Что такое мотор сич
Мотор Сич ПАО
Запорожское ПАО «Мотор Сич» (ранее – производственное объединение «Моторобудівник») – одно из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок.
Мотор Сич поставляет продукцию в более чем 100 стран мира. За три квартала 2020 Мотор Сич получила 7,68 млрд гривень дохода и 930 млн гривень чистой прибыли против 532 млн гривень убытка за аналогичный период 2019 года. По состоянию на ноябрь 2020 года на Мотор Сичи работает 19 304 сотрудников.
В состав Мотор Сич входят следующие структурные единицы, расположенные на территории Украины:
– Запорожский моторостроительный завод;
– Запорожский машиностроительный завод им.В.И.Омельченко;
– Снежнянский машиностроительный завод;
– Волочиский машиностроительный завод;
– Лубенский станкостроительный завод;
В 2011 году Мотор Сич приобрело в Беларуси Оршанский авиаремонтный завод.
Также Мотор Сич располагает сетью фирменных магазинов и секций в торговых центрах, сетью центров сервисного обслуживания бензопил и сепараторов собственного производства.
– авиационные двигатели (турбовинтовые, турбореактивные двухконтурные, турбовинтовентиляторные, турбовальные);
– промышленные установки (ветроэлектростанция «Мотор Сич ВЭС-3-175/5-48», газотурбинные приводы, газотурбинные электростанции);
– промышленная продукция и товары народного потребления (двигатели внутреннего сгорания и комплектующие к ним, агротехника, лодки, катера и силовые установки, пилы бензиномоторные и электромоторные, сепараторы, техника для коммунального хозяйства, техника для автолюбителей, товары для дома, промышленное оборудование, продукция медицинского назначения, замки, стройматериалы).
Собственность. В 1995 году предприятие преобразовано в открытое Акционерное общество Мотор Сич. Уставный капитал общества составлял 280 528 650 грн. Выпущено 2 077 990 простых именных акций номиналом 135 грн. (вторая эмиссия). Первый выпуск акций аннулирован.
В июле 2017 Мотор Сич и компания Skyrizon в китайском Чунцине должны были учредить совместное предприятие и построить завод по производству двигателей и газотурбинных установок. Но уже в сентябре 2017 выяснилось, что договоренности были значительно шире. Китайская компания через ряд фирм стала крупным акционером Мотор Сичи. В апреле 2018 СБУ провела ряд обысков, после чего по ходатайству ведомства суд наложил арест на 56% акций. Дело открыли по статьям «диверсия» и «подготовка к преступлению» – речь шла о возможном выводе технологий и ослабление обороноспособности Украины. В декабре 2019 года Богуслаев объяснил привлечения китайского инвестора попыткой избежать краха предприятия. Согласно госреестра, на третий квартал 2020 года более 72% акций Мотор Сичи совокупно владеют семь малоизвестных компаний, 5% оформлены лично на гражданина КНР Он Синьлея. Антимонопольный комитет, куда обратилась Skyryzon, чтобы официально выкупить все акции у родственных компаний, не дал разрешения.
В августе 2020 года компания DCH Александра Ярославского решила присоединиться к китайскому инвестору, чтобы помочь получить акции Мотор Сичи. Дочерняя компания Skyrizon – Beijing Xinwei Technology Group Skyrizon – и DCH Ярославского подали четыре совместных заявления в Антимонопольный комитет для получения контроля над предприятием. Комитет отказал.
28 января 2021 Украина ввела персональные санкции против китайского инвестора Мотор Сич – Ван Цзина и ряда связанных компаний. Через день Владимир Зеленский подписал указ о расширении санкций: к Ван Цзин к санкционному списоку присоединились еще два представителя Skyrizon – Ду Тао и Чен Хойшень – и ряд компаний.
29 января 2021 появился обновленный и расширенный судебный запрет. Суд наложил очередной арест на акции, которые вероятно принадлежат китайским инвесторам, и фактически запретил кому-либо какие-либо операции с реестром акционеров и акциями Мотор Сичи.
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Национализация «Мотор Сич». Как Украина стала подрядчиком российского ВПК
Это указ о национализации запорожского авиамоторостроительного завода «Мотор Сич». Удивительно, но, получив 100% акций «Мотора», украинское государство стало подрядчиком российского ВПК.
Схема на миллиард
Предприятие — одно из градообразующих, порядка 20 тысяч его сотрудников, а точнее их зарплаты, кое-как обеспечивают жизнь крупнейшего в городе Шевченковского микрорайона, где территориально и находится завод. Основные заказы шли, естественно, от российской оборонки, но после майдана и начала событий на Донбассе правительство Порошенко закрыло возможность прямого сотрудничества с РФ. Это привело к большим убыткам и поиску руководством «Мотора» новых рынков и инвесторов.
Теперь, после мартовского решения СНБО и указа Зеленского, 100% акций «Мотора» перешли в собственность государства. И тут возникает несколько моментов. Во-первых, приняв такое решение, украинское государство забирает (в обыденной жизни это называется кражей) деньги и акции у добросовестного иностранного инвестора, к тому же представляющего крупнейшего торгового партнера Украины — Китай. И китайские бизнесмены не оставили эту кражу — они уже обратились в международные судебные инстанции с иском на сумму более 3,5 млрд долларов, сумму, в которую они оценивают нанесенный им ущерб. И скорее всего дело это они выиграют, только вот денег у Украины в ее нынешнем состоянии таких нет. Во-вторых, украинское государство обокрало и миноритарных собственников предприятия, своих собственных граждан, которым принадлежит 20 процентов акций предприятия «Мотор Сич». В-третьих, с помощью СБУ государство сохранило у руля предприятия еще недавно называемого им «сепаратистом» и «агентом Кремля» Богуслаева — надо же кому-то расхлебывать заваренную властью кашу — и производственную, и финансовую.
Но главный парадокс в другом. «Мотор Сич» продолжает владеть рядом активов, в т.ч. иностранных, которые «красному директору» Богуслаеву создавали репутацию защитника интересов русских на Украине и населения Юго-Востока Украины в целом. Теперь эти активы, обеспечивающие налогами и рабочими местами не только «страну-агрессор», но, возможно, и «террористов» из ДНР, принадлежат… украинскому государству. И вот что делать с этой частью активов «Мотор Сич», ставшего из частных предприятий государственным, вообще не понятно.
Военные госзаказы РФ для украинских госкомпаний
Речь идет, например, о Снежнянском машиностроительном заводе, специализирующемся на выпуске лопаток для авиадвигателей и дисков газотурбинных двигателей, который находится прямо в ДНР. Весь 2014 год (а то и 2015-й) туда отправлялись деньги для выплаты зарплат работникам, а оттуда шла продукция в Запорожье. После скандала и заведения уголовных дел по финансированию терроризма, завод обозвали неким «обособленным подразделением», и на этом все затихло. А в декабре 2017 года на сайте «Мотор Сич» было опубликовано сообщение, что контроль над заводом в Снежном потерян. Однако чуть позже сам Богуслаев сообщил украинским СМИ нечто очень странное:
«Собственность осталась у нас. Это управление, это не собственность. Мы не можем там работать по законам Украины, и мы наняли компанию, которая управляет нашим заводом. Но завод находится в полном подчинении, под полным контролем предприятия «Мотор Сич». Продукцию мы покупаем, но не через «границу» — наше правительство нам запрещает развиваться, поэтому будем покупать продукцию Снежнянского завода в другой стране».
Еще один актив «Мотор Сич» с интересной историей — совместное научно-производственное предприятие «Юпитер», расположенное в Запорожье по тому же адресу, по которому и сам авиамоторостроительный завод. Занимается «Юпитер», по официальным данным, исследованием и разработкой, а также производством воздушных и космических летательных аппаратов, а также торговой деятельностью. Совместность фирмы заключается в том, что она основана ПАТ «Мотор Сич» и ЗАО «Двигатели «Владимир Климов — «Мотор Сич»» (Москва, ул. Новопесчаная, 14). Московское предприятие является конечным бенефициарным собственником «Юпитера».
При этом 40% ЗАО «Двигатели «Владимир Климов — «Мотор Сич»» («ВК-МС») принадлежат ПАО «Мотор Сич», а 60% — Петру Кононенко. Это экс-член набсовета «Мотора» и вместе с Богуслаевым совладелец ООО «Мотор Форс» и ООО «Жекон» в Запорожье. Одновременно Петр Кононенко является генеральным директором ООО «Борисфен-Авиа» (под украинскими санкциями), которая зарегистрирована в Москве по тому же адресу, что и «ВК-МС». Как написано на сайте «Борисфена», компания «выполняет поставки на территории Российской Федерации промышленных газотурбинных установок наземного применения разработки АО «Мотор Сич», а также запасных частей и агрегатов к ним». Кроме того, «Борисфен» регулярно участвует в московской Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia, сотрудничает с Росавиацией и Минпромторгом РФ, получая госзаказы. У фирмы даже есть российская лицензия на разработку, производство и техобслуживание вооружений и военной техники, то есть полный набор «пособника страны-агрессора».
Для правительства Украины это не секрет, иначе предприятие не было бы под санкциями еще с порошенковских времен. Но этого мало — ведь имеющий непосредственное отношение к директору санкционного «Борисфена» «ВК-МС» примерно на четверть находится в непосредственной собственности «Мотора», а остальная часть принадлежит ООО «Международный центр ОДК», который сам на 51% принадлежит ПАО «Мотор Сич», т.е. теперь украинскому государству.
ЗАО «ВК-МС» на своем сайте сообщает, что является «совместным предприятием АО «Мотор Сич» и АО «Климов» на территории Российской Федерации», а основной вид деятельности предприятия — ремонт двигателей, которые используются в т.ч. в российских ударных вертолетах. Также мы узнаем, что «для выполнения работ по ремонту ЗАО «ВК-МС» имеет в своем штате достаточное количество высокопрофессиональных технических специалистов, прошедших обучение на базе АО «Мотор Сич»».
Председателем совета директоров с 23 марта украинской государственной компании является генерал-полковник и лауреат Государственной премии РФ Анатолий Ситнов — в 1990-х начальник вооружения Министерства обороны РФ, в 2000-х — заместитель председателя Комиссии по оборонно-промышленному комплексу при Совете Российского союза промышленников и предпринимателей.
Россия снова спасет?
Ладно бы «Мотор» принадлежал Богуслаеву, который, согласно украинским медиа, «ватник» и «сепар». Тогда можно было бы требовать от СБУ разобраться. Ладно бы китайцы взяли завод под свое управление — тоже можно было бы кричать о происках внешних врагов. Но ведь выходит иначе.
По требованию американцев Зеленский отрезает китайцам доступ к технологиям «Мотора», но делает это прямо-таки небанальным способом. У «красного директора» остаются и деньги от продажи акций, и контроль над предприятием, который ему позволяет сохранить СБУ. Также пока остаются и схемы, которые худо-бедно, но позволяют зарабатывать деньги на российском ВПК. Это похоже на попытку хоть как-то сохранить доходы завода в ситуации, когда сотрудничать с Китаем запретили из-за океана. Очевидно, что без Богуслаева и его многолетних российских связей ничего сохранить не выйдет. Человек, против которого еще буквально пару лет назад пачками заводили уголовные дела, связанные с нацбезопасностью, сегодня оказался нужен государству. А вчера еще, казалось бы, недружественное государство сегодня оказалось нужным ему.
«Группа лоббистов, преследующих свои личные цели, обманывает представителей власти, чтобы подтолкнуть Украину к национализации «Мотор Сич»», — некоторое время назад прокомментировал ситуацию экс-вице-премьер Павел Розенко.
Похоже, что, говоря про лоббистов, Розенко не ошибся, но вот про «обманывают представителей власти»… Не рады ли они сами так обманываться, одновременно совершенно цинично водя за нос собственное население и отправляя солдат в Донбасс убивать и умирать? А ведь разрывать экономические связи с Россией (до сих пор 3-м крупнейшим торговым партнером Украины) по-серьезному никто, похоже, не собирается.
Как бы там ни было, на 8-м году «российско-украинской войны» Украина стала собственником целого ряда компаний, обслуживающих российский ВПК. Из этого следует, что на очередном заседании СНБО должен наложить санкции сам на себя, а СБУ — завести сама на себя уголовное дело за госизмену, как десятками заводит дела против журналистов, блогеров и пенсионеров.
Кому Вячеслав Богуслаев продал «Мотор Сич» и военные технологии, и что в это время делали антимонопольщики
Письмо китайскому султану
Украинское авиастроительное предприятие «Мотор Сич» получило свое название от места расположения – вблизи днепровских порогов, где когда-то были казачьи укрепленные поселения (Сiч), а теперь стоит город Запорожье. Там с 1916 года разрабатывали и выпускали газотурбинные установки, двигатели для самолетов и вертолетов. В советские годы «Мотор Сич» превратился в гиганта военно-промышленного комплекса. По состоянию на 2010 год предприятие производило и сопровождало в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётов и вертолётов, в том числе для российских Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28.
Запорожская моторная сечь
В структуру холдинга входили семь заводов по всей Украине, авиакомпания, здравницы и прочие вспомогательные подразделения. Доля продукции «Мотор Сич» на российском рынке в 2009 году составляла 50%, но постепенно стала снижаться.
В 1988 году объединение «Мотор Сич» возглавил Вячеслав Богуслаев (родился в 1938 году), под руководством которого оно вскоре было акционировано, а сам он оказался владельцем значительного пакета акций. Богуслаев неоднократно избирался депутатом Верховной рады Украины, в 2000 году удостоен звания героя Украины, с 2013 года он — почётный президент ПАО «Мотор Сич».
По украинской официальной базе данных можно проследить движение акций теперь уже публичного акционерного общества (ПАО). В конце 2012 года крупными держателями являются некое украинское физлицо (15%), The Bаnk of New York Mellon, US (10,5%), и панамское акционерное общество BUSINESS HOUSE HELENA, АG (17,3%).
В четверном квартале 2017 года среди держателей акций появилось единственное физической лицо – китаец Ван Синьли, владеющий чуть более чем 5%.
По состоянию на 1 апреля текущего года все тот же крупнейший пакет по-прежнему принадлежит панамской HELELA. 9,3% – ее запорожской тезке, ТД «Елена». Здесь уместно сообщить, что жену Вячеслава Богуслаева зовут Елена Серафимовна. Среди других мелких акционеров – компании из Белиза, Виргинских Британских островов, Кипра.
В 2014 году правительство Украины запретило военно-техническое сотрудничество с Россией, под санкции, объявленные президентом Петром Порошенко, попали российские потребители продукции «Мотор Сич» – различные модификации вертолётных двигателей и вспомогательные силовые установки.
Чтобы не закрывать завод и не сокращать людей, Богуслаев обратил свой взор на восток. «Мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», – объяснил потом герой Украины. Вместе с покупкой китайцы обязались инвестировать в завод в течение двух лет 250 млн долларов, 100 млн уже выплатили.
Любопытный момент: на англоязычной версии сайта «Мотор Сич» в разделе «President»
размещен перевод паспорта китайского гражданина Пенг Джинхуо, уроженца Хубея 1964 года рождения. Другой вариант имени владельца паспорта – Кринг Кристалл. Здесь же зачем-то размещена и выписка из реестра Министерства юстиции Грузии, которая удостоверяет: Пенг Джунхуо владеет 100% акций и возглавляет ООО «Аджария авиацион фактор». Перевод с грузинского заверен в Одессе на улице Ланжероновской, что невольно вызывает в памяти классическое «всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице».
Инцидент произошёл в Смоленской области. Там жительница города Гагарин стала жертвой мошенников.
В 2015 году газета «Женьминь жибао», которая является официальным печатным изданием Центрального комитета Коммунистической партии Китая, написала о том, что «Мотор Сич» намерен совместно с китайским партнером построить в КНР завод. И о том, что в Китае надеются перенять технологии вертолетостроения запорожского завода. А поскольку для Ми-17 используются двигатели типа TV3-117, собранные там, то возможна локализация лицензионного выпуска этой силовой установки в Китае.
Ни Укроборонпром, ни антимонопольная служба об этом то ли ничего не знали, то ли не хотели знать. По словам Богуслаева, китайские компании Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group купили более 50% акций «Мотор Сич» – через упомянутые Granum Corporation (Республика Панама), и акции кипрских компаний Likatron Enterprises Limited и Reckoner Investment Holdings Limited.
В 2019 году к руководству Украиной пришла «команда Зе», и американцы, давно курирующие украинскую власть, явились знакомиться с новенькими.
Оказалось, Вашингтон не хочет, чтобы украинскую компанию и ее разработки в оборонной отрасли приобрел Китай. Вашингтон опасается, что в этом случае технологии не только могут достаться Пекину, но она также возобновит поставку подсанкционных агрегатов России. Эрик Принс, основатель частной военной компании Frontier Services Group и неофициальный советник президента США Дональда Трампа, тоже завел разговор о покупке украинского производителя авиационных двигателей «Мотор Сич».
В сентябре-октябре прошлого года украинское предприятие посетил не только Принс, но и временный поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор и старший советник Минобороны США по Украине Дональд Уинтер. После этого на сделку обратила внимание Служба безопасности Украины (СБУ) и попыталась заблокировать передачу акций. Тогда Beijing Skyrizon Aviation Industry предложил компромисс: китайцы могут уступить госконцерну «Укроборонпром» 25% акций запорожского предприятия.
Поезд ушел, вертолеты улетели, никто не виноват. Герой Богуслаев, вероятно, удалится в сторону теплого моря.
Украинский «Мотор Сич» — поле битвы Китая и США
Украинская компания «Мотор Сич» известна прежде всего разработкой и производством авиационных двигателей. Но недавно она стала еще и объектом большого скандала, связанного с Китаем. Что же произошло и кто главные действующие лица в этой истории? Telegram-канал «Крылья войны» восстанавливает хронологию событий и рассказывает о своем видении ситуации.
Актуальный статус «Мотор Сич»
Закончился очередной раунд борьбы за скандально известный завод. 20 марта Шевченковский районный суд Киева наложил арест на имущество и 100% акций АО «Мотор Сич». Пресс-служба СБУ сообщила, что все имущество предприятия передано в управление Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
23 марта президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, который вводит в силу решение СНБО. В нем говорится:
«Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 марта 2021 года «О состоянии выполнения решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 марта 2018 года «О неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей», введенного в действие указом президента Украины от 6 марта 2018 № 58».
Таким образом, «Мотор Сич» вновь становится государственной собственностью, а Китай остался не у дел.
Ситуация довольно интересная. В 2016 году убыточное предприятие, до которого украинским властям особо не было дела, решают продать китайским инвесторам. Они обещали развивать завод, вкладывать деньги в инфраструктуру и обеспечивать стабильной работой всех служащих. Каждая сторона имеет здесь свою выгоду: китайская компания получает новые возможности и доступ к технологиям, а «Мотор Сич» не становится банкротом, погрязнув в убытках. Но все оказалось не так просто.
Появляется третья заинтересованная сторона — Соединенные Штаты Америки. Они диктуют свои условия правительству Украины с намеками на разрыв этой сделки с Китаем. «Ни нашим, ни вашим» — вполне в стиле США.
История компании и хитрые китайцы
Двигателестроительный завод «Мотор Сич» был основан в 1907 году как предприятие по изготовлению сельскохозяйственной техники. В 1915 году завод выкупило АО «Дюфлон, Константинович и К°» и перепрофилировало на выпуск авиационных двигателей для нужд Российского императорского военно-воздушного флота.
Предприятие уникальное — оно полностью разрабатывает и производит авиадвигатели, двигатели для крылатых ракет и газотурбинные установки. Помимо этого, обслуживает их и ремонтирует по мере необходимости при эксплуатации. Запорожскими двигателями были оснащены:
В 1990-х годах, чтобы спасти предприятие, рабочие завода решили передать контрольный пакет акций директору Вячеславу Богуслаеву. Он сохранил производство и даже смог его развить. В этом есть заслуга и Российской Федерации. В начале 2000-х годов Россия начала возрождать авиапромышленность и стала заказывать двигатели у «Мотор Сич». Дела предприятия пошли в гору.
Осенью 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолеты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому украинский производитель должен был ежегодно поставлять в Россию до 270 вертолетных двигателей. Производство развивалось, росла и прибыль. Кроме России, заказчиками предприятия стали Китай и Индия.
К сожалению, такое плодотворное сотрудничество закончилось в 2014 году после государственного переворота. Новое правительство Украины запретило сотрудничество с Россией. А в 2017 году президент страны Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)». Поставки двигателей в Россию прекратились, и прибыль предприятия постепенно упала до катастрофической. Как раз в это время китайские инвесторы стали проявлять интерес к еле держащемуся на плаву «Мотор Сич».
В 2017 году Вячеслав Богуслаев продает контрольный пакет акций своего предприятия китайской компании Skyrizon. В 2019 году украинский миллиардер Александр Ярославский стал совладельцем 25% «китайских» акций «Мотор Сич». Летом 2019 года у Skyrizon уже было 75% акций компании. Богуслаев пояснил, что китайцы инвестировали в предприятие 100 млн долларов, и это позволило продолжить выпуск двигателей, а также сохранить рабочие места.
Дядя Сэм всегда хочет «как лучше» (для себя)
В августе 2019 года в Киев нагрянул тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Он решил обсудить с президентом Украины Владимиром Зеленским дальнейшую судьбу двигателестроительного предприятия и добиться отмены сделки Китая по «Мотор Сич».
Outstanding meeting with Ukrainian President Volodymyr Zelenskyy. Very impressed by his commitment to real reform to benefit the Ukrainian people. A stable, prosperous, and free Ukraine is key to stability in Europe and beyond. pic.twitter.com/YrCeCL1VD7
Начались «паломничества» американских должностных лиц на Украину. В конце сентября предприятие посетили Билл Тейлор (поверенный в делах посольства США в Киеве) и старший советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер. Через месяц на завод приезжал основатель ЧВК Blackwater (Academi) Эрик Принс, который, предположительно, вел переговоры о покупке предприятия.
После сделки по продаже акций Китаю СБУ заблокировала весь реестр акционеров, а затем занялась изучением вывоза части оборудования «Мотор Сич» на новый завод в Чунцине. СБУ полагала, что это могло быть подготовкой диверсии и государственной изменой на предприятии от ее руководства.
За «Мотор Сич» началась настоящая борьба между двумя сверхдержавами — США и Китаем. Штаты прекрасно понимали, что получит оборонный комплекс КНР. Многолетние разработки и технологии позволят китайцам шагнуть вперед в производстве своей авиационной техники. Вашингтон такого допустить не мог.
Украина фактически является вассалом Соединенных Штатов, поэтому влияние Вашингтона играет решающую роль в любом крупном процессе. Совет национальной безопасности Украины решил перевести предприятие «Мотор Сич» в государственную собственность, чтобы не допустить его продажу Китаю. О возможных негативных последствиях национализации для завода никто не задумывается. Главная цель: не дать Пекину завладеть технологиями, которые могут развить и упрочнить его оборонную промышленность.
Пекин проиграл?
Конечно, китайская сторона считает действия Украины неправомерными и вместе с украинскими партнерами подала заявление в антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». В свою очередь, украинский суд данное заявление рассмотреть отказался.
В декабре 2020 года китайцы обратились в Международный арбитражный суд с целью взыскать с недобросовестной страны убытки. Размер иска составляет 3,5 млрд долларов. Независимо от результатов суда правительство Украины само поспособствовало своему глобальному проигрышу.
Если Украина успокоится и вернет акции китайской компании, то лишится поддержки своего важного стратегического союзника — США. А если продолжит действовать в интересах Штатов против Китая, то потеряет иностранных инвесторов, а также будет вынуждена выплатить штрафы или вернуть инвестированные деньги. Но очень сомнительно, что в бюджете Украины найдется лишних 3,5 млрд долларов.
Выгода от китайских инвестиций для «Мотор Сич» понятна, но зачем убыточное предприятие понадобилось Китаю? Ответ прост — беспрепятственный доступ к авиационным технологиям двойного назначения. КНР в настоящее время активно совершенствует свою авиацию (как военную, так и гражданскую). Пекин разрабатывает новые самолеты и вертолеты, а также ищет пути продления срока службы для старой техники. Так как многие китайские авиационные проекты имеют «советские корни», то запорожские двигатели слишком лакомый кусочек, чтобы пройти мимо него. Кроме этого, «Мотор Сич» уже поставляла двигатели в Китай.
Несмотря на текущие инвестиции в запорожский завод, наиболее вероятным сценарием был бы постепенный вывоз всей необходимой документации и специалистов из Украины и разворачивание производства непосредственно в Поднебесной. Ведь практически одновременно с продажей контрольного пакета акций «Мотор Сич» в Китае началось строительство нового завода по производству авиадвигателей. Не скрывалось, что на этом заводе будут использованы технологии запорожского предприятия. Нельзя не упомянуть и то, что Россия тоже могла бы снова начать получать запорожские двигатели — но уже выпущенные в КНР.
Вся эта игра нужна Соединенным Штатам, чтобы ослабить авиационную отрасль своих двух главных соперников в борьбе за влияние в мире — Российскую Федерацию и Китай.
Только Россия уже смогла наладить свое производство для замены украинских двигателей. Да и Китай не отстает и разрабатывает собственные авиадвигатели. Поэтому в минусе остается лишь Украина, позволившая США снова вмешаться в свои дела.
Киев может лишиться крупнейшей производственной единицы в сфере авиастроения, оставив свою же авиацию без поддержки, и потерять дальнейшее сотрудничество с Турцией. С Анкарой сейчас есть договоренности в области оснащения турецкой беспилотной авиации двигателями украинского производства. Кроме того, приватизация завода может привести к сокращению рабочих мест, а значит, много специалистов рискуют стать безработными и покинуть Украину. Время покажет, как будут развиваться события в дальнейшем — однако уже явно не в пользу Киева.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Крылья войны», чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.