Что такое на мосту по дороге в кронштадте
Дамба в Финском заливе: комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
Официально дамба в Финском заливе называется «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений». По ней проходит участок кольцевой автомобильной дороги (КАД). Каждый раз, бывая в Санкт-Петербурге, я с удовольствием проезжаю по ней. Можно сказать, что она для меня — одно из «мест силы» в Северной столице.
КАД. Впереди — дамба (зум)
Санкт-Петербург с момента своего основания страдал от нагонных наводнений. Всего было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых три считаются катастрофическими, когда вода поднялась более чем на три метра. Самое разрушительное из них, хорошо известное нам по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», произошло 7 (19) ноября 1824 года. Тогда вода поднялась на 3,67 метров над ординаром. Над кронштадским футштоком есть соответствующая отметка. Так что строительство защитного сооружения было насущной необходимостью.
Иллюстрация Александра Бенуа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Первый проект, разработанный инженером Пьер-Домиником Базеном (1786-1838) сразу после наводнения 1824 года, был признан в то время технически неосуществимым. Позднее появлялись и другие разработки. В 1965-1977 годах в Ленинградском отделении института «Гидропроект» под руководством С.С.Агалакова были разработаны Технико-экономическое обоснование защиты Ленинграда от наводнений и Технический проект комплекса защитных сооружений. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений» от 02 августа 1979 года дало «зеленый свет» строительству комплекса.
Однако в конце 1980-х — начале 1990-х годов строительство защитных сооружений затормозилось. Отдельные горячие головы предлагали даже разрушить уже построенное, ссылаясь на вероятные экологические проблемы, которые может оказать дамба на Финский залив и Невскую губу. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и строительство было продолжено.
32 года спустя после начала работ, 12 августа 2011 года состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию комплекса защитных сооружений. Одновременно было открыто сквозное автомобильное сообщение. Уже 28 ноября 2011 года комплекс впервые был использован по прямому назначению, защитив Санкт-Петербург от очередного наводнения.
Панорама защитной дамбы в Финском заливе. Вид с Приморского шоссе. На переднем плане — форт «Тотлебен»
Немного технической информации. Дамба защищает Санкт-Петербург и Кронштадт от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра, из которых 22,2 километра проходит по акватории. Высота дамбы составляет 6,4 метра над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки — 7,5 метров. Комплекс состоит из 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), двух судопропускных сооружений (С-1 и С-2) и шестиполосной автомагистрали Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга (А-118 СПб КАД). Трасса проходит по гребню защитных дамб, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер (С-1) и поднимается на мост, под которым проходит северный фарватер (С-2).
Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
Устройство защитной дамбы
Водопропускные сооружения смотрятся очень внушительно. Всего их шесть. Они уменьшают негативное влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Эти сооружения имеют от 10 до 12 водопропускных пролетов шириной 24 метра и глубиной от 2,5 до 5 метров. Масса сегментных затворов, которые в случае наводнения опускаются, перекрывая водопропускные секции, составляет 280 тонн каждый. Они способны пробивать лед толщиной до 60 сантиметров.
Южный фарватер проходит над туннелем. Это судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения оно закрывается двумя сегментными плавучими затворами-батопортами.
Въезд в тоннель под южным фарватером
Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля составляет 1961 метр.
Тоннель под южным фарватером Судопропускное сооружение С1 с сегментными плавучими затворами — батопортами. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт
Дорога пересекает остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.
КАД на острове Котлин
Северный фарватер проходит под мостом. Это судопропускное сооружение С-2 для пропуска в период навигации судов с осадкой до 5,5 метров (типа «река-море»). При угрозе наводнений оно закрывается поперечным затвором массой 2500 тонн, который в открытом состоянии лежит под водой.
Судопропускное сооружение С-2 Дамба и море Судопропускное сооружение С2. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт
С дамбы открывается великолепный вид на огромную акваторию Невской губы. На горизонте виднеются новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. К сожалению, получившая распространение в последние годы практика намыва новых территорий может оказать в будущем губительные последствия на Финский залив.
Панорама Санкт-Петербурга: Лахта-центр, стадион «Газпром-Арена», вантовый мост через Петровский канал и жилые кварталы (зум)
До строительства защитной дамбы единственным способом сообщения Кронштадта с материком был водный транспорт, например, быстроходные «Метеоры». В непогоду транспортное сообщение с большой землей полностью прерывалось, иногда на несколько дней. В наши дни в Кронштадт можно попасть по дамбе на автотранспорте в любую погоду. Из Санкт-Петербурга, Сестрорецка и Ораниенбаума (Ломоносов) отправляются рейсовые и экскурсионные автобусы.
Кронштадт Заболоченная местность на острове Котлин. Вид с дамбы
С дамбы хорошо видны кронштадтские форты. Их строительство продолжалось с начала XVIII до конца XIX века. Благодаря фортам Кронштадт превратился в неприступную крепость, которую неприятель ни разу не смог взять. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт и его форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и обеспечили защиту Ораниенбаумского плацдарма. На большинство фортов можно попасть только по воде. Однако несколько фортов — форт «Константин», 1-й, 3-й и 7-й Северные форты, — доступны с дамбы.
Защитная дамба Санкт-Петербурга — одно из самых сложных гидротехнических сооружений мира. И, без сомнения, она стала украшением Северной столицы. В заключение — небольшое видео одной из наших поездок по дамбе.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Петербургская дамба простыми словами
Предисловие: В свете последнего необычно сильного шторма на Балтике, грозившего затопить вторую столицу, публикую статью о защитных сооружениях Санкт-Петербурга, очень интересно.
Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений.
Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.
История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.
С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.
Во времена правления Екатерины II, было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно, и я так думала.
Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.
Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы – Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург и Санкт-Петербург и Венеция. Взглянуть на одно из голландских чудес света, возведенные в рамках проекта “Дельта” можно на сайте elligo.ru – все самое интересное о Нидерландах.
Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.
После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.
Далее схема расположения сооружений дамбы.
Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная и если кого-то смоет в реку, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.
Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин “Максидом” на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину 25,4 км. На дамбе построено 6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.
Водопропускное сооружения Петербургской дамбы
Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.
Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях.
Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост. Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.
Сам затвор – просто огромен и очень тяжел. Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки – Таллинн, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике о который нагонная волна и должна разбиться. С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.
Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне, однако с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.
Судопропускное сооружение С2
Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.
Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1.
Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.
Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.
Судопропускное сооружение С1
Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.
За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.
Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.
По сторонам от судового прохода лежат батопорты – плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.
Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.
Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.
Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.
После нас хоть потоп: Как работает дамба в Кронштадте The Village побывал в Кронштадте и узнал, отчего бывают наводнения, как Петербург защищают от потопов и почему город никогда не уйдёт под воду.
Каждую осень жители Петербурга начинают нервозно поглядывать на полузатопленные спуски к воде из-за сообщений о приближающихся наводнениях. The Village решил разобраться, насколько серьёзна эта угроза, и отправился на Кронштадтскую дамбу, чтобы узнать, почему Петербургу не грозит судьба Крымска, откуда на комплексе защитных сооружений пауки и сколько времени необходимо, чтобы предотвратить потоп.
В XVIII веке горожане были уверены, что Нева выходит из берегов из-за дождей поздней осенью и из-за талого снега по весне. Но уже к знаменитому наводнению 1824 года учёные выяснили, что проблема в волнах, которые приходят в Финский залив из Северной Атлантики. Как защитить город, поняли только в середине XX века: тогда советские власти создали специализированный НИИ, который и стал заниматься всеми разработками.
Комплекс защитных сооружений
В центральном водопропускном секторе под названием В-2 работают электрики и слесари: все механизмы активно проверяют с конца лета, готовясь к самому потопоопасному сезону.
Пока мы по узким лесенкам пробираемся к одному из затворов, который сдерживает сильные волны, сотрудники рассказывают про механизм работы. Тут всё действует автоматически: при необходимости затвор поднимается и опускается на специальных лебёдках, тягачах и стальных канатах, которые приходят в действие от нажатия пары кнопок на пультах управления. Все отдельные части дамбы контролируются через главный пульт. Но чтобы не вышло накладок в случае перебоев с питанием, на каждом участке работает свой небольшой центр управления, похожий на детскую игрушку с яркими кнопками. Около одного из таких стоит работник КЗС: «Хотите нажать что-нибудь? А нельзя-я-я».
Защита от наводнений
За год в Петербурге может случиться пять наводнений, а может — ни одного. Разумеется, к началу опасного периода дамба должна функционировать бесперебойно, для этого всё лето её проверяют и чинят.
Высота нагонной волны, из-за которой случаются наводнения, никогда не превышала 4,5 м. Однако дамба выше уровня моря на 7,5. На всякий случай.
Из 23 км дамбы 2 км — дыры с подвижными затворами, которые нужны, чтобы вода курсировала между Невской губой и Финским заливом. В обычные дни затворы открыты, а при наводнении их экстренно закрывают. Это огромные металлические коробки, которые целиком уходят под воду в период бурь и штормов, а каждое лето их чистят от ила и ржавчины. Есть даже целая бригада, занимающаяся
проверкой и очисткой механизмов. Довольно громоздкие и сложные машины для подъёма затворов прячутся в вышках, стоящих по всей длине дамбы. Рядом с этими конструкциями в 1996 году снимали клип «Тучи» «Иванушки International». Для кинематографа здесь вообще довольно благодатная среда: открытая акватория и урбанистические пейзажи несколько лет притягивают сюда съёмочные группы, например, некоторые батальные сцены «Сталинграда» Бондарчука тоже снимали здесь.
Алексей Кузьмин
Пресс-секретарь «Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга
от наводнений»
Атлантику называют кухней погоды, именно в северных её заливах формируются наиболее мощные циклоны, которые и являются причиной наводнений в Петербурге. За 309 лет существования города здесь случилось 305 наводнений, 2 из которых были катастрофическими — в 1824 и 1924 годах. Сейчас подобное не грозит городу, дамба достаточно прочная и прорвать её при нынешнем климате не сможет ни одна волна в Финском заливе. К тому же дамба не только не помешала нормальному функционированию природных систем в Невской губе, но и в какой-то мере помогает им: во время наводнений много мусора и грязи вымывается из города, из-за чего засоряются берега и воды Финского залива. Теперь этого тоже не будет.
Судопропускные сооружения
На дамбе есть два сооружения для пропуска судов: одно используют ежедневно, второе является резервным — на случай военного положения или катаклизмов. Блок под кодовым названием С-1 представляет собой огромные ворота шириной в 200 метров. Именно они пропускают все суда, направляющиеся в Неву и выходящие в Финский залив. Под ними проходит подводный туннель для автомобилей — часть Кольцевой автодороги.
Второе судопропускное сооружение не открывали уже три года. При проектировании всей дамбы Министерство обороны настояло на строительстве подъёмного моста на случай военного положения в стране.
Экология
На всех перилах у водопропускных сооружений висит по несколько аккуратных, блестящих на солнце паутин. Как говорят сотрудники, наличие мошкары и пауков, ведущих на неё охоту, — показатель того, что дамба не вредит природе. Вопрос взаимодействия всего этого непростого механизма с окружающей средой вообще долгое время волновал горожан. Сейчас большинство экологов считают, что КЗС отлично вписался в экосистему и не представляет угрозы для природы. Долгое время говорили, что из-за дамбы пропадают многие виды рыб. Но, чтобы наудить корюшки, судака и даже лосося, необходимо не больше терпения, чем в любом другом месте, уверены работники и местные жители. Говорят, что лучше всего удится рыба в районе водопропускного сооружения № 5. «Электрики, — смеётся наш спутник, — душу дьяволу продать готовы, чтобы сюда на смену попасть».
Город на воде: Как очищают воду в Петербурге
Магистраль
Кроме того, что дамба защищает Петербург, она ещё и связала Кронштадт с большим берегом. На магистрали местные жители даже устраивают гонки. Бывает, разгоняются до 150 км/ч, но пресекается это довольно быстро: за всем комплексом следит не одна сотня камер наблюдения. Однако многие кронштадтцы всё ещё не привыкли к такому новшеству, как трасса. Особенно самое старшее поколение, которое всю жизнь знало только два способа сообщения с большой землёй — паром или лодка.
Дамба, говорят её работники, будет служить городу не меньше нескольких сотен лет, а повторение 1824 года точно не грозит. «Тем более мы не в Крымске, — добавляет пресс-секретарь КЗС в ответ на вопрос о недавней трагедии, — там вода сошла с гор, а у нас проблема в нагонных волнах из Атлантики».