Что такое муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Основными задачами муниципальной пожарной охраны являются:
— организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования, а также в муниципальных организациях, находящихся в его собственности, в том числе осуществление первичных мер пожарной безопасности;
— спасение людей и имущества при пожарах в городских и сельских поселениях на территории муниципального образования;
— организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями муниципальной пожарной охраны в городских и сельских поселениях муниципального образования, в том числе в муниципальных организациях;
— участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований в соответствии с планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Объем и полномочия муниципальной пожарной охраны по организации и осуществлению профилактики пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования определяются органом местного самоуправления в пределах ответственности в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления.
В систему муниципальной пожарной охраны входят:
— подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
— объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения АСР в муниципальных организациях.
Подразделения муниципальной пожарной охраны создаются в городских и сельских поселениях муниципального образования. При этом дислокация указанных подразделений на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 10 мин.
Численность личного состава подразделений муниципальной пожарной охраны определяется расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории муниципального образования с учетом его технико-экономического уровня развития и других особенностей по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается из расчета не менее одна единица личного состава муниципальной пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на каждые 900 человек населения.
Объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны создаются органом местного самоуправления на основе договоров с предприятиями и содержатся на долевых началах, за счет средств бюджета органа местного самоуправления и средств этих предприятий, а в случае необходимости также за счет средств других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Численность, техническая оснащенность и места дислокации указанных подразделений определяются договором на их создание.
Подразделения муниципальной пожарной охраны находятся в оперативном подчинении противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Руководители подразделений муниципальной пожарной охраны назначаются главами муниципальных образований по согласованию с противопожарной службой субъекта Российской Федерации.
Руководители объектовых подразделений муниципальной пожарной охраны назначаются руководителями организаций по согласованию с органами местного самоуправления.
Техническая оснащенность указанных подразделений определяется в соответствии с нормативами Государственной противопожарной службы.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности муниципальной пожарной охраны определяются положением о муниципальной пожарной охране, утверждаемым органом местного самоуправления в установленном порядке.
ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров ( см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ;
спасание людей и имущества при пожарах ( см. ПОЖАР);
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды :
Государственная противопожарная служба
Муниципальная пожарная охрана
Ведомственная пожарная охрана
Частная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана.
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОТИВОПОЖАРНУЮ СЛУЖБУ ВХОДЯТ:
Федеральная противопожарная служба;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, судебно-экспертные учреждения;
подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения);
подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населённых пунктах (территориальные подразделения);
подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы ) ;
Противопожарная служба субъектов РФ.
Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке [1].
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – вид пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципальных образований.
Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением д ля организации пожаротушения на своей территории имеют право на создание Муниципальной пожарной охраны [2].
Муниципальная пожарная охрана финансируется за счёт средств местных бюджетов, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности Муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления [1].
В действовавшем до 2003 года законодательстве одним из вопросов местного значения являлась организация Муниципальной пожарной охраны. Новый закон отнёс к категории вопросов местного значения лишь обеспечение первичных мер ПБ в населённом пункте муниципального образования.
Первая в России муниципальная пожарная часть была создана летом 2007 года на базе пожарного депо Ярославского судостроительного завода.
Создание Муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью местного самоуправления. Муниципальная пожарная охрана может создаваться лишь при наличии достаточных средств в местных бюджетах, что присуще крупным поселениям и городским округам, в которых, как правило, уже имеется Государственная противопожарная служба. Небольшие поселения зачастую являются дотационными и не в состоянии создать собственную Муниципальную пожарную охрану.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в обл. ПБ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и ж.-д. транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств [1].
К Частной пожарной охране следует относить и подразделения пожарной охраны, создаваемые юридическими лицами — хозяйствующими субъектами, основанными на праве частной собственности, которые защищают собственника без заключения договора. Относить такие формирования к ведомственной пожарной охране ошибочно.
Организационно-штатная структура, задачи, функции, организация работы Частной пожарной охраны, специализация и виды выполняемых работ, порядок привлечения сил и средств пожарной охраны, требования к личному составу и технике Частной пожарной охраны определяются Положением о частной Пожарной охране и Уставом организации.
В Российской Федерации деятельность по тушению пожаров требует наличия лицензии. Частная пожарная охрана вправе заниматься уставной деятельностью с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров до истечения срока её действия. Нормативы численности и технической оснащённости Частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно [4].
Участие в тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы и других видов ПО регламентируются специальными инструкциями и указаниями, соглашениями и договорами [1].
Выезд на тушение за пределы объекта возможен только при согласовании расписания выезда для населенного пункта руководителем защищаемой организации. В случае отказа от согласования, руководители частной пожарной охраны не несут никакой ответственности и не обязаны выезжать на возникающие вне обслуживаемых объектов пожары [4].
Пожарное добровольчество, будучи формой общественной взаимопомощи, получило распространение в России во 2-й половине XIX века. К 1890 в России насчитывалось около 60 пожарных обществ, которые на I съезде (июнь 1892) были объединены в Российское пожарное общество. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём» от 17 апреля 1918 придал борьбе с пожарами общегосударственное значение и стал законодательным актом для всей пожарной охраны, включая Добровольную пожарную охрану [6].
Подразделения Добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин (Добровольная пожарная дружина – ДПД, подразделение, не имеющее на вооружении выездной пожарной техники или мотопомп) или команд (Добровольная пожарная команда – ДПК, подразделение, имеющее на вооружении выездную пожарную технику и (или) мотопомпы). Те и другие могут быть территориальными или объектовыми.
Команды Добровольной пожарной охраны подразделяются на разряды:
Первый – с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчёта) в спец. здании (помещении);
Второй – с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остального состава дежурного караула (боевого расчёта) по месту работы (учёбы, жительства).
Создание и деятельность Добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:
1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;
2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной Добровольной пожарной охраны;
3) свободы в определении внутренней структуры добровольной Добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности Добровольной пожарной охраны;
4) гласности и общедоступности информации о деятельности Добровольной пожарной охраны;
5) готовности подразделений Добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;
6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].
Основными задачами Добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].
Наряду с подразделениями Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) добровольчество предусматривает участие граждан на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности проффесиональных подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.
Подразделения Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) в населённых пунктах создаются по инициативе граждан и (или) общественных объединений по согласованию с администрацией органа местного самоуправления, на предприятиях – решением их собственников (рук) [7].
Для личного состава Добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131 – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1 ст. 49.
Цечоев Х.И., Кочережникова А.О Гражданско-правовые основы регулирования деятельности частной пожарной охраны//Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2014.
Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987;
Савельев П. С. Пожарные добровольцы России. V. 1992;
Приказ МВД России от 2 апреля 2001 г. №390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных».
Виды пожарной охраны
Виды пожарной охраны:
· Государственная противопожарная служба
· муниципальная пожарная охрана
· ведомственная пожарная охрана
· частная пожарная охрана
· добровольная пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
— организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
— организация и осуществление государственного пожарного надзора;
— тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
— профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Cегодня на страже безопасности граждан республики находится 114 пожарных частей и 18 отдельных пожарных постов общей численностью 5772 человека.
Пожарная охрана
Само слово «охрана» означает сбережение в целости и сохранности. Это относится, например, к памятникам культуры, окружающей среде, видным деятелям… Но пожарная охрана вовсе не стремится беречь пожары. Ее функция сохранять все, кроме пожара.
Определение, задачи, классификация
Итак, пожарная охрана – это объединение организаций, подразделений, органов управления, направленные на борьбу с возгораниями. Основные ее задачи:
Согласно федеральному закону № 69-ФЗ пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба (ГПС) является частью МЧС России. Она подразделяется на федеральную ПС и ПС субъектов РФ.
Прежде, чем основательно разберем все виды, познакомимся с историей создания службы тушения огня.
История образования пожарной службы в России
Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.
Тушение пожаров на Руси
Царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «Тишайшим» за доброту и рассудительность, известен своими государственными реформами. 30 апреля 1649 года он подписал «Наказ о градском благочинии». И хотя до этого документа правители занимались защитой от пожаров, даже была создана первая команда для тушения огня, именно в нем появились первые очертания пожарной службы.
Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.
Федеральная противопожарная служба (ФПС)
Вся деятельность ФПС подчиняется Положению (Постановление правительства № 385 от 20.06.2005 года). Структура ФПС состоит из:
ПС субъектов Российской Федерации
В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.
Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:
По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:
Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.
Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:
Муниципальная ПО
Муниципальный вид ПО образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России.
Тем не менее, это тоже не означает полной независимости от государственной власти. Муниципальная ПО находится в оперативном подчинении пожарной службы МЧС России, которая привлекает ее к тушению огня. Кроме того, муниципальная ПО входит в состав гарнизона пожарной охраны (это определение означает совокупность, комплекс всех органов управления и подразделений пожарной службы, находящихся на определенной территории).
Финансирование деятельности этого вида ПО происходит соответственно из муниципального бюджета.
Ведомственная ПО
Согласно закону ведомственные ПО создают федеральные органы исполнительной власти РФ. Федеральные органы исполнительной власти – это министерства с подчиненными им службами, агентствами, надзорами. Ведомственная ПО не территориальное образование, она организуется в сфере, ограниченной определенной деятельностью.
Пожарная охрана на железнодорожном транспорте
Например, транспортные ПО. Они обеспечивают безопасность при эксплуатации железнодорожных, речных, морских, воздушных транспортных средств. Также существует ведомственная ПО Вооруженных Сил, которая обеспечивает безопасность военных объектов. Еще один вид – консульская и дипломатическая ПО, так как представительства за рубежом являются территорией России и работают в соответствии с российским законодательством.
Ведомственная ПО осуществляет свою деятельность на средства своего ведомства. Отдельные подразделения часто контролируют предприятия своей отрасли. Основные функции и задачи направлены на профилактику и тушение пожаров. Подразделения контролирую противопожарный режим и в случае выявленных нарушений имеют право остановить производственную деятельность до момента устранения замечаний.
Частная ПО
По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:
На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.
Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).
При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.
Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.
Добровольная ПО
Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:
Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:
Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.
Популярное пожелание пожарных
Заключение
В подразделениях ПО всегда существует много примет. Вещь, взятая из сгоревшего помещения, сгорит в другом доме. Нельзя сапоги чистить, голову мыть перед дежурством – иначе скоро испачкается. А самое популярное пожелание — «Сухих рукавов!». Если рукава остались сухие, то возгораний не было, люди не погибли, а имущество в целости и сохранности.