Что такое музыкальная индустрия

Музыкальная индустрия. Как это работает

Привет, Пикабу! Спасибо вам за кучу полезной и интересной информации. Настала моя очередь поделиться чем-то своим и, надеюсь, интересным.

Прежде чем углубиться в детали, пройдемся по базовому устройству муз-индустрии (а то мало ли кто не знает). У каждой музыкальной группы есть несколько основных направлений, в которых им приходится действовать:

Каждое направление требует участия определенных людей, вложения денег и времени. Итак, начнем.

Время не регламентировано, теоретически может длиться вечно. В прошлом были случаи, когда симфонии писались по 20+ лет. До этого обычно не доводят, но всякое бывает. Каждая группа решает самостоятельно, когда и как пишется музыка. Некоторые группы, такие как Металлика, пишут музыку постоянно, даже во время турне.

Ходят слухи, что заглавный рифф песни «Enter Sandman», гитарист Металлики Керк Хэммет написал в гостиничном номере в три часа ночи. Представляю как радовались этому событию его соседи.

Некоторые музыканты прибегают к услугам аранжировщиков, которые доводят написанные ими треки до максимально вкусного состояния. Не спешите кидаться тапками, подобный подход может быть очень полезен, так как к моменту аранжировки композитор может быть уже настолько погружен в собственную песню, что перестает трезво воспринимать происходящее. Поэтому участие человека со стороны может пойти на пользу. Иногда в роли аранжировщика выступает кто-то из группы, иногда вся группа.

В некоторых жанрах музыкант выполняет чисто исполнительскую роль. Все сочинение музыки и ее аранжировка покупается у соответствующих людей. Что ж, каждому свое.

Особых денег не требуется, разве что некоторый начальный капитал для приобретения всего необходимого инструментария. Ну и зарплата аранжировщику конечно.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

От нескольких недель до нескольких месяцев. Некоторые группы дорабатывают треки прямо в студии, что значительно замедляет процесс. В целом, время зависит от сложности композиций, профессионализма музыкантов и всех участвующих людей.

Помните все эти злосчастные альбомы, которые пишутся годами? Почти у каждой культовой группы есть один или два таких альбома. Иногда сталкиваюсь с недопониманием этого момента. Если альбом пишется год, это не значит что его ‘запись’ длится год. Сам процесс записи не является чем-то гиперсложным, тем более для профессиональных музыкантов, выпустивших не один альбом. Как правило, подобные задержки вызваны творческим кризисом, поиском своего звучания, недопониманием в коллективе и т. п. Короче говоря, вещами, далекими от записи.

Каждый продюсер по своему уникален и привносит свое ‘я’ как в музыкальную, так и в организационную составляющую. Так же список его обязанностей может меняться в зависимости от группы, с которой работает музыкальный продюсер.

Хорошая запись стоит денег. Одной зарплатой тут не обойдешься, так что начинающим музыкантам придется откладывать с обедов, а может даже просить денег у бабушки. Бюджет топовых альбомов может составлять несколько сотен тысяч долларов, а то и больше.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

Время концертного тура варьируется от пары месяцев до пары лет, в зависимости от охвата и стадии развития группы. Как правило, группы стараются чередовать туры с записью альбомов. Так как альбомы обычно выпускают раз в год, группы редко ездят дольше 8 месяцев.

Иногда группы разбивают тур на несколько частей. Например, тур по Европе и тур по Америке. Таким образом им не приходится жить на колесах слишком долго.

Тут все очень сильно зависит от популярности группы и от технических особенностей их шоу. Не самые популярные группы могут ограничится только водителем, да и то лишь в случае, если никто из членов группы не умеет/не хочет вести машину. Команда суперзвезд будет значительно больше, и может в себя включать: звукорежиссера (отстраивает живой звук), световика (отвечает за световое шоу), роуди (личный помощник каждого музыканта, отстраивает и выносит на сцену инструменты, а также иногда переключает звуковые эффекты), команду техников-монтажников (выставляют сцену и оборудование), охрану, пиротехников, визажистов и группи (девчонки-фанатки, отвечающие за хорошее настроение артиста 😉 ). Для того, чтобы всех этих людей привезти, звездам иногда приходится арендовать свой собственный самолет.

Как видите, несмотря на то, что концертная деятельность считается самой прибыльной (что в эпоху интернета вполне логично), она так же является и крайне затратной. Так что все далеко не так однозначно 🙂

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

Некоторые исполнители ради пиара даже не брезгуют использовать свою личную жизнь. Но придется признать, это работает.

У небольших групп продвижением могут заниматься один-два человека, возможно даже из состава группы. У крупных имен или у групп под крылом большого лейбла в распоряжении находится целый отдел маркетинга. Эти люди только и думают о том, как заставить звезд засиять еще ярче. И поверьте, они знают что делают, ведь во многом именно от них зависит, насколько известной будет группа. Как бы ни была хороша музыка, артист не станет популярным, если ее не услышат.

Много. ОЧЕНЬ МНОГО. Тут вам и всех бабушкиных денег, вкупе с кухонным гарнитуром и кошкой Муськой, не хватит. Вам придется продать бабушку, и тогда, быть может, удастся стать известнее человек на 100. Ну а если продать на органы маму, папу и маленького братика, то вы точно станете известны. Но не как музыкант.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

Вот так вкратце выглядит музыкальная индустрия изнутри. В дальнейшем, как я и обещал, я расскажу подробнее о каждой из областей. Надеюсь, было интересно и познавательно. Всем хорошего дня и спасибо за внимание! 🙂

Источник

Популярная музыка от р.Х. до наших дней. Мой музыкальный блог.

Музыкальная индустрия.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

В отрасли также присутствует ряд профессионалов, которые помогают певцам и музыкантам в их музыкальной карьере. К ним относятся менеджеры по талантам, артисты и менеджеры репертуара, менеджеры по бизнесу, юристы в сфере развлечений; те, кто транслирует аудио или видео музыкальный контент (спутниковые, интернет-радиостанции, радио- и телестанции); музыкальные журналисты и музыкальные критики; ди-джеи; музыкальные педагоги и учителя; производители музыкальных инструментов; а также многие другие. Помимо предприятий и артистов, существуют организации, которые также играют важную роль в музыкальном бизнесе – это союзы музыкантов, например, Американская федерация музыкантов ( American Federation of Musicians), некоммерческие организации по защите прав на исполнение, например, Американское общество композиторов, авторов и издателей (American Society of Composers, Authors and Publishers) и другие ассоциации,например, Международный альянс женщин в музыке (Alliance for Women in Music), некоммерческая организация, которая защищает женщин-композиторов и музыкантов).

Традиционно существует три типа собственности или товаров, которые создаются и продаются звукозаписывающей индустрией: композиции (песни, пьесы, тексты песен), записи (аудио и видео) и носители, например, компакт-диски, MP3 и DVD. Может быть много записей одной композиции, и одна запись будет распространяться через множество носителей. Например, песня «My Way» принадлежит композиторам Полу Анке и Клоду Франсуа, запись Фрэнка Синатры «My Way» принадлежит Capitol Records, запись «My Way» Сида Вишеса принадлежит Virgin Records, и миллионы компакт-дисков и виниловых пластинок, на которых записаны эти записи, принадлежат миллионам индивидуальных потребителей.

Песни, инструментальные пьесы и другие музыкальные композиции созданы авторами песен или композиторами и изначально принадлежат композитору, хотя они могут быть проданы или права на них могут быть переданы иным образом. Например, в случае работы по найму композиция принадлежит непосредственно другой стороне. Традиционно владелец авторских прав лицензирует или «передает» некоторые из своих прав издательским компаниям посредством издательского договора. Издательская компания (или общество по сбору платежей, действующее от имени многих таких издателей, авторов песен и композиторов) взимает плату (известную как «гонорары за публикацию») за использование композиции. Часть гонорара выплачивается издательской компанией правообладателю в зависимости от условий контракта. Ноты обеспечивают источник дохода, который выплачивается исключительно композиторам и их издательской компании. Обычно (хотя и не всегда) издательская компания предоставляет владельцу аванс в счет будущих доходов при подписании издательского контракта. Издательская компания также может продвигать композиции путем размещения песен на телевидении или в фильмах.

Записи создаются артистами, в число которых входят певцы, музыканты (включая сессионных музыкантов) и музыкальные ансамбли (например, фоновые оркестры, ритм-секции, оркестры и т.д.), как правило, с помощью и под руководством продюсеров звукозаписи и звукорежиссеров. Они традиционно делались в студиях звукозаписи (которые сдаются в аренду по дневной или почасовой ставке) во время сеанса записи. В 21 веке достижения в технологии цифровой записи позволили многим продюсерам и артистам создавать «домашние студии» с использованием высокопроизводительных компьютеров и программ цифровой записи, таких как Pro Tools, минуя традиционную роль коммерческих студий звукозаписи. Продюсер звукозаписи наблюдает за всеми аспектами записи, принимая многие логистические, финансовые и художественные решения в сотрудничестве с артистами. У продюсера записи есть ряд различных обязанностей, включая выбор материала и / или работу с композиторами, найм сессионных музыкантов, помощь в аранжировке песен, наблюдение за выступлениями музыкантов и руководство звукорежиссером во время записи и микширования для получения наилучшего звука. Аудиоинженеры (включая инженеров по записи, микшированию и мастерингу) несут ответственность за обеспечение хорошего качества звука во время записи. Они выбирают и настраивают микрофоны и используют блоки эффектов и микшерные пульты для регулировки звука и уровня музыки. Сеанс записи также может потребовать услуг аранжировщика, оркестратора, студийных музыкантов, сессионных музыкантов, тренеров по вокалу или даже тайно нанятого для помощи в создании песен «негра».

Физические носители (например, компакт-диски или виниловые пластинки) продаются музыкальными розничными торговцами и принадлежат потребителям после того, как они их купят. Покупатели обычно не имеют права делать цифровые копии с компакт-дисков или других носителей, которые они покупают, или сдавать в аренду или сдавать в аренду компакт-диски, потому что они не владеют записью на компакт-диске, они владеют только отдельным физическим компакт-диском. Дистрибьютор музыки доставляет ящики упакованных физических носителей от производителя к розничному продавцу и поддерживает коммерческие отношения с розничными торговцами и звукозаписывающими компаниями. Розничный продавец музыки платит дистрибьютору, который, в свою очередь, платит звукозаписывающей компании за записи. Звукозаписывающая компания платит издателю и композитору гонорары за механическое воспроизведение через общество по сбору платежей. Затем звукозаписывающая компания выплачивает гонорары записывающемуся артисту, если это предусмотрено контрактом.

Когда музыка загружается в цифровом виде или передается в потоковом режиме, то на портативном медиаплеере или ноутбуке нет физических носителей, кроме памяти компьютера пользователя. По этой причине такие артисты, как Тейлор Свифт, Пол Маккартни, Kings of Leon и другие, призвали к законодательным изменениям, которые лишат социальные сети права транслировать музыку без выплаты гонораров. На рынке цифровой и онлайн-музыки 2000-х годов дистрибьютор становится необязательным. Крупные интернет-магазины могут платить лейблам напрямую. При покупке цифровых записей или прослушивании потоковой музыки от потребителя может потребоваться согласие с условиями лицензирования звукозаписывающей компании и поставщика, выходящими за рамки тех, которые присущи авторскому праву; например, некоторые службы могут позволять потребителям свободно делиться записью, но другие могут ограничивать пользователя хранением музыки на определенном количестве жестких дисков или устройств.

Промоутер является связным звеном между артистом-исполнителем и владельцем лейбла и заключает контракты. Букинг-агентство представляет артиста промоутерам, заключает сделки и заказывает выступления. Потребители обычно покупают билеты либо на месте проведения, либо в службе распространения билетов, такой как Ticketmaster. В США Live Nation является доминирующей компанией во всех этих ролях: им принадлежит большинство крупных площадок в США, они являются крупнейшими промоутерами и владеют Ticketmaster. Решение о том, где и когда поехать в тур, принимается руководством артиста и артистом, иногда по согласованию с звукозаписывающей компанией. Звукозаписывающие компании могут профинансировать тур в надежде, что он поможет продвинуть продажи записей. Однако в 21 веке стало более обычным делом выпускать записи для стимулирования продажи билетов на концерты, а не заказывать туры для продвижения продаж записей.

Крупные популярные артисты обычно нанимают выездную команду: временную гастрольную организацию, которая путешествует с артистом во время концертного тура. Дорожную бригаду возглавляет тур-менеджер. Члены команды обеспечивают освещение сцены, звукоусиление, обслуживание музыкальных инструментов и транспортировку. В больших турах в состав бригады также могут входить бухгалтер, постановщик, телохранитель, парикмахеры, визажисты и обслуживающий персонал. Местные бригады обычно нанимаются для помощи в перемещении оборудования на сцену и за ее пределами. В небольшом туре с меньшей финансовой поддержкой все эти работы могут выполняться всего несколькими «роуди» или самими музыкантами. Группы, подписанные с небольшими «инди» лейблами, и группы в таких жанрах, как хардкор-панк, с большей вероятностью будут проводить туры без туроператоров или с минимальной поддержкой.

Такие артисты, как певцы и музыканты, могут нанять несколько человек из других областей, чтобы помочь им в их карьере. Менеджер художника наблюдает за всеми аспектами работы художника в обмен на процент от его дохода. Юрист в сфере индустрии развлечений помогает им с оформлением контрактов со звукозаписывающими компаниями и других сделок. Бизнес-менеджер занимается финансовыми операциями, налогами и бухгалтерским учетом. Профсоюзы, такие как AFTRA и Американская федерация музыкантов в США, предоставляют музыкантам медицинское страхование и страховку инструментов. Успешный артист функционирует на рынке как бренд и, как таковой, он может получать доход от многих других потоков, таких как товары, личные одобрения, выступления (без выступления) на мероприятиях или услуги в Интернете. Обычно эти услуги контролируются менеджером художника и принимают форму отношений между художником и компаниями, которые специализируются на этой продукции. Певцы также могут нанять тренера по вокалу, инструктора по танцам, тренера по актерскому мастерству, личного тренера или тренера по жизни, чтобы им помочь.

В 2000-х традиционные границы, которые когда-то разделяли певцов, инструменталистов, издателей, звукозаписывающие компании, дистрибьюторов, розничную торговлю и бытовую электронику, стали размытыми или стертыми. Артисты могут записывать в домашней студии, используя портативный компьютер высокого класса и программу цифровой записи, такую ​​ как Pro Tools, или использовать Kickstarter, чтобы собрать деньги на дорогостоя щую студийную сессию записи без привлечения звукозаписывающей компании. Артисты могут выбрать исключительно продвижение и маркетинг, используя только бесплатные онлайн-сервисы обмена видео, такие как YouTube, или веб-сайты социальных сетей, минуя традиционные продвижение и маркетинг звукозаписывающей компании. В 2000-х годах компании-производители бытовой электроники и компьютеров, такие как Apple Computer, превратились в розничных продавцов цифровой музыки. Новые технологии распространения цифровой музыки и тенденции к использованию образцов старых песен в новых песнях или смешиванию разных песен для создания «гибридных» записей вынудили правительства и музыкальную индустрию пересмотреть определения интеллектуальной собственности и прав всех вовлеченных в процесс сторон. Проблема определения границ авторского права также усугубляется тем фактом, что определение понятий «роялти» и «авторское право» варьируется от страны к стране и от региона к региону, что меняет условия некоторых из этих деловых отношений.

Примерно через 15 лет интернет-экономики платформы цифровой музыкальной индустрии, такие как iTunes, Spotify и Google Play, стали серьезным улучшением по сравнению с ранними временами незаконного обмена файлами. Однако из-за множества предложений услуг и моделей дохода трудно понять истинную ценность каждой из них и то, что они могут дать музыкантам и музыкальным компаниям. Кроме того, в музыкальной индустрии существуют серьезные проблемы с прозрачностью, вызванные устаревшими технологиями. С появлением новых бизнес-моделей, таких как потоковые платформы и музыкальные онлайн-сервисы, обрабатывается большой объем данных. Доступ к большим данным может повысить прозрачность отрасли.

Источник

Как устроены современная музыкальная индустрия и музыкальное образование

Разобраться нам помог директор и сооснователь Moscow Music School Дмитрий Панов

Что будет, если взять Элвиса Пресли или даже юную Мадонну и поместить в музыкальный мир нашего времени? Наверное, примерно то же, как если перенести человека из 1890-х на Садовое кольцо в час пик. Индустрия музыки сегодня — это вселенная Фейсов, Элджеев, их гострайтеров и техно-самородков, выросших с Fruity Loops в руках. Как устроен этот мир, как в него попасть и какую роль сегодня играет музыкальное образование? Эти вопросы мы обсудили с директором и сооснователем Moscow Music School Дмитрием Пановым. Периодически к интервью присоединялся Андрей Рощевкин, его партнёр по проекту MMS.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

— Как устроена современная музыкальная индустрия? В какой момент успех музыканта перестал зависеть от условного толстого продюсера, который случайно зашёл в маленький клуб на концерт?

— Давайте поговорим о России. В России проще добиться успеха, чем за рубежом, потому что активных музыкантов меньше и в целом индустрия меньше, чем на Западе. В этом есть свои плюсы и минусы. Например, проще попасть на фестиваль, даже будучи новичком. Но при этом и ёмкость рынка на Западе, прежде всего в США, гораздо больше, грубо говоря, там больше денег и больше артистов могут добиться успеха. Но и конкуренция между ними гораздо сильнее.

Ситуация с условным толстым продюсером сохраняется, но в поп-музыке, в так называемой эстраде. Всё, что вне этого, функционирует по-другому. Перемены пришли с распространением DAW (цифровых рабочих станций), широкополосного интернета и стриминговых площадок. Стало необязательно пользоваться услугами профессионалов. Всё производство, вплоть до публикации в стриминговых сервисах, можно сделать самостоятельно. Конечно, профессионалы помогут сделать всё качественно и вовремя, стать хедлайнером, засветиться в СМИ, попасть плейлисты, но, в принципе, схема работает и без их участия.

Раньше, если тебе надо было записать пластинку, ты не мог сделать это дома. Всё происходило в звукозаписывающей студии. Был, конечно, самиздат наши рокеры так делали, «Кино» и Борис Гребенщиков, например, были свои «подпольные» продюсеры, такие как Андрей Тропилло. Но это не было массовым явлением, пока не появились так называемые DAW, цифровые рабочие станции типа Ableton Live и Logic Pro, которые позволили записывать всё полностью самостоятельно — и вокал, и гитару, и в сё что угодно. И сводить человек всё это тоже может сам.

— В связи с этим изменилось ли что-то в музыкальных профессиях? Какие специалисты оказались не нужны и какие новые профессии появились?

— Профессии остаются, вы по-прежнему без труда найдёте студийного звукоинженера, но к нему теперь приходят, когда требуется записать живые инструменты и вокал, а затем всё это свести профессионально. Но сам продакшен может быть как аналоговым, классическим, так и полностью сделанным одним человеком у себя дома.

Звукоинженеров, скорее всего, не стало меньше, но объём их работы уменьшился. Если раньше студии были забиты под завязку и от клиентов не было отбоя, то сейчас даже у топовых студий, таких как Parametrika, где всё заставлено винтажной аппаратурой, появилось гораздо больше свободного времени. Часть их нагрузки забрали цифровые продюсеры. Они, в свою очередь, могут быть как гострайтерами, так и самостоятельными авторами. Львиную долю современного рэпа делают люди у себя дома — просто пишут на лэптопах биты, и им необязательно идти в профессиональную студию.

Андрей (показывает видео на YouTube): Вот чувак, который пишет музыку Элджею, вот у него дома стоят колонки Sven, вот контроллер, вот Fruity Loops — всё. Прошла эпоха, когда группа уезжает в студию к суперпродюсеру Рику Рубину, и он с ними в дыму и угаре пишет альбом три месяца. Наверное, где-то, на каком-то высшем уровне это до сих пор существует, но реалии — вот они. Парень у себя дома что-то делает, а потом садится и «Дошир» кушает.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

— Как авторы и продюсеры находят друг друга? У них есть какой-то свой LinkedIn?

Дмитрий: У нас это пока не очень структурировано, поэтому находят во всяких тематических пабликах, в соцсетях. Например, есть коммьюнити в фейсбуке, Backstage называется, там разные инди-продюсеры и музыканты общаются, находят друг друга. Есть ребята наподобие Yungrussia, которые делают лейбл, вокруг которого формируется коммьюнити.

— В музыкальной индустрии по-прежнему крутятся огромные деньги. Кто зарабатывает больше всех и почему? Я имею в виду не СЕО и звёзд, а более рядовые, теневые профессии.

Андрей: Ну, гост может запросто получать до 300 тысяч за заказ. А может 30 тысяч.

Дмитрий: Больше всех зарабатывать всегда будет исполнитель. Например, минус для того же Элджея может стоить от 3 000 до 60 000 рублей для малоизвестного продюсера и примерно 150 000 руб. для известного. Потом Элджей берёт эту фонограмму, пишет вокал, снимает клип, выкладывает в интернет, даёт концерты — и зарабатывает в разы больше.

— Что нужно делать, чтобы зарабатывать такие деньги?

— Лучше всего зарабатывают — и у нас, и по всему миру — на концертах. Раньше было так: выпускает артист альбом, едет в тур в его поддержку и зарабатывает в основном с продаж альбома. Теперь наоборот: ты должен давать концерты и с них делать кассу. А твои треки и альбомы — это промоподдержка, чтобы люди пришли на концерт. Другой источник дохода — стриминги. Там ты можешь что-то заработать просто с того, что люди слушают твою музыку. Но объёмы по сравнению с тем, что раньше давала продажа физических носителей, скромные. Главное — концерты. Чтобы зарабатывать именно с релиза, надо быть очень крупным артистом. Только звёздам теперь рентабельно выпускать целые альбомы на физических носителях. Ты должен найти профессионалов, записываться в студии, затем всё это сводить, мастерить, печатать тиражи — это стоит денег. Если ты молодой артист, выпускай отдельные треки порциями и как можно скорее начинай давать концерты.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

— Насколько важно получать музыкальное образование? Тот факт, что подавляющее большинство успешных музыкантов не имели музыкального образования, не очень мотивирует идти учиться. Что вы об этом думаете?

— Ты, конечно, можешь делать музыку без образования. И многие делают. Но вопрос в намерениях: если ты уверен, что хочешь быть музыкантом, хочешь, чтобы это была именно работа, то этим надо заниматься постоянно, это должно стать твоей рутиной, ты должен производить музыку, как бы цинично это ни звучало. Образование в данном случае научит тебя не зависеть от вдохновения и случайных поисков.

Когда я говорю о профессионалах индустрии, то имею в виду звукоинженеров, звукорежиссёров, людей, которые занимаются мастерингом, миксингом, — тут без образования не обойтись точно. Можно всё усвоить с опытом, но гораздо проще и быстрее будет разобраться в физике звука и акустике вместе с преподавателем. В таких профессиях важно понимать, как устроено пространство, как распространяются звуковые волны и так далее.

— Расскажите о Moscow Music School. Как устроен учебный процесс?

— Наши основные программы Music Production, Songwriting & Music Performance и Music Business — это дополнительное профессиональное образование. К нам приходят как люди, уже имеющие классическое, джазовое или эстрадное музыкальное образование, так и самоучки, кто воспринимает музыку как хобби. В основе всего лежат проекты — от простых и коротких до сложных и трудоёмких. К примеру, сонграйтеры делают сначала зарисовки, этюды, потом мелодии, затем переходят к песням, а завершают обучение с портфолио, в которое входят отдельные синглы, EP, видеоклип и LP или набор из синглов сопоставимого объёма. Каждую неделю или раз в две недели у студентов новые проекты. Да, это жёсткие сроки, но таким образом человек привыкает к дедлайнам и к тому, что бывают разные задачи, разные заказчики и творческие партнёры с разными характерами и требованиями. У каждой творческой программы есть кураторы, которые занимаются со студентами по выходным. Люди получают творческие задания, что-то начинают делать вместе с куратором, потом неделю работают самостоятельно — либо дома, либо в школе, — а в конце отведенного на проект срока показывают результат.

Что такое музыкальная индустрия. Смотреть фото Что такое музыкальная индустрия. Смотреть картинку Что такое музыкальная индустрия. Картинка про Что такое музыкальная индустрия. Фото Что такое музыкальная индустрия

— Очень напоминает западную модель образования — много практики и самостоятельности.

— Да, мы делаем сильный акцент на практику. Ты узнаешь что-то, сделав это, сначала, возможно, и неправильно, это нормально, но затем, всё сто раз переделав, ты понимаешь материал «изнутри». Мы не бьём по рукам линейкой, если человек неправильно сидит за фортепиано или как-то не так кладёт на клавиши пальцы. У нас нет задачи научить хорошо исполнять, здесь мы не собираемся конкурировать с Гнесинкой или Консерваторией, где всему этому реально научат гораздо лучше. Наша цель — развить креативность, способность выдавать оригинальные музыкальные идеи и произведения. Привыкать постоянно выжимать из себя новое. Не исполнять только каверы или играть уже готовые партитуры, а постоянно изобретать. Но стоит сразу оговориться, что мы действуем на поле современной популярной музыки, затрагивая саунд-арт, а не академической или электроакустической.

В конце первого семестра у наших студентов была первая сдача проектов. От сонграйтеров требовалось написать песню, сделать для неё фонограмму, записать вокал, исполнить вживую и написать эссе, в котором надо было обосновать все аспекты проекта: я сделал эту песню, потому что меня беспокоит такая-то проблема, поэтому эта песня такой длины, такого темпа, я выбрал такие тембры и такую аранжировку, вот там у меня есть несколько лирических героев, и они друг с другом спорят. Оценка складывается из трёх элементов — эссе, оригинал и выступление. Задача в том, чтобы эти элементы были взаимосвязаны. Это не спорт — мы не можем всех судить по одинаковым стандартам, потому что каждый студент растёт только относительно самого себя. Если студент вырос, если он стал глубже рассуждать, начал применять какие-то нешаблонные, нехарактерные для него самого вещи, значит, мы добились результата. Оценки мы никогда не озвучиваем при всех. У нас такая этика: студенты не должны знать баллы друг друга. Повторюсь, мы не спортом занимаемся. Они это делают только для самих себя.

— Как вы стали директором MMS? Какой у вас бэкграунд?

— Академического музыкального образования у меня нет, я — культуролог, учился в РГГУ. Я с детства занимался музыкой, учился читать ноты с листа, играть на фортепиано, флейте, барабанах, пел, танцевал. Став тинейджером, я, естественно, начал увлекаться всякой андеграундной музыкой. Я — немножко аутсайдер, музыка никогда не была моей профессией, хотя, бывало, получалось и деньги зарабатывать, мы с группой ездили на гастроли, даже попали на обложку журнала «Афиша», выступали на разогреве у Би-2, в этом был свой рок-н-ролл.

Мне нравится музыка как феномен современной культуры, потому что она — массовая. Все мы слушаем музыку, даже если этого не хотим, — хоть в такси или в рекламе. Но это поле структурировано иначе, чем литература, кино или изобразительное искусство. В последнем понятна вертикаль: есть цех критиков, издаются журналы, например, «Искусство», «Сеанс» и тому подобные, есть институт кураторства. В музыке такого нет. Когда-то были авторитетные музыкальные критики, но сейчас никто этим уже всерьёз не занимается. Это превратилось больше в какие-то рекомендательные истории, в сферу досуга.

Я хотел создать мультифункциональную лабораторию, где производились бы новые смыслы, рождались новые произведения, проходили бы концерты и выставки. Чтобы это не был просто клуб с баром. Чтобы у того, кому в голову пришло, что он хочет стать рэпером, было место, куда он мог бы прийти, послушать лекцию, понять культуру хип-хопа и выдать действительно крутые идеи.

В 2015 году мы с Андреем запустили небольшой проект, который назывался Школа современной музыки Glinka. Мы делали двухнедельные курсы по Ableton Live, теории музыки, сэмплингу, синтезу звука. Но мы всё время зависели от разных арендуемых площадок, и очень хотелось вырасти во что-то большее и обрести дом. И вот мы пришли в дружную семью Universal University, где в нас поверили и инвестировали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *