Что такое морянка в архангельске
Викторина по Архангельской области
Викторина способствует расширению и проверке знаний учащися по теме «Архангельская область»
Просмотр содержимого документа
«Викторина по Архангельской области»
Назовите год основания Архангельска? (1584)
С именем, какого царя связано основание Архангельска? (Иван Грозный)
На купюре какого номинала изображён Архангельск? (500 рублей)
Какой император посетил наш город трижды? (Петр 1)
Что такое «сполохи» (северное сияние)
Кто придумал Сеню Малину? (Степан Писахов)
Какая река протекает в Архангельске? (Северная Двина)
Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области. (за каждое название 1 балл) (Белое, Баренцево, Карское)
Какие три страны, не считая Россию, входят в страны Баренц-региона? (за каждое название 1 балл) (Швеция, Норвегия, Финляндия)
Что такое «шаркунок»? (погремушка)
Как называется северный пряник? (козуля)
Где растёт клюква? (на болоте)
Как цвета используются в Мезенской росписи? (чёрный и красный)
Каким промыслом занимаются поморы? (ловят рыбу)
Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»)
Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин)
Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин)
Что построил Петр 1 в Архангельске? (первый флот в России)
Что изображено на гербе области? (Архангел Михаил, поражающий Дьявола)
В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение. (Изготовление глиняной игрушки).
Викторина по Архангельской области.
Назовите год основания Архангельска? (1584)
С именем, какого царя связано основание Архангельска? (Иван Грозный)
На купюре какого номинала изображён Архангельск? (500 рублей)
Какой император посетил наш город трижды? (Петр 1)
Что такое «сполохи» (северное сияние)
Кто придумал Сеню Малину? (Степан Писахов)
Какая река протекает в Архангельске? (Северная Двина)
Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области. (за каждое название 1 балл) (Белое, Баренцево, Карское)
Какие три страны, не считая Россию, входят в страны Баренц-региона? (за каждое название 1 балл) (Швеция, Норвегия, Финляндия)
Что такое «шаркунок»? (погремушка)
Как называется северный пряник? (козуля)
Где растёт клюква? (на болоте)
Как цвета используются в Мезенской росписи? (чёрный и красный)
Каким промыслом занимаются поморы? (ловят рыбу)
Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»)
Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин)
Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин)
Что построил Петр 1 в Архангельске? (первый флот в России)
Что изображено на гербе области? (Архангел Михаил, поражающий Дьявола)
В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение. (Изготовление глиняной игрушки).
Ответьте на вопросы.
Назовите год основания Архангельска? ______________________
С именем, какого царя связано основание Архангельска? ________________________________________
На купюре какого номинала изображён Архангельск? ___________
Какой император посетил наш город трижды? __________________
Что такое «сполохи» _________________________________________
Кто придумал Сеню Малину?________________________________
Какая река протекает в Архангельске? ________________________
Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области. (за каждое название 1 балл) ________________________________________________________
Какие три страны, не считая Россию, входят в страны Баренц-региона? (за каждое название 1 балл) __________________________________________________________
Что такое «шаркунок»? _______________________________________
Как называется северный пряник? ____________________________
Где растёт клюква? ______________________________________
Как цвета используются в Мезенской росписи? ___________________
Каким промыслом занимаются поморы? ____________________
Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. ____________________________________
Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником._____________________________________________
Его книга так и называется «Детство в Соломбале» ________________
Что построил Петр 1 в Архангельске? ________________________
Что изображено на гербе области? ____________________________
В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение. ___________________________________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-394379
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Викторина «Мой родной город Архангельск»
Содержимое разработки
«Мой родной город Архангельск»
Кузнецова Юлия Игоревна,
учитель начальных классов
МАОУ «Морская кадетская школа»
В каком году был основан Архангельск?
Как раньше назывался Архангельск?
На какой реке расположен Архангельск?
Что изображено на гербе области?
Ответ: Архангел Михаил,
Как называют жителей Архангельска?
Какое почётное звание носит город
Ответ: город воинской славы
Кто является губернатором
Ответ: Александр Витальевич Цыбульский
По указу, какого царя был основан
Ответ: Ивана Грозного
Какой император посетил наш город
Что построил Петр I в Архангельске?
Ответ: первый флот в России
Какой известный русский ученый
родился недалеко от Архангельска?
Где родился М.В.Ломоносов?
Ответ: деревня Денисовка,
ныне село Ломоносово,
Главная мечта ученого?
Ответ: поступить в университет
Где находится памятник Ломоносову
На купюре какого достоинства изображены
памятник Петру I и здание Морского
Кто придумал Сеню Малину?
Ответ: Степан Писахов
На какой улице находится памятник
Ответ: на ул. Чумбарова-Лучинского
Кто считается спасителем жителей
Архангельска и блокадного Ленинграда?
Где находится памятник Соловецким юнгам?
Ответ: на набережной Северной Двины
Рабочая программа по курсу краеведения «Морянка»
МБОУ «Самодедская школа»
Плесецкого района Архангельской области
____________ Малышева Е.Н
По краеведческому курсу «Морянка» 2-4 классы
Программа разработана учителями начальных классов
МБОУ «Самодедская школа»
Рассмотрено и согласовано
МО учителей начальных классов
Протокол №_ от «__» __________ 2017 г.
Согласовано с заместителем директора
по учебной работе _____________ Косопалова Е.Д..
I Пояснительная записка
Данный курс с 2010г. определен Министерством образования и науки Архангельской области как обязательный в системе начального образования региона. В основу разработки курса легли теоретические положения, представленные в коллективной монографии «Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык)» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Э.И. Николаевой.
Региональный компонент, оставаясь составной частью школьного образования, обладает самоценностью и самозначимостью. Он закладывает основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание своего края.
Общая характеристика учебного предмета
Назначение данной программы – определить содержание работы с учащимися, направленное на приобщение учащихся к жизни и деятельности М.В. Ломоносова, удовлетворение их познавательных интересов, воспитание патриотических чувств и отношений.
Программа «Морянка» направлена на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края.
Ломоносововедение направлено на общее развитие ребенка и позволяет решать задачи нравственного становления, осуществлять социальное развитие учащихся посредством познания многообразия окружающей действительности, знакомства с социальными ценностями и установками, помогает создать условия для реализации эстетического и эмоционального развития детей через выражение чувств и отношений к личности М.В. Ломоносова.
Цель курса : содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.
формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Основные содержательные линии
В программе курса представлены следующие содержательные линии
«Славные поморы» — знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родину и способствует
формированию нравственного идеала поморов.
«Мой Север, скупой чародей!» — помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять.
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане
Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению.
Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (всего 51 час за три года).
II Описание принципов содержания учебного предмета
III Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:
— осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою Родину;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
— положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
— осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
— умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— способность к самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:
— способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
— находить необходимую информацию в различных источниках;
— понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
— выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
– отрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельност
Предметными результатами изучения курса «Морянка» является формирование следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
— распознавать символы Архангельской области;
— показывать на карте места, связанные с жизнью М.В. Ломоносова;
— видеть особенности культуры и быта поморской семьи, профессий, характерных для северного края
IV Планируемые предметные результаты
освоения программы экология родного края и «Морянка» учащимися начальной школы Архангельской области
В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:
— название области, областного города, города (села), в котором проживает;
— родственные связи в семье;
-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из них наизусть;
— виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье);
— фамилию, имя, отчество М.В. Ломоносова;
временной период жизни (сейчас, давно, очень давно);
название малой родины М.В. Ломоносова;
основные занятия членов семьи; каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению;
Северных писателей и поэтов (Ф. Абрамов, С. Писахов, Н. Рубцов);
виды транспорта Архангельской области;
подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);
уметь:
— приводить примеры видов народных художественных ремесел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье);
— соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;
находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;
называть характерные признаки сезонов года родного края;
иметь представления :
о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких;
В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:
— символику родного края;
древние города и села Архангельской области, их достопримечательности;
— особенности северного народного костюма;
имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова,
основные события в годы его учения;
географическое положение Архангельской области;
основные водоемы родного края;
основные виды профессий нашего края;
уметь:
объяснять значение символики Архангельской области;
записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов;
правильно вести себя в природе;
приводить примеры животных и растений родного края;
соблюдать правила здорового питания;
иметь представления:
о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
о творчестве музыкантов, художников Севера.
В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:
— важные события в истории родного края (освоение Севера,
основание Архангельска, пребывание Петра I на Севере, битва у Новодвинской крепости, участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);
культурно-исторические центры Архангельской области;
имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного
края (не менее 5);
основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина,
причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности
М.В. Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову
— человеку, ученому, гражданину России;
нормы здорового образа жизни;
уметь :
использовать источники дополнительной информации,
узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;
рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
иметь представления:
о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;
о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева и Евро-Арктического региона.
О. Тихомиров. «Держись, Михайло!», «В Москву», «На школьной скамье», С. Андреев- Кривич. «Жить надо не начерно, а набело», Г.Черненко. «Пупырь», Н.Равич. «Поморы – выдающиеся деятели», Б. Шергин. «М.Д.Кривополенова», С. Писахов. «Как я стал сказочником», Г.Дурасов. «Сказ о жизни Ульяны Бабкиной», С.Цапенко. «Борисов Александр Алексеевич», Е Коковин. «Илья Константинович Вылко», Е. Овсянкин. «За родной Север», «Экипаж капитана Гастелло», В.Пикуль. «Юнги Северного флота».
«Вырастешь большой, будешь хороший и баской» (6ч) знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края. Ф.Лев. «Поморы», «Морянка задула», Л.Яхнин. «Родные места», Ф.Абрамов. «А не устроить ли лето?», Б.Шергин. «Одно дело делаешь, другого не порть», «Плотник думает топором», Стихи В.Аушева, В. Беднова, Н.Журавлева
VI Таблица предметных требований
Линии развития учащихся средствами предмета «Морянка»
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь:
«Вот она какая, дорогая родина моя»
— символы Архангельской области;
– название малой родины М.В. Ломоносова;
– основные занятия членов семьи;
– как относился к учению;
— названия стран, в которых проходило обучение;
– 2-3 художественных произведения, написанных М.В. Ломоносовым;
– основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина;
– науки, в которых он сделал открытия;
– явления природы, исследованные им;
– некоторые термины, которые ввел ученый;
– причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
– нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России;
— имена знаменитых людей Архангельской области
— различать символы Архангельской области;
— называть древние города;
— записывать место и год рождения М.В. Ломоносова;
– читать и пересказывать эпизоды из прочитанных произведений о детстве и юности М.В. Ломоносова;
– записывать названия стран и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов;
– находить на карте России край, где родился М.В. Ломоносов;
– выразительно читать стихи (отрывки из стихотворных произведений) М.В. Ломоносова и о нем;
уметь рассказать о жизни и деятельности земляков (по материалам прочитанного);
«Мой Север, скупой чародей!»
«Вырастешь большой, будешь хороший и баской»
-природные и погодные условия Архангельской области;
— слова краеведческой тематики;
— поэтов и писателей Севера;
-2-3 художественных произведения о Севере
— испытывать интерес к культуре и истории родного края;
— понимать и использовать в речи слова краеведческой тематики;
— выразительно читать стихи о Севере
«И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!»
— по 2-3 произведения народов Севера
— рассказывать сказки северных народов
VII Учебно-методический комплекс:
— Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова.- Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
VIII Содержание обучения с примерным распределением учебных тем и часов по классам
I . Вот она какая, дорогая родина моя! (11 ч)
Всякому мила своя сторона
Север синий на краю России
Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области
Древние города и села
Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса, Вавчуга
Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона
Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.)
История Северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр I в Архангельске. Новодвинская крепость
II . Родом из Поморской славной стороны (10 ч.)
Людям на потешение, всему свету на удивление
Каргопольская игрушка, козули, лоскутное шитье
Как рукодельница семью одевала
Народный костюм Русского Севера
Архангельская земля богата талантами
Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Писатели, поэты и художники: Ф. Абрамов, С. Писахов, Б. Шергин, Н. Рубцов, А. Борисов и др.
Искусство Архангельской области как часть мировой культуры
Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы
Мальчик из Холмогор
Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова
Годы учебы М.В. Ломоносова в Москве, Санкт-Петербурге, Марбурге и Фрейбурге
Гений земли русской
М.В. Ломоносов великий ученый, человек и гражданин
Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне
Гордость твоя. Поморье!
Имен прекрасное созвездье
Известные люди родного города (села)
IV . Мой Север, скупой чародей! (11 ч.)
Времена года на Севере.
Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера
Животные и растения нашего края
Писатели, поэты о растениях и животных нашего края
Водоёмы нашего края.
Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озера родного края
Лесные богатства нашего края
Значение леса в жизни северян
сообщества нашего края
Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот
Природа в опасности!
Охрана природы Архангельской области
Природные богатства Архангельской области
V . Вырастешь большой, будешь хороший и баской
Семья, фамилия, семейные традиции и праздники
Всякому дню забота своя
Морские, речные пути; железная дорога; воздушные линии; шоссе. Дороги в космос
Если хочешь быть здоров
Значение двигательной активности. Подвижные народные игры Русского Севера
А профессий на Севере немало.
Профессии основных отраслей хозяйства (лесная, рыбная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и др.)
Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере
Паспорт здоровья юного северянина
IX Тематическое планирование занятий по краеведческому курсу «Морянка» в 4 классе (17 часов)
Д. Ушаков «Север-батюшко» стр.114
Ф. Абрамов «На воробьиный скок» стр.114
Ф. Абрамов «Где лето с зимою встречается» стр.115