Что такое морально этические нормы клинического психолога

Этические принципы в работе клинических психологов. практическое 1. Оглавление. Введение 2 Этические принципы деятельности клинического психолога. 3 Заключение 9 Список используемой литературы 10 1 Введение

Этические принципы деятельности клинического психолога. 3

Список используемой литературы 10

В случае серьезных нарушений Кодекса этики может быть поставлен вопрос о привлечении психолога-консультанта к судебной ответственности. Кодекс психологов призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний:»

Следовать этическим принципам для клинического психолога крайне важно еще и по той причине, что клиент не сможет чувствовать себя максимально комфортно и довериться психологу до того момента, пока не будет уверен в том, что вся информация останется исключительно между двумя людьми.

Этические принципы деятельности клинического психолога.

1. Психолог обязан не допускать распространения информации о клиенте в процессе проведения консультаций, тренингов и другой работы с клиентом:

Психолог имеет право нарушать принцип конфиденциальности без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также если это направлено :

— оказание необходимой профессиональной помощи клиентам;

— проведение необходимых профессиональных консультаций;

2. В случае, если психолог заранее знает, что после окончания работы необходимо раскрыть информацию о клиенте, то необходимо предупредить клиента, четко сообщив об объеме и характере раскрываемой информации:

3. Если информация, полученная от клиента, необходима экспертам, она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента.

5. При необходимости, если есть диагностика, консультация, тренинг или другая психологическая деятельность третьих лиц(супервайзеров, вышестоящих, проверяющие и контролирующие инстанции, телевидение и др.) не имеющие прямого отношения к данному мероприятию, психолог обязан уведомить клиента и получить от него (них) согласие на присутствие.

1. Для оказания качественной и высококвалифицированной психологической помощи психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, знакомиться с последними достижениями в области психологии:

Психолог может начать профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методы только после их изучения, то есть обучения, наблюдения и (или) обсуждения компетентными специалистами или методиками в этих областях.

3. Психолог должен четко определить границы своей компетенции и учитывать их при работе с клиентами.
Границы компетентности определяются образованием, формами профессионального развития, соответствующим профессиональным опытом, а также личностными качествами и психологическими особенностями.

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет:

В целях повышения благосостояния народа и общества психолог должен содействовать распространению психологических знаний всеми законными и доступными средствами.

2. Развитие своей профессиональной деятельности, психологическая забота прежде всего о благополучии людей, а не использование полученной информации и своих профессиональных знаний в ущерб себе.

3. Психолог не оставляет клиента.

Психолог прекращает свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент больше не нуждается в его услугах и / или дальнейшая работа не приносит результатов, а продолжение ее может нанести ущерб клиенту.

Перед прекращением работы с клиентом психологу необходимо выяснить текущее состояние клиента и провести соответствующее обучение для

прекращения работы или принятия мер по переводу клиента к другим специалистам.

4. Психолог старается не допускать неформальных отношений с клиентами

В тех случаях, когда психолог не может избежать непрофессиональных отношений с клиентами, он должен быть особенно внимательным и внимательно слушать и смотреть на силу своего влияния:

Психолог должен стремиться избегать непрофессионального контакта с клиентами в ситуациях, которые могут нанести им вред:

И если по стечению обстоятельств психолог не может предотвратить потери от непрофессиональных отношений, то проблему следует решать исходя из интересов клиента и в соответствии с Кодексом этики.

5. У психолога не было сексуальных отношений с клиентами, стажерами или руководителями:

Психолог не принимает в качестве клиента людей, с которыми у него или сексуальные отношения

Принцип благополучия клиента.

1. Цель профессиональных действий психолога-достижение благополучия клиента. Поэтому все работы и методы, используемые при проведении различных психологических мероприятий, основаны на интересах клиента, на проблеме достижения благополучия клиента.

3. Дискриминация в отношении социального статуса, возраста, пола, национальности, религии, интеллекта и любых других различий строго запрещена:

Если у психолога имеются внутренние разногласия с клиентом или негативные убеждения относительно вышеуказанных критериев, то психолог обязан вежливо и корректно отказать клиенту и посоветовать ему другого специалиста.

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, тревога, неприятные эмоциональные переживания и т. д.

3. Чтобы получить согласие клиента на психологическое исследование, психолог должен использовать понятную терминологию и аппелировать терминами, доступными для понимания клиента.

Для этого психолог должен уметь внимательно слушать, находить понятный лексикон для клиента и составлять психологическую структуру для клиента.

4. В процессе своей профессиональной деятельности психолог дает клиенту советы по достижению поставленных целей, но ни в коем случае не дает «советов», так как это тормозит развитие клиента и происходит передача ответственности от клиента к психологу.

Рекомендации должны быть четкими и не содержать очевидно невозможных условий.

5. В ходе исследования психолог должен выявить и подчеркнуть возможности и способности клиента, помочь ему открыть новые горизонты развития.

1. До начала консультирования или других психологических мероприятий психолог должен получить информированное согласие на консультацию, использование понятного для участников языка:

2.Содержание осознанного согласия в целом отражает то, что клиент:

* может дать разрешение;

* согласились на свободное волеизъявление и без давления со стороны;

* Настоящее согласие оформлено надлежащим образом.

3. В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, консультанты получают сознательное разрешение тех, кто несет юридическую ответственность за клиента.

4. В случае инвалидности, подтвержденной документами клиента, психолог обязан::

* информировать его о проводимых вмешательствах в соответствии с его психическим состоянием и особенностями;

* постарайтесь получить его одобрение и учесть личные предпочтения и интересы.

5. В тех случаях, когда психологи консультируют несколько человек, между которыми существуют близкие и / или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, женщины и др.), Он должен сначала объяснить:

* кто является заказчиком

* каков характер взаимоотношений психолога-консультанта с каждым из участников консультации:

Когда психолог сталкивается с потенциально конфликтующими ролями, он должен выбрать одну из них

Принцип денежного вознаграждения.

Все вопросы денежной компенсации как оплаты своей работы психологи определяют на ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но ни в коем случае не до психологического вмешательства.

2.Психолог воздерживается от получения подарков и услуг от клиентов за их помощь, так как эта практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и обесценивания профессиональных отношений:

Специальная профессиональная информация может вселить в человека страх или недоверие, тем самым еще больше углубить психологическую проблему человека, отпугнуть его от обращения к психологу.
2. При популяризации психологии необходимо предоставлять людям достоверную информацию о возможностях методов практической психологии:.

Клиническому психологу необходимо следовать этическим принципам для того, чтобы клиент чувствовал себя комфортно на протяжении всей терапии. Это способствует большей расположенности клиента к психологу, отсутствию зажатости во время психотерапии и скорейшему устранению всех жалоб клиента. С психологом, следующим этическим принципам, клиент чувствует себя защищенным, имеет возможность в большей степени довериться психологу, не задумываясь о последствиях, поделиться всеми присутствующими проблемами и опасениями, зная при этом, что все сказанное им останется исключительно между двумя людьми.

Источник

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Сам род занятий психологов требует, чтобы они всегда помнили об этических вопросах и в своей работе руководствовались определенными этическими принципами. Психолог, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом.

Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психолога. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

Для современных психологов, реализующих знания в различных областях психологической науки, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа. Это относится и к психологам-практикам, и к психологам-теоретикам, разрабатывающим методологию науки, и, к организующим исследования, экспериментаторам.

Термином «профессионально-этические принципы» определяется необходимость связи между высоким профессионализмом и этическим уровнем работы психолога.

Принципы сформулированы так, чтобы помочь психологу определить свою позицию в вопросах этики, защитить клиентов и испытуемых, отдельных лиц или групп от неправильного или вредного воздействия, а так же помочь служить основой для сохранения доверия в психологической практике и теории.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи должны руководствоваться Этическим Кодексом, который непосредственно касается его основного вида деятельности. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи в профессиональной деятельности должны выбирать соответствие более высоким стандартам. За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса речь может идти о привлечении психолога-консультанта к суду.

Этический кодекс психолога-консультанта РФ

Этический Кодекс психологов призван:

— оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;

— защищать психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций;

Психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Психологи должны осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов. В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты должны делать все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

Психолог, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

Психологи должны наделять своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

4. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Так же в Кодексе оговорены правила касающиеся таких тем, как посягательства на честь и достоинство клиентов, отношение к личным проблемам; ненанесения вреда; неправильное использование психологических знаний; неправильное использование психологами-консультантами результатов их работы; вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты труда психологов-консультантов; вопросы публичного выступления и публикаций и другие.

Заключение

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Speciality Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

Источник

Этические принципы в деятельности клинического психолога.

Любой психолог должен соблюдать моральные принципы и нормы, значимые для всего научного сообщества. Это, прежде всего, честность и корректность при сборе экспериментальных данных, отказ от поспешных выводов на основе непроверенных результатов, отстаивание своих взглядов в аргументированной полемике с любыми научными авторитетами, категорический отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, беспристрастность, самокритичность и корректное отношение к мнению других.

Интенсивно работая в сфере практики, психологи неизбежно сталкиваются с решением различных этических проблем, с необходимостью понять, какими принципами и нормами они должны руководствоваться в своей практической деятельности. В настоящее время в России и за рубежом уже существует в законченном виде или находится в стадии разработки целый ряд этических кодексов. Все этические кодексы содержат ряд общих положений. Это, прежде всего:

· профессиональная компетентность психолога.

· принцип уважения личности клиента.

· Принцип ненанесения ущерба клиенту.

— Принцип профессиональной компетентности означает для клинического психолога наличие не только соответствующей теоретической подготовки, но и обязательного опыта практической работы в области клинико-психологической диагностики, психологической экспертизы, восстановительного обучения или психотерапии под руководством квалифицированных специалистов. Клинический психолог должен не только владеть соответствующим методическим арсеналом и способностью к корректной интерпретации полученных с его помощью данных, но и стремиться совершенствовать свои профессиональные навыки. Специфика сферы деятельности клинического психолога, необходимость постоянного общения с больными, зачастую страдающими весьма тяжелыми психическими и поведенческими расстройствами, или с психически здоровыми людьми, отягощенными разнообразными эмоциональными и личностными проблемами, предъявляет особые требования именно к профессиональной компетентности психолога. Высокий профессионализм не только позволяет клиническому психологу оптимизировать оказание помощи его клиентам и пациентам, но и даст ему возможность должным образом заботиться о сохранении собственного психического здоровья, предотвращать возникновение перегрузок, стрессовых реакций, «синдрома сгорания».

— Принцип уважения личности клиента также является обязательным и крайне важным для клинической психологии. Любой клинический психолог должен в своей профессиональной деятельности стремиться реализовать максимально деликатное, щадящее отношение к пациенту. Даже работая с больным, страдающим слабоумием, желательно все-таки стремиться доступно объяснить ему цель и смысл общения с психологом, ту пользу, которую больной может для себя извлечь из такого общения. Некорректная организованность, невыстроенность системы этических норм и соответствующего аспекта реальных взаимоотношений психолога с конкретным клиентом ведет, как минимум, к уменьшению эффективности психологического воздействия, а также может быть источником тяжелых психических травм как у клиентов, так и у самих психологов, если они оказываются недостаточно квалифицированными в этой части своей профессиональной подготовки. Недопустимость каких-либо форм дискриминации и эксплуатации в отношениях клинического психолога и клиента подразумевает уважение личности не только клиента, но и психолога, в частности, необходимость «выстраивания» адекватной дистанции в межличностных отношениях с больными и их родственниками.

— Принцип ненанесения ущерба также воспринят клинической психологией из медицинской традиции (см. модель Гиппократа). Несмотря на многовековую историю вопроса, врачи и философы, размышляющие над проблемами медицинской этики и деонтологии, и сегодня спорят о некоторых аспектах этого принципа. Клинические психологи должны хорошо понимать, что в процессе их взаимодействия с клиентами или пациентами могут иногда возникать ситуации, утяжеляющие эмоциональное состояние последних. Например, при проведении нейропсихологической диагностики, когда исследуется состояние различных высших психических функций, пациент, обладающий высоким образовательным уровнем, социальным статусом, с соответствующей самооценкой вдруг видит, что не может справиться с выполнением простых заданий (запомнить несколько слов, объяснить содержание сюжетной картинки, нарисовать куб). Подобная ситуация, невольно «объективирующая» для больного его когнитивную несостоятельность, может оказаться, по сути, глубоко психотравмирующей. Клинический психолог должен обладать информацией о правилах поведения в подобных ситуациях, учитывать возможную нестабильность эмоциональной сферы лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, повышенную «реактивность» и чувствительность «пограничных» личностей.

— Важность соблюдения принципа конфиденциальности в практической деятельности клинических психологов особенно велика. Так, профессор Е.Т.Соколова, обсуждая в одной из своих монографий этические аспекты работы психотерапевта, пишет о том, что «соблюдение конфиденциальности само по себе служит мощным терапевтическим средством восстановления и укрепления разрушенных эмоциональных связей и отношений с людьми. Уверенность в соблюдении терапевтом принципа конфиденциальности возвращает пациенту доверие, позволяет становиться более открытым (. ), ведет к уменьшению излишней тревожности, облегчает развитие “рабочего альянса” с терапевтом». К сожалению, в последнее время в ряде публикаций в прессе, в телепередачах иногда имеют место случаи разглашения сугубо конфиденциальной информации (например, сообщение данных якобы патопсихологических заключений по результатам обследования известных общественных деятелей и т.п.). Подобные казусы должны заставить задуматься о профессиональной этике не только психологов, но и журналистов. Поэтому клинический психолог должен обязательно тщательно продумать, какую информацию и в какой форме он может сообщить своему клиенту, пациенту, его лечащему врачу, родственникам и т.п. По всей видимости, некоторые необходимые отступления от принципа конфиденциальности могут делаться лишь на основе добровольного и информированного согласия клиента.

— Клиническим психологам запрещается использовать обсуждение психологических процедур, методик и других средств, а также примеров из своей практики в лекциях или публикациях с целью рекламы своей деятельности. Клиническим психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним пациентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Не разрешается клиническим психологам принимать публичные похвалы за успешно оказанные услуги или допускать публикации, служащие фактически рекламным целям, в устном, письменном или изобразительном виде.

— Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения (например, сексуальные отношения). Если психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению или даже представляют собой риск для клиента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению работы с клиентом, что может отрицательно сказаться на его состоянии, он должен обеспечить продолжение работы с клиентом.

Специфические этические вопросы клинической психологии.

Источник

Этические стандарты педагогов-психологов

1. Психологи вносят свой вклад в улучшение условий жизни людей и качества жизни путем исследований и распространения психологических знаний, а также практического применения этих знаний.
2. Обладая этими знаниями, психологи в силу своей профессии могут способствовать благоприятным переменам у отдельных лиц, групп и организаций. Лица и группы, с которыми психологи вступают в профессиональный контакт, часто оказываются в жизненной ситуации, которая может ограничить возможность их оптимального существования и которая делает их уязвимыми и зависимыми.
3. Этические стандарты сформулированы так, чтобы:
— помочь психологам определить свою позицию в профессиональных вопросах;
— защитить клиентов и испытуемых (отдельных лиц или группу) от неправильного и/или вредного воздействия;
— служить основой для сохранения доверия в психологической практике и исследованиях.
4. Этические стандарты представляют собой систему формальных ситуаций, регулирующих профессиональную деятельность психологов во всем многообразии возникающих в ней отношений: с детьми, их родителями, взрослым клиентом, педагогами, коллегами, студентами и т.д.
5. Этические стандарты обязательны для всех психологов Республики Беларусь, практикующих в какой-либо из видов психологической профессиональной деятельности: психологическая практика, научные исследования, преподавание психологии.
6. Этическими стандартами следует также руководствоваться в ситуациях, которые нельзя охарактеризовать непосредственно как психологическую профессиональную деятельность, но в которых участвуют психологи и которые основываются на использовании профессионального психологического образования.
7. Этические стандарты охватывают важные аспекты рабочей ситуации и профессиональной деятельности психолога. Они объединены в девять разделов, которые освещают основные принципы поведения. Данные разделы не следует рассматривать как охватывающие все ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной психологической деятельности.
8. Профессия психолога постоянно развивается; в нее непрерывно привносятся новые знания и методы. Однако разделы кодекса должны отражать основные личные и общественные вопросы и, следовательно, обладать определенной стабильностью.
9. Работа психолога зачастую подразумевает оказание глубокого влияния на других людей. Поэтому специальные требования к этическим стандартам являются существенными. Однако многие профессиональные задачи психологов невозможно регулировать формальными правилами. Следовательно, жизненно важное значение имеют индивидуальная сознательность психолога, его чувство ответственности и профессиональная компетентность.
10. Психологи всегда придерживаются требований этических стандартов и не позволяют оказывать на себя давление, ведущее к его нарушению.
11. Один, из основных принципов Профессионального кодекса психологов заключается в том, что все люди имеют право на личную неприкосновенность и на то, что она не будет нарушаться. Профессиональная деятельность психологов осуществляется в соответствии с этим принципом. Поэтому психологи соблюдают особую осторожность в отношении тех аспектов своей работы или своей личности, которые могут представлять собой угрозу принципам уважения личной неприкосновенности.
12. Психологи работают на основе научных знаний и подтвержденного опыта с целью углубить представления людей о самих себе и способствовать самоопределению личности. Они работают для того, чтобы улучшить условия жизни людей и устранить или уменьшить человеческие страдания. Психологи несут особую ответственность за тех, кто не в состоянии добиться для себя подобающей жизни.
13. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в своей области и постоянно повышать свою компетентность. Психологи стремятся осознавать свои собственно профессиональные и личные сильные и слабые стороны, чтобы реально оценить, какие задачи они смогут взять на себя, а какие не смогут.
14. Психологи информируют пользующихся их услугами, когда это необходимо, о требованиях, предъявляемых этическими стандартами. Психологи должны удостовериться, что в условиях их работы нет ничего, что помешало бы им выполнять требования, предъявляемые этическими стандартами психологов.

1. Психологи несут личную ответственность за последствия своей работы и должны удостовериться, насколько возможно, что их услуги не будут использованы неподобающим образом.
2. Психологи заботятся об интересах лиц-участников исследований и лиц-заказчиков, пользующихся услугами. Соображения в пользу клиентов и участников исследований имеют преимущество перед соображениями в пользу личных и коллегиальных интересов психологов.
3. Психологи воздерживаются от каких-либо действий или заявлений, угрожающих неприкосновенности любого лица. Психологи несут ответственность за то, чтобы их знания не использовались в целях оскорбления, угнетения или подавления личности.
4. Психологи, обучающие других методам психологической работы, несут ответственность за разъяснение сильных и слабых сторон этих методов, а также их возможного этического значения.

1. Психологи работают в соответствии с научными принципами и обоснованным опытом, чтобы постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности.
2. Психологи рассматривают тип и уровень стоящей перед ними задачи в свете своей компетентности. Если психологи считают свою компетентность недостаточной, они передают задачу другим или стараются получить указания. Если психологи отказываются от задачи из соображений компетентности, они отвечают, насколько это возможно, за то, чтобы задача была выполнена каким-либо иным способом.
3. Психологи специально предупреждают, если они применяют методы, устройства и технику, находящиеся еще в стадии испытания и не отвечающие нормальным методологическим стандартам или которыми они еще не до конца овладели.
4. Психологи должны быть в курсе научных и профессиональных исследований в сфере их деятельности.
5. Психологи не публикуют в целях личной или материальной выгоды работы, которые они не считают обладающими достаточно высокими качествами.
6. Психологи рассматривают сильные стороны своей личности и пределы своих возможностей в соответствии с характером стоящей перед ними задачи.
7. Если психологи имеют личные проблемы, оказывающие влияние или прямо препятствующие выполнению их профессиональных обязанностей, они обращаются за профессиональной помощью, чтобы принять правильное решение.

4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

1. Психологи уважают личную неприкосновенность человека и заботятся о том, чтобы защитить право клиента на самоопределение.
2. Психологи информируют клиента о планируемых мероприятиях наиболее понятными способами, чтобы клиент мог решить, желает ли он принять в них участие или нет (информация о согласии).
3. Участие клиента в отношениях с психологом является добровольным. При работе с детьми, пациентами с серьезными расстройствами и душевнобольными людьми (т.е. в крайних случаях) допускаются отклонения от принципа добровольности участия с учетом соответствующих законодательных норм, но при этом в любом случае следует стремится к установлению с клиентом отношений взаимного сотрудничества.
4. Работая с клиентами, подозреваемыми в правонарушениях или совершившими их, психологи четко осознают свою роль и в психологических заключениях делают вывод о том, каким образом повлияет на клиента возникшая ситуация и принесут ли предлагаемые меры наказания ожидаемый эффект. Следует избегать ситуаций, в которых клиента принуждают сообщать что-либо против его воли или пытаются получить материал, в котором нет срочной необходимости применительно к данной ситуации.
5. Психологи не принимают участия в действиях, целью которых является:
— путем физического или психологического принуждения (идеологической обработки, «промывания мозгов», пыток) либо путем угрозы их применения заставить кого-либо сообщить информацию или сделать признание;
— оказать на кого-либо давление, чтобы заставить рассказать о своей или чьей-либо жизненной философии, политических, религиозных или этических убеждениях, заставить отвергнуть или изменить их.
6. Психологи активно пытаются предотвратить использование психологических знаний в действиях, упомянутых в пункте 5, независимо от того, какова их декларируемая цель.
7. Если психологи берут на себя профессиональную ответственность за работу с клиентом или уже начали ее, они тем самым обязуются перед ним довести свою работу, насколько это возможно, до конца. В противном случае они передают клиента другому компетентному лицу и только после этого снимают с себя ответственность. Психологи ответственны за клиента до тех пор, пока тот(те), к кому отсылают клиента, не возьмет на себя ответственность за дальнейшую работу с ним.
8. Психологи стараются осознавать свои собственные потребности, отношения, мнения и свою роль во взаимоотношениях с клиентом. Они не используют свою силу и положение для получения недозволенной или необоснованной выгоды от того, что клиент зависит от них и доверяет им.
9. Психологи избегают установления с клиентом любых отношений, выходящих за рамки его профессиональной деятельности, если есть вероятность, что эти контакты могут стать помехой в его профессиональных отношениях с ним.
10. Психологи не взимают платы за консультации и не устанавливают клиентурных отношений со студентами, которых они обучают или собираются экзаменовать.
11. Между психологами и клиентами не должно быть сексуальных отношений.
12. Во всех случаях психологической деятельности финансовые условия оговариваются заранее.
13. Если есть возможность получить необходимую психологическую помощь из общественных источников, за которую клиент не должен платить или которую может получить дешевле, психологи информируют об этом своего клиента.
14. Психологи не извлекают преимуществ из своего положения или из доверия к их профессии для получения консультационной работы или привлечения клиентов.
15. Психологи воздерживаются от ненужных обследований.

1. От психологов требуется уважение конфиденциальности в отношении того, что им сообщается в процессе их работы или что они узнали при этом о частной жизни или жизненных обстоятельствах людей. Это относится также к самому факту отношений с клиентом.
2. Психологи не сохраняют конфиденциальность в трех случаях:
— если они тем самым наносят вред клиенту;
— чтобы предотвратить явную опасность для клиента или других людей;
— если сами клиенты просят, чтобы информация была передана конкретным людям или учреждениям.
В первом и втором случаях предполагается, что информация будет передана только тем лицам, которые могут предпринять в данной ситуации адекватные меры.
3. Психологи, работающие в одной группе, могут с согласия клиента передавать информацию о клиенте другим членам этой группы, если это делается в интересах клиента.
4. Психологи не наводят справки о клиенте без его согласия. Они довольствуются лишь той информацией, которая необходима для выполнения данной задачи.
5. Когда психологи получают указания относительно клиента, им следует соблюдать конфиденциальность, т.е. избегать упоминания имен или идентифицирующей информации до тех пор, пока это не будет абсолютно необходимо.
6. Психологи, использующие информацию о клиентах при обучении, в публикациях и пр., должны удостовериться заранее, что на это имеется согласие того(тех), о ком эта информация, и что материал представлен достаточно анонимно.
7. При документальном оформлении своей работы психологи включают в состав подготавливаемых документов только необходимую информацию.
8. Письменные документы, результаты обследований, магнитофонные записи и другие материалы, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить к ним доступ в настоящем или в будущем лиц, не имеющим на то полномочий.
9. Для обеспечения конфиденциальности в связи с психологическим обследованием психологи должны позаботиться о специальной договоренности с лицами, пользующимися их услугами, или о том, чтобы в указании для психолога, отвечающего за этот материал в учреждении, было оговорено:
— каким образом следует осуществлять эту ответственность;
— кто будет иметь доступ к этому материалу;
— как долго этот материал будет храниться;
— как передать эту ответственность другим в случае смены персонала (это относится также к материалу, заносимому в компьютер).
10. В случае записи на магнитную или видеопленку, фотографирования или съемок фильма согласие клиента (участника исследований) является обязательным. Для демонстрации, прослушивания или другого использования материалов требуется дополнительное письменное разрешение, из которого было бы ясно, где, когда, для кого и в какой форме может быть использован соответствующий материал. Требуется включить сюда также информацию о том, сколько времени может храниться этот материал.
Ответственный за записанный материал должен проследить за соблюдением этих правил. Если ответственное лицо больше не в состоянии выполнять эти функции, оно должно определить, следует ли уничтожить материал, или передать ответственность кому-либо другому.
Если клиенты или участники исследований не достигли совершеннолетия либо считаются неспособными позаботиться о себе, психологи получают вышеуказанное разрешение от родителей или опекунов.
11. В случае необходимости психологи информируют заказчиков и клиентов о правилах соблюдения требований конфиденциальности для психологов.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Психологическое обследование планируется на основе хорошо сформулированной проблемы и после рассмотрения подходящих методов и альтернативных процедур.
2. Психологи заботятся о том, чтобы психологические приемы и методы не описывались в открытой печати, в результате чего может снизиться их полезность.
3. Психологи самостоятельно выбирают методы работы.
4. Если психологи применяют компьютеризованную методологию оценки и интерпретируют тесты, они должны убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки.
5. Психологи стремятся формулировать свои заключения таким образом, чтобы их нельзя было превратно понять или использовать. Заключения следует формулировать так, чтобы они были понятны заказчику.
6. В заключении должна содержаться лишь та информация, которая относится непосредственно к данному вопросу и которая необходима для его практического решения, так как заключение или другой письменный документ являются основой практического решения вопроса.
7. В заключениях психологи высказывают свои собственные суждения и сами делают выводы, не оставляя это другим. Тексты заключений должны содержать оценки уверенности в суждениях, на основе которых составляются эти заключения. В заключениях должно быть также ясно сказано, возможны ли другие интерпретации и оценки. Психологи должны с большой осторожностью использовать высказывания, относящиеся к норме и патологии.
8. После окончания исследования психологи в понятной форме информируют клиента о своих мнениях и о содержании соответствующих заключений. Исключение составляют два случая:
— когда возраст клиента, его состояние и т.д. делают невозможным сообщение этой информации;
— когда клиент доверил получение этой информации другому лицу.
9. Психологи не дают индивидуальных советов и/или не высказывают суждения, если не обладают полученными из первых рук сведениями о клиенте или незнакомы с ситуацией, в которой он находится. Это ограничение не относится к ситуациям формального или общеконсультативного характера.

7. ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

1. Когда психологи делают заявления как специалисты, они стремятся к объективности и точности.
2. Психологи информируют о психологической профессиональной деятельности таким образом, чтобы избежать неправильного понимания или ущерба для данной сферы деятельности.
3. Психологи не комментируют публично критику, высказанную клиентом при помощи средств массовой информации, если это противоречит правилам конфиденциальности, высказанным в разделе 5.
4. Психологи избегают делать публичные заявления, выглядящие как самореклама.
5. Предлагая свои услуги, психологи дают лишь следующую информацию:
— имя;
— адрес;
— номер телефона;
— образование;
— звание;
— часы работы.
В объявлении о проводимых учебных курсах может содержаться информация, разъясняющая содержание и цели курса.
6. Психологи, публикующие советы в печати в специальных колонках или где-либо еще, дают эти советы только в общей форме, 7. Психологи публикуют под своим именем только ту работу, которая полностью проделана ими или в которую они внесли существенный вклад.
8. Психологи не запрещают и не препятствуют публикациям с критикой их работы.

8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Психологи присваивают только такие звания, на которые они имеют право в соответствии со своим образованием, полномочиями и положением.
2. Психологи уважают профессиональную компетентность, обязанности и ответственность коллег и представителей других профессий.
3. Психологи делают доступными для коллег обоснованные психологические методы, технику и открытия в области психологии. Единственным исключением являются вопросы, регулируемые законом об авторских правах.
4. Психологи воздерживаются от необъективных суждений о коллегах и их работе, но они могут выступать с обоснованной критикой.
5. Психологи, узнавшие о том, что их коллега нарушил этические принципы психологов, пытаются в первую очередь исправить ситуацию вместе с данным коллегой. Если это не удается, они ставят его в известность, что намерены выступить с критикой в его адрес. Если это предупреждение не приносит приемлемых изменений, они выступают с критикой.
6. Если психологи внутри одной организации критически относятся к методам работы данной организации, они пытаются оказать влияние на организацию и добиться изменений.
7. Если условия найма психологов приводят к невозможности соблюдения интересов клиента, это разъясняется всем заинтересованным сторонам.
8. При работе с клиентами психологи пытаются осознать, могут ли они использовать знания, технические и административные возможности других профессиональных групп на благо клиента.
9. Психологи всегда дают адекватную информацию лицам, пользующимся их услугами, и/или персоналу, которого касаются этические нормы и правила, регулирующие работу психологов.
10. Если психологи консультируются с клиентами или лицами, оплачивающими услуги, которые уже имеют профессиональные отношения с другим психологом или коллегой — представителем другой профессии, они договариваются с клиентом о том, что вовлеченное лицо должно быть поставлено в известность, что клиентурные отношения могут быть установлены только после того, как предыдущие консультации будут закончены и дано профессиональное заключение.
11. Прежде чем вступить в контакт с теми лицами, кто консультировал или будет консультировать клиента, психологам следует позаботиться о согласии на это клиента.

1. Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни.
2. Планируя исследования, психологи оценивают, отвечают ли последние требованиям профессиональной этики.
3. Психологи имеют обязательства по отношению к тем, кто является предметом/ участником в их исследованиях.
4. Психологи отвечают за то, чтобы их исследования проводились в соответствии с научной практикой.
5. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что либо факт сбора информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие базу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.
6. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.
7. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе, ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем.
8. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.
9. Получая информацию о согласии клиента участвовать в программах исследований, психологи должны обратить особое внимание на то, не находятся ли участники исследований в состоянии зависимости от них.
10. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают от них, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.
11. Испытуемых заранее информируют о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. По возможности, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.
12. Психологи разъясняют значение своих результатов участникам исследований и другим лицам (или учреждениям), которых непосредственно затрагивают результаты исследования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *