Что такое мозговой штурм определение в педагогике

Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего» предложения.

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

Рекомендации

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Определение прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач. Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом. Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было поранить. Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого?

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» учитель предлагает детям проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что рифмоваться между собой могут разные строки, что значение имеет ударение в соответствующих слогах.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Мозговой штурм для преподавателей

Главные принципы и этапы мозгового штурма

Мозговой штурм (brainstorming) — метод стимулирования творческой активности, при котором группа участников обменивается идеями и выбирает наиболее эффективный вариант решения задачи.

Автором метода является бывший исполнительный вице-президент и сооснователь рекламного агентства BBDO Алекс Ф. Осборн. Прежде чем попасть в рекламное агентство, Осборн освоил множество профессий, в том числе был учителем. Работая в агентстве, он заметил, что сотрудникам очень часто трудно придумать идею для рекламной кампании. Кроме того, он выявил, что существуют две группы работников: генераторы идей и мыслители (анализаторы). Генераторы постоянно предлагают самые невероятные способы решения проблем, но не умеют критически их оценивать. К анализаторам, наоборот, идеи приходят редко, но они понимают, реализуема она или нет. Пробуя разные методы активации творческого мышления сотрудников, Осборн создал собственный. Позже он написал несколько книг, в которых изложил основы мозгового штурма и его правила. В 1954 году для продвижения метода он основал фонд Creative Education Foundation.

Мозговой штурм проходит в несколько этапов. На первом этапе модератор (руководитель) формулирует проблему или главный вопрос, на который предстоит найти ответ. Второй этап заключается в предложении участниками максимального количества идей по решению проблемы. Третий этап состоит из автоматизации и отбора предложенных идей, выбора лучших.

Мозговой штурм широко используется в организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач, особенно там, где требуется постоянная коммуникация с людьми. Поэтому метод эффективен и для образовательной сферы. У преподавателя есть возможность использовать мозговой штурм двумя способами. Штурм с коллегами позволяет преподавателю найти новые способы донесения учебного материала, разобраться со сложным конфликтом или определиться с темой научной работы. Применение метода в студенческих коллективах помогает учащимся:

Источник

Что такое мозговой штурм и как он помогает найти гениальные решения

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике

Когда не получается найти решение проблемы, попробуйте применить мозговой штурм. Разбираемся, что это за метод, чем эффективен и как им пользоваться. Подробно опишем основные техники брейнсторминга. Перечислим правила, которых следует придерживаться для получения результата, и расскажем об основных ошибках.

Что такое мозговой штурм

Мозговой штурм — это метод решения задачи, при котором один или несколько участников генерируют максимальное количество идей, от простейших до абсурдных. Затем идет отбор лучших из них, доработка и реализация.

Основоположником метода брейнсторминга является Алекс Осборн. Он был совладельцем рекламного агентства BBDO и пытался повысить уровень креативности сотрудников. В 1940-х Осборн представил метод, с помощью которого можно расширить границы привычного мышления и создать оригинальную идею.

Иногда мозговым штурмом занимаются в одиночку, но, как правило, это происходит в группе. Сначала участники предлагают идеи, потом комиссия выносит оценки.

Преимущества и недостатки мозгового штурма

Хотя данный метод не лишен недостатков, его применение дает хорошие результаты при соблюдении правил. Можно выделить следующие плюсы.

Развитие творческого потенциала

В ходе брейнсторминга для креативности отсутствуют рамки, можно отпустить фантазию на волю и не бояться критики. В результате рождаются необычные, иногда прорывные идеи.

Синергия от совместной работы

Каждый участник смотрит на ситуацию с позиции своего опыта и компетенций. Разные взгляды на задачу позволяют решить ее наиболее эффективно, с учетом всех нюансов, на которые отдельный человек не обратит внимание.

Повышение сплоченности коллектива

Если добиться доброжелательной атмосферы во время мозгового штурма, все участники будут вовлечены в процесс, ощутят свою значимость для общего дела. Когда один сотрудник обозначает идею, а другие развивают ее, это улучшает взаимопонимание между ними.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеСплочение коллектива — один из бонусов мозгового штурма

Возможность проявить себя

Во время мозгового штурма каждый имеет право высказаться по теме, не опасаясь критики. Возможно, скромный тихоня вынашивает гениальную идею, которая выведет компанию на новый уровень. Но даже если никто не предложит ничего экстраординарного, брейнсторминг поможет зажатым сотрудникам стать увереннее в себе.

Переходим к минусам.

Отсутствие управления мышлением

Зачастую наблюдается ситуация, когда участники постепенно развивают хорошую идею, способную стать решением проблемы. Но тут кто-нибудь озвучивает новое предложение и сбивает общий ход мысли. Нет никаких инструментов, чтобы придерживаться определенной траектории.

Психологические блоки

В группах для брейнсторминга люди нередко малознакомы или не поддерживают общение. Свободно высказываться в таких условиях довольно сложно. Присутствует недоверие, боязнь критики после штурма, опасение, что остальные не поймут идею и сочтут автора чудаком.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеНа успех мозгового штурма влияют отношения внутри команды

Когнитивные помехи

При работе в группе участникам приходится одновременно концентрироваться на идее говорящего в данный момент, обдумывать свои мысли и стараться не забыть уже высказанные предложения. Естественно, что эффективность страдает.

Социальная лень

Научное название этого явления — эффект Рингельмана. Заключается он в том, что при росте численности группы личная производительность ее членов падает. Размывается чувство ответственности, проявляется ревность, зависть, стеснение и так далее. Но с этим можно бороться, если соблюдать определенные условия — о них речь ниже.

Бесплатная CRM для маркетинга и продаж

Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.

Правила эффективного брейнсторминга

Чтобы мозговой штурм принес результаты, требуется выполнять ряд правил.

Подготовка

Предупредите участников за два-три дня, чтобы у них была возможность обдумать задачу и прийти с минимальным набором идей. Подготовьте помещение и все необходимое для брейнсторминга, создайте комфортные условия.

Достаточное количество участников

В идеале пять-семь человек с неодинаковыми профессиями либо универсалов, способных смотреть на вопрос под разными углами. Например, на собрание инженеров можно пригласить дизайнера и маркетолога, чтобы привнести свежие идеи. Больше десяти участников одновременно — перебор.

Выбор ведущего

Необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в посторонние темы и соблюдались правила, а также фиксировать все идеи. Иногда для этого приглашают специалистов со стороны, которые не имеют внутреннего интереса и предубеждений. Чаще функции ведущего выполняет сотрудник компании, в таком случае обучите его заранее.

Знакомство участников

Если не все знакомы, представьте людей друг другу.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеВсе участники брейнсторминга должны быть знакомы

Уточнение задачи

Подробно опишите задачу, которую необходимо решить, зафиксируйте ее письменно. Убедитесь, что все правильно понимают цель, ради которой вы собрались.

Время на размышления

Определите продолжительность мозгового штурма — от часа до двух-трех, больше не нужно, иначе все устанут, и продуктивность упадет. Дайте присутствующим собраться с мыслями в самом начале и не торопите при обдумывании идей.

Записи

Фиксируйте все предложения на доске или офисном мольберте. Хорошо, если кроме ведущего каждый будет делать записи у себя. В таком случае вы точно ничего не упустите.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеВо время мозгового штурма записывайте все идеи

Отсутствие критики

На этапе генерации идей негативные оценки запрещены. Даже если предложение кажется нелепым и бессмысленным, не отметайте его. Порой самые странные идеи превращаются в гениальные решения. Мозговой штурм про выход за рамки привычного, помните об этом.

Максимум идей

Пусть участники не стесняются и озвучивают все мысли по теме, даже сыроватые по их мнению. Остальные подхватят и доведут до ума, если идея стоящая.

Этапы мозгового штурма

Брейнсторминг включает несколько этапов, каждый из которых важно выполнить в полной мере.

Подготовка и постановка темы

Обозначьте тему мозгового штурма, отберите подходящих людей и распределите роли. Убедитесь, что команда четко понимает поставленную задачу. Чтобы получить ответ, нужно задать правильный вопрос. Перефразируйте предмет обсуждения следующим образом: с «Как бы мы могли получать больше качественных лидов?» на «Как мы можем улучшить наш сервис, чтобы выделиться среди конкурентов?». Сообщите правила.

Обеспечьте приятную обстановку: светлое просторное помещение, комфортная температура, удобные стулья, наличие воды, отсутствие духоты и неприятных запахов. Подготовьте все необходимые материалы: доска, маркеры, стикеры и то, что посчитаете нужным добавить.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеПроводите брейнсторминг в уютной обстановке

Познакомьте между собой тех участников, которые видят друг друга впервые. Постарайтесь создать в меру неформальную атмосферу, чтобы все расслабились.

Разминка

Этот этап нередко пропускают как несущественный, но разминка помогает настроиться перед основной работой. Используйте игры и упражнения на развитие творческого мышления, попробуйте «взять штурмом» менее масштабную задачу.

Генерация идей

Основной этап — непосредственно мозговой штурм. Пусть каждый участник выложит все идеи, который уже появились в голове. Обычно это то, что лежит на поверхности, и избавившись от банальностей, можно приступать к настоящему креативу. К тому же не зря говорят: все гениальное просто. Вдруг вы найдете решение проблемы в очевидной мысли?

Если простые идеи не устроили, переходите к более творческим. Посмотрите на проблему с совершенно неожиданного угла. Представьте, что вы переместились во времени или оказались в другой стране — как вы справитесь в этом случае? Что бы вы сделали, имея неограниченный бюджет? Как будете действовать, если какой-то закон физики перестанет работать?

Систематизация

Скорее всего, вы получите много идей, удачных и не очень. Чтобы удобнее ориентироваться в этой массе и комбинировать разные предложения, сначала разбейте их на группы. Например, при поиске дизайнерского решения для сайта можно выделять задумки, подходящие под различные стили. Для замыслов, которые не вписываются ни в одну из категорий, сделайте колонку «Разное».

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеСистематизируйте идеи, полученные в ходе мозгового штурма

Отбор и оценка

Как правило, для оценки формируется отдельная группа людей. Они решают, что из предложенного можно доработать и реализовать. Комиссия проводит анализ и доводит идею до результата, который всех устраивает.

Действия

Это скорее «после штурменный» этап. Вы отобрали идеи для реализации, теперь нужно решить: какой шаг следующий, кто ответственный, когда приступать и прочие насущные вопросы.

Техники брейнсторминга

В зависимости от ситуации и условий можно использовать разные техники мозгового штурма. Разберем самые известные.

Процедура Шаретт

В правилах мы указывали, что оптимальная численность группы для мозгового штурма — пять-семь человек, больше десяти не рекомендуется. Но если участников 15-25, и нужно учитывать мнение каждого, используйте процедуру Шаретт для эффективной организации труда. Когда планируется обсуждение двух и более тем, эта техника тоже подходит.

Поделите присутствующих на группы, в каждой назначьте ведущего. Если тем несколько, группы выбирают по одной для себя. Установите временной интервал для обсуждения — обычно короткий, минут десять. Можно начинать мозговой штурм.

Когда время вышло, результаты группы номер один получает вторая группа, а ее записи передаются третьей, и так до тех пор, пока круг не замкнется. Когда идею одного автора переосмысливает другой, могут возникнуть неожиданные творческие решения.

После этого каждая группа определяет самые достойные по их мнению идеи. Затем записи передают ведущему, который подводит итоги этапа. Далее начинается совместное обсуждение. На первом плане идеи-фавориты. Если их разбор не принес желаемых результатов, тогда переходят к оставшимся предложениям.

Обратный мозговой штурм

У вас есть задача. Подойдите к ней с противоположной стороны. Задайте команде вопросы: как создать проблему или ухудшить ситуацию? Как добиться эффекта, обратного желаемому? Мозговой штурм на такие темы должен пройти продуктивно, ведь ломать легче, чем строить.

Посмотрите на итоги брейнсторминга. Возможно, решение уже перед вами. По крайней мере, вы получили список пунктов «как делать не надо» и поупражнялись в креативности. Если результаты не устраивают, можно воспринимать это как разминку и переходить к другим техникам.

Мини-штурм

Создает нужный настрой перед «основным броском», но и в процессе мини-штурма возможно найти решение.

Каждый участник получает карточку и записывает максимум идей, которые приходят в голову. Заранее определите время сессии, чтобы процесс не затянулся.

Ведущий собирает карточки и размещает на доске. После анализа и систематизации команда пробует комбинировать идеи.

Затем каждый участник получает еще одну карточку и задание: на основе комбинированной идеи создать новую задумку. Ведущий размещает на доске эти карточки, а старые убирает. Начинается анонимное голосование за лучшие идеи.

После этого участники разделяются на группы по три-четыре человека и обдумывают план SMART-действий. В этой модели «S» означает Specific, «M» — Measurable, «A» — Achievable, «R» — Relevant, «T» — Time bound. То есть действия для реализации цели должны быть:

Затем идет презентация результатов всей команде и обсуждение. Если требуется выбрать одну идею, проводится итоговое анонимное голосование.

Техника рыбьей кости

Здесь используется диаграмма Исикавы, чаще называемая диаграммой «рыбьей кости». Это инструмент для причинно-следственного анализа, который применяется в самых разных сферах. Впервые был опробован для улучшения качества производственных процессов в автопроме Японии.

Сформулируйте проблему на доске. Участники мозгового штурма выделяют факторы, которые формируют эту проблему: техника, поставщики, новинка конкурентов и так далее. Изобразите их крупными линиями — «костями».

Для каждого названного фактора команда определяет свои подпричины. Они фиксируются на доске в виде тонких линий, отходящих от основных. Таким образом, получается как бы рыбный скелет, отображающий причинно-следственную связь.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогикеТак выглядит диаграмма Исикавы в мозговом штурме. Источник

Теперь можно детально обсудить все факторы, увидеть слабые места и определиться с решением.

Техника Post-Up

Каждый участник получает стикеры, на каждом из которых можно зафиксировать только одну идею. Авторы поочередно прикрепляют их на доску и зачитывают вслух. Если после прослушивания чужих предложений у кого-то появилась новая идея, нужно тоже поместить ее на доску.

В результате перед вами много идей — мешайте их, объединяйте и получайте нестандартные решения.

Техника NUF

NUF — это техника рационального креатива для проверки идей по трем параметрам. Если предложение содержит элементы новизны, способно решить проблему, применимо на практике с технической точки зрения, тогда проверка пройдена.

Дайте каждой идее оценку по десятибалльной шкале по этим параметрам: новая, полезная и пригодная для использования.

Частые ошибки метода мозгового штурма

Чтобы брейнсторминг не разочаровал вас и остальных участников, не допускайте следующие ошибки.

Отсутствие конкретной темы

Важно, чтобы все присутствующие четко понимали цель, ради которой они собрались. Сформулируйте ее максимально точно.

Отклонения от темы

Если ведущий понимает, что обсуждение уходит не в ту сторону, нужно напомнить тему и озвучить вопросы, которые требуют ответов.

Неподходящий ведущий

Этот человек должен уметь занимать позицию наблюдателя-секретаря и при этом обладать навыками организатора. Выбирайте того, кто будет непредвзят к участникам и их идеям.

Некомфортные условия

Для продуктивного брейнсторминга необходима соответствующая обстановка — в правилах уже говорилось об этом.

Большое количество участников

Чтобы не сработал эффект социальной лени, не собирайте большие группы. Если участников много, используйте процедуру Шаретт.

Наличие критики

Во время мозгового штурма критика запрещена, но она может выражаться неявно, в виде скептической улыбки, смешков и разных жестов. Объясните всем на этапе подготовки, что такие проявления тоже недопустимы.

Порядок выступлений

Если на собрании присутствуют люди разного профессионального масштаба — например, главный дизайнер, другие дизайнеры и стажер, — пусть они высказываются в порядке возрастания статуса. В противном случае может наблюдаться психологический эффект согласия с начальством.

Паузы

В идеале мозговой штурм это непрерывная генерация идей. Но если вы решили устроить масштабное мероприятие на 3 часа, то пара коротких передышек допускается. Больше не рекомендуется.

Однотипность членов команды

Желательно собрать людей с разными взглядами, чтобы получить разное видение ситуации. Участники смогут дополнять идеи друг друга, и шансы найти верное решение возрастут.

Неверный настрой

Если сотрудники полны скептицизма, не в меру консервативны и серьезны, вряд ли получится что-то дельное. Наличие прямых конкурентов среди присутствующих тоже мешает созданию атмосферы творчества. Постарайтесь донести посыл: сейчас все заодно, нужно расслабиться и подумать о том, как помочь общему делу.

Заключение

Мозговой штурм — эффективный метод решения разнообразных задач, как в работе, так и в личных делах. Он не лишен недостатков, но при соблюдении ряда правил вы получите пул крутых идей, которые помогут разобраться с проблемой.

А если вам нужны решения по автоматизации бизнеса и повышению конверсии, воспользуйтесь сервисом SendPulse. В удобном конструкторе создавайте email рассылки, запускайте чат-ботов в Telegram, WhatsApp, Facebook Messenger и ВКонтакте.

В SendPulse можно легко и быстро сделать лендинг, мультиссылку Instagram или интернет-магазин. Для автоматизации продаж и общения с клиентами доступна бесплатная CRM-система. В SendPulse также есть инструменты для настройки пуш-уведомлений в браузере и рассылок по SMS и в мессенджерах. В общем, широкий функционал для продвижения бизнеса, который закрывает много потребностей на одной платформе.

Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Смотреть картинку Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Картинка про Что такое мозговой штурм определение в педагогике. Фото Что такое мозговой штурм определение в педагогике

Копирайтер с опытом работы маркетологом. Изучаю новое в маркетинге, делюсь информацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *