Что такое мораторий на землю
Ночь, которая изменила Украину. Зеленский и МВФ продавили введение рынка земли
Деньги Украине нужны позарез, поскольку без них страна рискует не справиться с эпидемией коронавируса и экономическим кризисом. Вполне вероятен дефолт, способный обрушить рейтинги власти и лично Зеленского. Этим наверняка воспользуются другие украинские политики, в первую очередь глава МВД Арсен Аваков, который может рассчитывать на установление на Украине «милицейской диктатуры».
Еще в конце 2019 года из-за рассмотрения закона о рынке земли по всей Украине вспыхивали акции протеста. Разные политические силы, националисты и общественные организации выступали против. Однако сейчас в связи с эпидемией коронавируса митинги на Украине запрещены, и у недовольных гораздо меньше шансов выразить свою позицию.
Коалиция «Слуги народа» с Порошенко и Вакарчуком
Фракция пятого президента Петра Порошенко «Европейская солидарность» поддержала законопроект 23 голосами, фракция «Голос» — 13, депутатская группа «Доверие» — 12, внефракционные депутаты — пятью голосами.
Против закона проголосовали фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» и «Батькивщина».
Депутаты от ОПЗЖ, в частности, заявили, что рассмотрение законопроекта проходило с грубыми нарушениями регламента парламента и Конституции. Так, по их данным, в зале присутствовало 126 депутатов при 226 минимально необходимых для работы Рады и принятия решений. Кроме того, в партии отметили, что закон запрещает рассматривать на внеочередном заседании законопроекты, которые ранее принимались и обсуждались в пленарном режиме.
Однако первый вице-спикер Рады Руслан Стефанчук не отреагировал на эти замечания.
Рынок земли приняли, но с рядом компромиссов
Кроме того, банки смогут получать землю в качестве взыскания как предмет залога, однако такие участки должны быть проданы на торгах в течение двух лет.
Также законопроектом предусмотрено, что до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельхозназначения, выделенных в натуре владельцам паев, не может быть меньше их нормативной денежной оценки.
Доступ иностранцев к рынку земли будет зависеть от результатов всеукраинского референдума.
Сколько на Украине земли
На Украине в целом более 60 млн га земли. Из них 42,7 млн га (более 70%) — это земли сельскохозяйственного назначения, и около 40% этих сельскохозяйственных земель — чернозёмы.
Около 7 миллионов человек являются собственниками паёв на сельскохозяйственные земли, которые им выдали после расформирования колхозов. Общая площадь земель в собственности пайщиков — 28 миллионов га, и еще 10 миллионов — государственные сельхозземли (но это с учетом Крыма и Донбасса).
В 2017 году Институт аграрной экономики проводил опрос среди пайщиков, который показал, что около 10% из них хотели бы продать свои паи.
За сдачу в аренду одного гектара земли украинский пайщик получал немного — в среднем около 1600 гривен (около 4100 рублей) в год, хотя цена разнится в зависимости от региона. Нередко в селах плату за аренду выдают натурой — зерном, кукурузой, которые нужно уже самостоятельно продавать.
В соседних европейских странах, по данным Евростата, аренда сельскохозяйственной земли (в частности, пашни) намного выше. В Венгрии — €169 за га, Польше — €235 за га, Болгарии — €240 за га. В странах Западной Европы цена аренды гектара земли ещё выше, доходя до 940 евро за гектар в год в Нидерландах.
Распродажа земли, но у фермеров денег нет
Производством сельскохозяйственной продукции на Украине занимаются 45 000 субъектов хозяйствования, из которых 57% обрабатывают относительно небольшие наделы — до 100 гектаров. Однако значительная часть производства и продажи сельскохозяйственной продукции находится в тени.
Многие фермеры обрабатывают земли и реализуют продукцию, никак не регистрируясь официально, особенно в удаленных провинциях.
Продуктивность же украинской земли с 1990-х годов неуклонно снижается. Почву нещадно истощают такими культурами, как кукуруза, подсолнечник и рапс, которые требуют минимальных денежных вложений при быстрой отдаче.
Иными словами, перед массовой скупкой земель её стоимость будут занижать. Только вот у украинских мелких фермеров нет средств, чтобы выкупить используемые земли даже по низкой цене.
Мораторий на земли с/х назначения для чайников и не только…
Мораторий – без преувеличения самый нашумевший и проблемный вопрос, сопровождающий земельную реформу в Украине. За 15 лет своей истории мораторий стал предметом многих политических манипуляций, породивших стойкие мифы, однако, отодвинувших далеко на задний план сам предмет дискуссий. В результате такие простые вопросы, что именно является предметом моратория, какого количества земель и граждан он касается, какие транзакции происходят с сельскохозяйственными землями при условиях моратория, – вызывают неоднозначные ответы даже среди экспертов. В этой статье мы предоставляем исчерпывающий обзор нынешней ситуации: кого и чего касается мораторий, а также какие формальные транзакции происходят с землями во время действия моратория.
Что такое мораторий
Принятый 18 января 2001 года Закон Украины «О соглашениях относительно отчуждения земельной доли (пая)» № 2242-III установил, что до урегулирования порядка реализации прав граждан и юридических лиц на земельную долю (пай) Земельным кодексом Украины собственники земельных долей (паев) временно не могут заключать сделки по купле-продаже, дарении земельной доли (пая) или другим способом отчуждать эти доли (паи), – кроме передачи их по наследству и при выкупе земельных участков для государственных и общественных нужд. Но принятый 25 октября того же 2001 года Земельный кодекс (№ 2768-III) не только определил срок такого запрета отчуждения до 1 января 2005 года, но и распространил его как на земельные доли (паи), так и на земельные участки для ведения сельского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства независимо от формы собственности. Это и стало называться «мораторием на покупку и продажу земель сельскохозяйственного назначения».
Введенный как временная мера в 2001 году, мораторий продлевался уже 7 раз (в 2004, 2006, 2008, 2010, 2011, 2012 и 2015 годах), и в настоящее время действует до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который должен был бы урегулировать анонсированный еще 18 января 2001 года «порядок реализации прав граждан и юридических лиц на земельную долю (пай)», но даже при этих условиях – не ранее 1 января 2017 года. Итак, законодательство предусматривает не отмену моратория, как обычно говорят, а принятие решения о его продлении или непродлении, а также принятие отдельного Закона Украины об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Сейчас проект закона опубликован на сайте Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.
Мораторий – это отсрочка (до наступления 1 января 2017 г. и вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) реализации права на куплю-продажу или иным образом отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения и изменения их целевого назначения, а также внесение их в уставные капиталы предприятий.
Сколько земель попадает под действие моратория
Для того, чтобы понять, насколько масштабным является мораторий, давайте разберемся, сколько земли подпадает под его действие и какого количества граждан это касается. Согласно законодательству, под мораторий подпадают такие категории земель:
На Графике 1 показано распределение сельскохозяйственных земель в Украине. Диаграмма слева показывает, что всего под мораторий подпадает приблизительно 41 млн. га, что составляет 96% всех с/х земель в Украине. Диаграмма справа уточняет, каким является распределение земель под мораторием по категориям. Как видим, 68% подмораторных земель – это земельные паи, которые находятся в частной собственности. Что же до землевладельцев, которых касается мораторий, то только владельцев паев – 6,9 млн., а это 16,2% постоянного населения Украины. Подавляющее большинство таких владельцев проживают в сельской местности.
График 1. Распределение сельскохозяйственных земель в Украине
Данные: Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра; Государственная служба статистики
Следует отметить, что не все с/х земли подпадают под мораторий; на Графике 1 мы видим, что таких сельхозземель – 1,7 млн. га; это земли в частной собственности, которые находятся в свободном обращении. Под мораторий, например, не подпадают такие категории сельскохозяйственных земель, как для ведения личного сельского хозяйства (кроме «паев»), для ведения подсобного сельского хозяйства, для индивидуального садоводства и др.
Что позволено и что не позволено делать с подмораторными землями
Законодательство позволяет пайщикам сдавать паи в аренду, обменивать на другой земельный участок, а также оставлять пай потомкам в наследство. В то же время им запрещается продавать свои участки, изменять их целевое назначение, вносить права на земельную долю (пай) в уставные капиталы хозяйственных обществ и передавать в залог.
Такие ограничения нарушают конституционные права землевладельцев (а именно статьи 14, 21, 22 и 41 Конституции Украины) и не позволяют им распоряжаться собственностью по своему усмотрению. График 2 показывает динамику транзакций с сельскохозяйственными землями за 2013–2015 годы. Мы можем видеть, что больше всего среди них транзакций аренды; всего за этот период их было проведено 829,7 тыс. и касались они земель общей площадью 3,5 млн. га.
С годами динамика меняется. Так, например, в 2014 году было проведено 565,9 тыс. транзакций аренды площадью 2,9 млн. га. Следует также отметить, что часть земель находится в неформальной аренде. Есть также наблюдение, что после установления минимального срока аренды продолжительностью в 7 лет и повышения земельного налога, регистрации права аренды резко упали – по данным Министерства юстиции, на 80% во 2 квартале 2015 года по сравнению с 1 кварталом того же года (с 179,5 тыс. до 36,3 тыс.); более подробная информация в отчете «Мониторинг земельных отношений в Украине: 2014-2015 гг.». Следует отметить, что в 2013 и 2014 годах количество таких транзакций во 2 квартале было большим, чем в первом квартале, и дело не в сезонности.
По информации Госгеокадастра, по состоянию на 01.07.2015 в Украине было заключено 4,7 млн. договоров аренды сельскохозяйственных земель частной формы собственности (паев) общей площадью 16,6 млн. га (средний размер участка в аренде составлял 3,6 га), т.е. около 54% всех сельскохозяйственных земель частной формы собственности. Кроме того, было заключено 56 тыс. договоров аренды земель государственной формы собственности. Площадь этих земель оценочно составляет 2,5 млн. га.
В наследство за период с 1 квартала 2013 по 3 квартал 2015 года перешло 17,4 тыс. участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 69,3 тыс. га (0,2% частных сельхозземель). Путем транзакций обмена и дарения в этот период сменил владельцев 1041 участок сельхозназначения площадью 1069 га.
Что касается продаж, то в 2014 году общее количество сделок купли-продажи составило 0,03% от всех транзакций. За рассмотренный на Графике 1 период было зарегистрировано 494 транзакции купли-продажи сельскохозяйственных земель площадью 139,6 га, то есть менее чем 0,01% от всех с/х земель частной собственности, не подпадающих под действие моратория.
Под залог сельскохозяйственные земли почти не передавались, кроме редких случаев в 3 квартале 2014 и 2 квартале 2015 года.
График 2. Количество транзакций с сельскохозяйственными землями за 2013 – 3 кварталы 2015 года со сменой владельца/пользователя
Данные: Министерство юстиции Украины
Выводы
В Украине более 96% сельскохозяйственных земель подпадают под действие моратория; ситуация непосредственно касается по меньшей мере 16% граждан. Наибольшее количество подмораторных земель находится в собственности пайщиков – около 68%. Этими землями люди не могут распоряжаться по своему усмотрению.
Мораторий сдерживает развитие сельской местности и сельского хозяйства, поскольку препятствует перераспределению земельных ресурсов к более эффективному собственнику и производителю, снижает цену аренды и доходы собственников (подробнее см. статью «Экономическая отдача сельскохозяйственных земель в Украине и ее распределение»), а также ограничивает доступ к кредитным ресурсам, и поэтому должен быть устранен как можно быстрее.
Для этого разными экспертами сегодня предлагается несколько стратегий: как полная отмена моратория на всей территории Украины, так и разновидности постепенного введения рынка (снятие моратория сначала с земель государственной собственности – около 10,5 млн. га, или снятие его со всех с/х земель, но в пилотных районах – для апробации возможных проблем и особенностей). Еще одной альтернативой является передача вопроса открытия рынка и установления ограничений на рынке земли в полномочия местных (районных) органов власти, как это было предложено в статье «Ограничения на рынке продажи земель сельскохозяйственного назначения: Международный опыт».
Для того, чтобы поставить точку в истории с мораторием, Правительство в соответствии с Законом № 767-VIII от 10 ноября 2015 года должно было до 1 марта 2016 г. внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Будем надеяться, что новое правительство успеет определиться со стратегией и внести соответствующий законопроект в сроки, позволяющие депутатам проголосовать его до 1 января 2017 года.
Денис Низалов, Катерина Ивинская, Сергей Кубах, Олег Нивьевский, Проект «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине»
Предостережение
Авторы не работают, не консультируют, не владеют акциями и не получают финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связаны
Без цели и без средств. Почему земельная реформа на Украине обречена на провал
Согласно законопроекту, до 1 января 2024 года приобретать права собственности на с/х земли смогут граждане Украины и украинские юрлица, а также, в порядке исключения, граждане или компании, в том числе иностранные, которые уже по крайней мере 3 года пользуются украинскими землями (арендуют, например).
Законопроект предусматривает определенные ограничения — в одних руках может быть не более 35% земель территориальной общины и не более 8% области или Крыма; не более 0,5% всех сельхозземель Украины.
Нарушение всех этих ограничений может стать основанием для принудительного отчуждения земель.
В случае продажи земельного участка преимущественное право на его приобретение намерены предоставить арендатору, если он готов заплатить соответствующую цену, а в случае проведения аукциона — если арендатор готов заплатить самую высокую предложенную в ходе торгов цену. Вопрос о земле. Политическая составляющая в Украине
Граждане, которые имеют право постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, а также арендаторы, которые переоформили право постоянного пользования земельными участками, имеют право на выкуп земель в собственность с рассрочкой до 5 лет по цене, равной нормативной денежной оценке участков, без земельных торгов.
Закон вступит в силу с 1 октября 2020 года.
К рынку не готовы
Мораторий на продажу сельхозугодий планировалось вводить как ограничительную меру до разработки нормальной нормативно-правовой базы и создания полноценного рынка земли. За все эти годы навести порядок и полноценно подготовиться к открытию рынка земли так и не удалось. По данным Государственного земельного кадастра, в него внесены данные о 18 млн участков из 25 млн имеющихся. Перед введением рынка нужно завершить инвентаризацию государственных земель.
Продление моратория постоянно аргументировали отсутствием закона «Об обороте земель с/х назначения», а также тем, что землю скупят иностранцы и агрохолдинги, а люди продадут ее по низкой цене.
Однако президент, говоря о различных моделях функционирования рынка земли, акцентировал внимание только на запрете или разрешении покупать земли иностранцам. Офис Зеленского предлагает продавать землю только украинским гражданам и компаниям, владельцами которых являются украинцы. А вопрос покупки земли иностранцами вынести на всеукраинский референдум.
Но успешность земельной реформы и открытия рынка сельскохозяйственных земель, как показывает мировой опыт, в первую очередь зависит не от права иностранцев приобрести сельхозугодья.
Опыт соседей
Показательным будет пример того, как работает рынок земли в соседних с Украиной странах.
В Беларуси, например, крупные массивы сельскохозяйственных земель находятся в собственности государства. В рыночном обороте — лишь участки для ведения личного сельского хозяйства.
В России, о которой президент Зеленский не упомянул, рынок земли закрыт для иностранцев. Иностранцы, лица без гражданства и юрлица, в уставном капитале которых часть капитала иностранных граждан более 50%, могут только арендовать землю. В 1992-94 годах значительная часть с/х земель, ранее находящаяся под колхозами и совхозами, была приватизирована путем предоставления прав бывшим членам этих хозяйств в форме паев. Участки предоставлялись людям в форме коллективной собственности и, как правило, контролировались бывшими колхозами. Если владелец пая хотел создать собственное хозяйство, то должен был отказаться от корпоративной фермы и получить свой собственный участок. По ряду причин из корпоративных хозяйств вышли не многие. Поэтому с/х структура в России не изменилась, и до сегодня доминируют большие фермы. Более 72% с/х земель используется крупными корпоративными хозяйствами. Сельские домохозяйства, как правило, владеют участками 0,43 га в среднем и частью в корпоративном хозяйстве. Минимальный размер участка земли с/х предназначения — 2 га. Максимальный размер устанавливается региональными органами власти, но не может превышать 10% площади с/х территории данного региона. Владельцы с/х земель могут продавать землю по свободной рыночной цене.
В Польше, которую Зеленский ставил в пример украинцам, был самый большой переходной период открытия рынка для иностранцев после вступления в ЕС. В 1991 году был принят закон «Об управлении государственными сельскохозяйственными землями», которым были определены специальные правила по обороту земель с/х назначения. Покупка земли иностранными инвесторами была разрешена только в 2016 году. Это сдерживало рост цены на землю. Орден мертвой свиньи: что объединило аграриев и националистов
Статья 21 Конституции Польши базирует право собственности на землю на семейной форме владения. Семейным хозяйствам принадлежит 80% пахотных земель. Основная часть с/х угодий страны разделена между более чем 3 млн частных хозяйств, максимальная площадь участка в собственности — 500 га. Средний размер фермы в Польше — до 300 га, таких хозяйств порядка 60% и они производят до 20% всей продукции отрасли. Государственную политику в сфере земельных отношений реализует специальное Агентство. Все земельные наделы продаются через аукционы. Причем покупатель-фермер может оплатить только 20% от цены продажи. Остальная сумма выплачивается полугодовыми платежами в течение 30 лет (если создается новое аграрное предприятие) и 20 лет (если модернизируется действующее). Среднегодовой оборот рынка земель составляет 300-400 тысяч гектаров, 80% сделок — до 100 га.
Польское сельское хозяйство в последнее время переживает небывалый расцвет, абсорбируя десятки тысяч соискателей рабочих мест, в том числе и из Украины. Эффективность польской модели подтверждается и высоким уровнем капитализации — средняя цена 1 га земли составляет более 1500 евро. В отличие от Украины, где основным видом права пользования является аренда, в Польше лишь 2% арендованных земель, все остальное — частная собственность.
Земельная реформа в Венгрии стала хорошим примером распределения земли средь населения. Права малых и средних владельцев защищены и не обременены вмешательством государства. Приобрести землю могут только граждане ЕС. Юридическим лицам запрещено покупать землю, за исключением некоторых случаев. Юрлица могут только арендовать земли площадью до 486 га. Физлица должны иметь с/х образование или заниматься фермерством в Венгрии не менее 3 лет. Максимальная площадь «в одни руки» для физлиц — 300 га. Максимальная площадь в пользовании — 1 200 га.
Приватизация стимулировала повышение эффективности использования земельных участков, но значительная часть осталась в госсобственности и сдается только в долгосрочную аренду (до 20 лет) юрлицам.
Ограничения для юрлиц сдерживают рост цен на землю. В то же время государство активно поддерживает малые хозяйства (до 1 га), которые охватывают значительную часть земель.
Из центрального бюджета ЕС выделяются значительные средства на поддержку и стимулирование развития, обновления технологического парка предприятий. Комплексная поддержка помогла Венгрии выйти на новый уровень и свободно конкурировать на рынке ЕС. Мертвая свинья, позор и свитер Шуфрича. Как Верховная Рада землю продает. Обобщение на 14:00
В Молдове земельная реформа началась в 1990 годах после принятия Земельного Кодекса. Были созданы сельские земельные комиссии, которые отвечали за выдачу земельных паев. Паи могли получить члены колхозов, сельхозов и обслуживающий персонал этих хозяйств.
Был обозначен фонд земель, который подлежал приватизации. Горсоветы выдавали акции на право владения. В середине 90-х началось выделение земель. Административная поддержка была слабой, и во многих случаях руководство колхозов работало против реформы.
За 1992-1996 годы менее 10% членов покинули колхозы и основали собственное хозяйство. Вторая волна проходила под влиянием доноров. Была запущена Национальная земельная программа, которая финансируется USAID. С 1997 по 2001 годы было приватизировано более 98% земель из фонда приватизации. Иностранцам запрещено покупать землю. Лицам с двойным гражданством — разрешено. Ограничения касательно площадей «в одни руки» и количества земли в обработке отсутствуют.
Несмотря на наличие земельного рынка в Молдове, назвать эффективным его нельзя. Низкий спрос обусловлен низкой доходностью агробизнеса и сложными кредитными условиями для тех, кто намерен заняться фермерством.
Нет цели и программы
Экономический аналитик Александр Рябоконь считает, что хаотичность попыток нынешней украинской власти в вопросе отмены моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель говорит об отсутствии обдуманной цели и разработанной программы земельной реформы.
«Нет ответа и на вопрос: какая социально-экономическая цель реформы? Если перераспределить землю среди крупных отечественных и, со временем, зарубежных латифундистов, то, действительно, достаточно ввести в действие закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», завершить инвентаризацию земель и упорядочить Государственный земельный кадастр.
Если цель — сформировать широкую и устойчивую сеть мелких и средних фермерских хозяйств, решить вопрос безработицы на селе, то вышеозначенных действий крайне мало. Нужна серьезная и обеспеченная ресурсами государственная субсидионная программа по поддержке оных, как минимум, в среднесрочной перспективе: деньги, производящаяся сельхозтехника, посевной материал, удобрения, страхование, программы выкупа произведенной продукции и пр. Этого нет!», — сказал в комментарии Украина.ру Александр Рябоконь. Устенко: «Продажа земли – это стратегическое решение, и его не отменить»
Вместо этого, отмечает аналитик, обсуждаются преимущественно два вопроса: кто имеет право покупать землю и каковы будут ограничения?
«Опыт восточноевропейских стран, на который и будут ориентироваться, запускавших ранее Украины рынок земли, показывает, что хотя ограничения и влияют на цену земли, но не являются ключевым критерием для успешного результата реформы. Успешными результаты реформ получились в тех странах, где государство, вводя земли в рыночный оборот, позаботилось формированием и поддержкой сети фермерских хозяйств. На Украине же, наоборот, все идет к тому, что государство в состоянии «заботиться» об интересах сугубо крупных игроков земельного рынка, которые и так априори имеют большие преимущества в доступе ко всем видам ресурсов. Безусловно, это отразится и в процессе покупки и использования земельных угодий», — считает Александр Рябоконь.
По его мнению, нынешние законодательные инициативы осуществляются с целью шире «открыть окно» для продажи земель, но при этом не дают четкого ответа на их оценивание.
«Это означает, что земли уйдут с молотка практически по действующим правилам, связанным с нормативной и реальной оценками земли. Ныне нормативная цена земли равна стократному размеру земельного налога за нее, и для ее определения также пользуются нормами еще двух законов — «Об оценке земли» и «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине».
Впрочем, в случае открытия рынка, конкретная цена земли как товара будет определяться конъюнктурой рынка — спросом и предложением. Величина спроса зависит от различных факторов: размера земельного налога, транспортных коммуникаций, электросетей и даже инфляции. На земельную стоимость также влияют снижение доходов фермерских хозяйств, местоположение, плодородие и тому подобное. Оценка участка должно базироваться на результатах геодезических и геологических исследований. Реальная оценка земли вычитается из той ренты, которую приносит данный участок: определяется с учетом денежной суммы, что приносит ежегодный доход (в виде банковского процента). То есть продавец-землевладелец рассчитывает получить, по меньшей мере, такую сумму, которая в дальнейшем принесет доход в виде банковского процента, равнозначного летней ренте с данного земельного участка. В свою очередь покупатель получает не саму землю, а доход, который она должна приносить. Следовательно, цена земли — это капитализированная земельная рента, или рентный доход за определенное количество лет, которым компенсируется сумма сделки», — пояснил Александр Рябоконь.
Как подчеркнул аналитик, здесь важную роль играет возможность государственных органов защитить права тех субъектов, которые покупают землю для реальной ее обработки, кто является сельхозпроизводителем.
«Они должны получить «бронь» и законодательные преимущества перед теми, кто покупает землю с целью получения ренты или перепродажи. Ведь в отличие от иной недвижимости, которую можно построить, землю «построить» дополнительно к той, что уже есть, нельзя. Готово к этому украинское государство? Конечно же, нет! И, к сожалению, перечень открытых вопросов на озвученных выше не заканчивается», — заключил Александр Рябоконь.