Что такое когнитивное поведение
Когнитивное поведение
Смотреть что такое «Когнитивное поведение» в других словарях:
Когнитивное искажение — Когнитивные искажения это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах … Википедия
КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ — Включает в себя: самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку; составление контрактов; работу в системе правил пациента. Поведенческие правила позволяют… … Психотерапевтическая энциклопедия
Тренинг социальных навыков (social skills training) — Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным… … Психологическая энциклопедия
Сингх Шео Дан / Singh, Sheo Dan — (1932 1979). Сингх создал первую в Индии лабораторию по изучению приматов. Его главные интересы лежали в таких областях, как воздействие городских условий на социальное, эмоциональное и когнитивное поведение, и химия мозга макак резусов … Психологическая энциклопедия
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание). По мере того как новые поколения врачей… … Психотерапевтическая энциклопедия
Кросс-культурные учебные программы (cross-cultural training programs) — К. к. у. п. считают формальными попытками, нацеленными на подготовку людей к жизни и труду в условиях культуры, отличающейся от их собственной. В идеале такие программы организуются и проводятся профессиональными работниками, имеющими соотв.… … Психологическая энциклопедия
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Созданная Альфредом Адлером (Adler А.), И. п. явилась крупным шагом вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жизненного пути. Именно И. п. предвосхитила многие положения гуманистической психологии, экзистенциализма,… … Психотерапевтическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Пасынки и падчерицы (stepchildren) — Исслед. показывают, что вхождение отчима в не имевшую прежде отца семью оказывает положительное влияние на когнитивное и личностное развитие мальчиков; влияние же на когнитивное и личностное развитие девочек остаются практически неизученными. В… … Психологическая энциклопедия
ИИ — Искусственный интеллект (ИИ) (англ. Artificial intelligence, AI) это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. При этом… … Википедия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это одна из наиболее популярных форм психологической терапии, основанная на коррекции когнитивной и поведенческой сферы человека.
Главной мишенью этой формы психологической работы являются эмоциональные и поведенческие реакции человека, при которых страдают отношения с окружающими, качество его жизни, личностное, внутреннее благополучие. Основой когнитивно-поведенческой терапии выступает изменение эмоциональных реакций за счёт коррекции убеждений, мыслей и последующего изменения поведения.
КПТ является комплексной формой терапии, то есть она направлена на разные сферы жизни человека и имеет несколько составляющих, изначально существовавших как отдельные терапевтические подходы.
Когнитивная терапия
Основателем когнитивного подхода считают американского психотерапевта Аарона Бека, который предложил его для терапии эмоциональных расстройств. Существовавшие на тот момент способы терапии подразумевали, что причина расстройства кроется вне самого пациента, Бек же предложил искать эту причину внутри сознания.
Когнитивная составляющая основана на суждении о том, что психологические проблемы человека могут быть вызваны его собственными мыслями. Это могут быть нелогичные, нерациональные суждения и убеждения человека о чём-либо, стереотипы его мышления, которые приводят к невозможности решения проблемы или же к её усугублению.
В ходе когнитивной терапии клиент вырабатывает новые способы мышления, более подходящие к благоприятному разрешению ситуации. Человек в процессе терапии как бы переосмысливает собственное мышление. Благодаря формированию новых способов мышления меняется поведение клиента, в знакомых ситуациях он начинает действовать иначе, что способствует решению проблем, из которых раньше не находилось выхода.
В основе когнитивной терапии лежат когнитивные модели психических расстройств или модели ситуаций, поведение человека в которых носит неадаптивный или разрушающий характер. Работа психолога и клиента в ходе терапии состоит в вычленении суждений, составляющих фундамент модели поведения, и в проверке их эффективности с последующим поиском наиболее подходящих принципов жизнедеятельности. Важным и характерным для когнитивной терапии является также её содержание, а именно проблемы «здесь и сейчас», то есть в процессе работы с психологом человек решает то, что беспокоит его в настоящем, в отличие, например, от психоаналитического подхода, в котором основная работа связана с анализом детства человека.
Существует четыре основные задачи когнитивной психотерапии:
Поведенческая терапия
Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне.
В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения. А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом.
В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:
Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент.
В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми. В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения.
В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно.
Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум. Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению — когнитивно-поведенческой терапии.
КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.
Преимущества КПТ
Когнитивно-поведенческий подход в психологической терапии имеет ряд преимуществ:
При каких диагнозах показана когнитивно-поведенческая терапия
КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.
К ним относят тревожные расстройства, шизофрению, некоторые разновидности депрессии, расстройства приёма пищи, зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии, расстройства сна, асоциальное поведение и др.
Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия может быть применена при лечении хронических соматических или психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астма.
Примеры упражнений КПТ
Когнитивные техники делятся на несколько групп. Упражнения первой группы направлены на выявление негативных установок. Например, ведение дневника мыслей с их последующей оценкой. Упражнения второй группы направлены на оспаривание выделенных установок. Например, человек может составить список «за» и «против» какой-то конкретной установки.
Упражнения третьей группы направлены на коррекцию представлений. Например, методом повторения позитивной установки возможно ослабить влияние провоцирующего фактора и устранить дезадаптивный стереотип.
Упражнения четвертой группы направлены на повышение эффективности терапии, например, выявление скрытых мотивов деструктивного поведения.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Когнитивная психология
В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.
Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.
Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.
Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.
Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.
Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.
Когнитивные способности — термин с ускользающим смыслом. Умственные способности, мыслительные способности — сразу понятно и не вызывает вопросов. Это как «конгруэнтные» фигуры. Сразу не понятно. А это просто равные фигуры. Околонаучное умничанье.
Когнитивное поведение, или как мы ищем в интернете?
Когда маркетолог во время разработки очередной стратегии использует словесные ассоциации для установления связи между контентом, информационной архитектурой, оффером и поисковым запросом, то большинство слов выбирается из массива тематических «ключевиков». Это логично.
Однако мало кто обращает внимание на такой психологический феномен: каждое выбранное слово ассоциируется с определенным стилем когнитивного («познавательного») поведения потенциального посетителя вашего лендинга/сайта.
Знаете ли вы, что каждый пользователь интернета обладает своим собственным поисковым поведенческим паттерном? По-другому весь этот комплекс устойчивых характеристик того, как отдельные индивиды мыслят, ищут, воспринимают и запоминают информацию, предпочитают решать проблемы, называется когнитивным стилем.
Известно ли вам, как эти устоявшиеся стереотипы поведения влияют на то, как ваши потенциальные клиенты ищут маркетинговую информацию и совершают выбор оффера?
«Ключевики» обладают не только количественными, измеримыми характеристиками — количество определенных поисковых запросов по слову, вес ключевых слов и т. д. Любые слова — и keywords контекстной рекламы здесь не исключение — рисуют некий мысленный образ для одних людей, а вот для других не значат вообще ничего.
Пока что существует мало достоверных сведений о том, как когнитивные эффекты влияют на наши модели поиска информации в интернете. В январе 2104 года в «Journal of the Association for Information Science and Technology» были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными из Технологического университета Квинсленда (Queensland University of Technology, Брисбен, Австралия).
В статье «Моделирование поведения пользователей при поиске в интернете и когнитивные стили» (Modeling users’ web search behavior and their cognitive styles) утверждается, что люди ведут себя по-разному, когда дело доходит до категоризации, организации и представления информации, находящейся в Глобальной сети.
Исследователи привлекли к своему эксперименту 50 участников из Технологического университета Квинсленда, среди которых было 52% мужчин и 48% женщин, как студентов, так и сотрудников учебного заведения в возрасте 20 до 56.
Для начала они прошли специальный тест (Riding’s cognitive style analysis test) для определения их личной когнитивной поведенческой модели. Затем участникам было предложено выполнить 3 отдельные задания: практическое, исследовательское и абстрактное.
Предполагалось, что практическая задача будет наиболее простой, абстрактная — самой сложной.
Когнитивное поведение
По результатам аналитического теста Райдинга (Riding’s CSA Test) все люди классифицируются согласно 2 основным когнитивным аспектам, влияющим на то, как они получают знания и систематизируют информацию.
Холистически-Аналитический аспект (Wholist-Analytic, WA)
Холисты (англ. Wholists от греческого holos — целый, цельный) видят картину ситуации в целом, обладают возможностью сбалансировать и проанализировать информацию, формируя и структурируя ее для дальнейшего изучения и решения проблемы.
Аналитики (Analytics) подходят к ситуации как совокупности различных составляющих (частей), фокусируясь не более чем на двух аспектах этих частей за один когнитивный акт. Аналитики хороши для обнаружения сходства, выявления различия и преобразования информации к виду, наиболее подходящему для ее понимания широкой аудиторией.
Существует и промежуточный тип, сочетающий в себе характеристики и холистов, и аналитиков.
Вербально-Визуальный аспект (Verbal-Imagery, VI)
Вербалисты (Verbalizers) мыслят и воспринимают прочитанную, увиденную или услышанную информацию в словах или словесных ассоциациях. Они, как правило, имеют хорошую вербальную (словесную, лингвистическую) память, свободно владеют искусством точной формулировки мыслей и концепций.
Визуалисты (Imagers) думают зрительными образами. Эти люди хорошо пишут тексты и замечательно работают с визуальной, пространственной и графической информацией. Когда они читают или пишут, они создают и сохраняют в сознании визуальный образ получаемой информации и всех ассоциаций, связанных с ней.
Бимодальный тип (Bimodals) обладает характеристиками и вербалистов, и визуалистов.
Прежде чем приступить к рассмотрению основных тезисов статьи о когнитивном поведении интернет-пользователей, напомним вам, дорогие друзья, вот о чем: исследование австралийских ученых интересно не только с точки зрения изучения когнитивных стилей пользовательского поиска, но также имеет и практическую пользу при взгляде с другого ракурса — что именно за контент размещают на своих веб-ресурсах маркетологи, чтобы привлечь внимание целевой аудитории?
С учетом вышесказанного получается, что, например, выложив дополнительный визуальный контент — изображения товаров, инфографику, видео — вы апеллируете в основном к сегменту аудитории, обладающему одним определенным типом когнитивного поведения (визуалисты).
Тенденция к минимализму и сокращение текстового контента в пользу роскошных иллюстраций или даже параллакс-скроллинга не произведет нужного впечатления на тех ваших целевых пользователей, что нуждаются в словах, чтобы создать для себя мысленный образ оффера (вербалисты).
Холисты, аналитики, вербалисты и визуалисты: как они ищут в Сети?
Приступим к изложению основных положений статьи «Моделирование поведения пользователей при поиске в интернете и когнитивные стили».
Ожидаемый вывод — холисты, люди, рассматривающие идеи как законченное целое и лучше других структурирующие и анализирующие информацию, любят читать текстовый контент. И — сюрприз! — так же предпочитают поступать визуалисты. Они тщательно читают страницы выдач результатов поисковых запросов, равно как и скрупулезно изучают детальные описания офферов, прежде чем принять окончательное решение о закрытии сделки. Это может означать, что беспощадное сокращение текстов может болезненно отразиться на вашей конверсии.
Если вы твердо намерены быть лаконичным на своем лендинге/сайте, то внимательней отнеситесь к заполнению тега и составлению метаописания веб-страницы (Meta description).
Вербалисты, люди с прирожденным чувством слова, предпочтут просканировать результаты поиска, чтобы увидеть, содержат ли они необходимую информацию или нет.
Для вовлечения вербалистов в интеракцию следует использовать точные слова, удалить всю «воду» из контента, избавиться от маркетинговой терминологии и расплывчатых формулировок, непригодных для того, чтобы подтолкнуть пользователя к конверсионному действию.
Все участники теста более-менее послушно следовали навигационной структуре веб-ресурса, но менее всего этому поведенческому паттерну подчиняются вербалисты: их действия на странице носят спорадический характер, они нетерпеливы, их смущает сама перспектива сканировать лишнюю информацию в поисках «крупицы истины».
Исследование также показало, что существует 3 стратегии поиска информации: «сверху вниз», «снизу вверх» и смешанная.
Холисты, способные воспринимать информацию как единое целое, и «сканирующие» вербалисты предпочитают поисковую стратегию «сверху вниз». Другими словами, они начинают со общего, глобального поиска, а затем постепенно сужают его до конкретной информации.
За альтернативную стратегию «снизу вверх» высказались аналитики и визуалисты: они начинают поиск с достаточно большого количества ключевых слов в запросе, добавляя их все больше с каждой новой поисковой итерацией.
Примерно по этому принципу устроен и внутренний поиск Amazon: перекрестные ссылки между отдельными УТП применяются чаще, чем ссылки на товарные категории. Подобный подход очень помогает тем посетителям, которые ищут некий конкретный товар: чем больше поисковых терминов в запросе, тем быстрее и легче находится искомое.
К сожалению, подобная информационная архитектура используется достаточно редко.
Еще одним отслеживаемым в ходе 3 заданий эксперимента критерием поискового поведения был следующий: к каким стереотипным действиям, осуществляемым стандартными командами — «добавить» (Add), «удалить» (Remove), «заменить» (Replace) и «повторить» (Repeat) — чаще всего будут прибегать участники в соответствии с индивидуальным когнитивным стилем для изменения формулировки поискового запроса?
Итак, что все вышеизложенное значит для практического подбора ключевых слов?
Частота использования слова в поисковых запросах не обязательно означает, что это лучший возможный «ключевик» именно для вашего конкретного лендинга.
Возможно, что какое-то слово интенсивно используется просто потому, что оно широко известно, но это вовсе не означает, что оно точно опишет смысл вашего оффера и поможет пользователю найти то, что нужно ему.
Это ключевое слово популярно только потому, что никто не пытался подобрать лучший поисковый термин.
Разумеется, исследование, о котором мы рассказали в данном посте, отнюдь не внесло окончательную ясность в описание модели когнитивного поведения интернет-пользователей.
Взаимосвязь между поведением человека и поиском информации как научной дисциплиной остается одним из наименее изученных аспектов веб-дизайна и поискового маркетинга.
Постарайтесь изучить, как посетители используют ваши веб-ресурсы, и применяйте полученные выводы в маркетинговых стратегиях и дизайнерских концепциях.
Приспособьте ваш контент под различные когнитивные модели поведения пользователя.
Изучите когнитивные стили, присущие вашей целевой аудитории. Ваши конкуренты не делают этого — будьте лучше и умнее их.