Что такое мышление роста

Что такое «Мышление роста» и почему стоит развивать его в себе

13 августа 2019 522

Если вы являетесь читателем «5 сфер», то наверняка стремитесь к развитию и достижению новых результатов в жизни. На мой взгляд, одним из самых сильных инструментов в деле самосовершенствования является концепция «Мышление роста». Она была разработана профессором психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк и описана в книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей».

Суть ее теории заключается в следующем. У человека может существовать убеждение, что успех в том или ином деле основан на врожденных способностях. То есть я либо талантлив в чем-то, либо нет. Дуэк называет такой майндсет «фиксированное мышление». Другие считают, что их успех в той же сфере — результат тяжелой работы, обучения, еще раз обучения и упорства. Она называет такие убеждения «гибким мышлением», или «мышлением ориентированным на рост». В итоге ее исследований оказалось, что оба эти взгляда верные! Именно они зачастую определяют наши достижения.

(c) Photo by NordWood Themes on Unsplash

Ее гипотеза подтвердилась рядом научных экспериментов. Так, она попросила школьников, которые участвовали в ее исследовании, решить несколько задач. После этого одну группу учеников похвалили за их ум, а вторую за проявленное старание. Затем этим детям дали решить еще несколько заданий на выбор — простых или сложных.

Оказалось, что те, кого хвалили за ум, выбирали задачи попроще, стремясь получить подтверждение, что они смышленые. Те же, кого отметили за старания, выбирали сложные задания и таким образом учились чему-то новому. Общим итогом стали более высокие результаты учеников, которых поощряли за проявленное усердие.

Профессор Дуэк выделила следующие черты обоих типов мышления:

Человек с фиксированным типом мышления:

– стремится получить подтверждения своей непогрешимости;

– избегает вызовов и сложных задач;

– не предпринимает повторных попыток при неудаче;

– чувствует угрозу своему статусу при успехе других;

– ожидает похвалу за то, какой он есть;

– избегает обратной связи о своих действиях.

Личность с мышлением роста:

– воспринимает вызовов как возможность стать лучше;

– предпринимает повторные попытки при неудаче;

– стремится получить от других обратную связь;

– успехи других воспринимаются ею как ценный урок;

– понимает, что усилие — это часть пути;

– ценит неудачу так же, как и успех;

– готова бросать вызов себе снова и снова.

(c) Photo by Brooke Cagle on Unsplash

Однако просто понимать, что в той или иной сфере у тебя преобладает определенный тип мышления недостаточно. Необходимо прикладывать усилия для того, чтобы развивать в себе гибкость мышления.

Вот шаги, которые способствуют этому:

1.
Научитесь распознавать голос «фиксированного мышления», задавая себе вопрос: «Эти мысли сейчас относятся к какому типу мышления?»

2. Примите решение осознанно мыслить в ключе мышления роста, сказав себе: «Я действительно смогу это сделать, если приложу усилия и потрачу какое-то время».

3. Используйте аргументы мышления роста: «Я способен это сделать в будущем», «Сейчас я учусь и экспериментирую», «Я даю себе право на ошибку, чтобы чему-то научиться».

4. Стремитесь действовать в соответствии с принципами мышления роста, учись чему-то новому хотя бы раз в год.

5. Поощряйте себя в ситуациях, когда проявляешь этот тип мышления. Маленькие награды позволят закрепить подобный стиль мышления и приведут к новым победам.

Если вы научитесь развивать мышление роста в себе и других, то достижение успеха в таких сложных задачах как изучение иностранных языков, освоение новых технологий и развитие плодотворных отношений окажется вам по плечу! Успехов в развитии мышления роста!

обложка – Photo by Laurenz Kleinheider on Unsplash

Читайте также

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Источник

Два типа мышления, которые ответственны за твои неудачи

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Некоторые делят людей по принципу того, как они кусают банан, другие — глядя на плейлист. На самом деле, мир делится по типу мышления. Их всего два: фиксированное и мышление роста. Прочитай и реши, к кому относишься ты. Это и станет объяснением всех твоих проблем. Ведь образ мышления меняет то, к чему люди стремятся, и то, что они рассматривают как успех.

В мире есть два вида людей

Есть те, кто управляет своей жизнью, и те, кем управляет сама жизнь. Разница больше, чем может показаться. Первые всегда рвутся вперед. Вторые примеряют на себя менталитет жертвы. Наличие правильного мышления является ключом к успеху. Первые стараются изменить свою жизнь, вторые на нее предпочитают жаловаться. Первые — сторонники мышления роста, а вторые — фиксированного мышления.

Фиксированное мышление предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности – статичные данности, которые невозможно значительно изменить, а успех – это подтверждение наличия интеллекта, оценка того, как эти данности соответствуют такому же фиксированному стандарту; стремление к успеху и избегание неудач любой ценой становится способом поддержания ощущения собственного ума и квалифицированности.

С другой стороны, мышление роста «процветает» на проблемах и видит поражения не как доказательство нехватки интеллекта, а как трамплин для роста и развития наших способностей.

Из этих двух образов мышления, признаки которых мы проявляем с раннего возраста, проистекает наше поведение, отношение к успехам и неудачам в профессиональной и личной сфере и в итоге наша способность к счастью.

Для людей фиксированного типа мышления главное — самоутвердиться в классе, карьере, отношениях. Для них каждая ситуация – призыв подтвердить свой интеллект, индивидуальность или характер. Все события анализируются по типу: смогу ли я добиться успеха или потерплю неудачу? Буду ли я выглядеть умным или тупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или проигравшим?

Верят ли люди с таким мышлением, что кто угодно может стать кем угодно, что любой человек с правильной мотивацией или образованием способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они считают, что настоящий потенциал человека неизвестен и непостижим: невозможно предвидеть то, чего можно достичь годами энтузиазма, труда и обучения.

Разница между мышлением роста и фиксированным мышлением

Погружаясь в образ мышления, ты погружаешься в новый мир. В одном – мире фиксированных качеств – успех связан с потребностью постоянно доказывать, что ты умен или талантлив. Это самоутверждение. В другом – мире с изменяющимися качествами – это вызов самому себе с целью научиться чему-то новому. Это саморазвитие.

В одном мире ошибка воспринимается как провал. Получить плохую оценку. Проиграть в турнире. Попасть под сокращение. Получить отказ. Это значит, что ты не умный или не талантливый. В другом мире отказ воспринимается как признак недостаточного роста. Не достичь поставленной цели означает, что ты пока не реализовал свой потенциал.

В одном мире усилие – это плохо. Оно, как и провал, означает, что ты либо дурак, либо лишен талантов. Будь все иначе – усилия были бы ни к чему, но именно они делают тебя умным и талантливым.

Развитие мышлений начинается в молодом возрасте. Некоторых детей хвалят за мелочи, называют талантливыми. Ребенок не в состоянии оценить внезапно свалившуюся на него «гениальность», он не может совладать со своим успехом, но раз все вокруг говорят, что он хороший, значит, так и есть. Вот он и проживает жизнь, убежденный в собственном превосходстве.

Другим детям не вешают чересчур высокие ярлыки, а говорят, что у них все получилось потому, что они постарались. Они мыслят иначе и понимают, что необходимо вложить силы, чтобы что-то получить.

Дрянное мышление

Человек с фиксированным мышлением избегает проблем. Люди такого типа могут быть успешными, но, как правило, достигают своих пределов раньше, чем люди с мышлением роста. Они всегда отстают от своего потенциала, потому что не хотят выходить на финишную прямую. Им проще согласиться с тем, что у них ничего не получается, чем начать что-то делать.

Они избегают проблем, поскольку не любят рисковать. Риск и усилия видятся им как проявление своей недостаточности, как несоответствие неким требованиям. Иногда они отрицают любую помощь, так что давать им советы совершенно бессмысленно. Даже если проблема весьма большая. А все потому, что очень не любят слушать о себе негативные отзывы.

Они могут даже ревновать и недолюбливать человека за то, что ему от рождения дано больше талантов. Потому что чувствуют угрозу от чужих успехов. При этом не верят, что упорный труд может привести к улучшениям. Те самые люди, которые смеются над чужой зарплатой в 20 тысяч целковых, а сами нигде не работают.

А главная проблема в том в том, что они ожидают, что все хорошее произойдет автоматически. Что партнерам не придется помогать друг другу решать проблемы или приобретать новые навыки. Что все сложится по волшебству благодаря их любви.

Не поддавайся соблазну фиксированного мышления

Фиксированное мышление — как инфекция. Оно не только портит жизнь носителю, но и его окружению. Умные люди понимают, что для того, чтобы чего-то достичь, нужно много работать. Люди с фиксированным мышлением в глубине души это тоже понимают, но предпочитают гнуть свою линию. Они ни за что не признают чужую правоту. Споры с ними так же бессмысленны, как речевые перепалки между воинствующим атеистом и агрессивным верующим. Они в большей мере стараются убедить тебя в твоей неправоте, чем доказать безупречность своего мнения. С ними нужно очень осторожно общаться, ибо люди обидчивые.

1. Когда ты споришь с ними, придерживайся фактов и старайся не комментировать его личность. Избегай фраз, которые начинаются с: «Я думаю, что лучше, если …». Так ты не оставляешь альтернативы и делаешь свое утверждение единственно верным. Очень важно контролировать свои эмоции. Как известно, они не любят советов и возражений. Но как тогда с ними общаться? Да очень просто: всегда говори что думаешь, но эта фраза должна быть последней, чтобы у них было время все обдумать, переварить. Они могут даже согласиться.

2. Не пытайся их исправить. Поскольку у них фиксированное мышление, попытка заставить их передумать обречена на провал. Чем больше на них давишь, тем сильнее они прислушиваются к себе. Единственный вариант — показать, что их версия недееспособна.

4. Окружай себя людьми с мышлением роста. По возможности старайся найти тех, кто разделяет твою веру в силу обучения и усилий. Такие люди всегда открыты для дискуссии, принятия критики. Они будут улучшать тебя, а ты — их.

Источник

Фиксированное мышление и мышление роста: два основных мировоззрения, которые формируют нашу жизнь

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (Carol Dweck) более 20-ти лет занимается изучением образа мышления. Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста. Её последнее исследование показало, что качество жизни в большей степени зависит от отношения к проблемам, а не от таланта или интеллекта. Это исследование силы наших убеждений, как сознательных, так и бессознательных, и того, как изменение даже самых простых из них может значительно повлиять практически на каждый аспект нашей жизни.

«Если вы воображаете меньшее, то меньше будет то, что вы, несомненно, заслуживаете.» – Дебби Миллмэн (Debbie Millman) в одной из лучших напутственных речей, когда-либо произнесённых в честь вручения дипломов, – «Делайте то, что вам нравится, и не останавливайтесь, пока не получите то, что любите. Работайте настолько усердно, насколько можете, представляйте себе необъятное. ». Этот совет фактически отражает то, что в современной психологии известно, как система убеждений о собственных способностях и потенциале, подпитывающей наше поведение и прогнозирующей наш успех. Многое из этого понятия связано с работой психолога Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (Carol Dweck), изложившей его в замечательной книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» (в оригинале Mindset: The New Psychology of Success / Мышление: Новая психология успеха). Это исследование силы наших убеждений, как сознательных, так и бессознательных, и того, как изменение даже самых простых из них может значительно повлиять практически на каждый аспект нашей жизни.

Одно из самых основных убеждений, имеющихся у нас о себе, которые Дуэк обнаружила в своём исследовании, связано с тем, как мы рассматриваем свою личность и как мы её оцениваем. «Фиксированное мышление» предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности – статичные данности, которые мы не можем значительно изменить, а успех – это подтверждение наличия интеллекта, оценка того, как эти данности соответствуют такому же фиксированному стандарту; стремление к успеху и избегание неудач любой ценой становится способом поддержания ощущения собственного ума и квалифицированности. С другой стороны, «мышление роста» процветает на проблемах и видит поражения не как доказательство нехватки интеллекта, а как трамплин для роста и развития наших способностей. Из этих двух образов мышления, которые мы проявляем с раннего возраста, проистекает наше поведение, отношение к успехам и неудачам в профессиональной и личной сфере и в итоге наша способность к счастью.

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Последствия убеждённости в том, что интеллект и личность могут развиваться, а не находиться в неизменном состоянии, Дуэк обнаружила в исследовании с участием детей и взрослых, проведённом на протяжении двух десятилетий. Она пишет:

За двадцать лет мои исследования показали, что представление о самом себе, которое вы глубоко усваиваете, влияет на то, какую жизнь вы ведёте. Оно может определить, станете ли вы тем, кем хотите, сможете ли достичь того, что цените. Как это происходит? Как простое убеждение может преобразить вашу психологию и, как следствие, вашу жизнь?

Из убеждения, что ваши качества высечены в граните, — фиксированное мышление — создаётся острая потребность в том, чтобы самоутверждаться снова и снова. Если у вас лишь определённое количество интеллекта, определённый тип личности и определённый моральный облик, тогда вам ничего больше не остаётся, как доказывать, что этого добра у вас в достаточном количестве. Это делается, чтобы не выказывать или не чувствовать дефицит в этих самых основных характеристиках.

Я видела многих людей с всепоглощающей целью самоутвердиться – в классе, в карьере, в отношениях. Для них каждая ситуация – призыв подтвердить свой интеллект, индивидуальность или характер. Каждая ситуация анализируется по типу: смогу ли я добиться успеха или потерплю неудачу? Буду ли я выглядеть умным или тупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или проигравшим.

Есть другой тип мышления, в котором эти черты – не просто выпавшие вам при раздаче «карты», с которыми приходится жить, постоянно пытаясь убедить себя и других, что у вас роял-флэш, в тайне переживая с парой десяток. В этом мышлении то, что у вас «на руках», это лишь отправная точка для развития. Такое мышление роста базируется на убеждении, что ваши основные качества это то, что вы можете развивать собственными усилиями. Конечно, люди отличаются своими изначальными способностями и склонностями, интересами и темпераментом, но каждый может измениться и расти, приложив усилия и усердие.

Верят ли люди с таким мышлением, что кто угодно может стать кем угодно, что любой человек с правильной мотивацией или образованием способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они считают, что настоящий потенциал человека неизвестен (и непостижим); что невозможно предвидеть то, чего можно достичь годами энтузиазма, труда и обучения.

В центре того, что делает «мышление роста» настолько привлекательным, Дуэк обнаружила, что оно создаёт пристрастие к обучению, а не жажду одобрения. Его отличительная черта – убеждённость в том, что такие человеческие качества, как интеллект, творчество и даже способность к любви и дружбе, можно взрастить с помощью усилий и осознанной практики. Люди с таким мышлением не только не унывают при неудачах, но фактически они даже не воспринимают их как свой провал. Они видят ситуацию как процесс собственного обучения. Дуэк пишет:

Зачем тратить время, доказывая снова и снова, насколько вы хороши, когда вы могли бы становиться ещё лучше? Зачем скрывать недостатки, а не исправлять их? Зачем искать друзей или партнёров, которые будут лишь укреплять вашу самооценку, а не тех, кто бросит вызов вашему росту? И зачем выискивать проверенные и испытанные пути вместо опыта, который бросит вам вызов? Бросать вызов самому себе и упорство в этом, даже (или особенно) когда дела не ладятся, это отличительная черта мышления роста. Это установка, позволяющая людям преуспевать в самые трудные времена в своей жизни.

Эта идея, конечно, не нова, она – основное наполнение книг по самопомощи с пустыми банальностями вроде «ты можешь всё!». Отличительность работы Дуэк заключается в том, что она коренится в скрупулёзных исследованиях о том, как работает ум, – особенно ум развивающийся – выявляя не только ключевые факторы определённого образа мыслей, но и возможности их перепрограммирования.

Дуэк и её команда обнаружили, что люди с фиксированным мышлением видят риск и усилия в некотором роде как проявление своей недостаточности, своё несоответствие неким требованиям. Но:

Дело не только в том, что некоторые люди видят ценность в том, чтобы бросать себе вызов и признают важность усилий. Наши исследования показали, что это происходит непосредственно из мышления роста. Когда мы обучаем людей мышлению роста со свойственным ему акцентом на развитии, тогда следуют идеи о вызове и усилиях.

Как только вы начнёте понимать мышление роста и фиксированное мышление, вы точно увидите, как именно одно ведёт к другому. Как вера в то, что ваши качества высечены на граните, приводит к одним мыслям и действиям; и как убеждение, что ваши способности поддаются развитию, приводит к другим мыслям и поступкам, ведущим вас совершенно разными дорогами.
[. ]

Образ мышления меняет то, к чему люди стремятся и то, что они рассматривают, как успех. он меняет определение, значение и влияние неудачи. он меняет глубочайший смысл усилий.

Дуэк приводит данные опроса 143 исследователей творчества, которые сошлись во мнении о том, что самый главный признак, лежащий в основе творческих достижений, заключается именно в гибкости и упорстве перед лицом неудач, связанным с мышлением роста. Она пишет:

Погружаясь в образ мышления, вы погружаетесь в новый мир. В одном мире – мире фиксированных качеств – успех связан с доказыванием, что вы умны или талантливы. Это самоутверждение. В другом мире – мире с изменяющимися качествами – это вызов самому себе с целью научиться чему-то новому. Это саморазвитие.

В одном мире ошибка воспринимается как провал. Получить плохую оценку. Проиграть в турнире. Попасть под увольнение. Получить отказ. Это значит, что вы не умный или не талантливый. В другом мире отказ воспринимается как признак не достаточного роста. Не достичь поставленной цели означает, что вы пока не реализовали свой потенциал.

В одном мире усилие – это плохо. Оно, как и провал, означает, что вы не умный или не талантливый. Будь всё иначе – усилия были бы ни к чему. В другом мире усилия – это то, что делает вас умным и талантливым.

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Но её самое замечательное исследование то, в котором сообщается, почему присутствие важнее похвалы в обучении детей развивать здоровое отношение к достижениям. Оказывается, эти умонастроения зарождаются в очень раннем возрасте. В одном исследовании Дуэк и её коллеги предложили четырёхлетним детям на выбор: повторить простую головоломку или попробовать собрать более сложную. Даже эти юные личности действовали в соответствии с характеристиками одного из двух взглядов. Дети с «фиксированным» мышлением не стали рисковать, они выбрали простую головоломку, которая бы подтвердила их имеющиеся способности, по словам исследователей, ясно выражая свою веру в то, что умные дети не делают ошибок. Обладатели мышления роста подумали, что это странный выбор, сначала они недоумевали, почему кто-то хочет решать одну и ту же головоломку снова и снова, если они не научатся ничему новому. Другими словами, дети с фиксированным мышлением хотели убедиться, что они преуспели в том, чтобы казаться умными, а с мышлением роста хотели, бросить себе вызов, для них определение успеха в том, чтобы стать умнее.

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Дуэк цитирует ученицу седьмого класса, прекрасно уловившую разницу:

Я думаю, что интеллект – это то, над чем вы должны работать. это не просто данность. Большинство детей, не будучи уверенными в правильности ответа, не поднимают руку, чтобы ответить на вопрос. Но я обычно поднимаю руку, потому что если я ошибаюсь, то моя ошибка будет исправлена. Или я поднимаю руку и спрашиваю: «Как это решить?» или «Я не поняла, вы можете мне помочь?». Просто делая это, я увеличиваю свой интеллект.

Всё стало ещё интереснее, когда Дуэк привела людей в Колумбийскую лабораторию мозговых волн, чтобы изучить, как их мозг ведёт себя, когда они отвечают на сложные вопросы и получают обратную связь. Она обнаружила, что обладатели фиксированного мышления были заинтересованы лишь в обратной связи, которая отражала их текущие способности, но игнорировали информацию, которая могла помочь им чему-нибудь научиться и развиваться. Они даже не проявляли никакого интереса к тому, чтобы услышать правильный ответ, когда допускали ошибку, отвечая на вопрос, потому что уже зачислили его в категорию неудач. Но обладатели мышления роста внимательно воспринимали информацию, которая могла помочь им расширить свои знания и умения, вне зависимости от того, правильно или ошибочно ответили на вопрос. Другими словами, их задача заключалась в обучение, а не в определении успех/провал.

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

В другом исследовании приняли участие сотни студентов, в основном подростки, которым Дуэк и её коллеги предложили решить по десять довольно сложных задач из теста на невербальный интеллект. Они похвалили всех за результаты, так как большинство справились очень хорошо. Но исследователи использовали два вида похвалы: одним студентам говорили «Ух ты, у тебя [x] правильных ответов. Это очень хороший результат. Должно быть, ты в этом умён», а другим «Ух ты, у тебя [x] правильных ответов. Это очень хороший результат. Должно быть, ты действительно упорно работал». Другими словами, одних хвалили за способности, а других – за усилия. Выводы разительные:

Похвала за способности вогнала студентов в фиксированное мышление, и они стали проявлять все его признаки: когда мы предложили им выбор, они отказались от сложных новых задач, решая которые могли бы ещё чему-то научиться. Они не хотели делать ничего, в чём могли бы проявиться их недостатки или что поставило бы под сомнение их талант.
[. ]

Но студенты, которых похвалили за усилия, вели себя иначе. 90% из них захотели браться за новые сложные задачи, чтобы можно было ещё поучиться.

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Но самое интересное произошло дальше: когда Дуэк и её коллеги раздали студентам последующий набор более сложных задач, те участники, которых хвалили за способности, подумали, что они всё-таки не такие умные или одарённые. Дуэк говорит:

Если успех подразумевал, что они умные, то отсутствие успеха означало, что они недостаточно умны.

Для детей, которых хвалили за старания, трудности послужили лишь указанием на то, что им придётся приложить больше усилий, но не стали признаком неудачи или их низкого интеллекта. Оба мышления также повлияли на уровень получаемого удовольствия. Всем понравился первый раунд с лёгкими вопросами, с которыми они справились. Но как только задачи усложнились, они разонравились детям, которых хвалили за способности, а тем, которых хвалили за усилия, не только по-прежнему нравились задания, но они даже сказали, что от более сложных задач получают ещё больше удовольствия. У последних также значительно улучшилась производительность, когда вопросы стали сложнее, в то время как у первых результаты всё ухудшались, будто они разочаровывались в образе мыслей «успех или провал».

Самое тревожное открытие ожидало исследователей после завершения IQ-тестов, когда они попросили детей написать личные письма своим сверстникам, чтобы поделиться опытом и полученными результатами при решении задач. Наиболее токсичным побочным продуктом фиксированного мышления оказалась нечестность: сорок процентов детей, которых хвалили за способности, солгали о своих баллах, преувеличив их, чтобы выглядеть успешнее. Дуэк сетует:

В фиксированном мышлении несовершенства зазорны, особенно если вы талантливы, поэтому они солгали. Что вызывает беспокойство, так это тот факт, что мы взяли обычных детей и превратили их в лгунов, просто говоря им, что они умные.

Это иллюстрирует основное различие между двумя менталитетами: для тех, у кого мышление роста, «личный успех – это когда ты работаешь изо всех сил, чтобы стать ещё лучше»; а для тех, у кого фиксированное мышление, «успех связан с установлением своего превосходства». Для последних неудачи – приговор и ярлык. Для первых – мотивирующая информация, которая открывает глаза.

Что такое мышление роста. Смотреть фото Что такое мышление роста. Смотреть картинку Что такое мышление роста. Картинка про Что такое мышление роста. Фото Что такое мышление роста

Но одно из самых глубинных проявлений это понятие находит не в бизнесе или в обучении, а в любви. Дуэк обнаружила, что люди демонстрировали всё ту же дихотомию в личных отношениях. Обладатели фиксированного мышления считали, что их идеальный партнёр вознесёт их на пьедестал и заставит чувствовать себя идеально, словно объект для поклонения. В то время как люди с мышлением роста предпочитали видеть своим партнёром человека, который признает их недостатки и с любовью поможет с ними справиться, того, кто побудит их к изучению чего-то нового, чтобы узнавать неизведанное и становиться лучше. Фиксированное мышление, оказывается, лежит в корне наших самых токсичных культурных мифов об «истинной любви». Дуэк пишет:

Мышление роста подразумевает, что всё это может развиваться. Вы, ваш партнёр и отношения способны к росту и переменам.

При фиксированном мышлении идеал сформирован, совершенен и у вас с ним пожизненная совместимость. Как и полагается. На веки вечные. Чтобы как в сказке “и жили они долго и счастливо”.

Одна из проблем людей с фиксированным мышлением в том, что они ожидают, что всё хорошее произойдёт автоматически. Что партнёрам не придётся помогать друг другу решать свои проблемы или приобретать новые навыки. Что всё сложится по волшебству благодаря их любви, как это случилось со Спящей красавицей, которую пробудил поцелуй принца, или с Золушкой, чья жалкая жизнь вдруг преобразилась тоже с появлением принца.

То же самое относится и к мифу о телепатии. Фиксированное мышление предполагает, что в идеальной паре партнёры должны читать мысли друг друга и понимать друг друга с полуслова. Дуэк цитирует исследование, для участия в котором пригласили людей, чтобы поговорить об их отношениях:

Люди с фиксированным мышлением почувствовали угрозу и враждебность, когда разговор зашёл даже о небольших расхождениях в том, какими они и их партнёры видят их отношения. Даже незначительное несоответствие угрожало их убеждению, что они разделяют все взгляды друг друга.

Но самый разрушительный из всех мифов в отношениях это убеждение, что если над ними нужно работать, значит в них что-то ужасное и неправильное, а любое расхождение во мнениях или предпочтениях указывает на личные недостатки характера партнёра. Дуэк пишет:

Как нет великих свершений без неудач, так не бывает и отношений без конфликтов и проблем.

Когда люди с фиксированным мышлением говорят о своих конфликтах, они ищут виноватых. Иногда они винят себя, но чаще возлагают вину на своих партнёров, на недостатки в их характере.

Но и это ещё не все. Когда люди обвиняют личность своего партнёра в проблеме, они испытывают к нему гнев и отвращение.

А поскольку проблема исходит из фиксированных качеств, её нельзя решить. Поэтому люди с фиксированным мышлением, обнаруживая недостатки в своих партнёрах, относятся к ним презрительно и недовольны отношениями в целом.

С другой стороны, люди с мышлением роста могут признать несовершенство своих партнёров, не прибегая к обвинениям и сохраняя веру в полноценность своих отношений. Они рассматривают конфликты как проблемы в коммуникации, а не в личности или характере. Эта динамика справедлива как в романтических взаимоотношениях, так и в дружбе и даже в отношениях с родителями. Дуэк резюмирует свои выводы:

Когда люди вступают в отношения, они сталкиваются с партнёром, который отличается от них, а они так и не научились справляться с различиями. В хороших отношениях люди развивают эти навыки, оба партнёра растут и отношения углубляются. Но чтобы это происходило, люди должны чувствовать, что они заодно. В атмосфере растущего доверия у них появляется жизненная заинтересованность в развитии друг друга.

Всё сводится к тому, что мышление представляет собой толковательный процесс, сообщающий нам о том, что происходит вокруг. Фиксированному мышлению сопутствует внутренний монолог с постоянным суждением и оцениваем. Любая информация используется в качестве доказательства хороший ли вы человек, действительно ли ваш партнёр – эгоист, лучше ли вы человека, который с вами рядом. При мышлении роста внутренний монолог занят постоянным стремлением к новому освоению и обучению, поиском путей к созидательным действиям.

В остальной части книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» Кэрол Дуэк продолжает исследовать основные типы мышления и их определяющие характеристики в разных сферах жизни. А также она рассматривает способы, которыми мы можем перестроить своё мышление на более плодотворное и благодатное – на мышление роста.

По материалам Brain Pickings, Maria Popova.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *