святой с песьей головой икона

Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Время: первая половина XIX века.

Где написали икону: Урал, город Невьянск.

Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона

Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.

Источник

Святой мученик Христофор и его иконография

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Иконография святого Христофора в православии

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа. ». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор.

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой мученик Христофор

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Источник

Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником[1]. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.)[2].

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке[7]. В левой руке святой держит крест.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых[8].

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

святой с песьей головой икона. Смотреть фото святой с песьей головой икона. Смотреть картинку святой с песьей головой икона. Картинка про святой с песьей головой икона. Фото святой с песьей головой икона
Святой Христофор (?). Прорись. Первая четверть XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки[12] представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

[1] Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

[2] Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

[3] Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

[4] Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

[5] Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355.

[6] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. Т. 2. М., 1963. С. 235–236.

[7] Гувакова Е. В. Святой песьеголовец – аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? Обзор икон святого мученика Христофора в собрании фонда древнерусской живописи ГИМ // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 143. Забелинские чтения 2003. М., 2004. С. 59.

[8] См.: Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 87. Кат. 21, 23, 79, 80, 83–85, 86, 88, 95, 127, 144.

[9] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 56.

[10] Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231. Кат. 68.

[11] Снигирева Э.А. Указ. соч. С. 59.

[12] Владимирский В., священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *