ее упругости. Дефекация болезненная, жидкий, частый стул; запор; патологические примеси в стуле. Метеоризм. Жажда, сухость во рту
Двигаться
Положение в постели активное. Движения в суставах в полном
Положение пассивное, вынужденное. Слабость. Ограничение движения, отсутствие движения (параличи, парезы); отсутствие конечностей
Быть
здоровым
Состояние полного физического, психологического и социального благополучия
Снижение защитных функций организма. Острая или хроническая боль. Нарушение целостности кожного покрова
Поддержи
вать тем
пературу
тела
Температура тела выше 37оС лихорадка, гипертермия. Гиперемия лица. Кожа сухая, влажная, сухая, горячая на ощупь, «гусиная» кожа, озноб. Чувство жара. Ломота в суставах, мышцах.
Спать
и отдыхать
Сонливость днем, зевота; прерывистый сон; отсутствие сна
Одеваться
и разде
ваться
Способность самостоятельно одеваться и раздеваться
Снижение или отсутствие силы и активных движений в конечностях. Вынужденное положение. Дефицит самоухода
Быть
чистым
Кожные покровы и слизистые оболочки чистые. Волосы чистые, расчесанные
Одежда и белье опрятные
Сыпь на коже, расчесы, опрелости. Запах изо рта. Волосы грязные, не расчесаны. Неухоженные ногти. Одежда и белье неопрятные (грязные, мятые)
Избегать
опасности
Способность обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других
Дефицит знаний о заболевании, здоровом образе жизни. Безразличие к состоянию своего здоровья или беспокойство о нем.
Отсутствие адаптации к стрессам и условиям внешней среды. Опасность падения, получения травмы
Общаться
Сознание не нарушено. Речь сохранена.Зрение и слух сохранены. Память, внимание, ориентировка сохранены
Сознание нарушено (ступор, сопор; кома). Расстройства речи. Понижение или отсутствие зрения. Понижение или отсутствие слуха.
Иметь жизненные ценности
Способность выражать свои эмоции, мнения, отправлять религиозные обряды; заниматься любимым делом
Нарушения представления о своем внутреннем мире и внешнем облике
Работать, играть учиться
Удовлетворение любознательности, помогающей нормально развиваться. Участие в развлечениях и играх
Утрата трудоспособности, способности играть, учиться. Дефицит досуга
Выявление нарушения потребностей пациента
В современной практике сестринского дела принято рассматривать любое патологическое состояние пациента — будь то болезнь, травма или возрастные анатомо-физиологические изменения — с позиций возникающих при этом нарушений жизнедеятельности. Эти нарушения в той или иной степени, в том или ином объеме, в зависимости от различных обстоятельств не позволяют пациенту самостоятельно поддерживать свою повседневную жизнедеятельность на качественном уровне. Говоря иными словами, пациент не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненно важные потребности. Это состояние порождает чувство дискомфорта у пациента и свидетельствует о низком качестве оказываемой медицинской помощи. Степень возникающих нарушений может быть различна. Она зависит как от тяжести и особенностей заболевания, так и от ряда других факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей человека. Зависит она и от профессионализма медицинского персонала, наличия специальных средств реабилитации, позволяющих свести последствия возникающих нарушений к минимуму.
Чем точнее и полнее будут определены проблемы пациента по удовлетворению его повседневных потребностей, чем больше при уходе за больным будет применено средств реабилитации, тем в большей степени пациент будет ощущать свою независимость.
Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой). Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:
При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:
В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. Это объясняется, прежде всего, тем, что у нас в стране пока нет общепринятых сестринских стандартов обследования больного.
В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.
Шкала Бартела (в сокращенном виде)
Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.
Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.
Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.
На основании полученных данных составляется план действий по оказанию помощи и подбираются необходимые средства реабилитации. План обязательно должен быть обсужден и согласован с самим пациентом. Необходимо помнить, что без активного участия пациента уход вряд ли будет эффективным.
И еще — только при наличии в распоряжении пациента средств реабилитации он может активно участвовать в удовлетворении своих потребностей, реабилитируя свои способности по ходу заболевания. В случае же отсутствия средств реабилитации или при слишком «заботливом» уходе, исключающем максимальное использование возможностей самого больного и создающим для него «тепличные» условия, пациент занимает пассивную позицию, вынужден пользоваться помощью ухаживающего персонала, не развивает, а, наоборот, часто теряет навыки повседневной деятельности.
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:
· БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)
· ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
· ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
· ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
· РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ
Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.
Поскольку конечная цель работы медсестры – комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины – которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.
Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.
Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности :
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.
При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
· боль в грудной клетке.
В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДЫШАТЬ:
· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.
2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.
При объективном обследовании может быть:
· изменение цвета кожных покровов – цианоз (синюшность);
· затруднённое дыхание через нос;
· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;
Некоторые примеры возможных диагнозов :
3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
5) риск нарушения дыхания в связи с курением;
6) высокий риск от удушья.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости – дренажное);
4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;
5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности :
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищу – основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища – это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
· погрешность в диете;
· нарушение режима питания;
· отсутствие зубов, кариозные зубы.
2. Объективное обследование :
· наличие кариозных зубов;
· рвота во время обследования.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.
Потребность ПИТЬ:
Понятие о потребности :
Употребляя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследования :
ЖАЛОБЫ:
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
· употребление недоброкачественной воды;
· потребление недостаточного или избыточного количества воды.
2. Объективное обследование :
· сухость кожи и слизистых.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности :
Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;
· малое количество мочи;
· увеличенное количество мочи;
· частое болезненное мочеиспускание;
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
· малоподвижный образ жизни;
2. Объективное обследование :
· изменение характера стула;
· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
· изменение количества мочи;
· визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности :
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
· засыпание под утро.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ:
· чрезмерная загруженность работой;
· отсутствие отпуска и выходных.
2. Объективное обследование :
· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);
Некоторые примеры возможных диагнозов :
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга.
3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.
Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности :
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
· ломота в теле, суставах;
2. Объективное обследование :
· гиперемия лица;
· появление «гусиной кожи»;
· горячая на ощупь кожа;
· сухость кожи и слизистых;
· изменение температуры тела
· учащение пульса и ЧДД;
· отклонение в температурном режиме помещений.
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) субфебрильная лихорадка второй период;
2) пиретическая лихорадка первой период;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питьё;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит приём легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности :
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны БЫТЬ ЧИСТЫМИ.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
· боль и жжение в области естественных складок.
2. Объективное обследование :
· изменение кожи в области естественных складок;
· неприятный запах изо рта;
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности :
Движение – это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
· расстройство психической деятельности.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
· постоянная езда на транспорте.
2. Объективное обследование :
· болезненность при движении;
· изменения в области суставов;
· местное повышение температуры;
· пассивное положение в кровати;
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности :
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
ЖАЛОБЫ:
· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;
2. Объективное обследование :
· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ;
· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;
· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высоки риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.
Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:
Понятие о потребности :
Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :
1. Субъективное обследование :
В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.
Например:
· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;
· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);
· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;
· может ли пациент двигаться без посторонней помощи;
· может ли пациент самостоятельно есть и пить.
Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) дефицит самоухода.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:
2) учитывая, что главное для человека – независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;
3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.
Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:
Понятие о потребности :
Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :
1. Субъективное обследование :
1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:
· наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;
· знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;
· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.
2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.
3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) безразличие к состоянию своего здоровья;
2) беспокойство за состояние своего здоровья;
3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;
4) отсутствие адаптации к стрессу;
5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;
6) угроза здоровью в связи с факторами риска.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;
2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;
3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;
4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;
5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:
· ежедневное распределение времени и его запас;
· открытый «шлю» для эмоций;
· планирование режима дня;
6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;
7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.
Потребность ОБЩАТЬСЯ:
Понятие о потребности :
Человек – существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ. Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).
Виды общения:
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:
· средства массовой информации;
2. Объективное обследование :
Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ:
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) дефицит общения с семьёй;
2) недоверие медицинскому работнику;
3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;
4) стремление к самоизоляции.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.
Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:
Понятие о потребности :
В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.
Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни – это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.
Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:
1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?
2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?
3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?
4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.
5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?
6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?
7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?
Некоторые примеры возможных диагнозов :
2) необходимость духовного участия и сочувствия.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :
1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни – здоровье;
2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.
Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:
Понятие о потребности :
Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.
Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ. Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ, необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование :
Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:
· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;
· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;
· какую социальную роль в жизни он играет;
· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.
Некоторые примеры возможных диагнозов :
1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:
2) принижение чувства собственного достоинства;
3) дефицит организованного досуга.
Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.
Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.
Неудовлетворённые потребности пациента – это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.
ЗАДАЧАМИ медсестры является: