Что такое музыкальный жанр
Музыкальный жанр
Музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.
Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.
Ряд исследователей (в частности В.Цукерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связанны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства.
Е. Назайкинский выделяет три исторических формы функционирования жанров — синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.
Какие бывают жанры музыки?
Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.
Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.
Что такое музыкальный жанр?
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Какие бывают жанры музыки: классификация
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)
Названия жанров
О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).
Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.
Вместо заключения
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
Автор – Александра Рамм
Жанры музыки
Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.
Что такое жанры музыки
Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.
Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).
Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.
Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.
Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.
Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.
Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.
Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.
И возникает здесь жанр светской песни.
Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.
Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.
Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.
Музыкальная форма
Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.
Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.
Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.
Выразительные средства
Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.
Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.
Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.
Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.
Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.
В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»
Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.
Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.
Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.
Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.
Жанры камерной музыки
Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.
Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.
Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.
Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.
Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.
Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.
Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.
Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.
Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.
Вокализ — песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.
Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.
Кант — многоголосная музыка, которая исполнялась на различных празднествах, важных событиях и приемах.
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.
Жанры вокальной музыки
Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.
Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.
В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.
Вот список на основные жанры вокальной музыки:
Жанры инструментальной музыки
Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.
Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.
А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.
Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:
Жанры русских народных песен
Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.
Вот список на основные жанры русских народных песен:
Жанры современной музыки
Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.
Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:
Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:
В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:
Жанры электронной музыки
Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:
Жанры рэпа
Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:
Жанры классической музыки
Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:
Жанры рок музыки
Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:
Жанры духовной и светской музыки
Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.
Духовная музыка
Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:
Светская музыка
Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.
Часто такие путники выступали при дворах королей, в замках феодалов и на улицах для простого люда. Среди музыкантов было много жанглеров, которые очень сильно нравились народу и знати.
Вот основные жанры светской музыки:
Теперь вы знаете, что такое жанры музыки, для чего нужны и какие они бывают. Мы рассмотрели лишь неполные списки определенных направлений и с неполным описанием. Ниже идут статьи, где вы можете более подробно познакомиться с нужным вам жанром.
Сказать спасибо кнопками ниже:
Что такое рок музыка
Вы узнаете, что такое рок музыка и в чем заключается ее особенности. Также немного поговорим про образ и историю возникновения такого музыкального направления.
Heavy metal
Рассматриваем все особенности heavy metal. Поговорим про звучание данного стиля, его историю развития и интересные факты. Также будут лучшие метал группы, которые внесли значительный вклад в историю тяжелой музыки.
Blues Rock
Рассмотрим такой жанр, как blues rock. Дам основные его характеристики и структуру. Также разберем историю развития данной музыки.
College Rock
Колледж рок (англ. college rock) — это термин, который был использован в США, чтобы охарактеризовать альтернативный рок 1980-х годов до термина «альтернативный«, который вошел в общее применение уже с 1990 годов. Использование слова «колледж» относится к радиостанциям, которые были расположены в учреждениях высшего образования Канады и Соединенных Штатах, где термин «колледж» считается взаимозаменяемым с термином «университет«.
Alternative Rock
Альтернативный рок (англ. alternative rock), альтернативная музыка или просто альтернатива — это жанр рок музыки, который вышел из подпольной независимой музыки 1980-х годов и получил широкое распространение в 1990 и 2000 годах.
muzrock.com © 2021
Копирование материалов с этого сайта строго запрещено!
Уроки и статьи про создание музыки и звукозапись
Политика конфиденциальности Ι Пользовательское соглашение
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР?
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР?
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.
КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ: КЛАССИФИКАЦИЯ
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают: обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями; концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора; театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
К роме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.) НАЗВАНИЯ ЖАНРОВ О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская). Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.
Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.
Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.
Формы народной песни
Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.
В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.
Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.
Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.
Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.
Серенада – песня, обращенная к любимой.
Баркарола – песня лодочника.
Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.
Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.
Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).
П о структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.
Симфонии пишутся для исполнения:
-большим симфоническим оркестром,
-неполным составом симфонического оркестра,
-духовым оркестром,
-оркестром народных инструментов,
-оркестра и хора с солирующими голосами,
-симфонии для солирующего инструмента с оркестром.
Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.
Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.
Типичные формы джаза: фокстрот, блюз, уан-степ, чарльстон, танго, румба, буги-вуги, рок-н-ролл, и т.д. Одним из предшественников Джаза был рэгтайм (англ. Ragtime, от rag – обрывок и time – время, темп, такт, «рваный ритм». Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров.)
Джаз заимствовал в народной музыке американских негров некоторые особенности ритма (острые ритмы) лада, инструментовки, звукоизвлечения. В джазе специфический лад с нефиксированным точно третьей и седьмой ступенями; простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованиями параллельных субдоминантовых секстаккордов. Элементы Джаза используются с большей или меньшей самостоятельностью в искусстве некоторых современных эстрадных оркестров, а также в симфонических и оперных произведениях.
Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку. В состав Джаз-Банд обычно входят 4-6 саксофонов, 2-4 трубы, 2-3 тромбона, контробас или туба, банджо, гавайская гитара, несколько скрипок, фортепиано и набор ударных инструментов. Состав этот варьируется, иногда значительно расширяется (например симфонический джаз), иногда сокращается до 3-5 инструментов. Название свое Джаз-Банд получил, как полагают, по имени негра Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого такого оркестрового ансамбля в США.
Характерные особенности джазовой музыки.
Специфический лад с нефиксированными точно третьей и седьмой ступенями.
Особый синкопированный ритм.
Простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованием параллельных субдоминантовых секстаккордов.
Балет – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается танцем.
Балет различаются по жанру – героические, комические, романтические, Балет-феерия и т.д. Особой популярностью в Балете пользуются сказочные и фантастические сюжеты.
Опера (итал.opera, буквально – сочинение, произведение, от латинского opera – труд, изделие) – вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах.
О пера – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается пением.
В процессе исторического развития определились различные оперные жанры: Опера историко-героическая, историко-романтическая, историко-бытовая, героико-эпическая, народно-сказочная, лирическая, драматическая, комедийная, сатирическая и т.д.
Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского Оперы-балета типично разделение на самостоятельные по сюжету акты (или антре ), объединяемые в единый спектакль общей идеей.
Жанры лирической музыки.
Песня – наиболее распространенный род вокальной музыки, не только народной, но и профессиональной. Ее можно исполнять без сопровождения, спеть хором; легко запоминается простая мелодия – обобщенный образ всех куплетов песни.
Шансон ( песня) – широкое музыкальное понятие, объединяющее французские песни, начиная с народных песен эпохи Возрождения и кончая современными эстрадными песнями.
Канцонетта (песенка)– в конце 16 начале 17 века род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной.
Романс – жанр более развитый, чем песня. Чувство носит характер более индивидуальный, личный, предназначается для певца-солиста. Аккомпанемент часто развернутый и значительный – неотъемлемая часть произведения. Мелодия более сложная, чем в песне. Композитор откликается на каждый новый образ текста, создавая соответствующее настроение в музыке. Такое построение, в отличие от строфического, называется сквозным.
Ария – более крупный жанр вокальной лирики, составная часть оперы.
Ариетта – ария более малых масштабов в опере.
Элегия – один из жанров, проникших в музыку из поэзии. Грустная мечтательность или печальное размышление – вот обычный характер элегии. Воспоминание о невозвратном былом, об ушедшем дорогом человеке частый мотив элегий. Это жанр и вокальный и инструментальный. Элегии Грига, Рахманинова, элегичен романс Глинки «Сомнение», «Элегия» Массне. Элегии пишутся в медленных темпах и тяготеют к минорному ладу. Ее разновидности
Размышления, Мечты. Здесь элегическая минорность не обязательна, окраска мечтаний бывает светла, прозрачна (Шуман «Грезы»).
Пастораль – пастушеская музыка, в более широком значении – сельская идиллия, чувство душевной гармонии, покоя. Фактура легка, отдельные мелодические голоса напоминают свирель, а неподвижный, покачивающийся нижний голос напоминает волынку.
Ноктюрн (фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами природы – вечерней, ночной, затуманенной, притихшей. Прежде всего – это лирическая песнь и колорит природы входит как элемент в общее лирическое ощущение. Начало ноктюрну в этом понимании положил Джон Фильд – ирландский композитор, много лет проживший в России, один из учителей Глинки. По ощущению покоя, умиротворенности некоторые темы ноктюрнов близки пасторальным, но отличаются от них специфическим «ночным» колоритом. В некоторых преобладают настроения сосредоточенной задумчивости или же глубокой скорби. Очень характерны аккомпанементы в ноктюрнах – звуки гармонии в них образуют мягко-извилистые, как бы баюкающие узорные линии, в которых можно уловить поэтические образы вечерней и ночной природы: колыхание волн, шелест листвы. Ощущение воздуха, сумерек.
Баркарола тоже тесно связана с образами природы. В узком смысле это песнь лодочника (в венецианском варианте – гондольера); в широком – песнь, распеваемая на воде. Это музыкальное изображение и мечтательного лодочника, и лодки на воде, и самой воды. Неторопливо скользит по водной глади гондола, лодочник поет песню неторопливую, как течение воды, как взмахи весел. Музыка баркаролы неторопливая, мечтательная. Мелодия выразительная, умеренный темп. В фактуре аккомпанемента элементы изобразительности: подражание всплеску волн, имитация мерного движения весел.
Колыбельная – широко распространенная в быту, она получила свое воплощение и в музыке. Колыбельная песня требует однообразия, нарочитой монотонности, способных усыпить дитя. В аккомпанементе – подражание мерному и длительному колыханию «люльки».
Поэма – жанр, пришедший в музыку из поэзии. Если это небольшое произведение, то композитор хочет подчеркнуть либо необычность, особую утонченность эмоции (Скрябин), либо ее значительность, глубину, пылкость (фортепианная «Поэма любви» Грига). В поэмах крупной формы: особое чувство вдохновенности, возвышенность, приподнятость тона, контрасты чувствований – порою очень сильные, свобода в их чередовании.
Песни без слов – стремление к глубокому раскрытию душевного мира человека, его переживаний и чувств. Это небольшие инструментальные произведения напевного склада. У Мендельсона 48 пьес – задушевно-лирических, ласковых, грустно-мечтательных или устремленных, бурных, порывистых. К этому же жанру можно отнести фортепианный «Романс» Чайковского, его «Песня жаворонка», «Осенняя песнь» из «Времен года». Характерна «Грустная песенка» Калиникова, «Мелодия» Рахманинова.
Т анцевальная музыка крепко связана с народным бытом, отражает национальные особенности. Широко развита русская народно-плясовая музыка: трепак, камаринская, «Барыня», более новые жанры – кадриль, плясовые частушечные «припевки», местные разновидности танцев. Хорошо развиты и плясовые жанры украинской (гопак, казачок), молдавской (жок, молдавеняска), белорусской (лявониха, бульба, полька-янка), дагестанской (лезгинка), грузинской (лекури или картули) народной музыки. Знамениты и танцы народов других стран – польские мазурка и краковяк, чешская полька, югославское коло, венгерский чардаш, итальянская тарантелла, испанские хота, фанданго, болеро, австрийский лендлер, немецкий гросфатер.
Ритмический рисунок – своего рода «зеркало танца». Он так передает характер движения, что по ритму, по характеру аккомпанемента мы можем угадать, каков сам танец – плавны или резки его «па», состоит ли из мелких шажков или включает смелые прыжки, горделив ли он или тих и спокоен.
Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.
Краковяк – польский танец, получил свое название от города Кракова. Характер живой, стремительный, жизнерадостный, горделивый. Движения имеют много общего с мазуркой. Ритм острый, синкопированный. Размер двухдольный.
Мазурка – национальный польский танец. Она родилась в Мазовии (области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.
«…Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…»
Так описывал мазурку А.С.Пушкин.
Ритмика этого танца своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Эмоциональное богатство этого танца, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности. Как и вальс она стал а инструментальной музыкой, но, благодаря своеобразному ритму, можно без труда узнать этот танец.
Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.
Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов.
Полька – национальный чешский танец. Живой ритм, веселый и жизнерадостный характер способствовали в 19 веке популярности среди молодежи нового бального танца. Использовали во время исполнения легкие прыжки, боковой галоп. Положение рук крест-накрест с движением вперед, кружением на месте.
Сарабанда – медленный танец испанского происхождения (с 16 века). Постепенно она приобрела величавый, скорбный характер. Важнейшие признаки жанра – медленный темп, характер шествия, трехдольный метр и акцент на второй доле такта.