Что такое музыкальная фраза
Фраза (в музыке)
Смотреть что такое «Фраза (в музыке)» в других словарях:
ФРАЗА — (фр., от греч. phrasis). 1) речь; также пустые слова, без убеждения. 2) предложение, соединение слов, выражающее мысль. 3) в музыке: отдел темы или другой музыкальной мысли. 4) в пении: мелодическая фигура, которая может быть спета, не переводя… … Словарь иностранных слов русского языка
Фраза (музыка) — У слова «Фраза» есть и другие значения: см. Фраза (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилам … Википедия
фраза — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? фразы, чему? фразе, (вижу) что? фразу, чем? фразой, о чём? о фразе; мн. что? фразы, (нет) чего? фраз, чему? фразам, (вижу) что? фразы, чем? фразами, о чём? о фразах 1. Фразой называется смысловой… … Толковый словарь Дмитриева
Фраза — (от греч. prasis выражение, способ выражения). 1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот. 2) В учении о муз. форме построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.… … Музыкальная энциклопедия
Фраза — I Фраза (от греч. phrásis – выражение) основная единица речи. Соответствует предложению (См. Предложение) как единице Языка; синтактико фонетическое целое, имеющее синтаксическую структуру, смысловую законченность и интонационную… … Большая советская энциклопедия
Фраза — I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. разг. Красивые и напыщенные слова, скрывающие лживость утверждения или неблаговидность… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Хор в музыке — (choros греч.) слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, соединение нескольких регистров в органе в один голос при… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тема в музыке — музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний только рисунок,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Полифония — (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия
Музыкальная фраза
Как фразы человеческой речи, обычно состоят из пары слов, так и музыкальные фразы состоят из пары мотивов. Вспомним, что мотивом в музыке называют простейшую последовательность звуков с одним главным. Как речевая фраза, не будет иметь двух равных ударных слогов в двух словах, так и музыкальная фраза не будет иметь двух главных опорных звуков. Какой-то из них все равно окажется главнее.
Произнесите фразу: «красивая фраза». Какой из ударных слогов вам захотелось сделать главным? Если это был звук «И» в слове «красивая», то явно Вам хотелось подчеркнуть, что фраза именно красивая. Акцент на ударном «А» в слове «фраза» говорит о том, что красота фразы не столь важна. Важно, что речь идет о фразе.
Что же несет музыкальная фраза, если в ней нет слов? Ноты не обозначают предметы, действия и т.п. Неужели, фраза без слов – форма без содержания?
В статье «Мелодическая интонация» рассматривались значения, которые приобретает интонация, когда мелодия движется вверх и вниз, от слабой доли к сильной и от сильной к слабой. Интонация несет эмоцию. Именно несет. Она, конечно, может что-то и обозначать. В различные времена существовали различные фигуры музыкальной риторики, интонации – символы, интонации – цитаты, но они всегда представляли собой нечто вторичное (действительно, чтобы что-то цитировать, нужно, чтобы что-то уже было). Первична – эмоция, заключенная в маленьком сценарии интонации. Можно сказать, что интонация содержит в себе некий звуковой объект, который совершает некое действие над вниманием слушателя: ведет к свету и тьме, уводит от того и другого. Это огромный удивительный звуковой мир, описание которого потребует много времени, если его вообще можно описать до конца. Этот мир существует внутри нас, а музыка является своеобразным каналом, соединяющим его в единое целое.
Так что же несет музыкальная фраза? Музыкальная фраза несет достаточно крупный сценарий событий нашего внутреннего мира, содержание которого мы будем постигать постепенно. По сравнению со всем музыкальным произведением, конечно, смешно, говорить о том, что этот сценарий крупный. Правильнее будет сказать, что этот сценарий достаточно крупный для того, чтобы в отличие от мотива (передающего маленький сценарий одной эмоции), передать некоторую динамику развития эмоционального состояния.
В заключение, следует отметить несколько свойств музыкальной фразы:
Фразировка в музыке
Законченная музыкальная фраза
Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.
Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.
Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.
Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.
А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.
В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена «К Элизе» очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).
Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.
§13 — Музыкальная фраза. Цезура.
Когда мы пропеваем с начала до конца какую-либо песню, мы обычно ощущаем в конце песни законченность, завершенность мелодии. Любая песня представляет собой цельное, законченное построение. В то же время каждая песня делится на небольшие части — музыкальные фразы. Музыкальная фраза обычно заканчивается вместе с определенной частью текста: предложением, строфой стихотворения и т. п.
Как делится на фразы башкирская песня «На лодочке»?
Эта песня отчетливо делится на 4 музыкальных фразы. Каждая фраза соответствует строфе стихотворения.
А песня «Уж и где же это видано» делится на 2 фразы:
Так же на 2 фразы делится «Зимняя песенка» А. Лепина, хотя по размерам она больше предыдущей песни:
В приведенных песнях каждая фраза заканчивается небольшой остановкой. Этой остановки в конце фразы может и не быть. Таковы 2-я и 3-я фразы песни «Пение птиц»:
Момент разделения музыкальных фраз называется цезурой. По своему значению цезуры в музыке близки к знакам препинания в словесной речи. Они отделяют музыкальные построения друг от друга и помогают яснее воспринимать музыку.
Цезура обозначается знаком V и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посередине фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватило на целую фразу.
В каждой музыкальной фразе есть так называемая вершина. Вершина фразы обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Для поющего очень важно в каждой музыкальной фразе найти вершину и исполнить фразу со стремлением к вершине, с некоторым усилением звучности к вершине и затем ослаблять звучность на безударных слогах. Это является одним из важнейших условий выразительного, художественного исполнения. Не может быть выразительного пения, если поющий невнимателен к слову, если он безразлично исполняет ударные слоги и в то же время у него «выскакивают» слоги безударные.
Разберем со стороны фразировки и ударений две песни.
1. Н. Леви. «Песня Маши».
Песня отчетливо делится на 2 фразы. Вершина каждой фразы падает на первую долю третьего
такта. Поэтому песню нужно исполнять со следующими оттенками:
2. П. Ступел. «Часы».
Эта песня также состоит из двух фраз. Вершина первой фразы падает на первую долю 4-го такта, а вершина второй фразы — на первую долю 3-го такта. В соответствии с этим песня должна исполняться следующим образом:
Таким образом, исполнение музыкальной фразы со стремлением к вершине, на одном дыхании, правильное исполнение ударных и безударных слогов — это важнейшие условия выразительного пения. Помимо этого, как указывалось выше, петь нужно всегда чисто, ритмично и красивым звуком. Если хотя бы одно из этих условий будет нарушено, пение не сможет быть выразительным.
ЗВУК – МОТИВ – ФРАЗА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ПЕРИОД.
В простой музыке распространена так называемая квадратная структура
Для простых размеров (2/4, 3/4) квадратный период будет иметь следующую структуру:
восьмитактовый квадратный период
Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):
Восьмитактовый квадратный период с затактом
Урок 12
Что мы видим в знакомой нам песенке: фразы неровные по количеству слогов и тактов! Сначала 1 такт + 1 такт, а потом широкая третья фраза 2 такта.
Получилось 1 + 1 + 2.
Так и назовём: суммирование. Оно всегда придает звучанию ощущение устойчивости, роста.
Задание: Проверьте на примере «Марша деревянных солдатиков».
Бывает иногда даже двойное суммирование.
Вспомним песенку И. Дунаевского «Капитан»:
«Улыбка» в мелодии становится всё шире и шире.
Есть интересные примеры суммирования и в поэзии:
Вспомним песню И. Дунаевского «Весёлый ветер»:
Здесь всё наоборот: за крупной фразой – ряд мелких 2 + 1 + 1. Как эхо звучит настойчивое обращение к ветру, мелодия дробится из-за повторения последних слов.
А вот интересный пример дробления в стихотворении В. Маяковского:
Поэт «укусил жару» повтором слов, еще добавил «плыла» ( почти «пылала»). Да, здесь дробление. В. Маяковский специально разделил таким образом строчки, чтобы видно было дробление и то, как суммирует и замыкает мысль последняя строка.
Так и назовём: дробление с замыканием.
Еще один пример стихотворения с делением фраз:
Урок 13
Развитие музыкальной темы
Музыкальная фраза – это относительно завершенная часть мелодии.
Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива:
1 мотив + 1 мотив = 1 фраза
Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.
В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем.
Музыкальная тема, излагаемая в начале произведения, занимает ведущее положение в музыкальном произведении. Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично.
Развитие темы приводит к кульминации(от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части.
Приемы развития музыкальной темы:
· Повторение— самый простой прием развития. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами (куплетная форма).
Ø М.И. Глинка романс «Сомнение»
Ø П.И. Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»
· Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема.
Ø П.И. Чайковский Симфония №4, финал.
Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.