Что такое наблюдение в педагогике
Наблюдение как метод педагогического исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и виды наблюдения
Один из наиболее популярных методов педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение самый древнейший метод познания окружающей действительности. Востребованность наблюдения, как метода педагогического исследования, обусловлена тем, что оно не требует специальной подготовки и вложений в организации. Эффективность наблюдения подкрепляется его сочетанием с такими методами как эксперимент и беседа.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке.
Сущность наблюдения заключается в полной и точной фиксации фактом, посредством всех органов, чувств, знаний, умений и жизненного опыта исследователя.
Функция наблюдения – прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого.
Объектами педагогических наблюдений могут выступать только те стороны воспитательно-образовательного процесса, которые наблюдатель может зафиксировать, не изменяя и не нарушая ход педагогического исследования.
Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.
Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.
Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:
По форме организации:
По степени включенности:
По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых:
По месту проведения наблюдения:
По регулярности проведения наблюдения:
По длительности проведения наблюдения:
По охвату аудитории:
По используемым средствам:
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы процедуры наблюдения
Эффективность результатов, полученных в ходе наблюдения, во многом зависит от соблюдения последовательности этапов:
Требования, предъявляемые к процессу организации наблюдения
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.
Наблюдение как метод педагогического исследования
Наблюдение как метод педагогического исследования
1) включенное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать.
2) невключенное наблюдение предполагает наблюдение «со стороны».
3) открытое наблюдение, когда дети знают, что они являются объектами изучения, и
4)скрытое наблюдение, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.
По степени охвата наблюдение может быть сплошным (когда внимание исследователя обращено, скажем, на весь класс (группу)) и выборочным (когда ведётся наблюдение за отдельным учащимся и небольшой группой ребят).
Внешнее наблюдение даёт возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путём увеличения числа наблюдателей (исследователей). Недостатком данного вида наблюдения является то, что при нём всегда может иметь место некоторая нарочитость в поведении. Длительность и систематичность наблюдений снимают этот недостаток.
Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.
По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.
Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени. Он позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.
К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. Иными словами, случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.
По степени формализации наблюдение может быть неструктурализованное (неконтролируемое), при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана.
Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредотачивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Чаще всего задача структурализованного наблюдения в исследовании – проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их.
Необходимо отличать научное наблюдение от обыденного (житейского).
Научное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по специально разработанной педагогической программе.
Научное наблюдение отличается рядом черт от обыденного. Назовём эти черты.
Целенаправленность. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдения на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определённой концепции, парадигмы (модели). Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием материала, а средством отбора необходимого.
Аналитический характер. Эта черта даёт возможность исследователю выделять отдельные стороны, элементы, связи изучаемых объектов, их анализировать, оценивать и объяснять уже в ходе наблюдения.
Комплексность, Эта черта вытекает из целостного характера педагогического процесса и требует не упускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.
Систематичность. Эта черта требует не ограничиваться разовым «снимком» изучаемого, а на основе систематических наблюдений выявлять существенные связи и отношения, обнаруживать причины изменения и развития наблюдаемого за определённый период.
В исследовании педагогических проблем используется лонгитюдиональное наблюдение.
Лонгитюдиональное наблюдение – длительное наблюдение за одними и теми же, скажем, учащимися на протяжении нескольких лет.
Это наблюдение охватывает большое количество в разной мере взаимосвязанных явлений. При этом наблюдении представляется возможность проследить развитие личности учащегося или ученического коллектива (по мере перехода из одного класса в последующий) на протяжении многих лет. Благодаря этому многолетнему наблюдению удаётся раскрыть объективные и субъективные тенденции, изменения интеллектуальных, познавательных и духовных потребностей учащегося, определить причины изменения учащегося к учебе, труду, товариществу, коллективу. А на основе собранного материала наметить конкретные пути совершенствования учебно-воспитательной работы.
Мы рассмотрели различные типы (виды) наблюдений, которые может использовать исследователь с целью получения большого фактического материала. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:
успех метода наблюдения в конкретном педагогическом исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью, отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;
наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдает;
исследователь должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изменение её было минимальным;
наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;
результаты наблюдений необходимо сопоставлять с помощью других методов (например, анкетирования, тестов, рейтинга, анализа результатов деятельности и т.д.) и выполнять в виде кратковременной записи, проводимой по «горячему следу»; карточек, служащих для регистрации информации; дневников наблюдений, в которых систематически день за днем заносить все необходимые сведения.
К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении).
Несмотря на значительное преимущество, метод наблюдения имеет и ряд недостатков.
К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:
— влияние субъективного фактора на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),
— при использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на «одобряемое» поведение;
— наблюдение требует значительных затрат времени;
— не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.
Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет.
На фактах, зафиксированных методом наблюдения, всегда лежит оттенок субъектности. Поэтому наблюдения применяются в сочетании с другими методами исследования личности учащегося.
Список использованной литературы:
Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю.З. Кушнев. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск. / Я. Скалкова. – М., 1989.
Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткиню – М., 1986.
Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М., 1988.
Статья по теме «Метод педагогического наблюдения»
Метод педагогического наблюдения
Актуальность метода наблюдения.
Вообще, наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике.
Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Конечно, житейские наблюдения отличаются от научных наблюдений прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.
Метод педагогического наблюдения – это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях. Он относится к традиционным педагогическим методам, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Главные отличия научного наблюдения следующие:
1) при нем определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются.
Требуется планировать сроки наблюдения, определять время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым .
Главными требованиями при этом являются: четкость, систематичность, разносторонность, достаточное количество зафиксированных фактов, своевременность, объективность, экономичность техники записи, внимательная, вдумчивая и кропотливая обработка собранного материала, учет всех влияний на ход исследуемых явлений, отделение существенных, устойчивых, повторяющихся фактов от второстепенных и случайных, беспристрастность в толковании материала, в оценке фактов и заключений по ним.
С помощью педагогического наблюдения, например, учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет разобраться в его мотивации. Например, ученик может выполнять учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители или ему доставляет радость сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия на ученика.
Фиксация фактов может производиться при помощи записей (протоколирования, дневников и др.) и различных регистрирующих технических средств (фотографии, киносъемки, звукозаписи). При фиксации экспериментальных мероприятий педагог должен подмечать все особенности их протекания, включая отношение учащихся к педагогическим воздействиям, эмоциональные реакции, высказывания, оценки, суждения. Записи, сделанные в форме протокола, или в дневнике позволяют возвращаться к наблюдаемым фактам, являются основой и исходным моментом дальнейшего анализа. Желательно вести запись на месте наблюдения, непосредственно или же сразу после него. Наблюдатель записывает в заранее подготовленную схему протокола не все, а только то, что содействует прямо или косвенно прояснению проблемы. При этом должны быть записаны подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.
Очень удобна такая форма записи, как дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Объектом наблюдения может быть отдельное лицо, класс, группа. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологические характеристики учеников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия. Ведя запись наблюдения, нельзя ограничивать ее заранее предусмотренной позицией или фиксировать только те факты, которые подтверждали бы ее. Необходимо объективное отражение хода учебно-воспитательного процесса.
По своей длительности наблюдения делятся на:
Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. К несистематическим наблюдениям относятся такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. [ править ]
[ править ] [ править ] По форме наблюдения делятся на:
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако, бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие педагоги стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками. Недостатком осознанного наблюдения является влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит осознанное наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения. [ править ]
При неосознанном наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным. Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостатком неосознанного наблюдения является трудность фиксации результатов (в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя). Кроме того наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель.
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
Определить цели, стоящие перед наблюдением. Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «на всякий случай», а потом решать, где и как употребить полученные данные, бесполезно.
Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные учащиеся, различные классы или группы.
Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе – бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность ученика на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия. На бланке протокола или в дневнике указывается дата наблюдения, учебное заведение, учебная группа, учащийся, преподаватель, тема занятия и задания, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
Подобрать способы фиксации результатов – это может быть протоколирование, запись на магнитофонную ленту, фотографирование или видеосъемка.
Недостатки метода наблюдения.
Подчеркивая важность метода наблюдения, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Они делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
— ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований;
— сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
— различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
— несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения;
— установки наблюдаемых и наблюдателя.
Если, например, наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, исследователь понимает и истолковывает поведение и действия воспитанников через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций. А наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности воспитанников, повышенной жесткости в оценке происходящего.
— Следует отметить, что результаты наблюдения могут зависеть от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно.
Консультация для педагогов «Наблюдение как основной метод воспитания»
Алена Губина
Консультация для педагогов «Наблюдение как основной метод воспитания»
«Наблюдение как основной метод воспитания»
Рассмотрим понятие «наблюдение».
Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.
Наблюдение может быть отстранённым и включённым.
Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни).
Воспитатели правы в утверждении о том, что постоянно наблюдают за детьми естественным образом. Однако только систематический подход к наблюдению и регистрации наблюдаемых фактов помогает обеспечить целенаправленность и полноту получаемых данных.
Роль наблюдателя требует от взрослых (воспитателя, специалиста, родителей) выделить для этого время и иметь соответствующие средства записи.
Наблюдение – один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентаций, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, а также стереотипов суждений.
Известный психолог А. А. Бодалев доказал это в небольшом, но очень показательном эксперименте. Двум группам людей показали фотографию одного и того же человека. Одной группе сказали, что это герой, другой – что преступник. Людей просили описать портрет изображенного человека. Лицо «героя» описывали как мужественное, волевое, с правильными чертами, выразительным взглядом. «Преступника» – как зверюгу с мешками под глазами, массивной фигурой и тяжелой челюстью. То же самое может происходить и с педагогами. У «хороших» он начинает замечать хорошие поступки и не обращать внимания на плохие, у «плохих» – наоборот.
Ни один человек не может быть совершенно объективным наблюдателем. Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Объективное наблюдение— это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Сашу», «Марина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».
Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста,например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
Схема планирования наблюдения:
1. Перед началом наблюдения необходимо точно определить его цель и задачи. Например,фраза типа: «Посмотреть, как ведет себя ребенок в группе» – не является ни целью, ни тем более задачей наблюдения. Целью может быть наблюдение за взаимодействием ребенка с другими детьми, а задачами – наблюдение взаимоотношений в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта и т. д.).
2. Наблюдатель должен иметь точные теоретические представления о наблюдаемой ситуации. Например, для того чтобы наблюдать за взаимоотношениями ребенка в коллективе, необходимо иметь знания о возрастных особенностях детей и их взаимоотношений в разных возрастах, особенностях личности наблюдаемого подростка, социометрических особенностях конкретной группы.
3. Необходимо заранее разработать систему наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. В систему наблюдения могут входить конкретные ситуации, особенности деятельности, проявление черт характера и т. д.
Фиксацию лучше проводить непосредственно в момент наблюдения, разработав систему специальных сокращений и знаков. Если в момент наблюдения фиксировать происходящее нельзя (например, потому, что это приведет к потере контакта с ребенком, нарушению естественности его поведения, то записи следует сделать сразу после завершения наблюдения.
4. Исследователь должен иметь точную систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерение может проводиться по частоте проявления отдельных явлений, длительности, интенсивности и др. При интерпретации педагог должен уметь доказать, почему то или иное внешнее проявление поведения человека отражает определенную черту характера, особенность личности или состояние. Например, резкие слова, сказанные товарищу, не всегда служат проявлением его агрессивности как черты характера, т. е. нужно уметь отделять проявления ситуативные от стабильных.
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например,запись эпизода: «Вадим решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Вадимом места для работы и материала, с которым он работает.
Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:
«Как только Вадим вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Вадим попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Вадим оставался в центре строительства 50 минут».
Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его индивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объективны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обобщения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить, то и с ребёнком.
Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.
1. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для вузов. : Владос, 2008э
Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.
Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.
Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.
Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.
Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.
Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.
Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.