Что такое морфолог разбор слова 6 класс
Как сделать и что это такое морфологический разбор слова
Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор причастий и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.
Определение
Морфологический разбор — это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.
Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:
Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.
Что такое морфология
Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.
Для характеристики глагола по морфологическим признакам понадобится:
Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.
Морфологический разбор — это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.
Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.
Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.
Это интересно! Что такое причастный оборот: примеры
Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.
Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.
Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.
Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.
На какой вопрос отвечает | Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Синтаксическая роль |
Имя существительное | ||||
Кто? Что? (и все возможные падежные формы) | Именительный падеж ед. числа | Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа), склонение. | Падеж, число | В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым. |
Имя прилагательное | ||||
Какой? Каков? (и вариации в родах и числах) | Именительный падеж ед. ч. муж. рода | Разряд (качественное, относительное, притяжательное). | Падеж, число, род (в ед.ч.), у качественных кроме того: степень сравнения, форма (краткая или полная). | В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого. |
Глагол | ||||
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) | Инфинитив (отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?) | Вид, спряжение, возвратность, переходность. | Наклонение, ед. или мн.ч., время, лицо и род (указываются при наличии) | В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего. |
Имя числительное | ||||
Сколько? Какой по порядку? | Именительный падеж | Простое или составное, количественное или порядковое, для количественных указать целое, дробное или собирательное. | Падеж, число и род (если имеются) | Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения. |
Местоимение | ||||
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? | Именительный падеж ед. числа. | Разряд, лицо (у личных) | Падеж, число и род (если есть) | Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения. |
Причастие | ||||
Какой? Каков? (и вариации по родам и числам) | Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) | Действительное или страдательное, время, вид, возвратность. | Число, род (в ед.ч.), для страдательных причастий указать форму (полная или краткая), для полных указать падеж. | В предложении является определением или сказуемым. Может выступать в роли подлежащего или дополнения. |
Деепричастие | ||||
Что делая? Что сделав? | Нет (указать глагол, от которого образовано) | Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость. | В предложении является обстоятельством | |
Наречие | ||||
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Нет | Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия), неизменяемость, степень сравнения (если есть). | В предложении является обстоятельством |
Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.
Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.
Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.
Образец разбора существительного
Образец разбора существительного
Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».
Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.
Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.
Это интересно! Что такое служебные части речи: подробная таблица
Полезное видео: морфологический разбор имени существительного
Образец морфологического разбора прилагательного
«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»
При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.
Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший — образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).
Морфологический разбор прилагательного
Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.
«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».
Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор наречия. Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.
«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»
В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.
Полезное видео: морфологический разбор
Надеемся, что вопрос, как сделать морфологический разбор слова, более не вызовет у вас затруднений. Желаем радости от обучения.
Схемы морфологического разбора для 6 класса
Морфологический разбор – это разбор слова как части речи.
(говорить) О существительном 3 – Сущ, т.к. обозначает предмет
I Н.ф. (что?) существительное
II Пост.признаки: род, склонение, одуш/неодуш, собственное/нарицательное
Непост.признаки: число, падеж
III говорить (о чем?) о существительном
Красивая 3 ( поляна ) – прил., т.к. обозначает признак предмета
I Н.Ф. – (какой?) красивый
II П.П: качественное/относительное/притяжательное
Н.П. род, число, падеж, степень сравнения (если есть)
III поляна (какая?) красивая
(Папа) заставил 3 – глагол, т.к. обозначает действие предмета.
I Н.Ф. (Что сделать?) заставить
II Пост.признаки: спряжение, соверш/несоверш вид, переходный/непереходный, возвратный/невозвратный
Непост.признаки: время, лицо(если есть), число, наклонение, род.
III папа (что сделал?) заставил
Которого 3 – местоимение, т.к. указывает на предмет, но не называет его
I Н.Ф. (какой?) который
II Пост.признаки: разряд, лицо (у личных местоимений)
Непост.признаки: род, число, падеж
III (какого?) которого
Морфологический разбор – это разбор слова как части речи.
(говорить) О существительном 3 – Сущ, т.к. обозначает предмет
I Н.ф. (что?) существительное
II Пост.признаки: род, склонение, одуш/неодуш, собственное/нарицательное
Непост.признаки: число, падеж
III говорить (о чем?) о существительном
Красивая 3 ( поляна ) – прил., т.к. обозначает признак предмета
I Н.Ф. – (какой?) красивый
II П.П: качественное/относительное/притяжательное
Н.П. род, число, падеж, степень сравнения (если есть)
III поляна (какая?) красивая
(Папа) заставил 3 – глагол, т.к. обозначает действие предмета.
I Н.Ф. (Что сделать?) заставить
II Пост.признаки: спряжение, соверш/несоверш вид, переходный/непереходный, возвратный/невозвратный
Непост.признаки: время, лицо(если есть), число, наклонение, род.
III папа (что сделал?) заставил
Которого 3 – местоимение, т.к. указывает на предмет, но не называет его
I Н.Ф. (какой?) который
II Пост.признаки: разряд, лицо (у личных местоимений)
Непост.признаки: род, число, падеж
III (какого?) которого
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1711352
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфологический разбор слова
Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.
Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:
Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.
Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.
Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.
Общая схема разбора частей речи
План морфологического разбора слова следующий:
Образец морфологического разбора имени существительного:
На столе стоял кувшин с молоком.
Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.
Основные правила морфологического разбора
Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.
Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).
Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
Примеры морфологического разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Морфологический разбор слова с примерами и онлайн
Морфологический разбор онлайн
Введите слово без ошибок:
Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.
Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.
Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи.
Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.
Рассмотрим примеры морфологического разбора.
Морфологический разбор существительного
Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
План разбора прилагательного
Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.
Числительное (порядок разбора):
Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.
Местоимение (порядок разбора):
Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.
Морфологический разбор глагола
Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
Причастие (порядок разбора):
Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (порядок разбора):
Деепричастие (образец разбора):
Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие (порядок разбора):
Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.
Видео
Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:
Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.
Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.
Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.
Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.
Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
Приняв о внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.
Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.
Затем выявим постоянные признаки имени существительного:
У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют форму только единственного или множественного числа.
Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.
Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).
Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.
План морфологического разбора существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Источник изображения: http://razum.myinsales.ru
В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.
I. Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
У меня над головой яркая синева неба³.
I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Слово «неба» поясняет существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:
Синева неба = небесная синева.
I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки: