Что такое морфемный разбор глагола

Что такое морфемный разбор глаголов

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА (разбор под цифрой 2)

МОРФЕМЫ: Корень
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Схема разбора слова по составу:
1. Задать вопрос, определить, к какой части речи относится разбираемое слово:
2. Изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи (изменить число, падеж, лицо…)
3. Сравнить изменения слова, отделить изменяющуюся часть. Это окончание.
4. Сравнить слово с начальной формой, определить, есть ли формообразующий суффикс
5. Выделить часть слова без окончания и формообразующего суффикса. Это основа слова.
6. Построить словообразовательную цепочку, выделить в основе слова приставку и / или суффикс
7. Образовать другие слова с этой частью, чтобы проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка/один суффикс
8. Графически обозначить все части слова

Чтобы найти окончание существительного, числительного, прилагательного, причастия и большинства местоимений, склоняем слово (меняем слово по числам и падежам)

пятерк-аскучн-ымрасписаний-й (j) — не окончание, а часть йотированной гласной
пятерк-искучн-омурасписаниj-е
пятерк-ойскучн-огорасписаниj-я
пятерк-ескучн-ый

Чтобы найти окончание глагола спрягаем глагол (меняем род, число и лицо)

подраст-ешьнарисуй-умывал-а (сь)
подраст-унарисуj-юумывал-и (сь)
подраст-етнарисуj-емумывал- (ся)
подраст-емнарисуj-ешьумывал-о (сь)

Нет окончаний у неизменяемых слов:
-наречий (высоко)
-слов категории состояния (знобит)
-деепричастий (зная)
-неизменяемых существительных (кино)
-неизменяемых прилагательных (беж)
Примечание:

Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание и формообразующий суффикс

Алгоритм морфемного разбора основы слов со свободным корнем

Строим словообразовательную цепочку, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема:

под-сматр-ива-ни-е ← под-сматр-ива-ть ← под-смотр-ю ← смотр

теш/уравн/ыйоснов/у
у/теш/и/тьс/равн/юоснов/а/ть
у/теш/и/тель/с/равн/и/тьоснов/а/тельн/ый
у/теш/и/тель/н/ыйс/равн/и/тельн/ый(суффикс –тельн-, так как нет слова сравнитель)

Алгоритм морфемного разбора основы слов со связанным корнем (связанные корни не существуют самостоятельно без других морфем: пере/об/у/ть – нет слова уть)

Разбор таких слов осуществляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) — с другим корнем

Разбор слов с помощью построения морфемных квадратов

об/у/ва/тьраз/луч/и/тьпри/бавл/ени/епри/сутств/у/ем
раз/у/ва/тьпо/луч/и/тьдо/бавл/ени/еот/сутств/у/ем
пла/ва/тьговор/и/тьу/дивл/ени/едар/у/ем

Нулевые словообразовательные морфемы: нулевое окончание
Если слово изменяемое, а окончания нет, нужно указать нулевое окончание: подъ/езд/ или подъ-езд- □

Нулевое окончание несет информацию
о падеже: Им. /Вин. п. (стол- □, ночь- □); Р.п. (стран- □, солдат- □);
о муж. роде: крас-ив–□, дел-а-л–□, про-чит-ан–□;
о числе: край- □

Нулевые словообразовательные морфемы: нулевой суффикс
Нулевой суффикс в слове свидетельствует о том, что оно образовано бессуффиксальным способом.
Существительные (со значением действия или признака):
бег-Ø-□ от слова бегать, выход-Ø-□ — от выходить, заплыв-Ø-□ от заплывать, синь-Ø-□ — от синий, глушь-Ø-□ от глухой.
Прилагательные: вхож-Ø-ий — от глагола входить, будн-Ø-ий — от существительного будни.

Примеры письменного разбора:

под/окон/ник/
начальная форма подоконник — существительное конкретное ;
окончание нулевое указывает на И./В.п., муж.р.;
основа подоконник;
одноструктурные слова: окон/ц/е, под/локот/ник;
-окон- корень (варианты: окн-//-окон-);
Приставка под-;
суффикс –ник.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Схема морфемного разбора

Тест на тему Морфесный разбор

Тест на тему Морфемика

Тест на тему Морфемика

Тест на тему Нулевой суффикс

Тест на тему Нулевое окончание

#морфемный_разбор
#состав_слова
#РУССКИЙ_ЯЗЫК

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Морфологический разбор глагола

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Основные понятия

Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.

Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.

Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

Начальная (неопределенная) форма.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

План морфологического разбора глагола: памятка

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

Начальная форма (инфинитив).

совершенный (что сделать?);

несовершенный (что делать?).

переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);

непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).

возвратность (возвратный, невозвратный).

изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);

повелительное (что делай?);

условное (что делал бы? что сделал бы?).

время (только в изъявительном наклонении);

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Примеры морфологического разбора глагола

В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.

Пример 1

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?

Морфемный разбор

Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы. Морфема является значимой частью слова, потому что она выражает какое – то значение. Всего в русском языке выделяют 4 морфемы – это корень, приставка, суффикс и окончание.

Пример:

Кот ик и – выделяем три морфемы. Каждая морфема имеет значение:

Корень кот — означает животное

Суффикс — ик – показывает, что речь идет о маленьком коте

Окончание – и указывает на множественное число имени существительного (котиков много, а не один).

Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.

Пример рассуждений:

Ольга переделает 2 домашнее задание.

Итак, в слове четыре морфемы: пере дел а ет

Порядок морфемного разбора (разбора слова по составу):

Помни, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Что такое морфемный разбор глагола

Как сделать морфологический разбор глагола: схема и примеры

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Морфологическим разбором слова называется описание его характеристик как части речи. Специфика этой процедуры в том, что для определения некоторых глагольных характеристик необходимо прибегнуть также к морфемному разбору. Но обо всем по порядку.

Схема морфологического разбора глагола

Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).

Определение части речи

Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.

Определение инфинитива

Инфинитив — это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола. Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?

Описание постоянных признаков

Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Непостоянные признаки

К ним относятся признаки, которые глагол приобретает при словоизменении.

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Нужно знать: Морфология русского языка, что изучает наука.

Глагол в предложении

В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.

Роль морфемного разбора слова

При определении типа спряжения часто возникает путаница, связанная с определением окончания. Это неудивительно: в русском языке есть корни с чередованием гласных и беглыми гласными, в них может выпадать согласный. И глагольным корням это особенно свойственно в процессе как словоизменения, так и словообразования.

Вот несколько примеров:

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.

Примеры морфологического разбора

Для удобства приведем несколько примеров в таблице.

И в ус не дует. (поговорка)Отсель грозить мы будем шведу. (А. Пушкин)Откуда есть пошла Русская земля. (из летописи)Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (пословица)Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин)
ВопросЧто делает?Что будем делать?Что сделала?*Что сделал?Что делай?
ИнфинитивДутьГрозитьБытьВзятьсяХранить
Постоянные признаки: видНесовершенныйНесовершенныйНесовершенныйСовершенныйНесовершенный
возвратностьНевозвратныйНевозвратныйНевозвратныйВозвратныйНевозвратный
переходностьПереходный (дуть что?)НепереходныйНепереходныйНепереходныйПереходный
спряжение12Неправильное12
Непостоянные признаки: наклонениеИзъявительноеИзъявительноеИзъявительноеИзъявительноеПовелительное
времяНастоящееБудущее аналитическоеНастоящее (прошедшее)*Прошедшее
числоЕдинственноеМножественное**ЕдинственноеЕдинственноеЕдинственное
лицо31322
родЖ*М
Роль в предложенииСказуемое простоеЧасть составного сказуемогоЧасть составного сказуемогоСказуемое простоеСказуемое простое
Морфемный разборду-етгроз-и-тьес-тьв-зя-л-сяхран-и

* — глагол быть представлен как часть составного прошедшего времени древнерусского языка — перфекта. Он употреблялся в форме настоящего времени соответствующего лица в паре с «эльным» причастием прошедшего времени, которое со временем и стало современным прошедшим временем, вытеснив все остальные формы (аорист, имперфект и плюсквамперфект). Грамматически перфект представлял из себя состояние, явившееся результатом недавно прошедшего действия. Поэтому вопрос задан не к быть, а ко всей форме есть пошла. Род указан по слову пошла.

** — разбор относится к слову грозить, но вопрос задан ко всей конструкции.

Образец разбора глагола

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Приведем пример классического разбора (как в школе) на примере глагола разбирают.

I. Что делают? Разбирают.

II. Инфинитив — разбирать.

III. Постоянные признаки:

IV. Непостоянные признаки:

V. Скорее всего, в предложении будет сказуемым.

Вы можете исследовать глагол как часть речи сами, это довольно интересное занятие. Но если хотите себя проверить, можете свериться с интернет-ресурсами, где можно сделать морфологический разбор глагола онлайн. И не только его, но и любой части речи. Также неплохую помощь вам могут оказать словари.

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)

Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.

Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть фото Что такое морфемный разбор глагола. Смотреть картинку Что такое морфемный разбор глагола. Картинка про Что такое морфемный разбор глагола. Фото Что такое морфемный разбор глагола

Что такое морфемный разбор

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такие разборы ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Как разобрать слово по составу

Существуют устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого надо изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).

Примеры

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Чашечка.

Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)

-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)

Предзимний

Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).

Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).

Приставка пред- (зимний – пред-зимний).

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *