Что такое направление менеджмент

Профессия менеджмент

Оглавление:

Менеджмент – популярное сегодня направление, которое объединяет в себе ряд специальностей, а именно – управленческие, социальные, экономические и гуманитарные дисциплины, в зависимости от выбранного профиля. Это направление включает в себя процесс управления одновременно.

Профессии по специальности «менеджмент»

Получив диплом по этой специальности, выпускник вуза обладает достаточными знаниями, чтобы стать результативным руководителем.

Подразделение менеджеров проводится по разным принципам:

К управленцам высшего уровня относятся генеральный, исполнительный, финансовый, коммерческий, арт-директор, то есть менеджеры высшего звена.

Исходя из сферы деятельности специалиста, в высшем и среднем звене можно выделить такие профессии:

Куда пойти учиться

Сегодня получить образование в области менеджмента можно во многих вузах России. Например, в столице соответствующие программы предлагают такие крупные учебные заведения, как МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана, РТУ МИРЭА, МАИ, РГГУ, ИМЭС и многие другие.

В Институте международных экономических связей применяются инновационные методы обучения, а выпускники востребованы как в РФ, так и за рубежом. В преподавательском составе ИМЭС – кандидаты и доктора наук, обладающие опытом работы в отрасли менеджмента.

Чтобы войти в топы, нужно получить узконаправленную специальность. Например, для управления инженерными работами необходимо не только отучиться на инженера, но и «присоединить» к полученному образованию знания в сфере управления предприятием.

Что за профессия

Менеджер – это профессиональный управленец. Цель его работы – обеспечить стабильную конкурентоспособность компании.

Профессия менеджера считается одной из древнейших: эксперты в области управления были востребованы всегда.

Чтобы стать специалистом в этой сфере, необходимо обладать такими личными качествами, как:

В работе также пригодятся знания иностранных языков, в частности, английского.

При выборе профессии нужно быть готовым к тому, что менеджер-руководитель должен безостановочно развиваться, трудиться над новыми проектами, быть в курсе всех нововведений в своей области. Тем, кто склонен к монотонной однообразной работе, следует выбрать другую специальность.

Кроме того, работа управленца неизбежно связана с умственным напряжением и стрессом, а также ответственностью за деятельность подчиненных.

Тяжело ли учиться по специальности «менеджмент»

Каждая профессия имеет свои особенности. Если у студента аналитический и гуманитарный склад ума, хорошие организаторские способности, развитые лидерские качества, он легко усваивает новую информацию, обладает широким кругозором, то учебный процесс для него не будет чересчур обременительным.

Главные предметы для учащихся первого курса – математика и информатика. Далее к ним присоединяются различные экономические специальности.

Кем можно устроиться работать после обучения в вузе

Высококвалифицированные менеджеры востребованы на рынке труда в России. Эта профессия также является одной из наиболее высокооплачиваемых: чем выше уровень профессионализма эксперта и больше объем знаний, тем выше его доход.

Менеджеры могут работать на производствах, в офисах, банках, образовательных, культурных учреждениях, в спортивной сфере, на внешнем рынке, если компания занимается сделками в области импорта и экспорта.

Начинать восхождение по карьерной лестнице лучше с невысокой должности, постепенно двигаясь вверх. Например, при желании управлять розничной торговой сетью можно начать с позиции консультанта, затем стать администратором зала, изучить процесс работы магазина и лишь после этого занять более высокую позицию, наработав навыки принятия продуктивных управленческих решений.

Смежными профессиями из области менеджмента являются следующие специальности:

По окончании вуза можно не только устроиться на работу в определенную компанию, но и открыть частный бизнес – в этом случае без знаний в сфере менеджмента не обойтись, ведь нужно знать, как открыть собственную фирму, определить ее цели, продумать стратегию деятельности, механизмы работы, а также скоординировать деятельность подразделений компании. Таковы первоочередные задачи предпринимателя-управленца.

Источник

Что такое менеджмент: уровни, виды, функции, основные принципы + советы как стать успешным менеджером

Что такое менеджмент и кто такой менеджер? Каковы основные функции и задачи менеджмента? Какие виды существуют и на каких принципах базируется современный менеджмент? Что это за профессия и где ее можно освоить?

В России понятие «менеджер» отличается от общепринятого в европейских странах или в США. У нас этим словом могут называть кого угодно – встречаются даже уборщицы – менеджеры по клинингу. Но мы поговорим о настоящем менеджменте. О том, что это такое, каким он бывает и как не наделать ошибок, управляя людьми и материальными ресурсами.

Что такое менеджмент

У термина «менеджмент» много определений. С английского он переводится как «управление» или «администрирование», но в российском деловом обиходе используется в более широком смысле. Это и сам процесс управления фирмой, и прогнозирование последствий управленческих действий, и организация производства товаров или услуг. Однако наиболее точно менеджмент можно определить как управление ресурсами – в первую очередь, человеческими.

Краткая история менеджмента

Люди с самого начала существования человечества копили опыт управления. В первобытном обществе центром таких знаний были вожди и старейшины племен. С того времени, как охота и собирательство стали уступать место производительному хозяйству, возникло и искусство управления им. Наряду с системой государственного управления появляется управленческий аппарат крупных родовых, а затем рабовладельческих хозяйств.

Каждая смена общественной формации давала резкий толчок развитию управленческих техник. Наиболее системно менеджмент стал развиваться в индустриальном периоде (в 18-19 веках), в эпоху быстрого развития капитализма в Западной Европе. Наряду с практическими знаниями появилось и теоретическое осмысление процесса управления ресурсами. Адам Смит, Чарльз Бэббидж и многие другие экономисты вывели менеджмент на уровень полноценной научной дисциплины.

Современный менеджмент – это явление, зародившееся на рубеже 19-20 веков, в период индустриальной революции по всему миру. Появление предприятий с тысячами работников и сложной структурой управления вызвало необходимость систематизировать способы принятия решений, унифицировать их, оставив в рамках разумного простор для творчества.

С наступлением информационной эры, начиная с 70-х годов ХХ века, появилось большое количество IT-технологий, облегчающих обработку больших массивов данных для принятия управленческих решений, но и требующих нового уровня знаний и навыков. Постиндустриальная экономика изменила отношения между сотрудниками разных уровней, директивные отношения во многом уступили место мотивационным.

Сейчас развитие науки управлять продолжается. Все большее внимание уделяется менеджменту удаленных структур и распределенных задач. По мере роботизации производств снижается концентрация персонала на них, растет значение управления максимально автоматизированными процессами.

Особенности российского менеджмента

В нашей стране в начале 90-х годов развитие науки управления пошло своим путем, который местами далеко отклонялся от классического. Знания управленцев, полученные в советских вузах, оказались практически неприменимы в рыночной экономике.

На крупных предприятиях это сразу отразилось прежде всего на сбытовых и закупочных подразделениях, а затем и на общем руководстве, от которого теперь требовалось не столько планирование производства, сколько планирование продаж. В результате множество таких предприятий не смогли найти свою конкурентную нишу и прекратили существование. Оставшиеся, в течение десятилетия, перешли в руки владельцев, которые и сами зачастую обучались искусству менеджмента за рубежом, и от наемных директоров требовали современных управленческих знаний. Постепенно стандарты менеджмента, по крайней мере в крупных компаниях, приблизились к западным.

А вот менеджмент в малом и среднем бизнесе начинал в РФ почти с нуля. За спиной у большинства управленцев в этой сфере было кооперативное движение, а то и криминальное прошлое. Отрицательную роль сыграла хаотичность рынка в 90-е и монополизация основных доходных сфер в экономике в 2000-е. В области управленческих технологий и стандартов наиболее успешные фирмы брали пример с крупных компаний, а вот их менее удачливые собратья – а таких на рынке было подавляющее большинство – старались восполнить скромные финансовые условия для сотрудников имиджевыми «фишками».

Отсюда возникла целая россыпь профессий, в названии которых было слово «менеджер»: менеджер по продажам, по закупкам, по работе с клиентами, по логистике, по туризму и так далее (попробуйте на hh.ru ввести слово «менеджер» в строку поиска – и убедитесь сами). Чаще всего такие рабочие места ничего общего с управлением ресурсами не имеют. Обычно это продавцы с расширенным функционалом – в их обязанности вменены активные продажи, поиск клиентов, выездные и телефонные переговоры и т.д. Но слово «продавец» звучит прозаично и буднично, а «менеджер» – куда более статусно. Учитывая, что на такие позиции часто берут студентов или начинающих специалистов, это немаловажный фактор мотивации.

Но в этой статье мы все-таки поговорим о менеджменте в его классическом понимании – как науки управлять.

Каковы функции менеджмента

Чтобы быть управленцем в любой организации – хоть в «Газпроме», хоть в маленьком ООО – нужно четко представлять себе последовательность действий, которые придется производить. Эта последовательность – и есть цепочка функций, которые обязан выполнять менеджер. Рассмотрим их по порядку.

Постановка целей и задач

Постановка целей дает направление движения компании, стимулирует изменения, формирует корпоративный дух. Поэтому к данной функции менеджмент должен относиться очень серьезно.

В зависимости от уровня менеджера цели могут ставиться для всей организации (увеличить прибыль, занять определенную долю рынка, «съесть» конкурентов, не допустить банкротства и т.д.) или для конкретного подразделения/отдела/управления/цеха/участка (повысить продажи, уменьшить количество брака, внедрить технологические изменения в требуемые сроки и т.д.).

Для внутреннего пользования цели и задачи должны быть максимально конкретными – это позволит избежать попыток увильнуть от их выполнения через «иное толкование» руководящих указаний.

Для широкой же публики цель обычно оформляется в виде миссии – красивого слогана, описывающего смысл существования компании. Вот примеры миссий:

    «Организовать информацию со всего мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной» (Google). «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни» (Яндекс). «Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе» (Диснейленд). «Мы помогаем покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение» (Castorama). «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека» (Лукойл). «Мы будем поставлять на рынок самую красивую и популярную в мире повседневную одежду. Мы оденем весь мир» (Levi-Strauss).

Цели должны основываться на реальных возможностях, реальной статистике. Чрезмерно амбициозные цели могут привести к бесполезной трате ресурсов, а результатом излишне скромных задач может стать стагнация и проигрыш в конкурентной борьбе.

Разработка плана деятельности

Для достижения поставленных целей нужен четкий план действий. Здесь можно провести аналогию с кораблем. Бизнес — это корабль. Чтобы корабль прибыль из одного порта в другой, ему нужна навигация, курс, маршрут движения. Задача менеджмента не только дать конкретное указание нужным людям, которые разработают план действий на основании бухгалтерских отчетов, но и проследить за его выполнением, чтобы корабль во время движения не отклонился от курса, не нарвался на рифы и т.д.

Если, к примеру, планируется внедрение новой технологической линии, требуется составить календарный план-график основных работ, определить ответственных, предусмотреть все сопутствующие работы, просчитать, какие убытки понесет фирма за время замены оборудования, по возможности минимизировать их.

Если речь идет в целом о компании, на ее менеджмент возлагается организация бизнес-планирования на определенный период (год, три, пять лет), определение бюджета, нужного для достижения целей, формирование команды.

В крупных компаниях процесс планирования обычно жестко формализован: создаются структурированные документы, которые менеджеры защищают у своего руководства или у собственника, и по которым с них затем спрашивают результаты работы.

В небольших фирмах планы могут представлять собой листы бумаги А4, исписанные ручкой в каком-нибудь кафе во время бизнес-ланча. Форма в данном случае не главное, значение имеет то, насколько план соответствует поставленным целям.

Организация работы по плану

Задача менеджера – так распределить работу между подчиненными, чтобы нужные результаты достигались с минимальной затратой ресурсов. Определить промежуточные этапы реализации плана, назначить ответственных, при необходимости делегировать полномочия на предыдущий уровень управленческого звена или что-то передать на аутсорсинг.

Здесь же решается, каким образом исполнители будут отчитываться, и как станут вносить корректировки в первоначальный план, если они понадобятся. Также менеджер определяет порядок использования финансовых потоков и других ресурсов. Вспомним строительство Крымского моста через Керченский пролив. Стоимость проекта составила 228,3 млрд руб. Естественно, эти деньги не были сразу перечислены Заказчиком Подрядчику, а перечислялись постепенно в рамках генерального плана работ. Сначала профинансировали один этап работ, затем другой и так далее.

Контроль выполнения работы

Важнейшая функция для любого менеджера. Пустить процесс выполнения плана на самотек – это значит получить большой шанс остаться в итоге у разбитого корыта с сорванными сроками или с работами ненадлежащего качества. Требовать соблюдения порядка выполнения работ или контролировать своевременность поставок, отслеживать рыночную конъюнктуру, выявлять возникающие проблемы и вовремя их устранять, при необходимости вносить изменения в первоначальные планы – всё это лежит на плечах руководителя.

