Что такое мораль и что такое этика
Этика
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Этика и мораль как предмет этики
Что такое мораль (нравственность)?
Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.
Мораль, нравственность — гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль — это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.
Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.
Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.
Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанным взглядам на мораль.
Таким образом, общий анализ морали обычно сводят к двум категориям: моральное (нравственное) измерение личности и моральное измерение общества.
Моральное (нравственное) измерение личности
Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.
Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве разума над страстями. Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если человека называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком—то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий. Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.
Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении, эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.
Царствовать над своими страстями и управлять ими — не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть связанными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотношение разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое соотношение.
Этика и мораль
Мораль — перечень тех действий и бездействий (вместе с сопутствующими этим действиям и бездействиям условиями и ситуациями), которые считаются допустимыми и правильными в данном обществе.
Например, аморально сидеть на берегу реки и не пытаться спасти тонущего человека, однако если у Вас сломаны обе ноги, Вас никто не осудит за то, что Вы не помогли утопающему.
У государства, приговаривающего человека к смертной казни и убивающего его, Мораль на высоте (даже когда в ходе войны гибнут тысячи его сограждан), а человек, который спит с чужой женой — аморален.
Говоря более точно, мораль — это просто мнения, циркулирующие среди людей, причем это МНЕНИЯ О ФАКТАХ.
Мораль и этика — не одно и тоже, это совершенно разные понятия, хотя толковый словарь утверждает обратное (там этика фактически приравнивается к морали).
Давайте посмотрим, чем на самом деле является Этика и что это такое.
ЭТИКА — соответствие Декларируемых Намерений и Действительных Намерений.
Т.е., если человек говорит, что он убьет соседа и убивает его — он этичен в этом. А вот человек, который оправдывается перед другом и говорит, что он «хотел, но не смог прийти, т.к. был вынужден идти в магазин» — неэтичен, т.к. он лжет: оправдание — это ложь с целью сокрытия Действительного Намерения, такому парню не присуща этика в этот момент.
Предположим, что перед нами — этичный человек (у него есть Этика).
ИСТИНА: Чем в большей степени отличается Этика человека от Морали, тем в большей степени человек отделяет себя от общества, если он этичен.
Поскольку население этой планеты в большинстве своем не знает, что такое Этика, что такое Действительные и Декларируемые Намерения, мы имеем ситуацию, в которой из двух людей с одинаковыми Действительными Намерениями хуже всего придется этичному человеку — т.е. тому, кто не лжет. Неэтичный же человек, вполне возможно, даже сумеет благодаря своей лжи «выйти сухим из воды», поэтому быть этичным здесь и сейчас можно лишь будучи Мудрым (т.е. способным не попадать в неприятности). Если же человек просто умен (т.е. способен найти выход из любой ситуации), его этичность при возникновении у него неприятностей может быть использована против него и, скорее всего, перед этим парнем встанет выбор: или остаться этичным и проиграть, либо выиграть, отбросив этику в сторону (и он ее, скорее всего, отбросит).
Итак, если Вы попытаетесь быть Этичным, т.е. перестанете врать и не будете скрывать Ваши Действительные Намерения, Вас ждет два варианта развития событий:
б) если Ваши действия не являются аморальными, Вас начнут сторониться те люди, с которыми Вы раньше общались благодаря Вашей лжи и их вере (!) в эту ложь.
Рядом останутся только те, кого устраивают Ваши Действительные Намерения, а также те, на чью ложь, т.е. неэтичность (и, естественно, на чьи попытки Вами манипулировать!) Вы будете смотреть «сквозь пальцы» и чью неэтичность Вы не станете разоблачать и на нее им указывать.
А если Вы начнете указывать оставшимся рядом людям на их неэтичность и разоблачать ее, рядом с Вами останутся только те люди, которые имеют осознанные Действительные Намерения, совпадающие с Вашими.
Таким образом, Вы можете потерять всех Ваших знакомых и друзей, а вместе с ними уйдут в небытие все Ваши проблемы, которые Вы имели при содействии этих ребят. И единственное дальнейшее действие, которое следует сделать, если хотите оставаться этичным — это поиск этичных людей или превращение обычных людей в более этичных.
Быть ЭТИЧНЫМ — это очень не просто, и появляется вопрос: а зачем вообще нужна человеку Этика?
Дело в том, что существует такое понятие, как Целостность.
ЦЕЛОСТНОСТЬ — это отсутствие внутренних противоречий у человека.
Верно и такое определение:
ЦЕЛОСТНОСТЬ — это результат достижения человеком Этичности по отношению к самому себе, это наличие у него внутренней Этики; «быть целостным» — значит «быть внутренне этичным».
Вот Вам почти все «секреты» об Этике и Морали.
2. Этика и мораль как предмет этики
2. Этика и мораль как предмет этики
Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.
Различные философские школы и мыслители давали на него самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.
Мораль, нравственность – гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль – это не просто то, что есть. Она, ско–рее всего, то, что должно быть.
Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.
В результате некоторые исследователи сравнивают фило–софов-моралистов с архитекторами, профессиональное при–звание которых заключается в том, чтобы проектировать, соз–давать новые здания.
Существуют некоторые самые общие характеристики мо–рали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.
Эти определения в большей мере соответствуют общеприз–нанным взглядам на мораль.
Мораль же предстает в двух различных обликах:
1) как характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта);
2) как характеристика отношений в обществе между людь–ми, сумма моральных правил («не лги», «не кради», «не убий»).
Таким образом, обычно сводят общий анализ морали к двум категориям: моральное (нравственное) измерение лич–ности и моральное измерение общества.
Моральное (нравственное) измерение личности Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем то–го, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах ви–новности и ответственности. В «Жизнеописаниях» Плутарха есть пример, который подтверждает это.
Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве ра–зума над страстями. Мораль, как показывает этимология сло–ва, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если чело–века называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий Значение морали как качественной определенности человече–ской души обосновал Аристотель.
Разум дает возможность человеку верно, объективно, взве–шенно рассуждать о мире. Иррациональные процессы проте–кают иногда независимо от разума, а иногда зависят от него Они протекают на вегетативном уровне.
Они зависят от разума в своих аффективных, эмоциональ–ных проявлениях. В том, что связано с удовольствиями и стра–даниями. Аффекты (страсти, желания) могут возникать с уче–том приказов разума или вопреки им.
Таким образом, когда страсти в согласии с разумом, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. В другом случае, когда страсти господствуют над человеком, мы имеем порочный строй души.
Мораль можно при этом рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противо–стоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность, главным обра–зом, конечно, сдержанность в отношении аффектов, эгоисти–ческих страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетель–ствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.
Но не следует думать, что аскетизм является главной мо–ральной добродетелью, а многообразие чувственной жизни – тяжелым моральным пороком. Царствовать над своими стра–стями и управлять ими – не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть свя–занными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотноше–ние разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое со–отношение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Эстетическое чувство и мораль
Эстетическое чувство и мораль Китайцы всегда восторгались прекрасным и находили его в растениях, музыке, поэзии, литературе, вышивке, живописи, фарфоровых изделиях. Практически повсеместно разводили цветы, поскольку почти при каждом доме был хотя бы небольшой садик.
Мораль
Мораль Тот, кто еще греховен, нуждается в морали. Пико делла Мирандола, итальянский мыслитель эпохи Возрождения А кто, собственно говоря, не греховен? – хочется спросить уважаемого мыслителя. То-то же… Помните, как Христос просил кинуть в Него камень того, кто без греха?
Глава 8 Мораль и культура
Глава 8 Мораль и культура Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И. Кант 8.1. Природа морали Место морали в системе культуры
8.5. Мораль и общество
8.5. Мораль и общество Вместе с тем мораль в строгом смысле слова надо отличать от тех идеологических воззрений и построений, которые вырабатываются в каждом обществе с целью оправдать существующее положение вещей и с помощью возвышенных понятий дать им санкцию.
Революция и мораль
Революция и мораль Россия вступала в новый век, до предела наполненный катастрофами, и врачи оказались непосредственными участниками событий. Большинство из них состояли на государственной или земской службе и поэтому обязаны были работать в очагах военных конфликтов
3.12. Бес-субъектная мораль
3.12. Бес-субъектная мораль Если мораль бессубъектна, то это совсем не значит, что у нее нет субъекта. Бес ее субъект. Бессубъектного же беса еще никто не видел ни спереди, ни сзади.Мораль, может быть, еще и существует, но как рыба на берегу. Мораль есть, да «воды» для нее нет.
1. Мораль и политика
1. Мораль и политика Политическая этика – это особенная составная часть обще–ственной нравственности, социальной этики. Она начала скла–дываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинте–грации ранее сплоченного социума и возникновения функциональных
2. Этика и мораль как предмет этики
2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопрос самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена.
32. Мораль и политика
32. Мораль и политика Политическая этика – это особенная составная часть общественной нравственности, социальной этики. Она начала складываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинтеграции ранее сплоченного социума и возникновения функциональных
1.1. Предмет и назначение этики как науки
1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что термин «этика» древнегреческого происхождения и
1.2. Профессиональная этика: предмет и специфика
1.2. Профессиональная этика: предмет и специфика Профессиональная этика — это совокупность нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии, а через нее и к определенному классу
7. Двойная мораль
7. Двойная мораль Упоминание о древних религиозных корнях современной психологии и будущей фундаментальной психологии заставляет нас вспомнить третью часть первой книги Трилогии, в которой много сказано о «научной религии» как «приводном ремне» научно-технического
Понятия “этика” и “мораль”,их соотношение
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Этика-учение о морали.Этика как наука изучает,обобщает и систематизирует принципы и нормы морали,действующие в обществе,а так же способствует выработке таких моральных представлений,которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям,способствуя тем самым совершению общества и человека
2)Виды этического знания.
Описательная, или дескриптивная, этика–раздел этики, в котором сосредоточены усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, профессии. Она изучает и описывает реальные нравственные явления: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания.
Нормативная, или прескриптивная, этика–раздел этики, где обосновываются и предписываются определенные моральные принципы и нормы, назначение которых состоит в руководстве поведением. Именно это делает этику достойной изучения. Вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека.
3)Основные направления этических исследований.
Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях):
1) теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали;
2) описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи;
3) нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.
Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:
1) объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить себе или кому-нибудь, что такое справедливость, долг или честь аудитора;
2) описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у представителей аудиторской профессии;
3) предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу долга или кодексу чести.
6) Глава II. Категории этики
1. Добро и зл2. Справедливость
6. Достоинство и честь
7. Гуманизм как этический принцип
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека
справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло.
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Совесть иногда называют другой стороной долга.
Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.
6. Достоинство и честь
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
7. Гуманизм как этический принцип
Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.
Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.
Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.