Что такое морская авиация вмф
Военно-Морской Флот
Морская авиация
Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России
Морская авиация функционально подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования.
палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ;
учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ;
многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31.
Ожидается, что в ближайшее время на крейсере будут базироваться ударные вертолеты Ка-52К «Катран». В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев.
На вооружении береговой авиации ВМФ России:
дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95);
противолодочные самолеты Ил-20 и Ил-38;
транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26;
вертолеты Ка-52К, Ми-8, Ми-24, Ка-31 и другие.
Истребительная авиация
Су-33
Российский палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по кодификации НАТО: Flanker-D).
Первый полет Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России.
Самолет управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.
Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях.
Су-33 входят в состав крейсера «Адмирал Кузнецов».
МиГ-29К/КУБ
Российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D).
Истребители палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения 4++. В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.
Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Планируется, что в дальнейшем основу палубной истребительной авиации России составят самолеты МиГ-29К/КУБ.
Истребители МиГ-29К/КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на крейсере «Адмирал Кузнецов», не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними.
Ударные и учебно-боевые самолеты
Су-24
Всепогодный фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.
Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года.
Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1400 самолетов.
Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.
Су-25УТГ
Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988 года.
В 1989-1990 годах была выпущена первая партия из 10 самолетов.
В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ.
Стоит на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.
Противолодочные самолеты
Бе-12
Противолодочный самолет-амфибия (по кодификации НАТО: Mail).
В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ имени Г. М. Бериева.
На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
По состоянию на 2015 год на вооружении морской авиация ВМФ РФ состоит 7 самолетов Бе-12.
Ил-38
Противолодочный самолет, разработанный в ОКБ имени С. В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В (по кодификации НАТО: May).
Самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, морской разведки, поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений.
Первый полет выполнен 27 сентября 1961 года. Всего построено 65 машин.
Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.
В 2015 году «Авиационный комплекс им. Ильюшина» завершил выполнение контракта на ремонт и модернизацию пяти самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н.
Ту-142
Российский дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F).
Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами.
Первый Ту-142 завод № 86 в Таганроге выпустил в 1975 году. Последний самолет Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.
Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.
Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.
Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия.
На вооружении ВМФ России стоит по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах.
В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3.
Транспортная авиация
Ан-12
Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. Самолет зарекомендовал себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях и неприхотливый в обслуживании.
Самолет активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.
Артиллерийское вооружение самолета состоит из пушечного вооружения ПВ-23У, которое включает в себя кормовую башню ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистему дистанционного управления башней и прицельно-вычислительный блок.
Кроме того, может нести на борту до 70 осколочно-фугасных или зажигательных авиабомб калибра 100 кг.
Ан-26
Является модификацией исходной модели Ан-24.
Также может оснащаться авиабомбами калибром до 500 кг.
Вертолеты
Ка-27
Предназначен для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на кораблях различного класса, в том числе на авианесущих кораблях.
Вертолет способен обнаруживать современные подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения.
14 апреля 1981 года был принят на вооружение.
Для уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.
Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр «Минога».
Вертолет Ка-52K (корабельный)
Ка-52К
Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года.
Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тыс. кг на 4 узлах подвески.
По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный модернизационный потенциал.
В 2015 году Россия заключила контракт с Египтом на поставку 46 вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Также могут поставить корабельные Ка-52К «Катран», разработанные под вертолетоносцы типа «Мистраль».
морская авиация
Впервые авиация в боевых действиях на море применялась в Первую мировую войну, и её влияние на ход борьбы на море оценивалось достаточно высоко. Она выполняла воздушную разведку, корректировку артиллерийского огня при стрельбе надводных кораблей по береговым объектам, наносила удары по надводным кораблям и военно-морским базам, а также вела борьбу с авиацией противника. В целях увеличения радиуса действия самолётов в море в русском и иностранных флотах использовались авиатранспорты (предшественники современных авианесущих кораблей). Они имели на борту несколько гидросамолётов, которые спускались с корабля на воду для взлёта и поднимались на корабль с воды после посадки. Первые подразделения М. а. в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 19121914. В 19151916 на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Д. П. Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени лётными характеристиками (см. Григоровича самолёты). Всего к началу 1917 русская М. а. имела в своём составе 269 самолётов. Регулярные части советской М. а. были созданы в 1918 и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Чёрном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере. В 20-е гг. М. а. перешла на единые с сухопутной авиацией формы организационной структуры. Её развитие осуществлялось в общем едином процессе развития ВВС. Специфичность боевого назначения и тесная связь М. а. с флотом требовали реорганизации её управления. В 1935 соединения и части М. а. были выведены из ВВС РККА и включены в ВМС РККА. С образованием 1 января 1938 Наркомата ВМФ определилось положение М. а. как одного из основных родов сил флота. М. а. стала называться на первом этапе ВВС ВМФ, а в последующем авиацией ВМФ. В середине 30-х гг. были созданы ВВС Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. Значение М. а. особенно возросло к 19381940, она стала одной из главных составных частей ВМФ СССР.
Незадолго до начала Второй мировой войны появились новые классы и подклассы самолётов: штурмовики, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики. В связи с этим создаются и новые роды сил М. а. штурмовая и минно-торпедная авиация. Штурмовая авиация предназначалась для поражения живой силы и техники, а также малых кораблей и транспортов в море и на базах, минно-торпедная для уничтожения крупных надводных кораблей (преимущественно в море), конвоев и для постановки активных минных заграждений. В Великобритании, Японии и США М. а. входила в состав флотов на правах самостоятельного рода сил. В период между мировыми войнами М. а. ведущих зарубежных стран развивалась как авианосная, в СССР преимущественно как базовая. В этот период в составе М. а. иностранных государств произошли значительные изменения, в том числе и в соотношениях между различными родами авиации. Количественно состав авиации за этот период вырос в большинстве стран в 2 раза, качественные же изменения шли прежде всего по линии улучшения лётно-тактических свойств различных типов самолётов, в первую очередь увеличения скорости, продолжительности и высоты полёта, повышения мощности бомбового, торпедного, минного и огневого залпа, улучшения манёвренных и лётных качеств самолётов. Скорость полёта самолётов увеличилась более чем в 2,5 раза, практический потолок, бомбовый (торпедный, минный) залп и продолжительность полёта возросли в 1,5 раза. Торпедоносцы имели горизонтальную скорость полёта 225275 км/ч, потолок 40005000 м, хорошую манёвренность и вооружались 350-мм или 450-мм торпедой массой 6001000 кг. Увеличились скорость и потолок истребительной авиации до 350400 км/ч и 810 тыс. м соответственно. Истребители вооружались пулемётами (24) и пушками (12).
Во Второй мировой войне М. а. была одной из главных ударных сил на морских театрах военных действий. Действия М. а. с авианосцев позволили не только повысить динамику и эффективность вооруженной борьбы на море, но и распространить воздушную и минную угрозу на обширные пространства океанских и морских театров. Значительным парком палубных истребителей и бомбардировщиков располагали США, Великобритания, Япония. К началу Великой Отечественной войны на вооружении авиации советские ВМФ состояли дальние торпедоносцы-бомбардировщики (ДБ-3, ДБ-3Ф), бомбардировщики (СБ, ТБ-3, Ар-2), истребители (И-15бис, И-16, И-153, Як-1, МиГ-1), гидросамолёты (МБР-2, Че-2). Всего в составе авиации ВМФ имелось 2824 боевых самолёта. В ходе войны произошло её перевооружение. Основными типами самолётов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, Ил-10, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.
После войны на вооружение авиации ВМФ СССР стали поступать реактивные самолёты-торпедоносцы Ил-28 и Ту-14, реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, а также гидросамолёты Бе-6. Создаются новые роды авиации ВМФ противолодочная и морская ракетоносная. Развитие авиации ВМС ведущих зарубежных стран направлено на повышение скорости и потолка летательных аппаратов, увеличение огневой мощи и совершенствование радиотехнического оборудования. В своём составе авиация ВМС этих стран насчитывала к концу 80-х гг. свыше 10000 самолётов и вертолётов. Подразделения авиации ВМС предназначены главным образом для наступательных боевых действий на море самостоятельно или во взаимодействии с подводными лодками и надводными кораблями, а также для ударов по береговым объектам и содействия сухопутным войскам на приморских направлениях.
М. а. нашей страны организационно состоит из ВВС флотов, являющихся оперативными объединениями, авиационных соединений, отдельных авиационных частей и подразделений. В США и Великобритании авиация ВМС по оперативной организации подразделяется на авиацию флотов и оперативных соединений, по повседневной организации на корабельную, авиацию морской пехоты и берегового базирования (патрульная). Эти роды авиации ВМС состоят из авиационных крыльев, авиационных групп, эскадрилий и отрядов (звеньев).
В 80-х гг. почти во всех странах чётко определилась тенденция к специализации созданию самолётов и вертолётов для решения вполне определенных задач на море. Поэтому на вооружение М. а. большинства стран принимаются специально созданные поисково-ударные системы для борьбы с подводными лодками, ударные системы для поражения надводных кораблей и самолётов, противоминные для поиска и траления мин, разведывательные системы для выяснения морской обстановки и др. В развитии М. а. наметилась тенденция повсеместного проникновения её на различные надводные корабли и суда обеспечения. Корабельная авиация в том или ином качестве находится на вооружении практически всех надводных кораблей водоизмещением от 34 тыс. т. Этому способствуют значительные усовершенствования вертолётов и самолётов с вертикальным (укороченным) взлётом и посадкой, которые делают М. а. ещё более мощной силой флота. Современная М. а. отличается универсальностью, манёвренностью, мобильностью. Она может решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами в сложных метеорологических условиях днём и ночью, в широком диапазоне высот и скоростей полета.
Морская авиация военно-морского флота России
Морская авиация является родом сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.
Рассмотрим более подробно данный род войск, история их создания, основные цели и задачи морской авиации, что входит в состав, когда проходит день морской авиации.
История создания
Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:
В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация.
Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:
В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.
В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39, Киттихаук, Томахок и Р-40.
В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:
До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов.
В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.
В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:
Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:
В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:
С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.
Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.
В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.
В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.
Основные задачи
Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания.
Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты (вертолеты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооруженных Сил.
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
Вооружение и техника
Включает самолеты и вертолеты различного назначения.
Морская авиация подразделяется на авиацию палубную и берегового базирования. До 2011 г. в состав морской авиации ВМФ России входили: ракетоносная, штурмовая, истребительная, противолодочная, поисково-спасательная, транспортная и специальная авиация.
После военной реформы 2011 г. состояние и перспективы морской авиации туманны. По имеющейся информации, в настоящее время ее организационная структура включает 7 авиабаз и 279-й корабельный авиаполк, приписанный к ТАКР «Адмирал Кузнецов».
В составе морской авиации остается около 300 летательных аппаратов. Из них:
Из них технически исправными, способными выполнять боевые задачи в полном объеме, являются не более 43% от общей численности.
До реформы в составе авиации ВМФ имелись два истребительных полка, 698-й ОГИАП с истребителями Су-27 и 865-й ИАП с истребителями МиГ-31. В настоящее время они переданы в состав ВВС.
Ликвидированы штурмовая и морская ракетоносная авиация (Ту-22М3). Последнее выглядит более чем странно, учитывая, что МРА длительное время считалась одним из основных и наиболее эффективных средств борьбы с АУГ вероятного противника у наших морских границ. В 2011 г. все бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 морской ракетоносной авиации в составе трех эскадрилий в спешном порядке переданы Дальней авиации ВВС. Таким образом, все ракетоносцы Ту-22М3 теперь сосредоточены в ВВС, а ВМФ лишился важной части своего боевого потенциала.
Остальные Ту-22М3 по разным причинам находятся в нелетном состоянии и стоят «на консервации». Судя по фото, состояние этих далеко еще не старых машин не очень хорошее. Если говорить о выполнении такой задачи, как уничтожение хотя бы одного авианосца типа «Нимитц», то для этого потребуется не менее 30 Ту-22М3, то есть практически все имеющиеся в наличии боеспособные машины. Если разделить 40 ракетоносцев между двумя структурами, то окажется, что борьба с АУГ не под силу ракетоносным частям ни одной из них.
В целом, после реформы морская авиация оказалась лишена большей части своей ударной мощи, и в настоящее время концентрируется на задачах противолодочной обороны (ПЛО), патрулирования и поисково-спасательных операциях, при этом сохраняя в своей структуре единственный полк истребителей корабельного базирования и ограниченные возможности по выполнению ударных задач с сухопутных аэродромов.
Патрулирование, которое выполняется самолетами Ил-38 и Ту-142М3/МК в Тихоокеанском регионе и Арктике, является демонстрацией военного присутствия и имеет важное политическое значение. В связи с серьезными политическими и экономическими интересами России в Арктике патрульные самолеты морской авиации проводят наблюдение за ледовой обстановкой и перемещениями иностранных судов в этом регионе.
Еще одна важная функция морской авиации – противолодочная. Она также осуществляется самолетами Ил-38 и Ту-142М3/МК. Противолодочная функция в мирное время включает «наступательное» и «оборонительное» боевое патрулирование. К первому относится слежение за зонами возможного нахождения ПЛАРБ вероятного противника, в первую очередь американских подводных лодок. Во втором случае российская противолодочная авиация прикрывает зоны вероятного патрулирования своих стратегических ракетоносцев, наблюдая за активностью вражеских подводных лодок, которые могут представлять угрозу российским ПЛАРБ при ведении ими боевого дежурства.
На вооружении ВМФ России также имеются специализированные противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ. Это надежные машины, имеющие еще значительный ресурс, также как и вертолеты поисково-спасательной версии Ка-27ПС. На ЧФ имеется 8 вертолетов Ми-8, оснащенных аппаратурой РЭБ.
Ударная авиация берегового базирования ВМФ России представлена единственной 43-й морской штурмовой эскадрильей Черноморского флота в составе 18 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 4 разведчиков Су-24МР. Она базируется в Крыму на аэродроме Гвардейское. Эскадрилья не была передана в состав ВВС, поскольку это невозможно сделать без международных осложнений.
Также оснащенный Су-24 4-й Отдельный морской штурмовой авиаполк (ОМШАП), дислоцирующийся в Черняховске (Калининградская область), в 2009 г. стал 7052-й авиационной базой, но был передан ВВС в марте 2011 г.
Транспортная авиация ВМФ имеет в своем распоряжении самолеты Ан-12, Ан-24 и один самолет укороченного взлета и посадки Ан-72.
На Черноморском флоте имеется три-четыре турбовинтовых амфибии Бе-12ПС, которые в основном применяются для поисково-спасательных и патрульных операций. Эти машины значительно устарели и выработали свой ресурс.
Моральное и физическое устаревание летного парка является серьезной проблемой авиации ВМФ России. Пока что она решается лишь частично. Так, будут закуплены новые вертолеты Ка-52К для приобретенных УДК «Мистраль», вертолеты ДРЛО Ка-31 и палубные истребители МиГ-29К для ТАКР «Кузнецов». Также проводится модернизация истребителей Су-33.
Подготовку пилотов морской авиации ВМФ России ведет 859-й Учебный Центр Морской Авиации в Ейске на Азовском море. Он осуществляет как переучивание пилотов на новые типы самолетов, так и подготовку наземного персонала.
Для подготовки летчиков палубной авиации ВМФ России используется единственный в своем роде полигон НИТКА, расположенный в Крыму и принадлежащий ВМС Украины. В 2008-2010 гг. из-за международных осложнений, вызванных «Пятидневной войной» с Грузией россияне были лишены возможности проводить тренировки на комплексе. Соответственно в течение трех лет обучение молодых летчиков 279-го корабельного авиаполка было сильно затруднено, так как к полетам с палубы ТАКР «Кузнецов» летчики допускаются только после успешного обучения на НИТКЕ. В 2013 г. Россия отказалась от использования украинской НИТКИ, так как активно строит свою, более совершенную НИТКУ в Ейске. В июле 2013 г. на ней были успешно проведены первые испытательные полеты самолетов Су-25УТГ и МиГ-29КУБ.
Опознавательные знаки
В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.
День Морской авиации Военно-морского флота России
17 июля свой профессиональный праздник отмечает Морская авиация Военно-морского флота России.
Праздник был учрежден в 1996 году – в 80-ю годовщину первой воздушной победы российской морской авиации.
Впрочем, к моменту первого боя и первой победы морская авиация успела пройти определенный путь и стать достаточно серьезной силой.