Что такое морская линия
Морские линии
Полезное
Смотреть что такое «Морские линии» в других словарях:
МОРСКИЕ ЛИНИИ — (линейное судоходство) перевозки грузов и пассажиров по определенным направлениям (линиям); суда, их обслуживающие, называются линейными (лайнерами) … Большой Энциклопедический словарь
морские линии — (линейное судоходство), перевозки грузов и пассажиров по определённым направлениям (линиям); суда, их обслуживающие, называются линейными (лайнерами). * * * МОРСКИЕ ЛИНИИ МОРСКИЕ ЛИНИИ (линейное судоходство), перевозки грузов и пассажиров по… … Энциклопедический словарь
МОРСКИЕ ЗАЛИВЫ — в соответствии с положениями ст. 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., а тж. ст. 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые сушей… … Юридическая энциклопедия
Морские россыпи — литоральные россыпи (a. submarine placers; н. Mineralseifen im Schelfbereich; ф. placers marins; и. yacimientos en aluviones maritimos, depositos aluviales de mar, placeres maritimos), возникают на побережьях континентов и океанических… … Геологическая энциклопедия
Морские трубопроводы — (a. off shore pipelines; н. marine Pipelines, Off shore Leitungen; ф. conduites sous marines; и. tuberias maritimes, conductos maritimos) трубопроводы, прокладываемые в мор. акваториях; служат для транспортировки нефти, нефтепродуктов,… … Геологическая энциклопедия
Морские ворота (округ Санкт-Петербурга) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морские ворота. МО Морские ворота Флаг (описание) … Википедия
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
Морские термины (типы кораблей и судов) — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
МОРСКИЕ ЗАЛИВЫ — в соответствии с положениями ст. 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., а т.ж. ст. 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые сушей… … Энциклопедический словарь экономики и права
Морские суда — HMS Black Prince, пароход 1861 года Судно по определению военно морского словаря[1], плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся. В общем случае под термином… … Википедия
11 крупнейших контейнерных морских линий мира
Настоящая статья посвящена обзору крупнейших морских линий мира. Но для начала мы бы хотели описать немного исторических фактов. Не забудь обратить внимание на материал, посвящённый истории грузового контейнера. История контейнерных морских линий Первый современный контейнерный корабль был построен в 1956…
Настоящая статья посвящена обзору крупнейших морских линий мира. Но для начала мы бы хотели описать немного исторических фактов. Не забудь обратить внимание на материал, посвящённый истории грузового контейнера.
История контейнерных морских линий
Первый современный контейнерный корабль был построен в 1956 году. В основу его дизайна была положена конструкция более ранних судов. Однако именно в это десятилетие возникли контейнерные перевозки с использованием крупных металлических контейнеров в их современном понимании. До этого момента производители загружали товары на суда в контейнерах разных размеров. Но к 1961 году Международная организация по стандартизации унифицировала размеры морских контейнеров. Эти контейнеры позволили судам перевозить продукты без использования трюмов и палуб. Это упростило процесс транспортировки, погрузки и выгрузки, поскольку вся процедура в целом стала стандартизированной. На сегодняшний день стандартные контейнеры имеют размеры 20, 40 и 45 футов. Поскольку эти стандарты являются международными, контейнеры могут легко использоваться различными судоходными компаниями, а также без всяких проблем перевозятся грузовиками и поездами.
Поскольку одинаковые контейнеры и универсальное оборудование могут использоваться всеми компаниями, а процесс погрузки и разгрузки стал проще, перевозка товаров в целом становится дешевле. Это значит, что потребители экономят деньги.
Конечно, стоимость снижается еще больше, если сами контейнеровозы больше и вместительнее, так как на крупных контейнерных судах можно отправлять одновременно большие партии товаров. И по мере роста объемов грузовых контейнерных линий они могут снизить цены еще больше благодаря экономии на масштабе. Это одна из причин, по которой некоторые из морских линий выросли настолько большими по размеру.
Крупнейшие морские линии мира
1. A.P. Moller-Maersk Group
Этот датский бизнес-конгломерат не просто осуществляет контейнерные перевозки. Он также участвует в более широкой логистике и энергетике. Бизнес Maersk разделен на два основных направления: один связан с энергетикой, а другой для транспорта и логистики. С 1996 года это крупнейшая в мире морская контейнерная линия. Компания базируется в Копенгагене, насчитывает 88 000 сотрудников, и её офисы находятся в 130 странах мира. Maersk был основан в 1904 году, поэтому у него было достаточно времени, чтобы вырасти до таких впечатляющих масштабов. Первоначально это был пароходный бизнес. Компании принадлежит более 600 судов, некоторые из которых входят в число крупнейших контейнерных судов в мире. Имея 16,4% доли рынка в транспортной контейнерной отрасли, это крупнейшая судоходная контейнерная линия, прошедшая долгий путь и имеющая отличные перспективы на будущее.
2. Mediterranean Shipping Company (МSC)
Вторая по величине контейнерная морская линия в мире – это Mediterranean Shipping Company. Она имеет почти 500 судов и работает во всех крупных портах мира. Хотя штаб-квартира компании находится в Женеве, самым важным портом для MSC является Антверпен, Бельгия. В дополнение к контейнерным перевозкам, есть также подразделение компании, которое занимается организацией праздничных круизов. MSC была основана в Неаполе в 1970 году. Ее основателем стал Капитан Джанлуиджи Апонте сразу после покупки своего первого корабля. Вскоре Апонте купил второй корабль и запустил линию доставки контейнеров из Средиземного моря в Сомали. Он расширял компанию, приобретая подержанные суда. В конце 1970-х годов компания уже работала на территории Африки, Северной Европы и даже Индийского океана. Сегодня MSC имеет 480 офисов в 150 странах и более 24 000 сотрудников. С 14,7 % доли рынка этот бизнес занимает еще одну значительную часть мирового судоходного бизнеса.
3. CMA CGM
Третье место в списке крупнейших морских контейнерных линий занимает CMA CGM. Эта французская компания использует 420 портов в 150 странах и имеет 200 различных маршрутов доставки. Основной штаб CMA CGM находится в Марселе, но компания также имеет штаб-квартиру в Северной Америке. CMA CGM – это французский акроним. В переводе на английский язык он означает «Морская грузовая компания – General Maritime Company». Эта компания даже старше, чем две транспортные контейнерные линии, рассмотренные нами выше. CMA CGM была основана в середине 1800-х годов. Она родилась из двух компаний, которые первоначально поддерживались французским государством. В настоящее время она насчитывает 29 000 сотрудников по всему миру. Ей принадлежит 11,6% доли рынка контейнерных перевозок.
4. China COSCO Shipping
Этот китайский бизнес-конгломерат имеет штаб-квартиру в Шанхае и также занят во многих других секторах. В дополнение к контейнерным перевозкам, COSCO также оказывает финансовые услуги, занимается производством оборудования и логистикой. COSCO была официально основана в 2016 году в результате объединения COSCO Group и China Shipping Group. Эти два крупных игрока создали компанию еще большую, которая теперь занимает 8,4% доли рынка контейнерных перевозок.
5. Evergreen Marine
Evergreen Marine – тайваньская контейнерная судоходная линия. Эта компания имеет штаб-квартиру городе Таоюань, Тайвань, но является глобальной компанией с маршрутами от Дальнего Востока до Северной и Центральной Америки, Австралии, Южной Америки, Южной Африки и других стран. Evergreen имеет более 150 контейнеровозов и использует 240 портов в 80 странах по всему миру. Этот бизнес был основан в 1968 году Юн-Фа Чангом, миллиардером и председателем компании. На момент написания настоящей статьи компании принадлежит 4,9% доли рынка.
6. Hapag-Lloyd
Эта транспортная компания является многонациональной, но базируется в Германии. Она была создана в 1970 году, когда объединились две транспортные и морские компании в Германии. С тех пор многие последующие слияния сделали ее шестой по величине в мире контейнерной морской линией. Теперь эта компания имеет 4,7 процента доли рынка, а также работает в сфере туризма и круизов.
7. Orient Overseas Container Line
Этот контейнерный транспортный бизнес базируется в Гонконге и занимается не только перевозками, но и проектной логистикой. OOCL имеет более 300 офисов в 70 странах мира. Он эксплуатирует 57 судов различной мощности. Для работы в экстремальных погодных условиях компания имеет два судна ледового класса. Эта компания уделяет особое внимание защите окружающей среды. Например, до того, как это было предусмотрено международным договором, OOCL уже переработала свой холодильный механизм, чтобы избавиться от опасных ХФУ (хлорфторуглероды). Этот транспортный контейнерный бизнес имеет 3,3% доли рынка.
8. Hamburg Sud
Технически, Hamburg Sud является частью Maersk Group, крупнейшей транспортной контейнерной линии в этом списке. Тем не менее, компания по-прежнему значится в большинстве списков крупнейших морских контейнерных линий в мире.
Компания зародилась в 1871 году, когда 11 торговых домов в Гамбурге создали свой логистический бизнес. Сначала он состоял из трех пароходов, которые раз в месяц отправляли товары в Аргентину и Бразилию. Теперь Hamburg Sud является восьмым по величине контейнерным грузовым бизнесом в мире, на долю которого приходится 2,9% рынка.
9. Yang Ming Marine Transport Corporation
Эта судоходная компания основана в Тайване. Датой ее основания часто считают 1972 год, однако в действительности ее история гораздо богаче и дольше. Yang Ming объединилась с компанией China Merchants Steam Navigation, которая прослеживает свою историю до поздней династии Цин. В настоящее время Yang Ming имеет 84 контейнеровоза и подразделение логистики, занимая 2,8% рынка.
10. NYK Line
NYK Line связана с Yang Ming, и имеет 2,8 процента от доли рынка на рынке. NYK расшифровывается как Nippon Yusen Kabushiki Kaisha. Эта японская компания на самом деле является одной из старейших морских контейнерных линий в мире. В ее флоте насчитывается 800 кораблей, но не все они являются контейнерными судами, поэтому она занимает лишь десятое место в этом списке. Ее история восходит к судоходной компании Tsukumo Shokai, основанной в 1870 году. После нескольких изменений названия и слияний компания наконец обрела свое нынешнее название.
11. Mitsui O.S.K. Lines
Mitsui – еще одна японская судоходная компания со штаб-квартирой в Токио. Она был основана в 1964 году и с тех пор пережила множество изменений. На долю Mitsui приходится 2,4 процента рынка судоходной контейнерной отрасли.
Минтранс разработал новое положение о регулировании морских линий
Проект нового положения о морских линиях, разработанный Минтрансом, размещен на портале проектов нормативных правовых актов, обсуждение продлится до 24 сентября. Новое положение должно вступить в силу 1 марта 2022 г. и будет действовать до марта 2028 г.
Документ включает порядок регистрации морской линии и ее продления, снятия линии с учета и порядок ведения единого реестра морских линий Росморречфлотом (агентство в подчинении Минтранса). В Минтрансе пояснили «Ведомостям», что новый порядок позволит автоматизировать процесс в этой сфере, а также «не допустить пробела в регулировании отношений по регистрации морских линий».
Зарегистрированные морские линии пользуются рядом преференций. Суда таких линий имеют приоритет при обслуживании в портах и льготы при уплате государственных портовых сборов. Для получения льгот перевозчик должен, в частности, соблюдать расписание и предоставлять общедоступную информацию об условиях (в том числе стоимости) работы линии.
Большинство морских контейнерных перевозчиков, осуществляющих судозаходы в порты России, – иностранные компании, имеющие своего агента в порту. Это, например, Cosco, Evergreen, Hapag-Lloyd, Hyundai Merchant Marine, Maersk Line, ONE, OOCL и проч. Единственные российские операторы морских линий – Sasco (Sakhalin Shipping Company) и Fesco.
Что такое морские линии
Морская линия – это компания-судовладелец, выполняющая регулярные морские грузоперевозки (чаще всего контейнерные) по заранее составленным графикам и маршрутам, внутренним или международным. В реестр Росморречфлота сейчас внесено 78 морских линий с судозаходом в порты России.
По словам представителя Fesco, в целом регулирование морских линий является положительной практикой, так как дает возможность оператору зарегистрированной в Росморречфлоте линии получать понижающие коэффициенты по оплате портовых сборов. «Ведомости» также отправили запросы другим крупным операторам морских линий.
Величина портовых сборов варьируется в зависимости от порта. Так, цена корабельного сбора, который взимается со всех судов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности при посещении портов или прохождении их транзитом, в морском порту Владивосток составляет от 4,73 до 7,38 руб./1 GT (валовая вместимость судна) в зависимости от типа судна, в порту Находка – от 4,34 до 6,81 руб./1 GT.
По данным «Росморпорта», для грузовых судов, работающих на линиях, которые открыты в порядке, установленном российским законодательством, применяется коэффициент 0,8 (т. е. предоставляется скидка в 20%) к ставкам корабельного, ледокольного, лоцманского и навигационного сборов. Доля судов на линии в общем объеме заходящих в морские порты России судов за 2020 г. по валовой вместимости составила 8,3%, говорит представитель ведомства.
До 2017 г., когда было принято первое положение, морские линии в России государство не регулировало. Как пояснил представитель Минтранса «Ведомостям», то положение принималось, потому что не все линии отвечали принципу публичности предоставления услуг. Некоторые «недобросовестные операторы линий» занимались перевозкой грузов одного-двух крупных клиентов по долгосрочным контрактам и не предоставляли свои услуги другим потребителям или устанавливали для них дискриминационные цены, говорит он.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот» Александр Медников замечает, что регистрация морских линий все еще не является обязательной в России, но скидки – это дополнительный резон, чтобы это сделать. По его мнению, оперирование судами от контракта к контракту в области контейнерных перевозок – не самый оптимальный вариант, потому что контейнеровозы транспортируют, как правило, сборные грузы не одного-двух, а нескольких сотен грузоотправителей.
Как и в предыдущем положении, в новом есть норма, обязывающая оператора морской линии оплатить портовые сборы в полном объеме за весь период функционирования линии (но не более чем за шесть месяцев) при снятии ее с учета. Согласно документу, это должно исключить случаи регистрации недобросовестных перевозчиков, которые хотят воспользоваться преференциями, но не намерены создавать реально функционирующую линию.
В новом положении есть несколько существенных новшеств. Например, оно предусматривает возможность внесения изменений в расписание линии не чаще чем раз в месяц. Как пояснил Медников, ранее этот вопрос не был урегулирован. Введение месячного периода несколько облегчает прогнозируемость, в том числе для грузоотправителей, говорит он. «Наличие расписания по тем или иным маршрутам дает возможность для небольших грузоотправителей, которые не могут или не хотят фрахтовать судно, все равно организовать перевозку», – заметил юрист. Но, по мнению представителя Fesco, при оперировании морскими линиями возникают ситуации, которые требуют оперативных корректировок расписания чаще раза в месяц. «Безусловно, такие нововведения могут создать дополнительные сложности для операторов», – говорит он.
Во-вторых, к заявлению о регистрации линии теперь требуется договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) или фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).
В мировой практике взаимоотношения между судовладельцем и оператором линии регулируются краткой формой договора фрахтования Fixture Recap, а уже затем в случае необходимости оформляется полная форма тайм-чартера. Часто повторяющиеся регулярные рейсы оформляются только через Fixture Recap, в России он сейчас также применим.
По словам представителя Fesco, полная форма тайм-чартера детально описывает содержание договора фрахтования и содержит данные, которые не всегда имеют прямое отношение к контейнерной перевозке. Требование избыточно и может привести к дискриминации операторов морских линий, которые не являются собственниками судов, считает собеседник «Ведомостей». «Согласование тайм-чартеров может длиться более трех месяцев, а это может привести к сокращению количества линий, судов на линии и, как следствие, удорожанию морской перевозки и снижению контейнерного потока в российских портах», – отмечает он.
Но ведущий эксперт (по морскому и железнодорожному транспорту) УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отметил и смягчение некоторых требований. Так, по его словам, теперь неоднократное несоблюдение расписания не является основанием для снятия морской линии с учета, если это произошло из-за обстоятельств, которые оператор линии не мог предотвратить (явления стихийного характера, военные действия).
Судоходные линии – рейтинг морских линий мира
Водные грузоперевозки были, есть и будут в ближайшие годы одним из наиболее выгодных вариантов транспортировки контейнерных и сборных грузов в любую точку мира. Такие перевозки производятся морскими линиями (или как их еще называют контейнерными или судоходными). В нашей статье расскажем, что собой представляют судоходные линии и кто является лидером на рынке морских контейнерных перевозок.
Что такое судоходная линия?
Судоходная линия это логистическая компания, которая владеет собственным флотом морских контейнеров, предоставляет услуги по их аренде грузоотправителям, а также осуществляет транспортировку контейнеров на морских судах. Другими словами, если юридическому лицу необходимо отправить один или несколько контейнеров с грузом из порта А в порт Б, он обращается к агенту линии морских перевозок и арендует требуемое количество контейнеров, а оператор берет на себя вопросы по перевозке арендованных контейнеров в порт назначения.
Что такое транзитное время?
Все морские перевозки имеют такой параметр, как транзитное время – срок, за который груз будет доставлен перевозчиком из порта А в порт Б. Транзитное время зависит от ряда факторов:
Транзитное время – это важный параметр, который напрямую влияет на накладные расходы. Для срочных грузов рекомендуется прямая линия с минимальным транзитным временем и отсутствием перегрузов. Но в том случае, если груз не срочный, имеет смысл поиск непрямой линии – такой вариант может обойдись дешевле и при этом позволяет сэкономить на складских услугах.
Надежный и опытный перевозчик позволяет рассчитать логистику с максимальной эффективностью для клиента, подобрав оптимальный маршрут и сократив транспортные расходы. Например, если вам необходимо заказать карго из Китая в Украину, на сайте компании Dolphin Cargo вы сможете легко расчитать стоимость доставки.
ТОП-7 лидеров морских контейнерных перевозок
В настоящее время на рынке контейнерных перевозок существует несколько десятков крупных операторов, имеющих флоты из собственных или зафрахтованных контейнеровозов. Объем перевозок таких компаний рассчитывается не в брутто-тоннах, а в TEU – так называемом «двадцатифутовом эквиваленте», который соответствует объему и размеру контейнеров 20 футов. Контейнеровозы «панамского» (Панамакс и Постпанамакс) «и «суэцкого» типов таких крупных судоходных линий, как MSC, Maersk, CMA CGM способны перевозить до 13000 – 16000 контейнеров.
MAERSK
Датская судоходная линия, которая с 1996 года владеет статусом самой крупной в мире, а основана она была в 1928 году. Штаб-квартира лидера находиться в Копенгагене, а дочерние офисы, в которых трудятся около 88 тысяч человек расположены более чем в 135 странах. MAERSK располагает флотом более чем из 600 судов и 1400000 контейнеров. Суммарная грузоподъемность флота составляет 2.6 млн TEU. На 2018 год компания владела 18% доли рынка транспортных перевозок.
Транзитное время из Шанхая в Одессу составляет 34 дня.
MSC – швейцарская морская контейнерная линия, удерживающая второе место по объему грузовых перевозок и контролирующая 15.7% рынка. Ее основали в 1970 году, а на 2021 год она владеет флотом из 136 судов суммарной грузоподъемностью 947 622 TEU, еще 424 судна вместимостью 2 788 419 TEU MSC фрахтует для своих нужд. В составе флота имеется самый большой в мире контейнеровоз Gülsün принципиально нового класса Post-Triple E-Class, вместимость которого составляет 23756 TEU, а также еще 5 контейнеровозов серии Oscar на 19224 TEU. Офисы и агенты компании работают в 150 странах мира, а штат насчитывает более 70 000 человек. Основным портом является бельгийский Антверпен.
Транзитное время из Шанхая в Одессу составляет от 30 до 39 дней.
COSCO
Основанная в 1961 году, компания COSCO контролируется правительством Китая через комитет SASAC и входит в число 100 крупнейших корпораций КНР. После покупки оператора OOCL в 2018 году, КОСКО увеличила свой грузовой флот до 174 суден суммарной вместимостью 1556 тыс. TEU. С учетом еще 306 зафрахтованных судов вместимостью 1434 тыс. TEU, COSCO вышла на третью позицию в мире по объему регулярных грузоперевозок с долей в 12.3%. Агенты морской линии работают в 160 странах мира, в число которых входит и Украина с центральным офисом в Одессе.
Транзитное время из Гуанчжоу в Черноморск c перегрузкой в Шэкоу составляет в среднем 24-37 дней.
CMA CGM
Судоходная линия из Франции, которая занимает место номер 4 в каталоге перевозчиков и контролирует 11.5% рынка. Была основана в 1978 году под названием CMA, но после приобретения в 1998 г. государственной компании CGM (являвшейся одной из старейших в мире), вышла на мировой рынок под новым брендом CMA CGM.
Собственный флот на 2021 год включает 121 судно суммарной грузоподъемностью почти 970 000 TEU, еще 384 судна на 1760000 TEU фрахтуются. Перевозчик имеет 4 судна класса Explorer Class, каждое из которых рассчитана на 16600 TEU.
Главный офис расположен в Марселе, а также есть отделения и агенты еще в 400 портах в 150 странах мира.
Транзитное время СМА СГМ из Шанхая в Одессу составляет 36 дней.
OOCL или Orient Overseas Container Line – это гонконгский перевозчик, входящий в состав концерна Orient Overseas (International). С 2018 года входит в состав китайского концерна COSCO Shipping, в результате чего собственный флот сократился до 57 судов из 270. Тем не менее, OOCL предлагает своим клиентам уникальные услуги по перевозке грузов, так как имеет в составе флота два судна ледового класса. Офисы и отделения компании расположены в 70 странах мира и 300 портах, а общая доля рынка составляет 3.3%.
Транзитное время из Шанхая в Одессу составляет 27-34 дней.
Yang Ming
Несмотря на то, что тайваньская компания Yang Ming держит только 2.5% рынка морских перевозок и находится во второй десятке крупнейших морских линий, ее нахождение в списке ТОП-7 лучших перевозчиков объясняется тем, что она считается одной из лучших в плане сервиса, оперативности и точности доставки. 87% всех грузов Yang Ming прибывают точно в срок.
Штаб-квартира находится в Цзилуне, есть крупный терминал в Гаосюне, построенный компанией в 2019 году.
Флот «Янг Минг» включает 90 контейнеровозов грузоподъемностью около 597 тыс. TEU, которые выполняют грузоперевозки по всему миру.
Транзитное время из Шанхая в Черноморск по штатному расписанию составляет приблизительно 39 дней.
Израильская морская линия ZIM Integrated Shipping основана в 1945 году и первоначально специализировалась на перевозке иммигрантов из Европы в Палестину. С 1968 года полностью перепрофилируется на международные грузовые перевозки и входит в двадцатку лидирующих мировых контейнерных линий с флотом в 80 судов. Регистрация центрального офиса – израильский порт Хайфа, также есть 170 отделений более чем в 100 странах мира.
У ЗИМ одно из самых выгодных предложений по транзитному времени – доставка из Шанхая в Одессу составляет в среднем 30-34 дня.
Другие линии
Заключение
Учитывая все нюансы и факторы, такие как судозаходы и судовыходы, перевалочные и транзитные порты, стоимость транспортировки одного контейнера и погрузочно-разгрузочных операций, таможенное оформление грузов, маршруты судоходных контейнерных линий, самостоятельно подобрать подходящую линию невозможно. Для этого существуют карго-компании, специалисты которых подбирают варианты под все требования заказчика, а также берут на себя вопросы таможенного оформления груза.
Доверьте свой груз Dolphin Cargo
Транспортно-логистическая компания Dolphin Cargo работает в сфере международных перевозок с 2005 года. Специалисты компании предлагают следующие услуги:
Наличие собственного транспорта позволяет нашей организации решать логистические задачи любой сложности и работать без посредников, что сокращает затраты на доставку. Мы гарантируем, что груз будет доставлен без повреждений, предоставляем гарантию сохранности, полную информацию о текущем местонахождении и статусе груза, фиксируем четкую и прозрачную цену на наши услуги в договоре, которая не изменяется даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств.