Что такое мотив в произведении
Мотив в художественном произведении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Мотив – это минимальный компонент художественного произведения, неразложимый элемент содержания.
Понятие мотива
Термин «мотив» перенесен в литературоведение из музыки. Там он обозначает ритмически оформленную группу из нескольких нот. По аналогии, термин «мотив» в литературоведении применяется для обозначения минимального компонента художественного произведения. Понятие мотива в этом значении играет центральную роль в сравнительном изучении сюжетов литературы, преимущественно устной. Сопоставление сходных мотивов, применяемое и как метод восстановления изначальной формы сюжета и как способ отслеживания его миграции, оказывается практически единственным приемом исследования у всех домарксистских школ – от сравнительно-мифологической школы М. Мюллера и арийской школы Гриммов до сравнительно-исторической, восточной, антропологической.
У представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения термин «мотив» имеет другое значение. Они определяют его как опыт поэта, взятый его значимости. В этом смысле, мотив является исходным моментом художественного творчества, совокупностью чувств поэта, его идей, ищущих доступное оформление, определяющие выбор материала поэтического произведения и повторяющиеся в творениях одного поэта, одной нации, одной эпохи, благодаря чему они доступны анализу. Это понимание основывается на противопоставлении объекта и субъекта, что типично для субъективно-идеалистических систем и разоблачается в марксистском литературоведении.
В конце 19-начале 20 века понятие мотива появляется в работах А. Н. Веселовского. русский филолог говорит о мотиве как о простейшей повествовательной единице, которая ложится в основу сюжета первоначально сказок и мифов, а затем – литературных произведений. Другими словами, Веселовский представлял мотивы как некие «кирпичики», из которых строится сюжет. По мнению ученого, любая поэтическая эпоха работает над исторически завещанными поэтическими образами, наполняя их новым пониманием и создавая их новые комбинации. Примерами таких мотивов являются представление солнца «оком», похищение невесты и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенно популярным понятие мотива стало в литературоведении 20 века, а содержание этого понятия при этом существенно расширилось. Современные литературоведы часто отождествляют мотив с темой произведения. например, говорят о философских мотивах в поэзии Ф. И. Тютчева, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков и т.д. Часто под мотивами понимаются опорные слова-символы, которые несут определенную смысловую нагрузку в тексте. Кроме этого, можно говорить и мотивах, которые характерны для определенных жанров литературы, определенных эпох и направлений (например, у романтиков – музыка).
Таким образом, в широком понимании мотив – это основное образное или психологическое звено, лежащее в основе каждого литературно-художественного произведения (например, звездные мотивы в поэзии Фета, любовные мотивы в лирике Тютчева и т. д).
Совокупность входящих в состав художественного произведения мотивов образует его сюжет.
Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А. Н. Веселовского
Мотив – это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который способен повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом.
Мотивы могут повторяться. Мотив – устойчивая семиотическая единица текста, обладающая исторически универсальным набором значений:
Мотив больше других компонентов художественной формы соотносится с чувствами и мыслями автора. По определению Гаспарова, «мотив – это смысловое пятно». Ряд исследователей относят мотив к элементам фабулы, этот вид мотива называется повествовательным. Мотив, в котором какая-либо деталь повторяется, называется лирическим. В основе повествовательных мотивов лежит какое-либо событие, эти мотивы развернуты в пространстве времени и предполагают наличие актантов. В мотивах лирических актуализируется не процесс действия, а его значимость для сознания, воспринимающего это событие. Однако и лирический, и повествовательный мотивы характеризуются повторяемостью.
Загадочность, незавершенность, возможность быть как бы полуреализованным в произведении является важнейшей чертой мотива. У разных авторов один и тот же мотив звучит по-разному.
Литературоведы говорят о двойственной природе мотива. Под этим имеется в виду то, что мотив существует и как индивидуальность, и как инвариант, то есть содержит в себе устойчивое ядро, которое повторяется во многих текстах. Мотив, повторяясь в литературе, способен приобретать философскую наполненность.
Согласно А. Н. Веселовскому, мотив имеет следующие признаки:
Мотив в литературе. Проблема определения понятия
МОТИВ [от лат.moveo — «двигаю»] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «Мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер).
МОТИВ [от лат.moveo — «двигаю»] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «Мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие мотива играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы; здесь сопоставление сходных мотивов, используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ — от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М. Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно.
Порочность понятия мотив — за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой — в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе лит-ого произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике.
Другое значение термин «Мотив» имеет у представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения, определяющих его как «опыт поэта, взятый в его значимости» (Дильтей). Мотив в этом смысле — исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Противополагая творящее сознание материи, им оформляемой, это понимание мотива строится на противопоставлении субъекта объекту, столь типичном для систем субъективно-идеалистических, и подлежит разоблачению в марксистском литературоведении.
На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нём как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала – мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Иначе говоря, учёный представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком» и т. п.
Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования учёного-филолога. Именно их имел в виду А. А. Блок, когда писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звёзды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова«Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через всё творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И.Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определённых литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.
МОТИВ, в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева, «звездных мотивах» поэзии Фета и т. п.).На самой примитивной стадии литературно-художественного развития, напр., в элементарном мифотворчестве отдельное художественно словесное образование покрывается, по большей части, развитием одного же, развертывающегося в цельное поэтическое произведение, мотива (таковы, напр.; так наз. légendes des origines и т. п.). Мотив здесь еще целиком совпадает с темой.В дальнейшем движении художественной эволюции, на более совершенных стадиях литературного развития, поэтическое произведение образуется сростанием очень большого числа отдельных мотивов. В этом случае с темой совпадает главный из мотивов. Так. например, темой «Войны и мира» Льва Толстого является мотив исторического рока, что не мешает параллельному развитию в романе целого ряда других зачастую только отдаленно сопряженных с темой побочных мотивов (напр., мотив правды коллективного сознания — Пьер и Каратаев; бытовой мотив — разорение богатой дворянской семьи графов Ростовых: многочисленные любовные мотивы: Николай Ростов и Софи, он же и княжна Мария, Пьер Безухов и Эллен, кн. Андрей и Наташа и т. д., и т. д., мистический и столь характерный в дальнейшем творчестве Толстого мотив смерти возрождающей — предсмертные прозрения кн. Андрея Болконского и т. д. и т. д.).
Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного произведения образует то, что называется сюжетом его. В отношении этого последнего мотив является как бы шелковой цветной нитью в пестрой сюжетной ткани, отдельным камешком сложной сюжетной мозаики. (По вопросу об отношении мотива и сюжета — см. А. Н. Веселовский, Поэтика сюжетов, СПБ. 1913).
Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А.Н. Веселовского
мотив (лат. moveo – двигать) – устойчивый формально-содержательный компонент текста, способный повторяться в пределах творчества одного писателя, а также в контексте мировой литературы в целом. Мотивы способны повторяться. Мотив является устойчивой семиотической единицей текста и обладает исторически универсальным набором значений. Для комедии характерен мотив “quid pro quo” («кто про что»), для эпопеи – мотив странствия, для баллады – фантастический мотив (явление живого мертвеца).
Мотив более чем другие компоненты художественной формы соотносится с мыслями и чувствами автора. Согласно Гаспарову, «мотив – смысловое пятно». В психологии мотив – побуждение к поступку, в теории литературы – повторяющийся элемент сюжета. Одни исследователи относят мотив к элементам фабулы. Такой вид мотива называют повествовательным. Но в мотиве может повторяться и какая-либо деталь. Такой мотив называют лирическим. Повествовательные мотивы имеют в своей основе какое-либо событие, они развёрнуты во времени и пространстве и предполагают наличие актантов. В лирических мотивах актуализируется не процесс действия, а его значимость для воспринимающего это событие сознания. Но оба вида мотива характеризуются повторяемостью.
Важнейшей чертой мотива оказывается его способность быть полуреализованным в тексте, его загадочность, незавершённость. Сферу мотива составляют произведения, отмеченные невидимым курсивом. Внимание к структуре мотива позволяет глубже и интереснее рассмотреть содержание художественного текста. Один и тот же мотив звучит у разных авторов по-разному.
Исследователи говорят о двойственной природе мотива, имея в виду, что мотив существует как инвариант (содержит устойчивое ядро, повторяющееся во многих текстах) и как индивидуальность (у каждого автора мотив свой в плане воплощения, индивидуального приращения смысла). Повторяясь в литературе, мотив способен приобретать философскую наполненность.
Мотив как литературное понятие вывел А.Н. Веселовский в 1906 г. в своей работе «Поэтика сюжетов». Под мотивом он предполагал простейшую формулу, отвечающую на вопросы, которые природа ставит человеку, и закрепляющую особенно яркие впечатления действительности. Мотив определялся Веселовским как простейшая повествовательная единица. Признаками мотива Веселовский считал образность, одночленность, схематичность. Мотивы, по его мнению, нельзя разложить на составные элементы. Комбинация мотивов образует сюжет. Таким образом, первобытное сознание продуцировало мотивы, которые образовывали сюжеты. Мотив – древнейшая, первобытная форма художественного сознания.
28.09.2016, 28442 просмотра.
Мотив (литература)
Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Фольклорно-мифологический мотив (по Ю. Е. Берёзкину) — образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба. Есть и другие определения. Б. В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» определяет мотив так: «Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом.» И определение А. Н. Веселовского, данное им в его «Поэтике сюжетов»: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения». «Признак мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки»
Содержание
Примеры мотивов
Литература
См. также
Ссылки
Примечания
Сюжеты, мотивы | |
---|---|
Базовые понятия | Сюжет • Мотив (литература) • Мотив (искусство) • Масштабно-тематические структуры • Фабльо • Указатель сюжетов фольклорной сказки • Сказочный сюжет • Тип сказки • Жанровая модель • Сюжетный каркас • Тематический блок • Стилистическое клише • Элементарный сюжет • Бродячий сюжет • Вечные образы • Классификация сюжетов • Художественный образ |
Жанры | Литературные жанры • Музыкальные жанры • Жанры киноискусства • Риторические жанры |
Полезное
Смотреть что такое «Мотив (литература)» в других словарях:
Мотив — В Викисловаре есть статья «мотив» Мотив (от лат. moveo «двигаю», через фр. motif «мотив») многозначное понятие: Мотив (психология) динамический процесс физиологического и психологического плана, у … Википедия
Мотив (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. Аджанта, мотив на потолке перед входом в пещеру … Википедия
Мотив (значения) — Мотив (фр. motif, от лат. moveo двигаю) имеет несколько значений: Мотив движущая сила человеческого поведения, его деятельности., см. мотивация Мотив (искусство) характерный элемент, постоянно используемый в каком либо произведении (изображении) … Википедия
Мотив — (от латинского moveo «двигаю») термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения… … Литературная энциклопедия
Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии
мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия
Литература и экспрессионизм — Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
МОТИВ — (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo двигаю), устойчивый формально содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и… … Литературный энциклопедический словарь
Литература Испании — Испанская литература возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые… … Википедия
Что такое мотив? Определение и 10 конкретных примеров из литературы
Что такое мотив? Определение и 10 конкретных примеров из литературы
Согласимся: «Что такое мотив и как его использовать?» гораздо менее сексуальный вопрос, чем «О чем твоя книга?»
Но это так же необходимо. Если тема книги – биение ее сердца, то мотивы – это сосуды, по которым кровь течет по повествованию. Среди прочего, литературные мотивы добавляют глубины вашему письму и направляют читателей к его центральным сообщениям (с помощью других сильных литературных приемов ).
Что такое мотив?
Но как узнать, какие из них являются мотивами? Помните, что вы должны уметь связать мотив с «большими идеями» в книге. Тот факт, что рассказчик несколько раз упоминает конкретную пару обуви, не обязательно означает, что это мотив – если только автор не связывает это с более серьезным вопросом, например, побегом и свободой. (Не волнуйтесь – чуть позже мы предоставим более конкретные примеры мотивов!)
Поскольку они повторяются по всему тексту, мотивы также очень легко прослеживаются. Когда вы пытаетесь выяснить мотивы данной работы, было бы полезно думать о них как о следе целенаправленных ключей. Автор закладывает эти хлебные крошки, чтобы читатель мог лучше понять идеи, лежащие в основе работы – и ее основной смысл.
Это поднимает наш следующий вопрос: как мотивы соотносятся с темами? К счастью, у нас есть для вас ответ прямо здесь! Читайте дальше, чтобы узнать больше о тонких различиях между мотивом и темой, а также мотивом и символом.
Мотив против темы: мотивы поддерживают тему книги. Что такое мотив?
Напротив, мотив усиливает тему посредством повторения определенного элемента повествования. Как вы уже догадались, сюжеты и мотивы в литературе посвящены преданным соучастникам преступления.
Мотив против символа: символы представляют мотивы. Что такое мотив?
Символ в книге подобен символу на уличном знаке: что-то узнаваемое, что представляет собой нечто абстрактное. Например, в США орлы являются символом свободы. В «Голодных играх» сойка-пересмешница – символ революции.
Тем не менее, когда вы видите поверхность символа снова и снова, скорее всего, это означает мотив.
10 примеров мотивов в литературе
Мы определили мотив и поговорили о многих интерпретациях его определения. Итак, какие примеры мотивов в великих книгах вы, возможно, читали раньше? Давайте посмотрим на 10 из них – и на темы, которые они усиливают.
1. Джейн Эйр Шарлотты Бронте. Что такое мотив?
История : осиротевшая девочка оказывается втянутой в сложные отношения со своим работодателем, задумчиво таинственным человеком по имени мистер Рочестер.
Мотивы : Еда (питание и щедрость), портреты (бессознательные и подавленные чувства), глаза (проницательность).
История : Мальчик ходит в школу волшебников, заводит друзей и пытается победить злого волшебника.
Мотивы : Шрам (судьба и сила любви), «маглорожденные» против «чистокровных» (расизм и терпимость).
Сюжет : Содружество должно уничтожить всемогущее кольцо и Темный Лорд, использующий его, чтобы завоевать Средиземье.
Мотивы : Свет и тьма (битва добра со злом), песня и пение (дружба и единство).
5. Великий Гэтсби Ф. Скотта Фицджеральда.
Сюжет : Летом 1922 года богатый мужчина изо всех сил пытается завоевать девушку своей мечты.
Мотивы : богатство и финансы (развращение американской мечты), время и часы (наши отношения с прошлым и будущим).
История : после того, как девочка и ее собака попадают в волшебную страну Оз, она должна отправиться в путешествие, чтобы найти дорогу домой.
Мотивы : дорога из желтого кирпича (путешествие жизни), страна Оз (вводящие в заблуждение видимости и коррупция власти).
8. Гамлет Уильяма Шекспира. Что такое мотив?
9. Повесть о двух городах Чарльза Диккенса.
История : Двое мужчин влюбляются в одну и ту же женщину в разгар Французской революции.
Мотивы : Двойники (природа двойственности), копание (раскрытие скрытого)
Сюжет : После авиакатастрофы группа мальчиков должна выжить на необитаемом острове.
Мотивы : Огонь (связь с технологиями и цивилизацией), религиозная аллегория (моральная истина).
СОВЕТ: короткие рассказы часто имеют сильные мотивы и темы.
Помните: в книге может быть много мотивов
Как вы понимаете, в большинстве книг используется более одного мотива. Авторы тратят много времени на совершенствование своих основных сообщений и хотят убедиться, что вы точно знаете, что они собой представляют, поэтому они обращаются к множеству мотивов.
К счастью, это упрощает анализ текста. Спроси себя:
Не так уж сложно, правда? Конечно, теперь, когда вы знаете, что такое мотив, вам может быть интересно, как вписать мотивы в свою историю – что подводит нас к следующему разделу.
Как использовать мотивы в своем рассказе. Что такое мотив?
Можно сказать, легче сказать, чем сделать! Но хотя это не совсем так, писать мотивы в литературе далеко не невозможно. Вот четыре способа помочь вам применить их в своем романе или рассказе.
Вариант 1. Спланируйте это
Планировать свои мотивы так же просто, как планировать темы, а затем делать еще один шаг вперед. Мотивы обычно вращаются вокруг концепций «большой картины», поэтому вам нужно сначала изучить свои центральные идеи и персонажей.
Следующий шаг – включить его в свою книгу. Даже после того, как вы узнаете, какими будут ваши мотивы, вам нужно придумать, как заставить их повторяться.
Для сравнения, сам пересмешник встречается в книге нечасто. Но поскольку он был вплетен в повествование в нужные моменты, он становится мощным олицетворением невинности и доброты. Точно так же ваша цель должна заключаться в том, чтобы связать ваш мотив с вашей историей естественным, но убедительным образом, в нужные моменты, а не в каждый возможный момент. Избегайте жесткой символики любой ценой – ваши читатели умнее этого!
Вариант 2. Посмотрите, развиваются ли они естественным путем. Что такое мотив?
Не всегда нужно продумывать весь роман до последнего мотива. Иногда вам просто нужно написать черновик и быть уверенным, что ваш писательский мозг предоставит нужное содержание.
Например, вы можете писать рассказ о персонаже, преодолевшем горе, и замечаете, что постоянно возвращаетесь к флейте персонажа. Многие мотивы в литературе рождаются таким образом органически: писатель понимает, что им необходимо передать главную тему, и его подсознание находит способ передать ее. В этом случае это может быть потому, что игра на флейте помогает вашему персонажу забыть о своей боли и сосредоточиться на радости, или потому, что это напоминает ему о человеке, которого они потеряли.
Всегда полезно соединить точки и выяснить, почему ваше подсознание хотело поднять эту идею или символ в связи с этим персонажем или темой. Как только вы определитесь с целью, мотив послужит более широкой картине, и вы сможете довести ее до конца проекта в удовлетворительном виде.
Вариант 3: фрирайт. Что такое мотив?
Если вам не терпится закрепить свои мотивы перед тем, как начать писать, но вы не чувствуете вдохновения, подумайте о фрирайтинге. Это практика записывать все свои мысли без остановки в течение определенного периода времени – обычно от 10 до 20 минут.
Чтобы раскрыть свой мотив, попробуйте начать с фрирайтинга своей темы. Когда вы закончите, вернитесь и посмотрите, какие идеи или символы неоднократно всплывают в упражнениях. Вы можете быть удивлены тем, что производит ваш ум, когда убирается блок саморедактирования!
4. Знайте, что мотивы здесь, чтобы помогать, а не мешать
Как и темы, мотивы нужны, чтобы помочь вам написать книгу (и помочь читателям понять их)! Если вы позволите им, мотивы добавят ценный уровень глубины вашей истории. Так что не бойтесь их – позвольте мотивам прийти к вам естественным образом, когда вы пишете или планируете. Вы обнаружите, что ваши темы будут вам благодарны.