По совокупности всех этих факторов отслеживается эффективность как конкретного менеджера, так и всего процесса менеджмента в компании. Вот какой схемой можно описать процесс постановки задачи и контроль ее выполнения:

Что такое направление менеджмент. Смотреть фото Что такое направление менеджмент. Смотреть картинку Что такое направление менеджмент. Картинка про Что такое направление менеджмент. Фото Что такое направление менеджмент

Координация работы

Одна из наиболее значимых функций менеджера – синхронизировать деятельность всех подразделений компании. Это касается как внутренней цепочки «потребитель-поставщик» (например, когда один цех является производителем продукции для другого), так и работы обеспечивающих служб (закупки, продажи, ремонты, IT, кадры и так далее).

Важно выстроить алгоритм совместной работы (или поддерживать его) и наладить обратную связь с руководителями каждого подразделения, чтобы своевременно реагировать на возникающие в бизнес-процессах проблемы. Координация деятельности чаще всего осуществляется при помощи оперативок, совещаний, видеоконференций и прочих совместных мероприятий.

Что такое направление менеджмент. Смотреть фото Что такое направление менеджмент. Смотреть картинку Что такое направление менеджмент. Картинка про Что такое направление менеджмент. Фото Что такое направление менеджмент

Мотивация и поощрение сотрудников

Работать энергично и увлеченно за одну зарплату в течение долгого периода времени способны лишь единицы людей. Остальным для того, чтобы поддерживать энтузиазм, развиваться в своей профессии или хотя бы не допускать снижения производительности и появления психологического выгорания, нужны стимулы.

Материальные (сдельная оплата, премии, повышение зарплаты по итогам проекта и т.д.) и моральные (почетные грамоты, награды, участие в корпоративных мероприятиях и прочие). Технически разрабатывают систему мотивации обычно кадровые подразделения, но определить основные принципы поощрения сотрудников и стимулирования их на новые свершения – функция менеджера.

Другие функции

Есть и прочие функции, которые выполняет управленческое звено – они побочные, но также имеют большое значение для развития компании. Например, поиск и внедрение инновационных методов управления персоналом, планирование и осуществление маркетинговой стратегии.

Виды менеджмента

В зависимости от сферы применения управленческих технологий выделяют 7 основных вариантов менеджмента.

1 Производственный менеджмент

В данном случае имеется в виду не конкретно промышленное производство, а основная деятельность любой организации, выпускающей товары или оказывающей услуги. Это может быть выплавка металла, печать книг или предоставление сотовой связи. Производственный менеджмент – это управление конкурентоспособностью продукции: построение точных и грамотных прогнозов, организация производственного процесса, внедрение инноваций.

Перед производственным менеджером обычно ставятся следующие задачи:

    контроль процесса выпуска продукции (товаров или услуг), ее качества, объемов и сроков производства; выявление и устранение факторов, препятствующих эффективной работе системы; координация внутреннего взаимодействия подразделений, разрешение возникающих конфликтов и противоречий; отслеживание рационального использования производственных мощностей (от домны или нефтяной вышки до планшетов сотрудников колл-центров); контроль за реализацией инновационных проектов, повышающих эффективность основной деятельности; контроль и мотивация сотрудников производственных подразделений компании.

2 Финансовый менеджмент

Управление финансами даже в небольшой фирме часто имеет ключевое значение для стабильности организации, а для крупной компании это основа основ – даже несмотря на то, что финансовый менеджмент почти нигде не является самостоятельным направлением и всецело зависит от общей стратегии управления организацией.

В сферу управления финансами входят:

    формирование бюджета организации в соответствии с ее целями и возможностями; разработка и реализация мер по сокращению расходов; жесткий контроль заимствований, максимальное снижение финансовых рисков; контроль инвестиционных расходов компании; точное прогнозирование ситуации в сфере финансов; участие в антикризисных мероприятиях.

В маленьких фирмах финансовый менеджмент нередко осуществляется теми же сотрудниками, что и производственный. В средних и крупных компаниях это самостоятельное направление.

Что такое направление менеджмент. Смотреть фото Что такое направление менеджмент. Смотреть картинку Что такое направление менеджмент. Картинка про Что такое направление менеджмент. Фото Что такое направление менеджмент

3 Стратегический менеджмент

Постановка целей для компании, определение способов их достижения – всё это составляющие стратегического менеджмента (СМ). Обычно стратегические управленческие решения принимают либо собственники бизнеса, либо топ-менеджмент. Сущность СМ – в ответе на три ключевых вопроса:

Стратегический менеджмент охватывает только главные составляющие работы компании, вникать в детали – не его задача. Среди решений, которые могут быть приняты в рамках СМ, следующие:

    реконструкция бизнеса (производственных мощностей, внутренних процессов, маркетинговой стратегии и т.д.); внедрение инноваций и новых направлений деятельности; организационная трансформация компании (смена формы собственности, изменение управленческой структуры, внедрение новых систем мотивации персонала и т.д.): выход на новые рынки, расширение доли на существующих рынках; слияния и поглощения.

4 Инвестиционный менеджмент

К этому разделу относится всё управление инвестиционной деятельностью в компании: как инвестпроекты с целью развития собственного производства, так и вложения средств в сторонние проекты для увеличения размера капитала фирмы. Инвестменеджмент направлен на координацию всей работы по вложению средств, на определение потребности в привлечении средств, на отслеживание конъюнктуры рынка и контроль над инвестиционной программой компании.

Основной инструмент инвестиционного менеджмента – инвестпрограмма. Это бизнес-план на период вложения средств в различные инструменты развития компании. В покупку и установку нового оборудования или программного обеспечения, в открытие новых филиалов, в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, в слияния и поглощения. Руководители, занимающиеся инвестиционным менеджментом, должны оценить риск вложений, планируемую отдачу от них и принять решение о представлении инвестпрограммы на рассмотрение совета директоров или собственника. Вот, например, как выглядит презентация инвестиционной программы компании РЖД:

Что такое направление менеджмент. Смотреть фото Что такое направление менеджмент. Смотреть картинку Что такое направление менеджмент. Картинка про Что такое направление менеджмент. Фото Что такое направление менеджмент

В некоммерческих организациях активно используется другой вид инвестиционного менеджмента – фандрайзинг (привлечение средств сторонних организаций или частных лиц на благотворительные, научные и другие подобные цели). В этой сфере встречаются совершенно фантастические примеры менеджерского креатива.

Например, испанский фандрайзинговый проект Homeless Fonts: любая организация за 30 евро может заказать дизайнерский шрифт, основанный на почерке бездомного человека. Доходы от проекта (а составляют они уже десятки тысяч евро) идут на поддержку этих самых бездомных.

5 Риск-менеджмент

Управление рисками – очень востребованный вид менеджмента, поскольку коммерческая деятельность любой компании сопряжена с вероятными негативными факторами. Вы берете кредит на развитие – и рискуете не вернуть его и остаться банкротом. Расширяете производство – рискуете не найти сбыт. Приходите в новый регион – рискуете столкнуться с бюрократическими препятствиями со стороны местных властей (подобная ситуация была, например, в 2017 году у одного из лидеров рынка деревообработки РФ, когда инвестиционная программа не была реализована из-за того, что один из губернаторов пошел на принцип и не выделил достаточное количество лесоучастков для вырубки. Это обернулось простоями производства и многомиллионными потерями. Ситуация разрешилась только после личного вмешательства гендиректора компании).

Для того, чтобы просчитать все возможные риски от управленческих решений и используют риск-менеджмент. В нем выделяют несколько этапов:

    I. Выявление факторов риска и оценка масштабов возможных негативных последствий. Например, если компания берет кредит размером с половину своей стоимости под внедрение новой технологии, то задержки в поставке оборудования или «неразогретость» рынка под новый продукт могут за несколько месяцев оставить организацию без существенной части оборотных средств.

    II. Выбор способа управления рисками. Таких способов много – например, страхование, создание резервов, распределение ответственности (в случае с примером выше – за процесс внедрения новой технологии между всеми его участниками, если это отдельные юрлица), диверсификация рисков и так далее.

    III. Разработка и реализация стратегии уменьшения рисков. Всего таких стратегий три: избежать, принять или передать. Для каждой из них используются свои способы (см. пункт 2). В первом случае вы отказываетесь от проекта, во втором – страхуетесь или создаете резервы, усиливаете контроль над промежуточными звеньями между вами и потребителем (например, покупаете розничную сеть продаж) и т.п., в третьем случае – передаете реализацию проекта на аутсорсинг или распределяете риски между участниками процесса либо во времени.

    IV. Оценка результатов предыдущих пунктов и корректировка стратегии.

6 Информационный менеджмент

Этот вид менеджмента развился с внедрением информационных технологий в управленческую среду. Он включает в себя все информационные процессы в компании: эксплуатацию IT-инфраструктуры, внутренний документооборот, информирование сотрудников, обеспечение защиты информационных ресурсов организации, управление информационными потоками внутри и снаружи компании.

Глобальная задача информменеджмента состоит в обеспечении необходимыми сведениями персонала компании, чтобы создать максимально благоприятные условия для достижения целей организации.

7 Экологический менеджмент

Управление политикой взаимодействия компании с окружающей средой. Особенно актуально это направление для вредных производств, а также для фирм, у которых экологическое направление является частью маркетинговой стратегии.

Экологическая политика определяется как внутренними актами компании, так и государственными и муниципальными законами и постановлениями. Задача экоменеджмента – найти и поддерживать соотношение между соблюдением необходимых стандартов и эффективностью работы предприятия. Достигается это за счет рационального использования природных ресурсов и снижения отходов, выбросов стоков и прочего негативного влияния на окружающую среду. Также сюда входит имиджевая деятельность по участию топ-менеджеров и рядовых сотрудников компании в экологических мероприятиях, проводимых властями на территории расположения организации.

Есть и другие, более узкие, нишевые виды менеджмента.

Основные принципы менеджмента

Главные принципы управленческой деятельности сведем в одной таблице.

ПринципСуть принципа
Распределение трудаВсе процессы в организации разделяются по направлениям, за каждое из которых отвечает своя группа исполнителей и руководителей.
Единоначалие и коллегиальность в принятии решенийЭффективность управления обеспечивается там, где решения принимаются на основе мнения квалифицированных специалистов, а указания исполнителям отдает один руководитель.
Ответственность за исполняемые полномочияВ каждой организации существует иерархия, в которой есть звенья, имеющие полномочия отдавать приказы и выполнять их. Точность и правильность исполнения указаний, а также их результат составляют ответственность сотрудников.
Вознаграждение за хорошую работуМоральная и материальная мотивация деятельности сотрудников, зависимость их вознаграждения от результатов труда.
Подчинение личных интересов общимПравила деятельности сотрудников организации имеют приоритет перед их личными желаниями.
Приоритет интересов собственниковКто платит, тот и заказывает музыку. Менеджмент должен реализовывать требования собственников.
Устойчивость системы менеджментаКачество управления процессами в целом не должно зависеть от человеческого фактора и одного случайного неправильного решения.
Инициатива и развитиеДеятельность компании всегда должна быть направлена на ее совершенствование. Приветствуется и материально поощряется инициатива сотрудников.

Три уровня менеджмента

Существуют три основных ступени менеджмента:

    Высшее звено (генеральный, исполнительный директора, члены совета директоров, главный бухгалтер, главный юрисконсульт) – еще их называют топ-менеджерами. Они определяют стратегию развития компании и принимают ключевые решения, обязательные для исполнения всеми сотрудниками; Среднее звено (начальники управлений, цехов, производств) – это менеджеры, определяющие, как лучше реализовать определенную топ-менеджментом стратегию, принимающие решения по конкретным бизнес-процессам и руководящие линейными менеджерами; Линейное звено (начальники участков, отделов, старшие менеджеры) – руководят сотрудниками-исполнителями, контролируют их работу в соответствии с требованиями менеджеров среднего звена и нормами организации.

Где обучают менеджменту

В российском классификаторе специальностей, по которым обучают в вузах, «менеджмент» проходит под номером 38.03.02. Если в начале и середине 90-х годов большинство университетов обучали менеджменту «в целом», то потом началась дифференциация, и сейчас существуют кафедры, на которых по несколько направлений: менеджмент в СМИ и рекламе, международный менеджмент, производственный менеджмент. Впрочем, факультеты с общим профилем тоже продолжают существовать.

Узнать о том, какие вузы предлагают получить высшее образование по менеджменту, можно, например, здесь или здесь. В этих списках есть как традиционные очное и заочное обучение, так и относительно недавно появившееся полностью дистанционное.

Очень востребовано второе высшее образование по специальности «менеджмент», поскольку во многих сферах для перехода с «полевой» работы на руководящую требуются дополнительные знания. Это касается, прежде всего, медицины, образования, соцсферы. Перечень вузов, в которых дают второе высшее по менеджменту, можно узнать, например, здесь или здесь.

Во многих случаях требуется не полноценное обучение, а переподготовка (например, если у вас уже есть экономическое образование, но другого профиля или когда требуются знания по управлению в конкретной сфере). Пройти переобучение по менеджменту можно на тысячах курсов по всей стране. К примеру, здесь или здесь.

Если же вам нужно не столько получить «корочки», сколько узнать об актуальных новинках в науке управлять и о новых тенденциях в менеджменте, хорошо подойдут онлайн-курсы. Платные можно выбрать, например, на этом портале или на этом, есть англоязычные курсы, а бесплатные – здесь.

Как добиться успеха в менеджменте: полезные советы

Совет №1: Не стесняйтесь общаться с подчиненными

Некоторые руководители уверены: если держать дистанцию со своими сотрудниками, те будут больше уважать свое начальство. Может и так. Но при этом менеджер теряет важнейший канал обратной связи, по которому ему могли бы сообщать о возникающих проблемах в процессе работы подразделения или компании в целом. Советоваться с подчиненными также полезно: с высокого кресла может быть не видно тех решений, которые очевидны для линейного персонала. Постоянное общение – деловое, без панибратства – помогает и работникам лучше понимать логику действий руководителя, а значит, проявлять больше инициативы при выполнении его указаний.

Совет №2: Мотивируйте сотрудников

Побудить подчиненных работать более эффективно можно разными способами: кому-то нужен кнут, кому-то – пряник. Для кого-то дороже всего лишние три дня к отпуску, а кого-то хлебом не корми – дай поучаствовать в корпоративном слёте. Для одних важна премия, для других – доброе слово, фото на доске Почета и доверие руководства. Хороший менеджер точно знает, за какие ниточки нужно дернуть, чтобы тот или иной сотрудник улучшил свои показатели.

Совет №3: Планируйте всю свою деятельность

Планы и стратегии упорядочивают работу фирмы, делают бизнес-процессы максимально понятными для руководителя. Умение планировать – расходы бюджета, свой день, совещания, реализацию проектов и прочее – высвобождает рабочее время и вызывает уважение у подчиненных. А если вы еще и привлекаете к планированию своих сотрудников, это превращает организацию в слаженную мотивированную команду.

Совет №4: Учитесь убеждать

Проще всего повысить голос и заставить сотрудника выполнить ваше указание. Но тогда он будет делать это без души, механически. Убедить подчиненного, что именно его вклад может обеспечить успех компании – большое искусство, которым должен владеть хороший менеджер. А для этого нужно досконально знать производственный процесс в своей фирме. То же самое касается убеждения собственника или партнеров по бизнесу. Никто не даст денег на проект, если вы не сумеете доказать необходимость вложений, убедить их в этом.

Совет №5: Используйте творческий подход

Есть даже специальное направление в науке управления – креативный менеджмент. В его рамках возможны любые отступления от общепринятых шаблонов. Например, вы можете придать какой-либо группе в своем коллективе особый статус, мотивируя тем самым работников, осуществить перекрестную передачу функций от одних сотрудников другим, «расшевеливая» их инициативу. Изменить форму одежды, продолжительность рабочего дня, способ взаимодействия с другими подразделениями. Вариантов могут быть сотни. Главное, чтобы это были не изменения ради изменений, и менеджер четко придерживался выбранной стратегии.

    Офисы Google напоминают город в городе. Здесь для сотрудников есть все: столовые, фитнес-центры, душевые, зоны отдыха и даже прачечные. Рабочий процесс не привязан к строгому графику. Главное — результат. Сотрудник Гугла может поработать 2-3 часа с утра, потом отправиться в тренажерный зал, расположенный там же в офисе. Пообедать, потом снова поработать. Затем поиграть с коллегами в приставку. Снова поработать. Сходить в бар и остаться в офисе на ночь. Там даже спальные места предусмотрены. Бесплатное питание без ограничений. В офисах Google есть собственные столовые, и даже не одна. На столах постоянно стоят перекусы: мюсли, хлопья, свежевыжатые соки, фрукты и т.д. Питательный процесс тоже выстроен с умом. Рядом с едой есть наклеечки, которые подскажут насколько калорийная та или иная еда. Компания поддерживает принципы здорового питания. Чтобы сотрудники Google могли отдыхать и перезагружаться во время работы, для них в офисе предусмотрены различные настольные игры, шахматы, библиотеки, видеоигры. Есть зоны релакса, где можно вздремнуть в тишине, массажные кресла. Раз в неделю в офис приходит преподаватель йоги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *