Что такое направленность образовательной программы
Направленности программ дополнительного образования детей
Направленности программ
Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей:
В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству.
Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.
Социально-педагогическая
Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:
Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.
Программа дополнительного образования социально педагогической направленности может решать широкий круг задач – от знакомства детей с правовыми нормами государства и формирования патриотизма и почтительного уважения к ветеранам и их заслугам до развития управленческих способностей и самоменеджмента.
Художественная
Художественно эстетическое дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.
Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков: музыкальное творчество, хореография, театральное искусство, изо и декоративно-прикладная направленность, эстрада и цирк.
Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.
Естественно-научная
Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач:
Раньше в этом направлении выделялся отдельный биологический профиль.
Теперь он входит в естественно-научный блок вместе с физико-химическим и географическим тематическими циклами.
Техническая
Направленность признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны.
Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.
Туристско-краеведческая
Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.
Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др.), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.
Физкультурно-спортивная
Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.
Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля.
Отдельную группу в направлениях и направленностях дополнительного образования составляют программы цикла «Интеллектуальные игры». Они предназначены для того, чтобы в интересной детям форме развить мышление, внимание, эрудицию и логику. В занятия легко вовлекаются участники любых возрастов, а правильно организованное взаимодействие между игроками помогает им совершенствовать коммуникативные навыки.
В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).
Уровни и направленность образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Направленность образования
Направленность образовательной программы – это обобщённое определение эффекта – результата реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, технологии, способы, формы организации образовательного процесса.
Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы ориентированы на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации человека к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Итоги освоения обучающимися содержания образовательных программ находятся в зависимости от степени обучения (уровня программы), но, во всяком случае это определённый, унифицированный объём предметных познаний, умений, который гарантирует человеку общественную адаптацию и профилизацию.
Этот аспект определения направленности образовательной программы на итог в связке «цель-результат» воздействовал на создание модели подхода к оценке работы образовательного учреждения, её производительности, в которой доминирует познание конечного итога образования. Нужно будет соотносить уровень и тенденция образовательной программы с учебными намерениями, расписанием занятий, что подтверждает фактическую реализацию этой программы. Проведение же итоговых, тестовых и прочих срезовых работ может помочь выявить уровень подготовки учеников и реализацию образовательной программы.
Расценивать образовательную программу учреждения вполне возможно через сопоставление поставленных перед ней задач и достигнутыми результатами.
Формулировка цели образовательной программы обязана быть максимально простой, настолько точной и определённой, чтобы легко можно было принять решение о степени её реализации и выстроить абсолютно определённый дидактический процесс, который обеспечивает её достижение в данное время. К сожалению, эта формулировка цели не совершенно подходит в образовании. Невозможно удалить из образовательного процесса живого человека (педагога, ученика), со всеми аспектами его настроения, нрава, темперамента и др.
Помимо того, в практике есть масса примеров, когда чётко поставленные цели не давали результатов или же приводили к нестандартным итогам. Потому, говоря о результатах работы образовательного учреждения, нужно вспомнить о степени активности или же пассивности участия самих обучающихся, их стремления достижения результата, а еще того, что на итоги оказывает большое влияние большое количество других, косвенных моментов. Довольно часто итог не проявляется сразу – эффективность педагогического действия может актуализироваться спустя несколько лет. Вследствие этого цепочка «цель – результат» не обязана трактоваться прямолинейно и упрощённо. Образованию присуща причинно – следственная неопределённость, а соответствие целей образования и его эффектов многовариативно.
Задача отдельного учебного занятия, задача образовательной программы определённого преподавателя быть может и обязана быть сформулирована четко, однозначно и, следовательно, диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем больше вариативность, неопределённость системы и тем больше совместными обязаны быть цели. А значит, и выводы о согласовании эффектов поставленным целям имеют все шансы быть получены лишь через групповой анализ этих (результатов, процесса, соответствия изначального и конечного состояния системы) по всем фронтам социально – педагогической работы учреждения, но не через несложное сопоставление формулировки цели, принимаемое за некоторый идеал, и искусственно выделенных итоговых эффектов её реализации.
Уровни образования в России
В РФ существуют разные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который сравнительно недавно был дополнен.
По закону, уровни образования в РФ делятся на 2 ключевых вида — общеобразовательное и профессиональное.
Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, а второй — все остальные.
Общее образование
По 43 статье Конституции РФ всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования — это термин, который включает в себя такие виды:
Дошкольное образование в первую очередь ориентировано на становление умений, которые помогают позднее при усвоении школьного материала. Сюда интегрированы первичные составляющие письменной и устной речи, базы гигиены, этики и здорового вида жизни.
В РФ удачно работают как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Помимо этого, почти все родители любят воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика заявляет, что детей, что не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.
Начальное образование считается продолжением дошкольного и нацелено на становление у учащихся мотивации, оттачивания умений письменной и устной речи, преподаются базы теоретического мышления и всевозможных наук.
Готовые работы на аналогичную тему
Во время периода общего образования у ученика обязаны сформироваться умения самостоятельного познания мира.
Среднее образования ставит задачей обучить думать разумно, делать самостоятельный выбор, более глубоко исследуются всевозможные науки. Кроме того складывается ясное понятие о мире и социальной роль в нем каждого учащегося.
Профессиональное образование
В РФ уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:
Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, что в данный момент их постепенно переименовывают в ПТЛ — профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения вполне возможно как на базе 9, так и на базе 11 классов.
Среднее образование включает в себя техникумы и колледжи. Первые занимаются подготовкой экспертов базисного уровня, вторые дают систему углубленной подготовки. Поступить в техникум колледж, вполне возможно на базе 9 либо 11 классов, в некие учреждения можно поступить только после 9 или же только после 11 классов (например, в медицинские колледжи).
Высшее образование выполняет подготовку профессионалов высочайшей квалификации для разных секторов экономики. Подготовкой специалистов занимаются институты, университеты и академии (в отдельных случаях те же колледжи). Высшее образование делится на такие уровни:
Бакалавриат считается неотъемлемым уровнем для получения двух других. Кроме того существуют разные формы получения образования. Она быть может очной, заочной, очно-заочной и в форме экстерната.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Направленность образовательной программы.
Направленность образовательной программы – это обобщённое, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.
Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9).
Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.
Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в связке «цель-результат» повлиял на создание модели подхода к оценке деятельности образовательного учреждения, её эффективности, в которой доминирует знание конечного результата образования. Необходимо соотносить уровень и направленность образовательной программы с учебными планами, расписанием занятий, классными журналами, что подтверждает фактическую реализацию данной программы. Проведение же итоговых, тестовых и других срезовых работ поможет выявить уровень подготовки учеников и реализацию образовательной программы.
Оценивать образовательную программу учреждения можно через сравнение поставленных перед ней задач (целей) и достигнутыми результатами.
Естественно, что формулировка цели образовательной программы должна быть предельно проста, настолько точна и определённа, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени её реализации и построить вполне определённый дидактический процесс, гарантирующий её достижение в заданное время, (см. Беспалько В.П.). Сожалению, данная формулировка цели не совсем подходит в образовании. Нельзя исключать из образовательного процесса живого человека (педагога, ученика), со всеми нюансами его характера, настроения, темперамента и т. д.
Кроме того, в практике есть масса примеров, когда чётко поставленные цели не давали результатов или приводили к непредсказуемым результатам. Поэтому, говоря о результатах деятельности образовательного учреждения, необходимо помнить о степени активности или пассивности участия самих обучающихся, их желания достижения результатов, а также того, что на результаты влияет множество иных, косвенных факторов. Очень часто результат не всегда проявляется сразу, – эффективность педагогического воздействия может актуализироваться спустя несколько лет. Поэтому связка «цель – результат» не должна трактоваться прямолинейно и упрощённо. Образованию присуща причинно – следственная неопределённость, а соотношение целей образования и его результатов многовариативно.
Цель отдельного учебного занятия, цель образовательной программы конкретного педагога может быть и должна быть сформулирована конкретно, однозначно, а значит – диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем больше вариативность, неопределённость системы и тем более общими должны быть цели. Следовательно, и выводы о соответствии результатов поставленным целям могут быть получены только через комплексный анализ данных (результатов, процесса, соотношения начального и конечного состояния системы) по всем направлениям социально – педагогической деятельности учреждения, а не через простое сравнение формулировки цели, принимаемое за некий эталон, и искусственно выделенных итоговых результатов её реализации.
В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:
Ø Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
Ø Развитие общества;
Ø Укрепление и совершенствование правового государства.
При этом содержание образования должно обеспечивать:
§ Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
§ Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;
§ Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;
§ Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
§ Развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14).
Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задаёт общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.
Данный подход меняет смысл соотношения направленности, уровня образовательной программы и стандартов, серьёзно обостряя проблему возможности чёткой формулировки каких либо эталонов, связанной с эталонной моделью выпускника. Становиться совершенно очевидно, что невозможно составить единую, нормативно определённую для всех учреждений модель выпускника и через сравнение с нею выпускников образовательных учреждений оценивать все составляющие элементы образования. Деятельность образовательного учреждения слишком сложна и все её многоплановые результаты не определяются в одинаково строгих параметрах количественного измерения. Ещё большей сложностью характеризуется система образования в целом, и поэтому второй аспект определения направленности образовательных программ принимается априорно, как само собой разумеющееся.
Направленность образовательных программ учреждения определяется его целью, или тем «ядром ценностей», который называют миссией. В этом самостоятельном выборе своего предназначения учреждения образования отличаются одно от другого, даже если они одного вида.
Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для данного образовательного учреждения. Иногда эту совокупность целей называют также концепцией образования или ядром ценностей.
Значение выбора миссии для образовательного учреждения нельзя преувеличивать, ибо с ним напрямую связан выбор вида и образовательной модели учреждения.
В определении миссии отмечается связь общих целей с убеждениями, взглядами и деятельностью тех, кто организует, отвечает, обеспечивает образование в учреждении. Убеждения, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их взглядов на образование вообще, и от тех организационных ситуаций, в которых люди действуют. Поэтому осознанный выбор миссии означает не просто признание и продолжение учреждением благородных школьных традиций, а его принятие в качестве конкретных направлений своей работы.
В миссии коллектив учреждения выражает своё понимание организации образования, свой «стиль» и культуру, поэтому форма выражения должна быть ясной, доступной для понимания родителей, детей, тех, кто выбирает для себя образовательное учреждение. Определение миссии должно быть понятно также всем сотрудникам учреждения. Случается так, что порой большая часть коллектива не имеет ни малейшего представления о миссии вверенной им школы.
Слишком абстрактное определение общих целей может по-разному толковаться, комментироваться и привести к противоположным направлениям в деятельности педагогов, а порой и к их столкновению. В такой ситуации трудно не только формулировать прогнозы на будущее, но и проектировать последовательность тактических действий.
Функции миссии учреждения образования можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние функции связаны с тем, чтобы дать ясное понятие о том, что представляет из себя учреждение, родителям, детям, другим учреждениям образования в окружающем социуме, учредителям, рынку труда, организациям и предприятиям, а также о преимуществах профиля учреждения.
Внутренняя функция миссии состоит в создании рамок, в которых можно принимать важные решения, обеспечивая определённое единство образовательных идей и приоритетов (направленность образовательных программ), слаженное сотрудничество, взаимодействие педагогов с целью повышения качества образования в учреждении.
В каждом конкретном случае определение миссии может отличаться уровнем детальной проработки или лаконизмом выражения, но очень важно, чтобы оно вырабатывалось коллегиально и стало показателем коллективной компетентности. Тогда принятие любого решения, новой методики работы, инновационной программы или технологии будет приниматься по соответствии его миссии учреждения, организационной культуре и стилю образования.
Другой не менее важной особенностью образовательного учреждения является влияние его сложившейся внутренней культуры на состояние и результаты образовательного процесса.
Большинство учреждений образования стремятся отличиться особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, микросоциума и другими чертами.
Совокупность этих условий вместе с культурой образуют неповторимый уклад жизнедеятельности учреждения.
Культура образовательного учреждения– это уникальная, многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления, менталитета. Её создателями и носителями являются все участники жизнедеятельности учреждения: администрация, педагоги, дети, их родители, сотрудники и т.д.
Культура учреждения – это феномен, которому обучаются, прежде чем становятся его составной частью, но она обладает незначительной динамикой. Как правило, культурные изменения происходят очень медленно и требуют времени. Они являются результатом процесса ориентации, адаптации, ответом на внешние воздействия.
Культура определяет стандартные пути решения проблем, способов организации внутренней и внешней взаимосвязи, приёмы овладения нестандартными, изменившимися ситуациями. И поэтому культура учреждения имеет фундаментальное значение для выбора им направления развития, управления стратегическим планированием.
Образовательные программы рождаются, осуществляются и приносят определённые результаты в конкретном укладе жизни учреждения, в особом сочетании обстоятельств, условий, средств, запросов, индивидуального потенциала участников педагогического взаимодействия, стиля их взаимоотношений. Именно это превращает процесс работы педагога над программой в авторское творчество, а сочетание, «композиция» программ педагогов в структуре педагогического процесса всегда будет неповторимо.
Культура учреждения и выбор миссии, – специфические критерии для установления целостности образовательного учреждения, его системной определённости (статуса). (См. Приложения).
Принятие связки «миссия – направленность» означает для образовательного учреждения необходимость чёткой и ясной формулировки долгосрочной стратегии в отношении качества образования.
Определение качества и способов его контроля является функцией самого учреждения, а для этого важна строгость понимания цели. Основной целью для деятельности образовательных учреждений, несомненно, является личность выпускника, позитивные изменения в обществе. Общие устремления, ориентиры образовательного учреждения, его миссия связаны с моделированием образа выпускника данного учреждения – «образа желаемого будущего результата».
Очевидно, что школьные предметы и дисциплины, учебные специальности, профили деятельности, которые составляют структуру учебного плана и соответствующее ему содержание образовательных программ, только приблизительно и предельно условно могут выразить эту стратегическую направленность образования. Ещё более условно моделируется качество выпускника через схему преемственной связи ступеней образования, образовательных цензов или расчёт объёма учебного материала, количественного набора личностных качеств, которые за определённое время в определённой последовательности должен усвоить каждый учащийся.
Несомненно, что реализация цели развития личности, её способностей самоопределения и самореализации зависит от множества объективных факторов, но и в большей степени она определяется продуктивностью использования опыта и ресурсов самой образовательной системы, признанием права определения своих целей (направленности) самим учреждением с последующей дифференциацией (индивидуализацией) этих целей на уровне обучающегося и педагога.
Утверждение такого права является принципиальным для практического осуществления вариативного образования, для эффективности включения широких возможностей учреждений дополнительного образования в реализацию стратегических целей системы образования.
В Законе «Об образовании», и в нормативных документах при характеристике образовательной деятельности и образовательных программ, также используется понятие направление: направление образования, направление деятельности или программа экологического направления, направление гумманитаризации и пр.
Что представляет собой направление развития? Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приёмами, условиями движения к определённой цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов. Направление образует пространство осуществления содержания, облекает его в форму, структурирует, «производит» конкретные результаты. Движение по выбранному направлению требует продуманности, связанности действий, согласованности. В направлении цель формулируется строже и результат её очевиден.
Каждое учреждение образования выстраивает свою сложную педагогическую систему, исходя из норм и традиций своей культуры, убеждённо следуя осознанному выбору основных ориентиров и миссии, определяя структуру образовательного процесса, его общее содержание, организацию и технологию.
Внутри этой системы в соответствии с определенными целями и задачами действуют структурные подразделения или отделы учреждения, имеющие свои комплексные, модульные, интегрированные программы, отдельные группы, объединения детей и педагогов. Содержание образовательного процесса учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.
Составить законченный перечень направления образовательных программ или их совокупности в одном учреждении не представляется возможным. И не только потому, что отсутствует единое информационное поле или система мониторинга, но и потому, что творчество педагогов и самодеятельность учреждений безграничны. Всё чаще стали появляться образовательные программы педагогов или новые образовательные программы учреждений, которые не вписываются в традиционный набор направлений школьной деятельности. Это и курсы лекций по истории мировых религий, и программы социальной психологии и психологии общения, интегрированные программы по культуре, искусству и риторике, исключительные по своей многомерности влияния на человека программы информационных технологий и пр.
Учитывая эти очевидные изменения и предполагая их накопление в будущем, следует сегодня закрепить это положение общим признанием различия направленности и направления образовательной программы с приоритетом её направленности, как смыслового центра, к которому устремляются все «точки», процессы, части совместной деятельности педагога и ребёнка.
Направление образовательных программ, модель и характер их взаимодействия в конкретном учреждении и в системе образования социума (города, района, региона и пр.) составляют конкретную структуру и полноту образовательного процесса субъектов образования.