Что такое музицирование в музыке
Музицирование
Смотреть что такое «Музицирование» в других словарях:
музицирование — МУЗИ ИРОВАТЬ, рую, руешь; несов. Играть на музыкальном инструменте, заниматься музыкой. Любит м. кто н. М. по вечерам. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
музицирование — сущ., кол во синонимов: 2 • занятие (46) • игра (318) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Музицирование — ср. 1. процесс действия по гл. музицировать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
музицирование — музиц ирование, я … Русский орфографический словарь
музицирование — см. музицировать; я; ср. Музици/рование в четыре руки. Выделить время для музицирования … Словарь многих выражений
Милан — (Milano, лат. Медиоланум, Mediolanum) город на С. Италии, адм. центр области Ломбардия и провинции Милан. Один из важнейших культурных центров Европы. 1725,7 тыс. жит. (1972). Первые сведения о муз. жизни города относятся к 4 в. и связаны … Музыкальная энциклопедия
Музыкальное образование — процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под М. о. нередко понимают и самую систему организации … Музыкальная энциклопедия
Берлин — (Berlin) столица ГДР, главный политический, экономич. научный и культурный центр страны. 1085 тыс. чел. (1970). Зап. часть Б. самостоят. политич. единица. 2128 тыс. чел. (1970). Первое документальное свидетельство муз. жизни Б.… … Музыкальная энциклопедия
Соединенных Штатов Америки музыка — Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музицирование как музыкально-творческая деятельность в мире детства
Музицирование – это общение музыкальными средствами
«Цветы, музыка и дети – составляют
лучшее украшение жизни»
Слово «музицирование» (нем. проис. заниматься музыкой) – исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала; в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах.
В современной музыкальной литературе музицирование как понятие существует, но официальным термином не является и как деятельность не учитывается, потому что под музицированием подразумевается определённая, не имеющая особого значения, форма проведения за роялем, в кругу друзей, в музицировании «для себя».
Однако на протяжении всей истории развития музыки, музицирование оценивалось как высшая форма музыкальной деятельности. На основе музицированияодные существовали народные музыкальные традиции, в среде интеллигенции – музыкальные салоны, домашнее музицирование и д. И. Стравинский предлагал обучать детей музыке вне условий традиционных форм классных уроков, а в характере музыкального салона, т. е. – музицирования.
Музицирование – это общение музыкальными средствами.
На каждом возрастном этапе музицирование проявляется так:
— до 9 месяцев – в форме привыкания к звукам;
— с 9 месяцев до 3 лет – в форме организации совместной деятельности ребёнка с родителем;
— с 3-7 лет – в форме игры с другими детьми и взрослыми;
— младший школьный возраст – в форме учебной деятельности, где учитель музицирует со школьниками;
— подростковый период – в форме коллективного музицирования.
Основным действием в музицировании выступает искусство импровизации.
«Элементарное музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодаи, Б. Бартока, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера, Ж. Далькроза. В основе их концепции лежит принцип коллективного музицирования. Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но и общих способностей. В то же время дети научаться свободно читать и петь по нотам, играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, но внутри её постепенно созревают основные музыкальные способности.
Творческое мышление – важный компонент в музыкальной деятельности.
Такая форма общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Игра на музыкальных инструментах открывает детям мир звуков, красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения, музыкально-ритмические движения. Знакомство с музыкальнымиинструментами должно происходить в игровой форме: «Волшебная дверка», «Чудо оркестр», «Инструментальная фантазия», «Я – музыкант»…
В дошкольном учреждении ребёнок знакомиться с миром музыки и важно, чтобы это процесс проходил радостно и интересно.
Фотоотчёт «Творческая деятельность детей к Международному Дню мира» Ежегодно 21 сентября вся мировая общественность отмечает Международный день мира. В 2001 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно.
Художественно-творческая деятельность по пластилинографии «Гроздья рябины» Дети моей группы любят лепить. С большим интересом создают простые формы. Меня давно занимают нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.
Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.
Проектная деятельность с детьми младшей группы «В мире животных» Проектная деятельность с детьми младшей группы «В мире животных» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.
Проектная деятельность «В мире профессий» с детьми младшей группы Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный.
Творческая деятельность детей по мотивам сказки «Три поросенка» В результате коллективной работы детей были созданы из бумаги, картона, коробок, бросового и природного материала персонажи и атрибуты.
Творческая деятельность по изготовлению «Кораблик» к Дню Защитника Отечества Творческая деятельность. «Кораблик» Готовим подарок к Дню Защитника Отечества. Чудесный праздник в феврале Страна моя встречает. Она защитников.
Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей
Наталья Чеснокова
Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей
Элементарное музицирование- это первозданный метод приобщения человека к музыке.
Программа написанная и апробированная Т. Э. Тютюнниковой (Кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, автор и ведущая международного Орф Шульверк — семинара «Учусь творить», заведующая кафедрой «Элементарного музицирования» МПГУ, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России.)
Сочетает в себе систематическое обучение и развитие музыкальности детей с творческимии игровыми подходами: «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». В своей деятельности очень часто обращаюсь к этой удивительной, замечательной программе. Просто, доступно, весело, детям очень нравиться, но самое главное эффективно.Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь». Посещая семинары Т. Э Тютюнниковой,я определила и поставила следующие задачи:
1. Выявить и обосновать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
2. Выявить основное направление развития творческих способностей дошкольников в процессе занятия музицированием.
3. Развить метроритмическое чувство, социально-коммуникативные качества, речь.
Для этого Не только посетила три семинара «Учусь творить», но и
изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме. «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнникова. Изучила влияние элементарного музицирования на развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья.
Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.
Автор методики считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.
Понятие «элементарное» должно пониматься в основном как музицирование простейшими элементами музыкального языка,такими как: мелодия, ритм, слово, движение.
Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Музыкальная основа методики: различные жанры детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка. На родительском клубе познакомила родителей с основными ключевыми направлениями этой программы. Сопровождение речевых упражнений и пение с одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты). Использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера. Исследовать различные варианты движения в процессе работы над метрической пульсацией.
Вывод: За период 2015-2017 учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы. У детей не иссекаемый интерес и желание играть, петь, танцевать, музицировать. Буду продолжать использовать в своей работе технологию «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой.
Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.
Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.
Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.
Элементарное музицирование в детском саду. Музыкально-ритмическая игра-импровизация «Веселые инструменты» Элементарное музицирование в детском саду. Важную роль, при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах, имеют дидактические.
Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114» (МБ ДОУ «Детский сад № 114») Моделирование как метод.
Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста» Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму.
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР. Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.
Музыка и музицирование
Музыка и музицирование
Музицирование – не дело состязания, а дело любви.
Вот лишь краткий отрывок из этого замечательного произведения.
«В бронзовой лампе вспыхнул розовый свет и залил весь угол. Пианино показало уютные белые зубы и партитуру «Фауста» там, где чёрные нотные закорючки идут густым чёрным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поёт:
Я за сестру тебя молю,
Сжалься, о, сжалься ты над ней!
Ты охрани её.
В этом отрывке привычное в семейном кругу Турбиных домашнее музицирование предстаёт как воплощение утраченного счастья и гармонии, унесённых вихрями грозной и страшной Гражданской войны. Всё, что связано с милыми сердцу домашними воспоминаниями, передаётся писателем через тёплые образы старых клавиш, страниц истрёпанного клавира оперы Ш. Гуно «Фауст», уютного света комнатной лампы.
Прослушивание
Шарль Гуно. Каватина Валентина (из оперы «Фауст»)
Прослушивание
Шарль Гуно. Куплеты Мефистотеля (из оперы «Фауст»)
Однако трагическое содержание этого произведения отступает на второй план перед реальной трагедией, внезапно вторгшейся в мирную жизнь и окутавшей её своей бесконечной вьюгой. Поэтому «Фауст» в «Белой гвардии» совсем не трагичен, он, напротив, представлен как бесконечно дорогая история семейных вечеров с друзьями дома, красивой музыкой и тёплым розовым светом.
Как бы ни менялось музыкальное окружение человека, к какой бы музыке ни влекли его жизненные обстоятельства и вкусы, тяготение к музицированию оставалось неизменным. Примечательно, что люди пели и играли на музыкальных инструментах независимо от наличия голоса или профессионального мастерства. Музицирование было своего рода отдушиной, оно не требовало напряжения сил, не вовлекало в состязательность, не отнимало веры в свои силы и возможности. Это было пространство полной личной свободы. Оно несло только успокоение и радость.
Аналогичным образом организуются небольшие «Комнатные» концерты в музеях-квартирах, связанных с жизнью крупных музыкантов. Домашний интерьер (как правило, уютно-старомодный) особенно настраивает на доверительно-эмоциональное восприятие, мало достижимое в пространных концертных помещениях.
Вопросы и задания:
Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Вера Головина
Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь».
Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа – стало девизом моей работы по формированию и развитию музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности. На основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о природной музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – это способности воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонировать, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эти способности проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления музыкальных способностей, подчеркивал музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия этих способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления от взрослых. Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.
Методика музыкального воспитания Карла Орфа очень популярна, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и, когда ты сам творишь музыку. А что может быть увлекательнее и прекраснее!
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования, как активизации работы души ребенка, заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным педагогом, это раннее выявление задатков и способностей у детей и дальнейшее их развитие. Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Как провести ребенка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать и слышать, понимать и чувствовать его красоту? Такие вопросы всегда стояли передо мной. Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования Карла Орфа. Известно, что суть методики Карла Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движение, пение, игру на музыкальных инструментах. Важно, как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.
Неразделимым единством в концепции Карла Орфа являются музыка и движение.Простейшие движения доступны малышам: шаг, бег, наклоны, повороты, кружение и другие. Они становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Повторяя их, ребенок начинает воспринимать музыку через движение. Музыка связывается с движением, пантомимой, театрализованной игрой.
Особое внимание в концепции Карла Орфа уделяется музицированию, аккомпанементом «звучащих жестов». «Звучащие жесты» – это игра со звуками своего тела – притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Цель этой деятельности – синтез музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной. Используя в работе этот важный элемент, я обнаружила, что у детей развивается ритмический слух, координация движений. Ребята с удовольствием «украшают» звучащими жестами знакомые песенки, используют их в импровизационных танцах. Стало традицией приветствовать друг друга на музыкальныхзанятиях импровизацией на слова: «Здравствуйте» или «Добрый день», прихлопывая или притопывая мелодию по слогам. А петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть – для детей так же естественно, как и просто играть.
Еще одной из удачных находок Карла Орфа, являются речевые игры и упражнения. Они развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Речевые игры являются эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Они важны, прежде всего, потому, что ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр звука, звуковысотный рисунок, динамика зучания. В этой связи меня заинтересовали разработки Т. Тютюнниковой «Уроки музыки: система обучения Карла Орфа». Решила использовать эти рекомендации на практике. Заметила, что поэтическое музицирование помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Детский фольклор (считалки, дразнилки, прыгалки, потешки, прибаутки, присказки) служит хорошей базой для развития творчества и импровизации
Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые,удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические, духовые, струнные (смычковые и щипковые). Интерес детей к инструментам неиссякаем, они хотят играть на них всегда, их привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.
Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:
На занятиях предлагаю детям несложные композиции, где я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Когда дети усвоят свои партитуры, то «дирижерами» становятся сами дети.
Очень интересны шумовые сопровождения к небольшим рассказам, стихам. Дошкольники озвучивают с помощью ритмической партитуры произведения композиторов-классиков («Итальянская полька» С. Рахманинова, «Полька Трик-трак» И. Штрауса, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта). Оркестровая музыкаявляется прекрасным материалом: палитра «взрослых» инструментов впитывает в себя звуки «детских».
Для целенаправленной и продуктивной деятельности мне были необходимы дополнительные знания. Взяла за основу рекомендации программы нового поколения «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, методического пособия «Игры со звуком» Т. А. Рокитянской. Составила перспективное планирование НОД по элементарному музицированию детей дошкольного возраста.
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей. И как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Игра на музыкальных инструментах по слуху – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе музицирования совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности способствует становлению и развитию волевых качеств, таких как усидчивость, выдержка, настойчивость, целеустремленность. В процессе импровизации развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В работе по элементарному музицированию использую авторскую программу Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методические пособия «Бим! Бам! Бом! Игры звуками», «Уроки музыки по системе обучения К. Орфа». Мне нравится в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие, возможность проявления музыкальных и творческих возможностей детей.
Еще мне импонирует принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает, что «Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку».
Система заданий,которые входят в эту программу позволяют:
поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке;
прививать навыки игры на музыкальных инструментах;
знакомить с произведениями детской классической, народной музыки на практике;
овладевать простейшими элементами музыкального языка;
формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность, свобода мышления;
развивать навыки общения и сотрудничества.
Основным направлением в моей работе является – привитие первоначальных навыков творческого ансамблевого музицирования на основе развитияимпровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов:
задачи Развивающие
задачи Воспитательные задачи
1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
Воспитывать любовь и интерес к творческому процессу.
2. Знакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. Развивать чувство ритма
3. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или динамическим звучанием (громче-тише) на музыкальном инструменте. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
5. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
Формировать навыки умения «вступить и закончить» аккомпанемент точно с соответствием текста.
6. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Детей старшей и подготовительной групп знакомлю с музыкальными инструментами симфонического, духового, народного и эстрадного оркестров. В небольшом городе непросто «вживую» предложить детям послушать богатство и красоту звучания инструментов, увидеть их разнообразие. Поэтому важно использовать те возможности,которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов,рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных. Классическая музыка оставляет яркий след в музыкальной памяти детей, обогащает ребенка и развивает. Но сложный для восприятия материал должен преподноситься в интересной и доступной ребенку форме. Дети лучше всего воспринимают информацию, если она предлагается в игровом варианте.
Для систематизации у детей знаний об инструментах симфонического и народного оркестров применяю музыкально-дидактические игры, которые на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и способствуют зрительной, слуховой активности, развивают музыкальную память и мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с музыкальными инструментами.
Используя не метод «научения», а самостоятельный поиск. Технология самостоятельного музицирования по слуху делает дошкольников активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Музыкально-творческая деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса.
Элементарное музицирование – это уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые обеспечивают как музыкальное, так и общее психическое развитие ребенка. Ребенок, слушая классическую, народную, современную музыку в исполнении разных инструментов, познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках.
Чтобы работать по этой теме, я разработала перспективный план по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с музыкальными инструментами симфонического, народного, духового оркестров, подготовила иллюстрации и раздаточный материал, конспекты НОД, музыкально-дидактические игры, упражнения, игры и физкультминутки по здоровьесберегающим технологиям. За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным группам (ударные, духовые, струнные и т. д., об использовании инструментов в разных оркестрах (симфоническом, народном, духовом и др.). В работе по теме моими помощниками и единомышленниками всегда были воспитатели и родители наших воспитанников.
Времени для музицирования на музыкальном занятии отводится очень мало. А детям очень нравится играть на детских музыкальных инструментах. Это одна из причин, по которой эта тема выбрана для моей кружковой деятельности.
Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:
• Музыкально-двигательные упражнения.
• Игры с инструментами К. Орфа.
1. Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
2. Пение. Воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора, дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками.
3. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Этапы работы над оркестром «Вальс-шутка»старшая группа:
1. Рассказывание сказки детям с музыкальными инструментами
2. Рассказывание сказки вместе с детьми на невидимых инструментах
[3. Рассказываем сказку в движении
Принципы,которыми я руководствуюсь в работе с детьми:
•Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.
•Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.
• Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих
Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста,несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать